Происходивший из династии Пршемысловичей князь Вацлав (Вячеслав) родился предположительно в 907 г.

Житие святого Вячеслава

Дед Вацлава Борживой, правивший страной во второй половине IX в., был первым чешским князем, принявшим христианство. Произошло это при довольно  необычных обстоятельствах. В те времена чешские земли граничили с Великой Моравией и, по некоторым источникам, были у нее в подчинении. Моравский правитель Сватоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя в гости. Однако угощение для чешского князя и его дружины было подано не на столе, а на полу — как собакам. Удивление Борживоя перевесило его гнев, и он поинтересовался причиной этого оскорбления. Сватоплук ответил, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Борживой задумался и захотел побольше узнать о христианстве. И в результате вместе со своей женой Людмилой принял крещение от равноапостольного Мефодия, просветителя славян, который находился в то время в Моравии.

Борживой и Людмила совершили многое для распространения христианства. Они строили церкви, приглашали из славянских стран священников, которые вели службы на славянском языке, занимались благотворительностью. Борживой умер достаточно молодым, в возрасте около 35 лет. Княжеский престол достался сначала старшему сыну Спытигневу, а после его смерти — младшему, Вратиславу (Братиславу), отцу св. Вацлава. Вратислав женился на княжне Драгомире, происходившей из знатного рода Стодоранов. Считается, что она была язычницей, но вряд ли князь-христианин мог заключить подобный брак. Скорее, Драгомира приняла христианство формально. Людмила и после смерти мужа пользовалась большим влиянием и любовью подданных. Фактически она оставалась правительницей при своем сыне Вратиславе, что крайне раздражало властолюбивую Драгомиру. Особенно если учесть, что воспитанием ее сыновей — Вацлава и Болеслава — занималась опять же Людмила.

Вратислав, как и его отец, умер рано (по некоторым сведениям, он погиб в 920 г. в бою с уграми), а Вацлав был еще слишком молод, чтобы самостоятельно править страной. Драгомира претендовала на роль регентши. По одним сведениям, Людмила оставила бразды правления за собой, по другим — напротив, добровольно уступила их невестке и удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин. Так или иначе, Драгомира подослала к Людмиле наемных убийц. Людмила была задушена собственной вуалью. Впоследствии она  была канонизирована как святая мученица и является  небесной покровительницей Чехии.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, находящейся к западу от Праги, где воспитывался в духе христианства и готовился управлять страной. Его наставником был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вацлав владел, помимо родного, славянского латинским, греческим и немецким языками и вообще был для своего времени очень образованным человеком. На момент вступления на престол в 925 г. ему исполнилось всего 18 лет. Принимая власть, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. Он отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством правил разумно, справедливо и со всей ответственностью. Его считали усердным христианином, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных. Князь, как и его благочестивые дед и бабушка, заботился о христианском просвещении народа, строил новые храмы, украшал уже построенные. Известно, что он выкупал детей язычников, проданных в рабство, и воспитывал их в христианском духе.

Во времена князя Вацлава богослужение в стране шло на двух языках, он хотел, чтобы эти две богослужебные традиции соседствовали во взаимном уважении, чем нажил себе немало врагов. Немецкие священники восстановили против князя завистливых вельмож, среди которых были немало язычников. Вельможи в свою очередь умело воспользовались недовольством брата Болеслава и уговорили его занять престол, убив Вацлава.

Болеслав пригласил Вацлава к себе в крепость Стара Болеслав. Поводом послужили крестины его новорожденного сына. По другой версии, это был храмовый праздник в честь святых Космы и Дамиана, отмечаемый 27 сентября. После пира Болеслав набросился на Вацлава с мечом. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх. Не желая убивать собственного брата, он лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Один из них пронзил князя копьем в тот момент, когда он схватился за дверное кольцо (этот момент изображен на одном из вариантов герба города Стара Болеслав).

Тело Вацлава несколько дней лежало на церковном дворе без погребения, что вызвало народное негодование. Его кровь, брызнувшую на дверь храма, долго не могли отмыть. Наконец князь был похоронен рядом с той самой церковью, где встретил свою смерть. Спустя три года Болеслав решил публично покаяться в убийстве брата. Тело Вацлава перевезли в Прагу и поместили в соборе св. Вита, в той ротонде, которая была построена по приказу самого Вацлава.

Практически сразу после смерти князь Вацлав был провозглашен «мартиром» — мучеником, страстотерпцем. Этим греческим словом называли человека, который своей собственной пролитой кровью присягнул на верность Христу.

Князь Вацлав почитается святым и в русской Православной Церкви, где он известен как Вячеслав Чешский. Его память отмечается по новому стилю 11 октября, а также 17 марта (день перенесения мощей в Прагу).

В 1373 г. Карл IV сделал сына маркграфом только что купленного Бранденбурга, а 10 июня 1376 г. он добился избрания его королем Германии. Согласно завещанию Карла Вацлав унаследовал корону Чехии, владения в Силезии, а также должен был стать императором. После смерти дяди Венцеля в 1382 г. Вацлав получил герцогство Люксембург.

Вацлав заметно отличался от отца и характером, и подходом к управлению государством. Вспыльчивый и горячий, он находил удовольствие в охоте, обжорстве и прочих чувственных наслаждениях, но не был мотом. Вацлав не облагал народ чрезмерными податями, но королевские доходы при нем всегда находились в хорошем положении. Вацлав часто переодевался в простую одежду и бродил среди народа, наблюдая за сохранением закона и справедливости. Жил он по большей части не в замках, а в городских домах, принадлежавших королевскому двору; чаще советовался с незнатными людьми, чем с государственными сановниками. Подобно отцу Вацлав покровительствовал искусству и науке. При нем начала развиваться литература на чешском языке. Вообще в это время отмечался рост влияния чешского языка на все отрасли жизни.

Еще со времен Карла IV шли переговоры о свадьбе второго сына, Сигизмунда, с одной из дочерей Людовика Венгерского. На съезде в Зволене в 1382 г. была достигнута договоренность о браке Сигизмунда с Марией, но свадьба состоялась лишь в 1385 г.

Во время Великого раскола Вацлав оставался сторонником римских пап в противовес авиньонской линии. Еще в 1382 г. он собирался прийти в Рим на помощь папе Урбану VI, а заодно принять корону императора, но из-за смуты в Германии так и не сделал этого. В Германии начались раздоры между имперскими городами и немецкими князьями. Еще Карл IV даровал городам существенные привилегии и позволил им объединяться в союзы. Швабская лига, созданная в 1376 г. выступала как самостоятельный и весьма сильный субъект империи. Это вызывало недовольство владетельных князей, которые пытались покорить города. Вацлав неоднократно пробовал помирить стороны, но безуспешно. Отчаявшись, он хотел отречься от германской короны, но передумал и на сейме 1389 г. в Хебе помирился с князьями.

В 1393 г. произошел серьезный конфликт между королем и пражским архиепископом Яном из Йенштейна. Вацлав давно уже покушался на привилегии высшего духовенства, желая подчинить церковную власть светской. В 1393 г. король решил учредить новое епископство и передать ему имения старинного бенедектинского монастыря в Кладрубах. Ему оставалось дождаться лишь смерти настоятеля монастыря Рацки. Но едва это случилось, как архиепископ назначил на его место нового аббата, своего викария Яна Непомуцкого. Взбешенный король вызвал к себе архиепископа с четырьмя приближенными и приказал схватить их. Архиепископ успел сбежать, а остальных людей по приказу Вацлава подвергли пыткам. При этом Яна Непомуцкого замучили до смерти, после чего тело его зашили в мешок и бросили с Карлова моста во Влтаву.

Вскоре злоба короля прошла. За убийство Яна Непомуцкого он заплатил годичным церковным покаянием.

Однако мира с архиепископом достичь не удалось. Тот отправился к папе с жалобой, но Бонифаций IX не захотел вмешиваться в чешские дела. Не имея возможности оставаться в таком положении, Ян из Йенштейна вскоре сложил с себя сан.

Как уже было сказано выше, Вацлав порой ценил мнение незнатных людей выше, чем мнение дворян и сановников. Тех такое положение дел не устраивало. Дворяне сговорились с родственниками короля, Сигизмундом Венгерским и Йостом Моравским, а также Альбрехтом III Австрийским и Вильгельмом Мейсенским. В 1394 г. был составлен союз "для преобразования земских порядков и учреждений", главной целью которого было наделение аристократии исключительным правом занимать высшие государственные должности и места в земских судах и ограничение власти короля высшими земскими сановниками. Вацлав, естественно, отказался от подобных радикальных предложений. В 1394 г. заговорщики пленили короля и заточили в Пражском замке, а сами захватили власть, поставив во главе государства Йоста Моравского как земского старосту.

Находясь в плену, Вацлав вступил в тайные сношения со своим братом Яном Згожелецким. Тот собрал войско и начал войну с панским союзом. Простой народ и мещане тоже были на стороне короля. Благодаря им Ян беспрепятственно вошел в Прагу, но заговорщики покинули город и увезли короля с собой. Ян начал преследовать их и вынудил в конце концов отпустить Вацлава при условии удовлетворения королем некоторых требований мятежников.

Вацлав однако и не подумал выполнять обещания, и брожения среди знати начались снова. Поскольку Ян Згожелецкий умер в 1396 г., Вацлав был вынужден покориться панам. В число высших советников короля был включен Индржих Розенберг (главный бургграф). Йост Моравский поселился в Праге и имел большое влияние на государственные дела.

Увлеченный борьбой в Чехии, Вацлав совершенно не занимался делами Германии, за что подвергался справедливым упрекам тамошних князей. Недовольных возглавил курфюрст пфальцский Рупрехт. Это встряхнуло Вацлава. Он изгнал из Чехии Йоста, приблизив его брата Прокопа, созвал во Франкфурте сейм немецких князей, на котором уладил многие накопившиеся вопросы, и отправился на встречу с Карлом VI Французским, чтобы обсудить методы борьбы с Расколом. Два правителя решили созвать Собор, на котором и папа, и антипапа должны были отречься от престола. Но едва Бонифаций IX узнал об этих планах, как немедленно отвернулся от бывшего союзника Вацлава и поддержал Рупрехта Пфальцского. Вновь взбунтовались чешские паны во главе с Сигизмундом и Йостом. Вацлав был вынужден вновь забросить германские дела, в результате чего в 1400 г. три духовных курфюрста избрали Рупрехта королем Германии. Чешские паны немедленно вошли в союз с недовольными немецкими князьями. В 1401 г. Йост Моравский и маркграф мейсенский осадили Прагу, после чего Вацлав был вынужден пойти на мировую и поделиться властью с государственным советом, а Йост получил Лужицу в пожизненное владение.

Сигизмунд не участвовал в этих переговорах: он боролся с мятежной венгерской знатью и был взят ею в плен. Вацлав хлопотал о его освобождении, надеясь на поддержку в борьбе за императорскую корону, но Сигизмунд обманул брата, взяв в плен его приверженца Прокопа Моравского и захватив власть в Чехии в свои руки. Поскольку сам он большую часть времени пребывал в Венгрии, управлять Чехией был посажен литомышльский епископ Ян Железный. В 1402 г. Сигизмунд и Вацлав выступили в поход в Италию для завоевания императорской короны (очевидно, Сигизмунд планировал управлять и Германией от имени брата), но в это время взбунтовались чехи. Сигизмунд оставил брата в Вене под присмотром австрийского герцога и отправился давить мятеж. Вскоре начался бунт в Венгрии, поэтому об итальянском походе Сигизмунду пришлось забыть; воспользовавшись обстоятельствами, Вацлав бежал из Вены. В Чехии его приняли как освободителя от ненавистной власти Сигизмунда. Панский союз распался. Индржих Розенберг был лишен высшего бургграфства. С Йостом Моравским, также недовольным правлением Сигизмунда, был заключен мир. В 1404 г. во Вроцлаве был заключен союз с Владиславом Ягеллоном против Сигизмунда. Тот начал было военные действия, но потерпел неудачу при осаде Зноймо. Вскоре и Рупрехт Пфальцский лишился поддержки многих князей. В 1406 г. Вацлав захватил большую часть Баварии и вновь стал претендовать на титул короля Германии.

Во время этих волнений в Чехии набрало силу движение ревностных проповедников, мыслителей, писателей и религиозных реформаторов. Эти проповедники выступали против беззакония, господствовавшего среди духовенства: увеличения поборов за совершения таинств и продажи церковных должностей, количество которых к этому времени необычайно увеличилось. Раздавались призывы к отказу от слепого повиновения церкви и власти, нарушающей Заповеди. Целью жизни каждого христианина провозглашался поиск правды даже в ущерб спокойствию и благополучию. Большой популярностью пользовались труды английского реформатора Джона Уиклифа, в которых затрагивались все эти вопросы.

Наиболее заметным из проповедников был настоятель Вифлеемской часовни, магистр искусств и бакалавр теологии Ян Гус. Человек добродетельной жизни и строгой нравственности, обладавший умом и красноречием, Гус преподавал в Пражском университете и пользовался уважением самых высоких лиц, как духовных, так и светских. Король Вацлав видел в Гусе и его сторонниках опору в борьбе с засильем церковников. Кроме того, Вацлав много хлопотал о прекращении Великого Раскола и реформе церкви, опять же рассчитывая подчинить духовную власть светской.

Поскольку ни папа, ни антипапа не желали поступиться своим положением ради преодоления Раскола, усилиями кардиналов в 1409 г.

в Пизе был созван Собор, который должен был положить конец расколу. Вместо этого раскол только усилился, так как в Пизе был избран еще один антипапа. После этого Пизанский собор был распущен (он должен был возобновить работу через три года), а его решения так и не были претворены в жизнь. Реформа церкви вновь застопорилась. Ян Гус и его сторонники все активнее выступали против папской власти, тем более, что пизанским антипапой, которого признавало чешское духовенство, стал один из развратнейших людей того времени Иоанн XXIII. Вацлав, поддерживавший Яна Гуса, повелел проповеднику на некоторое время оставить Прагу, чтобы дать страстям утихнуть.

В 1410 г. умер Рупрехт Пфальцский, и на очередных выборах германского короля голоса разделились между Сигизмундом Венгерским и Йостом Моравским. Кроме того, сам Вацлав не считал себя лишенным короны. В 1411 г. Йост скончался, не оставив наследников. Вацлав и Сигизмунд как единственные из наследников Люксембургов заключили договор о разделе семейных владений: Сигизмунд получил Бранденбург, Вацлав — Моравию и Нижнюю Лужицу, а Антон Брабантский, женатый на дочери Яна Згожелецкого — Люксембург. Кроме того, Вацлав уступил Сигизмунда пальму первенства среди германских князей.

Усилиями Сигизмунда в 1414 г. в Констанце был созван новый собор. Вацлав искренне надеялся, что на этот раз конец расколу будет положен. Однако Сигизмунд вызвал на собор Яна Гуса, где церковники осудили проповедника и приговорили к сожжению на костре как еретика.

Известие о казни Яна Гуса еще сильнее всколыхнуло Чехию. Доходило до того, что многих священников просто изгоняли из церквей. У литомышльского архиепископа как главного обвинителя Гуса соседние дворяне отобрали имения. В Праге был созван сейм, на котором была составлена коллективная жалоба Собору на осуждение Гуса. Собор отреагировал строгим постановлением, предписывавшем всем 452 жалобщикам явиться в Констанц, но естественно было ими проигнорировано.

Благоверный князь Вячеслав Чешский

В 1417 г. чехи-магистры Пражского университета объявили Яна Гуса святым мучеником за веру Христову. Среди последователей Яна Гуса — гуситов — были люди как умеренно настроенные, так и радикалы. Умеренные (их называли утраквистами или чашниками за требование допустить мирян к причастию из чаши) призывали к реформированию церкви, упрощению литургии и ведению службы на чешском языке. Радикалы же отрицали роль церкви вообще и признавали лишь Священное Писание. Именно они изгоняли священников, грабили храмы и монастыри, убивали не успевших сбежать монахов.

Тем временем Констанцский собор завершил свою работу. Он положил конец Расколу, избрав одного нового папу вместо трех прежних, но отказался от идеи реформирования церкви. Вацлав IV долгое время колебался, чью же сторону занять: папы Мартина V или гуситов. Он сделал несколько уступок утраквистам, отдав им несколько пражских церквей для ведения службы по своему обряду, но противился иным религиозным нововведениям. После отказа короля увеличить количество церквей для утраквистов, большая группа радикалов покинула Прагу и другие города и стала собираться на горе Табор (Фавор) в Южной Чехии. Там они создали укрепленный лагерь, куда стали стекаться вооруженные толпы людей из ближних и дальних городов, местечек и деревень. По названию этой горы радикальные гуситы получили название "табориты".

30 июля 1419 г. вспыхнуло восстание в Праге. Группа вооруженных горожан во главе со священником Яном Желивским и воеводой Яном Жижкой захватила здание ратуши в Новом Городе и выбросила из окон на мостовую пятнадцать чиновников, включая судью и бургомистра. Это событие вошло в историю как Первая пражская дефенестрация. Известие о дефенестрации так взволновало Вацлава, что его хватил удар. Он был вынужден утвердить новый состав совета во главе с Яном Желивским, на всякий случай приготовился дать вооруженный отпор мятежникам, но для кардинального решения вопроса решил дождаться возвращения брата Сигизмунда. Однако этого момента Вацлав не дождался: 16 августа 1419 г. у Вацлава случился второй сердечный приступ, от которого он скончался. Поскольку детей у Вацлава не было, в Чехии ему унаследовал младший брат Сигизмунд.

<<короли Чехии >>

Благоверный князь Вячеслав Чешский

Дни памяти:4 марта (Перенесение мощей), 28 сентября


Святой Вячеслав, князь Чешский

Благоверный Вячеслав (он же Винчеслав или Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть.

В ЧЕМ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПОМОЖЕТ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ ВЯЧЕСЛАВА

Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

«Святой Вацлав, воевода земли чешской, не дай погибнуть нам, ни потомкам нашим!»

Святой Вацлав – покровитель Чехии. День его памяти – 28 сентября, считается главным праздником – днем чешской государственности.

Кто такой Святой Вацлав?

Воспитывала Вацлава бабушка – княгиня Людмила, считается, что именно она со своим мужем Борживым принесли Христианство в ранее языческую Чехию. Отцом его был князь Вратислав – сын Борживого и Людмилы, а матерью Драгомира, которая внешне соблюдала христианские обряды, но была язычницей.

Под влиянием бабушки Вацлав рос очень религиозным ребенком, позаботилась Людмила и о том, чтобы дать ребенку блестящее, по тем временам, образование.

Имя Вячеслав в православном календаре (Святцах)

Вацлав писал и говорил на латыни, греческом, глаголице, изучал астрономию и математику.

Годы правления

Войдя на престол, Вацлав понимал, что маленькая Чехия, окруженная со всех сторон враждебными государствами и раздираемая междоусобицами, сможет выжить как  единое государство, только если народ объединится, а для этого необходимо каждому как можно больше внимания уделять нравственности и  образованию. Вацлав делал все возможное, чтобы укрепить страну. Входя на престол Вацлав заявил, что будет править так, чтобы в его стране царил мир, чтобы народ жил по законам Божьим, а судьи судили справедливо.

Как любой мудрый правитель, Вацлав старался решать все конфликты мирным путем, но знал, когда необходимо взять в руки меч.

Вацлав старался сделать все возможное для распространения в Чехии христианства. При этом он считал, что литургии должны происходить и на славянском, и на латыни. В этом вопросе Святого Вацлава можно считать предшественником папы Павла Иоанна II, который говорил: «Церковь будет богаче, если будет дышать обоими своими легкими &#8212; восточным и западным».

Сам Вацлав вел практически монашеский образ жизни и мог служить достойным примером добродетели и веры. Однако его социальные реформы и христианский метод правления вызывали отторжение у языческой знати и в конце концов заговорщики во главе с братом короля Болеславом, убили Вацлава.

Как был убит Святой Вацлав

Болеслав пригласил Вацлава в свой замок в городе Стара-Болеслав якобы на крестины сына. Во время приветственного пира Болеслав спровоцировал ссору и набросился на брата с ножом. Однако Вацлав оказался сильнее, и одержал верх над Болеславом. Но он был истинным христианином, оттолкнув брата, Вацлав сказал: «Бог простит тебя, брат», и попытался укрыться в церкви. Однако в дверях его настигли убийцы. Когда Вацлав уже схватился за кольцо двери Храма, его пронзили копьем.

Позднее кольцо перенесли в собор Святого Вита, на нем можно увидеть капли крови мученика. В соборе же покоятся и останки короля Вацлава. Доставить в Прагу тело брата распорядился Болеслав. Напуганным своим деянием, он раскаялся, а своего сына, родившегося в ночь братоубийства, назвал Страхквасом, что обозначает «страшный пир»,

Останки Вацлава с почетом везли из Стара-Болеслава в Прагу и везде, где останавливалась похоронная процессия, были воздвигнуты часовни, многие из которых сохранились и до наших времен.

После смерти

Король Вацлав был провозглашен Святым и считается покровителем Чехии. И после смерти он продолжает творить добро, с часовней, где похоронены его останки, связано множество легенд.

Считается, что когда придет для Чехии, по-настоящему, черный день, Святой Вацлав восстанет, и сразит своим мечом неприятеля.

Категории: Люди, Праздники

Комментарии: 0

Похожие записи


  • Как празднуют Рождество в Чехии

    Чехия – страна католическая, поэтому Рождество здесь празднуют 25 декабря. Начинается все накануне -24 декабря, в Сочельник. Это время рождественского поста, поэтому принято соблюдать…


  • 16 мая &#8212; день памяти Яна Непомуцкого

    16 мая в Чехии отмечают день памяти Яна Непомуцкого. Принято украшать статуи этого Святого, зажигать свечи. В храме Святого Вита, где покоятся останки священника,…


  • Святой Ян Непомуцкий

    Ян Непомуцкий (Иоанн Непомук) – один из покровителей Чехии, канонизированные католической церковью. Святой Ян Непомуцкий считается покровителем: священников, исповедников, корабельщиков, мостов и мостостроителей, мельников….

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *