Флаг Англии

Аналитика

St. George's Day — 23 апреля

В самый разгар весны, 23 апреля, отмечается день покровителя Англии, святого Джорджа, которого чтят за то, что он убил дракона, терроризировавшего несколько английских деревень. В сущности, это английский вариант дня святого Патрика. В этот день поднимают флаг Англии, известный под названием "Крест св. Джорджа" (the St. George Cross), англичане прикрепляют к одежде красные розы (эмблему Англии). К праздничному столу готовят традиционные английские блюда, такие, как ростбиф и йоркширский пудинг, сосиски в тесте (toad-in-the-hole) и т.д. Кроме того, в этот день принято петь английские народные песни.

Кто же такой, этот St. George, и что он сделал, чтобы стать покровителем Англии?

Христианский святой, великомученик, еще его называют Георгий Победоносец. Святой Джордж является покровителем Англии. Его символизирует эмблема (красный крест на белом фоне) на флаге Англии и части британского флага. Знак Святого Джорджа, был принят королем Ричардом Львиное Сердце в 12 веке. В те времена верили в его магическую силу, например, солдаты короля надевали изображения эмблемы, чтобы избежать путаницы в бою.

Легенда повествует, Георгий Победоносец был храбрым солдатом, воевал за римлян, которые несли христианизацию. Когда же гонения на христиан усилились, он попал в плен и смиренно принял смерть. Притча повествует: придя на место казни, Георгий помолился и с радостью склонил свою голову под меч, случилось это 23 апреля (6 мая) 305 г.

Одна из самых известных историй о святом – история о битве с драконом. Конечно, это очень маловероятно, что он когда-нибудь воевал с драконом, и еще более маловероятно, что он когда-нибудь действительно посещал Англию. Несмотря на это, Святой Георгий известен всему миру как убийца злого дракона, он всегда изображается как рыцарь несущий щит с красным крестом (или баннер с красным крестом), как правило, сидит на коне и всегда в момент победы над драконом.

В воскресенье ближе к 23 апреля, по всей Англии организуются шествия с участием войск специальной службы Дня Святого Георгия. Однако, в большинстве стран праздник отмечают в другие дни, например, американцы отмечают его 4 июля с фейерверками. Не сравнить и широту празднований, например, с празднованием дня Святого Патрика в Ирландии, день Святого Георгия празднуется более скромно. Для большинства людей в Англии День Святого Георгия является просто еще одним обычным рабочим днем.

Интересные факты:

  • Святой Георгий является также покровителем Скаутского Движения.
  • Несмотря на тот факт, что Святой Георгий был покровителем Англии с 14-го века, только один из пяти человек знает, что День Святого Георгия приходится на 23 апреля.
  • Более четверти людей, живущих в Англии, даже не знают, кто является их покровителем!

 

Дни памяти: 19 мая

      Родители Дунстана, Хеорстан и Кюнетрит, принадлежали к англосаксонской знати, вероятно состояли в родстве с королевской династией. Их владения находились на территории современного графства Сомерсет и граничили с землями монастыря Гластонбери. Согласно Осберну и поздним (рубеж XI и XII вв.) вставкам в Англосаксонскую хронику, Дунстан родился «в первый год правления короля Этельстана» (924).

Георгий Победоносец и Святой Эдмунд для Англии.

Учитывая, что Дунстан был назначен настоятелем Гластонбери в 940 г., а также другие факты, сообщаемые агиографами, можно полагать, что святитель скорее всего родился раньше. В настоящее время на основании косвенных свидетельств датой рождения Д. условно считается 909 год. Дунстан провел детство и раннюю юность в Гластонбери. В то время монастырь находился в упадке, монахов там не было, но жила небольшая община белого духовенства. При монастыре действовала школа, где мальчики имели возможность учиться не только у местных клириков, но также у ирландских монахов и других паломников, посещавших Гластонбери ради поклонения святыням. В Житиях сообщается, что Дунстан ревностно постигал книжную ученость и отличался выдающимися способностями к различным ремеслам и игре на арфе.
      В середине 920-х годов дядя Дунстана, Кентерберийский архиеп. Этельхельм (923-926), пригласил будущего святителя в Кентербери и представил королю Этельстану. Некоторое время Дунстан жил при дворе, но, видимо, не смог найти общий язык с другими юношами из королевского окружения. Согласно Житию, недоброжелатели обвинили Дунстана в изучении языческой премудрости и колдовстве. Возможно, поводом к обвинениям послужил интерес Дунстана к книгам, в т. ч. к трудам античных авторов.
      Первоначально Дунстан колебался в выборе жизненного пути и даже собирался жениться, однако со временем последовал советам родственника св. Эльфхеаха, еп. Винчестерского (+ 951), принес монашеские обеты и был рукоположен во пресвитера.
      До 940 г. Дунстан оставался при королевском дворе. В Житии сообщается, что король Эдмунд, преемник Этельстана, поверил клеветникам и отправил Дунстана в изгнание, но он попросил убежища и заступничества у прибывших к королю франкских послов. Через несколько дней после этого, во время охоты, королевский конь понес и выскочил на край отвесного утеса. Готовясь к неминуемой смерти, Эдмунд понял, что обошелся с Дунстаном несправедливо, и решил, что, если останется жив, исправит ошибку. После этого конь немедленно остановился. По возвращении король призвал к себе Дунстана и отправился с ним в Гластонбери. Эдмунд повелел возродить опустевший монастырь, назначил Дунстана настоятелем и даровал обители обширные земельные владения. Сохранилась дарственная грамота кор. Эдмунда «Дунстану, аббату Гластонбери», датированная 940 г.

Настоятель монастыря Гластонбери
      Дунстан немедленно приступил к восстановлению монастыря: возвел новый храм во имя ап. Петра, обновил кельи и другие постройки. За 15 лет настоятельства Дунстан создал хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского.
      Эта община стала примером для монахов-реформаторов других реформированных монастырей, созданных единомышленниками Дунстан, среди которых были Этельвольд, монах из Гластонбери, впосл. настоятель монастыря Абингдон и еп. Винчестерский (963-984), и Освальд, мон. из Флёри, впосл. еп. Вустерский (962-972) и основатель монастыря Рамси.
      Дунстан принимал участие в гос. делах, был советником кор. Эдмунда и его преемника кор. Эдреда (946-955), передавшего на хранение Дунстану большую часть личных сокровищ. Сохранилось завещание кор. Эдреда, засвидетельствованное Дунстаном. Отношения Дунстана с сыном Эдмунда, королем Эдви (955-959), были сложными из-за взаимной неприязни.

Изгнание
      Дунстан подписал несколько грамот кор. Эдви, датированных 956 г., но в том же году, согласно Англосаксонской хронике, был лишен должности настоятеля и всех владений и изгнан из страны.
      Дунстан отправился на континент и провел около года в Генте, в монастыре св. Петра, где имел возможность познакомиться с опытом реформаторов из монастыря Клюни.

Возвращение, епископская хиротония
      В 957 г. Дунстан вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эдви, Эдгара (959-975), избранного королем Мерсии и Нортумбрии, двух крупнейших провинций, отвергших власть Эдви. Эдгар передал святителю епископскую кафедру в Вустере, а затем и кафедру в Лондоне. После смерти Эдви в 959 г. Эдгар стал королем всей Англии. Он находился под сильным влиянием Дунстана и других церковных реформаторов.

Архиепископ Кентерберийский
      В 960 г. Дунстан занял Кентерберийскую архиепископскую кафедру.
      В годы правления Эдгара святитель оставался советником и наставником короля, который за усердное покровительство Церкви и монастырям был прозван «отцом монахов».
      В Житиях приписывается непосредственное участие в реформе монашеской жизни в обителях Малмсбери, Бат и др., хотя святитель чаще выступал вдохновителем преобразований. Целью реформы было освобождение монастырей от власти светских магнатов, на землях которых они располагались, и создание церковной иерархии, которая будет существовать и действовать независимо от светской власти. Исключительное право контроля над монастырями передавалось в руки короля, представители местной светской знати лишались возможности назначать настоятелей и вмешиваться в дела обителей. В кафедральных соборах вместо «секулярных каноников», клириков из белого духовенства, часто женатых и проживавших в собственных домах, стали служить жившие общиной монахи. Во вновь основанных и реформированных монастырях вводился Устав прп. Венедикта, было унифицировано богослужение.
      Эти преобразования отражены в документе, принятом в 966 г. на Соборе в Винчестере и получившем название «Уставное соглашение» (Regularis concordia). Свт. Дунстану нередко приписывается авторство этого текста и ряда законов, изданных в правление кор. Эдгара, но в действительности эти документы создавались коллективно. Вероятно, святитель принимал участие в разработке специальной церемонии для коронации Эдгара в Бате (973).
      В годы правления преемников Эдгара, св. Эдуарда Мученика (975-978) и Этельреда Нерешительного, Дунстан оставался главным королевским советником, хотя его влияние постепенно падало. По преданию, святитель предсказал обрушившуюся на Англию после его смерти трагедию датских и нормандского завоеваний, объявив ее возмездием за кровь кор. Эдуарда, убитого, как считается, по повелению его мачехи, матери Этельреда.
      В последнее десятилетие жизни свт. Дунстан проводил большую часть времени в Кентербери, занимаясь благотворительностью и делами организованной им школы. Согласно Житиям, Дунстан был очень мягок и терпелив в обращении с учениками. По более поздней легенде, школяры, страдавшие от жестокости наставников, обращались за помощью к святителю и их просьбы никогда не оставались без ответа. В монастыре свт. Августина в Кентербери Дунстан построил новый храм и освятил его во имя апостолов Петра и Павла и св. Августина, архиеп. Кентерберийского. Дунстан часто молился в монастыре у гробниц свт. Августина и кор. св. Этельберта. Святитель заботился о строительстве церквей, об исправлении ошибок в книгах соборной библиотеки и отливке новых колоколов для кафедрального собора.

Кончина и почитание
      Согласно Житиям, во время всенощного бдения на праздник Вознесения Господня, свт. Дунстан получил откровение о скорой смерти и через 3 дня, 19 мая 988, скончался. Похоронен в кафедральном соборе Кентербери.
      В 1074 г. архиеп. Ланфранк (1070-1089), восстановивший собор, уничтоженный пожаром в 1067 г., велел положить мощи св. Дунстана справа от главного алтаря. В 1084 г. для них была изготовлена драгоценная рака. В XII-XIII вв. монахи Гластонбери утверждали, что после разорения Кентербери датчанами в 1002 г. мощи святителя были перенесены в их монастырь. В 1508 г. архиеп. Уильям Уорем приказал вскрыть раку св. Дунстана в Кентербери и доказал безосновательность притязаний монахов Гластонбери. В 1538 г. алтарь и рака святителя в кафедральном соборе Кентербери были разорены.
      Почитание св. Дунстана возникло вскоре после смерти святителя и со второй половины XI в. получило повсеместное распространение в Англии. Свт. Дунстан считался покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников, а также слепых. С именем святителя связаны предания и легенды, часть которых изложена в Житиях. В Житии, составленном «прелатом В.», сообщается о чудесном знамении, сопровождавшем рождение Дунстана. Во время беременности Кюнетрит молилась в церкви на праздник Сретения Господня. Внезапно в храме погасли все светильники. Через мгновение свеча в руке Кюнетрит сама собой загорелась, и все присутствующие зажгли свечи от чудесного огня. Это чудо показало, что ребенок, которого Кюнетрит носила во чреве, станет «светочем святости» для Церкви в Англии. Большую известность получил эпизод из Жития о борьбе Дунстана с диаволом: святитель схватил противника за нос кузнечными клещами. Отзвук легенды сохранился в англ. народной песенке:

Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.

      В посмертных чудесах, описанных Осберном и Эдмером, св. Дунстан часто выступал в качестве заступника правой стороны на судебных разбирательствах. По преданию, святитель помог архиеп. Ланфранку выиграть тяжбу у Одона, еп. Байё, гр. Кента и сводного брата кор. Вильгельма Завоевателя, который покушался на земли, принадлежавшие кафедральному собору в Кентербери.
      В Житиях св. Дунстану приписывается изготовление колоколов и органов, а также авторство гимна «Господи, Царь сияющий». Сохранилась рукопись из Гластонбери, содержащая отрывки из Свящ. Писания на латыни и греч. языке, гомилию о Кресте на древнеангл. языке, ряд древних валлийских глосс, а также миниатюру с изображением Дунстана, припадающего к стопам Христа. Согласно надписи XIII в., рукопись была создана святителем.
      В Англии в XVII-XVIII вв. и особенно в XIX в. святителя Дунстана нередко представляли зловещей фигурой, «серым кардиналом» и «некоронованным королем Англии», презревшим исконные английские традиции и отдавшим страну в руки алчных и невежественных монахов. Подобное отношение проявилось в полной мере в таких известных произведениях, как изданная в Оксфорде в 1880-х гг. многотомная «История нормандского завоевания Англии» Э. О. Фримана и опубликованная в 1867 г. «История Англии для детей» Ч. Диккенса. Эта тенденция была связана с характерным для данного периода негативным отношением к монашеству и к Церкви вообще, в историографии ХХ в. она исчезла (см., напр., классическую работу Ф. Стентона «Англосаксонская Англия»).
      Имя святителя носит ряд католических и англиканских церквей в Великобритании и других англоговорящих странах. Во имя свт. Дунстана освящен храм Антиохийской Православной Церкви в г. Пул (графство Дорсет), православных приход в Новой Зеландии.
      В западной традиции св. Дунстан изображается в архиепископском облачении, с кузнечными клещами в руках, иногда — с голубкой, парящей над головой, или в окружении ангелов.

Источники
      Сохранились адресованные св. Дунстану письма Римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII, Видона, настоятеля монастыря св. Петра в Генте (совр. Бельгия), и др. лиц. (Дунстан свидетельствовал более 200 грамот англосакс. королей — от Эдмунда (939-946) до Этельреда (978-1016).) Отдельные упоминания о святителе содержатся также в Англосаксонской хронике.
      Самое раннее из Житий св Дунстана (S. Dunstani Vita auctore B) было составлено ок. 1000 г. клириком, вероятно лично знавшим святителя и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Эпизоды с участием Дунстана содержатся в Житиях его сподвижников по реформаторской деятельности — св. Освальда, архиеп. Йоркского (составлено Бюрхтфертом) и св. Этельвольда, еп. Внчестерского (составлено Эльфриком). В Житии свт. Освальда приведен адресованный Дунстану акростих, сочиненный еще при жизни последнего ученым и агиографом Аббоном из Флёри. Аббон ссылался на св. Дунстана и обращался к нему в предисловии к Житию св. Эдмунда.
      Второе Житие свт. Дунстана было создано предположительно в 1010-1012 гг. Аделардом, мон. из мон-ря св. Петра в Генте. Оно послужило основой для следующего по времени Жития (Vita et Miracula S. Dunstani), составленного агиографом, регентом хора кафедрального собора в Кентербери Осберном (кон. XI в.). Сочинение Осберна изобиловало историческими неточностями и в 1110-х гг. было переработано его преемником на посту регента, другом Ансельма Кентерберийского Эдмером.
      В 1120-х гг. англ. хронист и историк Уильям из Малмсбери создал свой вариант Жития на основе Жития, составленного «прелатом В.», и сведений, собранных в процессе работы над соч. «О древностях Гластонберийской Церкви». Дунстан неоднократно упоминается в др. сочинении Уильяма — «Деяниях английских королей».
      Сокращенная версия Жития святителя на среднеанглийском языке включена в собрание Житий и чтений на церковные праздники, составленное в 1270-1280 гг. предположительно в Вустере (т. н. Южноанглийский легендарий).
      В XIV в. в Исландии мон. Арни, сын Лаврентия, написал на исл. языке «Сагу о Дунстане».
      Самое позднее из лат. Житий свт. Дунстана было создано на основе сочинения Осберна богословом и историком мон.-августинцем Джоном Капгрейвом (+ 1464).

© Copyright Открытая православная энциклопедия "Древо".

Презентация Святые Великобритании (страноведение 4 класс)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *