У Оксаны металлург (угольна гора),
У Светланы драматург (в театре навсегда),
У Мари американец (very sexy boy),
У Наташи итальянец (аморе-море-мой).

Как у матушки моей
Было восемь дочерей.
Припев:
Мама, ну, не виноватая я, не виноватая я
Что вот осталась я одна така не сватанная.
Не виноватая я, не виноватая я
Все говорят — любовь нагрянет вдруг негаданная.
У Тамары ухажёр (девке повезло),
Знаменитый дирижёр (точно повезло),
У Олеси есть нефтяник (ничего себе),
Есть продюсер у Татьяны (тоже ничего).
А тому ли я дала
Обещание любить.
Припев:
Мама, ну, не виноватая я, не виноватая я
Все говорят, любовь, любовь, наверное, это она.
Не виноватая я, не виноватая я,
Уж, если кто и виноват, то виноват,
А мой такой… мог бы стать поэтом, но и тут что-то не свезло,
Ну, да зато лучше всех на свете он поёт да песни про любовь.
У Оксаны в женихах (мамочки мои),
Появился олигарх (девочки держись),
У Мари неандерталец (very sexy boy),
С Таней стрёмный итальянец (аморе-море-мой).
Разве счастливы они,

Ведь у них не по-любви.
Припев:
Мама, ну, не виноватая я, не виноватая я,
Что не могу я без любви любить богатого.
Ну, не виноватая я, не виноватая я,
Что не могу я без любви любить…
Не виноватая я, не виноватая я,
Что не могу я без любви любить богатого,
Ну, не виноватая я, не виноватая я,
Что не могу я без любви любить…
У Оксаны металлург,
У Светланы драматург,
У Олеси есть нефтяник,
Есть продюсер у Татьяны.
У Оксаны олигарх…

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный

Потому и Сам Господь Иисус, побужденный стремлением столь сильной любви, красотой блага и благодати, чтобы на омытых не оставалось никакого пятна греха, говорит к Церкви: «Положи Меня как знак на сердце твое, как печать на десницу твою, то есть — ты прекрасна, возлюбленная моя, вся ты прекрасна, никакого нет в тебе недостатка. Положи меня, как печать, на сердце твое (Песн. 8:6), да сияет вера твоя этим таинством полным. И дела твои да сияют, и несут в себе образ Бога, по образу Которого создана ты. Да не умалится никаким гонением любовь твоя, которую многие воды заградить и реки волнами покрыть не смогут».

О таинствах.

Печать Христа на главе, печать и на сердце: на главе — да всегда исповедуем, на сердце — да любим всегда; печать на руке — да всегда трудимся. Итак, да сияет образ Его в исповедании нашем, да сияет в любви, да сияет в трудах и деяниях, чтобы, если возможно, весь образ Его в нас выражен был. Он — глава наша, ибо всякому мужу глава Христос (1 Кор. 11:3); Он — око наше, да видим чрез Него Отца; Он — голос наш, которым мы говорим к Отцу; Он — десница наша, которой несем мы Богу Отцу жертву нашу; Он и печать наша, совершенства и благодати знак, ибо любящий Отец отметил Сына, как читаем: На Нем положил печать Отец, Бог (Ин. 6:27). Итак, Христос — наша любовь. Любовь благая, ибо Он смерти Себя за други Своя предал; любовь благая, которая грехи отпустила. И да облечется душа наша в любовь, и любовь именно такую, настолько, что крепка она будет, как смерть (Песн. 8:6), ибо как смерть есть конец грехов, так и любовь, ибо, кто любит Господа, перестает грешить. Ибо любовь не мыслит зла, не радуется неправде, все переносит (1 Кор. 13:5-7). Ибо как тот, кто и своего не ищет, будет искать чужого? Силу же эта смерть имеет через крещение, коим всякий грех погребается и вина отпускается.

Об Исааке, или о душе.

А так как ты достойна сравниваться уже не с земными , а с небесными, жизнь которых проводишь ты на земле, то прими от Господа заповеди и соблюдай их. Положи меня, говорит, как печать, на сердце твое, чтобы обнаружились наиболее ясные доказательства и твоего благоразумия, и твоих деяний, в которых пусть светит образ Божий — Христос, Который будучи равен величию Отеческой природы, отпечатлел в Себе всю полноту Божества, которую воспринял от Отца. Поэтому и апостол Павел говорит, что мы запечатлены в Духе 1), ибо образ Отца имеем в Сыне, а печать Сына имеем в Святом Духе. Запечатленные Святой Троицей, будем тщательнее остерегаться, чтобы с того залога, который мы приняли в сердца наши, не сняли печати ни нравственное легкомыслие, ни обольщение какого-либо прелюбодеяния.

О девстве.

И да знаем мы, что это верно, ты можешь найти в конце Песней сказанное совершенной душе — то, что и тебе говорит Господь Иисус: «Положи Меня знаком в деснице твоей, да воссияет мир в сердце твоем и Христос в деяниях твоих, и да устроится в тебе мудрость, праведность и искупление».

Письма.

Потому Господь Иисус, призываемый желанием столь большой любви (ст. 4), великолепием красоты и благодати, поскольку у омытых больше нет никакой греховной скверны, говорит Церкви: «Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою», ибо: «Ты прекрасна, ближняя моя, ты прекрасна, у тебя нет недостатка» (ср. 7 Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!Песн. 4:7). «Положи Меня как печать на сердце твое”, чтобы твоя вера блистала благодаря совершившемуся таинству. Чтобы и дела твои также воссияли и обнаружили образ Бога, ибо по образу Его ты создана.

Источник

О тайнах, 41

Иное толкование

Бог тебя помазал, Господь тебя запечатлел и вложил в твое сердце Духа Святого (ср. 21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.2 Кор. 1:21-22). Итак, ты принял Духа Святого в свое сердце. Послушай и другое. Поскольку Дух Святой в твоем сердце, то и Христос также в твоем сердце. Об этом говорит Христос Церкви в книге Песнь Песней: Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою.

Источник

О таинствах, 6.6 Потому, хотя и изображен уже в ней был Христос, она го­ворит: Положи Меня как печать на сердце твое, как перстень на руку твою. Христос – печать на челе, Христос – печать на сердце: на челе, чтобы мы всегда исповедовали Его, на сердце, что­бы всегда Его любили, печать на руке, чтобы всегда работали Ему. Итак, пусть светит образ Его в нашем исповедании, светит в любви, светит в делах и творениях, чтобы, если это возможно, весь Его вид отпечатывался в нас. Пусть Он будет нашей главой, потому что глава мужу Христос (3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.1 Кор. 11:3): Он – наш взор, чтобы через Него мы видели Отца. Он – наш глас, чтобы через Него мы говорили с От­цом, Он – десница, с Его помощью мы принесем нашу жертву Богу Отцу. Он также наша печать, потому что Он знаменует совершенство и любовь. Ведь любящий Отец отметил печатью Сына, как мы чита­ем: Ибо на Нем положил печать Отец Бог (). Итак, наша лю­бовь – это Христос. Эта любовь – благо, когда Он отдал Себя смерти за грехи: эта любовь – благо, потому что она отпустила грехи. И потому наша душа пусть облечется в любовь, и любовь такого рода, которая сильна как смерть, потому что как смерть конец грехов, так и любовь, потому что тот, кто любит Гос­пода, перестает грешить. Ведь любовь не мыслит зла, не радуется не­правде, а все покрывает (5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,6 не радуется неправде, а сорадуется истине;7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.1 Кор. 13:5-7). Потому что кто та, которая не ищет своего (5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,1 Кор. 13:5), но ищет чужой пользы? Бывает силь­ной и смерть в омовении крещения, через нее погребается всякий грех и отпускается вина. Столь велика была любовь, которую при­несла та евангельская жена, о которой Господь говорит: Прощают­ся грехи ее многие за то, что она возлюбила много (47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.Лк. 7:47). Сильна и смерть мучеников, которая уничтожает прежний грех, и потому она сильна, и равна ей любовь, которая приравнивается к страданиям мучеников, потому что уничтожает наказание за грехи. Как преисподняя ревность, потому что кто имеет ревность по Боге, ради Христа не щадит своего. Вот любовь обла­дает и смертью, любовь обладает и ревностью, любовь обладает и огненными крыльями. Христос так возлюбил Моисея, что явился ему в огне (2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, !Исх. 3:2-4), и Иеремия, имея в себе дар божественной любви, гово­рил: И был горящий огонь в костях моих, и я истомился совершенно и не могу нести (9 И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.Иер. 20:9). Итак, блага любовь, имеющая крылья из пылающею огня, которая летает в груди и сердце святых и сжига­ет все вещественное и приземленное, а все подлинное одобряет и улучшает то, до чего дотрагивается своим огнем. Этот огонь послал на землю Господь Иисус, от него возблистала вера и возгорелась преданность, просияла любовь и засверкала справедливость. Этим огнем Он воспламенил сердце Своих апостолов, как свидетельству­ет Клеопа, говоря: Не горело ли в нас сердце наше, когда Он изъяснял нам Писание (32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?Лк. 24:32). Следовательно, огненные крылья – это пламя Божественного Писания. Господь как раз и открывал Писа­ние, и огонь исходил и проникал в сердца слушающих. И действи­тельно, это крылья огня, потому что слова Господни – слова чистые, серебро огней испытанное (7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.Пс. 11:7). Когда Христос принял Павла, тот увидел воссиявшим вокруг него свет сверху, над ним и над теми, которые были с ним, упал от страха и вновь поднялся уже лучшим (Деян. 9), и даже стал апостолом тот, кто пришел гонителем. Также и Святой Дух сошел и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяю­щиеся языки, как бы огненные (2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.Деян. 2:2-3). Благие крылья любви, истинные крылья, которые летели сквозь уста апостолов, и крылья огня, которые вещали очищенное слово. На этих крыльях взлетел Енох, взятый на небо (24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.Быт. 5:24), на этих крыльях взлетел Илия, на огненной колеснице и огненных конях унесенный вверх (11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.4 Цар. 2:11). На этих крыльях Господь Бог в огненном столпе выводил народ праотцев (21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.Исх. 13:21), эти кры­лья имел серафим, когда взял уголь горящий с жертвенника и дотро­нулся до пророческих уст и удалил беззакония его, и грехи очистил (6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.Ис. 6:6-7). Огнем этих крыльев были очищены сыновья Левия (3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.Мал. 3:3) и крещаются народы язычников, как свидетельствует Иоанн, говоря о Господе Иисусе: Он будет крестить вас Духом и огнем (11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;Мф. 3:11). Справед­ливо желал Давид, чтобы были сожжены его внутренности1 и сердце (2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,Пс. 25:2), который знал, что не надо бояться огненных крыльев любви: по справедливости еврейские отроки в огненной печи не чувство­вали зажженного пламени (50 и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.Дан. 3:50), потому что пламя любви охлаждало их. А чтобы полнее мы поняли, что за крылья имеет совершенная любовь, вы только что слышали Говорящего: Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья (37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!Мф. 23:37)!2 Итак, возьмем эти крылья, которые как пламя устремля­ются ввысь. Пусть каждый избавит душу свою от жалких покровов и, словно золото огнем, проверит, как она очистится от приме­си. Так ведь очищается душа, как лучшее золото. Ибо подлинная добродетель – вот красота души, а истинная краса – это знание о вышних, позволяющее увидеть то Благо, от Которого зависит все, а Оно само не зависит ни от чего. Им все живет и получает смысл.

Примечания

  • 1 Renes – почки, чресла.
  • 2 Свт. Амвросий указывает на евангельское чтение, которое предшествовало его проповеди.

Источник

Об Исааке, или душе, 8.75-78

Иное толкование

Потому и Сам Господь Иисус, побужденный стремлением столь сильной любви, красотой блага и благодати, чтобы на омытых не оставалось никакого пятна греха, говорит к Церкви: «Положи Меня как знак на сердце твое, как печать на десницу твою, то есть — ты прекрасна, возлюбленная моя, вся ты прекрасна, никакого нет в тебе недостатка. Положи меня, как печать, на сердце твое (), да сияет вера твоя этим таинством полным. И дела твои да сияют, и несут в себе образ Бога, по образу Которого создана ты. Да не умалится никаким гонением любовь твоя, которую многие воды заградить и реки волнами покрыть не смогут».

Источник

Амвросий Медиоланский, О таинствах 7.41 Cl. 0155, 7.41.106.60. Печать Христа на главе, печать и на сердце: на главе — да всегда исповедуем, на сердце — да любим всегда; печать на руке — да всегда трудимся. Итак, да сияет образ Его в исповедании нашем, да сияет в любви, да сияет в трудах и деяниях, чтобы, если возможно, весь образ Его в нас выражен был. Он — глава наша, ибо всякому мужу глава Христос (3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.1 Кор. 11:3); Он — око наше, да видим чрез Него Отца; Он — голос наш, которым мы говорим к Отцу; Он — десница наша, которой несем мы Богу Отцу жертву нашу; Он и печать наша, совершенства и благодати знак, ибо любящий Отец отметил Сына, как читаем: На Нем положил печать Отец, Бог (). Итак, Христос — наша любовь. Любовь благая, ибо Он смерти Себя за други Своя предал; любовь благая, которая грехи отпустила. И да облечется душа наша в любовь, и любовь именно такую, настолько, что крепка она будет, как смерть (), ибо как смерть есть конец грехов, так и любовь, ибо, кто любит Господа, перестает грешить. Ибо любовь не мыслит зла, не радуется неправде, все переносит (5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,6 не радуется неправде, а сорадуется истине;7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.1 Кор. 13:5-7). Ибо как тот, кто и своего не ищет, будет искать чужого? Силу же эта смерть имеет через крещение, коим всякий грех погребается и вина отпускается.

Источник

Амвросий Медиоланский, Об Исааке, или о душе 8.75-76 Cl. 0128, 8.75.693.21.

Иное толкование

А так как ты достойна сравниваться уже не с земными , а с небесными, жизнь которых проводишь ты на земле, то прими от Господа заповеди и соблюдай их. Положи меня, говорит, как печать, на сердце твое, чтобы обнаружились наиболее ясные доказательства и твоего благоразумия, и твоих деяний, в которых пусть светит образ Божий — Христос, Который будучи равен величию Отеческой природы, отпечатлел в Себе всю полноту Божества, которую воспринял от Отца. Поэтому и апостол Павел говорит, что мы запечатлены в Духе (См. 13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,Еф. 1:13), ибо образ Отца имеем в Сыне, а печать Сына имеем в Святом Духе. Запечатленные Святой Троицей, будем тщательнее остерегаться, чтобы с того залога, который мы приняли в сердца наши, не сняли печати ни нравственное легкомыслие, ни обольщение какого-либо прелюбодеяния.

Источник

Амвросий Меаиоланский, О девстве 1.9.48 Сl. 0145, 1.8.48.1. И да знаем мы, что это верно, ты можешь найти в конце Песней сказанное совершенной душе — то, что и тебе говорит Господь Иисус: «Положи Меня знаком в деснице твоей, да воссияет мир в сердце твоем и Христос в деяниях твоих, и да устроится в тебе мудрость, праведность и искупление».

Глава 1-я

1. Слова проповѣдника, сына Давидова, царя въ Іерусалимѣ.

2. Суета суетъ, сказалъ проповѣдникъ, суета суетъ — все суета!

3. Что за выгода человѣку отъ всѣхъ трудовъ его, что трудится онъ подъ солнцемъ?

4. Одно поколѣніе приходитъ, другое отходитъ, а земля пребываетъ вѣки.

5. Восходитъ солнце и заходитъ солнце и поспѣшаетъ къ тому мѣсту, гдѣ оно восходитъ.

6. Пойдетъ къ югу, поворотитъ къ сѣверу; кружится, кружится на ходу своемъ вѣтеръ, и снова начинаетъ вѣтеръ круженіе свое.

7. Всѣ рѣки текутъ въ море, но море не переполняется; къ тому мѣсту, куда текутъ рѣки, онѣ постоянно текутъ.

8. Всѣ вещи трудно выразить; человѣкъ не въ силахъ переговорить о нихъ; не насмотрится глазъ досыта, не наслушается вдоволь ухо.

9. Что было, то и будетъ, и что дѣлалось, то и будетъ дѣлаться, и нѣтъ ничего новаго подъ солнцемъ.

10. Бываетъ нѣчто, о чемъ говорятъ: смотри, это новость; но это давно было уже — еще въ прежде бывшіе вѣки.

11. Нѣтъ памяти о людяхъ прежнихъ, да и о послѣдующихъ, чтó будутъ, не останется памяти у тѣхъ, которые будутъ послѣ.

12. Я проповѣдникъ былъ царемъ исраильскимъ въ Іерусалимѣ.

13. И рѣшилъ я въ сердцѣ своемъ испытать и изслѣдовать разумно все, что дѣлается подъ небомъ: эту трудную заботливость далъ Богъ сынамъ человѣческимъ, чтобы мучили себя ею.

14. Видѣлъ я всѣ дѣла, какія дѣлаются подъ солнцемъ, и — вотъ, все суета и бѣганіе за вѣтромъ.

15. Искривленнаго нельзя выправить, и когда ничего нѣтъ, нѣтъ чего и считать.

16. Размышлялъ я самъ въ себѣ: вотъ у меня мудрости много, много, — болѣе всѣхъ, которые господствовали прежде меня надъ Іерусалимомъ, и сердце мое чувствуетъ въ себѣ много мудрости и знанія.

17. И обратилъ я сердце мое, чтобы познать мудрость и вѣдѣніе, безуміе и глупость, и узналъ, что и это пустыя затѣи.

18. Потому что при обиліи мудрости, много безпокойства и кто пріумножаетъ свѣденія, пріумножаетъ себѣ огорченія.

Глава 2-я

1. Сказалъ я въ сердцѣ своемъ: дай, попытаю усладить тебя веселіемъ, и испытай добро; но и это суета!

2. Смѣху сказалъ я: безуменъ ты, а о радости: что доставляетъ она?

3. Сдѣлалъ я самъ съ собою опытъ: тѣло свое сталъ утучнять виномъ, а сердце свое повелъ путемъ мудрости, придерживаясь и глупости, пока не видно станетъ для меня: въ чемъ поставляютъ добро сыны человѣческіе, которые провождаютъ подъ небомъ немногіе дни жизни своей.

4. Предпринялъ великія дѣла, строилъ себѣ домы, насаждалъ виноградники;

5. Устроялъ сады и рощи, и насаждалъ въ нихъ всякія плодовитыя деревья;

6. Подѣлалъ себѣ водоемы для орошенія изъ нихъ рощей, въ которыхъ растутъ деревья.

7. Накупилъ себѣ слугъ и служанокъ, и домочадцы были у меня, также крупнаго и мелкаго скота было у меня больше, нежели у всѣхъ бывшихъ прежде меня въ Іерусалимѣ;

8. Насобиралъ себѣ и серебра и золота и драгоцѣнностей отъ царей и областей, завелъ у себя пѣвцовъ и пѣвицъ и услажденіе сыновъ человѣческихъ: музыку и хоры.

9. И я возвысился и обогатился больше всѣхъ жившихъ прежде меня въ Іерусалимѣ; притомъ и мудрость моя была при мнѣ.

10. Чего бы глаза мои ни потребовали, ни въ чемъ я не отказывалъ имъ; не воспрещалъ сердцу моему никакой радости; ибо сердце мое наслаждалось всѣми трудами моими; и — это было долей моей отъ всѣхъ трудовъ моихъ.

11. Взглянулъ я на всѣ дѣла, которыя сдѣлали руки мои, и на трудъ, что трудился я совершая ихъ; и — вотъ, все суета и бѣганіе за вѣтромъ, и нѣтъ отъ того выгоды подъ солнцемъ.

12. Потомъ обратилъ я вниманіе на мудрость и безуміе и глупость: ибо кто изъ людей дослѣдитъ послѣ царя то, что давно дѣлалось ?

13. И увидѣлъ я, что есть преимущество у мудрости предъ глупостію такое, какъ преимущество свѣта предъ тьмою.

14. У мудраго есть глаза въ головѣ его, а невѣжественный во тьмѣ ходитъ; но вмѣстѣ съ тѣмъ мнѣ извѣстно, что всѣхъ ихъ постигнетъ одна участь.

15. И сказалъ я самъ въ себѣ: если и меня постигнетъ таже участь какъ и невѣжду, то къ чему я мудръ такъ много? И сказалъ я самъ въ себѣ: и это суета!

16. И мудрому не будетъ памяти вѣчно, какъ и невѣждѣ; въ будущіе дни все будетъ забыто, и — ахъ! умный умретъ наравнѣ съ невѣждой.

17. И возненавидѣлъ я жизнь, потому, что противны мнѣ дѣла совершающіяся подъ солнцемъ. И это суета и бѣганіе за вѣтромъ.

18. И возненавидѣлъ я весь трудъ мой, что трудился я подъ солнцемъ, и который я оставлю другому, который будетъ послѣ меня.

19. Кто знаетъ: мудръ ли будетъ или невѣжда тотъ, кто завладѣетъ моей работой, надъ которой я трудился и напрягалъ умъ подъ солнцемъ? И это суета!

20. Поэтому я положилъ, чтобы сердце мое не ожидало ничего отъ всего труда моего, что трудился я подъ солнцемъ;

21. Потому что бываетъ человѣкъ, который дѣло свое дѣлаетъ мудро, съ умѣньемъ и успѣхомъ, и долженъ отдать его въ удѣлъ человѣку не трудившемуся въ немъ. И это суета и зло великое!

22. Да и что остается человѣку отъ всего труда его и заботы сердца его, что трудится онъ подъ солнцемъ?

23. Ибо всѣ дни его — страданія, а его занятія — безпокойство; даже и ночью нѣтъ успокоенія для сердца его. И это суета!

24. Не во власти человѣка то благо, чтобы ѣсть и пить и наслаждаться отъ труда своего. Я дозналъ, что это получается отъ руки Божіей.

25. Ибо кто могъ пировать и услаждать свои чувства болѣе меня?

26. Человѣку, который угождаетъ Ему, Онъ даетъ мудрость, знаніе и удовольствіе, а грѣшнику даетъ заботливость копленія и собиранія, чтобы послѣ отдать тому, кто угождаетъ Богу. И это суета и бѣганіе за вѣтромъ.

Глава 3-я

1. Всему чреда, и всякой вещи подъ небомъ назначено свое время.

2. Время раждать и время умирать, время садить и время вырывать посаженное.

3. Время убивать и время врачевать, время разрушать и время строить.

4. Время плакать и время смѣяться, время стенать и время скакать.

5. Время разбрасывать камни и время складывать камни, время обниматься и время удаляться отъ объятій.

6. Время искать и время считать потеряннымъ, время сберегать и время растрачивать.

7. Время пороть и время сшивать, время молчать и время говорить.

8. Время любить и время ненавидѣть, время войнѣ и время миру.

9. Что-же за польза работающему въ томъ, что онъ трудится?

10. Видѣлъ я эту заботливость, которую далъ Богъ сынамъ человѣческимъ, чтобы они терзались отъ нея.

11. Все создалъ Онъ прекраснымъ въ свое время, и въ сердце ихъ вложилъ вѣчное, но человѣку не постигнуть дѣлъ, которыя Богъ дѣлаетъ отъ начала и до конца.

12. Знаю, что нѣтъ для нихъ другаго блага, какъ веселиться и наслаждаться благами въ жизни своей.

13. Но если какой человѣкъ ѣстъ и пьетъ и наслаждается благами отъ труда своего, то это даръ Божій.

14. Знаю, что все, что ни дѣлаетъ Богъ, то остается на вѣкъ; къ нему нѣтъ чего прибавить, и отъ него нѣтъ чего отнять; и Богъ сдѣлалъ такъ для того, чтобъ благоговѣли предъ Нимъ.

15. Что сталось, то давно было, и чему быть, то уже давно было, и Богъ опять возобновитъ протекшее.

16. Еще видѣлъ я подъ солнцемъ: мѣсто повидимому суда, а тамъ беззаконіе, мѣсто правды, а тамъ неправда.

17. Сказалъ я самъ въ себѣ: праведнаго и нечестиваго будетъ судить Богъ; ибо у него, тамъ, опредѣлено время всякой вещи и всякому дѣлу.

18. О сынахъ человѣческихъ я подумалъ въ себѣ: для того, чтобъ показать имъ и дать имъ видѣть, что они тоже, что скотъ сами для себя, Богъ сдѣлалъ такъ,

19. Что участь сыновъ чѣловѣческихъ и участь скотовъ одна. Какъ тѣ умираютъ, такъ умираютъ и эти и у всѣхъ одинъ духъ, и нѣтъ преимущества у человѣка предъ скотомъ: все подлежитъ суетѣ!

20. Все идетъ въ одно мѣсто; все произошло изъ праха и все обратится въ прахъ.

21. Кто знаетъ: духъ сыновъ человѣческихъ восходитъ ли къ верху и духъ скотовъ сходитъ ли внизъ, въ землю?

22. Итакъ, я вижу, что нѣтъ другаго блага для человѣка, какъ наслаждаться дѣлами своими: ибо, это доля его, потому что кто укажетъ ему то, что послѣ него будетъ?

Глава 4-я

1. Опять посмотрѣлъ я и увидѣлъ всякія угнѣтенія, какія совершаются подъ солнцемъ; вотъ слезы обиженныхъ, а утѣшителя у нихъ нѣтъ, и отъ руки обидчиковъ причиняется имъ насиліе, а утѣшающаго ихъ нѣтъ.

2. И почелъ я мертвыхъ, которые давно умерли, счастливѣе живущихъ, которые живутъ доселѣ.

3. А счастливѣе ихъ обоихъ тотъ, кто еще не существовалъ, кто не видалъ худыхъ дѣлъ, какія совершаются подъ солнцемъ.

4. Видѣлъ я также, что всякій трудъ и всякій успѣхъ въ дѣлахъ происходятъ у человѣка отъ зависти къ ближнему его. И это суета и бѣганіе за вѣтромъ!

5. Невѣжа сидитъ сложа руки и пожираетъ тѣло свое, говоря:

6. Лучше полная горсть покоя, нежели пригоршни труда и бѣганія за вѣтромъ.

7. Опять видѣлъ я еще суету подъ солнцемъ:

8. Человѣкъ одинокъ и другаго никого нѣтъ у него, ни сына, ни брата, а между тѣмъ нѣтъ конца трудамъ его и глазъ его не сытъ еще богатствомъ. Для кого же, сказалъ бы онъ, я тружусь и лишаю душу мою блага? И это суета и недоброе дѣло.

9. Двумъ лучше, нежели одному, по той причинѣ, что у нихъ есть доброе вознагражденіе за трудъ ихъ.

10. И если одинъ изъ нихъ упадетъ, другой подниметъ товарища своего; но горе одному, когда упадетъ, а другаго нѣтъ, который поднялъ бы его.

11. Также, если лягутъ двое, то тепло имъ, а одному какъ согрѣться?

12. И если станетъ пересиливать кто либо одинъ, то двое противустанутъ ему. И нитка втрое сплетенная не скоро разорвется.

13. Лучше отрокъ бѣдный, но умный, нежели царь старый, но глупый, который не умѣетъ уже и научиться.

14. Тотъ и изъ темницы выходитъ на царство, хотя въ царствѣ сего родился нищимъ.

15. Я замѣтилъ, что всѣ живущіе подъ солнцемъ слѣдовали за этимъ отрокомъ вторымъ по царѣ, который займетъ мѣсто его (царя).

16. Нѣтъ конца народу, бывшему прежде ихъ, да и послѣдующіе не порадуются имъ. И это также суета и пустыя затѣи.

17. Наблюдай за ногою твоей, когда войдешь въ домъ Божій, и будь скорѣе готовъ къ слушанію, нежели къ принесенію жертвы съ глупцами, потому, что они не знаютъ, когда и худо дѣлаютъ.

Глава 5-я

1. Не торопись языкомъ твоимъ и пусть сердце твое не спѣшитъ произносить слова предъ Богомъ, потому что Богъ на небѣ, а ты на землѣ; поэтому, пусть у тебя немного будетъ словъ.

2. Ибо, какъ сновидѣніе привноситъ множество грёзъ, такъ и рѣчь глупца множество словъ.

3. Когда сдѣлаешь обѣтъ Богу, то не медли выполнить его; потому что только у глупцовъ не стаетъ охоты сдѣлать это, а ты, чтó обѣщалъ, выполни.

4. Лучше тебѣ не дѣлать обѣта, нежели сдѣлавши, не выполнить.

5. Не дозволяй языку твоему вводить въ грѣхъ тѣло твое, и не говори предъ ангеломъ Божіимъ: это по ошибкѣ сдѣлано. Что, если Богъ прогнѣвается на эти слова твои и погубитъ дѣло рукъ твоихъ?

6. Какъ во множествѣ сновидѣній, много и пустоты, такъ и во множествѣ словъ. Поэтому, Бога бойся.

7. Если ты увидишь въ какой нибудь землѣ притѣсненіе бѣдному и нарушеніе суда и правды, то не удивляйся этому, потому что высшій надъ высшимъ наблюдаетъ и вельможнѣйшіе надъ ними.

8. Земля имѣетъ преимущество предъ всѣми, и царь подвластенъ землѣ.

9. Кто любитъ сребро, тотъ не насытится имъ, и кто любитъ богатство, тому нѣтъ отъ того прибытка. И это суета!

10. Съ умноженіемъ добра умножаются и потребляющіе его; а хозяину его какая выгода? Развѣ та, чтобы смотрѣть.

11. Сладокъ сонъ у работающаго, много ли, мало ли онъ съѣстъ; но пресыщеніе не позволяетъ богатому спать.

12. Видѣлъ я еще тяжкое зло подъ солнцемъ, это — богатство, сберегаемое во вредъ самому владѣльцу его.

13. И богатство это пропадаетъ среди тяжкихъ обстоятельствъ; родится сынъ, и въ рукахъ у него не остается ничего.

14. Какъ вышелъ онъ нагимъ изъ утробы матери, такъ отходитъ опять, точно также какъ пришелъ, и ничего не вынесетъ изъ труда своего, что бы онъ могъ понести въ рукѣ своей.

15. Тяжко и больно это — что какъ пришелъ, такъ и отойдетъ. Какая жъ польза ему отъ того, что онъ трудился на вѣтеръ?

16. Притомъ, во всѣ дни свои онъ кормится скудно, съ великою тугой и болѣзнію и раздраженіемъ.

17. Вотъ въ чемъ я нахожу добро и пріятность для человѣка: ѣсть и пить и наслаждаться благами отъ всѣхъ трудовъ своихъ, какіе несетъ онъ подъ солнцемъ, въ теченіи немногихъ дней жизни своей, которые даетъ ему Богъ, потому что это его доля.

18. Если какому человѣку Богъ далъ богатство и имущество и далъ ему власть пользоваться отъ нихъ и брать изъ нихъ свою долю, и наслаждатъся отъ трудовъ своихъ: то это — даръ Божій.

19. Ибо, не долго воспоминать ему о дняхъ жизни своей; поэтому Богъ соизволяетъ на радованіе сердца его.

Глава 6-я

1. Есть зло, которое видѣлъ я подъ солнцемъ, и зло великое для человѣка.

2. Бываетъ, что Богъ даетъ человѣку богатство и имущество и славу, и ни въ чемъ не находитъ онъ недостатка для души своей, чего бы ни пожелалъ; но не даетъ ему Богъ пользоваться этимъ, а чужой человѣкъ пользуется имъ: это суета и тяжкая скорбь.

3. Если бы какой нибудь человѣкъ родилъ сто дѣтей и прожилъ много лѣтъ, но въ теченіи значительныхъ лѣтъ жизни своей, душа его не наслаждалась бы добромъ и гроба не досталось бы ему: то я скажу: выкидышъ счастливѣе его.

4. Потому что онъ во тьмѣ приходитъ и во тьмѣ отходитъ, и неизвѣстностію покрыто имя его.

5. Даже солнца не видитъ онъ и не знаетъ. Ему покойнѣе, нежели тому.

6. И если бы онъ прожилъ двѣ тысячи лѣтъ и не наслаждался бы удовольствіемъ, то не все ли пойдетъ въ одно мѣсто?

7. Человѣкъ работаетъ для рта своего, и при всемъ томъ, желанія его ненасытимы.

8. И какое преимущество въ этомъ отношеніи имѣетъ мудрый предъ невѣжею, — бѣднякъ умѣющій обращаться — предъ другими живущими?

9. Лучше повидѣть глазами, нежели развлекаться желаніями. И это также суета и томленіе духа.

10. Тому, кто существуетъ, давно наречено имя и извѣстно, что онъ человѣкъ, и что не можетъ состязаться съ тѣмъ, кто посильнѣе его.

11. Когда много рѣчей, много и пустоты. А человѣку какая отъ нихъ выгода?

12. Да и кому извѣстно, чтó хорошо для человѣка въ жизни — въ эти немногіе дни суетной жизни его, которые проводитъ какъ тѣнь? Ибо, кто скажетъ человѣку, чтó будетъ послѣ него подъ солнцемъ?

Глава 7-я

1. Доброе имя лучше хорошаго аромата и день смерти предпочтительнѣе предъ днемъ рожденія.

2. Лучше ходить въ домъ плача, нежели въ домъ пированья: ибо тамъ увидишь, какой конецъ всякаго человѣка, и живой приложитъ это къ сердцу своему.

3. Сѣтованіе лучше смѣха, потому что при печали лица улучшится сердце.

4. Сердце мудрыхъ любитъ быть въ домѣ плача, а сердце невѣждъ въ домѣ потѣхи.

5. Лучше слушать обличеніе мудраго, нежели слушать пѣсни глупцовъ.

6. Ибо смѣхъ глупцовъ подобенъ треску терноваго хворосту подъ горшкомъ. И это суета!

7. Обида отнимаетъ умъ и у мудраго, и подарки портятъ сердце.

8. Конецъ дѣла лучше начала; терпѣливый лучше высокомѣрнаго.

9. Не спѣши раздражаться въ духѣ твоемъ потому что раздраженіе живетъ только въ груди невѣждъ.

10. Не говори, отчего прежніе дни были лучше теперешнихъ, потому что допытываешься объ этомъ не по мудрости.

11. Хорошо — мудрость съ имуществомъ, и въ особенности для видящихъ солнце.

12. Ибо, кто подъ сѣнію мудрости, тотъ подъ сѣнію серебра (достатка); но превосходство познанія мудрости въ томъ, что она счастливитъ владѣющаго ею.

13. Выжидай дѣйствованія Божія: ибо, кто выпрямитъ то, что Имъ искривлено?

14. Въ счастливые дни наслаждайся счастьемъ, а въ несчастные выжидай: то одно, то другое Богъ дѣлаетъ для того, чтобы человѣкъ ничего не постигалъ за Нимъ.

15. Всего навидѣлся я въ дни суеты моей. Бываетъ, что праведникъ гибнетъ отъ правды своей, и бываетъ — порочный живетъ долго въ порокахъ своихъ.

16. Не будь слишкомъ правдивъ и не почитай себя слишкомъ мудрымъ; зачѣмъ тебѣ губить себя?

17. Не безчинствуй чрезъ мѣру и не будь безуменъ; зачѣмъ умирать тебѣ не въ свое время?

18. Хорошо, если ты станешь держаться одного и не отнимать руки отъ другаго: ибо, кто боится Бога, тотъ избѣгнетъ всего.

19. Мудрость даетъ мудрому силы больше, нежели десять градоначальниковъ.

20. На землѣ нѣтъ человѣка праведнаго, который дѣлалъ бы добро и не грѣшилъ.

21. Поэтому, всякаго слова, какое говорится, не принимай къ сердцу, такъ чтобы когда рабъ твой злословитъ тебя, тебѣ не слышать его.

22. Ибо тебѣ извѣстно, что много разъ самъ ты злословилъ другихъ.

23. Все это я изслѣдовалъ умомъ и сказалъ: буду умнѣе, но мудрость удалялась отъ меня.

24. Отдалено то, что было, и глубоко, глубоко такъ, что кто постигнетъ его?

25. Обратилъ я сердце свое, потомъ, къ узнанію, изслѣдованію и изысканію мудрости и пониманія вещей и къ познанію дурноты невѣжества и безразсудныхъ нелѣпостей.

26. И нашелъ я, что горче самой смерти — жена, у которой сердце — сѣть и неводъ, а руки — оковы; тотъ, кто угоденъ Богу, спасется отъ нея, а грѣшникъ уловленъ будетъ ею.

27. Вотъ, что нашелъ я, сказалъ проповѣдникъ, изслѣдывая вещи, одну за другою,

28. Чего уже и прежде искала душа моя и не находила: мужчину, одного изъ тысячи я нашелъ, а женщины между всѣми ими не нашелъ.

29. Однако, я нашелъ также, что Богъ сотворилъ человѣка правымъ, а люди предались большой затѣйливости.

Глава 8-я

1. Кто сравняется съ мудрымъ и кто съ понимающимъ смыслъ вещи? Мудрость человѣка просвѣщаетъ лице его и суровость лица его измѣняется.

2. Я говорю: слово царя соблюдай изъ-за клятвы, данной Богу.

3. Не спѣши уходить изъ передъ лица его и не будь устойчивъ въ дурномъ дѣлѣ, потому что онъ сдѣлаетъ все, что захочетъ.

4. Такъ какъ слово царя властно: то кто скажетъ ему: что дѣлаешь ты?

5. Кто соблюдаетъ заповѣданное, тотъ не испытаетъ никакого зла; время же и законъ сердце умное узнаетъ.

6. Ибо всякой вещи есть свое время и уставъ, а человѣку большая бѣда отъ того,

7. Что онъ не знаетъ, чтó будетъ и никто не скажетъ ему, когда будетъ оно.

8. Никакой человѣкъ не властенъ надъ духомъ своимъ такъ, чтобы смирять его, и не въ его власти день смерти, и нѣтъ отпуска на войнѣ, и нечестіе не спасетъ нечестиваго.

9. Все это я видѣлъ и вникалъ сердцемъ моимъ во все, что дѣлается подъ солнцемъ. Бываеть время, когда человѣкъ властвуетъ надъ человѣкомъ на бѣду ему.

10. Также видѣлъ я, что дѣлаются похороны нечестивымъ, и сходятся и провожаютъ изъ мѣста святаго, и ихъ предаютъ забвенію въ городѣ, гдѣ они такъ поступали. И это суета!

11. Поелику не тотчасъ производится судъ надъ худыми дѣлами, то отъ этаго сердце сыновъ человѣческихъ полно стремленія дѣлать зло.

12. Хотя грѣшникъ дѣлаетъ зло сто разъ, и Богъ долготерпитъ ему: однако, я знаю, что хорошо будетъ только боящимся Бога, которые благоговѣютъ предъ Нимъ.

13. А грѣшнику не будетъ счастья, и какъ тѣнь не долго продержится онъ, потому что нѣтъ въ немъ страха Божія.

14. Есть суета, происходящая на землѣ и состоящая въ томъ, что праведникамъ приключается какъ бы по дѣламъ нечестивыхъ, а нечестивцамъ приключается какъ бы по дѣламъ праведныхъ, и я сказалъ при этомъ: это суета!

15. И одобрилъ я веселіе, потому что нѣтъ лучше для человѣка подъ солнцемъ, какъ только ѣсть и пить и веселиться; это воздаяніе за трудъ его во дни жизни, которые даетъ ему Богъ подъ солнцемъ.

16. Когда я обратилъ сердце свое на то, чтобъ постигнуть мудрость и обозрѣть заботливость происходящую на землѣ, по которой человѣкъ, ни днемъ, ни ночью не видитъ сна на очахъ своихъ,

17. Когда разсматривалъ всѣ дѣла Божіи, то нашелъ, что человѣкъ не можетъ постигнуть всего совершающагося подъ солнцемъ. Сколько бъ онъ ни трудился въ изслѣдованіи, онъ не постигнетъ; если даже и мудрецъ говоритъ, что знаетъ, то онъ не можетъ постигнуть.

Глава 9-я

1. Вотъ все то, во что я вникалъ сердцемъ моимъ и что узналъ, что праведные и мудрые и дѣла ихъ въ рукѣ Божіей, равно, любовь и непріязнь, и человѣкъ ничего не знаетъ, что впереди его.

2. Одна участь всему и всѣмъ, праведнику и нечестивцу, доброму, чистому и нечистому, приносящему жертву и неприносящему. Что бываетъ съ добродѣтельнымъ, то и съ грѣшникомъ, и что съ кленущимся, то и съ уважающимъ клятву.

3. Вотъ, что худо во всемъ, что дѣлается подъ солнцемъ, что одна участь всему, и сердце сыновъ человѣческихъ исполнено зла и что въ теченіи жизни ихъ, глупости въ сердцахъ у нихъ, а потомъ, они умираютъ.

4. Ибо, кто находится въ числѣ живыхъ, тому остается еще надежда, такъ какъ и псу живому лучше, нежели умершему льву.

5. Живые знаютъ, что умрутъ, а мертвые ничего не знаютъ и нѣтъ имъ воздаянія отъ людей, ибо память ихъ предана забвенію.

6. Любовь и ненависть и ревность ихъ давно изчезли и участія нѣтъ имъ болѣе во вѣкъ ни въ чемъ, что дѣлается подъ солнцемъ.

7. Итакъ, ѣшь съ веселіемъ хлѣбъ твой и пей въ радости сердца вино твое, когда до того уже есть благоволеніе Божіе къ дѣламъ твоимъ.

8. Пусть всегда одежды твои будутъ бѣлы и масти не оскудѣваютъ на головѣ твоей.

9. Наслаждайся жизнію съ женою, которую любишь, во все время суетной жизни твоей, какую далъ тебѣ Богъ подъ солнцемъ, во всѣ суетные дни твои: ибо, это доля твоя въ жизни и въ трудахъ твоихъ, которые ты несешь подъ солнцемъ.

10. Все, что рука твоя найдетъ посильнымъ дѣлать — дѣлай: ибо, въ могилѣ, въ которую ты пойдешь, не мѣсто ни работѣ, ни измышленію, ни знанію, ни мудрости.

11. Опять видѣлъ я подъ солнцемъ, что не въ волѣ проворныхъ добѣжать, ни сильныхъ — побѣдить, равно не въ волѣ мудрыхъ достать себѣ хлѣбъ, также разумныхъ — богатство, не въ волѣ ученыхъ снискать себѣ благоволеніе, но всему выпадаетъ время и случай.

12. Даже человѣкъ не знаетъ времени своего. Какъ рыба, пойманная въ роковой неводъ, и какъ птицы, захваченныя въ тенета, такъ сыны человѣческіе уловляются бѣдственнымъ временемъ, когда оно неожиданно находитъ на нихъ.

13. Вотъ, видѣлъ я еще подъ солнцемъ, мудрость, которая показалась мнѣ важною:

14. Городъ маленькій, и людей въ немъ немного; къ нему подступилъ великій царь, и окружилъ его, и построилъ вокругъ его большія укрѣпленія.

15. Но въ немъ нашелся бѣдный, но умный человѣкъ, который мудростію своею освободилъ городъ отъ опасности; однако, никто не вспоминаетъ объ этомъ бѣдномъ человѣкѣ.

16. И сказаль я: умъ предпочтительнѣе силы, хотя на мудрость этого бѣдняка не обратили вниманія и словъ его не слушали.

17. Словъ мудраго высказываемыхъ спокойно слушаются болѣе, нежели крика властелина надъ глупыми.

18. Мудрость лучше воинскихъ орудій, а одинъ грѣшникъ погубитъ много добра.

Глава 10-я

1. Какъ ядовитыя мухи портятъ и выдыхаютъ елей у приготовляющаго благовонныя мази, такъ не много глупости причиняетъ тоже уважаемому по мудрости и славѣ.

2. Сердце мудраго на правой сторонѣ у него, а сердце глупаго на лѣвой.

3. По какой дорогѣ ни шелъ бы невѣжа, у него смысла не достаетъ, и о всемъ говоритъ онъ: это глупо.

4. Если гнѣвъ властелина обратится на тебя, то не оставляй мѣста твоего, потому что кротость заставитъ простить и большіе проступки.

5. Есть зло, которое видѣлъ я подъ солнцемъ, именно: погрѣшность, происходящая со стороны начальствующаго.

6. Убожество поставляется на большой высотѣ, а богатые сидятъ низко.

7. Видѣлъ я рабовъ, ѣздящихъ на коняхъ, а начальниковъ, ходящихъ какъ рабы пѣшкомъ.

8. Кто копаетъ яму, тотъ упадетъ въ нее, и кто разрушаетъ стѣну, того ужалитъ змѣй.

9. Кто передвигаетъ камни, тотъ можетъ надсадить себя, и сѣкущій дрова можетъ поранить себя отъ нихъ.

10. Если затупѣетъ топоръ и лезвее у него не выточено, то попусту будешь напрягать силы, но хорошая выправка его есть дѣло умѣнья.

11. Если бы змѣй жалилъ, не смотря на заговариванье, то не было бы пользы заговаривателю.

12. Слова изъ устъ мудраго пріятны, а уста глупаго губятъ его же.

13. И начало рѣчей его глупость, и конецъ несносное невѣжество.

14. Глупецъ наговоритъ много; и однако, человѣкъ не знаетъ, что случится, и кто скажетъ ему, что будетъ послѣ него?

15. Трудъ глупцовъ утомляетъ ихъ, и ни одинъ изъ нихъ не знаетъ дороги къ городу.

16. Горе тебѣ, земля, у которой царь дитя и начальники принимаются за ѣду съ утра.

17. Счастлива ты, земля, когда царь у тебя изъ благороднаго рода и начальники твои принимаютъ пищу во время, для подкрѣпленія, а не для пированья.

18. Отъ лѣности обвалится потолокъ и когда опустятся руки, то въ домѣ появится течь.

19. Пиршества устрояются для радости, и вино веселитъ живущихъ, а серебро отвѣчаетъ за все.

20. Даже въ совѣсти твоей не злословь царя, и въ спальномъ покоѣ твоемъ не брани богатаго, потому что птица небесная перенесетъ сказанное, крылатая перескажетъ слова твои.

Глава 11-я

1. Отпускай хлѣбъ твой по водѣ (моремъ), потому что спустя нѣсколько времени, ты опять найдешь его.

2. Впрочемъ, откладывай изъ него седьмую и даже восьмую долю, потому что не знаешь, не случится ли какого несчастья на землѣ.

3. Если облака наполнятся, то они прольютъ дождь на землю, и если упадетъ на югъ, или на сѣверъ, то оно и останется на томъ мѣстѣ, гдѣ упадетъ.

4. Кто наблюдаетъ вѣтеръ, тому не сѣять, и кто смотритъ на облака, тому не жать.

5. Какъ ты не знаешь путей вѣтра, ни того, какъ образуются кости въ чревѣ беременной, такъ неизвѣстно тебѣ дѣло Божіе, который сотворилъ все.

6. Сѣй съ утра сѣмя твое и вечеромъ пусть не отдыхаетъ рука твоя, потому что ты не знаешь, то ли, или другое будетъ удачнѣе, или хороши оба равно.

7. Пріятенъ свѣтъ и хорошо для глазъ видѣть солнце.

8. Хотя бы человѣкъ прожилъ много лѣтъ и всѣ провелъ въ веселіи: однако, при воспоминаніи о дняхъ мрака, что ихъ много будетъ, все прошедшее представится ему суетою.

9. Веселись, юноша, въ молодости твоей, и пусть сердце твое предается радости въ дни юности твоей; иди, куда указываетъ тебѣ сердце твое и куда глядятъ глаза твои; но знай, что за все это Богъ приведетъ тебя на судъ.

10. Прогоняй печаль отъ сердца твоего и удаляй непріятное отъ тѣла твоего, потому что и юность и молодость суета.

Глава 12-я. Христианское чтение. СПб., 1861 г. Апрель1. И помни Создателя своего во дни юности твоей, пока не наступятъ тяжелые дни, и не придутъ годы, въ которые скажешь: нѣтъ мнѣ удовольствія въ нихъ.

2. Пока не померкли солнце и свѣтъ, луна и звѣзды и вслѣдъ за дождемъ опять не находятъ тучи.

4. И заперты будутъ двери на улицу, понизится звукъ жернова и станетъ вставать человѣкъ по крику птицы и утратятъ цѣну всѣ сладкіе звуки.

5. И высоты тогда страшны, и на ходьбѣ опасенія; тогда зацвѣтетъ миндаль и несносна будетъ саранча, и аппетитъ пропадетъ, потому что человѣкъ готовится отойти въ вѣчный свой домъ, и плачущіе готовы окружить его на улицѣ.

6. Наслаждайся жизнію, пока еще не порвалась серебряная цѣпочка и не разломалась золотая лампада, пока не разбилось ведро надъ колодеземъ и не оборвалось колесо въ колодезь.

7. Тогда возвратится прахъ въ землю, откуда и былъ онъ, а духъ возвратится къ Богу, который далъ его.

8. Суета суетъ, сказалъ проповѣдникъ, все суета!

9. Кромѣ того, что проповѣдникъ былъ мудръ, онъ училъ еще народъ знанію, внимательно изслѣдывалъ все и сложилъ много притчей.

10. Старался проповѣдникъ находить хорошія рѣчи и слова истины написанныя имъ вѣрны.

11. Слова мудрыхъ подобны остріямъ и собирателями ихъ вбиваются какъ гвозди: они даны отъ одного пастыря.

12. Сверхъ всего этаго пріими наставленіе, сынъ мой: составлять много книгъ, конца не будетъ, и усиленное чтеніе изнуряетъ тѣло.

13. А сущность всего прослушаннаго сочиненія заключается въ слѣдующемъ: бойся Бога и заповѣди Его храни: ибо, въ этомъ все для человѣка.

14. Потому что всякое дѣло, даже тайное, Богъ приведетъ на судъ для разсмотрѣнія, хорошо ли оно, или худо.

Примечания

  1. Вѣроятно, смыслъ тотъ, что никто не можетъ сравниться съ Соломономъ въ опытномъ дознаніи всего, потому что никто не будетъ обладать такими способами, какъ онъ.
  2. Выраженіе приточное, указывающее на осмотрительность и дальновидность умнаго человѣка.
  3. Т. е. смертный случай.
  4. Богодухновенный писатель отнюдь не отрицаетъ здѣсь, и не наводитъ сомнѣнія на безсмертіе души человѣческой, потому что ниже (гл. 12, ст. 7), описывая окончаніе жизни человѣческой отъ удара смерти, ясно и положительно отдѣляетъ смертную часть человѣческой природы отъ безсмертной. О первой говоритъ: прахъ возвратится въ землю, откуда и былъ онъ; о послѣдней: а духъ возвратится къ Богу, который далъ его. Здѣсь же онъ разсматриваетъ одну тѣлесную природу человѣка, и указывая на смертность, какъ на жребій, общій ей съ природою скотовъ, ставитъ слушателя своего въ положеніе размышляющаго, и отнюдь не сомнѣвающагося, или отрицающаго. Вопросная форма рѣчи, такъ частая у евреевъ, выражаетъ, почти всегда, трудность задачи, а не полное сомнѣніе или отрицаніе. Для примѣра см. Псал. 14, 1; Прит. 31, 10; Сир. 31, 8.
  5. Т. е. истощаетъ и разслабляетъ лѣностью и неподвижностью.
  6. Вѣроятно — священникомъ, который у пророка Малахіи называется ангеломъ Вседержителя (Мал. 2, 7) и обязанностію котораго было — выслушивать обѣты. Смыслъ стиха тотъ: не давай обѣта необдуманнаго, который превышалъ бы силы и способы твои, и не извиняйся послѣ, что онъ сдѣланъ по необдуманности.
  7. У Соломона и другихъ священныхъ писателей подъ словомъ: сердце, разумѣются всѣ способности душевныя. Правая рука, или десница обыкновенно чаще употребляется въ работѣ, и потому ловче и способнѣе въ дѣлѣ, нежели лѣвая. Итакъ, у Соломона та мысль, что умный, занимаясь дѣломъ смышленно и усердно, успѣшнѣе можетъ окончить его, тогда какъ глупый, занимаясь вяло и безъ знанія не можетъ надѣяться на хорошій успѣхъ въ дѣлѣ.
  8. Не сами въ себѣ, но по отношенію къ зрѣнію, ослабленному лѣтами.
  9. Недуги старости, непрерывно смѣняющіе одни другіе.
  10. Руки — орудія защиты.
  11. Мышцы.
  12. Зубы.
  13. Глаза.
  14. Уста. Старики мало говорятъ, еще менѣе — поютъ.
  15. Сердцебіеніе, или же, по другимъ, слабый звукъ зубовъ при жеваніи.
  16. Раннее пробужденіе отъ сна стариковъ по крику пѣтуха, или же, вообще, тонкій, урывчатый сонъ.
  17. Сѣдина въ волосахъ на головѣ.
  18. Вѣроятно, нить мозга, проходящая чрезъ хребетную кость вверхъ къ черепу или собственно мозгу, который аллегорически представляется подъ образомъ лампады.
  19. Дѣйствіе кровообращенія въ тѣлѣ, или приливы и отливы крови въ сердцѣ, которое уподобляется ведру, черпающему и выливающему воду.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *