В Средние века инквизиция распространилась по всей Европе и за несколько столетий своей «работы» забрала множество жизней. «Вокруг света» рассказывает, как Святой отдел расследований еретической греховности вынес смертный приговор всем жителям Нидерландов.

Инквизиция — карательный орган католической церкви, гонения на нехристиан и еретиков в Средние века.

Основные этапы активности инквизиции:
• преследование еретиков до XIII века,
• доминиканская инквизиция после Тулузского собора 1229 года,
• испанская инквизиция с 1480 года.

Предыстория


Пытки испанской инквизиции

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает политическое значение.

Читайте также: Как начиналась охота на ведьм

Когда папа римский дал «католическим королям» разрешение устанавливать свою инквизицию, в Кастилии и Арагоне правили Изабелла Кастильская и Фердинанд Католик, которые реорганизовали инквизиционную систему страны и благодаря этому значительно пополнили казну.

Генеральным инквизитором — главой новой инквизиции в Испании — стал духовник Изабеллы, доминиканец Томас де Торквемада.

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукою
Великий инквизитор над страною.
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.

(из поэмы Генри Лонгфелло «Торквемада» в переводе Б. Томашевского)

На иллюстрации: Томас де Торквемада с королем Фердинандом II и королевой Изабеллой в 1478 году

По некоторым данным, за период с 1481 по 1498 год испанской инквизицией были сожжены на костре около 10 тысяч человек, 6,5 тысячи были сожжены после казни удушением, еще около 100 тысяч подверглись конфискации имущества, церковным наказаниям и каторге.

Инквизиция в Нидерландах

Испанская инквизиция распространилась на ряд стран, в том числе на Португалию, Францию и Нидерланды.

В Нидерландах она была установлена Карлом V в 1522 году и продолжила трудиться с особым усердием во время правления его сына — Филиппа II (1556–1598), который был рьяным поборником католицизма. Кроме Испании он унаследовал от отца Нидерланды, Неаполь, Милан, Сицилию и некоторые земли стран Нового Света. Для искоренения ереси в своих владениях Филипп усилил суды инквизиции с ее и без того искусными шпионами и пытками.


Король Филипп II

До смерти Карла V жители Нидерландов были в основном католиками, поэтому инквизиция не оказала сильного влияния на их жизнь. Но с началом правления Филиппа из-за развитой торговли с соседними странами в Нидерланды проникли лютеранство и кальвинизм, что усилило гонения инквизиции.

В Нидерландах Филиппа не признавали королем из-за жестких ограничений, чрезмерных налогов и гонений на богатых купцов. Его правление вызвало бунт, который перерос в масштабное народное восстание в 1565–1567 годах.

Тогда Филипп отправил в Нидерланды одного из своих лучших военачальников — генерала Альбу.


Герцог Альба прибывает в Амстердам с испанским войском

С прибытием Альбы и его войска в Нидерландах вспыхнули костры инквизиции: практически любой клеветы было достаточно, для того чтобы отправить человека на смерть.

Уникальный случай в истории

Шестнадцатого февраля 1568 года все население Нидерландов — на тот момент оно составляло три миллиона человек — было приговорено к смертной казни.

В этот день Филипп II представил специальный меморандум, в котором говорилось, что «за исключением избранного списка имен, все жители Нидерландов были еретиками, распространителями ереси, и поэтому были виновны в государственной измене». Суд инквизиции принял это предложение, и 26 февраля Филипп подтвердил решение документом, в котором приказал исполнить постановление незамедлительно и без поблажек.

Десять дней спустя Филипп II приказал Альбе приступить к выполнению приговора. В стране начались массовые казни, большинство дворян сбежали в Германию. Альба написал в ответ Филиппу, что уже составил список из первых 800 человек, которые будут казнены, повешены и сожжены сразу после Страстной недели. Сотни людей подверглись ужасным пыткам перед смертью: мужчин сжигали на кострах, а женщин хоронили заживо.


Массовые казни в городе Харлем

По данным историков, в течение своего шестилетнего срока пребывания в Нидерландах Альба лично отдал приказ об исполнении 18 600 приговоров.

Со временем дух национального сопротивления в Нидерландах был подавлен, и в 1564 году инквизиция была фактически упразднена.

Инквизиция (Inquisitio haereticae pravitatis), или св. И., или св. трибунал (sanctum officium) — учреждение римско-католической церкви, имевшее целью розыск, суд и наказание еретиков. Термин И. существует издавна, но до XIII в. не имел позднейшего специального значения, и церковь еще не пользовалась им для означения той отрасли своей деятельности, которая имела целью преследование еретиков. Развитие преследований находится в тесной зависимости от некоторых общих положений христианского вероучения, изменявшихся под влиянием стремлений средневекового папства. Человек может найти спасение только в вере: отсюда долг христианина и особенно служителя церкви обращать неверующих на путь спасения. Если проповедь и убеждение оказываются недействительными, если неверующие упорно отказываются принять учение церкви в его целом или частях, то этим они создают соблазн для других и угрожают их спасению: отсюда выводилась потребность удалить их из общества верующих, сперва посредством отлучения от церкви, а потом — и посредством тюремного заключения или сожжения на костре. Чем более возвышалась духовная власть, тем строже относилась она к своим противникам. В истории И. различаются 3 последовательных периода развития: 1) преследование еретиков до XIII в.; 2) доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 г. и 3) испанская И. с 1480 г. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в 3-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом вместе с иезуитским орденом являясь боевой силой католической реакции XVI в. против протестантизма.

I. Зародыши И. мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертной казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами. В капитуляриях Карла В. встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»). В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.

II. В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южн. Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден — доминиканцев (X, 862). Слово И. в техническом смысле употреблено впервые на Турском соборе в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectates de haeretica pravitate». Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам под страхом отлучения и других наказаний. Дальнейшим своим развитием И. обязана деятельности Иннокентия III (1198—1216), Григория IX (1227—1241) и Иннокентия IV (1243—1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить в качестве папских легатов диоцезы Южн. Франции и Испании для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерцианцев, из монастыря Fontevrault — Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело в 1209 г. к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн. Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против нее не выступил Доминик (см. X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности и потому могли действовать безусловно в папских интересах и не давать пощады еретикам. Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на Сев. Францию. По настоянию Людовика IX Папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность ген.-инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская И. подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходит в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против Реформации. Тем же Григорием IX И. введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии И. быстро распространилась по всему Пиренейскому полуо-ву, из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковой силой и характером. Так, напр., в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римской курией. В Венеции И. (Совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы И. достигла в Риме. О степени влияния И. в Италии и о впечатлении, произведенном ей на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая двух собак, белую и черную, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская И. достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V. В Германии И. первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа. Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главных его помощника. По этому поводу в Вормсской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже Папа Урбан V, опираясь на поддержку имп. Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев в качестве инквизиторов; однако и после этого И. не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены Реформацией. И. проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно. Из славянских государств только в Польше существовала И. и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

III. Испанская И., возникшая в XIII в. как отголосок современных событий в Южн. Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития И. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуо-ва. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силой вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов. Систематическое преследование этих подозрительных христиан И. начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться И. для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов путем конфискации имущества осужденных. Душой новой И. в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католич. королям» установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к Папе, главн. образ. со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия И. поручил севильскому архиеп. Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя он назначил великим ген.-инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, кот. и завершил дело преобразования испанской И. Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-асессоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной, и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который вместе с тем служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс. С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у «католич. королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской И. при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8800 ч. было сожжено на костре; 90000 ч. подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6500 ч., спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии И. пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагонии действия И. неоднократно вызывали взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диэго-Деса и особенно Хименес, архиеп. Толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании. Несколько лет спустя после завоевания Гранады мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и наконец были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 млн. населения и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собой неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 млн. до 6. Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. И. введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская И. проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V в 1522 г. и была причиной отпадения Северных Нидерландов от Испании при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром ее была Гоа. По образцу испанской инквизиционной системы в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация св. И.», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполит. королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить И. по тому же образцу, а Франциск II в 1559 г. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Целая система шпионства и доносов опутывала всех страшной сетью. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду И., начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции — что обыкновенно и случалось, — то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания вместе со всеми уликами передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов св. И.; если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнуть у него сознание во взводимых на него преступлениях. В случае сознания он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случае упорного отрицания вины обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток, и здесь вымогалось у него сознание посредством целого ряда ужасных мук, свидетельствующих о необычайной изобретательности инквизиторов. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-зал и только теперь знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и в случае утвердительного ответа предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали свое окончательное мнение по данному делу, почти всегда — не в пользу подсудимого. Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе; но апеллировать к «супреме» было бесполезно, так как она не отменяла приговоров инквиз. судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, ограбленный И., значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито (см.) и аутодафе. Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук св. трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно-нравственная жизнь. Перед И. трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как исп. архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано Бруно, Пико ди Мирандола и др. Особенно гибельным становится влияние И. на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число ее жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены И. во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2—3, и даже меньше, в год. В Испании И. уничтожена была указом Иосифа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Llorente, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанск. инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341021 чел.; из них 31912 были сожжены лично, 17659 — in effigie (см.), 291450 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям. В Португалии И. сильно была ограничена в министерство Помбаля, а при Иоанне VI (1818—26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме — в 1769 г., в Сицилии — в 1782 г., в Риме — в 1809 г. В 1814 г. И. была восстановлена в Испании Фердинандом VII; вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда; имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии И. просуществовала до 1840 г., в Тоскане — до 1852 г.; в Риме И. восстановлена Пием VII в 1814 г. и до настоящего времени не была отменена формальным актом . И теперь еще существуют среди католических писателей люди, защищающие И. и чуть не считающие ее, подобно Папе Павлу IV, благодатным внушением св. Духа. С 1877 г. инспрукские иезуиты с Wieser’ом во главе издают журнал, в котором высказываются за восстановление И. В таком же духе пишут: в Испании — Orti y Lara («La inquisicion», Мадрид, 1877), в Германии — бенедиктинец Gaws («Kirchengeschichte von Spanien», т. III, Регенсбург, 1876), в Бельгии — Poullet. Важнейшие сочин. по истории И.: J. Llorente, «Historia critica de la inquisicion de España» (Мадрид, 1812—13); F. Hoffmann, «Geschichte der Inquisition» (2 изд., Бонн, 1878); Molinier, «L’Inquisition dans le midi de la France au treizième et au quatorzième siècle» (1880); M. Lachâtre, «Histoire de L’inquisition» (1880); H. Осокин, «История альбигойцев и их времени» (Казань, 1869 -1872). См. также М. Барро, «Торквемада» (изд. Павленкова, СПб., 1893).

В. П—ий.

  1. С падением светской власти Папы осталась в Риме, при папской курии, конгрегация инквизиции (sacra congregatio romana vel universalis inquisitionis, seu sancti officii), состоящая из кардиналов (в 1882 г. — из 13) под личным председательством Папы. Эта конгрегация была учреждена в 1542 г. Папой Павлом III в качестве общего для всей католической церкви трибунала по делам о ересях и вообще о преступлениях против веры, а Папой Сикстом V в 1587 г. возведена на первостепенное место среди всех конгрегаций при папском престоле. Об организации и компетенции этой конгрегации см. Hinschius, «Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten» (Берлин, 1870, т. I, ч. 2, стр. 448—451). Точных сведений о деятельности этой конгрегации нет, так как члены ее обязаны клятвой молчания.

Архангельский молодёжный театр на минувшей неделе открыл 45-й театральный сезон спектаклем Максима Соколова «Молот».
В основе спектакля средневековый трактат инквизиторов Генриха Крамера и Якова Шпренгера «Молот ведьм» о надлежащих методах преследования, дополненный киносценариями и литературными источниками, которые создавались на основе документальных материалов о судебных процессах над ведьмами в разных странах.
Пространство зрительного зала в Кирхе превратилось в зал суда. На сцене перед королем инструментов — пять виселиц, ожидающих женщин — ведьм.
Зрители стали соучастниками несправедливого суда, когда участь подсудимого решена уже с первой секунды. Медицинские маски на каждом пришедшем только довершали молчаливый образ наблюдателей.
— Наш проект не о XIII–XV веках, а о каком-то новом Средневековье, новом невежестве. Ведь тот размах, который получили эти суды, стал возможен благодаря жестокости, осознанию безнаказанности и вседозволенности. Очевидная мысль о важности культуры и поиске виноватых — в том числе, среди самых беззащитных не перестаёт быть актуальной повесткой дня, — говорят о премьере в Молодёжном театре.
Начинается история с допроса Инес Бильбатуа, которая обвиняется в тайном совершении иудейских материалов из-за отказа есть свинину за ужином в кругу друзей.
Вслед за ней тянется цепочка судебных процессов, истории, когда женщин принимали за ведьм такие же нелепые, как те, что происходят и сейчас, когда на скамью подсудимых попадают за бросок пластикового стаканчика…
Актёров с мешками на голове топят в бочке с водой, связывают, надевают «испанский сапожок» — пытки происходят на глазах у зрителей.
Да и сам зритель находится далеко от своей «зоны комфорта».
Спектакль по средневековой теме оказывается «современнее некуда». Имеет ли человек право судить другого и правильно ли, что сейчас во главе идея «найти виноватого»?

Актуальный комментарий

Если кто-то думает, что святая инквизиция, как судебный институт церкви, предназначенный для выявления и искоренения «ересей» и расправы с неугодными, канул в прошлое, он будет, конечно, прав. Только вот инквизиции больше нет, а дело ее живет. Оказывается, существует целых семь стран, в которых за веру, вернее, за ее отсутствие, не просто преследуют, а карают смертной казнью.

Об этом говорится в докладе Freedom of Thought 2012 A Global Report on Discrimination Against Humanists, Atheists and the Nonreligious, подготовленном недавно правозащитной организацией International Humanist and Ethical Union (IHEU), которая занимается правами людей, которые считают себя атеистами или не принадлежат ни к какой религии.

В докладе IHEU, который был направлен в ООН, подробно рассматривается законодательство и практика всех государств, уличенных в ущемлении прав атеистов. Согласно приведенным данным в ряде государств атеистам грозит тюремное заключение, а в других неверующие поражены в гражданских правах, например, семейных или избирательных.

Однако существуют семь стран, где атеизм карается смертной казнью в соответствии с законом. Во всех этих странах ислам является установленной законом официальной религией.

Саудовская Аравия, пожалуй, самая ортодоксальная страна. Духовная власть здесь не отделена от светской, а религиозный истеблишмент имеет тесные семейные связи с королевской семьей. Любое отклонение от государственной трактовки ислама суннитского толка (в королевстве доминирует ваххабитская версия суннизма) считается вероотступничеством и наказывается смертью. В 2012 году молодой журналист Хамза Кашгари сделал запись в твиттере о том, что не считает природу пророка Мохаммеда божественной, хотя и признает его духовный авторитет. Кашгари, когда понял, что сделал, практически сразу же покинул страну, однако был арестован в Малайзии (также мусульманской), а затем отправлен на родину. Сейчас он ожидает смертной казни.

В Саудовской Аравии существует «Комитет по продвижению добродетели и предотвращению греха» — своего рода, религиозная полиция, которая с особым старанием преследует именно атеистов.

Согласно статьи 100 Конституции Ирана всей полнотой власти в стране обладает духовный лидер – аятолла. Ему подконтрольны суды, армия, средства массовой информации, даже президент и парламент. 91-я статья Конституции вводит «охранительный консулат» — орган, ответственный за проверку всех нормативных актов по двум критериям, а именно соответствие основному закону и соответствие нормам ислама. Конституция также делит всех иранцев на четыре религиозные группы: мусульмане, зороастрийцы, христиане и иудеи. Безбожники и представители прочих религий не имеют гражданских прав в принципе.

Четыре узаконенные религиозные группы в Иране не равны. Большинство государственных должностей, например, могут занимать исключительно мусульмане-шииты. Уголовный кодекс также фиксирует значительные преимущества для мусульман. Так, за измену мусульманке муж-мусульманин будет приговорен к ста ударам плетью (ст. 8811), тогда как немусульманин, изменив мусульманке, расстанется с жизнью (ст. 82-c12). В свою очередь, для мусульманина, который изменяет жене с представительницей другой веры, уголовный кодекс наказания не предусматривает.

Гомосексуальный акт между двумя мусульманами в Иране, вопреки распространенному заблуждению, не слишком тяжелое преступление: за него каждому участнику полагаются по сто ударов плетью, при том условии, что действие «не было завершено» (иначе все-таки виселица). Однако если же при аналогичных обстоятельствах активную роль играл человек иной веры, то его казнят вне зависимости от концовки.

В Пакистане предусмотрена смертная казнь за богохульство (коим также считается атеистическое высказывание), а уголовный кодекс включает отдельные статьи за осквернение Корана, а также оскорбления пророка Мохаммеда. Как говорится в отчете IHEU, эти нормы в большинстве случаев используются для преследования конкурентов по бизнесу или просто личных врагов по ложным обвинениям. Муллы пристально следят за такими делами и часто приходят в светский суд, чтобы напомнить участникам процесса, в том числе и судьям, что неугодное решение может привести к неофициальному суду со стороны радикальной части мусульманского сообщества.

Атеисты в Пакистане не могу получить паспорт. Документы, в которых обязательная графа о вероисповедании заполнена словом «атеист» или синонимом, просто не примут. Тех же, кто признался в анкете о принадлежности к исламу, обяжут подписать дополнительную декларацию о признании Мохаммеда в качестве «последнего пророка».

Афганистан придерживаясь законам шариата, не запрещает свободу вероисповедания, включая атеизм, однако уголовный кодекс предусматривает смерть через повешение для отступников мусульманской веры. Помимо этого, президентом и вице-президентом Афганистана не может стать гражданин отличной от ислама веры. Религиозные меньшинства там составляют около 1% населения. Последний известный смертный приговор по обвинению в предательстве веры был вынесен в 2008 году 23-летнему журналисту Саеду Камбакшу, который скачал в интернете и распространил текст известного атеиста Араша Биходы с критикой некоторых стихов Корана. Позже казнь заменили на 20 лет тюрьмы, а недавно Камбакш был и вовсе помилован президентом, после чего покинул страну.

В западноафриканской Исламской Республике Мавритании Конституция 1991 года ограничивает свободу вероисповедания, закрепляя мусульман в качестве единственных граждан страны. Соответственно, атеисты и люди иной веры не могут претендовать на гражданство, а отказавшийся от своей веры мавританец (или же принявший другую религию) гражданство автоматически теряет. Более того, ст.306 Уголовного кодекса предусматривает смертную казнь за вероотступничество с конфискацией всего имущества в пользу госказны. Обвиняемому, согласно этому положению, дается трое суток, чтобы покаяться и вернуться к вере в Аллаха. Это положение прямо перекочевало в Уголовный кодекс из шариата.

В Судане также живут по нормам шариата, однако временная конституция в стране более лояльна к религиозным меньшинствам – им не запрещается отправление культа. Обращение в ислам в Судане приветствуется, а вот выход из этой религии карается, по законам, тюремным заключением (до пожизненного) или же смертной казнью.

Мужчина-мусульманин в Судане имеет право брать в жены предстательниц другой веры, правда, только монотеистической — христианской или иудейской. Женщина ограничена при выборе супруга строго мусульманами. Антиисламские богохульство карается шестью месяцами тюрьмы, сотней ударов плетью, а также может предусматривать денежный штраф. Богохульство же в отношении других религий не возбраняется.

На Мальдивских островах Конституция устанавливает ислам единственной государственной религией. Прямого наказания для атеистов законодательство не предусматривает, однако специальная религиозная комиссия имеет широкие полномочия при рассмотрении частных случаев, которые встречаются не очень часто – немусульманин гражданином островного государства быть не может.

В 2010 году мальдивец Мухаммед Назим в ходе публичного мероприятия спросил исламского проповедника о том, как ислам относится к людям, которые изо всех сил стараются обрести веру в Аллаха и его пророка, но не могут, имея в виду самого себя. Толпа тут же накинулась на юношу, которого спасла только полиция. Религиозная комиссия приговорила его к смерти, однако дала возможность исправиться – пройти ряд консультаций у имамов и попробовать все-таки стать достойным мусульманином. У Назима получилось, и его отпустили. В аналогичной ситуации в том же году оказался Исмаил Мохамед Диди, который в отличие от Назима выбрал смерть. Под конец периода, данного ему на покаяние, его нашли повешенным в диспетчерской вышке местного аэропорта, где Диди работал.

Кстати представители IHEU признают, что очень сложно подсчитать, сколько в мире атеистов. По оценкам организации их количество составляет от 2,5% до 13%. При этом больше половины стран мира так или иначе законодательно дискриминируют атеистов или людей, не принадлежащих к церкви.

Семен Горюнов

Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда для борьбы с ересью и свободомыслием было положено в 1198 папой Иннокентием III. Начал Иннокентиий III с того, что в 1204 г. в борьбе с язычниками поручил монахам ордена цистерианцев в качестве посланцев папы с исключительными полномочиями истребить альбигойскую ересь на юге Франции.Позже в 1209 году он организовал крестовый поход на северофранцузских рыцарей альбигойцев. Истребления людей на севере Франции учиненные этой «карательной бригадой»продолжались с 1209 по 1229 год.Это было начало.Официально по всей Европе инквизиция получила добро на Вселенском (IV Лютеранском) соборе в 1215 г. Христианская инквизиция действовала более шести веков и была отменена папой в 1835 году.
В 1327 году за мнение о том, что земля круглая инквизицией был сожжён на костре итальянский астроном Чекко д’Асколи.
В 1553 году на костер был отправлен великий испанский мыслитель и врач Мигель Сервет. Его вина заключалась лишь в том, что он посмел выдвинуть идею о существовании малого круга кровообращения и предугадал его физиологический смысл. В некоторых источниках и сейчас можно найти информацию, о том что Мигель Сервет был сожжён за то, что вступил в острую полемику по богословским вопросам с Ж. Кальвином. Но факт остаётся фактом: пока Сервет вёл богословскую полемику с Кальвином, церковь это раздражало, но его не трогали. Казнили его лишь тогда, когда стало широко известно о его физиологической теории.
В XV веке испанская инквизиция казнила математика Вальме-са только за то, что тот решил уравнение невероятной сложности. А это, по мнению церковных властей, было «недоступно человеческому разуму».
В 1600 году в Риме по приговору инквизиции за пропаганду гелиоцентрической теории Коперника был сожжён на костре знаменитый итальянский философ, астроном, математик и поэт Джордано Бруно.
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/messages12/3739.html
Позорные для церкви случаи с Коперником, Бруно и Галилеем являются лишь вершиной айсберга драматического противостояния науки и религии. А сколько было менее известных случаев преследования ученых, которые в ходе научных исследований и экспериментов невольно опровергали тот или иной религиозный догмат?
27 лет провел в тюрьме итальянский писатель и философ, автор знаменитой утопии «Город солнца» Томмазо Кампанелла. Его «Философия, доказанная ощущениями» признана «вредной ересью» и запрещена к печати. Великий медик Парацельс последние десять лет своей жизни был вынужден скрываться под чужими именами. Церкви не нравилась его идея внедрения в медицину химических препаратов. Ему не помогло даже заступничество высокопоставленных пациентов. Умер Парацельс в 1541 году в полной нищете.В 1733 году инквизиция вынесла приговор историку Беландо, чьими трудами до сих пор пользуются в высших учебных заведениях Испании. Его преследовали за составление гражданской истории Испании, в которой он изложил все события, произошедшие в этой стране со дня восшествия на престол Филиппа V (1700-1733 годы). Ватикану не понравился взгляд историка на святую инквизицию, и даже заступничество монарха не помогло. «У Рима другое мнение», — гласил приговор, и Беландо заключили сначала в тюрьму, а затем в монастырь под строжайшим запретом что-либо писать. Там же вскоре оказались и те, кто пытался за историка вступиться.
Считается, что только в XVII и XVIII веках по решению «церковного трибунала» было подвергнуто заточению более тысячи писателей, историков и философов, чьи труды были признаны не соответствующими официальной доктрине. Все это церковь делала спасая псевдонаучное христианское учение. Хотя раскопки показывают, что ещё в древние века славяне и скандинавы занимались астрономией и астрологией, знали что в солнечной системе 9 планет. Древнегреческий философ Платон в уже IV веке до н.э.предположил, что Земля вращается и имеет форму шара. Во времена инквизиции только предположение о том, что Земля круглая, неминуемо приводило смутьяна на костер.
Так в 1327 году оказался на костре астроном Чекко д’Асколи. Поэтому памятуя об этом Коперник(1473-1543),замаскировал свою так называемую гелиоцентрическую систему построения планет, по которой центром Вселенной являлась не Земля (что еще хоть как-то соответствовало церковным канонам), а Солнце. В 1530 году он завершил свой труд «Об обращении небесных сфер», в котором излагал эту теорию, но, будучи искусным политиком, под давлением церкви публично от него отказался и таким образом избежал костра инквизиции. Теория великого польского астронома наносила удар по основам христианского учения. Идеологи католицизма и протестантизма встретили книгу Коперника отборными ругательствами. Так Лютер писал: «Публика прислушивается к голосу нового астролога, который старается доказать, что вращается Земля, а не небеса или небосвод, не Солнце и Луна Этот глупец хочет перевернуть все наши представления по астрономии.» Труды Коперника были изъяты из библиотек, о них не разрешалось упоминать на лекциях. Затем в течени более ста лет книга Коперника не была опубликована и тайно расходилась в рукописях.
Если Коперник отказался от пропаганды своих идей и соблюдал негласные правила сосуществования с церковной догмой, его не трогали и даже способствовали светской карьере, то Джордано Бруно открыто выступил против антинаучных христианских догматов, а потому вынужден был бежать из Италии. Когда же Джордано Бруно на публичных лекциях в Европе стал популяризировать труд Коперника ,церковь смолчать не смогла.На лекциях в Женеве и в Аксфорде он подверг критике учение Аристотеля, являвшееся в средние века основой высшего образования. Джордано Бруно пошел и того дальше — предположил, что Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа миров подобных нашему. Обманным путем свободолюбца завлекли обратно в Италию и сожгли на костре.
Конечно всем известно, каким гонениям со стороны церкви подвергся Галилео Гилилей. В 1610 году он опубликовал многие свои открытия, стал придворным философом и математиком герцога Тосканского. Еще через три года он описал пятна на Солнце, форму Сатурна и фазы Венеры, что доказывало ее вращение вокруг Солнца. Это церковь еще терпела. Галилей сразу принял теорию Коперника, но, видя, как церковь обошлась с Джордано Бруно, не торопился во всеуслышание заявить о своих воззрениях. Только в 1613 году он осмелился написать Папе открытое письмо в защиту этой теории и почти сразу был вызван в Рим для дачи объяснений. Там Папа его еще раз выслушал, подтвердил неизменность позиции церкви по отношению к учению Коперника и запретил «обсуждать и преподавать подобную ересь». Галилей послушался, но в В 1632 году не выдержал и опубликовал известную книгу»Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея. Каждый из собеседников старается понять точку зрения другого, допустив ее справедливость. В ней он убедительно доказал несостоятельность теории Аристотеля. Санкции последовали незамедлительно. Продажу «Диалога» запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд. Следствие тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор, Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. В последние годы жизни ему пришлось работать в тяжелейших условиях. На своей вилле в Арчетри он находился под домашним арестом. У него дома постоянно устраивались обыски, с целью изъятия научных книг, а сам он подвергался неимоверному психологическому давлению. Кстати сказать, приговор суда над Галилеем церковь отменила лишь в 1972 году!
Для того же чтобы защитить официальную христианскую доктрину, Папа Григорий IX в 1232 году в дополнение к уже действующему институту инквизиции создал постоянно действующую инквизицию из судей и монахов, специально следившую за деятельностью ученых. В обязанности инквизиторов входило «спасение заблудших душ» и искоренение на корню любых отклонений от официальной точки зрения как на духовное, так и на материальное построение мира. Естественно, что любое научное открытие, не укладывавшееся в рамки «папской» доктрины, признавалось вредным и преследовалось инквизицией с максимальной жестокостью.
Особенно жесткие формы борьба с наукой приобрела после выхода в 1252 году папской буллы «Об искоренении», разрешающей пытки. В 1163 году Римский Папа Александр III издал буллу о запрете изучения «физики или законов природы». Спустя столетие Папа Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов и химические опыты.Тех, кто игнорировал распоряжение Папы, лишали свободы и сжигали на кострах. И подобное положение сохранилось буквально по всем направлениям научной мысли вплоть до окончательного упразднения Святой инквизиции в XIX веке.
Доходило до полного абсурда. В XVIII в. математик и астроном Боскович должен был прибегать к таким уловкам: «преисполненный уважения к священному писанию и декрету святой инквизиции, я считаю Землю неподвижной; тем не менее, для простоты изложения я буду рассуждать так, как будто она движется».
Испанский священник Льоренте, историк испанской инквизиции писал:»Книги по математике, астрономии, физике и другим дисциплинам той же области знаний не пользуются милостью. Так как они содержат некоторые истины, доказанные в последнее время, то они являются предметом самых суровых квалификаций под пустым предлогом благоприятствования материализму, а иногда и атеизму. Я спрашиваю, каким образом при подобной системе испанцы могут стоять на уровне открытий, недавно сделанных в Европе, влияние которых так выгодно для благоденствия народов?» Одним из объяснений того, что Англия и Голландия были первыми странами, в которых произошла промышленная революция, является то, что в этих государствах инквизиция раньше остальных сдала свои позиции, в отличие от остальных стран Европы.
В XIII веке влиятельный тогда богослов Фома Аквинский выдвинул идею «гармонии веры и разума». Согласно ей, разум человека по своей природе божественен, а потому он должен, в первую очередь, обосновывать и подкреплять истины веры, а не ставить их еретической наукой под сомнение. Он писал, что научные книги можно было выдавать только тем ученым, которые занимались опровержением ереси. То есть наукой заниматься было нельзя, зато со всем усердием нужно было верить антинаучным религиозным догматам. Но даже после того, как официальная наука полностью реабилитировала учёных, подтвердив правоту их исследований, инквизиция отказывалась признавать собственные ошибки, оставалась далеко позади мира, вступившего в эпоху прогресса.
А сколько книг было сожжено. За один только 1490 год в Саламанке было сожжено шесть тысяч книг. Костры из книг пылали в Европе на протяжении нескольких веков. Уже в первые века христианства явилась мысль о составлении списка канонических книг, а в конце V века папа Геласий опубликовал от имени римского собора декрет, в котором перечислены те патристические сочинения, которые принимает церковь, а затем приведен список апокрифов и сочинений еретических. Последующие папы список запрещенных книг постоянно пополняли. Составленный испанской инквизицией список,в который одно время был включен даже «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса. В разное время сжигали, или попадали под запрет книги таких великих авторов, как Виктор Гюго,Вольтер,Данте, Петрарки, Бокаччо, Бэкона, Дидро, Монтескье, Свифта, Жан-Жака Руссо, Мирабо, Дидро, Д’Аламбера, и многих других неверующих философов. Жертвами инквизиции стали писатель Франсиско Мельо, Франку, поэты Антониу Диниш, Мануэл Мария, Барбоза де Бокаже.В список запрещенных входили и такие авторы, как Гёттэ,Гейне,оба Дюма,Бальзак,Бароний, Александр Наталис, Мембург, Дюпень, Флери, Мабильон,Пихлер,Э.Сю, Жорж Санд,Флобер,Абеляр, Эккарт книги которых входят в мировую сокровищницу литературы. Кстати в этот список попал и Толстой с книгой «Римский католицизм в России», появившейся на французском языке в 1864 г. с занесенной в 1866 г. редкой аттестацией: opus praedamnatum — аттестация, которая выдается в лишь сочинениям самых страшных еретиков. Да что там для инквизиторов Гётте, или Бальзак, если они несколько раз подправляли Библию, Евангелия, творения св. Иоанна Златоуста, книги,которые казалось бы должны быть для них священными, но которые мешали самой инквизиции. Так например Фернандо Вальдес в 1551 г приказал отбирать у владельцев различные издания Библии, а подправив отдавать обратно.
После такого жестого обращения с учеными со стороны христианства, становится ясно почему Ньютон не просто пренебрегал обнародованием важных работ, но как правило выказывал к публикациям нескрываемое отвращение. А такая позиция ученого просто находка для церкви. Например основные математические труды Ньютона были созданы в 1664-1666 годах, но при этом они либо были опубликованы гораздо позднее, либо не опубликованы вообще. Джон Коллинз тщетно уговаривал его обнародовать их в начале 1670-х. Около половина трудов Ньютона не опубликована до сих пор. К значительной части обширного архива Ньютона историки получили доступ лишь в последние десятилетия. До сих пор остается неизвестным почему Ньютон вдруг оставил научную деятельность после глубокого психологического кризиса(причины которого неизвестны), пережитого в 1693 году. Он получает политические назначения: в 1696 году его выдвигают на пост смотрителя, а в 1699 начальника монетного двора. Как ученый мог так резко бросить науку — дело всей своей жизни? Его история подозрительно похожа на историю Коперника, которому церковь так же помогала в светской карьере в обмен на молчание.
Зная историю взаимоотношений христианства и церкви историки небезосновательно полагают, что для таких ученых, как Кеплер и Мендель, считавшихся христианами, христианство было только принятой из соображений безопасности и политических соображений официальной маской.
Такой крупный ученый, как Чарльз Дарвин избежал преследования инквизиции только потому, что он родился в 1809 году, а инквизиция была отменена 1835. Так что он просто не успел попасть под её огонь. Учение Ч. Дарвина, вызвавало ожесточенные нападки не только католической, но и правосланой церкви. Сторонников дарвинизма подвергали травли. Из-за гонений духовенства был вынужден покинуть Россию сторонник дарвинизма, выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии, И.И. Мечников.
Мнения независимых ученых относительно количества жертв инквизиции за шесть веков её существования разнятся от 6 до 12 миллионов человек. Это, если не считать тех, кто умер от болезней и эпидемий, которые спровоцировала инквизиция уничтожая, лекарей, целителей, ведьм, которые успешно «травами» (подразумеваются все лекарственные растения) лечили все острые и хронические заболевания, предупреждали и ликвидировали эпидемии холеры, чумы, брюшного тифа и других болезней. По официальной позиции церкви, раз Господь жизнь человеку дал, то он вправе и забрать ее у него когда угодно. Мешать ему в этом не следует, а значит, и лечить людей негоже. С 1347 по 1349, эпидемия чумы уносит треть!!! населения Европы. На протяжении столетий как католическая, так и православная церковь противились хирургическому вмешательству — в то время, как современные раскопки показывают, что уже доктора Древнего Рима с успехом проводили как полостные операции, так и тончайшие операции на сетчатке глаза. А химические соединения при лечении желудочных болезней с успехом применялись еще в Древнем Египте. Уже давно не для кого не секрет, что инквизиция запрещала людям даже мыться. Европа не мылась пять веков. «Водой грехов не смоешь»-так говорили христианские священники. Зато в 4 веке запретили Олимпийские игры, как проявление язычества. Город Олимпия разрушен, храмы древних богов — в руинах. Сила и здоровье христианству были не нужны.
Есть также и другие цифры отностильно количества жертв инквизиции. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона приводятся цифры от 200 до 300 тысяч человек. Но тут стоит заметить, что словарь Брокгауза и Ефрона опирается(и там об этом написано прямо) на книгу «Критическая история испанской инквизиции» католического священника Хуана Антонно Льоренте, занимавшего в разное время посты в учреждениях инквизициии, в том числе пост первого секретаря инквизиции. Было бы наивно думать, что первый секретарь инквизиции рассказал об истинном числе жертв. В то время скрывать огромное число жертв инквизиции было уже невозможно, оставалось только преуменьшать их реальное количество. Приблизительно такие же цифры приводятся в монографии А.В. Амфитеатрова «Дьявол», М., 1912 г. Данная монография была написана под контролем православной церкви. Могла ли православная церковь допустить к печати реальные цифры преступлений церкви сестры?
В России таких преступлений со стороны церкви не было, поскольку университеты в России появились достаточно поздно. Официальная позиция церкви допетровских времён выглядела так: живёт Русь в светом неведении, и ни к чему науки ей, святому писанию противоречащие. После петровских реформ, в российских университетах, которые возглавляли преимущественно немцы, царила обстановка похожая на обстановку в Европе времен конца инквизиции. Если кортко говорить об отношении православной церкви перед лицом успехов в науке, то позиция церкви была выражена следующей формулой: если научные открытия опровергают религиозные догматы, то тем хуже для науки. Михаил Васильевич Ломоносов, раздраженный нападками церковно-служителей на свои исследования, потребовал, чтобы духовенство «не привязывалось к ученым» и «не ругало науки». Церковь запретила книгу И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), сочтя ересью учение о естественной природе психики человека. Был запрещен кантемировский перевод сочинения Фонтенеля «О множественности миров»; синод в своем обращении к правительству по этому поводу требовал издать указ, «дабы никто отнюдь ничего писать и печатать не мог как о множественности миров, так и о всём другом, вере святой противном, под жесточайшим за преступление наказанием». Было запрещено сочинение Тредьяковского «Феоптия» на том основании, что там было сказано, «будто Земля вертится, а Солнце стоит, и будто Луна ходит вслед за Землею». Настаивая на запрещении книги Поупа «О человеке», духовная цензура мотивировала свое требование таким образом: автор «ни из священного писания, ни из содержимых в православной нашей церкви узаконений ничего не заимствуя, единственно все свои мнения на естественных и натуральных понятиях полагает, присовокупляя к тому и коперникову систему, також и мнения о множественности миров, священному писанию совсем не согласные».
Подводя итог взаимоотношений христианства и науки нельзя не отметить очевидный факт: тот технологический путь развития, который христианские страны прошли за 600-700 лет, языческая Япония прошла всего на 130 и обогнала их. Разница более, чем очевидна. Языческая Япония, как минимум в шесть раз быстрее достигла прогресса, чем христианская Европа. Прав был Лев Николаевич Толстой, когда писал: «Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем это ужасная книга, называемая «священной историей» ветхого и нового завета?» В 1868 году Синтоизм — национальная языческая религия японцев, получила статус государственной. В настоящее время Япония официально считается светской страной, однако более 80% населения исповедуют Синтоизм.
В последние десятилетия церковь постепенно стала признавать преступления совершенные ей во времена инквизиции. Еще в 1979 году Иоанн Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив Галилея отречься от теории Коперника, а в 1992 году глава Ватикана объявил решения суда инквизиции относительно Галилея и Джордано Бруно ошибочными и официально их реабилитировал.
«Всего четыре или пять веков понадобилось верховным представителям Римской католической церкви для того, чтобы набраться мужества и признать, что «святая инквизиция» грешила «перегибами». Правда, некоторые «отдельные» ошибки церковь признавала и раньше — например, еще в 1992 году Джордано Бруно, сожженный в 1600 году за ересь, был полностью реабилитирован. Однако сейчас Ватикан решил пойти еще дальше и объявил о том, что с документов, датируемых с 1542 по 1902 годы и касающихся деятельности инквизиции, будет снят гриф строгой секретности. Собственно, данные документы ныне представляют собой интерес только для историков, теологов и философов. Хотя жертвами преследований со стороны инквизиции стали не только отдельные личности и наиболее прогрессивные научные идеи, но и новые для того времени переводы Библии.»
http://www.zn.ua/3000/3050/15374/
«В 1992 папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
Только в ноябре 1979 года папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив отречься ученого от теории Коперника.»
http://hrono.rspu.ryazan.ru/biograf/bio_g/galilei.html
«Иоанн Павел II исправил «ошибки эпох», реабилитировал Галилео Галилея, Джордано Бруно, Чарлза Дарвина и других мыслителей.»
http://www.rusk.ru/st.php?idar=400786
«Благодаря папе католическая церковь пересмотрела отношение к инквизиции, учению Дарвина, реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса и Галилео Галилея. Утверждают, что теперь на очереди Мартин Лютер.»
http://allabout.ru/a425.html
«Нужно было иметь незаурядное мужество, чтобы публично, несмотря на сопротивление многих князей Католической церкви, произнести в храме «Mea culpa! Mea maxima culpa!» (Моя вина, моя великая вина!») — покаяние за грехи сынов церкви в предыдущие столетия. Речь шла, в частности, об инквизиции и ее смертных приговорах, о сжигании запрещенных книг, о преследовании ученых и научных теорий, о гонениях на иноверцев и др.»
http://www.day.kiev.ua/135341/
«Тем не менее, Иоанн Павел II нашел в себе силы попросить прощения за все свои прегрешения и за все прегрешения Католической Церкви. Безусловно, покаяние — естественный шаг для любого христианина. Однако впервые накануне юбилея 2000-летия христианства в Соборе Святого Петра лидер миллиарда католиков от имени Вселенской Церкви попросил прощения за грехи, совершенные ее детьми на протяжении двух тысяч лет. Папа Римский не просто покаялся в тяжких грехах Церкви, но признал, что христиане, жизнь которых должна быть проникнута светлой любовью к ближнему, в прошлом не раз нарушали евангельский завет, утверждая величие своей веры жестокостью и насилием, которые несовместимы с учением Христа. Иоанн Павел II молился и молил о прощении за религиозные войны, крестовые походы и костры инквизиции, церковные расколы, «презрение, акты враждебности и умолчания» по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию женщин, некоторых рас и наций, проявления социальной и экономической несправедливости и, наконец, отход от самого духа Евангелия. Благодаря деятельности Войтылы, католическая Церковь пересмотрела отношение к инквизиции, учению Дарвина, реабилитировала Джордано Бруно, Яна Гуса, Галилео Галилея. Мea culpa («моя вина», т.е. покаяние) главы Ватикана венчает собой нынешний понтификат, а Кароль Войтыла убежден, что в третье тысячелетие Церковь сможет войти, лишь «очистив память» и покаявшись.»
http://news.polska.ru/news.php?news=03-10-15-03
Бытует мнение, что преступления инквизиции были преувеличены советской пропагандой. Но это как-то не логично, поскольку во времена существования Советского Союза, западная пропаганда гнобила Советский Союз, как бездуховное безбожное государство и ставила в пример государства европейские, как государства духовной культуры. А потому им было бы совершенно не логично писать о преступлениях церкви, которых не было. Не будут же они сами на себя наговаривать. Тем не менее, именно во времена существования Советского Союза были написаны основные работы западных ученых о преступлениях инквизиции.
Материалы:
А. Шефер. «Святые палачи» 1924г.
И.А. Крывелев «История религии»в 2-х томах 1958г.
М. Писманик «Религия в истории и культуре» 1998г.
М. Бейджент «Инкивизия» 2002 г.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *