Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 80. Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Однажды падишах спросил Бирбала: — Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять четыре? — Ничего не останется, — ответил Бирбал. — Как это ничего? – удивился падишах. — А так, — ответил Бирбал, — если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» — 1) закон тождества 2) закон противоречия 3) закон исключённого третьего 4) закон достаточного основания 81. Логический закон, нарушенный в приведенном отрывке: «Защитник с материалами дела ознакомился, и от него поступило заявление: освободить его из-под стражи» — 1) закон тождества 2) закон противоречия 3) закон исключения третьего 4) закон достаточного основания 82. Л.Фейербах говорил, что: 1) логика — это медицина ума 2) логика — это бог мыслящих 3) логика — это умение правильно мыслить 4) логика — это культура размышления 83. Любое понятие имеет: 1) размер 2) величину 3) объём 4) фигуру 84. Любой простой силлогизм имеет: 1) форму 2) фигуру 3) размер 4) объём 21 85. Метод исследования причинных связей, применённый в следующем случае: «Исследуя условные рефлексы, академик И.П.Павлов установил, что, если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образования зрительного рефлекса» — 1) метод сходства 2) метод различия 3) соединенный метод сходства и различия 4) метод остатков 5) метод сопутствующих изменений 86. Мнемоническая схема, помогающая понять отношения между суждениями: 1) логический квадрат 2) логический круг 3) логический ромб 4) логический треугольник 87. Мыслитель, считавший, что логика — это наука о методах «доказательства и опровержения»: 1) Сократ 2) Платон 3) И.Кант. 4) Аристотель 5) Эпикур 88. Наиболее значимая функция логики для человека: 1) логика помогает правильно мыслить 2) логика воспитывает культуру ума 3) логика позволяет не совершать ошибки в мышлении 4) логика позволяет отличать правильное от ложного 89. Непреднамеренные логические ошибки чаще всего называются: 1) парадоксами 2) максимами 3) паралогизмами 4) софизмами 5) категориями 22 90. Одним из условий правильной дискуссии является приведение достаточных фактов и доводов. Это условие называется: 1) размышлением 2) доказательством 3) аргументацией 4) интуицией 91. Опираясь на закон исключённого третьего, установите, возможна ли истинность третьего суждения: Некоторые студенты 1 курса сдали зачет по логике. Ни один студент 1 курса зачёт по логике досрочно не сдавал. 1) нет 2) да 92. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинным оба суждения: Все студенты 1-ой группы подготовились к зачету по логике. Некоторые студенты 1-ой группы к зачету по логике не подготовились. 1) да 2) нет 93. Определение «Философы – это люди, которые занимаются философией» является: 1) двусмысленным 2) круговым 3) узким 4) широким 5) философским 94. Определите вид индуктивного умозаключения: «Для выступления с докладами на общеинститутской научной студенческой конференции подготовились 10 студентов. Двое выступили на пленарном заседании, а остальные – на секции общественных наук. Таким образом, все студенты, подготовившие доклады, выступили на конференции». 1) полная индукция 2) неполная индукция 95. Определите вид индуктивного умозаключения: «Известно, что все студенты 1, 3 и 8 группы 1-го курса явились на сессию. Значит, на сессию явились все студенты 1-го курса». 1) неполная индукция 2) полная индукция 23 96. Определите вид индуктивного умозаключения: «Н. обратилась в милицию и заявила, что после восьми вечера четверо неизвестных встретили её сына, ученика 11-го класса, побили, отобрали куртку и исчезли. Позже по приметам неизвестные были задержаны. Ими оказались учащиеся ПТУ». 1) неполная индукция 2) полная индукция 97. Определите вид индуктивного умозаключения: «Чижов вчера опоздал на занятия, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает». 1) неполная индукция 2) полная индукция 98. Определите вид понятия «философское произведение Сократа»: 1) общее 2) пустое 3) единичное 99. Определите, можно ли получить заключение «Все билеты на спектакль были распроданы» с помощью полной индукции: 1) нет 2) да 100. Определите, можно ли получить заключение «Все военнослужащие принимают присягу» с помощью полной индукции: 1) да 2) нет 101. Определите, можно ли получить заключение «Всем учащимся школы была сделана прививка» с помощью полной индукции: 1) да 2) нет 102. Определите, можно ли получить заключение «Всю неделю стояла жаркая погода» с помощью полной индукции: 1) нет 2) да 103. Определите, можно ли получить заключение «Май холодный – год хлебородный» с помощью полной индукции: 1) нет 2) да 24 104. Определите фигуру силлогизма: Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают а поликлинике. Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование. 1) 2 фигура 2) 1 фигура 3) 3 фигура 4) 4 фигура 105. Определите фигуру силлогизма: Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде. Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода. Следовательно, все тела из дерева плавают на воде. 1) 3 фигура 2) 1 фигура 3) 2 фигура 4) 4 фигура 106. Определите фигуру силлогизма: Ни одно цветковое растение не размножается спорами. Папоротники размножаются спорами. Папоротники не суть цветковые растения. 1) 1 фигура 2) 2 фигура 3) 3 фигура 4) 4 фигура 107. Определите фигуру силлогизма: Страусы не могут летать. Страусы суть птицы. Следовательно, некоторые птицы не могут летать. 1) 1 фигура 2) 3 фигура 3) 2 фигура 4) 4 фигура 108. Определите вид логического закона: «Всякая мысль может быть признана истинной тогда и только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснована». 1) закон тождества 2) закон противоречия 3) закон исключения третьего 4) закон достаточного основания 25 109. Определите вид понятия «инспектор»: 1) общее 2) пустое 3) единичное 110. Определите вид понятия «Солнце»: 1) единичное 2) нулевое 3) общее 111. Определите вид суждения: «Некоторые страны имеют однопартийную систему». 1) экзистенциальное 2) реляционное 3) атрибутивное 112. Определите вид суждения: «Ничего не существует беспричинно». 1) экзистенциальное 2) реляционное 3) атрибутивное 113. Определите вид суждения: «Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа». 1) экзистенциальное 2) реляционное 3) атрибутивное 114. Определите вид суждения по квадрату: «В здоровом теле здоровый дух». 1) суждение Е. Ни одно S не суть Р 2) суждение А. Все S суть Р 3) суждение I. Некоторые S суть Р 4) суждение О. Некоторые S не суть Р 115. Определите вид суждения по объединённой классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: «Не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух». 1) суждение I. Некоторые S суть Р 2) суждение А. Все S суть Р 3) суждение Е. Ни одно S не суть Р 4) суждение О. Некоторые S не суть Р 26 116. Определите вид суждения по объединенной классификации и его символическое обозначение по логическому квадрату: «70% всего мирового грузооборота перевозится морским путём». 1) суждение I. Некоторые S суть Р 2) суждение А. Все S суть Р 3) суждение О. Некоторые S не суть Р 4) суждение Е. Ни одно S не суть Р 117. Основная цель любого спора, дискуссии: 1) консенсус 2) извлечение выгод 3) борьба 4) согласие 5) уничтожение оппонента 118. Основным предметом логики являются: 1) способы, средства, приёмы правильного познания мира 2) принципы познания и познавательного отношения человека к миру 3) формы мысли и связи между ними 4) паралогизмы, софизмы, применяемые человеком 119. Отметьте, как в структуре умозаключения называются суждения, из которых вытекает другое суждение: 1) доводы 2) тезисы 3) посылки 4) аргументы 5) выводы 120. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Два суждения могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными — 1) подчинения 2) противоречия 3) частичной совместимости 4) противоположности 121. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Из двух суждений одно должно быть истинным, а другое – ложным» — 1) противоречия 2) противоположности 3) подчинения 4) частичной совместимости 27 122. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Из истинности общих суждений следует истинность частных, но из истинности частных суждений истинность общих не обязательна» — 1) подчинения 2) противоречия 3) противоположности 4) частичной совместимости 123. Отношение в логическом квадрате, отражающее данное положение: «Оба суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть ложными» — 1) подчинения 2) противоречия 3) противоположности 4) частичной совместимости 124. Отношения между понятиями изображаются: 1) круговыми схемами Аристотеля 2) круговыми схемами Пейджера 3) круговыми схемами Эйлера 4) круговыми схемами Бойлера 125. Отношения между понятиями: А дочка В внучка С женщина (лицо женского пола) — изображаются следующей схемой: А В С А=В=С 2) 3) 4) 1) 28 126. Отношения между понятиями «точка», «прямая», «плоскость», «пространство» изображаются следующей схемой: 1) 2) 3) 4) 5) 127. Отображённое в нашем сознании множество (класс) предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в исследуемом понятии, называется его …….. Введите ответ: 128. Отображённая в нашем сознании совокупность свойств, признаков и отношений предметов, ядром которой являются отличительные существенные свойства, признаки и отношения, называется …….. понятия. Введите ответ: 129. «Отцом» логики как науки считается… 1) Сократ 2) Г.В.Лейбниц 3) Демокрит 4) Анаксимандр 5) Аристотель 6) Платон 7) И.Кант 29 130. Ошибка, совершённая в умозаключении: А. Материя вечна. В. Ткань — материя. Вывод: Ткань вечна — 1) подмена тезиса 2) чрезмерное доказательство 3) ложное основание 4) учетверение термина 5) ошибки в определении понятий 131. Ошибки, наиболее часто встречающиеся в дискуссии: 1) применение многозначных понятий 2) неопределение понятий 3) недостаточное определение понятий 4) использование наукообразных понятий 132. Парадокс: «Парикмахер брееет только тех жителей своей деревни, которые не бреются сами; должен ли он брить самого себя?» — называется ……… Введите ответ: 133. Под логической формой понимают: 1) определённый порядок, в котором высказываются те или иные мысли 2) способ организации или способ связи входящих в состав конкретной мысли её элементов 3) способ изложения мыслей 134. Понятие, большее по объёму, называется: 1) видовым 2) родовым 3) нулевым 4) общим 5) широким 135. Понятие, обладающее наибольшим объёмом: «адвокат», «адвокат Иванов», «прокурор», «юрист» — 1) юрист 2) адвокат 3) прокурор 4) адвокат Иванов 136. Понятие – это: 1) это слово или словосочетание 2) форма мышления 3) истинный тезис 4) некий предмет 30 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5

Задание.
Проанализируйте представленные эссе с точки зрения критериев, выскажите свои предложения по исправлению недостатков.
1. «Революция – это переход о неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»

Роберт Оуэн

Роберт Оуэн поднимает в своем высказывании проблему сущности революции как способа преобразования общества и оценки ее роли в жизни общества. Автор убежден в позитивной роли революций. С ними он связывает усовершенствование, обновление общества, его приближение к всеобщему счастью и благоденствию.

С мнением автора можно поспорить. Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в общественной жизни.

В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным ее результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорил Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает все, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это притом, что в советское время наша страна многого добилась: победила во Второй мировой войне, стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос. Получается, что революция не привела нашу страну к всеобщему счастью и процветанию. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.

Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.

С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадежные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.

Можно привести еще множество примеров революций, но вывод остается однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными. Поэтому в оценке сущности революций необходимо учитывать все за и против.

2. «Деньги – это свобода, выкованная из золота»

Эрих Мария Ремарк

Э. М. Ремарк поднимает проблему роли денег в жизни человека и общества. Он называет деньги свободой. Деньги, согласно Ремарку, дают возможность их владельцу поступать так, как он захочет. Например, покупать дорогие дома, автомобили, фирменные вещи, отдыхать в престижных местах, жить, ни в чем себе не отказывая. Все это может сделать человек, владеющий деньгами. По сравнению с человеком без денег, он обладает огромным преимуществом в осуществлении своих желаний, он экономически свободен.

Я согласна с позицией Ремарка. Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги выполняют следующие функции: 1) мера стоимости; 2) средства обращения; 3) средства платежа; 4) средства накопления; 5) мировые деньги (оплата внешнеторговых сделок. Функции денег разнообразны, их владелец может применить их по-разному по своему желанию: использовать для потребительских расходов (функция обращения), оплатить ими долги или обязательные платежи (функция платежа), положить их в банк для увеличения суммы денег (функция накопления) и др. Владелец денег может организовать свое производство, потому что обладает первоначальным капиталом, и заняться предпринимательской деятельностью. Таким образом, деньги делают человека свободным по отношению к принимаемым им экономическим решениям, поэтому можно утверждать, что деньги – это свобода.

Свобода – это возможность человека удовлетворить свои потребности. Например, с помощью денег мы можем осуществить все физиологические потребности (жилье, еда), мы можем удовлетворить социальные потребности (общение, путешествие). С помощью денег осуществляются престижные потребности (дорогая иномарка, платье), удовлетворение духовной потребности (стать художником, поэтом). Наличие денег делает человека независимым. Я согласна с Ремарком. Но это свобода из золота. А золото много весит. Поэтому некоторые люди считают, что по-настоящему свободны только бедняки, которым нечего терять. Наверное, необходимо соблюдать золотую середину: деньги дают нам свободу удовлетворять свои потребности, но нельзя, чтобы целью человека становились только деньги и их зарабатывание.

3. «Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие»

И. Ильин

Знаменитый русский философ и общественный деятель И. Ильин поднимает проблему легитимности власти. Он утверждает, что в обществе, где правит власть, не уважаемая народом, не может существовать демократического государства. В нем управляют личные интересы, что ведет к неравенству, нарушению прав человека, правовому нигилизму, деспотизму.

Государство осуществляет специфические функции, к которым, в первую очередь, относятся обеспечение национальной безопасности и реализация в полном объеме государственного суверенитета. От качества, результативности, а также методов исполнения этих функций зависит степень доверия народа государственной власти и готовность подчиняться ей.

Одним из главных показателей эффективности работы государственного аппарата является борьба с преступностью. Важнейшим условием ее эффективности является неотвратимость наказания.

Действительно, если за совершение деяния законом предусмотрено наказание, а нет системы, которая исполняет и следит за его исполнением, то люди будут решать свои проблемы преступными, а не правовыми методами. А власть, при которой человек живет в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких, никогда не добьется авторитета у народа.

Еще один главный фактор добросовестной работы государства – воплощение в жизнь принципа равенства прав и свобод, отсутствие дискриминации по различным признакам. Власть должна обеспечивать равенство всех граждан перед законом и судом, независимо от обстоятельств.

Но чем именно власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие? При явном отсутствии власти начинается открытая борьба за право управлять государством, где обычно побеждает сильнейший на данном этапе развития страны. А если власть лишена авторитета — это неизбежно приводит к революции или к кризису в государстве. Но ни одна гражданская война и ни один государственный переворот никогда не решали всех проблем в стране.

Ярким примером в русской истории революции, не принесшей всех ожиданий восставших и возникшей из-за утраты доверия власти в стране, является первая русская революция 1905-1907 годов. Царь Николай II не смог принять вовремя сложные решения, которые бы принесли коренные изменения не только в социальной, экономической, но и в политической жизни общества. Революция не разрешила всех проблем, которые ее породили. Были и отрицательные последствия для страны: заметно ослабла активность предпринимателей, уменьшился торговый оборот, сократилось промышленное производство, а также сокращались инвестиции в экономику России.

Я думаю, что для того, чтобы власть обладала авторитетом, ей необходимо быть в согласии с народом, осуществлять его волю и направлять свою деятельность на благо страны и общества.

4. «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»

В данном высказывании автор поднимает проблему формирования преступного поведения у отдельных членов общества. Ж. Расин справедливо замечает, что крупные преступления не совершаются внезапно. Они начинаются с нарушения элементарных норм морали, затем развиваются в проступках: дисциплинарных, административных, и лишь затем перерастают в наиболее опасные для общества правонарушения – преступления.

Я согласна с мнением автора, так как считаю, что любой, даже самый злостный преступник в какой-то момент был обычным ребенком, рос в семье, впитывал в себя жизненный опыт, ценности и правила поведения в обществе, иначе говоря, социализировался. У него сформировался определенный тип правовой культуры. В какой-то момент под влияние определенных обстоятельств, особой психологической обстановки, он преступил черту закона, совершив свое первое правонарушение. На мой взгляд, здесь особо важную роль сыграла реакция общества на его проступок. Оставшись безнаказанным, он совершит еще множество других мелких правонарушений, которые будут накапливаться и расти как снежный ком. В результате формируется привычка противоправного поведения, определенный образ жизни и система ценностей. Таков путь к тяжким и особо тяжким преступлениям. Это подтверждается данными статистики: подавляющее большинство преступников-рецидивистов в прошлом состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и начинали свою преступную деятельность с хулиганства и мелких краж. Рассматривая проблему формирования преступного поведения в этом аспекте, необходимо отметить, что многое зависит от уровня развития правоохранительной и уголовно-исправительной системы в стране. Одной из функций уголовного наказания является предупреждение и пресечение новых, более серьезных преступлений. Но часто мы можем наблюдать, что подростки, попавшие в колонию в юном возрасте, вырастая, продолжают совершать преступления, а уровень опасности их с каждым разом возрастает. В подтверждение этого аргумента можно вспомнить маньяка Муханина, который подростком попал в места лишения свободы за преступления средней тяжести, а впоследствии стал серийным убийцей. Кроме того, большинство тяжких преступлений совершается с прямым умыслом , то есть преступник ясно осознает противозаконность и общественную опасность деяния, знает и желает достижения преступных последствий и не раскаивается в содеянном. Такое отношение к закону и другим людям также формируется постепенно, под влиянием объективных и субъективных причин.

Таким образом, можно сделать вывод, что тяжкие и особо тяжкие преступления начинаются с, казалось бы, совсем несерьезных, мелочных проступков. Поэтому все силы общества и государства должны быть направлены на профилактику и предотвращение правонарушений несовершеннолетних, их своевременное выявление и наказание. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность прохождения реабилитации людей, однажды преступивших закон.

5. «В нынешние времена – все политика».

С. Кьеркегор

С. Кьеркегор поднимает проблему роли политики в жизни общества. Автор убежден, что в современном обществе происходит политизация всех сторон жизни общества и человека.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что политическая деятельность упорядочивает общественные отношения, придает им определенную направленность, помогает достигать успехов в развитии общества и государства. Посредством политической деятельности координируются и развиваются отношения между странами, народами, личностью и государством.

Политика – искусство управления обществом. Это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки, цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти: только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны; она имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные). Политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Она проникает во все сферы общественной жизни.

При демократическом режиме государство, являясь главным политическим институтом, осуществляющим власть от имени народа, принимает законы, по которым живет страна. Например, Конституция РФ гарантирует всем свободу совести и вероисповедания, закон о выборах устанавливает основные права избирателя, принципы осуществления избирательных кампаний и голосования. Статьи Семейного кодекса регулируют права и обязанности супругов, отношения родителей и детей.

Международные отношения строятся на основе осуществления государствами внешней политики. В условиях глобализации формируется новый мировой порядок. Современное геополитическое устройство строится на принципах многополярности, что предполагает взаимоуважение, учет национальных интересов стран, а не диктат одного государства. Для сотрудничества государств в решении различных вопросов в мире действует множество международных организаций: МВФ, ООН, ОПЕК, ВТО. Нормы международного права в области прав человека являются эталонами для большинства стран мира. Международные договоры и соглашения регулируют вопросы границ государств, гражданства. Желает человек иметь гражданство другой страны, кроме России – действуют международные документы о предоставлении двойного гражданства. Нарушаются в какой-либо стране права человека – международные организации вправе вмешаться.

В заключение я прихожу к выводу, что жизнь вне политики сегодня практически невозможна. Политическая власть организует, защищает, предоставляет возможность развиваться, удовлетворять потребности человека и общества.

В суждениях существования выражается сам факт существования (несуществования) предмета суждения в действительности.

Например: «Существуют млекопитающие животные»; «Существуют статистические законы»; «Суждение без предложения не существует». Субъектами данных суждений выступают понятия о предмете суждения. Предикатами этих суждений являются понятия о существовании (несуществовании) предмета.

Структура суждений существования выражается формулой «S есть (не есть) Р»; ряд авторов используют также следующую символическую запись: 3,., где 3 – квантор существования, х – предметная переменная.

Выделяющие и исключающие суждения

Они занимают особое место в классификации суждений. Рассматривая деление категорических суждений по количеству, следует обратить внимание на своеобразие выделяющих и исключающих суждений.

1. В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного суждения.

Выделяющие суждения – это суждения, которые уточняют количественную характеристику предиката путем указания на то, что он принадлежит (не принадлежит) только данному субъекту.

Эти суждения в общем виде могут быть представлены формой «S, и только S, есть Р».

Выделяющими могут быть все шесть рассмотренных типов атрибутивных (категорических) суждений:

В общем выделяющем суждении выделяющая характеристика относится к каждому предмету какого-либо класса. Например: «Только партии, руководимые передовой теорией, могут осуществить подъем экономики в стране».

В частном выделяющем суждении выделяющая характеристика относится к некоторым (а может быть, ко всем) предметам известного класса. Например: «Некоторые электропроводные тела, и только электропроводные тела, являются металлами».

В отличие от этого в определенном частном выделяющем суждении выделяющая характеристика относится только к некоторым предметам известного класса. Например: «Только некоторые люди, и только люди, – врачи».

В единичном выделяющем суждении выделяющая характеристика относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов. Например: «Только Лев Николаевич Толстой является автором романа «Анна Каренина”».

Особенностью всех выделяющих суждений является то, что их можно «обернуть» и получить истинное суждение «Все Р есть S».

Например, из истинных суждений:

Все разумные существа (S) являются людьми (Р). – «Все S есть Р».

Некоторые деревья (S) – яблони (Р). – «Некоторые S есть Р».

Автор романа «Война и мир» (S) – граф Л. Н. Толстой (Р). – «Это S есть Р»:

получим следующие суждения:

Все люди (Р) являются разумными существами (S). – «Все Р есть S».

Все яблони (Р) – деревья (S). – «Все Р есть S».

Граф Л. Н. Толстой (Р) – автор романа «Война и мир» (S). – «Это Р есть S».

В частноутвердительных суждениях («Некоторое S есть Р») объем предиката полностью входит в объем субъекта (рис. 5.1).

Рис. 5.1

В общеутвердительных и единично-утвердительных суждениях объем предиката полностью совпадает с объемом субъекта (рис. 5.2).

Рис. 5.2

В отрицательных же суждениях предикат полностью исключается из объема субъекта.

2. Исключающие суждения указывают на принадлежность (непринадлежность) признака всем предметам, за исключением некоторых. Они имеют форму «Все S, кроме S1, есть Р».

Всякое исключающее суждение представляет собой синтез утвердительного и отрицательного суждения, поскольку в нем утверждается принадлежность какого-либо признака предмета определенного класса предметов и одновременно отрицается принадлежность этого признака у других предметов того же класса. Например: «Всякое общество, за исключением первобытнообщинного, является классовым». Это суждение образовано как синтез двух частных суждений: «Некоторые общества являются классовыми» и «Некоторые общества не являются классовыми».

Значение выделяющих и исключающих суждений состоит в том, что точность и определенность выраженного в них знания исключают их неоднозначную трактовку.

Страницы ← предыдущая следующая → СУЖДЕНИЕ Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком или отношение между предметами, и которое выражает либо истину, либо ложь. Например, «Любой закон имеет границы применения», «Не всякая теория получает признание современников». Языковой формой выражения суждения является предложение. Предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Суждения выражаются повествовательными предложениями, иногда вопросительными и побудительными («Как же тебе не стыдно?», «Берегите лес!»). Суждение находится в неразрывном единстве с понятием. Понятие – это свернутое суждение, суждение – развернутое понятие. Так, понятие «термодинамика» можно раскрыть через суждение «Термодинамика – это раздел физики, изучающий тепловые явления». Вместе с тем суждение и понятие имеют логические различия: 1. Понятие отражает существенные признаки предмета, которые отличают его от других предметов. Так, понятие «эксперимент» отличает данный метод познания от всех других методов. Суждение же выражает общее для всех разновидностей этого метода: «Эксперимент – это метод познания, при котором явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях». 2. Понятие отражает существенные признаки предмета, суждение – любые. Понятие формируется на основе опыта поколений, суждение, наряду с этим, связано с опытом и знаниями отдельного человека. 50 3. Суждение отличается от понятия способом грамматического выражения – предложением. Так, «эволюционная модель развития науки» есть понятие. «Долгое время преобладала эволюционная модель развития науки» — суждение. 4. В понятии фиксируется предмет, в суждении – отношение к предмету: утверждение или отрицание чего-либо. 5. Логически правильно построенное суждение истинно или ложно. Любое суждение характеризуется двумя логическими свойствами: а) оно что-либо утверждает или отрицает («Все гениальное — просто», «Некоторые люди не являются общительными»), б) оно может быть истинным или ложным («Все писатели являются художниками» — истина, «Ни один из художников не является писателем» — ложь). Понятие не имеет таких логических характеристик. Итак, суждение – это связь понятий, которая верно (истина) или искаженно (ложь) отражает реальные связи и свойства предметов. Суждение, как и понятие, имеет структуру. Элементы логической структуры понятия – содержание и объем. Элементы логической структуры суждения – субъект, предикат, логическая связка и кванторное слово. Субъект – это предмет, о котором мыслится в суждении. Он обозначается латинской буквой «S». Предикат – понятие о признаке предмета. Обозначается буквой «P». Связка – отношение между субъектом и предикатом, которые называются терминами суждения. Она выражает принадлежность или отсутствие признака у предмета и обозначается знаком «—», («тире»), или словами «есть» («не есть»), «является» («не является»), «имеется» («не имеется») и т.д. Квантор – слово, указывающее на объем понятия, выражающего субъект. Обозначается словами «все», «ни один» (квантор общности), или «некоторые», «многие» (квантор существования). 51 Каждый из этих членов суждения имеется в наличии или подразумевается. Чтобы установить субъект и предикат суждения, нужно придать предложению правильную логическую форму, которую в общем виде можно выразить как «S – P», или «S есть (не есть) P». Это важно для точного выражения своей мысли и понимания чужой. Рассмотрим пример: «Среди летчиков есть космонавты». Надо четко выразить все составные элементы суждения. Субъектом здесь будет понятие «летчики», предикатом – «космонавты», связкой – «являются», квантором – «некоторые». В результате правильная логическая форма будет выглядеть так: «Некоторые летчики являются космонавтами». После приведения суждения в стандартную форму можно продолжать дальнейший логический анализ. Уяснению сущности суждений и их роли в познавательно- практической деятельности способствует их деление на простые и сложные. Простые суждения. Простым называется суждение, выражающее истинную или ложную связь двух терминов – субъекта и предиката – в определенной, категорической форме. Деление суждений проводят по разным основаниям. По количеству (по объему субъекта) категорические суждения делят на общие, частные и единичные. Например, «Все названия чувств человека – абстрактные понятия», «Все алмазы – чистый углерод», — общие суждения; «Некоторые внешние признаки являются существенными», «Некоторые преобразования есть внедрение нового» — частные суждения; «Галилей – изобретатель гипотетического метода познания», «Байкал – самое большое пресноводное озеро» — единичные суждения. Общие и единичные суждения рассматриваются как однотипные, так как их объем составляет класс предметов, а не его часть. Особое место в классификации занимают частные суждения, которые могут быть определенными и неопределенными при установлении объема субъекта. Определенное частное суждение содержит знание о той и о другой 52 части субъекта. Его логическая форма: «Только некоторые S есть (не есть) P». Например, «Лишь Ивановы сумели успешно преодолеть дистанцию», «Только некоторые произведения являются классикой». В неопределенном частном суждении слово «некоторые» обозначает «некоторые, а может быть, и все», «по крайней мере, некоторые». Логически схема такова: «Некоторые S есть (не есть) Р». Например, «Некоторые рисунки не являются шедеврами», «Некоторые люди являются неповторимыми». Для повышения определенности суждения перед субъектом ставят слова «большинство», «меньшинство», «многие», «немногие», «часть» и т.д. Для повышения определенности объема предиката используют выделяющие и исключающие суждения. Выделяющие суждения отражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принадлежит (или не принадлежит) только одному и никакому другому предмету. Они могут быть единичными, частными и общими. Их логические схемы соответственно таковы: «только S есть Р», «только некоторые S и только S, суть Р», «Все S и только S суть Р». Например, «Некоторые мысли, и только некоторые, являются новыми идеями». Исключающие суждения отражают признак всех предметов, кроме некоторой их части. Они выражаются предложениями со словами «кроме», «за исключением», «не считая», «помимо» и т.п. Их логическая схема: «Все S, за исключением Sn, суть Р». Примеры: «Все студенты, кроме трех человек, пришли на занятия», «Автобус, не считая остановок, идет ровно один час». Значение выделяющих и исключающих суждений состоит в том, что они не допускают неоднозначность их понимания. По качеству связки суждение может быть утвердительным или отрицательным. Утвердительное суждение выражает принадлежность предмету некоторого признака. Например, «Всякое повторение облегчает запоминание». Утвердительное суждение может быть выражено и в 53 негативной форме. Например, «Закон несовместим с произволом». Суждение формы «S есть не-P» рассматривается как утверждение. Отрицательное суждение выражает отсутствие у предмета некоторого признака. Например, «Некоторые источники знаний не являются книгами». По содержанию предиката суждения делятся на атрибутивные, реляционные и экзистенциальные. Атрибутивные суждения (суждения свойства) утверждают или отрицают принадлежность предмету тех или иных свойств, состояний, видов деятельности. Они имеют структуру: «S есть (не есть) Р». Например, «Наука является специфическим компонентом культуры», «На каждом уровне познания есть свои специфические методы исследования», «Некоторые высказывания не являются правильными» и т.п. Реляционные суждения (суждения отношения) говорят об отношениях между предметами. Их логическая схема: «a R b» или «R (a,b)», где а и b – имена предметов, а R – имя отношения. Например, «Всякий протон тяжелее электрона» (a R b), «Иван ниже Петра» (a R b), «Тула находится между Москвой и Курском» (R (a,b,с). Экзистенциальные (суждения существования) утверждают или отрицают существование предметов в действительности. Например, «Не существует абсолютной повторяемости явлений», «Существуют ядовитые растения». Таковы основные виды простых суждений. Любое суждение имеет количественную и качественную определенность. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и по качеству. На ее основе выделяют четыре вида суждений, которые обозначаются большими буквами латинского алфавита. Общеутвердительное суждение (символ «A») – общее по объему и утвердительное по качеству. Его логическая форма: «Все S есть P». Пример: «Все деревья – многолетние растения». 54 Общеотрицательное суждение (символ «Е») – общее по объему субъекта и отрицательное по качеству связки. Его логическая структура: «Ни одно S не есть Р». Пример: «Ни одно жвачное животное не имеет клыков». Частноутвердительное суждение (символ I) – частное по объему и утвердительное по качеству. Его логическая форма: «Некоторые S есть Р». Примеры: «Некоторые животные ведут ночной образ жизни», «Некоторые розы имеют красный цвет». Частноотрицательное суждение (символ O) – частное по объему субъекта и отрицательное по качеству связки. Его логическая структура: «Некоторые S не есть Р». Например: «Некоторые знания не являются научными», «Некоторые деньги не являются бумажными». По аналогии с предложением, где главными членами являются подлежащее и сказуемое, в суждении субъект называют «логическим подлежащим», а предикат – «логическим сказуемым». Главные члены предложения обычно совпадают с субъектом и предикатом суждения только в простых двухсоставных предложениях, таких как, например, «Неискренность (S) – лицемерие (P)». В большинстве случаев такого совпадения нет. В отличие от подлежащего и сказуемого, субъект и предикат стабильных форм выделения не имеют и нередко определяются логическим ударением, с помощью которого выделяется предикат. Например, предложение «В биосфере происходит глобальный круговорот элементов» в зависимости от логического ударения может выражать разные суждения. В грамматически преобразованном виде эти суждения будут иметь следующий вид: 1) местом, где происходит глобальный круговорот элементов (S), является биосфера (Р); 2) круговорот элементов, происходящий в биосфере (S), является глобальным (Р); 55 3) происходящий в биосфере глобальный процесс (S), есть круговорот элементов (Р). К простым суждениям относят и такие, которые имеют сложный субъект с одним и тем же предикатом, или простой субъект с одним сложным предикатом. Например, «Атмосфера, гидросфера и почва – результат эволюции живого вещества». Логическая схема: S (S1 и S2 и S3) есть Р. Другой пример: «Физика, химия, биология являются лидерами естествознания». А вот пример простого суждения со сложным предикатом: «Смех есть свойство психики и средство социального общения». Логическая схема: S есть Р (Р1 и Р2). Другой пример: «Экосистема имеет в своем составе биотические и абиотические компоненты». Третья форма – сочетание сложного субъекта со сложным предикатом. Например: «Галилей, Кеплер, Ньютон были математиками и участвовали в создании первой научной картины мира». Логическая схема: S (S1 и S2 и S3) есть Р (Р1 и Р2). Распределенность терминов в суждениях. Знание распределенности или нераспределенности субъекта и предиката – необходимое условие осуществления логических операций с суждениями. Термин считается распределенным, если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исключается из него. Термин считается нераспределенным, если его объем частично включается в объем другого термина или частично исключается из него. Рассмотрим, как распределены термины в суждениях вида A,E,I,O. Это принято изображать в виде круговых схем. Суждение A («Все S есть P). «Все розы – цветы». Здесь объем субъекта – «розы» — полностью включается в объем предиката («цветы»). Значит, субъект распределен, а предикат нераспределен. В суждениях «А» S распределен, а Р Р нераспределен. Исключение: в общевыделяющих суждениях S 56 («только и только S есть Р) и определениях (А=ВС) распределены S и Р. Суждение «Е» («Ни одно S не есть Р»). «Ни одна звезда не есть планета». Объем субъекта («звезда») полностью исключается из объема предиката («планета») и наоборот. Следовательно, в суждениях вида «Е» S и Р распределены. S Р Суждение I (некоторые S есть Р). «Некоторые студенты – спортсмены. Субъект («студенты») здесь не распределен, так как в нем мыслится только часть студентов. Но и объем предиката лишь частично включен в объем субъекта. В суждениях вида I ни S, ни Р не распределены. S Р Исключение: в частновыделяющих суждениях («Только некоторые S и только S есть Р»), предикат распределен, субъект не распределен. «Некоторые разбойники и только они (S) – пираты» (Р). S Р 57 Суждение O (Некоторые S не суть Р). «Некоторые птицы не являются хищниками». Субъект здесь нераспределен, так как речь идет только о части объема класса, а предикат («хищники») распределен, так как полностью исключает тех птиц, которые являются «не-хищниками». В суждении вида О S не распределен, а Р распределен. S Р Для запоминания распределенности терминов в суждениях приведем таблицу, обозначив распределенность знаком «+», а нераспределенность – знаком «- «. Вид суждений Термины A E I O S + + — — P — + — + 58 Из таблицы видно, что субъект распределен в общих (А и Е) и не распределен в частных (I и О) суждениях. Предикат распределен в отрицательных (Е и О) и не распределен в утвердительных (А и I) суждениях. В выделяющих суждениях предикат всегда распределен. Сложные суждения. Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называются сложными. Таково, например, высказывание: «Эволюция мозга, его усложнение объясняется не только количественным ростом нервных клеток, но и растущей организованностью, как отдельных структурных ансамблей, так и центров, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции». Так же, как и простые, сложные суждения могут быть истинными или ложными. Но, в отличие от простых суждений, истинность или ложность которых определяется их соответствием или не соответствием действительности, истинность или ложность сложного суждения зависит, прежде всего, от истинности или ложности составляющих его суждений. Логическая структура сложных суждений также отличается от структуры простых суждений. Основными структурными элементами здесь являются уже не понятия, а простые суждения. Поэтому простые суждения называют иногда атомарными, а сложные – молекулярными суждениями. При этом связь между элементами сложного суждения осуществляется не с помощью связок «есть», «не есть» и т.п., а посредством логических союзов «и», «или», «либо», «если…то», и др. Особенно богата такими суждениями юридическая профессиональная деятельность. 59 Страницы ← предыдущая следующая →

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *