Климент Александрийский, знаменитый Отец Церкви, живший в Александрии в середине II — начале III вв., по праву считается одним из создателей христианской философской доктрины. По некоторым данным, именно им было основано первое в истории христианское учебное заведение, Катехизаторская школа, та самая, которую впоследствии возглавил знаменитый христианский мыслитель и апологет Ориген.
Основное произведение Климента `Строматы` удивительно созвучно современности. Кроме ответов на животрепещущие этические вопросы в нем читатель найдет множество интересных исторических данных, получит сведения о современном Клименту гностицизме, неопифагореизме и среднем платонизме. Вне всяких сомнений, первое комментированное издание `Стромат` на русском языке окажется полезным как всем интересующимся христианской философией и богословием, так и широкому кругу читателей.

ТОМ 1

Предисловие 5
Ε. В. Афонасин. «Строматы» Климента Александрийского 6
I. Климент Александрийский и его время 6
II. Христианская традиция и философское образование 20
III. Литературные особенности Стромат 26
IV. Климент о стиле и жанре своего произведения. Письменное слово и тайная традиция гносиса 37
V. О технике цитирования античных авторов 53
VI. Текст Стромат: издания, переводы и библиография 61
Приложение. Краткий план Стромат 72
СТРОМАТЫ 77
Строматы. Книга первая 77
Перевод 78
Греческий текст 170
Строматы. Книга вторая 261
Перевод 262
Греческий текст 338
Строматы. Книга третья 405
Перевод 406
Греческий текст 454
Приложение. «Гносеология» Климента Александрийского и греческая философия 503
ТОМ 2
СТРОМАТЫ 5
Строматы. Книга четвертая 5
Перевод 6
Греческий текст 75
Строматы. Книга пятая 145
Перевод 146
Греческий текст 226
Комментарий к пятой книге «Стромат» 302
ТОМ 3
СТРОМАТЫ 5
Строматы. Книга шестая 5
Перевод 6
Греческий текст 92
Комментарий кшестой книге «Стромат» 179
Строматы. Книга седьмая 195
Перевод 196
Греческий текст 264
Индекс-указатель 335

Книга первая I. О цели написания Стромат II. Замечание о пользе греческой философии III. О вреде софистических ухищрений IV V. Философия – служанка теологии VI. О роли философии в образовании. Продолжение VII VIII. О вреде чрезмерного увлечения софистикой IX. О вере, основанной на разуме, и о простой вере X XI XII. О необходимости скрывать истину от непосвященных XIII. О зернах истины, разбросанных в различных учениях XIV. Очерк греческой философской традиции XV. Варварская мудрость древнее эллинской XVI. Все остальные науки также изобретены не греками XVII. Об ответственности за грехи XVIII XIX. Греческая философия причастна мудрости XX XXI. Детальное сопоставление истории эллинской и библейской XXII. О переводе Священного Писания на греческий язык XXIII. Жизнеописание Моисея XXIV. Моисей в роли полководца XXV. Законы Платона и Моисеев закон XXVI. Истинный закон («nomo») всегда является божественным установлением («qesmo») XXVII. Dura lex sed lex XXVIII. Четыре части закона Моисея XXIX. Заключение первой книги Книга вторая I. Предварительные замечания II. Путь к Богу лежит через веру III. Критика воззрений Валентина и Василида на веру и свободу выбора IV. Без веры невозможно ни знание, ни научение V. Вера как источник мудрости и мать добродетели VI. Вера, раскаяние и знание VII. О страхе Божьем VIII. Гностики Василид и Валентин о страхе IX. Взаимосвязь добродетелей и их отношение к истине X. О христианском философе XI. Об убедительности веры XII. О двойственности веры XIII. Покаяние и ответственность XIV. О грехах невольных XV. Продолжение: о свободе воли, раскаянии и прошении XVI. Почему Писание изображает Бога антропоморфным образом? XVII. Виды и способы познания(230) XVIII. Закон Моисея – источник всех этических и духовных учений XIX. Об уподоблении Богу XX. О роли аскетизма XXI. Мнения различных философских школ XXII. Высшая цель человеческой жизни по Платону XXIII. О цели человеческой жизни и преимуществах вступления в брак Книга третья I. Гностики о сексуальной жизни и браке. Валентин, Василид и Исидор о браке II. Фрагмент из книги Епифана О справедливости III. Маркион гностик и некоторые философы о том, что рождение есть зло IV. Об оправдании вседозволенности некоторыми гностиками V. О двух крайностях, в которые впадают еретики VI. О гностиках, практикующих чрезмерный аскетизм VII. О воздержании VIII. Корректное толкование некоторых пассажей из Писания «Грех не властен над вами» (Рим.6:14) IX «Я пришел разрушить труды женщины» (Евангелие от Египтян) X. Истолкование Мф.28:20 XI. Примеры корректного толкования Писания XII. Примеры корректного толкования Писания (продолжение) XIII. Критика воззрений Юлия Кассиана XIV. Критика воззрений Юлия Кассиана (продолжение) XV. Еще несколько пассажей из Писания о браке и воздержании и их истолкование XVI XVII XVIII. Заключение. О необходимости избегать экстремизма Книга четвертая I. План дальнейшего изложения II. О смысле заглавия книги III. Об истинном совершенстве IV. Похвала мученичеству V. О спокойном отношении к внешним невзгодам VI. Об источниках блаженства, согласно Писанию VII VIII. О том, что добродетель в равной мере свойственна мужчинам и женщинам, рабам и свободным IX. Свидетельства Писания об исповедниках X. О тех, кто своевольно ищет мученичества XI. Оправдание благости Бога XII. Критика воззрений Василида XIII. Критика воззрений Валентина XIV. О заповеди любить ближних XV XVI. Писание о постоянстве и терпении XVII. Пассажи из Письма к Коринфянам Климента Римского XVIII. О любви и чувственных желаниях XIX. О мужестве женщин XX. О хороших женах XXI. О совершенном гностике XXII. Истинный гностик творит благо только ради него самого XXIII XXIV. О смысле кар Божиих XXV. В чем состоит истинное совершенство? XXVI. Об отношении совершенного человека к вещам этого мира Книга пятая I. Гармония веры и знания II. Надежда III. О природе небесной сущности и эманации Логоса IV. Символизм и эзотеризм. О символизме эллинских и христианских писаний V. О пифагорейских символах VI VII. О египетском символизме VIII IX X. Апостольское учение о двух степенях посвящения XI. Отвлечение от материального – первый шаг на пути богопознания XII. Божественное невыразимо и немыслимо XIII. Знание о Боге является откровением XIV О греческих заимствованиях Книга шестая I. План дальнейшего изложения II. Продолжение: о плагиате греков III. Продолжение об эллинских заимствованиях. О чудесах IV. Египетские теологи и индийские гимнософисты V. Эллины имеют представление об истинном Боге. Kerygma Petri VI. О спасении всех праведных VII. Происхождение и природа истинной философии VIII. Врожденное разумение IX. Образ совершенного (гностика) X. О пользе наук и философии XI. Примеры гностического использования знаний, полученных из различных наук. Числовой символизм XII. Человек способен достигнуть совершенного знания XIII. Подобие церковной и небесной иерархий XIV. Обитель покоя (Огдоада) XV. Еще раз о тайном и явном: аллегории Писания XVI. Гностический экзегесис десяти заповедей XVII. Теология и философия XVIII. Заключение: эллинская философия и христианское откровение Книга седьмая I. Предварительные замечания. Гностик есть истинный почитатель Бога II. Сын Божий как Устроитель и Спаситель III. Гностик стремится уподобиться Богу IV. О языческих кумирах и начале всех суеверий V. Чистая душа – лучший храм Богу VI. Молитва, от чистого сердца обращенная к Богу, лучше жертвоприношения VII. О гностической молитве VIII. Об обещаниях и клятвах IX. Только достигнувший совершенства имеет право учить других X. Путь гностика к совершенству XI. Очерк гностического образа жизни XII. Гностический образ жизни (продолжение) XIII. Портрет истинного гностика (продолжение) XIV XV. Ответ не желающим присоединяться к Церкви по причине разделяющих ее ересей XVI. Писание как критерий истины XVII. О древности церковного предания XVIII. Аналогия между различением чистых и нечистых животных в Законе и различием между верными и еретиками в Церкви

Об альбоме Шарлотты Мартин см. Stromata (альбом) .

Stromata ( греческий : Στρώματα ) или Stromateis (Στρωματεῖς, «Лоскутная»), также называемый Miscellanies , приписываемые Клименту Александрийскому , компонует треть — трилогия работ в отношении христианской жизни (с 150 с 215..). Самые старые из сохранившихся рукописей относятся к одиннадцатому и шестнадцатому векам. Название этой работы — Stromateis , «лоскутное одеяло», потому что она касается такого разнообразия вопросов. Он идет дальше двух своих предшественников и направлен на совершенствование христианской жизни через посвящение в полное знание. Он пытается на основе Священного Писания и традиции дать такой отчет о христианской вере, который отвечал бы всем требованиям ученых людей и вводил ученика в самые сокровенные реальности его веры.

Содержание Строматы , как следует из названия, разное. Его место в трилогии оспаривается — Климент изначально намеревался написать Didasculus , произведение, которое дополнит практическое руководство Педагога более интеллектуальной школой в области теологии. » Стромата» менее систематична и упорядочена, чем другие работы Клемента, и Андре Меха предположил, что она предназначена для ограниченного, эзотерического читателя.

Самый старый из сохранившихся MSS

«Строматеида сохранилась в рукописи XI века из Флоренции (L = Laurentianus V 3), которая, как предполагалось, принадлежала, как и Parisinus 451 (сохраняющая Protrepticus) Арете, архиепископу Кесарии. Она написана небрежно, с ошибками имена и числа, пропущенные фразы и т. п. Единственная другая рукопись — это Parininus Supplementum Graecum 250 шестнадцатого века, который является прямым наследником более ранней рукописи и не имеет независимой ценности «. (Фергюсон 15)

Первая книга начинается с темы греческой философии. В соответствии с другими его сочинениями, Климент утверждает, что философия играла пропедевтическую роль для греков, аналогичную функции закона для евреев . Затем он приступает к обсуждению происхождения греческой культуры и технологий, утверждая, что большинство важных фигур в греческом мире были иностранцами и (ошибочно) что еврейская культура оказала самое значительное влияние на Грецию. Пытаясь продемонстрировать первенство Моисея , Климент приводит расширенную хронологию мира, в которой он датирует рождение Христа 25 апреля или мая 4-2 г. до н.э., а сотворение мира — 5592 г. до н.э. дискуссия о происхождении языков и возможности еврейского влияния на Платона.

Вторая книга в основном посвящена роли веры и философской аргументации . Климент утверждает, что, хотя оба важны, прежде всего страх перед Богом , потому что через веру человек получает божественную мудрость. Для Климента Священное Писание — это изначально истинная примитивная философия, которая дополняется человеческим разумом через Логос. Вера добровольна, и решение поверить — важный фундаментальный шаг на пути к приближению к Богу. Оно никогда не бывает иррациональным, поскольку основано на знании истины Логоса, но все знание исходит из веры, поскольку первые принципы недоказуемы вне систематической структуры.

Третья книга посвящена аскетизму . Он обсуждает брак, о котором так же говорится в Педагоге . Климент отвергает гностическую оппозицию браку, утверждая, что только мужчины, не заинтересованные в женщинах, должны оставаться безбрачными, и что секс является положительным благом, если он осуществляется в браке для продолжения рода. Однако так было не всегда: Падение произошло из-за того, что Адам и Ева уступили своему желанию друг друга и совокупились раньше положенного времени. Он выступает против идеи о том, что христиане должны отвергать свою семью для аскетической жизни, которая проистекает из Луки 14: 25–27 , утверждая, что Иисус не противоречил бы заповеди «Почитай отца твоего и мать твою» ( Исход 20:12 ) , одна из Десяти Заповедей . Климент заключает, что аскетизм будет вознагражден только в том случае, если его мотивация является христианской по своей природе, и поэтому аскетизм нехристиан, таких как гимнософисты , бессмыслен.

Климент начинает четвертую книгу с запоздалого объяснения неорганизованного характера работы и дает краткое описание своих целей в отношении оставшихся трех или четырех книг. Четвертая книга посвящена мученичеству . Хотя все хорошие христиане не должны бояться смерти, Климент осуждает тех, кто активно ищет мученическую смерть, утверждая, что они недостаточно уважают Божий дар жизни. Он неоднозначен, может ли какой-либо верующий христианин стать мучеником в силу того, как он умер, или же мученичество предназначено для тех, кто прожил исключительную жизнь. Маркиониты не могут стать мучениками, потому что не верят в божественность Бога Отца — их страдания напрасны. Затем следует отступление к предмету теологической эпистемологии . Согласно Клименту, невозможно эмпирически проверить существование Бога-Отца , потому что Логос имеет значение откровения, не поддающееся анализу, хотя Христос был объектом чувств. У Бога не было начала, и это универсальный первый принцип.

Пятая книга возвращается к теме веры. Климент утверждает, что истину, справедливость и добро можно увидеть только разумом, а не глазами; вера — это способ доступа к невидимому. Он подчеркивает, что познание Бога может быть достигнуто только через веру после исправления моральных недостатков. Это соответствует более раннему утверждению Климента о том, что мученичество может быть достигнуто только теми, кто практикует свою веру во Христа через добрые дела, а не теми, кто просто исповедует свою веру. Бог полностью превосходит материю, и поэтому материалист не может по-настоящему познать Бога. Хотя Христос был воплощением Бога, важно наше духовное, а не физическое понимание Его.

В начале шестой книги Климент намеревается продемонстрировать, что произведения греческих поэтов были взяты из пророческих книг Библии . Чтобы укрепить свою позицию о том, что греки были склонны к плагиату, он приводит многочисленные примеры такого неуместного присвоения классическими греческими писателями, о которых сообщается из вторых рук из » О плагиате» , анонимной работы III века до нашей эры, которую иногда приписывают Аретадесу . Затем Климент отвлекается от темы греха и ада , утверждая, что Адам не был совершенен при сотворении, но имел возможность достичь совершенства. Он поддерживает широко универсалистскую доктрину, считая, что обещание Христа о спасении доступно всем, даже тем, кто осужден на ад.

Последняя дошедшая до нас книга начинается с описания природы Христа и истинного христианина, стремящегося быть как можно более похожим на Отца и Сына. Затем Климент критикует упрощенный антропоморфизм большинства древних религий, цитируя знаменитое описание Ксенофаном африканских, фракийских и египетских божеств. Греческие боги, возможно, также произошли от олицетворения материальных объектов: Арес, представляющий железо, и вино Диониса. Затем обсуждаются молитва и связь между любовью и знанием. 1 Коринфянам 13: 8, кажется, противоречит характеристике истинного христианина как знающего; но для Климента знание исчезает только в том смысле, что оно поглощается всеобщей любовью, выражаемой христианином в его почтении к своему Создателю. Следуя Сократу , он утверждает, что порок возникает из состояния невежества, а не из намерения. Христианин — это «работник в винограднике Божьем», ответственный как за свой собственный путь к спасению, так и за путь своего ближнего. Работа заканчивается развернутым отрывком, направленным против современных разделений и ересей внутри церкви.

Вопрос восьмой книги

Климент намеревался сделать из этого только одну книгу; по крайней мере семь выросли из этого, без того, чтобы он рассмотрел все предложенные предметы. Отсутствие определенных вещей, определенно обещанных, заставило ученых задаться вопросом, написал ли он восьмую книгу, как это было бы из Евсевия (VI. Xiii. 1) и Флорилегии , и были предприняты различные попытки идентифицировать короткие или отрывочные трактаты его работы. это могло быть частью этой книги. Фотий , писавший в 9 веке, обнаружил различные тексты, добавленные к рукописям семи канонических книг, что привело Даниэля Хейнсиуса (1580–1655) к предположению, что оригинальная восьмая книга потеряна, и он определил текст, предположительно относящийся к восьмой. книга как фрагменты Гипопотозов .

В любом случае «отрывки» и «отрывки», которые вместе с частью трактата о логическом методе обозначены как восьмая книга Стромат в единственной рукописи XI века, не являются частями Гипотипов , которыми является Климент. известно, что написал. Эта работа представляла собой краткий комментарий к избранным отрывкам, охватывающим всю Библию, как показано во фрагментах, сохранившихся Окумением, и в латинской версии комментария к католическим посланиям, сделанного по просьбе Кассиодора .

Цитаты

«И когда говорит:» Не будь много с чужой женщиной «, Он увещевает нас использовать светскую культуру, но не задерживаться и проводить время с ней». «Следовательно, мудрость — королева философии, как философия — подготовительной культуры. Ибо, если философия исповедует контроль над языком, животом и частями ниже живота, она должна быть выбрана сама по себе. Но она кажется более достойной. уважения и превосходства, если культивируется ради чести и познания Бога «. «Так философия, вещь высочайшей полезности, процветала в древности среди варваров, проливая свет на народы. А потом она пришла в Грецию. Первыми в ее рядах были пророки египтян, а халдеи — среди ассирийцев; и друиды среди галлов, и Samanaeans среди бактрийцев и философы кельтов;. и маги персов, которые предсказали рождение Спасителя, и пришли в землю Иудейского направляемой звездой Индийские гимнософистами являются также в числе и других философов-варваров.И из них есть два класса, одни из них называются сарманами , а другие — браминами . А те из сарманов, которых называют хилобиями, не живут в городах и не имеют крыш над ними, но являются одетые в кору деревьев, питаются орехами и пьют воду в руках. Подобно тем, кого называют энкратитами в наши дни, они не знают ни брака, ни зачатия детей. Некоторые индейцы также подчиняются заповедям Будды ; м, за его необычайную святость, они возведены в божественные почести «.

Ссылки

внешние ссылки

В Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье:
  • Στρώματα (оригинальный текст на греческом языке)
  • Рейнхольд Кольц, Тити Флауи Клементис Александрини, опера omnia (Э. Б. Швикерти, Lipsiae 1831), Vol. 1 , 2 , 3 и 4 .
  • Стромата, включая английский перевод Книги 3 — Библиотека гностического общества (из-за сексуального содержания, Книга 3 предоставляется только на латыни в классическом издании отцов анте-никейских )
  • Климент Александрийский: Стромата, Книга 1 — Раннехристианские сочинения
  • Английский перевод Строматы в христианской классической эфирной библиотеке
  • Английский перевод Строматы при Новом Пришествии

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *