Автор:Талызин В. И.

Талызин В. И. Церковное предание

Прежде чем определить понятие “церковного предания”, необходимо дать понятие “предания”, а также понятие “Церкви” в связи с понятием “предания”,

Как известно, от Адама до Моисея Божественное Откровение распространялось в человеческом роде без писаний, единственно устным преданием. Подобно этому и Иисус Христос преподал Свое Божественное учение устно и письменно ничего не оставил. Апостолы распространяли Божественное учение, или Евангелие, вначале также устно.
Позднее лишь немногие из них оставили после себя писания.

Потом, когда явились в Церкви апостольские писания, устное предание не сделалось от этого излишним или ненужным, но сохранило свою первоначальную необходимость и важность. Это видно из следующего:

Во-первых, как уже было сказано, не все апостолы оставили после себя писания, но большинство из них до самой своей смерти проповедовали слово Божие только устно.

Во-вторых, писания апостольские, писанные в разных местах, к разным частным Церквам и даже частным лицам, стали общеизвестны в Церкви не сразу. Так, Ириней свидетельствует, что еще во второй половине II века были целые народы христианские, у которых не было вовсе священных писаний и которые руководствовались в вере и
жизни одним преданием.

В-третьих, даже те из апостолов, которые оставили после себя писания, не могли изложить и не изложили в них все, что можно и нужно было сказать и об Иисусе Христе, и вообще о Царствии Божием.

Об этом свидетельствуют сами апостолы. Так, апостол Иоанн пишет в своем Евангелии, что, кроме записанного им, “многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг” (21, 25).

Апостол Павел, писавший более всех других апостолов, не ограничивался только писанием, но часто прибегал и к устным наставлениям. Так, в своем Первом послании к коринфянам он хвалит их за памятование и сохранение его преданий: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам” (II, 2).
Тот же апостол убеждает солунян хранить предания наравне с наставлениями записанными: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Сол. 2, 15). С подобными же мыслями неоднократно обращается апостол к
своему ученику Тимофею: “О, Тимофей! Храни преданное тебе” (1 Тим. 6, 20); “Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня” (2 Тим. 1, 13); “И что слышал от меня, то передай верным людям” (2,2).

По свидетельству Деяний апостольских, Сам Господь наш Иисус Христос, по славном Воскресении Своем, в продолжении сорока дней являлся ученикам Своим и говорил им о Царствии Божием (.1, 3), а что именно говорил — это ученики не записали, но передали устно
своим преемникам. В той же книге повествуется о беседе апостола Павла с пресвитерами Ефесской Церкви, в которой апостол говорит, что он в течение трех лет день и ночь непрестанно учил каждого из них (20, 31). Здесь же апостол приводит и слова Господа: “…Блаженнее давать, нежели принимать” (35), а эти слова также не записаны
евангелистами.

Следовательно, хотя Иисус Христос и принес на землю всю Истину сполна, но многое из того, о чем учил Он, осталось не записанным, но было передано апостолами устно. Вот это-то Божественное учение и называется Священным Преданием.

Причем, по учению Православной Церкви, Священное Предание есть такое же Божественное Откровение, такое же слово Божие, как и Священное Писание, с тем только различием, что оно есть слово Божие, устно переданное Церкви ее Основателем и апостолами, а Священное Писание — слово Божие, заключенное в книги богодухновенными мужами и письменно преданное Церкви.

Так как Священное Предание было передано людям апостолами, то оно иначе называется Апостольским Преданием.

Но от Священного, или Апостольского, Предания следует различать Церковное предание. А именно, тогда как источником Священного Предания является воля Божия, источником церковного предания является воля самой Церкви.

С другой стороны, нельзя смешивать церковное предание с церковным обычаем. В то время как церковное предание имеет своим источником волю церковной власти и, таким образом, берет свое начало от церковного законодательства и есть, в сущности, законодательство, но только не писанное, а устное, церковный обычай вытекает из воли всего церковного общества, т. е. и из воли лиц, не имеющих законодательной власти.

Вообще говоря, Церковь является предметом изучения всех богословских наук: и Догматического богословия, и Нравственного, и Основного, и Сравнительного, а также Церковного права, Церковной истории и т. д.

В данном же случае нас интересует Церковь, во-первых, как хранительница и, во-вторых, как истолковательница Божественного Откровения.

Итак, Церковь Христова хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение — как Священное Писание, так и Священное Предание — в целости и не поврежденности, в том виде, в каком оно дано ей Богом.

Сохранность Священного Писания Церковь обеспечила тем, что отобрала отвечавшие просвещенному Духом Божиим сознанию Вселенского епископата писания и включила их в новозаветный канон наравне с ветхозаветными книгами. В дальнейшем сохранность эта обеспечивалась Церковью надзором за исправным списыванием, а позднее — печатанием священных книг.

Но и Священное Предание не только могло сохраниться, но и действительно сохранилось в Церкви во всей целости и не поврежденности. Так, оно дошло до нас:

1) В древних Символах веры, которые существовали со времен апостольских во всех Церквах. Все эти Символы, совершенно сходные между собой по духу, хотя и различные нередко по букве, содержат в себе главнейшие члены учения догматического, включенные в IV веке в принятый раз навсегда Символ Никео-Цареградский.

2) В Правилах апостольских, употреблявшихся во всей Вселенской

Церкви. Но эти правила апостолы предали Церкви не письменно
(иначе они с самого начала вошли бы в канон новозаветных книг), а устно; написаны же и приведены эти правила в известный порядок или мужами апостольскими, или их ближайшими преемниками. Апостольские правила содержат в себе Апостольское Предание, касающееся, по преимуществу, церковного управления и благочиния.

3) В определениях и правилах Соборов Вселенских и некоторых Поместных. Этот источник тем ценнее, что соборы, действительно, в своих рассуждениях всегда обращались не только к Священному Писанию, но и к Священному Преданию. В результате в определениях и правилах этих соборов сохранились до нас предания не только догматические, но и нравственные и обрядовые, и вообще относительно всех предметов Церкви и христианской веры.

4) В древних литургиях, в большом количестве употреблявшихся и теперь еще употребляющихся в церквах Востока и Запада. Многие из них, известные под именем апостолов и мужей апостольских, восходят даже до времен самих апостолов, какова, например, литургия апостола Иакова.

Литургии эти—самое важное хранилище Апостольского Предания и истинного верования первенствующей Церкви. Это следует, с одной стороны, из их древности, а с другой — из их высокого назначения и употребления в Церкви.

Церковное Предание

В тех чертах учения, в которых все эти литургии совершенно согласны между собой, голос их имеет силу непререкаемости. Подобных черт очень много; так, во всех литургиях исповедуются догматы о Пресвятой Троице, о Божестве Сына Божия и Святого Духа, о воплощении Бога Слова, о Приснодевстве Богоматери, о Благодати, о пресуществлении и проч.

5) В древних актах мученических, каковы акты: св. Игнатия Антиохийского, св. Поликарпа Смирнского и многих других. Эти акты написаны современниками всех этих мужей и даже свидетелями их мучений.

6) В древних церковных историях. Особого внимания заслуживает здесь “История” Евсевия Памфила, как содержащая в себе древнейшие и достовернейшие документы. В ней собраны многие предания времен апостольских не только чисто исторические, но и обрядовые и догматические, например предание о каноне священных книг Ветхого и
Нового Заветов.

7) B творениях древних отцов и учителей Церкви. Так, для засвидетельствования перед Церковью собственной веры они излагали частные исповедания, каковы изложения веры Афанасия Александрийского, папы Геласия и др. Многие отцы изъясняли истины веры для обстоятельного наставления христиан, например, Катехизис Кирилла Иерусалимского, Богословие Иоанна Дамаскина и проч.

8) Наконец, во всей древней практике Церкви. Сюда относятся: а) священные времена: посты, дни воскресные и праздничные; б) священные места—устройство храмов;
в) священные действия, обряды и церемонии.

А так как образ освящения времен и совершения священнодействий изложен в богослужебных книгах, то сюда же следует отнести и г) богослужебные книги или церковные чинопоследования.
Конечно, не все то, что содержится в перечисленных сейчас источниках или хранилищах Священного или Апостольского Предания, и есть уже по этому самому Апостольское Предание: много здесь есть и такого, что никак не может быть названо этим именем. Поэтому
Апостольское Предание должно иметь и действительно имеет свои особые признаки, по которым можно было бы его различить от всех преданий не апостольских.

Эти признаки разделяются на внутренние и внешние.
К внутренним признакам относится:

а) то, чтобы Апостольское Предание было сообразно с самим собой, то есть не заключало бы в себе внутренних противоречий — признак общий для всех вообще истин;

б) то, чтобы оно было сообразно с другими, уже известными и несомненными апостольскими преданиями, потому что апостолы сами себе противоречить не могли;

в) то, чтобы оно было сообразно и со Священным Писанием, так как главный Источник того и другого один — Дух Святой.

‘При этом необходимо отметить, что все эти внутренние признаки суть только признаки отрицательные, а не положительные: по ним мы можем узнать только то, чего нельзя назвать Апостольским Преданием, а не то, что должно назвать этим именем.

Поэтому для определения того, что следует назвать Апостольским Преданием, служат признаки внешние, которые заимствуются из внешних свидетельств и положительно определяют характер истинного Апостольского Предания.

По этим внешним признакам Апостольским Преданием может быть признано:

а) то, что может быть возведено до времен апостольских — что с самого начала употреблялось в Церквах, непосредственно основанных апостолами, и известно нам или от мужей апостольских, или от отцов и учителей Церкви первых двух веков;

б) то, что единогласно выдают нам за Предание Апостольское все или многие учители Церкви III, IV и V веков; ибо учители эти могли основываться и действительно основывались в своих показаниях на свидетельствах древнейших учителей, сочинения которых были еще
тогда целы; да и сами они были близки к временам апостольским и выражали только то, что находили в Церкви;

в) наконец, бесспорно уже должно быть признано за Апостольское Предание то, чего держалась и держится вся Вселенская Церковь и чего между тем или вовсе, или, по крайней мере, в таком именно виде, в каком содержится оно Церковью, нельзя найти в Священном Писании. “Не должно искать истины у других,—.пишет Ириней,—но должно поучаться ей в Церкви, в которую, как в богатую сокровищницу, апостолы сложили все, что только есть истинного”. Блаженный Августин говорит: “Что содержит вся Церковь, что без всякого соборного постановления содержалось в ней всегда, то по всей справедливости
мы почитаем преданным от апостолов”.

Но Церковь Христова не только хранит в себе и передает из века в век Божественное Откровение (Священное Писание и Священное Предание), она также хранит в себе и передает из века в век и свое понимание или свое разумение Божественного Откровения. Эта передача Божественного Откровения по духу и смыслу, или разумение и
толкование его, есть предание в широком смысле слова или предание Церкви. Оно не есть источник Божественного Откровения, как Предание в тесном или собственном смысле, оно есть руководство к пользованию Божественным Откровением. ‘Кратко, оно свидетельство или голос Вселенской Церкви. На этом свидетельстве или голосе Церкви, как
на фундаменте, стоит твердое и истинное христианское знание, и вне руководства Церкви в христианском знании само Божественное Откровение может существовать лишь по названию, оставаясь недоступным в действительности.

Церковное предание нашло свое выражение и в перечисленных выше источниках, сохранивших в себе Апостольское Предание. И здесь, по установленным внешним и особенно внутренним признакам, Церковь должна была определить: что является истинно Апостольским Преданием. Все же остальное есть выражение церковного предания.

В борьбе с ересями голос Вселенской Церкви выразился на Вселенских Соборах, которые утверждали свои определения не только на

Священном Писании и на Священном Предании, но и на церковном предании. Так, отцы VII Вселенского Собора в начале своего определения говорят: “Храним не нововводно все, Писанием или без Писания установленные для нас, церковные предания”.

Нашло свое выражение церковное предание не только в учении, но и в таинствах, обрядах и вообще в церковной практике. Об этом свидетельствуют не только Вселенские и некоторые Поместные Соборы, но и отдельные отцы и учители Церкви.

Так, в III веке Ориген завещал: “Да хранится церковное предание… даже доныне пребывающее в Церквах; той только истине и должно веровать, которая ни в чем не разногласит с церковным и Апостольским Преданием”.

В IV веке Василий Великий пишет: “Если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии… Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде и после них произносим
другие, как имеющие великую силу к совершению таинства”.

Но церковное предание, будет ли оно выражено сознанием вселенского епископата, выражающим свою волю через Вселенские Соборы, или сознанием епископата какой-либо Поместной Церкви, выразившимся через собор этой Церкви, или отдельным отцом или учителем Церкви,— не может противоречить или разногласить ни со Священным Писанием, ни со Священным, или Апостольским, Преданием.

Страница сгенерирована за 0.13 секунд !

Слово «библия» в переводе с греческого означает «книги». Это священные сочинения иудеев (Ветхий завет) и раннехристианская литература (Новый завет), которые создавались около 1000 лет с VIII в. до н.э. по II в. н э.

Ветхий завет состоит из следующих частей:

1.

Тора или Пятикнижие Моисея (Книги Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзакония) – здесь рассказывается о сотворении мира, первых людях и о начале

еврейского народа до его

прихода в Землю обетованную;

2. Пророки —каждая из книг этой части рассказывает об определенном этапе истории еврейского народа, во время которого Бог сообщал свою волю через избранного им пророка. Книга Иисуса Навина рассказывает о завоевании Палестины. О жизни евреев на Земле обетованной и об их борьбе с местными племенами повествует Книга Судей. Четыре книги Царств разворачивают перед читателями историю расцвета, раскола и падения еврейского государства, начиная от прихода к власти первого израильского царя Саула до завоевания Палестины вавилонянами и пленения еврейского народа. В эту же часть входят Книга Руфи и Книга Ионы;

3. Писания –самая разностильная, разножанровая часть, сюда входят:

— тексты исторического содержания, рассказывающие о возвращении евреев из вавилонского плена и восстановлении иерусалимского храма;

— Псалтырь, которая включает 150 псалмов – духовных стихов, большинство из которых было создано царем Давидом;

— притчи царя Соломона, при котором еврейское государство достигло могущества и процветания;

— книга премудростей царя Соломона

и другие.

Вторая часть Библии называется Новый завет и рассказывает о новом договоре между Богом и людьми. В нее входят произведения разных авторов, написанные в середине I – начале II вв. Новый завет состоит из четырех частей:

1. Четыре Евангелия (от греческого слова «евангелие» – «благая весть»), рассказывающие о земной жизни Иисуса Христа от рождения до казни. Авторами этих книг соответственно являются Матфей, Марк, Лука и

Иоанн Богослов. Четвероевангелие является частью, где излагаются законы, по которым должен жить христианин, главным из которых являются слова Сына Божьего «любите друг друга, как я возлюбил вас», что значит проявлять доброе отношение ко всем людям без исключения.

2. Деяния святых апостолов –здесь рассказывается о деятельности ближайших последователей Спасителя, направленной на распространения учения Иисуса Христа; о создании христианской Церкви и путях ее развития, о первых гонениях и гибели защитников веры и пр.

3. Апостольские послания к первым христианским общинам и к разным людям, которые помогали пониманию того, что было изложено в Четвероевангелии. Послания святых апостолов наставляли новообразованные христианские общины, укрепляя их веру, вразумляя и утешая новообращенных христиан.

4. Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (от греческого слова «откровение») – запись того, что увидел и услышал Иоанн в видении, данном ему от Бога и повествующем о конце света и последнем суде божьем над людьми.

Христианство как религия может существовать только как сообщество людей, верящих в Сына Божьего. Такое сообщество называют Церковью.

В V в. Церковь, рассмотрев всю библейскую литературу, выделила из нее книги, которые были признаны Боговдохновенными или священными. Эти книги образовали библейский канон (от греч.

Талызин В. И. Церковное предание

«норма», «правило»).

Кроме канонических книг до наших дней дошли и другие тексты, которые называются апокрифы (от греч. «скрытый», «тайный»). Некоторые из них считаются еретическими, т.е. несоответствующими законам Церкви, другие – даже входят в состав Священного Предания. Например, земной путь Богоматери известен в основном благодаря апокрифам.

Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 211; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Священное Предание

Что такое Священное Предание?

Это все те духовные сокровища, которые достались нам в наследство от наших святых предков, которые находятся в полной гармонии со Священным Писанием и помогают нам правильно понимать Библию.

Что появилось прежде – Священное Писание или Священное Предание?

Священное Предание.

Что обширнее – Писание или Предание?

Священное Предание. Святой евангелист Иоанн подтверждает это, говоря: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25).

О чем преимущественно говорит Святое Предание?

Оно преимущественно охватывает:

1. Краткое и точное изложение нашего православного вероучения;

2. Учение о семи святых Таинствах и чинопоследованиях их совершения;

3. Апостольские правила (каноны);

4. Правила семи Вселенских Соборов, которые проходили: в Никее – 1-й Собор, в 325 году при участии 318 святых отцов; 2-й Собор в Царьграде в 381 году при участии 150 святых отцов; 3-й Собор в Эфесе в 431 году с участием 200 святых отцов; 4-й Собор в Халкидоне в 451 году при участии 630 святых отцов; 5-й Собор в Царыраде в 553 году с участием 160 святых отцов; 6-й Собор в Царыраде в 680 году при участии 170 святых отцов и 7-й Собор в Никее в 787 году при участии 367 святых отцов.

Священное Предание

Во всех семи Вселенских Соборах участвовало, следовательно, около двух тысяч представителей христианской Церкви со всего мира;

5. Каноны и правила некоторых Поместных Соборов;

6. Правила о церковной дисциплине святого Василия Великого и других святых;

7. Творения святых отцов Церкви;

8. Литургии и другие богослужения Церкви;

9. Жития христианских святых и мучеников;

10. Изложение благочестивых обычаев и знамений как выражение нашей веры, надежды и любви.

Можно ли отделить Священное Предание от Священного Писания?

Нет, нельзя, они неразделимы, ибо в свете Священного Предания мы правильно понимаем Священное Писание, а в свете Священного Писания ценим и любим Священное Предание.

Каковы были бы последствия отделения одного от другого?

Пагубные последствия такого отделения могли бы выразиться в неверном толковании Священного Писания, разночтениях, ересях, схизме и, в конце концов, расколе Вселенской Церкви.

Кто призван хранить и не допускать искажений текста Священного Писания и чистоту Священного Предания?

Хранит текст Священного Писания и чистоту Священного Предания от искажений ЦЕРКОВЬ, которая, по определению апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). В первую очередь это обязанность церковной иерархии.

Блок христианство (православие). Древние предания христиан Возникновение христианства Христианская церковь Христианство на Руси и в России Христианские святые Православный храм Христианские праздники и таинства Католичество Протестанты.

Слайд 13 из презентации «Духовная жизнь России»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Духовная жизнь России.ppt» можно в zip-архиве размером 5358 КБ.

Культура и религия

краткое содержание других презентаций о культуре и религии

«Религия и культура» — Формы культуры. любовь к Богу, страх перед злыми духами… Духовная сфера. Elite – лучшее, избранное. Внутренние изменения. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Стихийно. К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль. Результат – вещи (артефакты).

«Духовный мир людей» — Алексей Леонов. Симфония разума. Известные писатели. Известные люди о своем духовном мире. Павел Попович. Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель Вселенной. Книга сия называется Евангелием. Виктор Савиных. Ведь помощи ждать в таких случаях больше неоткуда. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца.

«Религиозные сюжеты» — Символом чего в религии считается крест? Что означает слово «икона»? О современных человеческих отношениях, ценностях. Средневековая икона создавалась не как произведение искусства, а как предмет поклонения. Выражение «Купить икону» считалось кощунством, грехом. Что такое нимб? Феофан Грек. Какой цвет символизировал красоту?

«Религия как форма культуры» — Секта. Христианские заповеди. В чём состоит опасность многих существующих ныне сект. Перечислите мировые религии. Толерантность. План. Свобода вероисповедания.

Священное Предание: многовековой опыт жизни Церкви

Религиозная вера. Исторические формы развития религии. Функции религии. Национальные религии. Конституция РФ. Цели урока. Практическая работа.

«Религия как сфера культуры» — Вера. Прославление. Культура. Православие. Термин «культура». Что из изображенного относится к культуре, а что нет. Области культуры. Христианство. Почему человек поступает так, а не иначе. Истоки русской культуры. Религия. Условия жизни. Человек. Опыт человеческих удач. Уровень культуры.

«Религия как духовная культура» — Структура религии. Христианство. Ислам. Национальные религии. Ислам распадается на три направления. Религия. Буддизм. Функции религии. Сиддхартха Гаутама. Виды религии. Религия как феномен культуры. Синтоизм. Восьмеричный путь. Родоплеменные религии.

Всего в теме «Культура и религия» 9 презентаций

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *