Нардовое Миро

Нардовое Миро из Святого града Иерусалима

«Освященное на Гробе Господнем Евангельское нардовое миро
благословит, освятит и защитит Вас и Вашу семью».

В тяжелые времена обращение к вечным ценностям важно как никогда.

В это тяжелое для христиан время по благословению Православной Церкви косметическая фирма MORIAH по древнему библейскому рецепту восстанавливает 2000-летнюю традицию — изготовление нардового мира. Упоминание о нардовом мире встречается в Священном Писании.

Нардовое миро — это выжимка из нардового цветка, освященное на Гробе Господнем в Иерусалиме и несущее благодать этого святого места. Евангельское нардовое миро благословляется Церковью на помазание больных мест и используется верными чадами Святой Церкви для освящения и исцеления.

Нардовое миро — евангельское миро, святыня, которой желательно и даже необходимо пребывать в обители каждого христианина, чтобы освятить и защитить нас от неприятностей, болезней и прочих напастей на каждый день, помазывая чело и больные места крестообразно. Святым миром нужно пользоваться, чтобы получить благодать от Святого Гроба Господня. Так поступали христиане во все времена. Эта святая традиция дошла и до наших дней.

Сделаем небольшой экскурс в историю и обратимся к Библии. Еще в давние времена его изготавливали в Индии и считали воистину драгоценностью. Женщины не могли купить сразу много этого ценного нардового мира, а на протяжении длительного времени, отказывая себе во всем, покупали его по капле, одну за одной, и сохраняли на будущее. Таким бесценным миром пожертвовала Мария, когда помазала ноги Христа в благодарность за то, что он воскресил ее брата Лазаря. «Мария же, взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (И.12:3). Такой поступок веры и любви всегда дает Божьей церкви силу и счастье, укрепляет ее и оказывает духовное влияние на всех православных христиан. В те времена помазание головы человека миром считалось оказанием почести. Но Мария не смела поднять глаз на Иисуса, и только скромно помазала ноги Его.

Эфирное масло мирры

Мария отдала все и жалела лишь о том, что не смогла отдать больше. Сердце Марии переполнялось любовью к Господу, поэтому она с радостью и благодарностью вылила все свое драгоценное миро к ногам Иисуса. Событие помазания миром описано у трех Евангелистов, что говорит о его необычайной важности. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову».

Поэтому в Евангелии от Марка Иисус Христос сказал о ее поступке: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:9).

Теперь каждый из Вас может стать обладателем Святого Евангельского нардового мира и воспользоваться всей его необычайной священной силой для себя и своих близких. Православные всего мира — Белоруссии, Болгарии, Греции, Румынии, Украины — уже воспользовались этим благом, пользуйтесь и Вы. Наконец нам удалось сделать Святое Евангельское Миро доступным для каждого россиянина. К счастью, теперь есть возможность стать обладателем частицы Божественного не выходя из дома.

Деяние сие Благословляется Русской Православной Церковью!

ISRAEL-FRANCE PRODUCTION
«JERUSALEM HOLY SEPULCHRE TOURS LTD.» COMPANY
P.O.Box 31237 Jerusalem, 31913 Israel.. Тел.: +972 544901327,+ 7 905 700-33-31, E-mail: evfrosinia.jerusalem@gmail.com

 

Масло миро из Иерусалима

На Страстной седмице происходит одно из самых важных событий, связанное напрямую с Таинствами Церкви: происходит Чин Мироварения. Это священное действие совершается даже не каждый год, а один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси

Слово МИРО произошло от греческого мѵ́ро, что обозначает «благовонное масло». Миро – это особая смесь из пятидесяти (!) составляющих: растительных масел, душистых трав и благовонных смол. Известно, что Миро использовалось еще в ветхозаветную пору — им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Все помнят Евангельских Жен-мироносиц, которые шли ко гробу Иисуса Христа, неся сосуды, наполненные им. 

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

Каждый Православный христианин только раз в жизни помазуется Миром — это происходит при совершении Таинства Крещения, тогда святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Лишь один человек может быть удостоин Миропомазания дважды — это Царь, входящий на Престол. Вспомним, что еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки. Также Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. 

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Начало приготовления святого Мира относится к Крестопоклонной седмице Великого: подбираются масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Интересный факт: Миро нельзя выносить из храма — такой важной Святыней оно является. Поэтому, после совершения Таинства Миропомазания, следы святыни аккуратно вытирают.

Что такое миро и из чего его варят?

«На помазание пойдешь?» — такой вопрос часто можно услышать от прихожан наших храмов. Причем идти предполагается именно на помазание, а не на богослужение, посвященное тому или иному святому или празднику. Но что скрывается за этим столь любимым нами действием, является ли оно самым значимым во время вечернего богослужения и чем отличается миро от елея, елеопомазание отМиропомазания и Елеосвящения (соборования)?

С древнихвремен елей считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен он знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, так, читаем у евангелиста Марка: и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 13).
Блаженный Симеон Солунский дает определение: «Елей есть святой по силе священнодействия и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Урок литургики

Освящается вещество

В настоящее время на богослужении употребляется освященное масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных — в Таинстве Елеосвящения, произнесением слов: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к Святому Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших.

Миро (греч. «благовонное масло») — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего 50 веществ). Основным веществом для приготовления мира является оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.

В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Христа именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. Святое миро есть великая святыня, которая обычно хранится на престоле.

Дары волхвов: как применять мирру?

Миропомазание

Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх, Митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в год и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни. Также совершается это таинство над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, которая приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным его участие в других таинствах.

Таинство Соборования, или Елеосвящение

Это одно изсеми таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.

Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино — искупительную Кровь Спасителя.

Таинство Елеосвящения совершается в храмах Великим постом для всех болящих; в остальное время священника можно пригласить к больному домой. Мнение же, что собороваться можно только перед смертью, ошибочно и исходит из католической церковной практики.

Не всегда можно видеть, что больной, приступивший к Елеосвящению, получает желаемое выздоровление. Этому можно дать несколько объяснений. Во-первых, здоровье является временным благом для человека, так как тленность самой человеческой природы предполагает неизбежность физической смерти. Всегда желать исцеления от болезней значило бы требовать себе возможность никогда не умирать. Такое желание является противным самому плану нашего восстановления, по которому нам необходимо сложить с себя это греховное, мертвенное тело, чтобы облечься в бессмертное.

Во-вторых, если действие таинства и не сказывается в полном выздоровлении, оно может облегчить страдания больного на время. Отсутствие исцеления может быть также следствием недостаточной веры приступающего к таинству или, напротив, особым действием промысла Божия о нем. Известны случаи, когда после Елеосвящения люди, находившиеся в мучительной и долгой болезни, избавлялись от своих страданий через тихую и светлую кончину, дарованную, несомненно, по действию таинства.

Но наиболее точным объяснением будет то, что телесное исцеление не является основным или важнейшим действием Таинства Елеосвящения. Благодатное действие сказывается и на нравственном состоянии души человека: «И если он соделал грехи, простятся ему». По мысли апостола, лежащий на одре болезни нуждается не только в физическом исцелении, но и в прощении грехов — болезнь и грех связаны между собой. Об этой связи сам апостол Иаков пишет в начале своего послания: Сделанный грех рождает смерть (Иак. 1, 15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни.

Есть обычай: сначала исповедоваться, потом пособороваться, потом причаститься, потому что никакое таинство не бывает полным без причащения Святых Христовых Таин. Нужно, чтобы в соборовании принимали участие те люди, которые часто исповедуются, часто причащаются, живут церковной жизнью.



Елеопомазание

Это не таинство, а обряд — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

Неправильно уходить со службы, получив елеопомазание, а также приходить на службу только к моменту его совершения. В это время начинается пение и чтение канона празднуемого события, раскрывающего смысл и суть праздника, поэтому, как только священник или епископ помазал маслом, нужно отойти в сторону, встать в храме на прежнее место и благоговейно слушать, что поют и читают.

К сожалению, порой прихожане заводят разговоры, объединившись по группам, шумно здороваются, прикладываются к иконам и совершенно упускают спасительные слова праздничного канона. Но ведь помазание маслом не является центральной частью богослужения, а раньше маслом помазывали только в алтаре и только священнослужителей.

Неправильно также требовать от священника помазывать маслом, когда служба уже закончилась. Опоздал на службу, не успел помазаться маслом — найди мужество смириться, попросить у Господа прощения и впредь стараться не опаздывать.

Иеромонах Спиридон (Савин)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *