Святой Симеон Верхотурский

Люди, часто читающие жития православных святых, должны были обратить свое внимание, что не слишком-то часто среди имен подвижников, прославившихся на всю странe своими подвигами во имя Господа, встречаются таковые сибирских праведников. Симеон Верхотурский – как раз-таки и есть это самое исключение из «правил». Он жил в XVII-м столетии и относился к той категории угодников Божиих, которые, будучи рожденными в зажиточной семье, отказывались от богатства во имя бедности и служения Творцу. День памяти святого, посвященный такому событию, как перенесение его мощей, приходится на 25 сентября.

Житие святого

О происхождении и ранних годах земного существования подвижника мало что известно. Сведения о жизни его содержатся в житии, составленном из свидетельств современников. Называется оно так: «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца».

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII-го века в благочестивой дворянской семье, проживавшей в европейской части России. О детских годах его сведений не сохранилось. Когда святой потерял отца и мать, он оставил родительский дом и ушел на Урал. Там Симеон выбрал своим новым местом жительства сначала местечко Верхотурье. В 1620-м году подвижник поселился в 53-х километрах от прежней обители – в селе Меркушино. Большую часть своей дальнейшей жизни праведник провел именно здесь. Он тщательно скрывал от окружающих собственное знатное происхождение и был олицетворением подвига нестяжательства. Главной чертой последнего являлось так называемое «социальное опрощение».

В селе Меркушино Симеон ходил в храм – местную деревянную церковь, освященную во имя святого Архангела Михаила. В летнюю пору святой уходил из деревни, уединялся на берегу реки Тулы для совершения беспрестанной молитвы, прерываясь лишь на добычу себе пропитания рыбной ловлей. В другое время подвижник занимался пошивом шуб, владея навыками портного. Это дело он выполнял и в Меркушино, и в других селах, которые обходил в поисках подобной работы.

Икона Симеона Верхотурского

Трудился святой в крестьянских домах, но за старания свои не брал с людей никакой платы. Бывало, он даже оставлял шубу недошитой – специально, чтобы не за что ему было давать денежное вознаграждение. Заказчики не понимали такой его тактики и часто бранили Симеона, а иные и вовсе кидались на праведника с побоями. Все терпел святой, все принимал со смирением и кротостью, а после молился за своих обидчиков.

Нередко подвижника можно было найти на погосте Меркушинского села. Там он молился в одиночестве о мире и укреплении жителей Сибири в вере в единого Господа. Также проводил святой душеспасительные беседы с теми, кто внимал его речам (в основном это были вогулы). И, надо сказать, последние нередко попадали в благодатную почву подобно добрым семенам, где со временем прорастали, а позже – давали обильные плоды. Молитвы свои праведный Симеон сочетал с коленопреклонным стоянием на камне в диких, необитаемых таежных лесах. Это был еще один подвиг, неоднократно осуществляемый святым во имя Господа.

ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ (МЕРКУШИНСКИЙ)

Дни памяти:

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых

25 мая – Второе обре́тение мощей

23 июня – Собор Сибирских святых

25 сентября – Перенесение мощей

31 декабря – Прославление

Житие праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского)

Пра­вед­ный Си­ме­он Вер­хо­тур­ский ро­дил­ся в на­ча­ле XVII ве­ка в ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии в се­мье бла­го­че­сти­вых дво­рян. По­ви­ну­ясь Бо­же­ствен­но­му во­ди­тель­ству, он оста­вил по­че­сти и зем­ное бо­гат­ство и уда­лил­ся за Урал. В Си­би­ри пра­вед­ный Си­ме­он жил как про­стой стран­ник, скры­вая свое про­ис­хож­де­ние.

Святой праведный Симеон Верхотурский: «маленький» святой «маленьких» людей

Ча­ще все­го он по­се­щал се­ло Мер­ку­шин­ское, на­хо­див­ше­е­ся неда­ле­ко от го­ро­да Вер­хо­ту­рья, где мо­лил­ся в де­ре­вян­ной церк­ви.

С бла­го­ве­сти­ем о Три­еди­ном Бо­ге, о веч­ной жиз­ни в Цар­стве Небес­ном пра­вед­ный Си­ме­он хо­дил по окрест­ным се­ле­ни­ям. Он не чуж­дал­ся и ино­вер­цев во­гу­лов, ко­рен­ных жи­те­лей это­го края, ко­то­рые по­лю­би­ли свя­то­го за его чи­стое жи­тие. С по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей пра­вед­ный Си­ме­он про­бу­дил в серд­цах во­гу­лов стрем­ле­ние к доб­ро­детель­ной жиз­ни. В дев­ствен­ной си­бир­ской тай­ге он пре­да­вал­ся Бо­го­мыс­лию, в каж­дом жи­вом су­ще­стве ви­дя неиз­ре­чен­ную пре­муд­рость «Со­тво­рив­ше­го вся».

По­движ­ник ни­ко­гда не оста­вал­ся празд­ным. Он хо­ро­шо умел шить шу­бы и, об­хо­дя се­ла, ра­бо­тал в до­мах у кре­стьян, не при­ни­мая за тру­ды ни­ка­ко­го воз­на­граж­де­ния. Чтобы из­бе­жать по­хвал за свою ра­бо­ту, пра­вед­ный Си­ме­он остав­лял ее неза­вер­шен­ной и ухо­дил от за­каз­чи­ков. За это ему при­хо­ди­лось пе­ре­но­сить оскорб­ле­ния и да­же по­бои, но он при­ни­мал их со сми­ре­ни­ем и мо­лил­ся о сво­их обид­чи­ках. Так он до­стиг со­вер­шен­но­го сми­ре­ния и нес­тя­жа­тель­ства.

Мно­го мо­лил­ся свя­той Си­ме­он об укреп­ле­нии в ве­ре но­вопро­све­щен­ных жи­те­лей Си­би­ри. Свою мо­лит­ву по­движ­ник со­еди­нял с по­дви­гом ко­ле­но­пре­клон­но­го сто­я­ния на камне в дре­му­чей тай­ге. В де­ся­ти вер­стах от Мер­ку­ши­на на бе­ре­гу ре­ки Ту­ры по­движ­ник имел уеди­нен­ное ме­сто, где ло­вил ры­бу. Но и здесь он про­яв­лял воз­дер­жа­ние: ры­бы он до­бы­вал ров­но столь­ко, сколь­ко тре­бо­ва­лось ему для днев­но­го про­пи­та­ния.

Бла­жен­ная кон­чи­на свя­то­го му­жа по­сле­до­ва­ла сре­ди ве­ли­ких по­дви­гов по­ста и мо­лит­вы. Скон­чал­ся он в 1642 го­ду и был по­гре­бен на Мер­ку­шин­ском по­го­сте у хра­ма Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла.

Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка, ко­то­рый оста­вил все зем­ное ра­ди слу­же­ния Ему Еди­но­му. В 1692 го­ду, спу­стя 50 лет по­сле кон­чи­ны свя­то­го, жи­те­ли се­ла Мер­ку­шин­ско­го чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­ли от­крыв­ше­е­ся нетлен­ное те­ло пра­вед­ни­ка, имя ко­то­ро­го они за­бы­ли. Вско­ре от явив­ших­ся мо­щей ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния. Был ис­це­лен раз­би­тый па­ра­ли­чом че­ло­век, за этим по­сле­до­ва­ли и дру­гие ис­це­ле­ния. Мит­ро­по­лит Си­бир­ский Иг­на­тий (Рим­ский-Кор­са­ков, 1692–1700) по­слал лю­дей для осви­де­тель­ство­ва­ния фак­тов. Один из них, иеро­ди­а­кон Ни­ки­фор Ам­вро­си­ев, в пу­ти мо­лил­ся Бо­гу и неза­мет­но по­гру­зил­ся в лег­кую дре­мо­ту. Вдруг он уви­дел пе­ред со­бой че­ло­ве­ка в бе­лой одеж­де, сред­не­го воз­рас­та, во­ло­сы его бы­ли ру­со­го цве­та. Доб­рым взгля­дом он смот­рел на Ни­ки­фо­ра и на во­прос по­след­не­го: «Кто ты?» – явив­ший­ся от­ве­тил: «Я Си­ме­он Мер­ку­шин­ский», – и стал неви­ди­мым.

В «Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке» под 16 ап­ре­ля зна­чит­ся: «Свя­тый и пра­вед­ный Си­ме­он Мер­ку­шин­ский и Вер­хо­тур­ский, иже в Си­би­ри но­вый чу­до­тво­рец, по­до­би­ем рус, бра­да и вла­сы на гла­ве аки Козь­мы Без­среб­рен­ни­ка, ри­зы на нем про­сты, рус­ския».

Мит­ро­по­лит Иг­на­тий, убе­див­шись в нетле­нии мо­щей свя­то­го Си­мео­на, вос­клик­нул: «Сви­де­тель­ствую и я, что во­ис­ти­ну это мо­щи пра­вед­но­го и доб­ро­де­тель­но­го че­ло­ве­ка: во всем по­доб­ны они мо­щам древ­них свя­тых. Сей пра­вед­ник по­до­бен Алек­сию, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, или же Сер­гию Ра­до­неж­ско­му, ибо он спо­до­бил­ся от Бо­га нетле­ния, по­доб­но сим све­тиль­ни­кам ве­ры Пра­во­слав­ной».

И ныне по мо­лит­вам свя­то­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го Гос­подь яв­ля­ет бла­го­дат­ную по­мощь, уте­ше­ние, укреп­ле­ние, вра­зум­ле­ние, вра­че­ва­ние душ и те­лес, и из­бав­ле­ние от лу­ка­вых и нечи­стых ду­хов. Бед­ству­ю­щие пут­ни­ки по мо­лит­вам свя­то­го по­лу­ча­ют из­бав­ле­ние от смер­ти. Осо­бен­но ча­сто си­би­ря­ки об­ра­ща­ют­ся с мо­лит­ва­ми к Вер­хо­тур­ско­му чу­до­твор­цу при глаз­ных бо­лез­нях и все­воз­мож­ных па­ра­ли­чах.

12 сен­тяб­ря 1704 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го Фило­фея бы­ло со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го из хра­ма в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В этот день Цер­ковь празд­ну­ет вто­рую па­мять свя­то­го пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го (пер­вая – 18 де­каб­ря).

Праведный Симеон, Верхотурский чудотворец

Память: 12 / 25 мая (второе перенесение мощей), 12 / 25 сентябрь (перенесение мощей), 18 / 31 декабря (прославление)

Многое неведомо нам о причинах ухода высокообразованного, воспитанного и прежде состоятельного человека из привычной дворянской среды, из столичных окрестностей. Обычно исчезновение подобной знатной личности не остается бесследным. Но где сейчас найти документы почти 400-летней давности (записка, завещание, письмо, церковная запись)? Чрезвычайно скудны сведения о жизни святого Симеона и в селе Меркушино, где он поселился, пройдя долгий путь из центральных мест Руси до северного Урала. Если говорить коротко, то вся жизнь его сводится к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Само же чудотворство начинается после смерти святого Симеона, когда его гроб взошел над могилой.

И все же представляется возможным, опираясь на уже известные источники – “Книга глаголемая. Описание о русских святых”, 1888 год, “Рассказы из истории русской церкви”, “Материалы по истории раскола”, “Сказание о праведном Симеоне” митрополита Сибирского Игнатия, исследования В.О. Ключевского, “Иконописный подлинник”, на рассказы монахов и простолюдинов, на собственные наблюдения, — дать более полную и цельную картину подвига Праведного Симеона. Дадим эти примеры, эпизоды и размышления тезисно, в надежде, что они послужат основой высокохудожественно оформленной книги о Симеоне Верхотурском, столь почитаемом святом не только на Урале, но и во всей России.

Праведный Симеон Верхотурский

С детства обученный воспитателем-дядькой портняжничеству, чеботарству и рыбной ловле, святой Симеон этими ремеслами и навыками “поддерживал свое существование” в глухих местах Урала. Но это дело стало не просто ремеслом и промыслом. Симеон, портняжничая, имея отличный инструмент, часто вел рассказы. Зная наизусть многие места Ветхого и Нового Заветов, многочисленные притчи из жизни древних святых, он превращал свое пребывание в доме какого-либо меркушинца в настоящую неназойливую проповедь, поучения, благой совет. И нередко в таком доме, где пребывал “грамотный портной”, кроме хозяев, собиралась немалая группа соседей. Стали наведываться и из соседних сел. Будучи эрудированным во многих областях знаний, Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Он и сам черпал опыт от местных знахарей, собирал травы, сушил их в своей избушке (небольшой кров у него все же был), безвозмездно давал советы болящим, успокаивал молитвой и благословением, направлял на исповедь в церковь к меркушинскому старенькому настоятелю. И нередко, по существу, исцелял больного.

Особенно важна роль Симеона как проповедника христианства среди инородцев, лишь недавно вошедших в состав Руси, частью обращенных в христианство, частью пребывавших в дикости, да и среди местных православных, исповедующих Христа, но еще не сумевших превозмочь некоторых языческих обычаев и понятий. Однажды, отправляясь по лесной тропе на свое постоянное место ужения рыбы, Симеон услышал рык, вой и как бы плач. Он тут же обнаружил глубокую яму-ловушку, в которую угодил молодой медведь. Симеон нашел в 10 саженях длинную лесину – срубленную сосну – и, с усилием потащив ее, опустил в яму. И тем самым спас зверя. Но почувствовал надсаду внутри. С тех пор прибаливал. Меркушинцы же дивились, что в хижину Симеона наведывается временами дикий зверь, “лесной хозяин”, дружит с ним, охраняет от хищников.

Меркушинский святой прославился среди заказчиков и местных жителей тремя особенно запомнившимися свойствами. Во-первых, он шил не простые полушубки, борчатки и меховые душегрейки, а нарядные праздничные одежды, украшенные также мягкими, дубленой кожи, накладками с чудными узорами, фантастическими орнаментами. Они надевались обычно по большим праздникам, на Рождество, Крещение, Сретение, Пасху. Во-вторых, повторимся, многие уже тянулись к его рассказам и поучениям из жизни Иисуса Христа и подвижников веры Христовой. В третьих — и это очень поражало и служило примером людям, — Симеон одинаково относился и к бедным, и к зажиточным крестьянам-заказчикам, почти не беря платы, а довольствуясь ночлегом или достаточным, как он считал, узелком с пропитанием на ближайшее время.

Богатый меркушинский купец заказал нарядные шубы для себя и для своей супруги. Сделав работу, Симеон рано поутру, пока еще в доме спали, собрался уходить. Хозяйка, заслышав его сборы, встала, поднялся и хозяин. Она дала ему фунт изюму, рису и полдюжины яиц, которые можно было покрасить на Пасху (дело было в апреле, в период Великого Поста). Сам купец протянул ему несколько больших монет. Симеон поклонился заказчикам, но от денег отказался. Купец хотел схватить его, силой дать деньги. Но огонь вдруг погас. Симеон исчез. Днем, выйдя на улицу, купец вновь встретил Симеона среди сельчан. Подошел и начал грубо оскорблять его за то, что тот не взял его денег: "Ты побрезговал моими деньгами! Думаешь, ты чище меня? Гордыня тебя обуяла?!" — "Что ты, что ты, добрый человек, вы и так достаточно меня отблагодарили…" – "Ты бы мог стать дивно богатым, почему не берешь денег?" – "Бедностью своей я богат", – говорил Николай Чудотворец, – ответствовал Симеон. – И разве деньгами и накоплениями мы кормимся? Не хлебом единым жив человек, сказано". Огромный купчина поднял Симеона, бросил его оземь, пнул сапожищем. Местные бросились было защищать Симеона. Но он сам поднялся на ноги и просил не наказывать купца. Тогда заказчик вынул из кармана горсть денег и пытался засунуть их в рот Симеона. Выдохнул Симеон медную монету вместе с кровью. И все увидели – куда упала монета, вмиг растаял снег и поднялись голубые подснежники. Дальше рассказывают по-разному. Одни говорят, что вскоре по дороге на Верхотурье напали на сего купца волки. Другие утверждают, что его нашли истекающим кровью от рук ушкуйников. Едва живого привезли его в Меркушино. Симеон долго ухаживал за ним, смазывал раны, поил отварами, кормил медом. Подолгу молился за здравие болезного. Встал тот на ноги.

Николай Чудотворец и праведный Симеон Верхотурский

Стояла осень. И это был последний год блаженного странника. Физические надсады, полученные еще во время пути на север, а также, как говорит Афанасий, “телом же своим скорбяще чрево, явно яко от воздержания” — все это свалило его, обратило в немочь, хотя еще и не стар был. Жители Меркушина не оставляли его и по-прежнему слушали его притчи.

О дальнейших событиях — о выходе на поверхность гроба праведника, о чудотворности его мощей, о перенесении мощей в Верхотурье, о канонизации святого — обо всем этом написано достаточно много.

Расскажу два случая из своих наблюдений. У родителей моей матушки, живших в Вятской губернии, все время рождались мертвые дети или умирали во младенчестве. Пошли Ермолай и Наталья в церковь, поставили свечу и помолились: “Святой Симеон Верхотурский, помоги нам родить здоровых деток”. И родилась у них Ксения (моя матушка, прожившая 87 лет) и еще две девочки, прожившие одна 67 лет, другая 90 лет. После рождения Ксении завещали совершить ей паломничество в Верхотурье и помолиться мощам Святого…

Но совершилась революция, разрушались храмы, исчезали мощи праведников. И только сейчас мы можем вновь возблагодарить тех, кто дал моим родителям и мне жизнь и наслаждение миром Божьим. Я все же поехал в Верхотурье в 60-е годы.

Святой праведный Симеон Верхотурский

И хотя в то время мощи еще не были возвращены, нашел единственную действующую церковь при кладбище, поставил свечу нашему уральскому, всероссийскому чудотворцу…

И случился в мой приезд пожар неподалеку от гостиницы.

Много народу сбежалось, кто с ведрами, кто с баграми. Но спасти уже, казалось, ничего не удастся.

Бедные старик со старушкой сидели невдалеке на узлах и сундуках. И все мечтали: хоть бы огонь до малухи, величиной с баньку, не добрался. А огонь уже пожирал забор, вот-вот дойдет до малухи и другим избам начнет угрожать… Я увидел, как одна немолодая женщина подошла к пожарищу, расстегнула телогрейку: на груди ее была икона Божьей Матери. Женщина встала на колени и воскликнула: “Матерь Божья, спаси нас! Николай Чудотворец, Симеон Верхотурский, не оставьте нас без крова!” Забор в одно мгновение рухнул на мерзлую землю, только искры столбом взлетели. Тут же мужики растащили его баграми, закидали землей, залили водой. И маленький стариковский домик, и вся улица были спасены.

Владимир Блинов

Православная газета № 35, 2002

***

Молитва праведному Симеону, Верхотурскому чудотворцу:

  • Молитва праведному Симеону Верхотурскому. Симеон Верхотурский (Меркушинский) стяжал свою святость в миру молитвами, отшельничеством, странничеством, трудами и помощью людям. Ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах (это одно из первых чудес от его мощей)

Акафист праведному Симеону Верхотурскому:

Житийная и научно-историческая литература о праведном Симеоне Верхотурском:

Святой праведный Симеон Верхотурский

Дни памяти:12 мая (Второе обретение (перенесение) мощей), 12 сентября (Перенесение мощей), 18 декабря (Прославление)


Симеон Верхотурский

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался и иноверцев вогулов, коренных жителей этого края, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни. В девственной сибирской тайге он предавался Богомыслию, в каждом живом существе видя неизреченную Премудрость «Сотворившего вся».

Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере ново-просвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Симеон Верхотурский

В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.

Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.

Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков, 1692–1700) послал людей для освидетельствования фактов. Один из них, иеродиакон Никифор Амвросиев, в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Вдруг он увидел перед собой человека в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Добрым взглядом он смотрел на Никифора и на вопрос последнего: «Кто ты?» – явившийся ответил: «Я Симеон Меркушинский», – и стал невидимым.

В «Иконописном Подлиннике» под 16 апреля значится: «Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Митрополит Игнатий, убедившись в нетлении мощей святого Симеона, воскликнул: «Свидетельствую и я, что воистину это мощи праведного и добродетельного человека: во всем подобны они мощам древних святых. Сей праведник подобен Алексию, митрополиту Московскому, или же Сергию Радонежскому, ибо он сподобился от Бога нетления, подобно сим светильникам веры Православной».

И ныне по молитвам святого Симеона Верхотурского Господь являет благодатную помощь, утешение, укрепление, вразумление, врачевание душ и телес и избавление от лукавых и нечистых духов. Бедствующие путники по молитвам святого получают избавление от смерти. Особенно часто сибиряки обращаются с молитвами к Верхотурскому чудотворцу при глазных болезнях и всевозможных параличах.

12 сентября 1704 года, по благословению митрополита Тобольского Филофея, было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая – 18 декабря).

Изучая иконостас любого православного храма, можно встретить на иконах как изображения широко известных при земной жизни чудотворцев, так и лики таких праведников, как Симеон Верхотурский. Его имя было малоизвестно современникам. Но мощи его были прославлены нетлением и источают чудеса до сих пор.

Кратко о земной жизни святого

Родившийся в начале XVII века святой Симеон Верхотурский при жизни был известен мало. При земной жизни мирские почести были ему чужды. Поэтому похоронив родителей, он отказался от наследства боярского рода и отправился за Урал.

Поселившись в селе Меркушино неподалеку от Верхотурья, святой занимался рыбной ловлей, шил зимой шубы, много времени проводил в странствиях и молитве. Тому, кто совершает свои первые шаги на пути ко Христу, может помочь молитва перед иконой Симеона Верхотурского, который часто и подолгу молился об укреплении веры новообращенных жителей сибирской земли.

Умер святой рано, около 35 лет. Его похоронили на кладбище села Меркушино.

Чудесное прославление забытого праведника

Через полвека после этого тело святого было обретено нетленным. Имени его почти никто не помнил. Но чудо обретения мощей святого Симеона поразило многих: гроб поднялся от земли, через прогнившие доски были видны сохраненные от тления останки. В скором времени мощи святого исцелили парализованного селянина, а затем и многих других людей.

Факты о чудесном обретении мощей засвидетельствованы благодаря митрополиту Сибирскому Игнатию, лично прибывшему в Меркушино и сравнившему праведность святого Симеона с подвигами Алексия, митрополита Московского, и Сергия Радонежского.

В 1704 году 25 сентября по новому стилю мощи святого были перенесены в Верхотурский Никольский монастырь. В честь этого события ежегодно 25 сентября верующие со всей Сибири стекаются в Верхотурье, чтобы помолиться перед иконой святого Симеона.

Молитвы перед иконой святого Симеона Верхотурского

Прежде всего, святой славится целительной силой и врачеванием душ и телес. Борьба с помыслами и искушениями не обходит стороной никого, в чем бы ни подвизался человек — победить бесов поможет искренняя молитва перед иконой Симеона Верхотурского.

Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, глас 4

Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точити цельбы верным и неверным, притекающим к тебе, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевными страстьми, / и моли спасти души наша.

Кондак праведному Симеону Верхотурскому, глас 2

Мира суетнаго отверглся еси, да блага вечныя жизни наследиши,/ возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точиши бо цельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеоне блаженне, чудотворче предивный.

Молитва праведному Симеону Верхотурскому

О святый и праведный Симеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая!

По данней ти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицею во вся дни жития нашего. И якоже прежде овым убо от очныя зельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарне восхваляюще тя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Внешний облик святого Симеона Верхотурского чудотворца, изображаемый на иконах, как и его имя, стали известны после видения во сне иеродиакону Никифору Амвросиеву русоволосого человека в белом. На вопрос «Кто ты?» он ответил «Я Симеон Меркушинский» и исчез.

Как покровителю Урала, святому Симеону молятся верующие этой части страны. Также особенно почитают его рыбаки. Чистая, от всего сердца молитва перед иконой праведного Симеона чудотворца поможет избавиться от многих невзгод и болезней.

Известны случаи, когда перед иконой святого Симеона верующие избавлялись от слепоты, хромоты, душевных болезней.

Лик Симеона Верхотурского сопровождал семью императора Николая II в скитаниях после отречения.

Житие святого Симеона Верхотурского

Икона этого святого была обнаружена среди других служивших домашним иконостасом царственным страстотерпцам.

Мощи святого в музее атеизма

Новое забвение ждало святого с приходом советской власти. Гонения на веру не обошли стороной Верхотурский монастырь, который в 1926 году был закрыт. Все ценности были изъяты, а мощи святого передали в краеведческий музей города Нижнего Тагила.

«Иконописный подлинник» описывает образ святого так:

«Святый и праведный Симеон Меркушинский и Верхотурский, иже в Сибири новый чудотворец; подобием рус, брада и власы на главе аки Козьмы Безсребренника; ризы на нем просты, русския».

Теперь верующие шли поклониться Симеону Верхотурскому… в музей. Почитание мощей святого было массовым, что привело к выводу их из экспозиции музея в 1935 году. Тогда власти решили выставлять чудотворные останки святого в музее атеизма города Свердловска, располагавшемся в Ипатьевском доме. На месте расстрела святых царственных страстотерпцев мощи Симеона Верхотурского хранились до 1946 года, а затем были отправлены в запасники исторического музея.

Неоднократно в советское время ставился вопрос об уничтожении или захоронении останков святого. Но в 1992 годы они были возвращены Церкви и перенесены вновь в Верхотурский монастырь.

Администратор

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *