Краткое житие святого великомученика Георгия Победоносца.

празднование святому совершается 23 апреля/6 мая

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284—305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами»,— отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» —как святой Георгий восстал исцеленным.

Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы, или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию,— я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос». Диоклитиан спросил, каковы же дела Христовы.— «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради .спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение».

И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам.

Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?»—спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение.

На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.

Георгий Победоносец

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет — и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклитиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец.

С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (+1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией— страной Георгия).

module and plugin to add google adsense to joomla based websites

Память святого благоверного князя Георгия Всеволодовича празднуется Православной Церковью:

4/17 февраля в память перенесения мощей;

4/17 марта в день гибели;

23 июня/6 июля вместе с Собором Владимирских святых.

 

  

Модели для заказа иконы Святой благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович.

Икона Святой благоверный великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович

Юрий (Георгий) Всеволодович — великий князь Владимирский с 1212 по 1216 годы и с 1218 по 1238 годы.

Родился 26 ноября 1187 года в Суздале, по некоторым источникам 1189 года. Представитель династии Рюриковичей — сын Великого князя Всеволода Большое Гнездо и Великой княгини Марии Шварновны.

Отец, с юных лет приучая Юрия к воинской науке, брал сына с собой в военные походы. В 22 года Юрий уже сам возглавлял войска. В 1212 году, чувствуя приближение смерти, отец решил отдать Великокняжеский стол во Владимире своему старшему сыну – Константину, как это и было положено по установленному порядку наследования, а Юрий был назначен отцом Ростовским князем. Но Константин, живя в Ростове и владея Ростовским княжеством, не захотел отдавать его Юрию. Пытаясь сохранить для себя оба княжества и Владимирское и Ростовское, Константин поссорился с отцом и Всеволод Большое Гнездо лишил Константина Владимирского княжества, назначив Великим князем Юрия.

После смерти отца Юрий всего год смог мирно управлять Владимирским княжеством — между братьями началась междоусобная война за Владимирский престол. Юрий (Георгий) Всеволодович предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин, желавший посадить в Ростове сына Василия (Васильку) Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не устраивало Георгия Всеволодовича. Начались долгие военные действия.

В 1214 году Юрий учредил особенную епархию для Владимиро-Суздальской области, чтобы уничтожить зависимость её в церковном отношении от Ростова, где правил Константин. Первоначально титул епископа звучал следующим образом: «Суздальский и Владимирский». Первым епископом новообразованной епархии стал Симон, киевский игумен, поставленный митрополитом Матфеем.

В 1216 году произошла между братьями знаменитая Липецкая битва, в которой войска Юрия понесли поражение, и он уступил Константину Владимир и Суздаль, а сам получил в удел Городец на Волге. Туда последовал за ним и епископ Симон. Уже в следующем году Константин отдал Юрию Суздаль и, оставляя Ростовскую землю в наследство своему потомству, признал брата своим преемником на великокняжеском столе. Константин умер 2 февраля 1218 года, и Юрий вторично стал великим князем.

Оказывая отеческую заботу вдове и сыновьям Константина и соблюдая договоренности с братом, Великий князь Юрий Всеволодович отдал в управление племянникам Васильку Константиновичу — Ростов, Всеволоду Константиновичу — Ярославль. Став великим князем, Юрий Всеволодович много времени уделил религиозному просвещению и утверждению христианской веры не только у своего народа, но и в иноверных соседних народах.Юрий Всеволодович, подобно своему отцу, старался понапрасну не проливать кровь и добивался успехов во внешней политике в основном мирными договорами. Из 14-ти организованных военных походов только четыре закончились сражениями.

Соседская Волжская Булгария постоянно осуществляла набеги на Русскую землю, стремясь к захвату новых территорий по Волге и Оке. Князь Юрий Всеволодович был вынужден собрать войско для усмирения булгар, и в 1221 году с ними был заключен мир.

С целью защиты северо-восточных границ Владимиро-Суздальского княжества и закрепления за Русью междуречья Волги и Оки, Юрий в 1221 году на берегу Волги, где прежде был Булгарский городок, основал крепость под названием «Нов Град» — Нижний Новгород, ставший восточным форпостом владений Великого князя Юрия Всеволодовича. Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила (впоследствии Архангельский собор).

Здесь в Нижнем Новгороде в 1224 году по приказу Юрия Всеволодовича был возведен каменный Спасо-Преображенский собор, а к 1228 году за стенами города построены церковь и монастырь во имя Пресвятой Богородицы.

Во время княжения Юрия Всеволодовича по его инициативе велось активное церковное строительство и в Суздале. В 1222 году здесь на месте древней Успенской церкви был заложен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Не забывал Юрий украшать Божьими храмами и стольный град Владимир. Во Владимирском Рождественском Монастыре был поставлен каменный храм Богородицы.

В XII — XIII веках, когда жил благоверный князь Юрий Всеволодович, Русская земля сильно страдала и была истерзана междоусобицами удельных князей. Казалось бы, не может быть времени несчастнее, но во время правления Великого князя Юрия Всеволодовича случилась более страшная беда, по словам Н.М. Карамзина «на несколько веков оставившая глубокие, неизгладимые следы, орошенные кровью и слезами многих поколений».

Впервые Русь услышала о татарах в 1223 году — в Северное Причерноморье пришло войско монголов. Южнорусские князья в попытке создать объединенный отпор монголам, обратились за помощью к Великому князю Юрию Всеволодовичу. Великий князь владимирский направил им в помощь отряд во главе со своим племянником князем Василькой Константиновичем, однако отряд успел дойти только до Чернигова, где получил печальную весть о разгроме русских войск на реке Калке и в степи. Татары опустошили восточные берега Днепра и ушли, казалось, навсегда.

Русь в этот раз не придала приходу татарских войск большого значения, как потом оказалось, напрасно. Продолжалась обычная княжеская жизнь, заключавшаяся в устройстве Русской земли. Согласно житию святого, в 1225 году находясь в 140 верстах от Костромы на Волге в память о явлении иконы Святого Георгия, основал Юрьевец Подольский (Поволжский). Прекратил посягательство на Русские земли мордовских племен. Несмотря на сложные отношения с Новгородом, Великий князь посылал свои войска на помощь новгородцам против ливонских рыцарей. Предотвратил несколько междоусобиц. В 1229 собрал Княжеский съезд в Суздале для примирения с братом Ярославом и Ростовскими Князьями — сыновьями брата Константина. В 1230 способствовал примирению Черниговских князей Михаила и Ярослава Всеволодовичей и заключил союз с Великим Князем Киевским Владимиром Рюриковичем.

В 1230 году Юрий Всеволодович участвовал в двух наиболее важных событиях церковной жизни Северо-Восточной Руси: перенесении во Владимир из Волжской Булгарии мощей святого мученика Авраамия, обладающих целительной силой и поставлении на Ростовскую кафедру Кирилла II. А в 1231 отверг призыв Папы Римского Григория IX принять католичество, отвечая «лучше умереть мне, чем отказаться от веры православной». В этом же году были перенесены в новый Ростовский собор мощи святителя Леонтия, епископа Ростовского, одного из выдающихся архипастырей Русской земли XI века.

К 1234 г. в Юрьевце, который получил от Юрия Всеволодовича в удел князь Святослав Всеволодович, было закончено строительство церкви во имя великомученика Георгия Победоносца — небесного покровителя Георгия Всеволодовича.

В 1237 году монголо-татары, разбив волжских булкар, опустошительной войной пошли на Русь.

Рязань была взята молниеносно. Из Рязани Батый в декабре 1237 года пошел вглубь Владимиро-Суздальских земель. За несколько месяцев татарами, вместе с деревнями и слободами, были взяты приступом 14 городов: Москва, Коломна,Суздаль, Тверь, Юрьев, Переяславль, Дмитров, Торжок, Коломна, Ростов, Волоколамск.

Великий князь Юрий, оставив защищать Владимир двух своих сыновей, отправился к соседним князьям собирать войска для защиты русских земель, планировалось собрать единое войско около реки Сити.

К Владимиру татары подошли 2 февраля 1238 года, осада города продолжалась 8 дней. Город пал и был сожжен. Вся семья Юрия погибла, из всего его потомства уцелела лишь дочь Добрава, да и то потому, что в 1226 году была выдана замуж за волынского князя и во Владимире ее не было.

Русские дружины под предводительством Великого князя Юрия Всеволодовича мужественно сражались с многочисленным врагом на берегу реки Сити, но не устояли. 4 марта монголы одержали победу, Юрий Всеволодович был убит в бою. Еще до начала битвы Великий князь узнал, что Владимир пал и вся его семья погибла, согласно «Русскому хронографу» редакции 1512 года, Юрий Всеволодович горячо молился Господу пасть мученической смертью, чтобы искупить свои грехи.

Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белозерья, где он пережидал монгольский поход, отыскал на месте брани обезглавленное тело Великого князя Юрия Всеволодовича.

Житие святого великомученика Георгия Победоносца

Бережно отвёз тело в город Ростов и похоронил его в храме Богоматери в каменном гробу. Через некоторое время была найдена и честная глава Георгия, которая была приложена к телу. Спустя два года останки князя Юрия Всеволодовича перенес во Владимир в Успенский собор Ярослав Всеволодович, занявший владимирский великокняжеский стол после гибели брата. При захоронении «не бе слышати пенья в плачи, и велици вопли, плака бо ся весь град Володимерь по нем». Согласно легенде, тогда все присутствующие увидели невиданное чудо: глава князя Юрия прильнула к святому телу.

Татары продолжили свое стремительное продвижение на север Русских земель и повернули назад всего в 100 км от города Новгорода. С этого времени на Руси началось ужасное татарское иго: Русь стала обязана платить дань татарам, а князья должны были получать титул Великого князя только из рук татарского хана.

Почитание святого благоверного князя Юрия раскрывается в летописании XIII-XVI веков. В Повести о нашествии Батыя в составе Лаврентьевской летописи 1377 года владимирские князья, погибшие в 1238 году на реке Сити, характеризуются как мученики за Христа. В той же летописи о Георгии Всеволодовиче говорится, что он отличался благочестием и воинской доблестью, обладал добрым нравом. Был человеком глубоко верующим, старался выполнять все Божие заповеди, особенно заповедь о любви и не только к ближним, но и к врагам, чтил священнослужителей. Строил церкви и украшал их иконами, дарил книги. Был человеком милостивым, помогал нуждающимся.

 

Святый великомученик Георгий Победоносец
(память 23 апреля/06 мая)

   Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.
   Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
   Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.
   После безрезультатных уговоров отречься от Христа, император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечем голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303-ем году.
   Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.
   На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
   Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
   Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу.

Жития святых в кратком изложении для детей

Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
   Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
   В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день,» в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
   Великомученик Георгий — покровитель христолюбивого воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2). Его изображение было включено в древний герб города Москвы.


Святитель Либорий Леманский.
Изображение: автор неизвестен. Сайт Православная Германия.
(Свободное изображение Википедии. Распространяется по лицензии CC-BY-SA.)

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

* Алфавитный список святых
* Юлианский церковный календарь (старый стиль)
* Григорианский церковный календарь(новый стиль)

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКИ:

* Святые Германии
* Ежевоскресные святые Германии
* Православный календарь
* Православная Германия: лента новостей
* Богородица в Германии
* Дюссельдорф: русская церковь
* Святыни Германии

ПОРТАЛ ПАЛОМНИК (Дюссельдорф)

ЛИБОРИЙ ЛЕМАНСКИЙ
Святитель, епископ.
Дни празднования:
* 09/22 апреля (общеправославный праздник).
* 28 апреля/11 мая (перенесения мощей святого. Празднование в Падерборне и Ле-Мане).
* 28 мая/10 июня (встреча мощей в Падерборне).
* 23 июля/05 августа (празднование в Падерборне и Эссене).
* 25 октября/07 ноября (празднование в Падерборне возвращения мощей из плена).

Имя (в переводе с греческого) означает "пожертвованный Богу", или (в переводе с кельтского) — торжественный предстатель.

Латинское написание: Liborius von Le Mans, Liboire.

Главные даты в земной жизни святого:
* Время и место рождения известны лишь Богу.
+ Отошёл ко Господу 23 июля/05 августа 397 году в Ле-Мане (ныне город во Франции).

2017: 1620 лет со времени отшествия ко Господу.

        Житие святителя Либория, к великому огорчению ныне живущих христиан, дошло в крайне скудном состоянии. Известно только о том, что святой исполнял сложные и большей частью опасные для жизни обязанности епископа франкского города Le Mans в четвертом веке по Рождестве Христовом. Он прославился успешным насаждением в языческой среде святых христианских церквей.

        Известно также, что святитель находился в крепкой братской дружбе со святым епископом Мартином Турским. Летопись умалчивает о том, кем был по национальности святитель. На этот счет существет несколько различных точек зрения, среди которых наиболее предпочтительные следующие. Судя по имени, святителя можно считать представителем римского народа, но это недоказательно, поскольку, как считают лингвисты, это имя характерно и для кельтов, населявших территории нынешней Шотландии, Уэльса, Ирландии и французской провинции Бретань. По крайней мере, до сих пор такое имя не редкость в среде потомков этих народов.

        Всю свою земную жизнь св. Либорий был обеспокоен тем, чтобы привести родину к свету Христову. И делал для этого всё от него зависящее. Им было рукоположено 217 священников, 186 диаконов, 93 иподиакона и построено 17 церквей. И в этом смысле его следует считать одним из первопроходцев христианства на землях нынешней Западной Европы.

        Последние дни жизни святителя Либория были освящены присутствием святого Мартина Турского. Господь предоставил возможность святителю Мартину руководить похоронами представившегося Либория в городской церкви во имя Двенадцати Апостолов, где уже до него было погребено тело первого епископа Ле-Мана святого святителя Юлиана. Вскоре по захоронении у гроба святого Либория начали происходить чудодейственные исцеления и до наших дней сохранилось предание, что по молитвам святому Либорию можно получить избавление от каменно-почечной болезни, коликов, водянки и температуры.

        Нетленные мощи святого Либория почивали в Ле-Мане вплоть до девятого века, когда произошло следующее знаменательное духовно-историческое событие. Епископ Альдерих (Alderich) передал в дар святому Бадураду (Badurad), епископу Падерборнскому, мощи святого Либория. Этот бесценный дар, как акт данной свыше христианской благодати и любви не остался незамеченным в истории. Так сложилось, что в дальнейшем ничто и никогда не прерывало дружбу двух объединённых Либорием городов. Франкский Ле-Ман выступил тогда покровителем еще очень молодой, становящейся на ноги христианской церкви саксонского Падерборна. И до сих пор этот союз любви неразделяем, несмотря на пронесшиеся над Европой бесчисленные средневековые и две мировые войны.

Великий западно-европейский крестный ход.

        Дошедшие до наших дней летописные страницы повествуют о том великом празднике, который царил среди присутствовавших во время перенесения мощей из Ле-Мана в Падерборн. Это произошло в 836 году. Великий крестный ход с мощами двигался через многие сотни километров!

        Как описывает очевидец событий диакон Энконрад (Enconrad), перенесение мощей, благословлённое епископом Альдерихом, началось с праздничной Божественной Литургии в церкви святого Либория (где к тому времени покоились его мощи). Затем под звуки псалмов, гимнов и духовных песнопений, с крестами, Евангелиями и лампадами, руководимая духовными лицами, облаченными в праздничные церковные одеяния, процессия тронулась в дальнюю дорогу. На всем пути многодневного шествия над верующими царствовал божественный аромат, с которым не могли сравниться запахи никаких заморских пряностей. Сам Дух Святой споспешествовал великому обретению Падерборном славного молитвенника и божественного заступника святителя Либория.

        Сохранилось красивое предание, повествующее о павлине, сопровождавшем процессию. Этому невероятному явлению дивился весь христианский люд и прославлял Господа за его чудесное благоволение. Когда же шествие достигло ступеней Падерборнского собора, загадочная птица взлетела на самый конёк кружевной крыши и оттуда замертво упала вниз. По этой причине до сегодняшнего дня образ павлина является символом города и напоминает о жизни вечной и божественном провидении. А прямо за ковчегом с мощами святого Либория в соборном храме Падерборна установлена хоругвь с метелкой павлиньих перьев, которая снимается с места для шествования впереди процессии крестного хода с участием мощей святого Либория.

История похищения мощей герцогом Христианом Брауншвайгским.

        В 1622 году, во время тридцатилетней войны, Падерборн посетил Христиан Брауншвайгский, более известный по кличке "Красавчик Христиан". Главной целью визита стал сбор недоимок. На тот момент в городском совете возобладали протестанты. У них возник конфессиональный спор с тогдашним католическим епископом Дитрихом фон Фюрштенбергом и поэтому городской совет отправил к герцогу своих представителей для ведения переговоров. В этом был некий искушающий момент, поскольку Падерборн имел статус католического епископского города. Протестанты решили открыть городские ворота для вхождения герцога с "ограниченным контингентом" только на три дня. Католическое духовенство в условиях изоляции покинуло свой непокорный город.

        И вот, 31 января, с многочисленным войском прибывает герцог и размешается в коллегии иезуитов. Сразу же он отправляется в собор и начинает его грабить, захватив, в том числе и серебряный ковчег с мощами Либория. Это было актом неподобающего кощунства и святотатства для в общем-то католического Падерборна и вызвало волну открытого возмущения среди горожан, грозившее перерасти в вооруженное сопротивление.

Краткий доклад о Георгие Победоносце побыстее пожалуйста.

"Изъяв церковные сокровища", ровно через неделю, 6 февраля, Христиан удалился восвояси вместе с ценностью, значение которого осталось для герцога за границей понимания. В Липпштадте святотатство продолжилось. Мощи были изъяты и ковчег вместе с другими сокровищами собора переплавлен в монеты. На одной стороне талеров было вытиснуто "Все с Богом 1622", а на другой "Друг Бога, враг священников". Событие было настолько неординарным, что впоследствии нашло отражение в произведениях искусства.

        Но Бог и Его святые поругаемы не бывают. В 1626 году в возрасте 26 лет герцог Христиан Брауншвайгский был убит в сражении. Мощи святителя Либория были обнаружены в Лотарингии и перенесены в один из монастырей Бонна. Вскоре сёстрам монастыря было открыто, чьи бесценные мощи почивают в их скромной обители и с почестями они были перенесены в замок Нойхаус близ Падерборна, — тогдашнюю епископскую резиденцию.

Драгоценный ковчег с мощами.

        В конце сентября того же года мастером Гансом Краком из Дринденберга (Hans Krako von Drindenberg) был изготовлен новый ковчег. А для того, чтобы хоть как-то замолить пред Богом грех кощунства "красавчиком Христианом" для ответственной работы мастеру были переданы 130 двойных золотых саксонских гульденов. Другими словами, на изготовление нового мощевика было положено как бы двойное число монет по сравнению с вылитыми из первого ковчега.

        Работа вышла на славу. До сих пор, с 1627 года, когда новый ковчег с мощами был торжественно возвращен в собор города, его высокие художественные достоинства, даже сами по себе, являются гордостью Падерборна. Изготовленный из золота, серебра и бронзы он привлекает в главный храм Падерборна огромное количество верующих и просто туристов.

        На его лицевых частях отлиты барельефные изображения Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии (в католической традиции она была коронована специально существующим богослужебным обрядом). На боковых сторонах ковчега размещаются изображения двенадцати апостолов, а на скатах крышки — рельефы покровителей Падерборна святителей Либория и Килиана.

Святитель Либориус в современном мире.

        Исходя из современных исторических знаний можно утверждать, что святой Либорий стоял в самом начале процесса объединения Европы, а города Ле-Ман и Падерборн стали первыми городами-побратимами в мире.

        В настоящее время христианская церковь празднует память святителя 23 июля. Кроме этого в последнюю неделю июля организуется грандиозное трёхдневное празднество, так называемый "большой праздник Либория". Ежедневно в нём принимают участие тысячи верующих, прибывающих в Падерборн со всех концов света. Свидетели уверяют, что особенно впечатляющей выглядит вечерняя служба, когда происходит торжественное поднятие ковчега под звуки специально написанного "туша Либория". Современный туш — это интерпретация композиции Феликса Мендельсона- Бартольди ( оратория св. ап. Павла) 1836 года.

        Святитель Либорий вот уже много сотен лет является глубокопочитаемым святым не только в Германии (кроме Падерборна частицы его мощей хранятся в Магдебурге, Дессау, Эссене, Гельзенкирхене, регионе Оснабрюк, Хильдесхайме, Мюнхене), но и во многих странах Европы и мира.

        В Европе: Антверпен (Бельгия), Ле-Ман (Франция), Ст. Либорий (Италия), Пловдив (Болгария), Nagyszentjanos (Венгрия), Marijampole (Литва), на Мальте и даже в России (Краснодар).

        На других материках: в Австралии (Eaglehawk), в Африке — Танзании (Simbawanga) и особенно в странах Латинской Америки: Эквадоре (Pelileo), Гватемале (Quetzaltenango), Никарагуа (Juigalpa), Панаме (Santiago de Veraguas, El Bale), Аргентине (Goya). Поэтому без особого преувеличения можно говорить о всечеловеческой памяти святителя Либориуса.

        К сожалению, до сих пор этот святой первых веков христианства практически неизвестен российскому православию, поэтому отсутствуют тропарь и кондак, нет памяти святого, зафиксированной в минее, отсутствует православное паломничество к его святым мощам. Думается. что со временем это упущение будет устранено.

        Святителю Либорие, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин, Дюссельдорф-Бенрат, март 2007.
Впервые опубликовано в журнале "Покров" в 2007 году.

Паломникам о мощах святого:

* Мощи святителя Либория хранятся в крипте собора города Падерборн, Германия.
* Частица мощей святителя находятся во многих городах мира (смотрите выше в тексте).
* Возможно, что частицы мощей святого Либория хранятся где-то ещё. Присылайте указания, и мы расширим список паломнических объектов, связанных с именем святителя Либория.

Тропарь, глас 4:

Правило веры и образ кротости, /
воздержания учителя /
яви тя стаду твоему, /
яже вещей истина: /
сего ради стяжал еси смирением высокая, /
нищетою богатая, /
Отче Либорие, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, /
веры насадителю и отсекателю ересей, /
Троицы угодниче, /
великий святителю Либорие, /
со Ангелы предстоя присно, //
моли непрестанно о всех нас.

Величание:

Величаем тя, /
святителю отче Либорие, /
и чтем святую память твою /
ты бо молиши за нас /
Христа Бога нашего.

       a@palomnik.org
        Алексей Потупин, Дюссельдорф;
        учинённый чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ, редактор курьера "Покров" представительства РПЦ в Германии, физико-географ.
        Свободная информация. Распространяется по лицензии: CC BY-SA.

Великомученик Георгий Победоносец

Какого «Змея» победил Св. Георгий

Е. Мидаков

   Начнём с дня сегодняшнего. Обратимся непосредственно к изображению на гербе Москвы:

   Мы видим всадника в латах, поражающего копьём странное существо, напоминающее змея с четырьмя когтистыми лапами, крыльями и крокодильей пастью. Что это за странное животное, победу над которым понадобилось увековечить в городской символике? А может быть, это просто символ? Точно такой же, как и сама эта победа?

   Посмотрим на более ранние варианты этого изображения:

   Мы видим тот же сюжет, но несколько ранее – таким оно было в 1730г. Туловище Змея здесь заметно сократилось. Впрочем, правильнее будет сказать, что Змею в более поздних вариантах зачем-то дорисовали ещё две лапы. Отвлечёмся от наивного мировосприятия, которое сегодня принято приписывать нашим недалёким предкам, сосредоточимся на символике, свойственной человеку во все времена, и попробуем ответить на вопрос: кого нам напоминает этот Змей? Посмотрим на следующий рисунок:

   Похож, не правда ли? А ведь это герб одного из царств того периода. Чтобы стало понятнее, вот он же в современной трактовке:

   Так кого же побеждает св. Георгий, если обратиться к символизму, а не воспринимать рисунок буквально? Он побеждает Казанское царство. Последний из рисунков представляет нам современный герб города Казани…

   Могло быть так, что в честь победы над великим Казанским царством, на гербе столицы княжества Московского появилась подобная памятная символика? Более чем. Но постойте, а разве Казань была взята не Иваном Грозным? При чём здесь Георгий, ведь не было у власти в то время никаких «Георгиев»? Удивительно, но ответ кроется в прозвище Ивана IV – «Грозный».

   Как мы помним, имена тогда в Московии были популярны греческие и Георгий одно из них. Но у этого имени есть варианты. Например – Егорий. Так называли св.Георгия поморы, что можно видеть на примере беломорского эпоса в стихах, в таких творениях как «О Егории Храбром» или «Егорий и змей», что представлены в трудах А.В.Маркова, открывшего в начале 20 века былинную культуру у поморов. Так вот, «Егорий», это не единственный вариант имени «Георгий». Второй больше соответствует содержанию…

   Ивана IV называли Грозным. Однако, с учётом того, что за всё время его правления – 42 года! – казнено было около 4,000 человек, причём все решения были утверждены Боярской Думой, и на фоне зверств, учиняемых европейскими правителями, его впору было бы наградить эпитетом «Миролюбивый», а не «Грозный». Следует признать, что присущее ему прозвище дано бы не за ведение внутригосударственной политики, а за что-то другое. За что – понятно: помимо внутренней политики, есть политика внешняя. Грозным Иван IV(как, впрочем, и его отец) был прозван исключительно за свою воинственность.

   Но ведь на греческом, к которому все царские имена и восходят, слову «воинственный» соответствует имя Игорь. Игорь… Егор… Какую огласовку следует предпочесть в той или иной земле? Известно, что простой народ царя Ивана IV «Грозным» не называл и даже пресловутый «Казанский летописец», посвящённый взятию Казани, отзывался о царе с уважением. Логично предположить, что грозным царя называли те, кто был близок к власти, хорошо обучен и несомненно владел греческим, хотя бы в минимальном объёме. Вот и получается: Иван Воинственный.

  Что есть прозвище, как не второе имя?

Житие святого Георгия Победоносца

«Воинственный» – Игорь (Егорий) – Георгий. С другой стороны, у «Георгия» есть своё значение в греческом и означает оно – «землепашец». Справедливо ли будет поставить «землепашца» рядом с «воином» – Георгия рядом с Игорем? Можно пуститься в пространные объяснения, что переписчики как всегда всё перепутали и воинственного «Игоря» через «Егория» превратили в «Георгия». Конечно, могло быть и так, но вероятнее всё же другое.

   Согласитесь, что столь грандиозное событие, коим без сомнения, является победа над величайшим царством Казанским, не могло не отразиться не только в геральдике, но и в народном творчестве. И оно действительно отразилось. Может быть стихийно, но скорее всего, благодаря специально обученным государя московского людям, в различных землях княжества Московского стали появляться героические сказания о деяниях Московского князя. Надо думать, что именно по причине централизованного распространения и согласованной в деталях легенды, эти сказания столь мало и незначительно отличаются друг от друга, что в московских землях, что в ярославских, что в поморских. 

   Но давайте же обратимся непосредственно к этому «народному» творчеству. Речь идёт про историю о «Никите Кожемяке». В этой сказке фигурирует небезызвестный Змей Горыныч, которого герой Никита должен будет победить. Нас интересует один очень характерный фрагмент из данного сказания: Герой и Змей занимаются тем, что делят промеж собой землю. Причём, не как-нибудь, а межеванием, то есть прокладывают по границам своих земель (царств) широкий ров. В нашем случае имя Георгий (греч.: землепашец) как нельзя лучше отражает этот процесс.

   Кончено, сюжет данной сказки можно посчитать простым вымыслом, не относящемся к нашему случаю, если бы не ряд совпадений, которые в совокупности перестают считаться таковыми. Итак:

  1. и на гербе Московского княжества и в сказании о Никите кожемяке отражена борьба с неким Змеем;
  2. победитель Змея на московском гербе носит имя Георгий, то есть, «землепашец», тем же самым занимается герой сказки и собственно Змей;
  3. до наших дней в районе реки Волги действительно сохранились следы очень старых оборонительных сооружений;
  4. Никита из сказки, пропахавший со Змеем межу, в переводе с греческого – «Победитель», св. Георгий (греч.: землепашец) также носит прозвище «Победоносец».

   Становится понятно почему в русских сказках так популярно имя «Иван» – «Иван, божьей милостью, господарь всея Руси и великий князь», воистину, достоин подражания. Не вызывает более вопросов и почему на гербе Московского княжества появляется Георгий Победоносец, поражающий «Змея» – это не что иное, как отображение сюжета о взятии Казани Иваном IV. Более того, становится понятным и что это собственно за «змей» и что он символизирует. Конечно, к змею это фантастическое существо не имеет никакого отношения. Это не что иное, как символ высочайшей власти – Василиск. Слово также имеет греческие корни и означает «царь». То же значение имеют «Базилевс» и «Василий».

   Было бы очень интересно взглянуть на карту Тартарии до завоевания Иваном Грозным Новгородского, Казанского и Астраханского царств. Являлись они самостоятельными государствами или входили в состав Тартарии? Самая ранняя карта, которой мы располагаем, создана лишь в 1593г. (Автор Герард де Йоде, Антверпен) как части Московии:

   Вероятно, на гербе Московского княжества мы можем наблюдать один из этапов падения Великой Тартарии, знаменующий собой взятие Казанского царства. Обратим внимание на то, что именно символ царственной власти и Казани – василиск – оказался попранным на Московском и на Российском гербе:

   Вероятно, не случайно именно Казани придавалось столь большое значение. Вероятно, именно Казань на тот период обладала всей полнотой власти над окружающими княжествами и до своего падения и последующего переноса столицы в Тобольск, являлась центром Великой Тартарии.

P.S.:   Обратите внимание на три короны, что присутствуют в гербе царства Российского. В следующий раз мы обратимся к эпическому творению, послужившему основой для сюжетов почти всех так называемых русских народных сказок: «Сказание и трёх царствах: Медном, Серебряном и Золотом», а заодно попробуем выяснить где находились и куда исчезли три русские царства: Славия, Артания и Куявия.

(статья получена 23.11.2015)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *