Икона страшный суд фото описание — Икона «Страшный суд»

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:. Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других верных и добрых от безбожных и злых , подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец праведников по правую Свою сторону, а козлов грешников по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: Тогда праведники спросят Его со смирением: Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе? Царь же скажет им в ответ: Западная стена Владимирского собора в Киеве. Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: Тогда и они скажут Ему в ответ: Но Царь скажет им: Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным , так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим. Христос Пантократор и Страшный суд. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции. Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века. Из церкви Покрова погоста Лядины Каргопольский район Архангельской обл. Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы. Вторая половина XIX в. Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век. В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал: Страшный суд в картинах и иконах. Редакция портала «Православие и мир». И пойдут грешники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную. Вместо того чтобы готовиться к встрече с Небесным Отцом, сыновья Бога стали готовиться к встрече антихриста. Подборка редких фотографий Елизаветы Федоровны Романовой. Положение Честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, Проповедь на Евангельское чтение, Запас прочности, Вопросы священнику: Может ли старость в России быть в радость. Как восстановить расстрелянный монастырь, вокруг которого опасно даже ходить. Впечатления мамы-паломницы из Петербурга. Рак так же индивидуален, как отпечатки пальцев 11, Общественные инспектора получат возможность входить в алтари храмов во время богослужений 11, Когда комплексы и страхи прикрываются церковностью 8, Редкие фотографии Елизаветы Федоровны 8, Июль — как народ царя оплакивал 6, Как гаджеты вызывают зависимость и как с ней бороться 4, Вы забыли мобильный телефон и в страхе возвращаетесь за ним 3, Редакция портала «Православие и мир» 14, Игумения Ксения Чернега 11, Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня. Помочь Правмиру Подписаться на рассылку. Счастья много не бывает. Навигация Главное Документы Аналитика и комментарии. Дорога к храму Первые шаги в Храме Колокольные звоны Паломничество Православные праздники в году Рождество Христово — 7 января в году Крещение Господне — 19 января в году Благовещение Богородицы — 7 апреля в году Вход Господень в Иерусалим Вербное Воскресенье — 9 апреля в году Вознесение Господне в году — 25 мая Рождество Богородицы — 21 сентября в году Воздвижение Креста — 27 сентября в году Покров Богородицы — 14 октября в году Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря в году Сретение Господне — 15 февраля в году Воскресение Христово Пасха — 16 апреля в году Праздников Праздник Троица в году — 4 июня День святых апостолов Петра и Павла — 12 июля в году Преображение Господне Ялочный спас в году — 19 августа Успение Богородицы в году — 28 августа Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября года Богослужение Таинства Церкви Таинство Покаяния Исповедь Таинство Крещения Таинство Причащения Таинство Венчания Таинство Елеосвящения Таинства Церкви Пост Великий пост в году — с 27 февраля по 14 апреля Петров пост в году — с 12 июня по 11 июля Успенский пост в году — 14—27 августа Рождественский пост в году: Православные молитвы, молитвы святым, утренние и вечерние молитвы Поминовение усопших Икона: Православные иконы Инфографика Жизнь Церкви Монашество Миссионерство Люди Церкви Праведники Дневник иеромонаха Никона Новомученики Патриарх Святейший Патриарх Алексий II Святейший Патриарх Кирилл Святейший Патриарх Тихон Святейший Патриарх Пимен Богословие Навигатор Толкования Вопросы священнику Православие в мире Жизнь родного прихода. Рассказы Греция Палестина Африка Израиль Грузия Япония Узбекистан США Китай Индия Франция Сирия Пакистан Египет Латинская Америка Испания Италия Ливия Великобритания Аргентина Болгария Чехия и Словакия Религии и конфессии Секты Атеизм Оккультизм и мифы Справки Беседы о главном О грехах и добродетелях Исповедь шопоголика Проповеди Популярные статьи Слово Пастыря Митрополит Сурожский Антоний митрополит Антоний Сурожский прп. Серафим Саровский Старец Паисий Святогорец Святитель Николай Сербский Протоиерей Всеволод Шпиллер Протоиерей Александр Ильяшенко архим. Иоанн Крестьянкин Протоиерей Валентин Амфитеатров Протоиерей Алексий Уминский Храм Всемилостивого Спаса. Личный опыт веры Одиночество Спорт Наши современники Инвалиды Защитники Отечества Психология Скорби и болезни Болезни детей Смерть. Жизнь после смерти Про смелых и больших людей Православная кухня Постные блюда Блиц-опрос. Аналитические обозрения Полемика Новости редакции На правах рекламы Патриотизм Медицина СМИ Манипулирование Блоги Мониторинг СМИ История православной журналистики Дайджест Журнал «Направо» Журнал «Виноград» Нескучный сад События Интервью Жизнь в Церкви Общее дело Семья и личность ЖМП Мегаполис Экология Политика Мир Викторины Кризис Демография Образование Тесты Работа тайм-менеджмент Милосердие Наши опросы. Наука и вера Философия. До брака Переписка Николая Александровича Романова и принцессы Алисы Гессенской Беременность и роды Усыновление Взаимоотношения в семье Воспитание детей Многодетные семьи Приемные дети Детям Сказки Рассказы Папа, мама, восемь детей и грузовик Маленькая принцесса История перед сном Измена. Фото Видео Аудио Медиа-статьи. Страшный суд в картинах и иконах Редакция портала «Православие и мир» 22 февраля г. Мы носим в себе суд как радиацию Мясопустная неделя: Церковь отмечает Неделю о Страшном суде Страшный суд или самый лучший день в нашей жизни? Суд над самим собой Есть ли адские муки? О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так: Синьорелли Signorelli Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд. Рогир ван дер Вейден Рельеф кафедры собора в Пизе. СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов. Польша, икона XVII в. Страшный суд Румыния, подписана г. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Миниатюра Синодика XVII в. Души праведных в руке Божией. Страшный Суд по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Страшный суд в картинах и иконах Редакция портала «Православие и мир» И пойдут грешники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную. Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи — благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели. Помогите нам работать дальше! Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments. Мы носим в себе суд как радиацию. Церковь отмечает Неделю о Страшном суде. Новостная служба «Православие и мир». Страшный суд или самый лучший день в нашей жизни? Редкие фотографии Елизаветы Федоровны. У людей должен быть выбор — где и как стареть. Важно не просто раздать пряники, а быть с человеком. К святому Николаю с детьми — миссия выполнима. Новостная служба 16, Редакция портала «Православие и мир» 14, Дмитрий Емец 13, Наталия Демина 11, Игумения Ксения Чернега 11, Дарья Рощеня 8, Светлана Хустик 6, Артем Левченко 6, Адам Альтер 4, Барбара Дженнингс 3, Первые шаги в храме Христос Троица Крещение Крещение ребенка Как выбрать крестных Именины Как выбрать имя ребенку Исповедь Причастие Венчание Соборование Отпевание Панихида Святая вода Библия Евангелие Толкование Евангелия Молитвы Отче наш. Молитва Господня Молитвослов Вопросы священнику. Святые и чтимые иконы Святитель Николай Святой апостол Петр Александр Невский Серафим Саровский Матрона Московская Спиридон Тримифунтский Ксения Петербуржская Георгий Победоносец Иоанн Кронштадтский Сергий Радонежский Андрей Рублев Петр и Феврония Муромские Святая Ольга Иоанн Креститель Иоанн Златоуст Новомученики Владимирская икона Казанская икона. Православные посты и праздники Рождество Богородицы Воздвижение Креста Покров Введение во храм Рождество Крещение Сретение Благовещение Вербное Воскресенье. Вход Господень в Иерусалим Пасха Троица Вознесение Татьянин день Великий пост Рождественский пост Успенский пост Петров пост Рецепты постных блюд Масленица Прощеное воскресенье. Темы Смысл жизни Смерть и жизнь после смерти Конец света Рай Ангелы Дьявол Православный взгляд на аборты Заговоры Самоубийство Депрессии Обиды Ревность Атеизм Крещение Руси День Победы Песни Победы День святого Валентина Новый год. Персоналии Патриарх Кирилл Патриарх Алексий Патриарх Павел протодиакон Андрей Кураев Николай Второй Лев Толстой Галилей Высоцкий. Семья Семья Создать семью Мужу, жене Воспитание детей Многодетные семьи Бесплодие, усыновление Рождение ребенка Развитие ребенка Пережить развод, измену. Помочь Правмиру Подписка на рассылку О проекте Реклама. Нашли ошибку в тексте? Републикация материалов сайта в печатных изданиях книгах, прессе возможна только с письменного разрешения Редакции. Сайт создан компанией Hamburg Church Studio. Помочь Я уже помогаю Закрыть. Иконография Страшного Суда Протоиерей Николай Погребняк В чтениях и песнопениях недели о Страшном суде присутствует некая универсальность, они адресованы каждому человеку, как апостол Павел писал:

Стихи быкова о сердюкове
статья 1 наказание
таблица смешивания пластилина

Икона страшный суд фото описание

Таблица измерения ампер
расписание электричек киевского направления до селятино

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам. Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец грешников и праведников. Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда. На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных. Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова. Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса. В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в «Повести временных лет». Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место. Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона «Страшный суд», описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место. Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех. Далее под изображением Иисуса находится престол Этимасия. Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, Евангелие. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом. Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана. Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств блуд, пьянство и др. Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия. После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться. До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой. Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона «Страшный суд» фото представлено ниже. Также такие росписи можно найти в некоторых храмах о них говорилось выше. О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда — неизвестно. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло. Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно райское блаженство праведников и адские муки грешников. Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов — это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи. К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту. Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре — изображение самого суда, слева находится рай, а справа — ад. Каждая композиция очень реалистична. Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов. Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе. Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники. Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча. Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место. Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость. К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека. Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной. Новости НЛО Видео НЛО Фото НЛО Статьи НЛО Истории Видео. Лучшее за сегодня неделю месяц полгода год. Возникновение сюжета иконы и первые изображения Что повлияло на возникновение сюжета Сюжет иконы Страшного суда на Руси Описание сюжета Толкование сюжета Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней Слова святых о Страшном суде Сюжет Страшного суда в картинах художников Изображение кисти Васнецова Изображение кисти Рублева. Психолог объяснил значение десяти самых популярных сюжетов снов. Значение развития нанотехнологий в России для борьбы с международным терроризмом. Имена девочек по месяцам: Православные праздники в апреле и их краткое описание. Что такое Астрал, инструкция по выходу. Что предсказал Нострадамус до года. Предсказания Ванги от и до года! Может быть отрицательным числом window. Лучшее за 3 дня. Сайт О журнале Новости сайта RSS Правила Контакты Письмо в журнал. Пользователям Реклама Информер Правообладателям. Подпишитесь на обновления NLO-MIR.

водное поло на грани фола ova
Исследование личностных характеристик
рекомендуют сменить пароли
Иконография Страшного Суда
снять клавиатуру с ноутбука toshiba
Телевизор голдстар инструкция
внешний угол треугольника острый

На фреске Микеланджело «Страшный суд» возмездие настигает не только грешников, но и тех, кто раздражал живописца


Нажмите для увеличения

Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

Однако заказчик — это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.

Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.

1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую — за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.

2. Святая Екатерина Александрийская. С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone — «рисовальщик штанов».

3. Минос. Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.

4. Святой Варфоломей. По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.

5. Апостол Петр. Он держит ключи от врат неба и ада — символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.

6. Автопортрет. Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.

7. Юноша. Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.

Художник
Микеланджело Буонарроти

1475 — родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 — был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.
1490–1492 — изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 — впервые прибыл в Рим.
1508–1512 — раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 — создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 — окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 — был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 — умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Н. В. Ануфриева

иконография страшного суда по старообрядческим рукописям книжных собраний среднего урала*

(Свт. Феофан Затворник. «Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту». Гл. 3).

Многоплановая драматичная композиция на тему Страшного Суда состоит из отдельных сюжетов, которые на протяжении времени существования христианства извлекались из богословских сочинений, нравоучительных сборников, канонических и апокрифических памятников, тем самым последовательно и постепенно уточняя и делая более наглядной общую картину последнего Судного дня. В статье проанализированы иконографические сюжеты, взятые из рукописных книг собраний Уральского региона, пополнивших единую картину Страшного Суда. Следуя за текстом сочинения, уральские переписчики создавали визуальный ряд, исходя из созданной ими же традиции либо перенимая элементы других бытовавших традиций, в том числе и элементы западноевропейского влияния, в результате чего мы можем наблюдать особенности изобразительного ряда рукописей, созданных в Уральском регионе.

Ключевые слова: Страшный Суд, миниатюра, христианская иконография, старообрядчество, рукописи.

* Публикация подготовлена в рамках выполнения проекта № 33.2182.2017/4.6 («Формирование русской культурно-религиозной идентичности: памятники традиционной письменности как символические коды культурной памяти») госзадания МО РФ научным коллективам исследовательских центров и (или) научных лабораторий образовательных организаций высшего образования на 2017-2019 гг.

© Н. В. Ануфриева, 2017

Изображение величественных картин заключительного момента мировой истории, когда явится высший Судия, чтобы «воздать каждому по делам его»1, и свершится вселенский Страшный Суд над живыми и мертвыми, складывалось в христианской иконографии на протяжении многих веков и нашло отражение во фресковых росписях храмов, барельефах, иконописи, книжной миниатюре, лубочной картинке, а также в современном искусстве различных стилевых направлений — от классики до модерна.

Традиционную композицию Страшного Суда составляют несколько последовательно сменяющих друг друга картин или сюжетных линий. Трубный глас ангелов, явление Иисуса Христа на Престоле, раскрытые книги, воскрешение мертвых, Суд над праведниками и грешниками, и далее картины обновления мира, торжество праведников в небесном Иерусалиме и, по другую сторону, — низверженные в ад грешники с изображением вечных мучений. Это основные магистральные сюжеты темы Страшного Суда, которые со временем «обрастали» новыми сюжетными линиями, изобразительными деталями, способствующими более точному пониманию и восприятию этой главной темы христианского искусства. Для примера можно сравнить две иконы с изображением Страшного Суда — синайская XII в. и ростовская XIX в. (ил. 1).

Нельзя не обратить внимание на то, как на ростовской иконе XIX века более детализованно и дробно, чем на ранней синайской иконе, переданы все аспекты сюжета, привнесены новые линии, позволяющие глубже понять идею композиции Страшного Суда.

Во фресковых росписях храмов эта композиция также представлена целостной картиной с добавлением, кроме основных линий сюжета, еще других, дополнительных, составляющих общий фон, в результате чего фресковые росписи на тему Страшного Суда занимают большое пространство — как правило, всю западную стену храма.

В русской рукописной лицевой книге, как и во фреске и в иконе, также имел место процесс отражения художественного развития темы Страшного Суда. Но, в отличие от фрески и иконы, целостно представляющих картину, книжная миниатюра, как правило, ориентирована на текст определенной главы, где идет описание соответствующего события Страшного Суда и, таким образом, последовательно раскрываются отдельные сюжеты этой темы.

1 Откр 22. 12.

Сохранилось немало иллюстрированных книжных памятников со сценами Страшного Суда, как в восточнославянских странах, так и в западноевропейских. Это, прежде всего, списки Апокалипсисов, Псалтирей, сочинения житийного, назидательного характера, ветхозаветные пророчества, евангельские тексты и др. Большое количество рукописей на эсхатологические темы приходится на XVI-XVII вв., когда в обществе особенно обостренно и активно проявлялся интерес к проблеме «последних дней» и периодически происходило «вычисление» даты Страшного Суда, соответственно, Пришествия Спасителя и с ним акта наказания грешников и спасения безгрешных. Тема Страшного Суда нашла широкое отражение в трудах исследователей2.

Особое звучание тема эсхатологии получила в идеологии русского старообрядчества, которое восприняло нововведения патриарха Никона во второй половине XVII в. в церковную жизнь как отступление от истинного православия, что было, по их мнению, предвестием конца света. Такая оценка событий вызвала рост интереса к сочинениям, повествующим о признаках приближающегося Судного дня. В результате активной духовной деятельности старообрядчества появилось множество лицевых памятников, разнообразно отражающих тему Страшного Суда. Причем именно в рамках старообрядческой книжной традиции появились лицевые списки литературных произведений эсхатологической направленности, которые раньше никогда не иллюстрировались, например, «Житие Василия Нового и Григориево видение», «Слово Пал-

ладия мниха о Страшном Суде», «Слово о скончании мира. Ипполита, папы Римского» и др. Иллюстрации этих литературных памятников позволяют рассмотреть отдельные сюжеты большой картины, в совокупности составляющие единое пространство темы Страшного Суда.

Рукописные книги собраний Уральского региона дают возможность ознакомиться с некоторыми аспектами художественного процесса складывания целостной иконографической картины Страшного Суда, характерного для русского искусства.

В статье рассмотрены рукописи из коллекций Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета (ЛАИ УрФУ г. Екатеринбург), частного музея «Невьянская икона» (МНИ, г. Екатеринбург), Нижнетагильского муниципального музея «Горнозаводской Урал» (НТМЗ, г. Нижний Тагил). Это «Житие Василия Нового и Григориево видение» (ЛАИ УрФУ 1У.23р); «В неделю мясопустную слово преподобного отца нашего Палладия мниха о втором пришествии Христове, и о Страшном Суде, и о будущей муке, и о умилении души» (МНИ. № 2.5р); Толковый Апокалипсис (ЛАИ УрФУ Х1У.42р; НТМЗ. ТМ-18104); «Месяца ноемврия в 8 день Пандолеонта диакона и хартофилака великие церкве, Сказание чюдес превеликаго и преславнаго Архистратига Михаила»3 (НТМЗ. ТМ-18104); «Блаженного Ипполита папы Римского и мученика слово в неделю мясопустную о скончании мира и о антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» (ЛАИ УрФУ У.354р); «Житие святого Агапия» (ЛАИ УрФУ ХХ11.17р).

Книжный памятник Откровение ап. Иоанна Богослова или Апокалипсис, целостные иллюстрированные варианты которого появились наиболее рано (в западноевропейской традиции — с VIII в., в русской — с сер. XVI в.), является одним из важнейших источников по иконографии Страшного Суда4. Сюжет Книги Апокалипсис более подробно останавливается на событиях, предшествующих Страшному Суду и в

3 Данное название памятника представлено в Великих Минеях Четьих митрополита Макария за ноябрь (1-12).

4 Подробнее о миниатюрах уральских апокалипсисов см.: Ануфриева Н. В. Сравнительно-исторический анализ изобразительной традиции старообрядческого иллюминированного апокалипсиса на примерах списков Лаборатории археографических исследований УрФУ // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV. Екатеринбург: Изд. группа «Колумб», 2013. С. 112-134; Ануфриева Н. В., Починская И. В. Лицевые апокалипсисы Урала. Екатеринбург, 2014. 230 с.

меньшей степени освещает события непосредственно Божественного правосудия. Это произведение есть «откровение», которое послал Господь Бог через Своего апостола о том, что должно наступить вскоре на земле перед наступлением «последних времен». Подробные описания многочисленных бедствий, болезней, войн, голода, потерь в виде символических видений (четырех всадников, звуков семи труб, снятия семи печатей, излияние семи чаш гнева, приход антихриста и его слуг) занимают большую часть сочинения, и только в главе 20 библейского текста апостол пишет: «.увидел я престол белый великий и Сидящего на нем.»5, и начинается видение самого Страшного Суда. Этому тексту соответствует глава 64 толкового варианта Апокалипсиса, в которой представлено видение раскрытых книг: «.судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.»6 (ил. 2) и идет разъяснение понятия «раскрытых книг», — о том, что это есть совесть и дела, накопленные в течение жизни каждым человеком: «.и видех мертвеца великия и малыя стояща пред престолом, и книги разгнушася яже суть животныя, и суд прияша мертви о написанных в них по делом их.»7. Каждый из живущих и умерших получает воздаяние по заслугам («по делом их») — как за грехи, так и за праведные дела. Здесь же изображение мертвых, которых отдают земля, море, ад и смерть, чтобы предстать перед Великим Судией: «Тогда море отдало мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них.»8. И, как итог, подводится мысль о том, что есть смерть вторая: «.и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.»9 (ил. 2). Все эти сюжеты Книги Апокалипсис имеют отражение в иконографической композиции Страшного Суда, которую можно рассмотреть не только на иконах и храмовых росписях, но и в рукописях. В частности, большой интерес в этом плане представляет рукопись, датируемая второй четвертью XVIII в., которая оформлена уральским художником Петром Федоровичем Заверткиным10. Иконография этого Апокалипсиса ориен-

5 Откр 20. 11.

6 Откр 20. 12.

7 НТМЗ. ТМ-18104. Л. 173 об.

8 Откр 20. 13.

9 Откр 20. 15.

10 Подробнее о художнике см.: Байдин В. И. Заметки об иконописцах-старообрядцах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тируется на иллюстрации Библии Пискатора, гравюры Василия Кореня, т. е. испытала на себе влияние западноевропейской гравюры. Однако все заимствования художника не являются слепым копированием: осмысленные и творчески переработанные, они стали основой оригинального авторского стиля.

Нередко в ранних лицевых рукописях XVI-XVII вв. сюжет Апокалипсиса соединялся с сюжетом одной из глав другого сочинения эсхатологического характера — «Сказанием Панталеонта диакона.»11, византийского памятника рубежа вв. Последняя глава «Сказания», следуя ветхозаветному пророчеству Даниила, показывает участие Михаила Архангела в событиях «последних дней» — в роли карателя грешников, трубящего ангела, призывающего к Суду живых и мертвых и низвергающего бесов с Неба. Таким образом, подключение главы из «Сказания.» к тексту Толкового Апокалипсиса позволило наиболее исчерпывающе представить картины «большой эсхатологии». Такое сочетание двух памятников — Толкового Апокалипсиса и фрагмента «Сказания.», где два произведения взаимно дополняют друг друга и выступают как единый смысловой апокалиптический комплекс, в иллюстративном его варианте получило в науке устойчивое наименование «Чудовский перевод», которое дал ему первый исследователь русского Лицевого апокалипсиса Ф. И. Буслаев12. «Чудовский перевод», в свое время, был составлен на основе более раннего списка Лицевого апокалипсиса второй половины XVI в., вошедшего в состав Егоровского сборника (РГБ. Ф. 98. Собр. Егорова. № 1844).

Такой достаточно редкий список «Чудовского перевода» нашел отражение в рукописи начала XVIII в. собрания Нижнетагильского музея горнозаводского дела13. Эта рукопись по своей структуре и по иконогра-

11 Название полностью см. выше (прим. — Н. А.).

12 См.: Буслаев Ф. И. Свод изображений из Лицевых апокалипсисов. С. 478-492.

13 Подробнее о Нижнетагильской рукописи см.: Ануфриева Н. В. Апокалиптический образ Михаила Архангела в русской традиции и отражение его в иконографии Нижнетагильской рукописи // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 2 (10). С. 53-66.

фическому содержанию представляет собой огромную ценность, прежде всего потому, что она уводит нас к истокам русской апокалиптической иллюстрации, когда был создан один из ранних вариантов Лицевого апокалипсиса. Иконография памятника соответствует наиболее распространенной на Руси редакции Апокалипсиса — Филаретовско-Чудовской. В нижнетагильской рукописи 64 миниатюры Апокалипсиса дополняются 4 миниатюрами «Сказания.», которые иллюстрируют отдельные эпизоды перед приходом Судии и само действие Страшного Суда.

Для нас особенно важны миниатюры этого сочинения, вошедшие в иконографическую систему Страшного Суда. Это сюжет с пророком Даниилом и Архангелом Михаилом (ил. 3). Текст, относящийся к этому изображению, — фрагмент из «Слова Панталеонта диакона.»: «. ремудрый иже Даниил ближе рече, слышах агела ко мне.»14. В книгу также включена миниатюра, которая распространена в иконописи и, особенно часто, во фресковых росписях с изображением трубящего Архангела Михаила в воинских доспехах, созывающего все живое на Страшный Суд (ил. 4). Текст «Сказания.» выразительно и эмоционально описывает происходящее: «.Вострубит бо архангел Михаил и мертвии о Хрте восстанут нетлении и мы изменимся.»15.

Тема большой и малой эсхатологии, т. е. ответственности всего человечества в целом и персонально каждого человека на Страшном Суде наиболее подробно представлена в византийском агиографическом сочинении X в. «Житие Василия Нового и Григориево видение», приписываемом монаху Григорию. В период рубежа тысячелетий христиане находились в ожидании конца «тысячелетнего царства», воцарения антихриста и прихода «судных времен», поэтому логичным явлением для искусства этого времени было складывание иконографического канона Страшного Суда, одним из важнейших источников которого было «Житие Василия Нового.», оказавшего влияние на состав и характер композиций Страшного Суда16.

14 НТМЗ. ТМ-18104. Л. 13-13 об.

15 Там же. Л. 171-171 об.

16 См. исследования: Вилинский С. Г. К литературной истории Жития Василия Нового. Одесса, 1911; Он же. Житие святого Василия Нового и Григориево видение в русской литературе. Одесса, 1913; Братчикова Е. К. Сборник образцов для иллюстрирования Жития Василия Нового (из собрания Ф. И. Буслаева) // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Т. IV. С. 549-559; Ануфриева Н. В. «Житие

Миниатюрный ряд сочинения, ярко воплотившийся в списках книгохранилища ЛАИ УрФУ, подробно показывает цепь событий непосредственного свершения Страшного Суда от сошествия ангела к сатане с известием, что окончилось царство его, воскрешения мертвых, ожидания своей участи мертвыми и живыми до подробного изображения самого акта Суда — наказания грешников и воздаяния праведникам. Подробный анализ греховности человеческой и ответственности за свои поступки на Страшном Суде, а также размышления инока Григория о греховности человека придают этому сочинению нравоучительный характер. Причем описываются не только «слабости» человеческой души, которые ведут ко греху, но и показываются и клеймятся заблуждения политико-идеологической направленности, прежде всего в изображении еретиков, лжеучителей, вероотступников (ил. 5). Завершается сочинение величественной сценой, когда Господь воссел на Престоле славы Своей и призвал к Себе Пречистую Богородицу, двенадцать апостолов, семьдесят Своих учеников. В обращении Господа к Григорию и ко всем людям звучит основное — право выбора человека: «.еже хощете изберите себе или жизнь вечную или муку бесконечную.»17. Основные тематические блоки сочинения, отраженные в миниатюрах старообрядческих рукописей, в той или иной степени нашли отражение в целостной структуре изобразительной системы Страшного Суда. Но, пожалуй, наиболее примечательным изображением, взятым из этого памятника, является образ «змея мытарств», символизирующего прохождение душой ступеней посмертных испытаний, т. е. своего рода «проверок на качество», которое ведет, в конечном итоге, человеческую душу либо в рай либо в ад.

Список «Жития Василия Нового» конца XVIII века (ГУ.23р.262), рассмотренный нами, по манере исполнения очень близок рукописям, выполненным в стиле «северных писем». Это условная лаконичная форма рисунка, яркие краски, преобладают среди которых красный и зеленый, широкие обрамляющие рамки, формат в четвертую долю листа. Однако можно предположить, что такое же исполнение могло быть и

Василия Нового и Григориево видение», его место в средневековом круге чтения // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. Ш. Екатеринбург: Изд. группа «Колумб», 2008. С. 161-232; и др.

17 ЛАИ УрФУ ТУ^р (Сборник эсхатологический). Л. 95.

на Урале, поскольку северные рукописи имели хождение в старообрядческой среде и по их образцу могли переписать необходимый текст с соответствующим оформлением.

Не менее важным эсхатологическим памятником, в котором разворачиваются монументальные картины, связанные с наступлением Страшного Суда, является «Слово Палладия мниха.»18. После явления миру трубящих ангелов «.море возмутится, земля потрясется и преисподняя вострепещет.»19 и явится река огненная, которая пожжет землю, после чего, как знамение и предвестие Божественного Пришествия, появится на небе Крест Господень, а затем пустой Престол в окружении ангелов и херувимов и сцена появления на Престоле грозного Судии, когда раскрываются книги и в них «.явлена . согрешение всех ч лвк.»20, отделение праведников от грешников, когда ангелы ввергают грешников в реку огненную, а праведники получают воздаяние. Заключительным циклом идет описание небесного рая и святого города Иерусалима.

Иконографические образы и символы, отраженные в сочинении «Слово Палладия мниха», также составили одну из граней всей целостной картины Страшного Суда. Это, прежде всего, изображение «огненной реки», идущей от Престола вниз в преисподнюю, которое нередко бытует в композиции наряду с символом «змея мытарств» в центральном регистре иконографической схемы. Также это изображение антихриста в огненном озере, держащего в руках душу Иуды, и муки грешников, разделенных по видам грехов по отдельным секторам, которые, как правило, помещаются в нижнем регистре иконы (ил. 6). Это и отделение праведников от грешников направо от Престола и налево («одесную» и «ошуюю»), и изображение праведников в раю, а грешников в аду (в огненном озере).

Говоря о типологии иллюстративного ряда, содержащегося в рассмотренном списке, следует отметить, что здесь имеет место сходство иконографии с лицевыми памятниками нравоучительного характера

18 Подробнее по истории возникновения и иконографическим особенностям «Жития Василия Нового» и «Слова Палладия мниха» см.: Ануфриева Н. В. Иконография Страшного Суда по двум памятникам книжных собраний Урало-Сибирского региона //

ШзсЬс^шоеигорфк! VII/!. Олштин, 2016. С. 67-82.

19 ЛАИ ИГНИ УрФУ. V.77р (Сборник эсхатологический). Л. 193.

20 Там же. Л. 206.

северодвинской, пинежской, вологодской традиции XVIII — начала XX вв.21 При конкретном анализе и сопоставлении миниатюр сборника музея «Невьянская икона» с миниатюрами северорусских рукописей несложно увидеть, что иллюстрации имеют общее сходство схемы рисунка, при этом различаются в подаче отдельных небольших смысловых элементов миниатюры, цветовой гаммы и даже некоторых характеристик персонажей. Т. е. налицо сходство иконографической редакции, которую условно мы обозначили как «северодвинскую» по наибольшему количеству сходных признаков. Стилистика миниатюр сочинения близка к стилю оформления рукописей, предположительно относящихся к Поволжскому региону. Вот некоторые из признаков этого стиля: монументальные иконописные изображения во весь лист (возможно, выполненные по иконным прорисям), утонченная манера художественного выражения с использованием светотеневой модулировки, характерная графика палатного письма с детальной прорисовкой и включением орнаментальных мотивов, использование необычной яркой палитры цветов от розово-лилового до темно-фиолетового. Исследуя миниатюры «Слова Палладия мниха.», несложно разглядеть в них руку художника, не только миниатюриста, но и иконописца.

Благодаря старообрядческой книжной традиции появился лицевой вариант еще одного известного литературного сочинения эсхатологической направленности. Это «Слово о скончании мира. Ипполита, папы Римского», которое также ярко и гротескно рисует картины последних дней и Второго Пришествия Спасителя22. В сочинении основное внимание уделяется изображению прихода царства антихриста, как свидетельства конца света. Автор ссылается на ветхозаветные пророчества Даниила, где в

22 Подробнее по истории создания сочинения, вариантах его бытования и особенностям иконографии по лицевому списку собрания УрФУ см.: Ануфриева Н. В. Тема Страшного Суда в лицевом списке сочинения Псевдо-Ипполита (по рукописи собрания ЛАИ ИГНИ УрФУ) // Slavica Slovaca. Rocnik 51. Bratislava, 2016. No. 2. Pp. 118-130.

повествовательной форме пересказывает толкование Даниилом сна вавилонского царя Навуходоносора, а также видение самого Даниила. Именно в этом видении подробно охарактеризованы четыре царства-«зверя»: «.Аз Даниил зрях. четыре зверие велицы восходяще от моря <.> первый яко львица.., вторый подобен медведице. зверь третий яко рысь., зверь четвертый страшен и крепок зело.»23. Звери «вышли из моря» — царства образовались в результате исторических событий, — военных действий, происходивших на «море великом» — на арене деятельности обширных людских масс24. Последний, четвертый зверь был особенно ужасен, поскольку отождествлялся непосредственно с царством антихриста (ил. 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот сюжет с конца XV в. включался в основную композицию сцены Страшного Суда, отраженную в иконах и фресках, как значимый эсхатологический символ25. Как правило, изображения «зверей» достаточно условны. Иногда на иконах и фресковых росписях их помещают в круг, как обособленный иконографический элемент. На миниатюрах рукописи «звери» изображены с точным воспроизведением всех указанных по тексту деталей, например, десять рогов у четвертого зверя, а также «.рог мал. посреди их.»26. Вероятно, художник осознавал важность ветхозаветного пророчества, значимость его для всей христианской истории, и поэтому не допускал никаких упущений в донесении до читателя содержания текста с помощью изображения.

Один из тематических разделов сочинения посвящен библейским последним временам и «воздаянию каждому по делам его» (Откр 22. 12). Здесь появляются традиционные для эсхатологической темы символы: явление Креста на небе, поддерживаемого двумя ангелами, появление ангелов на облаках с трубами, а на земле воскресших праведников и грешников, появление огненной реки, сжигающей все на своем пути, отделение ангелами праведников от грешников, явление Господа на Престоле и Суд над антихристом, над евреями, над всем человечеством и, наконец, завершение Суда, когда Христос вводит праведников в рай, а ангелы загоняют грешников в преисподнюю.

23 Сборник эсхатологический. Л. 239-240.

24 Щедровицкий Д. В. Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. Москва: Оклик, 2010. С. 116.

25 Подробнее об этом: Пивоварова Н. В. Страшный Суд. СПб., 2014. С. 13-14.

26 ЛАИ ИГНИ УрФУ. V. 354р (Сборник эсхатологический). Л. 240.

Отдельные картины, отраженные в миниатюрах рукописи, являются частями общего иконописного сюжета на тему Страшного Суда. Образ «огненной реки», взятый из Книги пророка Даниила27, как и в сочинении «Слово Палладия мниха», является одним из наиболее ярких и знаковых во всей композиции. На иконах изображение огненной реки переходит в огненное озеро или преисподнюю, в которой сгорают все демонические силы и грешники.

Рассмотренный нами список лицевого «Слова Ипполита… » входит в состав эсхатологического сборника, созданного в 1817-1819 гг. (датирован по бумаге). Ранее он принадлежал курганской поморской общине. По стилю исполнения памятник также близок поморским рукописям. В нем отсутствуют пышные заставки и инициалы, характерные для поморской стилистики, однако широко представлены поморская вязь в заголовках, киноварные инициалы и поморский полуустав. Миниатюры по манере исполнения достаточно лаконичны, выполнены очень аккуратно, в них включено много сопровождающих и разъясняющих надписей.

Отдельные стороны темы посмертной судьбы человека раскрываются также в сочинении «Житие святого Агапия». Но, в отличие от уже рассмотренных памятников, где основной акцент делается на показе греховности человеческой и расплаты за грехи на Страшном Суде, здесь показаны картины будущей райской жизни, которая уготовлена праведникам (ил. 8). Это также одна из составляющих большой композиции на тему Страшного Суда. Миниатюры рукописи, возможно, выполнены художником малоопытным, поскольку они больше напоминают детские рисунки (стиль «примитива»). Однако они не могут не пленять своей непосредственностью, цветистостью и радостью. О таких ярких и восторженных изображениях не стоит забывать при анализе картин Страшного Суда, поскольку они достойно занимают свое место во всей большой композиции, а именно по правую руку Христа, где соберутся все святые и праведники.

Завершая краткий обзор иконографии сочинений, раскрывающих тему Страшного Суда, можно выделить несколько главных моментов. Изобразительная система Страшного Суда в русском искусстве складывалась на протяжении столетий. Она формировалась на основе текстов Евангелия, Апокалипсиса, ветхозаветных пророчеств Даниила, Иезе-

27 Дан 7. 10.

кииля, малых пророков (Амоса, Михея, Аввакума, Захарии, Малахии и др.28), святоотеческих творениях («Слово Ефрема Сирина», «Слово Палладия мниха», «Слово о скончании мира. Ипполита, папы Римского»), житийной литературы («Житие Василия Нового», «Житие святого Ага-пия»), апокрифических сочинений («Хождение Богородицы по мукам») и др. Каждое из этих сочинений наглядно и зримо представляет картину посмертной участи человека в христианской традиции. В большинстве сочинений эсхатологической направленности представлена целостная иконографическая схема со сведением воедино многих свидетельств, пророчеств, с подробным изложением основных характеристик христианского учения о Страшном Суде. В некоторых сочинениях отражаются отдельные грани единой картины Страшного Суда.

Анализ иконографического содержания книжных памятников уральских собраний позволяет пополнить представление о картине Страшного Суда, широту художественного замысла и драматизм сюжета, учитывая особенности изобразительного ряда рукописей, собранных в Уральском регионе.

Список литературы

1. Ануфриева Н. В., Починская И. В. Лицевые апокалипсисы Урала (каталог-монография). Екатеринбург, 2014. 230 с.

2. Ануфриева Н. В. «Житие Василия Нового и Григориево видение», его место в средневековом круге чтения // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III. Екатеринбург: Издат. группа «Колумб», 2008. С. 161-232.

3. Ануфриева Н. В. Апокалиптический образ Михаила Архангела в русской традиции и отражение его в иконографии Нижнетагильской рукописи // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2015. № 2 (10). С. 53-66.

5. Ануфриева Н. В. Сравнительно-исторический анализ изобразительной традиции старообрядческого иллюминированного апокалипсиса на примерах списков Лаборатории археографических исследований УрФУ // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV. Екатеринбург: Изд. группа «Колумб», 2013. С. 112-134.

8. Байдин В. И. Лицевая книга Сибири // Сибирская икона. Омск, 1999.

12. Буслаев Ф. И. Свод изображений из Лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI в. по XIX в. . М., 1884.

13. Вилинский С. Г. Житие святого Василия Нового и Григориево видение в русской литературе. Одесса, 1913.

14. Вилинский С. Г. К литературной истории Жития Василия Нового. Одесса, 1911.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Лаборатория археографических исследований Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета. !У.23р (Сборник эсхатологический).

17. Лаборатория археографических исследований Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета. V. 354р (Сборник эсхатологический).

18. Лаборатория археографических исследований Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета. У77р (Сборник эсхатологический).

19. Нижнетагильский музей-заповедник (НТМЗ). ТМ-18104.

20. Пивоварова Н. В. Страшный Суд. СПб., 2014. 73 с.

23. Цодикович В. К. Семантика иконографии Страшного Суда в русском искусстве XV-XVI вв. Ульяновск, 1995. 298 с.

24. Щедровицкий Д. В. Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. М.: Оклик, 2010.

Natalya V. Anufrieva

Keywords: Last Judgment, miniature, Christian iconography, Old Belief, manuscripts.

7. Baidin V. I. Litsevaia kniga Sibiri . Sibirskaia ikona . Omsk, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H. B. AHy^pueBa

17. Nizhnetagil’skii muzei-zapovednik . TM-18104.

18. Pivovarova N. V. Strashnyi Sud . Saint Petersburg, 2014, 73 p.

ю ю

Ил. 2. Великий Суд по запечатленному в книгах жизни. ЛАИ УрФУ XIV.42р. Л. 228

Ил. 4. Михаил Архангел созывает всех на Суд. Фрагмент. НТМЗ. Л. 112 об.

Ил. 5. Суд над еретиками. ЛАИ УрФУ. !У23р. Л. 78 об.

Ил. 6. Муки грешников, разделенных по видам грехов. МНИ. № 2.5. Л. 32

Ил. 7. Видение Даниилом вышедших из моря «зверей». ЛАИ УрФУ У.354р. Л. 239

Ил. 8. Видение святого Агапия. ЛАИ УрФУ XXII. 17р. Л. 8 об.

Иконография Откровения Иоанна Богослова
Компиляция из разных источников

Краткое содержание Апокалипсиса

Апокалипсис (απο — прочь и καλυψισ — покров, то есть снятие покрова или откровение) содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:

1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам — 1-я глава.

2) Наставления семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской. Филадельфийской и Лаодикийской — главы 2-я и 3-я.

3) Видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца — главы 4-я и 5-я.

4) Вскрытие Агнцем семи печатей таинственной книги — главы 6-я и 7-я.

5) Гласы семи труб ангельских, возвестившие различные бедствия живущим на земле при снятии седьмой печати — главы 8-я, 9-я, 10-я и 11-я.

6) Церковь Христова под образом жены, облеченной в солнце, находившейся в болезнях рождения — глава 12-я.

7) Зверь-антихрист и его пособник-лжепророк — глава 13-я.

8) Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и Страшным Судом — главы 14-я, 15-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я.

а) Хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира — глава 14-я;

б) Семь ангелов, имеющих семь последних язв — глава 15-я.

в) Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия — глава 16-я.

г) Суд над великой блудницей, сидящей на водах многих и на звере багряном — глава 17-я.

д) Падение Вавилона — великой блудницы — глава 18-я.

е) Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних — глава 19-я.

9) Общее воскресение и Страшный Суд — глава 20-я.

10) Открытие нового неба и новой земли; новый Иерусалим и блаженство его обитателей — главы 21-я и 22-я до 5-го стиха.

11) Заключение: удостоверение истинности всего сказанного и завещание соблюдать заповеди Божии. Преподание благословения — глава 22:6-21.

Апокалипсис. Видение Иоанна Богослова на острове Патмос

Информация об иконе

Век: вторая половина XVI

Место создания: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская Галерея

Размеры: 31 × 27 см

Материал: Дерево, левкас, темпера

Иконографическая справка: Слева вверху представлен Христос в белом подире и в восьмиконечном нимбе. В левой руке он держит красную сферу с многолучевой звездой, которую окружают семь трубящих ангелов. Из уст Христа исходят меч и труба. Слева от Христа семь светильников. В левом верхнем углу средника — сегмент неба с изображением Святого Духа в виде голубя, сидящего на престоле. Справа вверху изображен ангел вручающий книгу Иоанну Богослову. Под этой сценой изображен Иоанн Богослов с Прохором на фоне Пещеры. Всю нижнюю часть иконы занимает сцена благовестия семи церквам (Откр.2-3). На фоне сложного архитектурного сооружения с множеством стен и башен изображен Иоанн Богослов, получающий от ангела благословение и свиток с текстом послания, и семь ангелов в восьмиконечных двухцветных нимбах с развернутыми свитками. Каждый ангел стоит во вратах своего храма. Надписи на фоне воспроизводят соответствующие изображениям части текста из Откровения.

Апокалипсис (Успенский cобор Московского Кремля)

Век: начало XVI

Место создания: Россия

Место хранения: Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия

Размеры: 184 × 151 см

Дополнительная информация: Прежде всего необходимо остановиться на фигуре женщины, которой даны были два крыла, чтобы она улетела в пустыню от дракона (Откр.12:14). Фигура летящей жены находит себе прообразы в византийской живописи в летящих ангелах в «Вознесении» или в «Успении Марии», которые, со своей стороны, восходят к типу крылатых гениев на позднеантичных саркофагах. Летящая женщина в кремлевской иконе поражает прежде всего благородным величием и естественной красотой своего облика. Пропорции фигуры классические, хотя голова по отношению к туловищу невелика. Складки ее одежды не измельчены, не беспокойны, сквозь них, как в греческой классике, угадывается тело, они не разбивают общего силуэта. Благородное величие и спокойствие этой фигуры тем более поразительны, что она спасается от преследующего ее многоглавого дракона.

Изображение вавилонской блудницы (Откр.17:1-18) также носит печать классических влечений мастера. В иконе кремлевского мастера вавилонская блудница — это символический образ. Два слитых воедино силуэта напоминают и образ Европы на быке и особенно широко распространенный в эллинистическом искусстве образ Нереиды на морском льве. В изображении вавилонской блудницы в кремлевской иконе нет ничего назидательного. Это поэтический мифологический образ, раскрывающий близость человека с миром животных. Кремлевский мастер обошел отталкивающий смысл вавилонской блудницы. Его изображение ближе к затейливым, радующим глаз античным гротескам или к средневековым геральдическим знакам.

Больше драматизма в сцене, изображающей ангелов, возвещающих гибель Вавилона (Откр.18:1-2), и повернувшегося к ним Ада, который сопровождает всадника на «бледном коне» (Откр.6:8). В истории иллюстрирования Апокалипсиса этот образ — нечто небывалое. Сопоставление представителей двух противоположных сфер — проявление неслыханной смелости воображения мастера. В кремлевской иконе показана моральная победа ангелов над олицетворением ада, их безмолвный диалог, возникающий из противопоставления глубоко различных по характеру фигур. Кремлевский мастер строит свою сцену на противопоставлении добра и зла, жизни и смерти, света и тьмы, женственности и мужественности, низменного и высокого, одежды и наготы.

В иконе Успенского собора Ад, хотя и черный человек, но вместе с тем в нем нет ничего отталкивающего и смешного. Это величественная фигура сына Кроноса, супруга Персефоны, «Зевса теней», как его называли. Характерная особенность фигуры Ада — ее стройные пропорции. Но в фигуре кремлевского мастера нет и следа математического расчета, четкого членения на части, она воспринимается более цельно, ее контур текучий, плавный, гибкий. Вся она словно вырастает на наших глазах и благодаря сокращению кверху кажется очень легкой. Художник словно любуется этой фигурой. Моральный контраст между двумя персонажами готов превратиться у него в контраст как элемент эстетики.

В отличие от этого возвышенного олицетворения загробного мира кремлевский мастер в изображении его защитника сатаны обращается к насмешливому, сатирическому жанру. Нескрываемый юмор сказался в том, что он присоединил к дьяволу его супругу, сообщив ей черты женской прелести и изящества. Обе фигуры повернуты корпусом в одну сторону, головы их обращены в обратную, и это придает супружеской паре забавную вертлявость. Художник даже не пытается напугать ими зрителя. В его намерения входило лишь позабавить его.

В кремлевской иконе сопоставлены два крылатых существа: один стройный в длинном хитоне и плаще, с повернутой головой и устремленным вдаль взглядом — это ангел. Другой — это юноша, обнаженный, похожий на резвого, беспечного амура. Изящество и целомудрие — в ангеле, красота и беззаботный порыв — в фигуре ветра. Обе фигуры служат символами двух миров: христианского благочестия и языческой красоты. Ангелы в кремлевской иконе не только покровительствуют пророку и открывают ему глаза на судьбы человечества, но и берут под опеку своих младших братьев, античных гениев.

Иоанн Богослов на Патмосе со сценами Апокалипсиса

Век: XVI

Место создания: Россия

Место хранения: Костромской государственный объединенный художественный музей

Реставрация: Реставрирована Г.Б. Губочкиным в Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1984 — 1985 годах

Размер: 186 × 161 см

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Апостол Иоанн Богослов, апостол Прохор

Иконографическая справка: Икона была написана как храмовый образ церкви Иоанна Богослова Богоявленского монастыря. С упразднением этой церкви Богословский придел был перенесен в монастырский собор, где икона заняла место при столпе. После большого костромского пожара 1773 года икона была поновлена и перенесена в Успенский кафедральный собор. Иконография средника необычна и не имеет аналогов. Иоанн Богослов представлен стоящим справа, за спиной Прохора, обращенным в молитве к Христу, изображенному в верхнем левом углу. Памятник является самой подробной иллюстрацией Апокалипсиса в русской иконописи, имеет максимальное количество клейм. Сохранившаяся икона иллюстрирует Апокалипсис с 13 по 20-ю главу и имеет 68 клейм.

Откровение Иоанна Богослова

Век: вторая половина XVII

Место создания: Россия

Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Реставрация: Реставрирована Е.А. Гра в 1973-1988 годах и А.А. Горматюком в 1995-2004 годах во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря.

Размеры: 154 × 154 см

Материал: Дерево, темпера.

Персоналии: Спаситель, ангелы

Иконографическая справка: Икона состоит из 16 клейм, иллюстрирующих Апокалипсис. Клеймам присущ жестко фиксированный размер, разобщенность композиций, отсутствие согласованности граничащих друг с другом однотипных элементов (горки, облака, реки), многочисленное механическое повторение абсолютно идентичных деталей.

Состав клейм:

1. Откр.16:4-7. Видение третьего ангела. Излияние гнева Божия на реки и источники вод.

2. Откр.16:8-9. Видение четвертого ангела. Излияние гнева Божия на солнце.

3. Откр.16:10-11. Видение пятого ангела. Излияние гнева Божия на престол зверя

4. Откр.16:12-16. Видение шестого ангела. Излияние гнева Божия на реку Евфрат.

5. Откр.16:17-21. Видение седьмого ангела. Излияние гнева Божия на воздух.

6. Откр.17:1-18. Видение великой блудницы.

7. Откр.18:2-3. Видение великой блудницы.

8. Откр.18:1, 9-21. Падение Вавилона.

9. Откр.19:1-6. Поклонение Богу, сидящему на престоле.

10. Откр.9:7-9. Видение невесты Агнца.

11. Откр.19:11-16. Видение Всадника на белом коне — «Слова Божия».

12. Откр.19:17-21. Победа Христа над зверем и лжепророком.

13. Откр.20:1-3. Ангел сковывает сатану.

14. Откр.20:4. Воскресение праведников.

15. Откр.20:5-6. Тысячелетнее Царство Бога.

16. Откр.20:7-11. Осада города праведников и гибель Гога и Магога.

Стилистическая справка: На холодно-золотистом фоне со светло-охристыми горками и светло-голубым небом, сюжетные детали и фигуры, выполненные в интенсивных темно-пурпурных и сине-зеленых тонах, выглядят аппликативно-контрастно. В личном отсутствует какая-либо сложная моделировка, охристые высветления практически сливаются с санкирем. Основным элементом, моделирующим форму, являются линии рисунка и пробелов. В иконе активно применяется черный рисунок. Рисунок горок в виде округлых или пологих холмиков, «ажурные» края облаков, «кулисное» построение разных планов композиции, фрагментарные изображения персонажей, полуприкрытых горками, что характерно для русской книжной миниатюры XVII века.

Век: XVIII (?)

Место создания: Россия

Место хранения: Государственная Третьяковская Галерея

Размеры: 68,5 × 55 см

Материал: Дерево, темпера

Дополнительная информация: Семь светильников символизируют семь церквей, которым Иоанна отправил свое послание. Существует мнение, что эти семь церквей означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира: 1) Ефесская церковь обозначает первый период — Апостольскую Церковь, трудившуюся и не изнемогавшую, боровшуюся с первыми ересями —»Николаитами», но оставившую вскоре добрый обычай благотворения — «общения имуществ» («первую любовь»); 2) Смирнская церковь обозначает второй период — период гонений на Церковь, которых было всего десять: при Нероне; при Домициане; при Траяне; при Адриане; при Марке Аврелии; при Севере; при Максимине; при Деции; при Валериане; при Диоклитиане. 3) Пергамская церковь обозначает третий период — эпоху Вселенских Соборов и борьбы с ересями мечом слова Божия (исходящим из уст Христа на иконе); 4) Фиатирская церковь — 4-й период, или период расцвета христианства среди новых народов Европы; 5) Сардийская церковь — эпоха гуманизма и материализма XVI-XVIII веков; 6) Филадельфийская церковь — предпоследний период жизни Христовой Церкви — современная нам эпоха, когда Церковь действительно «немного имеет силы» в современном человечестве, и вновь начнутся гонения, когда понадобится терпение; 7) Лаодикийская церковь — последняя, самая страшная эпоха перед кончиной мира, характерная равнодушием к вере и внешним благополучием.

Иоанн Богослов, видение (Апокалипсис)

Век: XVI

Место создания: Греция

Место хранения: Патмос, монастырь Иоанна Богослова

Размер: 170 х 116 см

Материал: Дерево, темпера

Дополнительная информация: Ум Иоанна столь насыщен Писанием, что для каждого элемента есть аналоги и параллели из Ветхого Завета. Посреди семи светильников увидел он подобного Сыну Человеческому. В Книге пророка Даниила (7:13-14) Ветхий днями дает власть, славу и царство некоему подобному Сыну человеческому. Как мы уже хорошо знаем из того, как это выражение употреблял Иисус, Сын Человеческий стал ни менее, ни более как титулом Мессии; и, употребляя его здесь, Иоанн дает ясно понять, что полученное им откровение исходит от Самого Иисуса Христа. Эта фигура была облачена в подир и опоясана по персям золотым поясом. Подир — в греческом переводе Ветхого Завета, — длинная до пят одежда иудейских первосвященников (Исх.28:4; 29:5; Лев.16:4). Все это значит, что описание одеяния и пояса облеченного славою Христа почти точно соответствует описанию одеяний священников и первосвященников. Это — символ первосвященнического характера деятельности Воскресшего Господа. В понимании иудеев священник был человеком, имеющим доступ к Богу и открывающим другим доступ к Нему; даже в небесах, Иисус, великий Первосвященник, исполняет Свою священническую деятельность, открывая всем людям доступ в присутствие Бога. Но длинные одежды и высокие пояса носили не только священники. Это была одежда великих мира сего — принцев и царей. Подир называлась одежда Ионафана (1 Цар.18:4), и Саула (1 Цар.24:5,12), и князей моря (Иез.26:16). Одежды, которые носит Воскресший Христос, это одежды царского достоинства. Он уже не был более преступником на кресте; Он был облечен, как царь. Таким образом, Христос предстает пред Иоанном, как Христос — Священник, и Христос — Царь. Пророку Даниилу явился в видении муж, облеченный в льняную одежду (в греческом переводе Ветхого Завета она названа подир) и чресла опоясаны золотом из Уфаза (Дан.10:5). Таково одеяние посланника Божьего. Перед нами Иисус Христос как высочайший посланник Божий.

Апокалипсис

Век: (?)

Место создания: Россия

Место хранения: Россия, Владимирская область, Александров (ранее Александровская слобода, Александрова слобода), Свято-Успенская церковь

Дополнительная информация: Каждое из посланий семи церквам начинается одним из описаний Воскресшего Христа, взятой из этой главы.

«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей» (Откр.2:1).

«Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв и се жив» (Откр.2:8).

«Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч» (Откр.2:12).

«Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи — как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» (Откр.2:18).

«Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд» (Откр.3:1).

«Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит» (Откр.3:7).

В I главе Откровения Иоанн использует титулы, которые в Ветхом Завете являются титулами Бога, и дает их Воскресшему Христу.

«Глава его и волосы белы, как белая волна, как снег». В Дан.7:9 — это описание Ветхого днями.

«Глас Его — как шум вод многих». В Иез.43:2 — это описание голоса Бога.

«Он держал в деснице Своей семь звезд». В Ветхом Завете Бог Сам управляет звездами. Бог спрашивает Иова: «Можешь ли ты связать узел Хима или разрешить узы Кесиль?» (Иов.38:31).

Хим и Кесиль — совр. созвездия Орион и Медведица; подразумеваются силы, удерживающие их на небесах.

«Я есмь первый и последний». Исаия слышит голос Бога: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; ср. 48:12).

«Я живый». В Ветхом Завете Бог обычно «Бог живый» (Иис.Н. 3:10; Пс.41:3; Ос.1:10).

«Я имею ключи от ада и смерти». У раввинов была поговорка, что Богу принадлежат три ключа, которые Он не отдаст никому — ключи рождения, дождя и воскресения мертвых.

Это показывает, с каким благоговением Иоанн относится к Иисусу Христу. Он попросту не может дать Ему титулов меньших, чем те, которые принадлежат Самому Богу.

Под редакцией Tannarh’a, 2012 г.

Составлено из следующих текстов:

Литература

«Апокалипсис — опыт подстрочного комментария»

Алпатов М.В. «Этюды по истории русского искусства»

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова»

Калачова И. Я. «Успенский собор»

Прот. Сергий Булгаков «Апокалипсис Иоанна Богослова»

Св. Андрей Кесарийский «Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова»

Интернет

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *