Память святого Дмитрия Донского совершается в Русской Православной Церкви 1 июня по новому стилю.

Жизнеописание святого Дмитрия Донского
Дмитрий Донской является одним из самых известных русских князей, прославленных в лике святых. Он родился в 1350 году в семье князя Московского и Владимирского Иоанна, и, поскольку тот умер достаточно рано, то опека над Дмитрием и фактическое управление княжеством было в руках митрополита Алексия. Когда же Дмитрий достиг совершеннолетия, то сам взял бразды правления в свои руки, сразу же проявив себя талантливым военачальником.
Вторая половина XIV века стала для русской земли тяжелым историческим периодом. Кроме постоянных междоусобных войн между различными княжествами над Русью постоянно тяготела опасность нападения Золотой Орды, в которой в то время управлял могущественный хан Мамай.

Икона Дмитрия Солунского в чем помогает, значение

Этот правитель наводил страх на всех, и его войско считалось непобедимым. Однако на тот момент Мамай находился в борьбе со своим противником, ханом Тохтамышем, и Дмитрий Донской посчитал, что это удобный момент для того, чтобы свергнуть ненавистное иго и освободить Русь. 8 сентября 1380 года состоялось сражение, которое позже вошло в историю под названием Куликовской битвы. На эту битву святой Дмитрий Донской получил благословение великого русского святого Сергия Радонежского, молившегося за русских воинов во время боя. Летописи красноречиво описывают, насколько тяжелым и кровопролитным было это сражение, в котором пало огромное количество русских воинов, однако силы противника также были подорваны. Хотя Куликовская битва не принесла Руси полного освобождения от ига и набеги татар продолжались еще на протяжении двух столетий, однако этот бой показал, что враг не является непобедимым.
Святой Дмитрий Донской также понимал необходимость прекращения междоусобных войн и стремился объединить княжества вокруг Москвы. За годы его управления в городе вместо деревянного Кремля был возведен белокаменный. Также было построено несколько монастырей, ставших для княжества не только культурными центрами, но также и настоящими крепостями, в которых жители могли укрываться в случае нападения врагов.
Летописцы, повествуя о святом Дмитрии Донском, отмечали его глубокую веру и истинное христианское благочестие и милосердие, благодаря чему он был любим и почитаем всеми подданными. Скончался благоверный князь в 1389 году и был похоронен в Москве.

Канонизация и почитание святого
Значение святого Дмитрия Донского для русской истории крайне велико, поскольку именно благодаря ему начался процесс консолидации отдельных княжеств Древней Руси, что позже положило конец раздробленности, ослаблявшей страну. Попытка освобождения от власти Золотой Орды стала новой страницей в жизни страны, показав, что только объединенная Русь может противостоять страшному противнику и развеяв страх перед татаро-монгольскими завоевателями, столько веков сковывавший сознание людей. Современники понимали значение подвига, совершенного благоверным Дмитрием, и в летописях и ранних жизнеописаниях святого воздавали ему похвалу за мужество и отвагу, которые он проявил, защищая родную землю и православную веру. Хотя канонизация князя была совершена лишь в 1988 году, однако народное почитание началось сразу же после кончины святого, ставшего символом воинской доблести и христианского мужества. В настоящее время в Русской Православной Церкви существует орден святого Дмитрия Донского, которым награждаются люди, проявившие особые заслуги в служении отечеству. Кроме того, некоторые улицы и площади русских городов также носят имя этого святого.

Тропарь, глас 3:
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2:
Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.

Величание:
Величаем тя, святый благоверный княже Димитрие, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа, Бога нашего.

Молитва:
О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Князь Димитрий Романович Романов

Принадлежал к ветви «Николаевичей» рода Романовых, куда входили известные военные деятели, такие как генерал-фельдмаршал, главнокомандующий Дунайской армией во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов великий князь Николай Николаевич (старший) и его сын — генерал от кавалерии, верховный главнокомандующий в начале Первой мировой войны великий князь Николай Николаевич (младший). 

По рассказам Димитрия Романова, его родители избежали участи царской семьи чудом: когда семью Николая II увезли в Екатеринбург, его отца и мать держали в Крыму под домашним арестом. Однако, когда с царской семьей было покончено, им неожиданно дали разрешение на свободное передвижение. Взяв самое необходимое, Прасковья и Роман Романовы эмигрировали на юг Франции.

Димитрий Романов родился 17 мая 1926 года в городе Антиб, на юге Франции. Младший сын князя Романа Петровича и княгини Прасковьи Дмитриевны, урожденной графини Шереметевой. В связи с рождением сына поздравительную телеграмму на имя родителей Димитрия Романовича из Дании во Францию отправила вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Димитрий Романович на коленях у матери

Димитрий вместе со старшим братом получил частное домашнее образование. Воспитывался всецело в русском духе под руководством бабушки великой княгини Милицы Николаевны. Преподавателями Димитрия Романовича являлись выпускники Смольного института Петербурга. С детства говорил на русском и французском языках. Каждое воскресенье семья посещала уютный домашний храм, где юный Димитрий Романович прислуживал в алтаре.

После победы социалистов на парламентский выборах в 1936 году вместе с родителями переехал в Италию, где королевой была Елена Савойская, родная сестра великой княгини Милицы Николаевны, приходившаяся соответственно его отцу родной тетей. Непродолжительное время семья жила в Квиринальском дворце в Риме — официальной резиденции итальянского короля. Обучался в частной итальянской школе, где Димитрию Романовичу преподавали латынь и классический греческий язык. Когда Италия в 1943 году вышла из войны и Германия оккупировала Рим, Димитрий Романович с семьей в течение девяти месяцев скрывался от немцев, меняя квартиры и адреса, поскольку нацисты объявили охоту на всех родственников итальянского короля. Незадолго перед проведением в Италии референдума о будущем устройстве страны вслед за бывшим королем Виктором Эммануилом III и королевой Еленой покинул Италию и вместе с родителями перебрался в Египет.

В мае 1946 года на итальянском судне «Обруцци» прибыл из Неаполя в Каир. Первоначально семья предполагала остановиться в Египте на два месяца, а затем вернуться в Европу, однако вынужденное изгнание продолжалось до 1952 года. Вскоре после приезда в Египет в возрасте 19 лет Димитрий Романович с согласия родителей начал работать простым механиком на ремонтном заводе Форда в Александрии. Большим событием для него стало получение свидетельства механика. После трехмесячного обучения Димитрий Романович самостоятельно собрал двигатель машины с нуля, подключил системы топлива и охлаждения на специальном стенде и завел мотор. Специальный мастер-сборщик проверил работу мотора и остался доволен молодым механиком. На заводе Димитрий Романович проработал три года, а затем устроился менеджером по продаже автомобилей.

В 1952 году, после свержения короля Фарука I и начала гонений на европейцев, Димитрий Романович уехал из Египта и вернулся в Италию, где сначала работал в бюро путешествий, а затем в судоходной компании «Fratelli d Amico». Хороший опыт автомеханика и знание языков позволило князю сделать неплохую карьеру. Через два года он стал личным секретарем и помощником владельца компании. В 1958 году Димитрий Романович с друзьями отправился на машине в поездку по Скандинавии. В Хельсингере он познакомился с молодой девушкой по имени Йоханна фон Кауффман. В 1959 году молодые люди поженились, поселившись в пригороде Копенгагена.

После женитьбы князь переехал в Данию, выучил датский язык и поступил на работу в датский коммерческий банк Den Danske Bank. Хорошее знание языков, умение общаться с людьми и деловые качества способствовали его быстрому продвижению по службе. В 1975 году он стал помощником вице-президента банка. В 1979 году по предложению королевы Маргрете II Димитрий Романович принял датское подданство, до этого являясь лицом без гражданства. В 1989  году Княгиня Йоханна умерла от рака, Димитрий очень долго не мог смириться со случившемся. Через несколько лет, во время одного из приемов Димитрий познакомился с графиней Доррит Ревентлов, с которой обвенчался 28 июля 1993 года в Спасо-Преображенском соборе Ипатьевского монастыря в Костроме. Перед венчанием княгиня Доррит приняла православие с именем Феодора Алексеевна.

В свое время отец Димитрия, князь Роман Романов, подготовил почву для создания Объединения членов рода Романовых — организации, объединившей большинство представителей рода. Разбирая бумаги отца, умершего в 1978 году, брат Димитрия Романова Николай связался с родственниками, с которыми поддерживал контакты отец, и предложил им вступить в объединение. Организация была зарегистрирована в 1979 году. Димитрий стал ее главой после смерти брата в 2014 году.

С 1993 года, после выхода на пенсию, Димитрий Романов все свое время посвятил гуманитарной работе в России и странах СНГ.

Встретившись в Париже в июне 1992 года, семь князей Романовых решили создать благотворительный фонд с целью оказания помощи России. Фонд был создан в 1994 году и зарегистрирован в Лондоне. Согласно общему решению, «Фонд Романовых для России» возглавил Димитрий Романович. В июле 1992 года он впервые посетил Россию, побывав в Санкт-Петербурге и Москве. В первые годы деятельности фонд в меру своих возможностей оказывал помощь в решении проблем и трудностей различного характера, связанных со спадом крушением российской экономики и критическим состоянием системы социального обеспечения.

Святой князь Дмитрий Донской — хранитель земли русской

В период с 1993 года по 1995 год Димитрий Романович пять раз выезжал в Россию с гуманитарными акциями Фонда Романовых.

По мере улучшения экономических и социальных условий в России, Димитрий Романович счел возможным расширить географические рамки деятельности фонда на более отдаленные регионы России и страны СНГ, включая страны Центральной Азии. Фонд оказывал благотворительную помощь и поддержку нуждающимся в области медицины, образования и социального обеспечения, содействовал проектам в области культуры, искусства и просвещения, помогал больницам для слабослышащих детей, школам-интернатам и домам престарелых. В период с 1995 года по 2016 год фондом было проведено более 50 гуманитарных акций на территории не только России, но и на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане. В апреле 2006 года Димитрием Романовичем в Москве был создан новый фонд названный «Благотворительный фонд князя Димитрия Романова», который стал специализироваться по гуманитарным проектам в регионах России.

В июне 2011 года тогдашним президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым Димитрий Романович был награжден «Орденом Дружбы» за «большие достижения в укреплении дружбы и культурного сотрудничества между Россией и Королевством Дании и за его достижения в качестве председателя Фонда Романовых для России». Церемония награждения прошла в Москве.

В мае 2016 года Димитрий Романович был награжден почетной грамотой правительства РФ «за большой вклад в распространение за рубежом знаний об историческом и культурном наследии России, содействие укреплению международных гуманитарных связей». В августе 2016 года указом президента Российской Федерации В. В. Путиным был удостоен «Ордена Александра Невского». Торжественная церемония вручения награды прошла 6 октября 2016 года в здании правительства РФ в присутствии Димитрия Романовича, его супруги и председателя правительства РФ Д. А. Медведева.

В октябре 2016 года в Троице-Сергиевой лавре Димитрий Романович имел встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В ходе беседы с Димитрием Романовичем Патриарх заявил: «Благодарю Вас за Вашу любовь к нашей общей Родине, за сохранение замечательных традиций Дома Романовых, за Ваше участие в доставке останков и Марии Федоровны, и Николая Николаевича. Вашими трудами соединяется история. В этом уникальность Вашей личности и вообще уникальность Дома Романовых. Живущие люди соединяют в своей семейной традиции части нашей национальной истории, разорванной трагическими событиями начала XX века».

Димитрий Романович был известен также как меценат. В дар Эрмитажу он передал саблю своего прадеда великого князя Николая Николаевича (старшего), а также боевое знамя, водруженное на Шипке.. В июле 2004 года передал Новодевичьему монастырю Санкт-Петербурга фамильную икону Спасителя, когда-то принадлежавшую великой княгине Милице Николаевне. В июле 2005 года передал в дар восстанавливаемому храму Светлого Христова Воскресения на реке Смоленке в Санкт-Петербурге икону Спасителя — эта икона XIX века хранилась в семье Романовых и передавалась из поколения в поколение. В июле 2009 года князь передал восстанавливавшемуся Феодоровскому собору Санкт-Петербурга фамильную икону святителей Митрофана и Тихона Воронежских: этим образом XIX века, по словам Димитрия Романовича, в 1944 году в Риме его благословил духовный наставник — иеромонах Зосима. Димитрий Романович входил в число попечителей Феодоровского собора, а также в попечительский совет благотворительного фонда Спасо-Преображенского всей гвардии собора в Северной столице.

Являлся активным популяризатором истории рода Романовых. Выступал в средствах массовой информации и документальных фильмах с интервью о семье Романовых, в том числе в датском документальном фильме «En Kongelig familie»(«Царская семья») в 2007, на телеканале France 3 в фильме «Un nom en héritage, les Romanov», в 2008 на телеканале НТВ в фильме «Призраки дома Романовых», а также в 2014 году в документальном фильме производства ZDF «Королевские династии: Романовы» и в 2015 году в документальном фильме «Корона Российской Империи» производства Россия-24.

главная > иконы святых > икона Святого Дмитрия Донского

Икона Дмитрия Донского

 Великого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского канонизировали в лике Святых в 1988 году — в честь тысячелетней годовщины крещения Руси его великим предком, Святым Владимиром Крестителем. Святой Дмитрий Донской в историю России вошёл как успешный продолжатель объединения земель и княжеств вокруг Московского княжества. Кроме того, в истории Российского государства навсегда останется память о Куликовской битве, где Святой Дмитрий Донской и его войска дали отпор войскам Золотой Орды, положив тем самым начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига. На иконе благоверного князя Дмитрия Донского Святой изображается в богатом княжеском одеянии, с мечом в одной руке и смиренно поднятой другой рукой, застывшей в жесте "ладонь праведника". Тем самым раскрывается характер Святого Дмитрия — он почитал Христа и был великим воином.

 Отцом Дмитрия был Иван Второй Красный Рюрикович, правнук великого воина, мудрого дипломата и успешного правителя — государственника Александра Невского. Иван Красный умер  когда Дмитрию Донскому было девять лет. На маленького мальчика свалилась огромная ответственность — ему предстояло управлять Московским княжеством, набиравшим силу и ставившего себе целью подмять под себя все другие княжества. Как показывают исторические хроники, на Дмитрия Ивановича Донского и принимаемые им решения с самых первых дней воцарения на княжеском престоле сильно влияли Святой чудотворец Киевский митрополит Алексий и честолюбивые московские бояре. В это время внутри Золотой Орды, которой княжества Руси платили дань, началась так называемая "великая замятня" — междоусобная борьба между наследниками и родственниками за ханство, начавшаяся со смертью Бердибека, вылившаяся в частую смену правителей. В результате неявки представителей умершего Ивана Красного за получением ярлыка на княжение в Сарай — Бату, столице Золотой Орды, московское княжение получил Дмитрий Константиновичу, суздальского князя. Но влиятельнейшие московские бояре не желали сдавать свои главенствующие позиции, и в возрасте 11 лет Дмитрий Донской отправился вместе с ними за ярлыком на княжение. В тот момент ханская власть разделилась между сарайским ханом Мурадом и любимцем грозного Мамая Абдуллой. Воспользовавшись неразберихой в разграничении полномочий между двумя правителями, Дмитрий Донской и москвичи смогли получить княжеский ярлык на юного князя от первого из них, хана Мурада. Так Дмитрий Иванович стал московским князем. Через два года после получения ярлыка Дмитрий, его родной брат Иван и их двоюродный брат Владимир встали во главе войска, идущего войной на Владимир, где великокняжеский престол занял Дмитрий Суздальский. Оценив силу и численность московского воинства, суздальский князь уступил престол, практически не оказав никакого сопротивления. Мамай, не желая сдавать великокняжеский престол неподконтрольному ему Дмитрию Донскому, направил с послами ещё один ярлык на княжение для суздальского князя Дмитрия Константиновичу. Но тот смог продержаться всего лишь 12 дней, чуть меньше двух недель. Великокняжеский престол всё равно остался за Святым Дмитрием. Этот конфликт между Мамаем и Дмитрием Донским впоследствии обернулся тяжёлыми кровопролитными боями, усилением междоусобицы и разорением множества земель русских. Но для Руси, как свободного единого государства, дальнейшая история показала необходимость воцарения Дмитрия на великокняжеском престоле, пусть даже и путём усиления вражды с Золотой Ордой.

 Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, он женился на дочери своего недавнего соперника Дмитрия Константиновича князя Суздальского, желавшего загасить конфликт между Москвой и Суздалем. Его жене, Евдокия Дмитриевна (известная в православии как преподобная Святая Евфросинья Московская), на момент венчания в Коломенской Воскресенской церкви, было всего лишь тринадцать лет. Несмотря на юный возраст обоих, брак был счастливым и плодотворным: У Дмитрия Ивановича и Евдокии родилось 12 детей. Крестником двух его детей стал преподобный Святой подвижник Сергий Радонежский, друживший с Киевским Патриархом Алексием. И Сергий и Алексий всю жизнь Дмитрия Донского сопровождали его, давая тому неоценимые советы и благославляя на судьбоносные поступки.

 Все последующие годы Дмитрий Иванович, князь Московский, Суздальский и Владимирский провёл в делах единения Руси, подчинив за время своего княжения Новгородского, Нижегородского, Рязанского, Тверского, Галичского, Костромского, Стародубского князей. Помимо этого Святой Дмитрий выиграл несколько важных стычек у волжских булгар, остановил у Рязанской реки Вожа войска татаро-монгольского мурзы Бегича и выиграл самое важное сражение, навсегда вошедшее в историю России — Куликовскую битву.

 К Куликовской битве Мамай, теневой правитель Орды, готовился два года. Предыдущий поход его мурзы Бегича закончился поражением татаро-монгол, необходима была передышка и пополнение войска. Отдых от завоеваний длился два года, за это время Мамай с помощью своих послов собрал в свои войска огромное число наёмников из кочевых племён Азии. Кроме того, Мамай договорился с литовским князем Владиславом Ягайло и Рязанским князем Олегом о встрече с их войсками на южном берегу Оки, откуда и планировалось всем скопом напасть на войска Святого Дмитрия.

 Дмитрий Иванович, оповещённый разведчиками, собрал войска со всех подчинённых ему княжеств. На удивление, забыв о междоусобных распрях, все князья, кроме Олега Рязанского, объединились вокруг Дмитрия. Был составлен план: в Москве оставалась лишь небольшая часть воинства, резерв основных войск. Остальные войска перешли через Оку, и обойдя рязанские земли с запада, двинулись к Дону. Желая застать неприятеля врасплох, Дмитрий Иванович и его соратники форсировали Дон, выбравшись на другую сторону этой великой реки. Перед отправлением Святого Дмитрия и его воинство благословил преподобный Сергий Радонежский, напророчив победу. Вместе с войском отправились и два монаха — богатыря, Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Непосредственно перед битвой стоявшему в дозоре воину было видение: Святые страстотерпцы Борис и Глеб, вооружённые мечами и освещая себе путь зажжёнными свечами, напали на татаро-монгольских воинов, порубив их все до единого. В это же время во Владимире, пономарю церкви, где хранилась гробница Александра Невского было видение: два старца подняли из гроба великого полководца, чтобы помочь своему потомку в будущем кровопролитном сражении. Выйдя во двор, фигуры растворились в воздухе.

 8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в устье рек Дон и Непрядва, состоялась великая Куликовская битва. Наверняка каждый из Вас помнит картину Михаила Авилова к этой битве — "Битва Пересвета с Челубеем".

Молитва дмитрию донскому о помощи

Пересвет победил в этом одиночном поединке, выбив Челубея из седла. Но в итоге оба воина всё равно погибли, уже во время основного сражения. Судьба двух великих воинов стала иллюстрацией исхода Куликовской битвы — Русь победила, но ценой огромных потерь: из 150 000 человек в живых осталось только 40 000. Предания гласят, что Силы Небесные помогали русскому воинству в этой сече, ангелы,  возглавляемые архистратигом архангелом Михаилом, вместе с княжескими богатырями разили огненными стрелами и мечами неприятелей. Сам Дмитрий, переодевшись в доспехи простого воина, в первых рядах сражался с врагом. После окончания битвы благоверного князя нашли оглушённого, лежащим под деревом. Доспехи на нём были разбиты, но сам он был цел. По случаю победы, донские казаки подарили Дмитрию образ Богоматери, позже названную Донской иконой Божией Матери. Самого великого князя с этого дня стали называть Донским — в честь реки, рядом с которой он выиграл столь важное сражение.

 Истощённые войска Мамая вернулись домой, но место правителя уже занял потомок Чингизидов Тохтамыш. Мамаю пришлось скрываться у своих союзников генуэзцев в Восточном Крыму, где он и погиб от руки предателя. Новый хан потребовал от Дмитрия Донского платить дань, но великий князь, окрылённый победой на Куликовом поле, ответил отказом. Тохтамыш, собрав войска. двинулся на Москву. Войско Дмитрия было сильно истощено, поэтому совет князей принял решение сдать город. Тохтамыш сжёг Москву; её жителей, из числа тех, кто остался в живых, его воины увели в рабство.

 Оценив ситуацию, Святой Дмитрий направил к Тохтамышу "покаянное посольство", итогом которого стало установление нового размера дани Золотой Орды и закрепление наследственного Великокняжества за московскими князьями. Как и Святой Александр Невский, прапрадед Дмитрия Донского, благоверный князь оказался искуснейшим дипломатом.

 К сожалению, повреждения, полученные Великим благоверным князем в ходе Куликовской битвы сказались на его здоровье. Он долго болел, и в 1389 году скончался, передав наследственную власть своему сыну Василию. 

 Иконе Святого Дмитрия Донского молятся с просьбой сохранить единство, отвести угрозы от семьи, оградить от нападения врагов, с просьбой укрепить веру. Дмитрий Донской, как и его знаменитый предок Александ Невский, покровитель людей военных профессий.

На этой странице Вы можете купить икону Дмитрия Донского. 

Оценка Димитрия Иоанновича, и как личности, и как исторического деятеля, его младшими современниками дана в сочинении «Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя рускаго», ранний вид которого дошел до нас в составе Софийской I и Новгородской IV летописей.

Ряд исследователей на основании анализа стилистики произведения делают вывод, что автором этого произведения был преподобный Епифаний Премудрый.

О Димитрии Иоанновиче автор говорит, что он, «аще и книгам не учен сы добре», вел нравственную, благочестивую жизнь. Пребывая на троне, он мечтал об уединении в «пещере», «в чернеческия ризы по вся дни облещися желаше».

Димитрий Иоаннович был справедлив к подданным и утвердил в стране мир и порядок.

В уста умирающего великого князя автор вложил обращенные к боярам слова, что он никому зла не сотворил, ничего ни у кого не отнял силой, никого не оскорбил, но всех любил и держал в чести, вместе с ними и радовался, и скорбел.

Благодаря победам Димитрия Иоанновича была обеспечена защита Русской земли и сохранена в ней православная вера. Князь, как говорится в «Слове…», «по Бозе с иноплеменникы боряшеся с нечестивы агаряны и с поганою Литвою за святыя церкви и крестьянскую утверждая веру».

Русская земля так же хвалит своего «царя» Димитрия Иоанновича, как Греческая земля — равноапостольного царя Константина I Великого.

Автор выразил убеждение, что душу Димитрия Иоанновича «ангели вознесоша на небеса».

«Вел. кн. Димитрий Иоаннович под благословением прп. Сергия принимает иноков Пересвета и Ослябю в сподвижники. 1380 г.». Литография П. Иванова по рис. Б. А. Чорикова. 1838 г. (ГПБИ)

Рассказывая о «житии и преставлении» Димитрия Иоанновича, автор «Слова…» особое внимание уделил главному, с его точки зрения, событию в жизни великого князя — войне с Мамаем. Последний хотел «избить» русских князей, овладеть их землей, разорить церкви и заставить русских людей принять ислам.

Димитрий Иоаннович призвал князей и «вельмож» защитить Русскую землю и православную веру, и во главе собравшегося войска нанес поражение «поганым» на Куликовом поле. Причем в битве русским воинам помогали ангелы и святые «сродники» великого князя — святые князья Борис и Глеб.

Димитрий Иоаннович сравнивается с равноапостольным князем Владимиром (Василием) Святославичем. В конце «Слова…» автор обращается к Димитрию Иоанновичу с просьбой о молитве «о роде своем и за вся люди».

В составленном в окружении митрополита Киприана летописном своде начала XV века, получившем отражение в Троицкой летописи и Рогожском летописце, есть достаточно краткий рассказ о войне с Мамаем и Куликовской битве.

При создании в первой половине XV века летописного свода — общего источника Новгородской IV и Софийской I летописей, этот рассказ был заменен обширной повестью, изучение которой показало, что она была основана на достоверной, близкой к событиям традиции.

Именно в этой повести раскрывалась глубина опасности, угрожавшей Русской земле в случае соединения сил ее противников.

С болью и гневом неизвестный автор повести обличал «лукавого» рязанского князя Олега, вступившего в союз с «погаными», и противопоставил ему главного героя повести — Димитрия Иоанновича, призвавшего «всех князей рускых» собраться, чтобы защитить свою землю и веру».

Автор повести подчеркивает мужество великого князя, который вопреки предостережениям, принял решение перейти Дон и напасть на ордынские войска, сражался как простой воин, чтобы побудить всех следовать его примеру. В решающий момент битвы два русских воеводы видели, как ангельское воинство во главе с архангелом Михаилом и святыми Георгием Победоносцем, Димитрием Солунским, князьями Борисом и Глебом поражало «поганых» огненными стрелами.

Попытка осмыслить значение события в более широкой исторической перспективе была сделана в «Задонщине», поэтическом произведении о войне с Мамаем и Куликовской битве, возникшем, по-видимому, вскоре после битвы, но сохранившемся в различных обработках XV-XVI веков. Этому способствовало знакомство неизвестного автора со «Словом о полку Игореве».

Куликовская битва, по убеждению автора «Задонщины», положила конец долгой эпохе иноземного господства, начавшейся с поражения русских князей на реке Калке в 1223 году.

Для отпора завоевателям вокруг Димитрия Иоанновича объединилась вся Русская земля, в этом произведении впервые говорилось об идущем на помощь к Димитрию Иоанновичу войске из Великого Новгорода и о его погибших в битве посадниках. Здесь же упоминались герои битвы — «чернецы» Ослябя и Пересвет, погибшие в сражении.

Во времена хана Батыя Бог «казнил Рускую землю за согрешения». Но теперь это время закончилось, и Русская земля во главе с Димитрием Иоанновичем одержала победу над «погаными».

В «Задонщине» не случайно подчеркивалось, что русские князья — потомки равноапостольного князя Владимира, что Димитрий Иоаннович выступил против Мамая, «помянувши прадеда своего князя Владимера Киевскаго».

Для автора Куликовская битва открывала новую эпоху в истории Руси — эпоху возрождения славы и могущества Древнерусского государства.

Куликовская битва. Миниатюра из "Сказания о Мамаевом побоище". XVII в. (ГИМ. Барс. № 1798)

Самым крупным произведением, главным героем которого был Димитрий Иоаннович, стало «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в начале XVI века, более чем через 100 лет после Куликовской битвы. Став излюбленным чтением русских людей, произведение неоднократно перерабатывалось книжниками XVI-XVII веков и сохранилось в ряде редакций.

Неизвестный автор использовал «Летописную повесть», «Задонщину», а также рассказы о битве, которые бытовали в отдельных боярских и купеческих родах, где говорилось о подвигах их предков, совершенных на Куликовом поле.

В оценке значения событий автор «Сказания…» следовал за «Задонщиной». По его словам, Мамай хотел не только пойти по стопам хана Батыя и снова разорить Русь, но и поселиться с воинами на Русской земле. От этой страшной опасности Русь, как и православную веру, спас возглавивший русское войско Димитрий Иоаннович.

В этой борьбе рядом с ним в «Сказании…» выступает преподобный Сергий Радонежский, поддерживавший князя своим духовным авторитетом.

Автор «Сказания…» создает образ русского войска, охваченного стремлением победить или умереть за свою землю и веру, объединявшим и простых воинов, и их главу — Димитрия Иоанновича.

Вслед за «Задонщиной» автор «Сказания…» говорит о чудесной помощи русскому войску со стороны святых князей Бориса и Глеба, пришедших с мечами в руках защищать свое «отечество».

В послании на Угру Ростовского епископа Вассиана I (Рыло) великому князю Иоанну III Васильевичу в 1480 году говорится о подвиге Димитрия Иоанновича на Куликовом поле как о готовности к мученичеству за веру: «Видев милосердый человеколюбивый Бог непреложную его мысль, како хощет не токмо до крове, но и до смерти страдати за веру, и за святыя церкви, и за врученное ему от Бога словесное стадо Христовых овець, яко истинный пастырь, подобяся преже бывшим мучеником» (БЛДР. Т. 7. С. 392).

Явление иконы свт. Николая Чудотворца вел. кн. Димитрию Иоановичу на Угреше. Икона. XIX в. (ЦАК МДА)

Явление иконы свт. Николая Чудотворца вел. кн. Димитрию Иоановичу на Угреше. Икона. XIX в. (ЦАК МДА)

Постепенно война с Мамаем, Куликовская битва становились теми событиями в биографии Димитрия Иоанновича, на которых сосредоточивалось внимание, в то время как другие ее стороны оставались в тени.

Такой характер носит биография Димитрия Иоанновича в «Книге степенной царского родословия» — памятнике исторической мысли середины XVI века. В ее вводной оригинальной части содержатся похвалы благочестию Димитрия Иоанновича, желавшему в жизни подражать «многотрудному животу преподобных отец» и стремившемуся «равен мучеником быти», а также говорится, что его наставниками были выдающиеся подвижники: митрополит Алексий, преподобные Сергий Радонежский и Димитрий Прилуцкий.

В царствование Иоанна Грозного Димитрий Иоаннович получил почетное прозвище Донской, так же стали именоваться основанная князем накануне Куликовской битвы церковь Успения в Коломне и хранившаяся там икона Божией Матери (см. Донская икона Божией Матери), которую царь взял с собой в Казанский поход 1552 г.

В «Сказании об основании Троицкого монастыря в Юрьеве» (село в Нижегородской губернии на реке Пьяне) рассказывается, что Иоанн Грозный, узнав во время похода о поражении передовых отрядов, решил вернуться в Москву, однако во сне увидел Тихвинскую икону Божией Матери и Димитрия Иоанновича. Пресвятая Дева приказала царю продолжить поход (Нижегородские ЕВ. 1890. № 4. С. 153).

Почиталась гробница Димитрия Иоанновича в Архангельском соборе.

В «Степенной книге» говорится, что в правление великого князя Василия III Иоанновича «у гроба сего святопочившего самодержавнаго великаго князя Дмитрия» чудесным образом «свеща небесным огнем сама по себе возгореся и необычьным светом оба полы светяше», она горела, не сгорая, много дней; свеча сохранялась в соборе в 60-х годов XVI века (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 406). По сообщению Разрядной книги начала XVII века, в 1524/25 году свеча горела 6 дней (Разрядная книга 1475-1605. М., 1977. Т. 1. Ч. 2. С. 191).

С Димитрием Иоанновичем связано предание, известное с рубежа XVII и XVIII веков, об основании князем после Куликовской битвы Угрешского во имя святителя. Николая Чудотворца мужского монастыря, что нашло отражение в иконографии.

В XVIII или в XIX веке сформировалась традиция, отразившаяся, в частности, в духовных стихах, которая приписывала Димитрию Иоанновичу установление в память о победе на Куликовом поле совершать ежегодно 25 октября, накануне своего тезоименитства, панихиды по павшим (см. Димитриевская родительская суббота) (Бессонов Е. Калики перехожие: Сб. стихов и исследование. М., 1861. Ч. 1. Вып. 3. С. 673-675).

В «Описании о российских святых» (XVII век) Димитрий Иоаннович характеризуется как «святый благоверный великий князь и царь» (С. 57).

В «Иконописном подлиннике» XVIII века (Филимонов. С. 54) именуется «Московским чудотворцем».

Память Димитрия Иоанновича не отмечена в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (около 1634 года) и в Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 50-х годов XVII века (РГБ. МДА. № 201).

В «Описании о российских святых», а также в агиографических справочниках Н. П. Барсукова (Источники агиографии. Стб. 152-153), архимандрита Леонида (Кавелина) (Св. Русь. С. 126-127), архиепископа Димитрия (Самбикина) (Месяцеслов. Май. С. 181-186) память Димитрия Иоанновича отмечена под 9 мая.

8 сентября 1980 года в Троице-Сергиевой лавре прошли торжества в честь 600-летия битвы на Куликовом поле.

В 1988 году Димитрий Иоаннович был канонизирован Поместным Собором РПЦ как святой благоверный князь «на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божьим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага спасения ближних» (Канонизация святых: Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси, 6-9 июня 1988 г., ТСЛ. 1988. С. 48).

1. ПСРЛ. Т. 3; Т. 4. Ч. 1; Т. 5. Вып. 1-2; Т. 6. Вып. 1; Т. 7-8; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 32-33; Т. 35; Т. 37; Т. 39-40, 42-43 (по указ.);

2. ГВНиП (по указ.);

3. Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950;

4. ДДГ (по указ.); Повести о Куликовской битве. М., 1959;

5. Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г. / Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960;

6. Опись архива Посольского приказа 1626 г. / Под ред. С.

Добрый день!

О. Шмидта. М., 1977. Вып. 1-2 (по указ.);

7. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982;

8. Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998;

9. Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1;

10. АСЭИ. 1952. Т. 1. № 57, 165; 1958. Т. 2. № 339;

11. Антонов А. В., Баранов К. В. Неизвестные акты XIV-XVI вв. из архива моск. Чудова мон-ря // РД. 1997. Вып. 2: Архивные мат-лы по истории Москвы. С. 3-10. № 1;

12. БЛДР. 1999. Т. 6. С. 206-227;

13. Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 216-243.

Литература:

1. Макарий. История РЦ. Кн. 3 (по указ.);

2. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889-1891. Т. 1-2 (по указ.);

3. Голубинский. Канонизация святых. С. 84-85, 191, 420;

4. Соколов П. П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913;

5. Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918;

6. Насонов А. Н. Монголы и Русь: (История татар. политики на Руси). М.; Л., 1940;

7. Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948-1950. 2 ч.; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960;

8. Янин В.Л. Редчайший памятник моск. сфрагистики XIV в.: // КСИА. 1954. Вып. 53. С. 148-150;

9. Салмина М. А. «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя Русьскаго» // ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 80-104;

10. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980 ;

11. Хорошкевич А. Л. К взаимоотношениям князей моск. дома во 2-й пол. XIV в. // ВИ. 1980. № 6. С. 170-174;

12. Кучкин В. А. Победа на Куликовом поле // Там же. № 8. С. 3-21; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, об-во и гос-во в феод. России: Сб. ст. М., 1990. С. 103-126; он же. Дмитрий Донской // ВИ. 1995. № 5/6. С. 62-83; он же. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий: Сб. ст. М., 1998. С. 11-64; он же. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003 (по указ.);

13. Флоря Б. Н. Борьба моск. князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы ист. географии России: Сб. ст. М., 1982. Вып. 1. С. 60-70;

14. Прохоров Г. М., Салмина М. А. «Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 403-405 ;

15. Мейендорф И., прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в. П., 1990;

16. Турилов А. А. «Все ся минеть»: Отголоски легенды о царе Давиде в рус. сфрагистике и книжности // Славяне и их соседи. М., 1994. Вып. 5. С. 107-113;

17. Lenhoff G. Unofficial Veneration of the Danilovichi in Muscovite Rus’ // Culture and Identity in Muscovy, 1359-1584. М., 1997. С. 402-416. (UCLA Slavic Stud. N. S.; Vol. 3);

18. Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000; он же. Московские «примыслы» кон. XIII-XV в. // Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 5. С. 114-190; Дмитрий Донской и эпоха возрождения Руси: Тр. юбил. науч. конф. / Отв. ред.: А. Н. Наумов. Тула, 2001;

19. Поволяева Л. Д. Куликовская битва: Указ. лит-ры, 1980-2005. Тула, 2005.

Краткая биография Дмитрия Донского самое главное

Правление Дмитрия Донского (годы жизни 1350-1389) стало символом объединения Руси. История запомнила его как успешного и талантливого полководца, истинного лидера – умного и справедливого, человека с добродушного, сильного и бесстрашного. Благодаря победе в Куликовской битве Дмитрий Иванович удостоился своего легендарного прозвища «Донской» Одной из самых ярких заслуг князя считается постройка нового белокаменного Кремля в 1367.

Благоверный Великий князь Димитрий Донской (†1389)

Дмитрий Донской был верующим человеком, поэтому всячески поощрял строительство церквей и православных храмов.

Родился в Москве 12 октября 1350 года. Мальчику было всего 9 лет, когда он лишился отца. В опекуны ему назначили митрополита Алексия. Это был умный, честный, справедливый человек. Впоследствии он стал для юного князя настоящим другом и наставником, помогая в решении политических вопросов. Будучи в хороших отношениях с настоятелем монастыря Сергием Радонежским, князь нередко обращался к нему за помощью и поддержкой. Именно у него Дмитрий Иванович просил благословения перед сражением на Куликовом поле.

Уже в девять лет молодой князь сталкивается с политическим противоборством в лице других правителей. Он вынужден буквально отвоевывать свое право на власть. В 1361 г. ордынский хан отдает ярлык на княжение во Владимире суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Однако в Москве с этим не согласились. В возрасте 11-ти лет юный князь отправляется в Орду, чтобы получить ярлык.

Вскоре Донской одерживает победу над Литовским князем Ольгердом и заключает с ним мировое соглашение. Затем он добивается расположения других русских князей и налаживает отношения с Тверью и Новгородом. Таким образом, положение молодого правителя значительно укрепляется.

Главным врагом для Руси в тот период оставалась Золотая Орда. Князь Дмитрий решается вступить в открытый конфликт с Ордой, после того как монголо-татары напали на Нижний Новгород и разгромили его. Вскоре Мамай направляет войска на Рязань и Москву. Но в 1378 году в результате сражения на реке Воже он терпит сокрушительное поражение.

Куликовская битва стала решающим поворотом в конфликте с монголо-татарами. Сражение произошло 8 сентября 1380 года. После  разгрома мамаева войска, выплата дани Золотой Орде на какое-то время прекратилась.

Князь Дмитрий умер 19 мая 1389 года. Его похоронили в Москве в Архангельском соборе. В 1988 году Донского канонизировали.

4, 5, 6 класс для детей

Биография Дмитрия Донского о главном

Дмитрий Донской был великим и справедливым правителем городов русских и жил с 1350 по 1389 годы. Такое интересное прозвище он получил сразу после одержания победы в Куликовской битве.

В городе Москва 12 октября 1350 года на свет появился маленький Дмитрий. После того, как в 1359 году погибает отец мальчика, в жизни маленького Димы появляется опекун и прекрасный наставник – митрополит Алексий. Именно с этим человеком Дмитрий постоянно советовался во всех вопросах, не исключением были и политические проблемы. Помимо этого, у Дмитрия были прекрасные отношения и с самим настоятелем монастыря Сергием Радонежским.

Именно к этому человеку, перед самым началом великой и кровавой Куликовской битвы, Дмитрий пожаловал за благословением.

Уже с 9-летнего возраста мальчику пришлось бороться за собственное княжение с иными князьями. С момента прекращения борьбы с князем Ольгердом, мир с Литвой был, наконец, заключен. По истечении некоторого промежутка времени были налажены отношения с Тверью и Новгородом. С того момента могущество Донского становилось все сильнее.

С 1363 года он начал княжит во Владимире, а в 1397 году, сразу после страшного пожара, князь возводит совершенно новый Кремль из белого камня.

Дмитрий был не только превосходным князем, но и глубоко верующим человеком, из-за чего всячески старался поддержать любой православный храм, делал значительные пожертвования и более того, в момент правления в самом центре Московского княжества основал новый монастырь.

В 1378 году было разбито все Мамаевское войско.

В 39-летнем возрасте великого князя Дмитрия Донского не стало, а случилось это 19 мая 1389 года. После его смерти править стал его сын Василий I.

4 класс, 5 класс, 6 класс для детей о его жизни

Интересные факты и даты из жизни

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *