Мудрость духовная

Святые отцы о причастии

Святитель Иоанн Златоуст:

«Как они могут очистить ум свой? Просветить разум? Украсить все силы душевные, не причащаясь тела и крови Господа нашего, которые являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души?»

«Одна у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщились этой пищи. Действия этого таинства совершается не человеческою силою.

Тот, Кто совершил их тогда, на той вечере, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится: трапеза не допускает тех, которые не таковы. “С учениками Моими, – говорит Христос, – совершу пасху” (Мф. 26: 18). Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той».

«Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой , став страшными для диавола, имея в себе и нашего Главу Христа, и любовь, которую Он нам оказал. Эта кровь делает сияющим царский образ нашей души, рождает невыразимую красоту, не дает увянуть благородству в душе, орошая ее непрестанно и питая. Эта кровь, достойно принимаемая, прочь гонит от нас бесов, ангелов же привлекает, вместе с Владыкой ангелов. Ибо бесы убегают, когда видят Владычнюю кровь, а ангелы собираются. Она – спасение наших душ, ею радуется душа, ею украшается, ею согревается, она делает наш ум светлее огня, она делает нашу душу чище золота. Причащающиеся этой крови стоят вместе с ангелами и вышними силами, будучи одеты в ту же, что и у них, царскую одежду и оружие имея духовное. Но я не сказал еще о самом великом: причащающиеся одеты в Самого Царя».

Святитель Кирилл Александрийский:

«Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе».

Преподобный Ефрем Сирин:

«Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть».

Преподобный Серафим Саровский:

«Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать литургию и вкушать Его животворящие тело и кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар; ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественные тело и кровь».

«Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через святое причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и во спасение ближних моих».

«Приносится на Престол хлеб и вино, но в Божественной Литургии, Духом Святым, оно превращается в Тело и Кровь Христа. И люди, вкусив Тело и Кровь Христову, приобщаются к Божественному Естеству так, чтобы вошел в дом души их Господь и душа стала Храмом Божиим. О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека Домом Божьим. И так, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать Литургию и вкушать его Животворящее Тело и Кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните – это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой, они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная Литургия есть великий чудный дар; ангелы Божие завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественное Тело и Кровь».

«Но вот спрошу я тебя, человек, чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос и зерно двурасленное, естественно-жизненное, — Плоть и Кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного Хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь этого спасительного глада, то значит ты духовно мертв. Человек начинающий выздоравливать, или здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов в России, в православной церкви, не чувствующих этой спасительной жажды? — Тьма тьмущая! Множество бесчисленное интеллигентов, совсем не бывают у причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: примите, ядите … пийте от нея вси… (Мф. 26, 26-27) и нет ядущих и пиющих!».

Учение св. Иоанна Кронштадтского о Причащении

Поучения свои св. Иоанн Кронштадтский приписывал благодатной силе Св. Христовых Тайн, которых он причащался.

В творениях своих он множество раз говорит о великой чудотворной и всепобеждающей силе Св. Христовых Тайн.

Вот одно из таких наставлений св. Иоанна Кронштадтского:

«Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Вот другое поучение:

«Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через Св. Причащение, подкрепляет меня. Иначе, где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу Святого Имени Его и во спасение ближних моих».

А вот молитва св. Иоанна Кронштадтского, в которой он, в назидание наше, просто, как Апостол Павел, сам говорит о силах Божиих, обитающих в нем и о ежедневно совершающихся чудесах через Св. Тайны.

«Везде прославило меня Имя Твое, Господи! И у трона царей и у всех важных и сильных мира сего и у богатых и небогатых, образованных и простых: людей; всюду принесло Оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Сколько чудно Имя Твое, Господи! Как чудно, державно, властно влечет всех ко мне убогому благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая, через частое причащение Святых Тайн Твоих Пречистого Тела и Крови Твоея, Господи! Благодарю Тебя за чудеса Св. Тайн, совершающиеся во мне и в народе русском ежедневно. Ты влечешь меня и его к Тебе чудною, всемогущею, непобедимою силою. Вся Россия православная влечется к Тебе. Влеки, влеки, Слове Божий, Творче наш, Избавителю наш, влеки к Себе всех и вся».

Несколько поучений о. Иоанна о спасительности причащения Святых Христовых Тайн и рассказы его самого об исцелении умиравших и безнадежно больных после причащения им этих лиц Святых Тайн.

«Богочеловек дал всеблагий, премудрый, прерадостный завет Церкви Своей — до скончания века совершать всеспасительное и самонужнейшее таинство — Тела и Крови Его и причащения верующих. И мы имеем блаженство причащаться Божественного Брашна весьма, весьма часто; и какое преискреннее, теснейшее общение! «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный. Но аще, — говорит Господь, — не снесте Плоти Сына человеческаго, не пиете Крове Его, живота не имате в себе» (Иоан, 6, 53-56). Таково-то общение любви сначала и поныне!

Какое спасительное, боготворящее таинство предал Господь рукам священников, поручив им совершать по благодати священства, силою Духа Святого Животворящего, таинства пречистого Тела и Крови Своей! Сколь должны быть святы и блаженны лица, совершающие это пренебесное таинство и часто причащающиеся его, делающие блаженными и радостными также множество народа причащающегося! Сколь светла и славна Церковь, имеющая в себе такие таинства, преданные ей от Самого Господа — Саможивота всех, и содержимые ею непревратно и свято, от начала доныне!

Слава Господу Иисусу Христу и Животворящим Его Тайнам! Сколько мне приходилось видеть больных, истаявших, как воск, от болезней, совершенно расслабевших, погасавших и когда я причащал их Божественных Тайн, которых они требовали или по моему совету, или по своему сердечному влечению, они дивным образом быстро поправлялись. Так, одного старика, слишком 80-ти лет, живущего в бедности с семейством, я причащал два раза в разные времена, причащал тогда, когда он был отчаянно болен, изготовил завещание и благословил всех домашних, и он в оба раза, на второй или третий день вставал с постели и выздоравливал.

В гимназии один ученик низшего класса три месяца был нездоров воспалением живота, не имел аппетита и под конец весь исхудал до скелета, весьма был недалек от смерти. Я посмотрел его, советовал ему причаститься Св. Тайн, возбудил в нем желание их; затем вскоре пришел причастить его: причастил и больной стал есть, пить и быстро поправляться, в скором времени он встал с постели и готов был идти в класс. Еще один купеческий мальчик болел 6 недель горячкою, но лишь был причащен Св. Тайнами, — выздоровел. Замечательно, что пораженные болезнями организмы как бы ожидают Божественного Тела и Крови, и по принятии их тотчас же оживотворяются и поправляются.

Это только три случая, которые я в скором времени мог припомнить. Но свидетельствуюсь Богом и своею священническою совестью, что случаи быстрого выздоровления больных после причастия Божественных Тайн — неисчислимы от множества. Жизнодавец, весь почивающий в Своих Животворящих Тайнах, пречасто дарил здравием и жизнью болящих, близких к смерти, от которых Он ожидал еще плодов благих. Как же после этого христиане боятся пригласить священника к больному, чтобы, как, они думают, не испугать больного мыслью скорой смерти, и допускают его таким образом таять в своей болезни и оставаться без утешения христианского, без источника бессмертия, св. Тела и Крови Христовой? О, маловерие! О, ослепление бесовское! Бояться Христа Жизнодавца и Его Животворящих Тайн! Бояться нашего Сладчайшего Спасителя! Не бояться надо св. Тайн, а желать всею душою причастия их в самом начале болезни всякому больному и прежде всякого лекарства врачебного принимать это Божие врачевство! И самим так надо поступать и другим советовать так же делать; тогда болезни наши самые жестокие проходили бы очень скоро и не стали бы томить нас в постели: не стали бы нам надоедать многоразличными лекарствами, деньги на врачей и лекарства остались бы дома и могли бы быть употребляемы в пользу бедных людей или на наши необходимые нужды. Не отвергаю я врачей и естественных средств врачевания: нужны врачи; Господь даровал их и врачебные пособия Господь указал, но они должны быть употребляемы после принятия Животворящего Чудного Врачевства; вначале же тогда только должно употреблять лекарство, когда болезнь приключается вдруг и не терпит, отлагательства во врачебной помощи.

Бедствие для души долго не причащаться св. Тайн: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем».

Святитель Киприан Карфагенский:

«Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное».

Святые отцы о необходимости частого причащения

Святитель Григорий Богослов:

«И как они зажгут в своих сердцах божественную любовь, духовную радость, божественный мир и прочие плоды и дары Святого Духа, не причащаясь тела и крови возлюбленного Сына Отца, единосущного Духу Святому, Который есть сущая радость и мир наш, по словам апостола, и источник всех благ? Я изумляюсь и удивляюсь, как могут христиане в настоящее время праздновать воскресный день или другие праздники года и радоваться духовно истинной радостью, если они не принимают постоянно святое причастие, которое есть повод и причина для праздника и торжества».

Святитель Василий Великий:

«Хорошо и приполезно каждый день приобщаться и принимать св. Тело и Кровь Христову. Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником жизни не что иное значит, как жить многообразно? Впрочем, пусть приобщается четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пятницу и в иные дни, если бывает память какого святого".

Святитель Кирилл Александрийский:

«Как смогут они угасить пламя страстей, если не причащаются непорочных таин, изгоняющих немощь, усмиряющих суровую брань плоти и умерщвляющих страсти. И так верно, что непостоянно причащающиеся упускают все небесные и божественные блага. К тому же нарушают заповеди Господни, как мы говорили раньше, и правила апостольские и Соборов и всех святых, к которым мы обращались, и повинны, вплоть до отлучения от Церкви, которое установили божественные апостолы и Апостольский Собор. Они дали свободу и место диаволу, откладывая причастие, чтобы он ввергнул их в различные грехи и другие искушения».

Преподобный Макарий Великий:

«Христиане пищею для себя имеют оный небесный огнь; он для них упокоение; он очищает и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание; он для них и воздух и жизнь».

Преподобный Палладий рассказывает об авве Макарии Египетском, что, после того как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он дал ей такой совет и сказал: «Женщина, никогда не отсутствуй на Приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел место и досадил тебе».

Святой авва Аполлос:

«Монахи должны, если могут, приобщаться каждодневно Святых Таин, потому что кто удаляется от Святых Таин, тот удаляется от Бога, а кто постоянно приобщается, тот всегда принимает в себя Спасителя…».

Преподобный Никодим Святогорец:

«Таким образом, без частого Причащения мы не можем освободиться от страстей и взойти на высоту бесстрастия. Так и израильтяне: если бы они не захотели есть пасху в Египте, не смогли бы из него освободиться.

Египет же означает жизнь страстную. И если мы не причащаемся непрестанно Честному Телу и Крови нашего Господа (если было бы возможно, то и каждый день), мы не в состоянии освободиться от мысленных фараонитов. Божественный Кирилл Александрийский именно так и говорит: «То, что израильтяне, будучи рабами и трудясь под началом египтян, совершили , это означает, что душа человека не может иначе прийти к свободе и избежать тирании диавола, кроме как Причащением Христу. Ибо Он Сам сказал: "Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36)»

Однако никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.

Ведь многие часто изыскивают сами в себе разные добродетели, надеясь спастись благодаря им и без частого Причащения. Но это почти невозможно, ибо они не хотят подчиниться воле Божией, состоящей в том, чтобы причащаться часто, согласно чину Церкви, то есть за каждой совершаемой Литургией, когда они собираются в храм.

К таким людям Бог говорит через пророка Иеремию: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2, 13). Иными словами, оставили источник добродетели и дарований Святого Духа и выкопали в самих себе водоемы, продырявленные снизу, которые не могут держать воды.

Но тогда труды принимаются и добродетели приносят пользу, когда совершаются по воле Божией. Воля же Божия состоит в том, чтобы мы делали так, как нам повелевает наш Господь, Который нам говорит: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин. 6, 54). Это не просто заповедь, но всех заповедей глава, ибо является совершительной силой и неотъемлемой составной частью остальных заповедей.

Итак, возлюбленный мой, если ты хочешь зажечь в своем сердце божественное рачение и приобрести любовь ко Христу, а с нею приобрести и все остальные добродетели, часто приступай ко Святому Приобщению — и тогда насладишься тем, чего желаешь. Ведь невозможно кому-либо не возлюбить Христа и не быть возлюбленным от Христа, если он непрестанно причащается Его Святого Тела и Крови. Это происходит естественным образом».

«Что еще доброго хотел бы ты, христианин, получить и не получил бы от святого причащения?

Святые угодники Божии о Причастии

Хочешь праздновать каждый день? Хочешь праздновать Светлую Пасху, когда пожелаешь, и радоваться радостью неизреченной в этой прискорбной жизни? Непрестанно прибегай к таинству и причащайся с должной подготовкой, и тогда ты насладишься тем, чего желаешь. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в жертву в таинстве, как говорит апостол, а вслед за ним и божественный Златоуст: “Четыредесятница один раз в год бывает, Пасха же – трижды в неделю, а иногда и четыре, точнее же – столько раз, сколько мы захотим, ибо Пасха – это не пост, но приношение и жертва, бываемая на каждом собрании».

Святитель Феофан Затворник:

«Если наша жизнь в Господе и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает тела и крови Его, то желающему жизни как нечасто причащаться? Вам кто мешает ухитриться почаще приступить к таинствам? Только пустое поверье. У нас стали слова “Со страхом Божиим и верою приступите” пустой формой. Иерей Божий зовет, а никто не идет… и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию… и на вечерю Божию».

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Не о пище гибнущей говорится здесь! “Не пецытеся, глаголюще, что ямы, или что пиемъ, или чим одеждемся” (Мф. 6, 31.); говорится о пище новой, которую даровал человекам вочеловечившийся Сын Божий, о хлебе жизни, снизошедшем с неба, о хлебе Божьем, способном насытить и преподать вечную жизнь всему миру (Ин. 6, 27, 33). Слово насущный означает, что этот хлеб, по качеству своему, превыше всего существующего (Пр. Кассиан, Соll. IX, сар. XXI). Величие его и святость бесконечны, непостижимы; освящение, достоинство, доставляемые вкушением его, необъятны, необъяснимы. Хлеб, подаваемый Сыном Божьим, есть всесвятая плоть Его, которую Он дал за живот мира (Ин. 6, 51). К чудной пище присоединено столько же чудное питие. Плоть Богочеловека дана в пищу верующим, кровь Его — в напиток. …Хлеб наш насущный — так пишется прошение святым Евангелистом Лукою — подавай нам на всяк день (Лук. 11, 3). С прошением совмещено заповедание, возлагающее на христиан обязанность, столь ныне упущенную, ежедневного приобщения Святым Тайнам. “Сказав «на всяк день», Господь выразил этим, что без сего хлеба мы неспособны провести ниже одного дня в духовной жизни. Сказав «днесь», выразил этим, что его должно вкушать ежедневно, что преподание его в протекший день недостаточно, если в текущий день не будет он преподан нам снова. Ежедневная нужда в нем требует, чтоб мы учащали это прошение и просили его на всякое время: нет дня, в который бы не было необходимо для нас употреблением и причащением его утвердить сердце нашего внутреннего человека.

Лекция: О Таинстве Причастия (Причащения, Евхаристии)

312. Что такое Таинство Причащения?

Причащение (или Евхаристия) есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для Вечной жизни.

313.

8. Святые отцы о частом Причащении

Как это Таинство установлено?

Таинство Причащения Господь Иисус Христос в первый раз совершил непосредственно перед Своими страданиями, предварительно представив в нем живое изображение этих страданий. Причастив апостолов, Он в то же время дал им заповедь всегда совершать это Таинство.

314. Каково место этого Таинства в христианском богослужении?

Таинство Причащения составляет главную и существенную часть христианского богослужения.

315. Во время какого богослужения совершается Таинство Причащения?

Таинство Причащения совершается за Литургией.

316. Что означает слово «литургия»?

Слово «литургия» значит общественное служение. Однако Литургией именуется только то богослужение, за которым совершается Таинство Причащения.

317. Где должна совершаться Литургия?

Литургия должна совершаться в храме, в котором имеется трапеза (престол) или, вместо трапезы, антиминс, обязательно освященные архиереем.

318. Почему храм также называют церковью?

Храм называется церковью потому, что в нем для молитвы и Таинств собираются составляющие Церковь верующие.

319. Почему трапезу также называют престолом?

Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом потому, что на ней Иисус Христос таинственно присутствует как Царь.

320. Каков общий порядок совершения Литургии?

Общий порядок Литургии следующий: приготовляется вещество для Таинства; верующие готовятся к Таинству; совершается само Таинство.

321. Как называется часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства?

Часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидия.

322. Что означает слово «проскомидия»?

Слово «проскомидия» означает принесение.

323. Почему первая часть Литургии называется проскомидией?

Первая часть Литургии называется проскомидией в соответствии с обычаем первых христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется «просфора», что значит приношение.

324. В чем состоит смысл проскомидии?

Проскомидия, как часть Литургии, есть воспоминание пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к рождению и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства, и вливается в священный сосуд необходимое количество вина, соединенного с водой. При этом священнодействующий поминает всю Церковь и прославленных святых, молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто по вере и с усердием принес просфоры или приношения.

325. Какой хлеб используется для проскомидии?

Для Таинства используется хлеб, соответствующий понятию хлеба, и какового требует святость Таинства, пример Господа Иисуса Христа и апостолов, т.е. хлеб квасной, чистый, пшеничный.

326. Почему для Причащения употребляется один хлеб?

Употребляющийся для Причащения один хлеб означает, по объяснению апостола, то, что «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).

327. Почему приготовленный для Причащения хлеб называется «агнцем»?

Хлеб, приготовленный для Причащения, называется «агнцем», поскольку является образом страждущего Иисуса Христа, прообразом Которого в Ветхом Завете служил агнец пасхальный.

328. Что такое агнец пасхальный?

Агнец пасхальный — это ягненок, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память об избавлении от гибели в Египте.

329. Почему вино для Таинства Причащения соединяется с водой?

Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, когда из раны, нанесенной Ему в ребро, истекли кровь и вода.

330. Как называется часть Литургии, на которой верующие приготовляются к Таинству?

Часть Литургии, на которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали «литургией оглашенных». Кроме крещеных и допускаемых к Причащению, присутствовать на ней могут и оглашенные, т.е. готовящиеся к Крещению, а также кающиеся, не допускаемые к Причащению.

331. С чего начинается литургия оглашенных?

Литургия оглашенных начинается благословением, или прославлением Царства Пресвятой Троицы.

332. Из чего состоит литургия оглашенных?

Литургия оглашенных состоит из молитв, песнопений, чтения книг Апостольских и Евангелия.

333. Чем оканчивается литургия оглашенных?

Литургия оглашенных оканчивается повелением оглашенным выйти из храма.

334. Что такое «литургия верных»?

Часть Литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется «литургией верных». На этом богослужении имеют право быть одни верные, т.е. принявшие Крещение.

335. Каково важнейшее действие литургии верных?

Важнейшим действием Литургии верных является произнесение слов, сказанных Иисусом Христом при установлении Таинства: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), и затем — призывание Святого Духа и благословение Даров, т.е. принесенного хлеба и вина.

336. В чем смысл этого действия?

В это время после троекратного благословения хлеба и вина они прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

337. Как понимать слово «пресуществление»?

В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом «пресуществление» не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Этого нельзя постичь никому, кроме Бога. Показывается только то, что истинно, действительно и существом хлеб становится самым истинным Телом Господа, а вино — самой Кровью Господа.

Подобно тому святой Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет:

«Тело воистину объединяется с Божеством, тело, (родившееся) от Святой Девы, но (объединяется) не (так), что вознесшееся тело нисходит с Неба, а (так), что самый хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Божии. Если же ты доискиваешься способа, как (именно) это делается, то тебе достаточно услышать, что — с помощью Святого Духа, подобно тому, как Господь при содействии Святого Духа составил Себе и в Себе плоть от Пресвятой Богородицы. Более мы ничего не знаем, кроме того, что Слово Божие истинно, действенно и всемогуще, а способ (преложения) неисследим» (39).

338. Как следует приступать к Таинству Причащения?

Приступающий к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием в грехах, чему способствуют пост и молитва. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29).

339. Что с нами происходит в Таинстве Причащения?

Причащающийся Тела и Крови Христовых соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем приобщается к Вечной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54).

340. Как часто следует причащаться Святых Тайн?

Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. митр. Петра Могилы «Православное исповедание». Ч. 1, вопрос 90). (В наше время пастыри рекомендуют причащаться и один раз в две недели, и каждый воскресный день. — Ред.)

По прекрасному слову преподобного Иоанна Кассиана Римлянина:

«Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от Святого Причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к Нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми» (40).

Подобный совет содержится и в «Вопросоответах» преподобных Варсонофия и Иоанна:

«Итак, не воспрещай себе приступать, осуждая себя как грешного, но признавай, что грешник, приступающий к Спасителю, удостаивается отпущения грехов. И в Писании видим приступавших к Нему с верою и слышавших оный Божественный глас: «прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Если бы приступавший к Нему был достоин, то он не имел бы грехов; но как он был грешник и должник, то и получил прощение грехов. Послушай и Самого Господа, Который говорит: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32); и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Итак, признавай себя грешным и болящим и приступи к Могущему спасти погибшего» (Мф. 18, 11; Лк. 19, 10)» (41).

«Когда приступают к Святым Тайнам грешники как уязвленные и просящие милости, таких врачует и делает достойными Своих Таинств Сам Господь, сказавший: «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5, 32); и еще: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). И никто не должен признавать себя достойным причащения, а говорить: я недостоин, но верую, что освящаюсь причащением, — и сие исполняется над ним по вере его Господом нашим Иисусом Христом, Которому слава во веки. Аминь» (42).

341. Каким образом участвуют в Литургии те, кто не причащается Святых Тайн?

Не приступающие ко Св. Причащению могут и должны участвовать в Литургии своей верой, молитвой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

342. Что означает шествие с Евангелием во время Литургии?

Когда на Литургии совершается шествие с Евангелием, вспоминается Господь Иисус Христос, явившийся на проповедь. Поэтому во время чтения Евангелия следует иметь такое же внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа.
343. Как воспринимать шествие с приготовленными Святыми Дарами?

Когда совершается на Литургии вход в алтарь с приготовленными Св. Дарами, следует вспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертву на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его как своего Царя. «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися» (песнь на Литургии в Великую Субботу).

344. О чем следует помнить во время совершения Таинства?

В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует вспоминать Тайную вечерю Самого Иисуса Христа с апостолами, Его страдание, смерть и погребение.

345. Что означает открытие завесы, царских врат и явление Святых Даров?

Открыванием завесы и царских врат и явлением Св. Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после Воскресения.

346. Что означает последнее явление Святых Даров народу?

Последним явлением Св. Даров народу, после которого они скрываются, изображается Вознесение Господа Иисуса Христа на небо.

347. Всегда ли пребудет Таинство Св. Причащения в истинной Церкви?

Совершение и принятие Таинства Св. Причащения в истинной Церкви христианской продолжится до самого Пришествия Христа, по слову апостола Павла: «…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26).

Вопросы к занятию:

1. Что такое Таинство Причащения?

2. Как это Таинство установлено?

3. Каково место этого Таинства в христианском богослужении?

4. Во время какого богослужения совершается Таинство Причащения?

5. Что означает слово «литургия»?

6. Где должна совершаться Литургия?

7. Почему храм также называют церковью?

8. Почему трапезу также называют престолом?

9.Каков общий порядок совершения Литургии?

10. Как называется часть Литургии, на которой приготовляется вещество для Таинства?

11. Что означает слово «проскомидия»?

12. Почему первая часть Литургии называется «проскомидией»?

13. В чем состоит смысл проскомидии?

14. Какой хлеб используется для проскомидии?

15. Почему для причащения употребляется один хлеб?

16. Почему приготовленный для причащения хлеб называется «агнцем»?

17. Что такое агнец пасхальный?

18. Почему вино для Таинства Причащения соединяется с водой?

19. Как называется часть Литургии, на которой верующие приготовляются к Таинству?

20. С чего начинается литургия оглашенных?

21. Из чего состоит литургия оглашенных?

22. Чем оканчивается литургия оглашенных?

23. Что такое литургия верных?

24. Каково важнейшее действие литургии верных?

25. В чем смысл этого действия?

26. Как понимать слово «пресуществление»?

27. Как следует приступать к Таинству Причащения?

28. Что с нами происходит в Таинстве Причащения?

29. Как часто следует причащаться Св. Тайн?

30. Каким образом участвуют в Литургии те, кто не причащается Св. Тайн?

31. Что означает шествие с Евангелием во время Литургии?

32. Как воспринимать шествие с приготовленными Св. Дарами?

33. О чем следует помнить во время совершения Таинства?

34. Что означает открытие завесы, царских врат и явление Св. Даров?

35. Что означает последнее явление Св.

Даров народу?

36. Всегда ли пребудет Таинство Св. Причащения в истинной Церкви?

Урок 28. О вере:

Сокровищница духовной мудрости

Исцеление от менструальных болей. Свидетельство о силе причастия (хлебопреломлении). Опубликовано на веб-портале imbf.org

Всю мою жизнь я страдала болями во время менструации, пока Бог не исцелил меня, когда я приняла Святое Причастие. Несколько месяцев назад, во время цикла, у меня снова начались невыносимые боли. Мои руки и ноги были холодными и влажными, и я побледнела. Я лежала в постели и стонала от боли.

Я только стала верующей и почти ничего не знала о том, что Иисус сделал для меня на кресте. К счастью я была с моим женихом, и он уже давно верующий. Он поспешил на кухню, чтобы взять немного виноградного сока и хлеба, и мы причастились. Чудесным образом сразу же боль ушла.

Его мама объяснила мне, что Иисус понес наши немощи и болезни на кресте, включая менструальные боли. Тогда я не совсем понимала, что она имеет в виду.

О частом причащении Святых Христовых Таин

Но теперь я понимаю. Я посещаю церковь уже год и я поняла, что Он точно – не «может быть, да», но точно – понес мои немощи и болезни. Моя вера пришла через слышание, а слышание через Слово Христа.

После того случая, когда я получила исцеление через Святое Причастие, если боль возвращалась во время менструации, я говорила: «Боль, пошла вон во имя Иисуса, потому что Он взял на Себя мою боль на кресте». После этого я причащалась. Я благодарю Иисуса, что уже как год у меня нет болей.

Недавно я встретила старых друзей, и они рассказали, что они пьют таблетки и не пьют холодных напитков, чтобы уменьшить боли во время менструации. Я знаю, что есть намного более легкий путь – верить, что Иисус совершил для нас на кресте. Он умер, чтобы взять на себя наши боли, потому что Он хочет, чтобы наша жизнь была наполнена радостью. Я поняла, что у Него всегда болело сердце, когда я мучилась от боли. Как можно радоваться, когда страдаешь от боли в животе?

Сегодня, я даже пью холодные напитки во время цикла и больше не испытываю болей. Слава Иисусу! На этом не заканчиваются Его чудеса в моей жизни. Он столько сделал и продолжает делать для меня. Он действительно изменил меня за эти годы и наполнил меня радостью. Он такой  замечательный. Я могу говорить и говорить о чудесах, которые Он совершает в моей жизни.

Аделин Яо

Веб-портал imbf.org

← Назад в рубрику↑ Наверх

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

G+

Вы хотите перемен?

Приглашаем посетить конференцию Центра «Благословение Отца» и получить от Господа исцеление от болезней, освобождение от демонов, духовный или финансовый прорыв.

Господь установил таинство Евхаристии, главным пунктом которого было Причащение Тела и Крови, и велел святым апостолам, а в лице их – всем верующим, всегда совершать это Таинство в Его воспоминание и вместе с тем всегда вкушать Его Тела и Крови.

На первых порах так и было. Все сподобившиеся Крещения не только допускались к Причащению, но и обязаны были приступать к нему под опасением духовного наказания. Так, в Апостольских правилах (правило 10-е) говорится: «Верные, не пребывающие во святом общении, должны быть отлучаемы как вводящие беспорядок в церкви», Тертуллиан пишет: «Многие думают, что во дни стояний не следует ходить к обедне, потому что стояние (пост) будто бы уже должно быть прекращено с принятием Тела Господня… Но ты приими Тело Господне и прибереги Его до времени, тогда у тебя и то и другое исправно (будет): и участвовал в жертвоприношении, и служебный долг исполнил» (De oratione, cap. VI). Из этих слов Тертуллиана ясно следует, что в его время присутствовавшие при совершении Евхаристии каждый раз получали Причастие. Святой Киприан, объясняя слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», под хлебом разумеет прежде всего Хлеб евхаристический. «И мы просим, – говорит он, – чтобы этот Хлеб был подаваем нам ежедневно, молясь, таким образом, чтобы нам, сущим во Христе и ежедневно принимающим Евхаристию в пищу спасения, не совершить какоголибо тяжкого греха, за который мы должны бы были подвергнуться отлучению и лишению приобщения сего небесного Хлеба и чрез то отделиться от Тела Христова». (О молитве Господней, с. 205). Святой Иоанн Златоуст говорит: кто не приобщается, присутствуя на литургии, тот этим самым обнаруживает свою принадлежность к разряду кающихся, ибо непричащающиеся суть кающиеся (Беседа 3-я на Послагтн к Ефесянам). И как позванный на пир бесчестит пригласившего, если сядет за трапезу и не приобщится ее, так и присутствующий на литургии бесчестит Божественную трапезу, удаляясь от нее (там же). Ясно, что и во времена святого Златоуста всякий верующий, присутствуя на литургии, мог всякий раз приступать к Причащению. О ежедневном Причащении говорят: блаженный Августин (Письмо 118-е; Слово 26-е на Евангелие от Иоанна), блаженный Иероним (Письмо 50-е, к Паммахию), святой Амвросий. Последний пишет: «Принимай всякий день (Евхаристический Хлеб), который всякий день тебя пользует. Так живи, чтобы всегда ты был достоин его принимать» (Дмитриевский, с. 55–56, § 52). Святой Василий Великий говорит: «Приобщаться каждый день и воспринимать Тело святое и Кровь Христову добро есть и полезно» (Письмо к Кесарии). Преподобный Нил Синайский († 450) дает такой совет: «Воздерживайся от всякого растления и каждый день причащайся таинственной вечери; таким образом тело наше сделается Телом Христовым» (Творения Нила Синайского, ч. 2-я, с. 242). Из всех правил, запрещающих причащаться кающимся, также можно заключить, что все прочие верные в древнее время приступали к Причащению (11-е и 13-е прав. Никейского Собора). Что касается, в частности, совершителей таинства Евхаристии, то они при совершении приношения должны были причащаться непременно под страхом отлучения от общения церковного. И только представившие благословную причину непричащения извинялись (Апостольские правила 8-е и 9-е).

Однако, нужно сказать, ежедневное Причащение на практике существовало недолго. С IV века и даже ранее этого оно стало лишь идеалом христианской жизни. Уже у святого Иустина Философа мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для Причащения, был день воскресный, или, как называет его святой Иустин, «день солнца» (Аполог. I, с. 92). Еженедельное Причащение в воскресные дни сделалось потом обычаем, имевшим место в продолжение многих последующих веков. Самый день воскресный назывался днем Хлеба, ибо в сей день, изъясняет святой Иоанн Златоуст, во всем христианском мире был преломляем Хлеб (Беседа 5-я, о воскресении). Из «Луга духовного» Иоанна Мосха (f 622) можно усмотреть, что и в его время был еще в силе обычай причащаться в воскресные дни (см. главы 86, 106 и 161). Кроме воскресного дня, временем, когда христиане все старались принять Святые Дары, были дни памяти святых мучеников и день Пятидесятницы (Ветринский, с. 264). В Каппадокийской Церкви при Василии Великом христиане причащались 4 раза в неделю: в день воскресный, среду, пяток и субботу (Письмо к Кесарии, 89). А из 49го правила Лаодикийского Собора видно, что верующие во время поста каждую неделю дважды приобщались Святых Таин, во всякое же другое время чаще. Временем, когда древние христиане по преимуществу духовно наслаждались Святыми Тайнами, была также седмица Воскресения Христова. Во всю эту седмицу, как это можно видеть из 66го правила Шестого Собора, верующие каждодневно причащались. Но и этого частого Причащения, нужно думать, придерживались опять таки не все христиане, а лишь лучшая часть их.

Причащение, Таинство Святого Причащения

По крайней мере святой Иоанн Златоуст (Беседа 5-я на 1-е Послание к Тимофею.) и святой Амвросий (см.: О таинствах, кн. 5, гл. 4) обличают тех, которые однажды в год причащались. К таинству Евхаристии, впрочем, говорит Златоуст, можно приступать недостойно, хотя бы и однажды в год. Чистота совести должна делать для нас время благоприятным к тому, чтобы приступать к святой трапезе. Из этих слов святого Иоанна Златоуста можно заключить, что уже в его время христиане уклонялись от Причащения под предлогом недостоинства. Вопрос о достойном и недостойном принятии Святых Таин выступил на первых же порах христианской эры. Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11, 28–30). Из этого наставления Апостола, по всей вероятности, постепенно развилась в сознании верующих мысль, что не во всяком состоянии нравственном можно приступать к Божественной трапезе – грех есть препятствие к этому. Уже сама Церковь рано стала предоставлять право самим христианам испытывать свое достоинство и годность для Причащения. Так, Климент Александрийский в «Строматах» (кн. 1, гл. 1) говорит: «Некоторые предлагают каждому брать частицу Евхаристии, ибо каждому лучший судья его совесть – приступить ли к Евхаристии, или же уклониться». Или вот, например, правило: «Имевший нечистое сновидение да испытывает свою совесть и, если искушение от сатаны, должен причаститься (Дионисий Александрийский, 4; Тимоф., 12). С другой стороны, при развитии жизни Церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к Причащению.

«Древнехристианская практика причащения Святых Таин в связи с современной в Православной Церкви». М., 1914, с. 19—22.

Святые Дары

святые дары смерти, святые дары волхвов
Святы́е Дары́ — в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих.

Святые Дары потребляются верующими непосредственно на литургии, где они и освящаются, а запасные Дары, используемые для Причастия вне литургии хранятся в дарохранительнице, которая у православных располагается на престоле в алтаре, а у католиков, обычно, за алтарём; переносятся туда в дароносице.

  • 1 Православие
  • 2 Католицизм
  • 3 Древневосточные церкви
  • 4 Спор об опресноках
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Православие

В православии Святые Дары приготовляются священником на проскомидии (первой части литургии). Хлеб для Святых Даров, называемый просфорой, выпекают из квасного (дрожжевого) теста — из пшеничной муки, замешанной на воде с солью. Вино берут только чистое виноградное, чаще всего красное (в Румынской ПЦ используется также и белое вино, в греческих церквях может использоваться розовое). В РПЦ с XIX века вошло в обычай совершать Евхаристию только на сладких красных винах, типа «Кагор», хотя канонически не запрещается служение на полусладких или сухих винах. Красный цвет вина символизирует Кровь Христову. Смешивание вина с водой производится в византийском обряде в воспоминание того, что из ребра Спасителя, пронзённого копьём римского воина, истекли кровь и вода, а также по слову апостола Иоанна: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1Ин. 5:7-8). В западном обряде смешивание происходит один раз, в византийском — дважды (повторное доливание горячей воды (теплоты) в Чашу).

Святые Дары преждеосвящённые и запасные — это хлеб и вино, освящённые заранее. Запасные Святые Дары служат для причащения больных на дому; обычно их освящают за литургией в Великий четверг, но при необходимости запасные Святые Дары могут быть заготовлены за любой Литургией в течение года.

Святые Дары хранятся в особом сосуде, называемом дарохранительнице, на престоле в алтаре. Для переноса Святых Даров используется дароносица.

Католицизм

В католицизме латинского обряда литургический хлеб, называемый гостией, обязательно пресный, представляет собой небольшие пластинки круглой формы. Традиционно для евхаристии используется белое вино, обязательно смешивается с водой.

Грекокатолики используют квасной хлеб и красное вино, как и православные. В католическом литургическом календаре существует Праздник Тела и Крови Христовых, в который Святые Дары в особой дароносице (монстранции) в ходе торжественной процессии проносятся вокруг храма или по улицам города.

Древневосточные церкви

В Древневосточных церквях традиция приготовления Святых Даров различна. В Коптской православной церкви, согласно воспринятой ими греческой традиции, используется квасной хлеб и красное разбавленное вино. Особенностью сирийской традиции является особый хлеб, приготовленный с добавлением соли и масла. В Армянской апостольской церкви традиционен пресный хлеб и красное неразбавленное вино. Армянская церковь не наделяет догматическим смыслом способ приготовления хлеба и вина, и считает, что все отличия происходят от местных традиций.

Спор об опресноках

Основной аргумент к догматизации квасного литургического хлеба сторонники этой традиции видят в греческом тексте Евангелий, где описывается установление Евхаристии Иисусом Христом на Тайной Вечере. Греческое слово «ἄρτος» (а́ртос), буквально — «хлеб», использованное евангелистами, толкуется в смысле квасного хлеба и указывается, что опресноки в Библии обозначаются словом «ἄζυμος» (а́зимос), буквально — «пресный». Таким образом утверждается мысль, что квасной хлеб заповедан Самим Богом, и что использование опресноков является «отступничеством».

Но, несмотря на то, что в связи с греческой евхаристической традицией «артос» в новогреческом языке стал однозначно ассоциироваться с квасным хлебом, Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба не говорил. Так в Септуагинте, в книге Исход «артос», в сочетании с «азимосом» и без такого сочетания, упоминается именно как пресный хлеб, приготовленный для религиозной церемонии:

и хлебов (ἄρτους) пресных (ἄζυμους), и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, положи их в одну корзину, и принеси их в корзине… Исх. 29:2

и один круглый хлеб (ἄρτον), одну лепешку на елее и один опреснок из корзины… Исх. 29:23

Спор о том, какой хлеб следует использовать для евхаристии − квасной или пресный, − послужил одной из формальных причин Великой схизмы.

Примечания

  1. Написание по словарю: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 393. — 512 с.
  2. 123456 Святые Дары // Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко. — М.: Политиздат, 1988. — С. 211 ISBN 5-250-00079-7

Литература

  • Барсов Н. И. Дары святые // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Петровский А. В. Запасные дары // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: здание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5.

святые дары волхвов, святые дары кавказа, святые дары смерти, святые дарынок

Святые Дары Информацию О


Святые Дары
Святые Дары
Святые Дары Вы просматриваете субъект
Святые Дары что, Святые Дары кто, Святые Дары описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *