Ранние годы

Родился в семье врача Григория Осиповича Сутеева (1879—1960), выпускника Московского университета, впоследствии доктора медицинских наук, профессора, видного советского дерматовенеролога, миколога, заведующего венерологической секцией Мосгорздравотдела, удостоенного Сталинской премии за вклад в исследование актиномикоза. Мать — Зинаида Васильевна Сутеева. Отец увлекался живописью, пением, выступал с концертами в Благородном собрании. Был близким другом Степана Эрьзи, для которого позировала его жена и который оказал большое влияние на Владимира; уже после смерти Г. О. Сутеева его заметки и воспоминания о друге были изданы в виде книги «Скульптор Эрьзя».

Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МГУ на физфаке.

Был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать. Первую известность получил как художник-карикатурист.

Мультипликация

Мультфильм В. Сутеева «И мы на Олимпиаду!» (1940; 7:47)

Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Вместе с ним на курсах учились его родной брат Вячеслав Сутеев (1904—1993), а также двоюродный брат Дмитрий Боголепов (1903—1990) — впоследствии режиссёры научно-популярного кино. Ещё во время учёбы Владимир примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации.

В 1924—1925 годах Сутеев проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к зарубежным фильмам, вышедшим в советский прокат: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки (Жена Сабеида)», «Сердце гор», «Три мушкетёра». Также известен его плакат 1934 года к фильму «Весёлые ребята», созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.

В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм».

В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Смирнова (вначале на «Экспериментальную мультмастерскую при ГУКФ», затем — на «Мосфильм»), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм».

С началом Великой Отечественной войны ушёл на фронт, воевал до последнего дня. Участвовал в Белорусской операции, в боях на Юго-Западном фронте. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм». С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. В 1948 году неожиданно прекратил режиссёрскую деятельность и уволился со студии, не закончив картины «Охотничье ружьё» (завершена Пантелеймоном Сазоновым).

Его внезапный уход родные и коллеги связывали с неразделённой любовью к мультипликатору Татьяне Таранович, которая присоединилась к коллективу в 1946 году. Она была моложе Сутеева на 13 лет, состояла в браке и имела дочь. Сохранились сотни писем Сутеева, адресованные Таранович. Лишь 37 лет спустя Татьяна и Владимир — на тот момент оба вдовцы — поженились. Ей было 67, ему исполнилось 80. «Молодые» прожили в счастливом браке 10 лет и умерли в один год.

В дальнейшем Сутеев сотрудничал с «Союзмультфильмом» преимущественно как сценарист. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы.

Детская литература

С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Весёлый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английской писательницы Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учреждений, столовых, магазинов, детских уголков и так далее. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.

В настоящее время иллюстрации В. Г. Сутеева издаются также в виде открыток.

Скончался 8 марта 1993 года. Похоронен на Никольском кладбище г. Балашиха.

Столетнему юбилею Владимира Сутеева был посвящён выпуск из цикла «Острова» (2003) телеканала «Культура».

Фильмография

Режиссёр

  • «Улица поперёк» (1931, совместно со Львом Атамановым)
  • «Сказка про белого бычка» (1933, не сохранился)
  • «Клякса в Арктике» (1934, не сохранился)
  • «Колобок» (1936, совместно с Леонидом Амальриком)
  • «Отважный моряк» (1936)
  • «Шумное плавание» (1937, совместно с Леонидом Амальриком)
  • «Почему у носорога шкура в складках» (1938)
  • «Дядя Стёпа» (1939, совместно с Ламисом Бредисом)
  • «И мы на олимпиаду» (1940)
  • «Муха-Цокотуха» (1941, не сохранился)
  • «Весёлый огород» (1947)
  • «Охотничье ружьё» (1948, завершена Пантелеймоном Сазоновым)
  • «Муха-Цокотуха» (1960, совместно с Борисом Дёжкиным)

Сценарист

  • «Сказка про белого бычка» (1933)
  • «Клякса в Арктике» (1934)
  • «Колобок» (1936)
  • «Отважный моряк» (1936)
  • «Дед Мороз и серый волк» (1937)
  • «Почему у носорога шкура в складках» (1938)
  • «И мы на олимпиаду» (1940)
  • «Муха-Цокотуха» (1941)
  • «Весёлый огород» (1947)
  • «Когда зажигаются ёлки» (1950)
  • «Зай и Чик» (1952)
  • «Волшебный магазин» (1953)
  • «Стрела улетает в сказку» (1954)
  • «Снеговик-почтовик (Новогодняя сказка)» (1955) — по сказке «Ёлка»
  • «Это что за птица?» (1955)
  • «Кораблик» (1956)
  • «Миллион в мешке» (1956)
  • «Грибок-теремок» (1958) — по сказке «Под грибом»
  • «Петя и Красная Шапочка» (1958)
  • «Муха-Цокотуха» (1960)
  • «Разные колёса» (1960)
  • «Две сказки» (1962) — по сказкам «Яблоко» и «Палочка-выручалочка»
  • «Кто сказал „мяу“?» (1962)
  • «Только не сейчас» (1962) — по сказке «Петя Иванов и волшебник Тик-Так»
  • «Светлячок № 4. Наш карандаш» (1963) — по сказкам «Капризная кошка» и «Мышонок и карандаш»
  • «Тараканище» (1963)
  • «Шутки» (1963) — по сказкам «Цыплёнок и утёнок» и «Три котёнка»
  • «Кот-рыболов» (1964)
  • «Петух и краски» (1964)
  • «Пастушка и трубочист» (1965)
  • «Про бегемота, который боялся прививок» (1966)
  • «Хвосты» (1966)
  • «Раз, два — дружно!» (1967)
  • «Мы ищем кляксу» (1969)
  • «Дядя Миша» (1970)
  • «Терем-теремок» (1971)
  • «Мешок яблок» (1974)
  • «Дед Мороз и серый волк» (1978)
  • «Кто получит приз?» (1979)
  • «Пропал Петя-петушок» (1986)

Художник-постановщик

  • «Отважный моряк» (1936)
  • «Пёс и кот» (1938)
  • «Пустынник и медведь» (1935)

Художник

  • «Живые дома (Спор между домами)» (1928)
  • «Дядя Стёпа» (1939)
  • «Зай и Чик» (1952)
  • «Стрела улетает в сказку» (1954)

Художник-мультипликатор

  • «Старт» (1925)
  • «1905-1925» (1925)
  • «Китай в огне» (1925)
  • «Похождения Мюнхгаузена» (1929)

Библиография

Книги Сутеева с рисунками автора (первые прижизненные издания)

  • Сутеев В. Весёлые картинки. — М.: Детгиз, 1953. — 16 с.
  • Сутеев В. Разные колёса. Кораблик. — М.: Детгиз, 1953. — 16 с.
  • Сутеев В. Две сказки про карандаш и краски. — М.: Детгиз, 1954. — 16 с.
  • Сутеев В. Ёлка. — М.: Детгиз, 1954. — 20 с.
  • Сутеев В. Кто сказал «мяу»?. — М.: Детгиз, 1955. — 20 с.
  • Сутеев В. Сказки в картинках. — М.: Детгиз, 1955. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Сутеев В. Это что за птица?. — М.: Детгиз, 1956. — 20 с.
  • Сутеев В. Под грибом: сказка-загадка. — М.: Детгиз, 1959. — 16 с.
  • Сутеев В. Умелые руки и капризная кошка. — М.: Детгиз, 1959. — 16 с.
  • Сутеев В. Сказки и картинки. — М.: Детгиз, 1963. — 160 с.

Цыплёнок и Утёнок • Три котёнка • Под грибом • Кто сказал «мяу»? • Разные колеса • Кораблик • Палочка-выручалочка • Яблоко • Мышонок и Карандаш • Петух и Краски • Капризная Кошка • Ёлка • Это что за птица?

  • Сутеев В. Палочка-выручалочка. — М.: Детская литература, 1964. — 20 с.
  • Сутеев В. Кот-рыболов. — М.: Детская литература, 1967. — 20 с.
  • Сутеев В. Дядя Миша. — М.: Малыш, 1974. — 16 с.
  • Сутеев В. Забавные истории. — М.: Малыш, 1983. — 8 с.
  • Сутеев В. Мешок яблок: сказка. — М.: Малыш, 1985. — 24 с.

Книги с иллюстрациями Сутеева (первые прижизненные издания)

  • Чуковский К. Доктор Айболит. — М.-Л.: Детгиз, 1948. — 24 с. — (Мои первые книжки).
  • Чуковский К. Тараканище. — М.: Детгиз, 1948. — 24 с. — (Мои первые книжки).
  • Чуковский К. Мойдодыр. — М.: Детгиз, 1949. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Чуковский К. Федорино горе. — М.: Детская литература, 1951. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Михалков С. Щенок. — М.-Л.: Детгиз, 1951. — 20 с.
  • Михалков С. Дядя Стёпа. — М.: Детгиз, 1954. — 32 с.
  • Родари Дж. Приключения Чиполлино: повесть-сказка. — М.: Детгиз, 1955. — 232 с.
  • Чуковский К. Котауси и Мауси: английские народные песенки. — М.: Детгиз, 1956. — 12 с.
  • Барто А. Медвежонок-невежа: сказка для маленьких и больших. — М.: Детгиз, 1957. — 12 с.
  • Приключения Пифа. — М.: Детгиз, 1958. — 32 с.
  • Прёйсен А. Про козлёнка, который умел считать до десяти. — М.: Детгиз, 1960. — 20 с.
  • Стельмах М. Гусак-физкультурник. — М.: Детгиз, 1962. — 24 с.
  • Новые приключения Пифа. — М.: Детгиз, 1962. — 28 с.
  • Кипнис И. Котёнок, который забыл, как надо просить есть: сказки. — М.: Детгиз, 1963. — 20 с.
  • Рашел Р. Ренатино не летает по воскресеньям. — М.: Детская литература, 1964. — 36 с.
  • Прёйсен А. Весёлый Новый Год. — М.: Детская литература, 1965. — 16 с.
  • Муур Л. Крошка енот и тот, кто в сидит в пруду. — М.: Детская литература, 1966. — 16 с.
  • Белозёров Т. Лесной плакунчик: сказка в стихах. — М.: Детская литература, 1970. — 12 с.
  • Юсупов Н. Почему у лягушки нет хвоста. — М.: Детская литература, 1973. — (Для маленьких).
  • Мурадян С. Зайкина шуба: сказки в стихах. — М.: Детская литература, 1974. — 16 с.
  • Пляцковский М. Солнышко на память: сказки. — М.: Советская Россия, 1975. — 120 с.
  • Руа К. Горицвет: стихи. — М.: Детская литература, 1975. — 16 с.
  • Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка. — М.: Детская литература, 1978. — 64 с.
  • Остер Г. Котёнок по имени Гав: маленькие сказки. — М.: Детская литература, 1976. — 16 с.
  • Пляцковский М. Дневник кузнечика Кузи. — М.: Детская литература, 1979. — 24 с.
  • Берестов В. Весёлое лето: стихи. — М.: Детская литература, 1982. — 16 с. — (Мои первые книжки).
  • Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала. — М.: Детская литература, 1983. — 16 с. — (Для маленьких).
  • Михалков С. Упрямый лягушонок. — М.: Детская литература, 1987. — 16 с. — (Для маленьких).
  • Чуковский К. Телефон: стихи. — М.: Детская литература, 1988. — 16 с.
  • Сергей Капков. Энциклопедия отечественной мультипликации. — М.: Алгоритм, 2006. — С. 621-623. — 816 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.

> См. также

  • Категория:Мультфильмы Владимира Сутеева
  • Категория:Мультфильмы по сценариям Владимира Сутеева

Примечания

  1. Гордадзе Г. Н., Зенайшвили О. П. Памяти Г. О. Сутеева // Медицинская паразитология и паразитарные болезни : журнал. — 1960. — Т. 29. — С. 505—506. — ISSN 0025-8326.
  2. 1 2 Клюева, И. В. Грани скульптурной вселенной. Произведения Степана Эрьзи в музеях Саранска. — Саранск: Издательство Мордовского университета, 2008. — С. 37. — 291 с. — ISBN 978-5-7103-1727-3.
  3. 1 2 Сутеев В. Г. Кто сказал «мяу»? (Художник рассказывает о себе) // Детская литература : журнал. — 1990. — № 6. — С. 60—64.
  4. Сутеев Г. О. Скульптор Эрьзя / сост. Г. С. Горина. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1968. — 142 с.
  5. 1 2 Мастера советской мультипликации / сост. Д. Н. Бабиченко. — М.: Искусство, 1972. — С. 155—158. — 190 с.
  6. Онопко Н. И. Советский киноплакат двадцатых годов : (Обзор киноплакатов к художественным фильмам, хранящихся в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина) // Труды / Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. — М. : Книга, 1958. — Т. II. — С. 252—280. — 281 с.
  7. Ерёмин В. Н. Творцы притч и иллюзий. Жизнеописания славных писателей-сказочников. — Ногинск: Остеон-Фонд, 2016. — С. 328. — ISBN 9781772466751.
  8. Александр Маянцев. Утенок + Цыпленок. Российская газета (30 июня 2016).
  9. Татьяна Уланова. «Золотой мой цыплёнок!» История любви Владимира Сутеева и Татьяны Таранович. Аргументы и факты (12 марта 2017).
  10. Могила В. Г. Сутеева
  11. К 100-летию со дня рождения Владимира Григорьевича Сутеева

Мультфильмы Сутеева: 10 шедевров, которые наверняка понравятся вашим детям

«Выручалочка-то вот она где!», «Четыре сыночка и лапочка дочка…», «А гриб-то вырос!»… Вспомнили? Вспомнили. Вот уже и улыбаетесь!

Любимые сказки с необыкновенными иллюстрациями, которые читали нам родители, а теперь мы сами читаем своим детям и внукам. Добрые, интересные мультфильмы, которые мы смотрели ещё на чёрно-белых телевизорах, а наши дети и внуки загружают в айфоны и айпады. Их придумал удивительный человек – Владимир Григорьевич Сутеев, сказочник, художник, сценарист, один из зачинателей советской мультипликации.

Владимир Григорьевич Сутеев,
сказочник, художник, сценарист

Как у каждого настоящего сказочника, за простыми, кажется, сюжетами с зайчиками и мишками, ёжиками и котятами у Сутеева скрыты большие истины и великие общечеловеческие ценности. Христианин в сказках Сутеева легко найдёт отсылы к библейским заповедям — блаженны милостивые, блаженны миротворцы, не кради, не произноси ложного свидетельства… Это сказки-притчи, не привязанные ко времени, чистые и прозрачные, как само детство.

Свои знаменитые сказки и сценарии Сутеев написал уже когда перестал сам быть режиссёром и мультипликатором, но остался художником, фантазёром, и продолжал не только писать, а и рисовать, «видеть» свои сказки, оживляя персонажей теперь уже на страницах книг. Иллюстрировал Сутеев и чужие сказки — Чуковского, Маршака, Михалкова, Джанни Родари…

Интересно, что Владимир Григорьевич был одинаково талантлив как писатель и художник в самом буквальном смысле: он одинаково владел правой и левой рукой, причём мог одной рукой писать, а другой — рисовать.

10. Две сказки (1962) (по сказкам «Яблоко» и «Палочка-выручалочка»)

Первая сказка о справедливости сиюминутной и справедливости высшей. Если ты яблоко нашёл, оно чьё? Твоё, конечно! А тот, кто говорит, что он, дескать, яблоко сорвал, у него разве правда? Так, болтовня! А другой яблоко поднял и тоже своё требует… Но ты-то знаешь, что эти самозванцы никаких прав на твоё сокровище не имеют! И с ними надо… драться! За своё! Так ведь? Это же по правде! Это справедливо!

Ан, нет. Можно, оказывается, приподняться над ситуацией и тогда появится другая справедливость. Истинная. Которая без обид, без драки, с любовью и добром. И при которой каждый получает то, чего заслуживает. Яблоко-то, оказывается, можно поделить на всех! А судью ещё за мудрость поблагодарить!

Вторая сказка о том, что всё в твоих руках. И в руках Божиих — это уже родители знают и детям дорасскажут, если захотят. Порой кажется, такой ты весь из себя сильный, храбрый, быстрый, ловкий, прям как заяц — и канаву на раз перепрыгнешь, и в гору заберёшься в один момент, и болото с кочки на кочку одолеешь легко. А на деле выходит, что без палочки-выручалочки, которая в руках у твоего верного друга, и шагу ступить не получается! Что же у этого ёжика за палочка такая волшебная? И птенца на дерево поднимет, и от лисы поможет отбиться, и из трясины вытянет… Это если, конечно, в неё поверить. Или… Во что вообще верить? В волшебную силу палочки-выручалочки? В собственные возможности? В поддержку товарища? А может быть, в то, что добро вообще всегда побеждает?.. Палочек-то в лесу хватает. А вот выручалочку где искать?..

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *