Страшный Суд, насколько он страшен?

 

 

 

   Греческое слово, которое используется в Новом Завете в значении "суд" — «krisis».
   Суд – это различение (или разделение) между добром и злом. В Библии самым главным судом является Великий или Страшный Суд: окончательное разделение добра и зла. Применительно к каждому из нас, Страшный суд будет восстановлением окончательной Божьей справедливости: каждый получит от Господа то, что заслужил, живя на земле.

   I. ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО СУДА:

   1. Назначено самим Богом: Деяния 17:31а«…ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную».

   2. Сокрыто от человека: Матфея 24:36«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

   3. Хоть время Великого Суда точно никому не известно (кроме Бога), однако известно, что каждому человеку предстоит предстать пред Богом: Евреям 9:27«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».

   II. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СУДЬЁЙ? КТО БУДЕТ СУДИТЬ?

     1. Библия говорит, что Великий Суд будет производить Божий Сын — Иисус:
  Иоанна 5:22 «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий».

Страшный Суд

  Деяния 17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».

     2. Библия также говорит, что Страшный Суд будет производить Божье Слово:
  Иоанна 12:46-48 «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
  Римлянам 2:16 «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
  Евреям 4:12-14 «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».

     3. Из Библии мы знаем, что Иисус есть Слово Божье.
  Иоанна 1:1-2, 14«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Обобщив всё вышесказанное, сделаем вывод:
Иисус — Слово Божье — будет судить весь мир.

  Иоанна 5:26-30 «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому чтоОн есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
  1 Петра 4:5 «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых».
  2 Тимофею 4:1-2 «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
  Иуда 14-15 «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: 'се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники'».

     4. Иисус – судья. Он решает: осудить или простить. Почему?
       (а) Потому что Он есть Бог.
       (б) Потому что Он – Творец и Господь всего.
       (в) Потому что Он умер на кресте, заплатив за вину тех, кого Он помиловал.

   Смерть Иисуса Христа является уникальным событием среди всех судов в истории человечества. Его смерть явилась судной платой за грехи всего человечества. Эта смерть и воскресение Иисуса являются основанием для спасения грешников (Исаия 53:5 «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились») через их веру в Иисуса Христа как личного Господа и Спасителя.

     5. Верующие будут судить мир и ангелов вместе с Иисусом:
   Библия называет верующих в Иисуса Христа святыми. Напомним, что слово "святой" не является синонимом слову "безгрешный", но означает "обособленный для особого использования или служения". Слово Божье учит, что мы — верующие — будем судить не только людей, но и ангелов.
  1 Коринфянам 6:2 «Разве не знаете, что святые будут судить мир
  1 Коринфянам 6:3 «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов…?»

   III. КТО БУДЕТ ПОДСУДИМЫМ?

     1. Человеческая раса:
   Великий Суд будет всеохватывающим и свершится над человеческой расой – то есть над всеми людьми, нациями и народами, существовавшими от сотворения мира до конца истории человечества (Матфея 25:31-46; Римлянам 14:11-12 «Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу»; Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем…»).

     2. Падшие ангелы
  2 Петра 2:4 «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
  Иуда 6 «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».

   Те, кто доверяет Богу, раскаялся в своих грехах и поступает по Его истине, не будет осуждён, но наследуют вечную жизнь: Иоанна 5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

   IV. ПО КАКОМУ ЗАКОНУ БОГ БУДЕТ СУДИТЬ?

   Человек будет судим по Закону Божию, который был открыт Богом человеку, и который записан в их сердцах: Римлянам 2:12"Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся"; Лука 12:47-48" Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут".

   Незнание Закона не освобождает от ответственности. Библия гласит, что согрешившие под Законом, будут судиться по Закону Божию, а живущие не по Закону, будут судится по закону, записанному Богом в их сердцах — то есть по закону совести:
  Римлянам 2:12-16"Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся. (Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа".

   Во время великого Страшного суда, по словам Бога, тайные помышления каждого сердца будут вскрыты и выведены на свет и каждому человеку Богом будет вынесен справедливый приговор.
  1 Коринфянам 4:5"Господь… придёт и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения".
  Лука 8:17"Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы".
  Лука 12:2-3" Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях".

   V. КАКОВА ЦЕЛЬ СТРАШНОГО СУДА?

   Цель Великого Суда – явить Божью Славу в спасении избранных Божьих и наказание нечестивых. Иными словами, Цель Страшного Суда — восстановление окончательной Божьей справедливости:
  2 Фессалоникийцам 1:3-10«Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству».

   VI. В ЧЁМ СОСТОИТ БОЖИЙ СУД?

  Иоанна 3:19«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».

     Решение суда будет заключаться в следующем:

  Матфея 25:31-46"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную";
  Римлянам 14:10-12"Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу";
  2 Коринфянам 5:10"…Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое";
  2 Фессалоникийцам 1:6-10"Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству".

   Также об этом свидетельствуют две притчи Иисуса о конце света и о суде, которые записаны в 13-й главе Евангелия от Матфея (Матфея 13:24-43 и Матфея 13:47-50).

   Иными словами: одних ожидает Рай, а других – Ад. Куда мы попадём, мы выбираем сейчас — во время жизни на земле.

   VII. СУД УЖЕ НАЧАЛСЯ.

  Иоанна 3:17-18«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
   Как свидетельствует Слово Божье, верующий в Христа не судится. Бог простирает к нему свою милость (Римлянам 5:16«И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений»).
   Почему они не судятся, объясняется в Иакова 2:13: «Милость превозносится над судом».

     1. Откуда мы знаем, что Божий суд уже начался?
Потому что помилование подсудимых уже началось: 2 Коринфянам 6:2«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». По-гречески слово «благоприятное» – euprosdektos – означает «благосклонность» и в контексте суда переводится как помилование.

   2. Когда началось это благоприятное время помилования?
Лука 4:14-21«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».

   Итак, благоприятное время – время помилования – началось с приходом Иисуса Христа. И посему время, от первого прихода Иисуса Христа на землю до Его второго пришествия называется днём спасения – временем благодати Божьей.

   VIII. КАК БИБЛИЯ ОПИСЫВАЕТ БОЖИЙ СУД?

     1. Неизбежный.
Екклесиаст 11:9 «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».

     2. Всеобъемлющим.
2 Коринфянам 5:10 « …ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

     3. Праведный.
Римлянам 2:5 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев».

     4. Вечный и окончательный.
Евреям 6:2 «учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном».

   IX. ВЕЛИКИЙ СТРАШНЫЙ СУД – ЭТО РАДОСТНОЕ СОБЫТИЕ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ.

   Об этом так говорится в Книге Псалмов:
Псалом 95:10-13«Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей».
Псалом 97«Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно».

   Для тех, кто принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, Страшный суд будет радостным событием. А для тех, кто отверг жертвенную любовь Бога в лице Иисуса Христа, Страшный Суд будет самым страшным событием в жизни.

Связь миров

Дорога, которой нет конца
И внутри у неё стало пусто
Воздаяние, как нравственная основа бытия
Человек перед лицом совести
Картины прошлого — уроки совести
Судный день — суд совести
Что посеешь…
Каждому по роду жизни его
Я — царь, Я — червь
На вечные мучения
Город на крови

Судный день — суд совести

Даже беглое сравнение представлений о загробной жизни в разных религиях поражает глубоким сходством. При этом далеко не всегда речь идет о прямых заимствованиях. Идея Суда присутствует в тех или иных формах в иудаизме, христианстве, исламе, зороастризме, в египетских традициях, в тех религиях, которые исповедуются в Индии, Японии, на Тибете, в среднеамериканских религиозных традициях. Начнем с самой древней из известных мировых религий, столь древней, что она требует некоторого предварительного рассказа-пояснения.

Зороастризм — самая древняя из мировых религий откровения. Этим термином в литературе обозначается религия, полученная пророком Зороастром от Бога. Зороастризм прямо или косвенно оказал на человечество влияния больше, чем любая другая вера. Зороастризм был государственной религией трех великих Иранских империй, существовавших с VI века до н.э. по VII век н.э., и охватывал большую часть Ближнего и Среднего Востока.

Вот как оценивает его один из ведущих современных иранистов, профессор Лондонского университета Мэри Бойс: «Изучение религии зороастризма может способствовать лучшему пониманию духовного прогресса человечества на протяжении тысячелетий. Кроме того — это благородная религия, отдельные ее положения уникальны и замечательны. Они давали возможность последователям вести целеустремленную и приносящую удовлетворение жизнь».

Священным почитался закон «Аша». Это слово труднопереводимое, ему соответствуют в разных контекстах различные понятия — «порядок»,— там, где речь идет о вещественном мире, или же «истина», «справедливость», «праведность» — там, где говорится о нравственности. А это значит, что понятие «аша» имело этический смысл. Закон «аша» руководил поведением человека. Истина, справедливость, верность, смелость — качества, присущие человеку. Именно добродетель в зороастризме определяет естественный порядок вещей. Порок и зло — его нарушение. Поразительна значимость, которую придавали жрецы и законодатели данному слову, святость и нерушимость его были для них очевидны.

Главным элементом в откровении Зороастра является то, что две первичные сущности добровольно выбрали одна — добро, другая — зло. Этот акт служит прообразом аналогичного выбора, который должен сделать каждый человек в своей жизни.

В зороастризме история мира делится на три эры.

Первая эра — Творение, в комментарии не нуждается. Вторая эра — Смешение. На протяжении этой эры мир больше не является полностью хорошим, представляя смешение добра и зла. Силы зла, причиняя ущерб всему миру, привили людям нравственные пороки и духовное зло, от которого они страдают. Спасение одно — всем сердцем принять добро, не оставив в душе места для порока и слабостей.

Назначение человека, учил Зороастр, в том, чтобы постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном совершенном виде. Именно тогла наступит время третьей эры — эры Разделения. Добро будет отделено от зла и зло будет уничтожено окончательно.

Страшный суд внутри нас

Эра Смешения несет людям смерть, они должны покидать материальный мир и на некоторое время удаляться в мир нематериальный. Каждая душа, считал Зороастр, судима за то, что совершила в течение жизни. Суд происходит на Мосту-Разлучителе. Приговор душе зависит не от количества и щедрости жертвоприношений, а от нравственных достижений человека. Суд возглавляет Мирта, который первоначально был олицетворением договора, который нельзя нарушить, а затем почитался как бог справедливости и верности договору. Его почитали как великого судью, беспристрастно оценивающего поступки людей. По одну сторону возле него восседает Сраоша (Послушание) и Рашну, держащий весы правосудия. На весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души. Добрые — на одной чаше весов, дурные — на другой.

С «взвешиванием» мы встречаемся в Египетской Книге мертвых: в Зале Двух Истин, или в Зале Маат, происходил суд, где бог Анубис взвешивал на весах поступки умершего. На одной чаше лежало перо, символ богини правды Маат, а на другой — сердце умершего.

В Тибетской Книге мертвых суд ждал душу в бардо Испытания реальности, где повелитель мертвых оценивал поступки с помощью зеркала кармы. Количество хороших и дурных поступков измерялось при помощи черных и белых камешков. Их клали перед Дхарма Раджой на чашу весов. Вот как описывает это Тибетская Книга мертвых: «…твое доброе начало соберет твои добрые дела и отметит их белыми камушками, а твое дурное начало соберет все твои злые дела и отметит их черными камушками. В это время ты будешь испуган и сильно устрашен, ты затрепещешь и солжешь, сказав: «Я не грешил». Тогда Владыка Смерти скажет: «Я посмотрю в зеркало кармы». И когда он взглянет в зеркало, в нем внезапно появятся ясно и четко все твои грехи и добродетели».

Затем следует описание страшной расправы, нестерпимые мучения обрушиваются на душу. «Безумная и невероятная боль охватит тебя. Увы! Ты не умрешь. Твое мистическое тело вновь соберется, и снова тебя потащут с петлей на шее, снова разорвут и разгрызут на части. Так будет повторяться без конца, пока ты не осознаешь, что судишь себя сам, что все картины выплывают из мутных вод твоих мыслей. Ни Владыка Смерти, ни чудовища, рвущие тебя на части, не имеют плоти, как и ты сам. Все эти сцены — порождения тебя самого. Однако в этом мире бардо видения и ты сравнимы по плотности, и поэтому боль — настоящая. Здесь сотворенное тобой способно терзать тебя, и чувства, переживаемые тобой, будут ужасны».

Особое учение существует у христиан Православной Церкви. По нему частный Божий суд предваряется, по отделении души от тела, истязанием мытарствами, когда злые духи предъявляют умершему все грехи, содеянные в жизни. И первое мытарство — согрешение словом. Вот как описывает мытарства преподобной Федоры епископ Игнатий Брянчанинов: «Демоны с жестокостью и упорством обвиняли душу, представляли все согрешения ее, словом содеянные от самой юности. Святые Ангелы оспаривали их и противопоставляли грехам содеянные душой добрые дела».

Второе мытарство связано с грехом лжи. Третье — с грехом клеветы. Здесь люто истязают тех, кто оклеветал ближнего, осуждал, унижал, сплетничал и насмешничал. Далее взыскуется за чревоугодие. Затем за леность. За ним следует мытарство воровства, «на котором рассматриваются всякого рода похищения и воровства грубые и благовидные, явные и тайные». Еще одно мытарство — сребролюбия и скупости. Затем — лихоимства, где приходится расплачиваться за жадность ростовщикам и любителям чужого. Мытарство неправды особенно страшно для неправедных судей,- пристрастных или подкупленных, осуждающих невинных, здесь же рассматриваются ложные весы и меры купцов-обманщиков и другие виды неправды. Есть мытарство зависти, мытарство гордости. Здесь расплачиваются за тщеславие, самомнение, позерство и т. п. Мытарство гнева и ярости. Еще дальше — злопамятности. Есть в том скорбном списке, конечно, и расплата за убийство, и даже мытарство волхования для тех, кто занимается колдовством, чародейством, для составителей ядов и тех, кто призывает бесов.

Строгий спрос ждет тех, кто ведет беспорядочный образ жизни и неверных супругов, насильников, священнослужителей, нарушивших обет чистоты. Не уходят от расплаты все те, кто знаком с половыми извращениями, и держат ответ виновные в кровосмешении. Особой каре подвергает Православная Церковь каждого, кто отступил от православной веры, допустил сомнения в вере, кто неверно толкует о самой вере. И наконец, последнее мытарство — взыскание за немилосердие. По словам того же Брянчанинова: «Если кто совершил многие подвиги, посты, бдения, коленопреклонения, молитвословия, если кто соблюл чистоту девства неоскверненною и изнурил воздержанием тело, но был немилосерд и затворял сердце свое для ближнего, тот с этого мытарства низвергается долу и затворяется в адской бездне навеки».

Кстати, по мнению русского богослова и философа о. Сергия Булгакова, все «хождения по мытарствам» во многом перекликаются с более древними иудейскими апокрифами и во многом соотносятся с образами Египетской Книги мертвых: «Душа, отделившись от тела, непосредственно осознает свою духовность и находит себя в мире бесплотных духов, светлых и темных. Это самоосознание, пробуждение души. Это и есть предварительный суд».

В христианском вероучении есть и Страшный суд. Он предстоит «в конце времен». Его вершит Иисус Христос, вторично пришедший в этот мир. Каждый по приговору высшего судьи получает «по делам его». Подробно картины Страшного суда описаны в Евангелиях от Матфея (13,30: 24,30 — 31: 25,32 — 36), от Иоанна (5, 28 — 29) и в Апокалипсисе (6, 12 — 14).

Страшный суд в Православии — это «последнее разделение овец и козлищ, смерть и ад, проклятие и отвержение, вечные муки одних и царство небесное, вечное блаженство, лицезрение Господа для других — таков итог земного пути человечества» (С. Булгаков).

Если мы обратимся к исламу, то, открыв Коран, также встретимся с представлением о Суде. Здесь даже более ясно и четко подчеркивается недвусмысленная роль самого человека. Аллах говорит: «В тот день обнаружится, что человек сделал прежде, и что сделал после. Истинно, человек будет верным обличителем самого себя, хотя бы желал принести извинения за самого себя» (Коран. 75, 3 — 15).

В каррамитском течении ислама есть книга, почитающаяся священной и у мусульман-суннитов, и у шиитов, называется она «Могильные наказания». Это мусульманское пособие по умиранию и смерти. В книге рассказывается о двух ангелах — Мункире и Накире. Один из них — «опрашиватель», другой — «истязатель». Они являются погребенному мусульманину. Чтобы помочь умершему, после похорон у могилы остается мулла. Он-то и рассказывает умершему, что нужно отвечать ангелам, которые спрашивают о прожитой жизни. Ну а сами их «должности» — «опрашиватель» и «истязатель» — говорят сами за себя.

В китайской мифологии грешники отправляются к «зеркалу зла» на террасе, обращенной к востоку, в котором и видят отражение своих дурных дел. А на раме зеркала строгая надпись, гласящая: «На террасе перед зеркалом зла нет хороших людей».

Конечно, идею суда можно трактовать по-разному, и очень сложно и очень просто. Предпочтительнее всего, если у человека появится желание собственных размышлений на эту тему. Вряд ли можно назвать лишними размышления человека о том, что когда-то наступит день, час или минута, и каждый из нас останется со своими делами один на один. И все черные, злые мысли, бесчестные поступки предстанут перед нами. И счастлив будет тот, кто не сгорит от стыда, у кого не разорвется сердце от горя при созерцании содеянного, тот, у кого наберется «белых камешков» больше, чем черных, тот, кого «ангелы» сумеют отбить у «демонов», предъявив им все его добрые дела и чистые помыслы.

Судный день, при внимательном рассмотрении, всегда оборачивается более простой или более сложной формой суда собственной совести. Того самого суда, через который так не любим проходить мы с вами каждый раз, когда жизнь требует от нас трезвой и честной самооценки. Тем не менее умение судить самого себя, предоставляя решающий голос собственной совести, — это и есть умение быть человеком нравственного поведения.

Предыдущая &nbsp &nbsp &nbspСтатьи &nbsp &nbsp &nbsp Следущая

comments powered by

Мёртвый песок жизни
Свет в конце тоннеля
Смерть — это рождение, рождение — это смерть
Колесо жизни и смерти
Связь миров
Смерть, зачем ты нам дана?
Исскуство умирать
В присутствии смерти

 Дружественные сайты:

  По следам дискуссий

Cтрашный Суд, насколько он страшен?

краткий конспект одноимённой дискуссии

   Греческое слово, которое используется в Новом Завете в значении "суд" — «krisis».
   Суд – это различение (или разделение) между добром и злом. В Библии самым главным судом является Великий или Страшный Суд: окончательное разделение добра и зла. Применительно к каждому из нас, Страшный суд будет восстановлением окончательной Божьей справедливости: каждый получит от Господа то, что заслужил, живя на земле.

   I. ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО СУДА:

   1. Назначено самим Богом: Деяния 17:31а«…ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную».

   2. Сокрыто от человека: Матфея 24:36«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

   3. Хоть время Великого Суда точно никому не известно (кроме Бога), однако известно, что каждому человеку предстоит предстать пред Богом: Евреям 9:27«И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».

   II. КТО ЯВЛЯЕТСЯ СУДЬЁЙ? КТО БУДЕТ СУДИТЬ?

     1. Библия говорит, что Великий Суд будет производить Божий Сын — Иисус:
  Иоанна 5:22 «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий».
  Деяния 17:31 «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».

     2. Библия также говорит, что Страшный Суд будет производить Божье Слово:
  Иоанна 12:46-48 «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
  Римлянам 2:16 «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа».
  Евреям 4:12-14 «Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет».

     3. Из Библии мы знаем, что Иисус есть Слово Божье.
  Иоанна 1:1-2, 14«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».

Обобщив всё вышесказанное, сделаем вывод:
Иисус — Слово Божье — будет судить весь мир.

  Иоанна 5:26-30 «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому чтоОн есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
  1 Петра 4:5 «Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых».
  2 Тимофею 4:1-2 «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
  Иуда 14-15 «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: ‘се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники’».

     4. Иисус – судья. Он решает: осудить или простить. Почему?
       (а) Потому что Он есть Бог.
       (б) Потому что Он – Творец и Господь всего.
       (в) Потому что Он умер на кресте, заплатив за вину тех, кого Он помиловал.

   Смерть Иисуса Христа является уникальным событием среди всех судов в истории человечества. Его смерть явилась судной платой за грехи всего человечества. Эта смерть и воскресение Иисуса являются основанием для спасения грешников (Исаия 53:5 «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились») через их веру в Иисуса Христа как личного Господа и Спасителя.

     5. Верующие будут судить мир и ангелов вместе с Иисусом:
   Библия называет верующих в Иисуса Христа святыми. Напомним, что слово "святой" не является синонимом слову "безгрешный", но означает "обособленный для особого использования или служения". Слово Божье учит, что мы — верующие — будем судить не только людей, но и ангелов.
  1 Коринфянам 6:2 «Разве не знаете, что святые будут судить мир
  1 Коринфянам 6:3 «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов…?»

   III. КТО БУДЕТ ПОДСУДИМЫМ?

     1. Человеческая раса:
   Великий Суд будет всеохватывающим и свершится над человеческой расой – то есть над всеми людьми, нациями и народами, существовавшими от сотворения мира до конца истории человечества (Матфея 25:31-46; Римлянам 14:11-12 «Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу»; Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем…»).

     2. Падшие ангелы
  2 Петра 2:4 «…Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания».
  Иуда 6 «и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».

   Те, кто доверяет Богу, раскаялся в своих грехах и поступает по Его истине, не будет осуждён, но наследуют вечную жизнь: Иоанна 5:24 «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

   IV. ПО КАКОМУ ЗАКОНУ БОГ БУДЕТ СУДИТЬ?

   Человек будет судим по Закону Божию, который был открыт Богом человеку, и который записан в их сердцах: Римлянам 2:12"Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся"; Лука 12:47-48" Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут".

   Незнание Закона не освобождает от ответственности. Библия гласит, что согрешившие под Законом, будут судиться по Закону Божию, а живущие не по Закону, будут судится по закону, записанному Богом в их сердцах — то есть по закону совести:
  Римлянам 2:12-16"Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся. (Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа".

   Во время великого Страшного суда, по словам Бога, тайные помышления каждого сердца будут вскрыты и выведены на свет и каждому человеку Богом будет вынесен справедливый приговор.
  1 Коринфянам 4:5"Господь… придёт и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения".
  Лука 8:17"Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы".
  Лука 12:2-3" Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях".

   V. КАКОВА ЦЕЛЬ СТРАШНОГО СУДА?

   Цель Великого Суда – явить Божью Славу в спасении избранных Божьих и наказание нечестивых. Иными словами, Цель Страшного Суда — восстановление окончательной Божьей справедливости:
  2 Фессалоникийцам 1:3-10«Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству».

   VI. В ЧЁМ СОСТОИТ БОЖИЙ СУД?

  Иоанна 3:19«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».

     Решение суда будет заключаться в следующем:

  Матфея 25:31-46"Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

Страшный Суд Божий.

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную";
  Римлянам 14:10-12"Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу";
  2 Коринфянам 5:10"…Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое";
  2 Фессалоникийцам 1:6-10"Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству".

   Также об этом свидетельствуют две притчи Иисуса о конце света и о суде, которые записаны в 13-й главе Евангелия от Матфея (Матфея 13:24-43 и Матфея 13:47-50).

   Иными словами: одних ожидает Рай, а других – Ад. Куда мы попадём, мы выбираем сейчас — во время жизни на земле.

   VII. СУД УЖЕ НАЧАЛСЯ.

  Иоанна 3:17-18«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
   Как свидетельствует Слово Божье, верующий в Христа не судится. Бог простирает к нему свою милость (Римлянам 5:16«И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений»).
   Почему они не судятся, объясняется в Иакова 2:13: «Милость превозносится над судом».

     1. Откуда мы знаем, что Божий суд уже начался?
Потому что помилование подсудимых уже началось: 2 Коринфянам 6:2«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». По-гречески слово «благоприятное» – euprosdektos – означает «благосклонность» и в контексте суда переводится как помилование.

   2. Когда началось это благоприятное время помилования?
Лука 4:14-21«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».

   Итак, благоприятное время – время помилования – началось с приходом Иисуса Христа. И посему время, от первого прихода Иисуса Христа на землю до Его второго пришествия называется днём спасения – временем благодати Божьей.

   VIII. КАК БИБЛИЯ ОПИСЫВАЕТ БОЖИЙ СУД?

     1. Неизбежный.
Екклесиаст 11:9 «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».

     2. Всеобъемлющим.
2 Коринфянам 5:10 « …ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

     3. Праведный.
Римлянам 2:5 «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев».

     4. Вечный и окончательный.
Евреям 6:2 «учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном».

   IX. ВЕЛИКИЙ СТРАШНЫЙ СУД – ЭТО РАДОСТНОЕ СОБЫТИЕ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ.

   Об этом так говорится в Книге Псалмов:
Псалом 95:10-13«Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей».
Псалом 97«Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. Вспомнил Он милость Свою и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно».

   Для тех, кто принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, Страшный суд будет радостным событием. А для тех, кто отверг жертвенную любовь Бога в лице Иисуса Христа, Страшный Суд будет самым страшным событием в жизни.

А для вас Великий Суд будет страшным или радостным событием?

     Также рекомендуем прочитать статью "О суде Божьем и человеческом"

     Скачать статью в формате word

     Назад

Последний суд

Неизбежность Божьего суда – это фундамент, на котором строится новозаветное учение о спасающей благодати. Павел особо подчеркивал эту неизбежность. По словам Павла, Иисус Христос спасает нас от «грядущего гнева» (1 Фес 1:10) в «день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим 2:5, Ин 3:36 ср. Рим 5:9, Еф 5:6, Кол 3:6, Откр 6:17, Откр 19:15). Через все Писание проходят слова «негодование», «ярость» и «гнев», которые показывают, с какими чувствами святой Создатель вершит суд над грехом. А Новый Завет многократно возвещает о грядущем суде, которым Иисус Христос завершит дело Своего посреднического царства, выступая в роли Судьи, вершающего суд от имени Отца (Мф 13:40-43, Мф 25:41-46, Ин 5:22-30, Деян 10:42, 2 Пет 3:7, Иуд 1:6-7, 2 Кор 5:10, 2 Тим 4:1, Евр 9:27, Евр 10:25-31, Евр 12:23, Откр 20:11-15). Когда Иисус Христос вновь придет на землю и история завершится, все люди жившие во все времена, будут воскрешены для суда и займут места перед престолом Христа. Это событие, безусловно, невозможно представить, поскольку человеческое воображение бессильно перед тем что великий Бог хочет и может совершить.

На этом суде каждый должен будет дать отчет о себе Богу, а Бог через Христа «воздаст каждому по делам его» (Рим 2:6 ср.

Страшный суд

Пс 61:13, Мф 16:27, 2 Кор 5:10, Откр 22:12). Возрожденные христиане которые, как слуги Христа, научились любить праведность и желать славы святых небес, получат признание и, на основе Христова искупления и своих личных заслуг, будут награждены тем, к чему они стремились. Остальных в наказание за их собственные провинности постигнет участь соответствующая безбожной жизни, которую они избрали (Рим 2:6-11). Тяжесть их вины будет оцениваться с учетом того, как велико было их знание о Боге (Мф 11:20-24, Лк 11:42-48, Рим 2:12).

Этот суд продемонстрирует совершенную Божию справедливость. Неудивительно, что в мире грешников, в котором Бог «попустил всем народам ходить своими путями» (Деян 14:16), свирепствует зло и у людей возникают сомнения, действительно ли Бог справедлив, если Он – всемогущ, и всемогущ ли Он, если справедлив. Но для Бога судить справедливо – дело Его славы, и последний суд будет Его окончательным ответом, опровергающим всякие подозрения, что Он якобы перестал заботиться о праведности (Пс 49:16-21, Откр 6:10, Откр 16:5-7, Откр 19:1-5). Что касается тех людей, которые утверждают, что принадлежат Христу, то их дела (Мф 12:36-37) будут свидетельствовать о том, является ли их исповедание действительно плодом возрожденного сердца (Мф 12:33-35) или же продуктом лицемерной религиозности (Мф 7:21-23). В судный день станет известно все обо всех (1 Кор 4:5), и каждый получит от Бога соответственно тому, чем он (или она) является в действительности. Те, у кого исповедуемая ими вера не повлекла изменения образа жизни, не породила ненависти ко греху и стремления к упорному труду в служении Богу и людям погибнут (Мф 18:23-35, Мф 25:34-46, Иак 2:14-26). Бог заранее оповестил о суде и призвал всех и каждого покаяться и возлюбить жизнь более, чем смерть (Втор 30:19, Лк 13:24).

← Назад

2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.

В повествовании Быт. 19 мы снова видим взаимосвязь суда и спасения.

Православие. Том 1: Страшный Суд

Здесь снова показано, что Бог действует прямо, без участия человеческих посредников, совершая карающий суд над нечестивыми городами равнины. Двое вестников («ангелов») приходят в город, и Лот приглашает их переночевать у него дома (Быт. 19:1–3). Некоторые из мужчин города жаждут совершить развратные действия с незнакомцами (стихи 4–6). Это возмутительное поведение переполняет их чашу беззакония, и небесные гости сообщают Лоту, что он и его семья должны выйти из города, чтобы «не погибнуть… за беззакония города» (стих 15).

В заключение сообщается, что Бог «выслал Лота из среды истребления» (стих 29). Согласно 24–му стиху, «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь». Непосредственным разрушителем нечестивых городов стал Яхве, совершивший свой карающий суд с помощью природных стихий.

Как и в случае с всемирным потопом, мы не видим, чтобы Бог просто удалился из нечестивых городов, предоставив людям погубить самих себя, но лично положил конец их нечестию. Он есть судья и губитель нечестивых, равно как и Спаситель верного Остатка. Суд, благодать и спасение тесно взаимосвязаны.

Суды, описанные в Книге Бытие, задают тон и характер связи между судом и спасением, которая прослеживается во всех других книгах Священного Писания. Совершенное творение подверглось воздействию греха, который приобретает угрожающие масштабы, продолжая разрастаться. Божественный суд вершится в переломные моменты человеческой истории. Благодать Божья то и дело приглашает грешников покаяться и вернуться к любящему и милосердному Богу, Который намерен спасти всех, кто желает спасения. Движение от незаконного вкушения запретного плода к убийству, а затем к массовому насилию и полному растлению и разврату прерывается Божественными судами, сообразно возникающим ситуациям. Божественные суды по своей сути призваны исправлять кающихся грешников, карать упорствующих в грехе, а также сдерживать развитие и распространение греха.

Летопись также открывает, что Бог остается конечным и уникальным судьей. Он праведный и справедливый судья, а также милосердный Господь, милующий грешников. Божественное правосудие нельзя отделять от Божественной благодати и милости. Бог по справедливости судит Адама и Еву, но Его благодать приводит к отсрочке исполнения смертного приговора. Бог изгоняет Каина, но дает ему знамение благодати, что Он защитит его от несправедливости. Всемирный потоп уничтожает всякую жизнь на земле, но лишь после того, как Бог милостиво предлагает спасение всем, кто раскается и примет Его приглашение, возвещенное Ноем, войти в ковчег. Бог не совершает суд неразборчиво, по Своему произволу и прихоти. Божественное правосудие всегда уместно и сдержанно. Благодать и милость доступны для всех, кто их желает.

Предыдущая статья:Грех, Божественный суд и благодать для допотопного мира Следующая статья:Божественный суд и благодать для хананеев

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *