Содержание

(29 ноября 1957 г.)

Святители! Отцы мои и братья! Глубоко меня взволновало решение Святейшего Патриарха и Священного Синода о назначении меня епископом Сергиевским. Но теперь предстою я пред вами в глубоком покое всех сил моих душевных, собравшись с мыслями, испытав совесть перед Богом и готовый поведать вам те мысли и чувства, которыми полна душа.

Если бы я последовал первому движению сердца, я стал бы просить пощады, ибо властно влекутся все силы души моей к молитвенному безмолвию в безвестности монашеского трудничества, и страх и тоска ворвались в душу мою, когда голосом Церкви повелел Христос стать в ряды свидетелей Божественной Любви, ибо нет более ответственного и страшного призвания (Ин.20:21; Мф.10:16).

Когда четырнадцать лет тому назад, будучи еще врачом, я принял тайный постриг и искал подвига: молитвы, поста, бдения, жестокого жития, любовь мне подвигом не представлялась, а одной радостью и самой жизнью души. С тех пор я познал, что нет закона более неумолимого, чем закон любви Христовой: сострадательной, крестной любви Всесвятыя Троицы, любви Всемилостивого Спаса, отдающего жизнь за отступивших от Него людей, любви Доброго Пастыря, полагающего душу Свою за овец Своих… Легко и радостно было мне произносить обеты отречения. Ничто меня не влекло к себе, кроме искренней, радостной любви Христовой. Мне казалось, что мне не от чего отрекаться, так как, кроме Бога, ничего не желала, ничего не искала душа моя. И удивили меня напутственные слова духовника о том, что не в подвигах монашество, а в совершенной любви. Вскоре, однако, самое монашеское делание и иночески бдительное прохождение моего медицинского призвания стали открывать мне до того неведомое богатство в любви, приоткрыли смысл сказанных мне слов и привлекли меня к священству: «Ты оставил все, чем ты не дорожил, – настойчиво говорила мне совесть, – ради единственного, чего ты хотел: ты отрекся от ненужного тебе с тем, чтобы завладеть вожделенным тобою. Подобно евангельскому юноше, ты не хочешь расстаться с богатством твоим”. «Что же делать, чтобы получить вечную жизнь?” – вопрошала душа в тоске и борении. «Отдай последнее: пусть самая душа твоя станет добычей всякого алчущего и жаждущего, по слову Исаии пророка (Ис. 58:10) ”… Отцы и братья! Я стал священником в завершение данных мной монашеских обетов с тем, чтобы ничто во мне не оставалось бы моим. С тех пор прошло почти десять лет; я теперь только начинаю видеть, что я еще и не вступил на путь Христов, а Господь зовет меня стать Жертвой (Флп.2:17; 2Тим.4:6), возлагает на меня омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую добрый Пастырь, ценой жизни Своей, должен обрести и спасти от погибели, и вручает жезл – страннический жезл учеников Христовых (Евр.11:13; 1Пет.2:11). Совершается немыслимое…

Но я не верю в случайность; я глубоко убежден в том, что Сам Господь Иисус Христос правит Церковью Своей, и с юношеских лет положил никогда (насколько хватит сил и веры) ничего не искать и ни от чего не отказываться, никогда не просить у Бога ни креста, ни утешения; и поэтому склоняю главу и с трепетом, но без сомнения, без колебаний, не двоящимся сердцем благодарю, приемлю предложенный крест и ничтоже супротив глаголю.

О своем недостоинстве говорить не буду: верю в благодать Божию, врачующую немощь и восполняющую скудость сил человеческих. Также знаю из опыта, что сила Божия (только) в немощи совершается (2Кор.12:9), и потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи, рождающейся в сокрушенном, смиренном и милующем сердце; о любви и смирении молю Бога как о единственном прочном основании вечной жизни, как об единственном содержании жизни христианской, как о источнике ведения, премудрости и рассуждения.

«Вем, яко несмь достоин небеси и земли и сия привременныя жизни”, но без сомнения верю и знаю, что из-за безбрежной любви Бога к миру – и мне по дару Божию все возможно будет (Мк.9:23), что повелит Господь.

Нет слов, чтобы сказать о том трепетном чувстве, до края наполняющем сердце при мысли, что сонм русских святителей определил мне войти в круг апостольский, поверил в искренность любви моей к Богу, к Церкви и к сиротствующему миру, доверил мне крест насмертников последних времен, не усомнился в том, что и я с радостью (Флп.1:29) изъявлю готовность, по примеру Пастыреначальника Христа и вместе с Ним, «душу свою положить за овцы” (Ин.10:11)… Но прошу вас, святители Церкви Русской, умолите Господа Бога о мне, да даст Он мне немощь Богоприемную, Любовь и Ум Христовы (Флп.2:5; 1Кор.2:16), Смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Верю, что по молитвам Святейшего Патриарха и родной Церкви не оставит меня Господь, сподобит послужить Ему, умерев себе, и даст мне изо дня в день убывать, чтобы Ему расти, покоряя Себе все силы естества моего, пока не овладеет всем без остатка.

Глубокой радостью полно сердце мое и благодарностью к Преосвященному Иакову, епископу Апамейскому, участвующему ныне в моем наречении, а завтра и в моем посвящении, как представитель Вселенской Патриархии. Да низойдет на меня, возложением его рук, благословение Великой Церкви Константинопольской, Матери всех наших молодых славянских Церквей, и да будет его участие живым свидетельством нерушимого единства православных в вере, таинствах и любви.

Отцы и братья! Редко дает Бог епископу быть, подобно мне, посвященным среди собственной его паствы. Да будет мне дозволено и к детям моим духовным обратиться в этот час, великий для них, как и для меня. За годы моего священнического служения среди вас Бог дал нам стать тесной, любящей семьей. Благодать архиерейства – залог еще более глубокого, искреннего единства, ибо она – преимущественно благодать пастырства, отцовства духовного. Возблагодарим Господа. И еще сердечней, еще живей и действенней возлюбим друг друга. Станем едиными со Христом через любовь и в любви, и Христовой любовью, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он отдал Свою жизнь. Возлюбим каждого, как Он любит и нас (Флп.1:8); учениками Христа войдем в жизнь с новой надеждой и обновленной силой. Принесем в холодный, сирый мир огненную, непобедимую радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтобы у всех рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы свет Христов озарил и тех, кто бродит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем всем – всем без остатка – воспеть Богу победную песнь.

Вот те мысли и чувства, с которыми я ныне предстою перед Вашей святыней; помню предупреждение Господне, что «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:37), но верю, что молитвами вашими и вашей поддержкой даст и мне Господь исполнить то доброе, что Он мне внушил (Флп.2:13); простит мне мое неведение и то недостаточное, что есть в моих словах, всех нас соединит и будет Он над нами Единый Пастырь и Глава Церкви. Аминь!

Собрание воскресных проповедей Антония Сурожского. Владыка известен прежде всего своим словом, проповедью Евангелия современным людям, одновременно очень простой, внятной всякому, но и глубокой.
Антоний Сурожский, как известно читал проповеди не по бумажке. Так повелось с самого начала его служения в Англии. Плохо зная английский язык Антоний Сурожский когда-то в начале своего служения читал заранее подготовленную проповедь. Вышло очень скучно. Ему посоветовали импровизировать. «Но ведь выйдет смешно» – возразил будущий великий проповедник. «Это хорошо, люди будут слушать» – был ответ. С тех пор Антоний Сурожкий всегда говорил сам, без заранее заготовленного текста. Именно проповеди – основная часть наследия Антония Сурожского, действительно живые, искренние и вместе с тем очень глубокие. Проповеди Антония Сурожского донесли современным людям Православную веру в её святоотеческой чистоте, сохраняя евангельскую простоту и глубину.
«За последние лет 25, вероятно, я положил себе правилом заранее не прочитывать Евангелие, которое будет читаться за службой. Разумеется, все эти чтения я все равно знаю почти наизусть, так что это не бывает «вдруг» совсем неизвестное благовестие: но я стараюсь читать его вслух народу, потом продолжать служить литургию и дать этому тексту дойти глубоко до меня. Опыт мне показывает, что каждый раз евангельское слово рождает какой-то ответ, и я тогда просто, выходя на проповедь, говорю: «Мы читали то-то, и вот что я хочу вам сказать об этом…» – именно то, что меня задело.
Один раз было – как вам сказать? – очень печально. Я был в миноре, усталый, я прочел текст, и он до меня не дошел. И в течение всей службы я переживал с ужасом тот факт, что Господь ко мне обратился со Своим словом, а у меня ничего не дрогнуло в душе. Когда пришло время проповедовать (я всегда проповедую перед отпустом), я вышел и сказал: «Вот что случилось. Вы понимаете, какой это ужас: Господь мне говорит какие-то слова, а все, что я могу Ему ответить, это: Не доходит, мне нечего Тебе отвечать. Слова как будто падают на каменную почву…» Я сказал так, и это тоже была проповедь, причем такая, которая соответствует опыту многих. Несколько человек из прихожан говорили мне: «Спасибо, что Вы это сказали, потому что и с нами это бывает, но мы никогда не посмели бы это высказать».»

(1914–2003)

Предлагаем большую подборку книг митрополита Антония Сурожского по издательским ценам.

Антоний Сурожский (1914 — 2003) — талантливый проповедник христианской жизни, основатель и митрополит Сурожской епархии (Великобритания и Ирландия) московского патриархата.

1 2

Показывать только книги с грифом Издательского совета РПЦ

Сортировать по цене: по возрастанию / по убыванию
Сортировать по дате поступления: по возрастанию / по убыванию

Показывать товары:
вседо 100 руб.до 250 руб.до 400 руб.с уценкой -30%

Вечерня. Утреня. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 31010

Беседы на Евангелие от Марка. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 30922

Учитесь молиться. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 30151

Быть христианином. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 30150

Спасение мира. Митрополит Сурожский Антоний

Артикул: 29631

Беседы о вере и Церкви. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 28264

Жизнь и вечность. 15 бесед о смерти и страдании. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 26867

Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 26218

Артикул: 25989

Таинство примирения. Митрополит Сурожский Антоний

Артикул: 24869

Таинство крещения. Митрополит Сурожский Антоний

Артикул: 24451

Таинство любви. Митрополит Сурожский Антоний

Артикул: 23732

Может ли верить и молиться современный человек. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 22324

Проповеди, произнесенные в России. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 20425

Духовное путешествие. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 19817

Бог: да или нет? Беседы верующего с неверующим. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 19056

Артикул: 15482

Пастырство. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 35393

Молитва и жизнь. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 34232

Встреча. Антоний, митрополит Сурожский

Артикул: 33611

Хаос. Закон. Свобода. Беседы о смыслах. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 32551

Жизнь. Болезнь. Смерть. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 31780

Школа молитвы. Антоний, митрополит Сурожский

Артикул: 31157

Божественная литургия. Митрополит Антоний Сурожский

Артикул: 31156

1 2

Родившись в семье русского дипломата в швейцарской Лозанне, мальчик Андрей провел свое детство в России и Иране, а после большевистской революции 1917 года, вместе с семье оказался во Франции. Получив в Париже естественнонаучное образование, Андрей защитил диссертацию по медицине. Во время Второй мировой войны он сначала работал врачом во французской армии, а с началом немецкой оккупации оказывал медицинские услуги французскому Сопротивлению. В эти же годы он принял монашеский постриг под именем Антония. В 1948 году он переехал в Великобританию, где участвовал в работе христианского общества по контактам между англиканской и православной церквями, а в 1962-м возглавил Сурожскую епархию Русской православной церкви в статусе архиепископа (1963) и митрополита (1966). За время своего служения Антоний привлек множество верующих из числа первой волны русской эмиграции, некоторые из которых обратились к англиканской вере. За свои труды по оживлению духовной жизни в стране Антоний получил несколько почетных наград и степеней, в том числе почетного доктора богословия Абердинского и Кембриджского университетов.

Антоний был не только талантливым проповедником, но и плодовитым писателем. Его труды, изначально опубликованные на английском языке, впоследствии были переведены на русский.

Наш интернет-магазин предлагает вашему вниманию избранные сочинения Антония Сурожского, его проповеди, молитвы, комментарии на евангельские сюжеты, беседы и размышления по отдельным темам — о вере, браке и семье, духовной жизни, церкви, жизни и смерти. У нас также представлены воспоминания современников о митрополите и сборники трудов конференций, посвященных духовному наследию Антония Сурожского.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *