1. Виды шариата
  2. Степени исполнения законов шариата
    1. Виды фарда
    2. Виды рекомендуемых норм шариата
    3. Разрешенные нормы шариата
    4. Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата
  3. История развития шариата
  4. Юридическая сила законов шариата
  5. Выбор человека
  6. Где применяются шариатские законы

Понятие «Шариат» означает в переводе с арабского языка «протоптанная, чистая тропа к воде». Вода для человека жизненно необходима, и точно так же для его души и ума жизненно необходимо соблюдение правил законов шариата.

Всевышним Аллахом были посланы пророки, которые были призваны направить на истинный путь различные народы и общины, который приведет их к счастью и в земном мире, и в мире загробном. Для каждой общины через посланников Всевышнего, Его пророков ниспосылался свод божественных законов, по которым люди должны были жить в справедливости, чтобы преуспеть в мирской жизни и в их будущей жизни.

Последним Пророк Аллаха стал Пророк Мухаммад ﷺ, и законы шариата, которые он принес людям, стали безоговорочным и окончательным божественным руководством, читать которое и руководствоваться им должно все человечество.

Виды Шариата

Шариат берет из Корана и Сунны культовые нормы, которые регулируют порядок, по которому мусульмане должны исполнять религиозные обязанности – ибадат. Также в шариатских законах содержатся правила, которые определяют поведение мусульман в их взаимоотношениях друг с другом — муамалят.

Шариат дает ориентиры и общие принципы — аль-куллия или аль-каваид аль-амма, их следует читать и они могут толковаться и рационально осмысливаться с целью найти решение в определенной ситуации. Правоведы для того, чтобы вывести законы и правила поведения в конкретных случаях, могут применить иджтихад, и с его помощью они могут заменять правила старые новыми, но не выходить за рамки Шариата, который основывается не только на ясных положениях Священного Корана и Сунны, но в нем могут быть сформулированы только общие ориентиры, на которые может опираться мусульманин в своей жизни.

В Шариат включены и те вопросы, которые относятся к религиозной догматике – это акида. Также Шариат включает в себя законы, относящиеся к религиозной этике – это ахляк. Ученые богословы Ислама утверждают, что не только законы и правила внешнего поведения диктует Шариат, но и предписывает мусульманам те религиозные убеждения, которые продиктованы внутренней мотивацией человека и его стремлением к нравственному совершенствованию.

Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабом – то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс, то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описание в Священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.

Степени исполнения законов шариата

Законы шариата, которые регулируют все поступки человека, можно разделить на пять категорий:

  1. фард — обязательные деяния по законам шариата – это те, которые мусульмане должны совершать, но вознаграждены они будут только в том случае, если они будут совершены с искренними и благими намерениями;
  2. рекомендуемые нормы шариата – это мандуб, такие деяния стоить совершать;
  3. разрешенные нормы – это мубах, к ним относятся большинство из тех поступков и деяний, что совершает человек, и за них мусульманину не полагается ни наказания, ни награды;
  4. неодобряемые поступки – это макрух, такие деяния не стоит совершать;
  5. законы шариата, которые запрещают определенные деяния, называются харам — – это те, за которые мусульманам последует наказание на шариатском суде или в Судный день.

Каждый поступок и деяние человека основывается на том, какими помыслами руководствовался этот человек, когда совершал этот поступок. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, каждое дело совершается по намерениям, и воздаяние за свои поступки человек получит в зависимости от того, какие у него были намерения.

Виды фарда

Обязательные поступки которые входят в 5 основных категорий, подразделяются также на те, которые обязательно выполнять абсолютно всем, то есть фард аль-‘айн, и те, которые можно не выполнять в определенных обстоятельствах, то есть фард аль-кифая, также близкий по степени к фарду является ваджиб — не столь категоричное требование к исполнению, но очень необходимое, несовершение которого будет являться большим грехом. Если мусульманин пренебрегает фардом, то его называют нечестивцем или фасиком.

Если законы шариата читать дословно, то к категории фард аль-‘айн можно отнести следующие поступки человека:

  • изучая окружающий мир, видеть в нем могущество и величие Аллаха;
  • не искажать действительность, если присутствуешь на суде в качестве свидетеля;
  • трудиться разрешенным и дозволенным способом, добывая средства для жизни своей семьи и самого себя, чтобы нужда не была препятствием для выполнения постановлений и законов шариата;
  • одеваться по мере необходимости;
  • вернуть имущество хозяину, если чужое богатство каким-то путем попало к тебе в руки;
  • наследнику – рассчитаться с долгами умершего полностью, даже если полученное наследство не покрывает эти долги;
  • мужу — содержать жену, не проявляя к ней актов насилия и обеспечить, обходясь с ней справедливо;
  • если родители детей находятся в бедности, то дети обязаны родителей содержать;
  • данный кому-либо обет мусульманин обязан сдержать, если то, что он пообещал, не противоречит законам Шариата.

К категории фард аль-кифая следует относить исполнение следующих законов шариата:

  • мусульмане обязаны производить средства потребления и средства производства, которые необходимы обществу;
  • мусульмане обязаны содержать тех стариков, которые лишились своих опекунов и средств к существованию;
  • мусульмане обязаны оказывать помощь калекам, больным и беспомощным людям, если эти люди не имеют содержателей;
  • проводить в последний путь покойника;
  • мусульмане обязаны воспитывать сирот…

Ваджиб – это такие действия, для которых предписание обязательности не настолько жесткое, как для фарда и не так категорично выражено посредством Корана и Сунны. Если человек будет отрицать обязательность выполнения ваджиба, то это его из лона Ислама не выведет, но если он не будет выполнять ваджиб, то это будет большим грехом.

Законы шариата категории ваджиб включат в себя:

  • шакирд или учащийся своего учителя обязан уважать и подчиняться ему;
  • мусульманин должен оказывать людям, а также животным, которые оказались в трудном положении, посильную помощь;
  • продающий товар мусульманин должен поставить в известность своего покупателя, если его товар имеет недостаток;
  • если мусульманин знает правду о том, что кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то он должен рассказать правду, вступившись за того, кого несправедливо обвинили;
  • дольше трех дней мусульманин не должен таить обиду: если примирение не вредит вере мусульманина, то он должен помириться через три дня;
  • мусульманин должен вырабатывать в себе хороший характер;
  • следует уметь извлечь из каждого обстоятельства урок, смотря на него осмысленно;
  • если человек знает ответ на вопрос, который перед ним поставлен, то он должен ответить на него;
  • родители должны своих детей обучать религиозным ритуалам, культуре, и если не могут обучать сами, то должны нанять обучающегося;
  • если у мужчины есть две жены, то он обязан по законам шариата обеспечить им равенство.

Виды рекомендуемых норм шариата

Мандуб, суннат, мустахабб – это одобряемые и рекомендуемые поступки. По терминологии «суннат» — это поступки правильные, которые соответствуют Сунне Пророка Мухаммада ﷺ, и эти поступки по законам Шариата могут подразделяться на мустахаб, то есть действия богоугодные, которые непостоянно совершал Пророк Мухаммад ﷺ, и мауккаду, то есть те поступки богоугодные, которые Пророк Мухаммад ﷺ совершал постоянно. Для мусульманина крайне нежелательно не выполнять сунну муаккада. К категории мандуб относятся поступки и действия, которые не были предписаны законами шариата, но если мусульманин будет совершать их, то окружающими это будет высоко оценено – милостыня, щедрость, изучение Корана и благочестие относятся к категории мандуб.

Законы шариата, подпадающие под категорию суннат, включают в себя:

  • оказание почета ученым и пожилым людям;
  • оказание почтения и услуг в зависимости от заслуг человека, не относясь одинаково к невежде и к шейху;
  • обсуждение хозяйственных вопросов со своей женой;
  • если человек болен, то ему следует обратиться к врачу и лечиться.

К мустахабу относятся такие законы шариата, как:

  • вести себя прилично за столом;
  • откликаться на приглашение, даже если бедный человек пригласил в гости в свой дом, если нет причин сомневаться в чистоте пищи;
  • водить дружбу с теми людьми, кто умен и имеет хороший характер;
  • намекнуть о недостатках своим близким и друзьям наедине, а не при людях;
  • выращивать лесные насаждения;
  • вернуть продавшему его вещь, если он решил вернуть ее, раскаявшись в продаже, так же как и продавцу следует принять назад вещь, если покупатель передумал и решил отказаться от покупки;
  • если мусульманин пользуется новшествами, то важно, чтобы эти новшества не противоречили Шариату и духу Ислама;
  • мусульманину следует научиться красиво писать.

Разрешенные нормы шариата

Мубах и джаиз – это нейтральные и общедозволенные поступки и деяния, из которых мубах – это такие поступки и действия, которые законы шариата рассматривает в качестве нейтральных.

Законы Шариата в категории мубах предполагают:

  • употребление недозволенных напитков или продуктов, если это нужно для лечения и того требует крайняя необходимость;
  • высказывание за глаза, если это высказывание о несправедливом тиране;
  • женитьба на нескольких женщинах (не более, чем на четырех), если мусульманин имеет крепкое физически здоровье и может обеспечить всем своим женам равенство и справедливость;
  • выпивание безвредных для организма и не оказывающих опьяняющего действия напитков.

Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата

Макрух и харам – это запретные поступки. Под категорию «макрух» подпадает то, что с моральной точки зрение осуждается обществом, но нарушением законов шариатского права это не является. Действия и поступки, подпадающие под категорию «харам» — запретные и греховные поступки. Харам законы подразделяются на харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми означает такие запретные действия, которые помимо совершающего, наносят вред еще кому-то, а харам гайри зулми – это такое запретное деяние, совершение которого приносит вред только совершающему.

Возможно вас заинтересуют одежда по шариату для женщин

Что такое шариатский суд

Какими являются законы шариата для женщин?

Законы Шариата запрещают:

  • животных бить по морде;
  • людей и иных живых существ пытать и бить;
  • несправедливо вести торговлю, пытаясь обмануть покупателя, чтобы присвоить его имущество или деньги, а также продавать товар, который имеет брак или испорчен, выдавая его за товар без изъянов;
  • имущество сирот использовать для собственных целей;
  • не выплачивать работнику его заработок, держа его у себя;
  • создавать для кого-то препятствие, если человек желает воспользоваться чем-то, что является общественным достоянием;
  • выдавать за чистые серебряные и золотые деньги те, которые имеют примеси;
  • приписывать человеку то, чего он не имеет;
  • наговаривать на человека и доносить на него;
  • сплетничать;
  • принимать участие в пустых и бесполезных разговорах, спорить, чтобы одержать верх;
  • бить слуг и подчиненных, а также слабых;
  • вредить своему соседу и беспокоить его;
  • несправедливому человеку или тирану оказывать в его делах содействие;
  • позорить и бранить ученого;
  • бедных унижать и позорить за их положение;
  • слово или обязательство взятое нарушать;
  • руководителю быть по отношению к своему подчиненному несправедливым или жестоким;
  • верить предсказателям и гадалкам, астрологам,
  • ради мирской жизни любить религиозное,
  • брать взятки, ведя торговые или судебные дела;
  • в собственных мыслях причислять себя к святым или считать себя человеком перед шариатом слишком богобоязненным за свою добропорядочность и исполнительность;
  • обращаться к Аллаху с просьбой сделать зло кому-либо;
  • оставшиеся, лишние продукты выбрасывать;
  • довести диетами и голоданиями свой организм до такого состояния, что быть не в силах совершать молитвы Всевышнему;
  • употреблять в пищу мертвечину и мясо того животного, которое не было зарезано, согласно Шариату;
  • жестоких людей избирать на руководящие должности;
  • без нужды держать собаку в жилом доме;
  • богатого лишь за его положение почитать и величать;
  • высмеивать человека, поступившего неправильно по ошибке и многие другие…

Законы шариата охватывают и категорию мустакрах – это запрет на такие действия, которые могут сказать о невоспитанности человека: много кушать, наблюдать за тем, как ест другой человек, употреблять вредную для организма пищу, подходить близко к заразному человеку, принимать милостыню от такого человека, который беднее тебя.

История развития шариата

Основа законов шариата — Коран

Священная Книга Коран состоит из аятов, которые рассказывают мусульманам основы вероисповедания, учат духовности, как читать и понимать Коран, молитвы, основам служения Всевышнему, а также религиозной исламской этике. Аяты Корана начали ниспосылаться в мекканский период пророческой миссии Посланника Всевышнего ﷺ, и Божественные Откровения ниспосылались в течение двенадцати лет его жизни. Когда Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, начался государственный период для религии Ислама, который продлился десять лет. Суры, которые ниспосылались в мединский период предписывают строить общественно-политическую, культурную, экономическую деятельность мусульманской уммы. В мединский период были ниспосланы правила и законы, касающиеся того, как мусульмане должны заключать браки, какими должны быть взаимоотношения мужа и жены, как проводить разводы, каковы правила наследования, а также ведения торговли и войны и заключения мира. Все эти предписания и виды наказания в большей своей части содержатся в Сунне Посланника Аллаха ﷺ.

Юридическая сила законов шариата

Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.

Шариатом охвачены все аспекты жизни мусульманина, в него включены все правила, которые относятся к богослужению и коммерческим действиям, к нормам уголовного права и семейного. Законы Шариата опираются на Священную Книгу Коран как на источник, который был ниспослан самим Всевышним своему Посланнику и Пророку Мухаммаду ﷺ, а также Шариат опирается на Сунну, которая представляет собой сборник хадисов о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его поступках и мудрых изречениях.

Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.

Выбор человека

Не уверовав в Господа всей душой, невозможно понять сути законов Шариата. Фундаментом жизни мусульманина, основой всей веры Ислама является положение: «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!».

Сам термин «Ислам» — есть выражение отношения мусульманина к Всевышнему Аллаху: слово «Ислам» переводится как «покорность» или «поклонение». Правоверные поклоняются Всевышнему Аллаху, который является Единственным Создателем и Единственным Богом. Мусульманин должен читать Коран и следовать Воле Господа, отдавая всего себя целиком поклонению, которое присутствует во всех. сферах жизни человека, и от Божественного суда ни одна душа не освобождается. Однако человек имеет свободу выбора: он волен выбирать – идти за Всевышним Аллахом или не идти, обрести вечный Рай или попасть в вечный Ад.

Где применяются шариатские законы

Шариат организует и определяет жизнь людей в рамках мусульманского общества, но не везде одинаково его влияние. Одной из немногих государственных систем, которая регулирует мусульманское право, не в полном его варианте, остается Саудовская Аравия и Бруней, в Ливане, Сирии и в некоторых африканских мусульманских странах правовая система подразделяется на шариатскую, которая регулирует такие вопросы, как заключение брака и разводы, вопросы наследования и взаимодействие с благотворительными организациями, и на светскую, которая регулирует вопросы, касающиеся сделок между гражданами, и государственных правонарушений. В таких государствах, как Турция, и еще в некоторых мусульманских странах Средней Азии действуют светские юридические законы и кодексы.

Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. В Саудовской Аравии казнят часто и помногу. Сексуальный контакт вне брака или хотя бы намек на него, атеизм, переход из ислама в другую религию, гомосексуализм, колдовство, азартные игры — вот неполный список преступлений, за которые в ваххабитском королевстве можно получить тысячу ударов плетью, десять лет тюрьмы или вообще лишиться головы. И невзирая на возмущение международного сообщества, смягчать свою правовую систему Эр-Рияд не собирается.

Право по-саудовски

Это вполне объяснимо: Саудовская Аравия — теократическая монархия, где вся система правосудия выстроена на религиозном фундаменте. Господствующая религия — ислам, господствующая конфессия — суннизм, господствующее религиозное течение — ваххабизм. Поэтому в Саудовской Аравии, как и в «Исламском государстве», с которым королевство официально воюет, действуют законы шариата.

Неудивительно, что саудовское правосудие заметно отличается от западного: для обвинения или оправдания зачастую достаточно просто клятвы, адвокат нередко считается ненужной роскошью, допускаются казни несовершеннолетних и психически больных, не делается никакой разницы (по крайней мере, формально) между подданным королевства и иностранцем при вынесении приговора (в частности, среди казненных 2 января были граждане Чада и Египта).

Согласно шариату, судья может наложить три вида наказаний: хадд (за преступления против нравственности и общественного порядка — пьянство, азартные игры, клевету, разврат), кисас (наказания по принципу «око за око», которые назначают за убийство и тяжкие телесные повреждения) и тазир — наказания в назидание за нарушения общественного порядка, такие как гомосексуализм, прелюбодеяние, кража на базаре, неподчинение властям, несоблюдение поста и тому подобное.

Хадд, как правило, предусматривает публичные удары плетьми, кисас позволяет оплатить нанесенный ущерб деньгами (дия), а вот тазир может варьироваться в самых широких пределах — от назидательной беседы до отрубания головы с последующим распятием.

Исцеляющая плеть

Чаще всего в поле внимания зарубежных СМИ попадает наказание плетьми. Хотя оно распространено почти по всему мусульманскому миру, Саудовская Аравия заметно выделяется на общем фоне. Там бьют чаще и больше. Каких-либо строгих норм не существует: шариатский судья сам решает, сколько плетей заслуживает провинившийся.

Печальный рекорд принадлежит египтянину Мухаммеду Али аль-Сайиду: в 1990 году его приговорили к четырем тысячам ударов. Эр-Рияд объяснил возмущенной мировой общественности, что на самом деле аль-Сайиду была оказана милость: египтянин обвинялся в ограблении, и ему должны были отсечь руку. А ограничились поркой.

Четыре тысячи плетей — много это или мало? Вот что рассказал филиппинец Донато Лама, в 1999 году приговоренный за публичное исповедание христианства к 75 ударам плетью: «Меня привели на место порки и привязали к столбу. Руки заковали в наручники, также сковали и ноги. Я был одет в футболку и брюки для занятий бегом. Кнут — полтора метра длиной, его конец утяжелен куском свинца. Несколько ударов обрушились на мои бедра и спину. Я бы упал, когда кнут хлестнул меня по ногам, но меня держал охранник, и экзекуция продолжалась. Поразительно: я выдержал 70 ударов, но был еще жив. Кровь текла по моей спине, я кричал».

Еще один вид публичного наказания — отсечение головы. Производится при большом стечении народа. Как правило, после казни тело преступника в воспитательных целях выставляется на всеобщее обозрение — чаще всего распятым.

Борьба за трезвость

Самое распространенное преступление, за которое саудовская фемида карает иностранцев, — нарушение строгого шариатского запрета на алкоголь. В позапрошлом году полицейские королевства арестовали в городе Джидда 73-летнего британца Карла Эндри, обнаружив у него бутыль с домашним вином. Хотя Эндри был болен раком и астмой, он отсидел в тюрьме больше года, ожидая назначенного ему наказания — 350 ударов плетью. Лишь после того, как британское правительство под нажимом родственников Эндри и свежеизбранного лидера оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбина разорвало с Эр-Риядом контракт на обучение тюремного персонала и пригрозило дальнейшим ухудшением отношений, саудиты пошли на попятный и отпустили осужденного домой.

Ему повезло куда больше, чем его соотечественнику Джону Келли: в 1985 году того приговорили к двум с половиной годам тюрьмы и 250 ударам плетью — по 50 за раз с двухмесячными перерывами на реабилитацию, а также штрафу в 17 тысяч фунтов стерлингов. Возмущение британского правительства было столь резким, что Эр-Рияд в течение последующих тридцати лет предпочитал закрывать глаза на самогоноварение, которым занимались многие британские экспаты, а в случае неприятных инцидентов просто высылать их — как Питера и Энн Голдсмитов, уличенных в изготовлении домашнего вина и ввозе в страну виски.

Но что позволено Юпитеру, сиречь Британии — одному из ключевых саудовских союзников с момента образования ваххабитского королевства, — то не позволено быку. В сентябре 1999 года в багаже филиппинца Фаустино Салазара обнаружили две плитки шоколада с алкогольным наполнителем. Невзирая на уверения задержанного, что он купил шоколад в магазине duty free в бахрейнском аэропорту, ему присудили 75 ударов плетью и четыре месяца тюрьмы.

Страна одной религии

Впрочем, религиозные преступления считаются куда более серьезными. Самое страшное — вероотступничество, под которым понимается не только переход в другую веру, но и атеизм. Палестинский поэт Ашраф Файяд сейчас сидит в тюрьме, ожидая казни: по мнению шариатских судей, в одной из своих книг он пропагандировал атеизм.

При этом более семи процентов населения Саудовской Аравии составляют немусульмане. Больше всего католиков-гастарбайтеров с Филиппин, но есть и представители других конфессий: протестанты из Европы, православные из Египта, Эфиопии и Эритреи. Публичное исповедание христианства в королевстве запрещено, нельзя также хранить неисламские религиозные предметы, в том числе Библию, распятия, изображения святых. Молиться христиане и представители других религий могут только дома. За соблюдением закона следит специальная религиозная полиция — шариатская гвардия.

Нередко иностранцы-христиане оказываются заложниками международной обстановки. После того как в 2004 году в прессу просочилась информация об осквернении Корана американскими военными на базе Гуантанамо, шариатская гвардия провела целую серию рейдов по квартирам христиан, накрыв в одной из них подпольную католическую церковь и арестовав более 40 пакистанцев-христиан, а также несколько католиков-филиппинцев. Излишне говорить, что ни один американец задержан не был: Вашингтон — тоже ключевой союзник Эр-Рияда, ссориться с которым саудиты не хотят. Куда проще выместить гнев на беззащитных филиппинцах или пакистанских христианах, считающихся париями в родной стране.

Секс и тюрьма

Важное поле деятельности шариатских судов — предотвращение разврата и прелюбодеяния. Причем эти понятия трактуются весьма широко.

В октябре 2009 года сотрудник «Саудовских авиалиний» Мазен Абдул-Джавад неосмотрительно выступил в эфире ливанского телевидения, рассказав о своей сексуальной жизни и знакомствах с девушками. По возвращении на родину его ждали пять лет тюрьмы и тысяча плетей.

Наиболее вопиющим случаем считается дело, получившее известность как «изнасилование в Катифе». В 2006 году семь человек напали на молодую женщину-шиитку и ее спутника, сидевших в автомобиле, похитили и изнасиловали обоих. Преступники получили по нескольку сотен ударов плетью и тюремные сроки, но и жертвы изнасилования были приговорены к полугоду тюрьмы и 200 ударам плетью за то, что находились в машине вместе, не будучи супругами.

Несмотря на огромное давление со стороны консервативной массы населения и шариатской гвардии, муж пострадавшей не отказался от нее, заявив, что женщина ни в чем не виновата. В мире поднялась волна возмущения. Даже будущий президент Барак Обама, тогда еще сенатор, призвал Госдепартамент сделать все возможное, чтобы не допустить наказания жертв. В конце концов, король Абдалла принял соломоново решение: он отменил приговор пострадавшей женщине, объяснив это соображениями общественного блага, но подчеркнул, что судья действовал абсолютно справедливо.

«Рай для геев»

Гомосексуализм в Саудовской Аравии тоже жестоко карается — за однополую связь можно лишиться головы. Однако зачастую судьи назначают достаточно мягкое наказание, особенно если сравнивать с приговорами по другим статьям. Так, один из жителей королевства, имя которого не раскрывается, получил три года тюрьмы и 450 плетей: его обвинили в том, что он назначал свидания другим мужчинам, используя микроблог в Twitter, и осудили за «потакание пороку и гомосексуализм».

Возможно, одна из причин состоит в том, что гомосексуализм в Саудовской Аравии широко распространен. В королевстве сложилась парадоксальная ситуация: борьбе с внебрачным сексом, отношениям между мужчиной и женщиной уделяется куда больше внимания, чем борьбе с сексом однополым. Между геями и саудовскими властями существует негласный пакт: ЛГБТ-сообщество демонстрирует почтительное отношение к нормам ваххабизма, в обмен на это власти закрывают глаза на «частную жизнь» этих подданных. Порой случаются эксцессы, но в целом договор соблюдается. Как признавался в интервью изданию The Atlantic один из саудовских геев — 42-летний американский экспат Радван, в крупных городах типа Джидды и Эр-Рияда существует большое ЛГБТ-сообщество, и многие из геев открыто встречаются в кафе, назначают свидания на улицах и в интернете. Еще один гомосексуалист — сириец Таляль, живущий в королевстве уже 15 лет, — и вовсе назвал Эр-Рияд «раем для геев».

В целом саудовский гомосексуализм мало похож на гомосексуализм европейский. Отношение к однополым связям в королевстве чем-то смахивает на отношение к этому в российских тюрьмах. Считается, что страдает репутация только пассивного партнера, а активный, наоборот, подчеркивает свою мужественность и гомосексуалистом как бы не является.

Строгие законы шариата, воспрещающие сексуальный контакт между не состоящими в браке мужчиной и женщиной, буквально подталкивают юношей к поискам партнера среди товарищей. Это приводит к тому, что гомосексуализм по взаимному согласию или в форме изнасилования превратился в давнюю проблему саудовских учебных заведений, сегрегированных по половому признаку.

Война с колдунами

Если на гомосексуализм саудовские власти закрывают глаза, то с колдовством борются решительно и бескомпромиссно. За него приговор, как правило, один: отсечение головы и последующее распятие — в назидание другим.

Как правило, о том, что тот или иной гражданин королевства занимается запрещенной магией, доносят бдительные соседи или подчиненные. Для этих целей организована специальная горячая линия: любой может сообщить о магическом преступлении в службу по борьбе с колдовством. При аресте принимаются дополнительные меры безопасности: ведь достоверно известно, что некоторые колдуны заключают договор с джиннами, поэтому могут летать по воздуху.

В 2007 году в Эр-Рияде был обезглавлен египетский аптекарь Мустафа Ибрагим, изобличенный в том, что он «практиковал магию и колдовство, прелюбодействовал и осквернял Коран». Соседи донесли, что он держит Коран в туалетной комнате. В ходе следственных действий выяснилось, что Ибрагим при помощи черного колдовства расстроил чужой брак, а в квартире у него обнаружили книги по черной магии, свечи с таинственными надписями — явно заклинаниями для призыва бесов, а также дурно пахнущие травы. Этого хватило, чтобы отправить аптекаря на плаху.

Пределами королевства борьба с колдунами не ограничивается. В 2010-м головы лишился ливанский предсказатель Али Хусейн Сибат: в ходе выступления на телешоу он предсказывал желающим будущее и давал зрителям советы. Саудовские спецслужбы следили за ним несколько лет и арестовали, когда Сибат неосмотрительно решил совершить хадж.

Чаще всего, однако, жертвами бдительных борцов с магией становятся гастарбайтеры, статус которых заведомо ниже положения коренных саудовцев и которые не могут защитить себя. Так, в мае 2013 года две горничные из Юго-Восточной Азии были приговорены к тысяче плетей и десяти годам тюрьмы за магический вред, нанесенный хозяевам. Учитывая обычный приговор за колдовство, можно считать, что женщины легко отделались.

Вся эта саудовская специфика вызывает закономерные протесты на Западе. Граждане Европы и других цивилизованных стран нередко задаются вопросом: почему Вашингтон и Лондон, упирая на соображения морального характера, причисляют Тегеран к «оси зла» из-за того, что там массово практикуется смертная казнь, но закрывают глаза на куда более суровые приговоры, которые выносят шариатские суды ваххабитского королевства?

Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства и т.п.

Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли преступления, которые восходили, согласно мусульманской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и сопротивление государственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: «душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение» (5, 49).

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаичные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).

УДК 343.3/.7

ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

№16, 19.11.2018

Юридические науки

Гасымов Мушвиг Ильхам оглы

Ключевые слова: МУСУЛЬМАНСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО; НОРМИРОВАННЫЕ НАКАЗАНИЯ; СМЕРТНАЯ КАЗНЬ; ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВО; MUSLIM CRIMINAL LAW; NORMALIZED PUNISHMENT; DEATH PENALTY; SELF-MUTILATION. Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности формирования системы наказаний в государствах религиозной системы права с влиянием ислама и проблемы их современного правоприменения.

В условиях современности на стабилизацию российского общества большое влияние оказывает состояние развития не только российского законодательства, но и международного, а также национального права других государств и оснований его применения. Сегодня, в виду общей угрозы, которая исходит от внешней политики США, сотрудничество России со странами Ближнего Востока, в т.ч. с Турцией, Ираном, Ираком, Сирией, Египтом, а также странами Северной Африки имеет огромное значение для военной и экономической безопасности страны. В условиях сближения взаимодействия различных правовых систем всё большую актуальность приобретает разрешение вопросов применения наказания за совершение преступлений гражданами различных стран на территории других государств. При этом необходимо отметить, что в указанных выше странах главенствующей религией является ислам, что оказывает существенные особенности на построение в их национальных уголовных законах системы применяемых за совершение преступления наказаний.

Мусульманское право возникло как часть шариата (система предписаний верующим в Аллаха), представляющего собой важнейший компонент исламской религии. Исторические предпосылки его зарождения, как отмечает Н.А. Пьянов, начинаются с пророка Мухаммеда, жившего в 6 веке н.э. и адресовавшего от имени Аллаха основные правила поведения верующим мусульманам. Они формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности самого Мухаммеда, дополнившего эту систему личными правилами. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права – Коране — главной священной книге мусульман и Сунне — священном предании, состоящем из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным согласием мусульманской общины в решениях (иджма) либо единолично каждым халифом (фирманы) . Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс— решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права . В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну. В VIII—Х в.в. – формируются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний по созданию общих положений, принципов, единых для всех мусульманских правовых школ. С развитием законодательной деятельности в мусульманских странах в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы — кануны. В XIX веке религиозные источники утрачивают свою основную силу, но в содержательном плане они продолжают оказывать определенное воздействие на систему права в вопросах криминализации в уголовных законах её государств деяний, признаваемых преступлениями, построении систем наказаний и разработке порядка их исполнения .

В современном мусульманском уголовном праве наказания делятся на категории в зависимости от вида преступления По установлениям шариата они делятся на три группы: «посягательства на права Аллаха» (категория «хадд»); посягательства на права отдельных лиц (категория «кисас») и иные правонарушения (категория тазир» . Современная система наказаний в большинстве национальных мусульманских уголовных законов отличается жестокостью, реальным наличием достаточно большого количества весьма разнообразных разновидностей телесных и членовредительских наказаний, а также квалифицированных видов смертной казни. В числе таких наказаний большое распространение имеют телесные повреждения: отсечение или повреждение органа тела, удары палок, камнями, чернение лица, распятие на три дня без лишения жизни, бичевание . Возможным считается и одновременное соединение нескольких видов таких наказаний. Так, в соответствии со ст. 98 Закона об исламских уголовных наказаниях исламской республики Иран при назначении лицу нескольких наказаний предписывается, что порядок их исполнения должен быть таким, чтобы все они были осуществимыми, поэтому более легкое наказание, например, бичевание, всегда должно предшествовать более тяжкому, например, побитию камнями .

В Саудовской Аравии уголовное право не кодифицировано и существует в виде доктринальных выводов и общепризнанных произведений представителей ханбалитской школы, основные положения которой сложились еще в средние века и системы отдельных нормативных актов. Но система принятых в нём наказаний включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания, связанные с отсечением частей тела или их повреждением. Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры по ней исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями . В этом свете можно утверждать, что совершённое в октябре 2018 года убийство в Генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле журналиста Д. Хашукджи носит характер расправы, ритуально сходной с порядком исполнения наказания в данном государстве. Как установлено, журналист Хашукджи покинул Саудовскую Аравию в 2017 году, переехав на постоянное место жительства в США. При этом Хашукджи неоднократно и в достаточно резкой форме критиковал действия властей Саудовской Аравии. Как было установлено впоследствии, в процессе убийства журналиста жестоко пытали в дипмиссии — сначала ему отрезали пальцы, а после этого отрубили голову .

Отсюда общим проблемным вопросом, требующим разрешения в условиях современности, является отмена в мусульманских уголовных законах наказаний, связанных с членовредительством и различными видами избиений.

Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания с заключёнными 1984 года понимает под пыткой любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы наказать его за действие, которое совершило (Ст.1). Ст. 2 указанной Конвенции предписывает каждому государству-участнику предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией. Полагаем, что данное положение должно быть дополнено следующим предписанием: «Государства-участники должны исключить из содержания национальных уголовных законов виды наказаний, связанных с членовредительством и различными видами избиений».

Другим наиболее проблемным моментом в условиях современности является разрешение с мусульманскими государствами вопросов о судьбе женщин, ранее привлечённых в террористические организации. Так, по оценкам неправительственной организации Human Rights Watch, которая осуществляет контроль за соблюдением прав человека, после разгрома террористического халифата ИГИЛ в странах Ближнего Востока оказались подвергнутыми уголовному преследованию жены и вдовы боевиков самых разных национальностей. Лишь в иракских тюрьмах оказались около 1,4 тыс. таких женщин с детьми. Там содержатся среди них 50 россиянок, их обвиняют в терроризме и незаконном пересечении государственной границы. Местные власти твердо намерены судить арестованных женщин в соответствии со своим законодательством и экстрадировать иностранных граждан не собираются. Все находящиеся в тюрьмах российские женщины (начиная с 14 лет) обвиняются по двум статьям иракского законодательства: терроризм и незаконное пересечение границы Ирака, что влечёт применение к ним смертной казни на общих основаниях исполнения. Правозащитники отмечают, что среди арестованных и осужденных женщин есть не только идейные сторонницы джихада, но и случайные жертвы обстоятельств. Многие из женщин просили власти о смягчении приговора, заявляя, что приехали в халифат под давлением своих мужей Гражданам ряда других государств иракские суды уже вынесли приговоры. Так, в апреле 2018 года уголовный суд Ирака приговорил к смертной казни шесть гражданок Турции за причастность к деятельности ИГ. Ранее еще 17 женщинам из Турции назначили высшую меру наказания . Вопрос об изменении вида наказания данным женщинам и о передаче их в свои государства для дальнейшего отбывания наказания в силу соответствующей Конвенции или двухсторонних договоров между Российской Федерацией и указанными странами о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы не может быть разрешён положительно, т.к. наказание за данный вид преступления (категория «хадд») является нормированным – суд не может назначить ничего, кроме смертной казни. Большинство современных национальных уголовных законов других правовых систем, в том числе и УК РФ, не предусматривают применения смертной казни не только к несовершеннолетним женщинам, но и к взрослым.

Сложившаяся ситуация с ликвидацией последствий деятельности ИГИЛ может быть разрешена только принятием в силу особой обстановки соответствующей Резолюции ООН о запрете применения мусульманскими государствами смертной казни в отношении лиц данной категории.

Список литературы

Мунарбек Атчабаров,
студент 2 курса

Смертная казнь с точки зрения светского права и шариата

Одной из проблем уголовного права, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающей множество дискуссий, была и остается проблема смертной казни. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о правомерности и допустимости применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности.

Современные способы смертной казни1

В настоящее время в мире используется несколько способов приведения в исполнение приговоров к смертной казни: повешение применяется в 78 странах, расстрел – в 86, обезглавливание предусмотрено в законодательстве 7 стран, но на практике используется только в Саудовской Аравии. Следующие три вида смертной казни применяются только в США: казнь на электрическом стуле, отравление газом, смертельная инъекция.

Применение смертной казни в современных государствах

Глобальные мировые тенденции направлены на отмену смертной казни. В 1989 – 1995 гг. смертная казнь была отменена в 25 странах. Таким образом, на конец 1995 г. смертная казнь полностью отменена в 72 государствах, в 30 – не применяется, а в 90 – сохранена. В Уголовном кодексе КР смертная казнь отменена Законом КР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики…» от 25 июня 2007 г. Таким образом, большинство государств сокращает применение смертной казни и гуманизирует ее способы.

В настоящее время ученые-юристы разделились на два противоположных лагеря в отношении отмены смертной казни. Так, сторонники смертной казни выдвигают свои аргументы для ее сохранения. Американский криминолог В. Реклесс сформулировал четыре основных положения в защиту смертной казни:

  • соответствие наказания преступлению, принцип талиона;

  • наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;

  • наказание как устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;

  • наказание как защита интересов общества.

Одновременно сторонники отмены смертной казни обосновывают свою точку зрения выдвижением некоторых аргументов. Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной казни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:

  • смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содержание которого состоит в исправлении;

  • осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания;

  • присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь;

  • приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных;

  • ожидание исполнения приговора – это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно.

Применение смертной казни с точки зрения мусульманских канонов

Изначально важно отметить, что установление различных степеней наказания за те или иные преступные действия в первую очередь направлено на профилактическое, предупредительное воздействие относительно тех, кто завтра может совершить что-либо противозаконное.

С точки зрения мусульманских канонов, основными преступлениями, за совершение которых допускается применение высшей меры наказания, являются преднамеренное убийство, разбойное нападение и прелюбодеяние, совершенное женатым мужчиной или замужней женщиной.

Преднамеренное убийство – лишение индивида жизни посредством использования орудий и методов, способных умертвить человека2. В противном случае (то есть в случае отсутствия применения спецсредств) убийство квалифицируется как «совершенное по ошибке, непреднамеренное, неумышленное». Исламские богословы единодушны в том, что по результату непреднамеренного убийства категорически недопустимо наказание виновного в форме смертной казни. Наказанием в такого рода случаях может быть материальная компенсация семье погибшего.

Кроме того, абсолютное большинство исламских богословов считает, что человек, находясь в состоянии аффекта, теряет контроль над своими действиями, чувствами и словами, поэтому к нему также неприменима рассматриваемая высшая форма наказания. Это подтверждается словами Корана: И Мы предписали им , что душа за душу, глаз за глаз, нос за нос, ухо за ухо, зуб за зуб, и ранения – кысас (возмездие, наказание) . Если же простит , то это – искупление его грехов (Священный Коран, 5:45).

В Коране сказано: О те, которые уверовали, предписано вам возмездие в убийствах (Священный Коран, 2:178). В хадисе подчеркивается: Возмездие (смертная казнь) только в случаях преднамеренных убийств3.

На определенном этапе ниспослания Корана по милости Творца происходит божественная корректировка: И если простят , то необходимо поступить с общепризнанным благородством и выполнить взятые обязательства . Это – облегчение для вас от Господа вашего и милость4.

Важно отметить, что вердикт о смертной казни обвиняемого может быть аннулирован по ходатайству о помиловании со стороны родных убитого, то есть с потерпевшей стороны. Родственники имеют полное право простить убийцу, преднамеренность действий которого доказана, и согласиться на материальную компенсацию. В таком случае суд не имеет права выносить решение о смертном приговоре, а обязан рассмотреть иную форму наказания, с учетом интересов общества.

Что касается времени Пророка Мухаммеда (мир ему), то не было ни одного случая кровного разбирательства, где Пророк (мир ему) повелел бы вершить возмездие кровью. Во всех случаях он призывал простить виновного5.

Перечислим условия, при которых возможно (по результату судебного разбирательства и при наличии неопровержимых улик, подтверждающих преднамеренность убийства) применение высшей меры наказания: 1) психическое здоровье, обладание разумом (умалишенные освобождаются от ответственности); 2) совершеннолетие (наступает с пятнадцати лет); 3) совершившим преступление без принуждения со стороны третьих лиц.

При исполнении наказания обязательно присутствие пострадавшей стороны6.

По завершении приведения приговора в исполнение все тело омывают водою, заворачивают в саван, совершают над ним погребальную молитву и хоронят7.

Разбой, разбойное нападение

Воистину, наказание тем, кто воюет против Бога и Посланника Его, чинят преступления на земле – жестокая смертная казнь или изоляция от общества (ссылка, тюремное заключение). Это – унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет великое наказание. Кроме тех, которые покаются (придут с повинной), до того как будут схвачены. Знайте же, что Аллах Всепрощающ и Всемилостив (Священный Коран, 5:33, 34).

Данный аят говорит именно о разбойниках, посягающих на честь, кровь и имущество других8. Если они не приходят с повинной, раскаявшись в своих поступках и исправившись, то после захвата их ожидает или смертная казнь, или изоляция (для защиты людей от их зла).

При исполнении наказания необходимо присутствие пострадавшей стороны. По завершении приведения приговора в исполнение тело казненного омывают водою, заворачивают в саван, совершают над ним погребальную молитву и хоронят. Если разбойники или грабители погибают во время захвата, то их не омывают и не совершают над ними погребальной молитвы, если в результате поимки и судебного разбирательства, – то и омывают, и совершают над ними погребальную молитву9.

Прелюбодеяние10

Допустимы лишь два случая применения смертной казни: при наличии четырех свидетелей, воочию видевших именно процесс полового сношения11, или явка человека (мужчины или женщины) с повинной. Подозрения и словесные обвинения во внимание не принимаются. Если есть свидетели (не менее четырех), то они допрашиваются каждый в отдельности. При очевидном расхождении в показаниях всех свидетелей публично наказывают за оскорбление чести женщины, а подозрения с женщины (или мужчины) снимают.

Важно отметить, что обвинение в адрес женщины, которая на самом деле не совершала этого проступка, является одним из семи самых пагубных грехов. Честь женщины в исламе имеет огромное значение, и посягательства на нее крайне греховны. Пророк Мухаммед (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: Сторонитесь семи самых пагубных грехов: возведение на уровень Бога кого-либо или чего-либо помимо Единого и Единственного Творца; колдовство; убийство человека12; ростовщичество; присвоение себе имущества сирот; побег с поля боя; клевета, оскорбление в адрес целомудренных, верующих, но невнимательных 13.

Любое весомое сомнение в причастности данного обвиняемого к одному из трех вышеописанных преступлений отменяет меру наказания в форме смертной казни. Пророк Мухаммед однозначно подчеркивал: Наказания отменяются (аннулируются) сомнениями . Пророк также подчеркивал: Лучше ошибиться в прощении (помиловании), нежели в наказании. То есть правосудие должно судить правдиво, но акцент при этом оно делает больше на помилование (смягчение меры наказания), нежели на казнь. Для любого человека (верующего или неверующего), с точки зрения любой из небесных религий, есть Высший Божий Суд, где каждый получит в полной мере справедливо.

Также важно отметить, что, с точки зрения ислама, наказания выносятся и приводятся в исполнение только компетентными государственными правовыми органами14. Самосуд запрещен, карается по всей строгости закона.

В этой связи шариатское уголовное право в случае какого-либо сомнения в правильности и целесообразности применения строгих мер предусматривает уменьшение или отмену наказания. Так, к отсечению руки может быть приговорен только человек, имеющий возможность зарабатывать себе на пропитание законным путем, не стесненный крайними обстоятельствами и уже не первый раз пойманный на воровстве. Но все эти примеры должны свидетельствовать о гибкости и совершенстве шариата, а не служить оправданием перед теми, кто даже не вникает в сущность исламского права.

Смертная казнь с позиции шариата и неисламского права

В современном мире, претендующем на гуманность, увеличивается количество противников смертной казни. Для мусульман данный вопрос обладает особым интересом, поскольку система наказаний за преступления является краеугольным камнем исламской правовой системы. Мнение мусульманских ученых таково, что смертная казнь за особо оговоренные преступления не может быть отменена ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения неисламского закона. И дело не в том, что даже те, кто призывает к отмене этого наказания, убеждены в его необходимости в некоторых экстренных случаях. Изначально смертная казнь является правовым наказанием, которое было предписано Всевышним Аллахом. А он, как никто другой, знает, в чем истинная польза для его рабов.

Смысл подобного наказания в том, что общество, как и отдельный человек, имеет право защищать себя от покушений преступников. Нормы исламского права, предусматривающие наложение различных наказаний (худуд), были предписаны в рамках ислама в качестве сдерживающего фактора для преступников и защиты остальных членов общества. Социологические исследования подтверждают, что смертная казнь является решающим сдерживающим фактором для потенциальных преступников. В случае отмены смертной казни они с большей вероятностью решились бы на преступление, надеясь избегнуть сурового наказания. Однако при этом нормы (худуд) не должны применяться в случае существования каких-либо сомнений относительно виновности подозреваемого. В этой связи шейх Ахмад аш-Шарабаси, профессор университета аль-Азхар, утверждал, что смертная казнь не является недавно изобретенной правовой нормой. Она была предписана людям долгое время назад Всевышним. Оттого все споры относительно того, следует ли ее отменять, лишены смысла. Те, кто призывает к отмене смертной казни, выдвигают для этого множество предлогов. Например, их главным аргументом является утверждение о том, что смертная казнь приводит к совершению непоправимого вреда в случае судебных ошибок. Они напоминают о некоторых редких случаях, когда ни в чем не повинные люди были казнены по ошибке. Для предотвращения подобных ошибок аш-Шарабаси рекомендует всем западным судебным институтам ориентироваться на исламский судебный опыт и традиции. В шариате существует страховочный механизм, позволяющий избегать непоправимого ущерба в результате судебных ошибок. Исламское право предусматривает, что наложение любого наказания должно быть основано на неоспоримых доказательствах; признания подозреваемых должны быть искренними; показания должны приниматься только от надежных свидетелей; решение судьи не должно основываться на косвенных доказательствах; при любых сомнениях, даже незначительных, худуд снимается. Все эти ограничения служат гарантией того, чтобы избежать наказания невиновного, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал в одном из своих хадисов, переданных ас-Суйюти: Отменяйте применение худуд при имеющемся даже простом сомнении.

Кроме того, шейх Мухаммад аль-Мубарак, профессор университета Имама Мухаммада ибн Сауда в Саудовской Аравии указывает на другой мощный фактор недопущения пристрастных или корыстных решений следствия, обвинения, защиты и самого суда – это предельная искренность и богобоязненность. Противники смертной казни считают, что каждый человек является хозяином своей жизни, и никто другой не имеет права на нее покушаться, будь это даже справедливым наказанием, возлагаемым справедливым судом. Однако, с точки зрения ислама, жизнь человека является не его собственностью, а даром от Всевышнего Аллаха, Творца всего Сущего. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: Человек является творением Аллаха. Проклят тот, кто покушается на чью-либо жизнь и отвергает право на нее. Данный хадис не только указывает на то, что жизнь человека является даром Аллаха, но и на то, что любой на нее покусившийся не по праву, понесет наказание. Коран в этом отношении утверждает: Воздаянием за зло является равноценное зло (Священный Коран, 42:40).

Примечания:

1 Анашкин Г.З. Смертная казнь в капиталистических государствах. – М., 1971. – С. 71.

2 Му‘джаму люгати аль-фукаха’ . – Бейрут: Ан-Нафаис, 1988. – С. 357.

6 Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух : В 11 т. – Т. 5. – Дамаск: Аль-Фикр, 1997. – С. 4069.

7 Там же. – Т. 2. – С. 1583.

9 Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе / Под ред. проф. А.С. Конурбаева. – М.: Фонд «Мир образования», 2003. – С. 397.

10 Неженатый юноша и незамужняя девушка, совершившие данное общественное преступление, не наказываются в форме смертной казни. Наказание – сто ударов плетью публично (что изначально отбивает у кого-либо желание совершать данное социально-пагубное преступление).

11 См., напр.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 8 т. – Т. 7. – С. 561.

12 В исламе приговор о смертной казни преступника выносится только судом. Самосуд расценивается как преступление.

13 Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ан-Насаи. См., напр.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. – С. 17. Хад. 171.

14 См., напр: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. – Т. 2. – С. 165.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *