Карта Израиля. Географическая характеристика

Израиль — небольшое государство, расположенное в центре ближневосточного региона, на стыке Евразии и Африки. С запада и юго-запада омывается Средиземным морем. На юге имеет также выход к Акабскому заливу Красного моря, однако протяженность прибрежной линии здесь едва превышает 10 км. Несмотря на протяженную (около 270 км) средиземноморскую береговую линию, страна не имеет островных территорий.

Подробная карта Израиля демонстрирует, что признанные международным сообществом участки границ страны имеют искусственный характер, что наиболее ярко выражено в практически прямой юго-западной границе.

Израиль на карте мира: география, природа и климат

Площадь страны является предметом ожесточенных споров. Ввиду постоянных политических и военных конфликтов в регионе, часть земель, на которые Израиль распространяет свой суверенитет, не признана за ней международным сообществом. К таким относятся, к примеру, Голанские высоты и Восточный Иерусалим. Де-факто Израиль также контролирует Западный Берег реки Иордан и Сектор Газа. Это увеличивает фактическую площадь страны до 28000 км2. Но большинством стран планеты Израиль признается без указанных территорий в рамках 20770 км2.

Израиль на карте мира окружен пятью соседями. На севере он имеет границы с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией и на юго-западе — с Египтом. Также двумя полуанклавами внутри Израиля (на востоке и юго-западе) находятся земли частично признанной Палестины.

Географическое положение Израиля

Израиль протянулся почти на 500 км вдоль меридианов. При этом, с запада на восток в наиболее широком месте он имеет не более 130 км.

В географическом плане Израиль можно разделить на четыре зоны. Наиболее комфортной для проживания считается Израильская прибрежная долина, протянувшаяся узкой полосой (до 40 км) вдоль всего средиземноморского побережья страны. Восточнее долина упирается в Центральные холмы, чья высота доходит до 900-1200 метров. Вдоль восточной границы страны протянулась Иорданская рифтовая долина. На карте Израиля на русском языке здесь можно обнаружить необычное место — Мертвое море. Берега этого соленого озера представляют собой самую низкую наземную точку мира — 417 метров ниже уровня моря. Вся южная половина Израиля расположена в пустыне Негев. Ввиду спорного статуса, отдельно следует рассматривать Голанские высоты. Именно в этом горном массиве расположена высочайшая точка страны — гора Хермон (2236 м). Она же является и самой северной точкой Израиля. Страна не может похвастаться обилием полноводных рек. Крупнейшей из них является река Иордан, протекающая по восточной границе государства. На северо-востоке Израиля расположилось крупнейшее пресное озеро всего ближневосточного региона — Тивериадское озеро. Его площадь составляет около 165 км2.

Животный и растительный мир

Благодаря разнообразию природных зон Израиль обладает большим количеством животных и растительных видов. Из более чем 2500 представителей местной флоры до 250 являются эндемичными. Однако крупных лесных массивов в стране нет. Наиболее характерны для местности такие растения, как сосна иерусалимская, акация, эвкалипт, кипарис, казуарина, олеандр и фисташка. Фауна Израиля также многообразна. Здесь можно встретить леопардов, каракалов, волков, газелей, верблюдов, антилоп, буйволов, грифов, коршунов и аистов.

Несмотря на малые размеры, Израиль лежит в двух климатических поясах: в субтропическом средиземноморском на севере и в полупустынном на юге. Средняя температура северных регионов летом достигает 26-280C, а зимой редко опускается ниже 100C. На юге этот показатель на 6-80C выше. Среднее количество осадков также разнится: в северных районах может достигать 1000 мм в год, а на юге не превышает 100 мм.

Карта Израиля с городами. Административное деление страны

Израиль не имеет единого территориально-административного деления. Каждое ведомство использует собственную систему, однако наиболее распространено разделение на 7 округов. Карта Израиля с городами на русском языке демонстрирует, что данные округа включают и оккупированные страной территории. 65 % населения Израиля сконцентрировано на территории трех северо-западных округов, общая площадь которых не превышает 7 % от всей территории государства.

Иерусалим — крупнейший город Израиля, расположенный близко к географическому центру страны. Является священным городом трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Израильское правительство считает его столицей страны, однако этот статус не признан большинством государств мира.

Тэль-Авив — второй по величине город Израиля и признанная мировым сообществом столица страны. Расположен в 50 км к северо-западу от Иерусалима. Является родиной современной ивритской культуры.

Рамла — город в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива. Примечателен тем, что на треть заселен эмигрантами из стран бывшего Советского Союза. Также в городе расположен один из крупнейших в мире цементных заводов.

Иерусалим (Йерушала́йим) не самый древний из обитаемых городов планеты, ему всего то 4 тысячи лет (основан около 2800 г. до н.э.). Есть подревнее — Иерихон (9000 г. до н.э.), Библ (5000 г. до н.э.) и другие. Иерусалим не самый древний, он даже в ТОП-10 не входит. Зато он без сомнения самый знаменитый, и в нем есть фортификация старая и новая, подземелья, кладбища, и история такая, что объять совершенно невозможно.

К тому же и так по этому городу путеводителей написано больше, чем по любому другому городу мира, одна Библия чего стоит. Потому ограничимся кратким изложением фактов касающихся до иерусалимской фортификации.


Цитадель — башня Давида

Иерусалим пережил 52 нападения, находился в осаде 44 раза, 23 раза был захвачен, разрушен до основания дважды и один раз переименован. Солидный послужной список, говорит о том что фортификация здесь была изрядная. Первоначально тут был небольшой, но важный хананейский городок под названием Иру-Шалем (египетское «Рушалимум»), обнесенный каменной защитной стеной. Без защитных стен тут всегда было очень непросто, Израиль и сейчас поражает случайного путника большим количеством самых разнообразных стен и заборов. О древней фортификации Ирушалема мы имеем мало сведений, кроме того, что она была. Это уже что то. В районе Силоамского тоннеля были найдены остатки стен вокруг ю.в. холма Иерусалима, относящиеся к Бронзовому веку (город иевуситов Jebus). Однако имеет ли эта фортификация отношение к нашему объекту — вопрос спорный.

Около 1000 года до н. э. царь Давид с еврейским войском эту местность завоевал. При Давиде и сыне его Соломоне город вырос, его стены окружали ю.в. холм и нынешнюю Храмовую гору, где при Соломоне был построен первый Храм. К 600 г. до н. э. в состав города вошли с.в. холм и площадь нынешних Еврейского и Армянского кварталов. В 587 г. до н. э. царь Навухудоносор (Nebukhadnezzar) с вавилонской ратью Иерусалим завоевал и разрушил.

Евреев угнали в Вавилон, где они проживали в качестве перемещённых лиц до завоевания Вавилона персами, после чего персидский царь Кир II, распустил всех по домам и даже позволил отстроить новый (2-й) Храм в Иерусалиме. Случилось это примерно в 430 г. до н. э. Артаксеркс I разрешил наместнику Иудеи Неемии восстановить стены вокруг города, что и было сделано методом ударной стройки всего за 52 дня (Библия, книга Ниемии). Стены Иерусалиму были жизненно необходимы, поскольку за время войн и прочих катаклизмов в этих местах «народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком» (с) тов. Сухов) и вавилонские репатрианты им были совершенно не ко двору.


Город Иерусалим

Около 333 г. до н. э. Александр Македонский покорил Иудею, взял Иерусалим без особого сопротивления, обещав местному населению соблюдать все законы «по старине». Правда по смерти Александра его империя, как оно обычно бывает, распалась на враждующие друг с другом части. Иудею завоевали греки Птолемея I из Египта, при том Иерусалим был частично разрушен. В начале 100-х гг до н. э. Иерусалим попал в руки сирийских царей из династии Селевкидов. Сообщается о строительном буме в Иерусалиме в этот период, а также о возведении Акры или укрепленной цитадели внутри городских стен.

В 167 г Иудея была под властью Антиоха IV. Сей мудрый царь проводил в своей империи политику унификации, повелел всем носить туники, молиться греческим богам, устроил на Храмовой горе святилище Зевса, и естественно, тут же получил в подведомственной Иудее мощный «майдан», с резней и изгнанием греко-говорящих (восстание Маккавеев 167—163 годы до н. э.).

В Иерусалиме воцарилась династия Хасмонеев, при которых город, ставшей столицей независимого еврейского государства, еще более увеличился в размерах и вокруг него была возведена т.н. «первая стена» (142 — 134 г.г. до н.э), описанная Иосифом Флавием в его «Иудейской войне». Иуда Маккавей укрепил стенами Храмовую гору и гору Сион. При нем в черту Иерусалима был включен западный холм.

Жизнь вроде как начала налаживаться, но к 63 г. до н. э. в Иудее возникли острые политические проблемы, связанные с вопросом наследственной передачи власти. Местные политиканы обратились в римский арбитраж, в Риме подсуетились и кончилось это дело вступлением в Иерусалим ограниченного контингента римских войск под водительством Помпея Великого. Несмотря на то, что ему открыли ворота местные коллаборационисты, римские войска три месяца вели в Иерусалиме жестокие уличные бои, при коих погибло, как сообщается, до 12 тысяч защитников города. Это говорит о том, что в городе было большое количество внутренних стен и других укреплений.


Улицы старого Иерусалима

Иудея, ставшая автономией в составе Римской империи, была обложена изрядной данью и управлялась римской администрацией в Сирии. В 37 г. до н. э. в результате политических интриг Иудея и Иерусалим попали в руки человека по имени Ирод (имя нарицательное). Приставку «Великий» ему дали римские оккупанты, в Иудее у него рейтинг, так сказать, был ниже плинтуса. В 40 г. до н.э. он добился от Рима титула царя.

Так вот, этот самый Ирод был двинутый на идее масштабного строительства. Дворцы, бани, стадионы… Все огромных размеров и страшно дорогое. Он считал что Иудея должна подняться с колен и стать великой в рамках нерушимой Римской империи! Он основательно перестроил храм и Храмовую гору, изрядно увеличив ее в размерах. При нем Иерусалим был обнесен новыми стенами (т.н. «Вторая» стена), а при его наследнике Агриппе — «Третьей» стеной. На социалку, естественно, забили. Обстановка накалялась, и римляне в 6 году ввели прямое управление Иудеей из Рима. Наконец в 70 г.н.э. «низы не захотели, а верхи не смогли» (В.И.Ленин, «Крах II Интернационала»), Иудея полыхнула национально-освободительным восстанием против римских оккупантов под лозунгом «Romans go home!», началась знаменитая Первая Иудейская война.

Война длилась с 66 по 77 г. Иерусалим римлянам под командованием сына императора Веспасиана Тита удалось взять лишь в 70 г. с большим трудом, однако сепаратисты в разных частях Иудеи сопротивлялись еще долгие годы. Иерусалим был разрушен, Храмовая гора распахана. В 130 г. император Адриан повелел основать на этом месте город под названием Элия Капитолина и заселить его отставными легионерами (так в Иерусалиме кстати появились первые армяне). В 132 году на храмовой горе начали строить святилище Юпитера, из за чего тут-же началась Вторая Иудейская война (восстание Бар-Кохбы), которая длилась 4 года. Так что Иерусалим, как и Питер, можно смело называть городом нескольких революций.


Крепостные стены Иерусалима

В 295 году император Диоклетиан повелел восстановить городские стены. В 325 году Константин I, объявивший христианство государственной религией Рима, переименовал город снова в Иерусалим и сделал его важным религиозным центром. В 440-х гг в городские укрепления были основательно перестроены, поскольку Иерусалим тогда был местом ссылки опальной императрицы Евдокии. В 1033 г. укрепления города сильно пострадали из-за разрушительного землетрясения.

В 5 в. Иерусалим находился под властью Константинополя, хотя пару раз его ненадолго захватывали персы. В 638 году арабы халифа Умар ибн аль-Хаттаба захватили Иерусалим, который они стали называть Аль-Кудс. С этого момента начинается его арабская история. Халифы Фатимидской династии укрепили город в предверии Крестовых походов, оставив за чертой городских стен гору Сион и город Давида. Не помогло. В 1099 крестоносцы Готфрида Бульонского после длительной осады взяли Иерусалим, вырезали всех мусульман и сделали город столицей Иерусалимского королевства.

В 1187 г. египетский султан Салах-ад-Дин вернул Иерусалим под арабское владычество, предварительно разбив войско крестоносцев. В 1202–1212 его племянник Аль-Малик приказал отремонтировать стены, однако в 1219 передумал и приказал их снести вообще, в ожидании нового крестового похода. В течении следующих 300 лет Иерусалим простоял без защитных стен. Правда, крепостные стены сохранялись вокруг Храмовой горы (Харам аль-Шариф) и не была разрушена цитадель в западной части города.

Подземелья Иерусалима

В 1517 году Иерусалимом завладели османские турки. При Сулеймане Великолепном в 1535–1538 гг вокруг города на старых фундаментах были возведены новые красивые крепостные стены, которые мы можем наблюдать в наше время воочию, если конечно доберемся до Иерусалима и на то будет воля Аллаха. При Сулеймане город процветал, однако после него благодаря, бездарному правлению многочисленных преемников, Иерусалим превратился в заштатный провинциальный городишко Оттоманской империи — «Больного человека Европы». Кончилось всё это 1917 г — закономерным разложением и распадом.

С 1917 по 1947 год Иерусалим — административный центр британской подмандатной территории. В 1948 году в итоге Арабо-Израильской войны, вспыхнувшей после резолюции ООН о разделе Палестины на арабское и еврейское государства, Иерусалим оказался разделенным на две части — восточная у арабов, западная у евреев, причем Старый город с его крепостными стенами остался за арабами.

В 1967 году в ходе «Шестидневной войны» Иерусалим и весь Западный берег Иордана оказался в руках Израиля. С 1948-67 гг в городе вдоль «зеленой линии», разделявших два Иерусалима, арабами было выстроено много полевых и долговременных укреплений. Кое что сохранилось до наших дней (Арсенальная горка).

В 1980 г. Кнессет принял закон, по которому весь Иерусалим — и восточный и западный, объявлялся столицей государства Израиль. Бен-Гурион, кстати, еще в 1948 году предлагал крепостные стены вокруг Старого города снести к чертям, как наследие арабской оккупации, но почему то этого сделано не было, и стало быть Иерусалим можно смело включать в славный список «Северных Крепостей». Что, собственно, я и делаю…

Западная стена

Впечатления о Иерусалиме

Ну это конечно вопрос: какие ваши впечатление об Иерусалиме!

Люди многотомные сочинения пишут, стихи, поэмы, некоторые — песни. А тут надо пару абзацев…

Ну во первых: звук, запах, цвет… Особенно конечно цвет. Тут бывает такое вечером на закате, что ни описать, ни сфотографировать. Лучи закатного солнца отражаются от облаков и каменных стен домов и в вечерней дымке над городом, в воздухе по улицам будто бы разлито сияющее золото. Я это на самом деле видел, так оно и есть! Как в песне «Йерушала́им шель заhа́в…» («Золотой Иерусалим», знаменитая песня Шули Натан). Фотографировать без толку, не передать. Это Иерусалим!

Старый город — настоящий Восток! Ты не был на Востоке? Ну что с тобой разговаривать, несчастный человек, зря коптишь небо…

Девушки, особенно которые в форме!!! Но нет, об этом не здесь…

Иерусалимский хумус. То что продают у нас в питерских гастрономах, это не хумус, не верьте — это חרא (гавно — ивр.). Я знаю, пробовал…

Праздники в Иерусалиме. Например Суккот (Праздник Шатров)… Если у тебя комната в еврейской части города, то иногда хрен ты заснешь до 4-х утра… Зажигательные песни, танцы, а порой — веселый мордобой… А в Восточном Иерусалиме тебя ни свет ни заря подымет муэдзин (или репродуктор на ближайшей мечети) со своим азаном, чтоб ты, сука, не проспал утренний фаджр-намаз…

Чуть не забыл про интифаду! Истошные крики «Аиллаху-акбар», перекрытые улицы, сумрачный израильский спецназ, вязкая напряженность в воздухе. Это Иерусалим!

Ночной Иерусалим

Старый город ночью: пустые улочки, мертвенный ртутный свет, гулкие шаги по плитам мостовой, полицейский с М-4 стволом вниз на груди на чистом русском: «Ну и куда ты прёшся в одиночку! Нужны проблемы?…»

Впечатления об этом городе с лихвой перекрывают любые другие — и Рим, и Париж, и Венецию… Хотя нет, Венецию все таки не перекрывают. Но в Венеции нету крепостных стен, а тут их есть!

Осенний вечер в Иерусалиме

ИЗРАИЛЬ
Иерусалим — столица Израиля с населением около 544000 жителей. Еврейское слово «иерушалаим» означает «место мира», арабское название города «Эль Кудс» переводится как «святость» — город является самым святым городом на Земле для представителей трех великих религий мира: для иудеев, христиан и мусульман, чем во многом и определяется его притягательность.
Возраст этого древнейшего города приближается к 4000 годам. Первые упоминания об Иерусалиме относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Он входил в состав различных государств: Иудейского царства. Римской империи, Византии, Арабского халифата и др. С начала XVI века город находился под властью Османской империи, а в декабре 1917 года был занят английскими войсками. С 1920 по 1948 год Иерусалим являлся административным центром английской подмандатной территории Палестина. По решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 город должен был стать самостоятельной административной единицей под управлением ООН. После арабо-израильской войны 1948-1949 гг. Иерусалим был разделен на 2 части: восточная отошла к Иордании, западная к государству Израиль. В 1950 году правительство Израиля вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу объявило его западную часть столицей Израиля (западная часть Иерусалима — местопребывание парламента и правительства). В июне 1967 года Израиль захватил и восточную часть Иерусалима, а в июле 1980 года провозгласил весь Иерусалим «вечной и неделимой столицей» Израиля.
Сегодняшняя столица Израиля расположена на холмистой, сильно пересеченной местности, что — в сочетании с продуманным архитектурным планом — придает особый шарм даже новым кварталам с многоэтажными домами.
В восточной части города находится святыня евреев всего мира: Стена Плача — уцелевшая часть западной стены, ограждавшей некогда Второй Иерусалимский храм. Первый Иерусалимский храм был возведен царем Соломоном в 960 году до нашей эры, а в 568 году до нашей эры — разрушен захватившим Иерусалим царем Вавилона Навуходоносором. Строительство Второго храма завершилось в 515 году до нашей эры, после возвращения иудеев в город (тогда попавший под власть персидского царя Кира). Вершины расцвета храм достиг во время правления царя Ирода (37-4 годы до нашей эры). Детальное и восторженное описание Второго храма оставил Иосиф Флавий, а сегодня полюбоваться былым величием можно лишь взглянув на модель (выполнена в масштабе 1:50), которая находится на территории отеля «Холиленд», недалеко от горы Герцля. Второй Иерусалимский храм был разрушен во время Иудейской войны в 70 году нашей эры. Стена Плача (длина 156 м), сложенная из огромных, тщательно подогнанных каменных монолитов, — единственный оставшийся фрагмент храма. Возле стены почти всегда можно встретить молящихся иудеев, которые вкладывают в щели между камнями записки с обращениями к Богу. Возле Стены Плача постоянно, начиная с середины XIX века, ведутся археологические раскопки, обнаружившие немало древних построек, преимущественно иродианского периода: несколько арок (остатков мостов), ворота, огромный акведук, пробитый в скальном грунте и перекрытый арочными сводами и др.
От Стены Плача можно совершить прогулку по Старому городу, окруженному стеной, воздвигнутой в период турецкого владычества Сулейманом Великим (1538-1548гг.). В Старый город можно попасть через одни из семи действующих ворот, например Яффские (1539 г.), расположенные в западной стене. Самые величественные и красивые ворота — Шхемские — построены в XVI веке на месте гораздо более древних (существовавших во II веке до нашей эры). По древней винтовой лестнице можно подняться на самый верх ворот и затем совершить прогулку по стене. Недалеко от Шхемских ворот расположены каменоломни царя Соломона, в которых добывали камень для строительства Первого Иерусалимского храма, немного дальше — Могила Сада, пещерное захоронение у подножия холма, где, по одной из версий, был распят и захоронен Иисус Христос.
За Шхемскими воротами, в северо-восточной части стены находятся Ворота Ирода (названные по имени сына Ирода Великого — Ирода Антипы, в царствование которого произошло распятие Христа). Ворота украшены каменным цветочным орнаментом. Напротив ворот расположен музей Рокфеллера — крупный археологический центр. Львиные ворота, украшенные барельефными изображениями львов, построены в 1538-1539 годах, а вот Золотые ворота известны с начала нашей эры и ведут от площади-сада Харам-эш-Шериф, где расположены знаменитые мечети Старого города, в Иосафатову долину.
Из древних оборонительных сооружений Иерусалима обращает на себя внимание цитадель Давида, построенная Иродом (сохранились лишь фундамент и часть одной из трех башен). Сейчас цитадель представляет собой две четырехугольные соединенные стеной башни, заложенные еще крестоносцами. Над цитаделью возвышается минарет XVII века. От нее же начинается Армянский квартал, основанный в IV веке армянами, бежавшими от преследований на родине. В Армянском квартале расположены монастырь Маронитов. Ассирийский монастырь с богато орнаментированной церковью XII века. Армянский монастырь с кафедральным собором св. Иакова — памятником раннехристианского зодчества. Интересны также церковь Масличного Дерева (построена в V веке и полностью перестроена в XIV веке), монастырь Св. Креста.
У южной стены Старого города, на невысоком холме, расположен Город Давида — самая старая часть Иерусалима, заложенная царем Давидом. Археологические раскопки обнаружили здесь остатки стен, фундаменты зданий VIII-VII веков до нашей эры. Многие места Города Давида почитаются как иудеями, так и христианами, например пруд Силоамская Купель, у которого Христос исцелил слепого, о чем упоминается в Новом Завете.
Между Армянским и Мусульманским кварталами в пределах Старого города находится Еврейский квартал — лабиринт узких улочек с обилием синагог и своеобразной архитектуры домов. Практически все они построены во второй половине XX столетия на месте разрушенных в ходе боев 1948 года зданий. О древних временах напоминают лишь многочисленные археологические раскопки.
Мусульманский квартал занимает северо-восточную часть Старого города. Здесь находится площадь-сад Харам-эш-Шериф («священный двор») со знаменитыми мечетями Омара и Аль-Акса. Мечеть Омара (более правильное название — мечеть Скалы) как бы венчает вершину Храмовой горы (на которой когда-то стоял Иерусалимский храм) и является третьей по значимости святыней ислама, а также и самым величественным памятником Ближнего Востока. Мечеть имеет форму восьмиугольника, стены которого выложены голубыми изразцами. Купол вплоть до 1964 года был покрыт свинцовой крышей, а снаружи — листами позолоченной меди. В ходе реставрации свинец и медь были заменены алюминиевыми листами, которым придали золотой цвет. Напротив южного входа находится мечеть Аль-Акса, воздвигнутая в 693 году на руинах византийской базилики. В северном крыле мечети обозначено место, с которого, по преданию, вознесся на небо пророк Магомет. Во времена крестоносцев (захватили Иерусалим в 1099 году) в мечети располагались рыцари-тамплиеры. Кроме названных, в Иерусалиме имеется еще 34 мусульманских храма.
Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом, своеобразный стержень которого — Виа Долороза (Скорбный Путь, или Крестный Путь), простирающаяся от Гефсиманского сада за пределами Старого города, где Христос был схвачен стражей, через Львиные ворота до Голгофы и Храма Гроба Господня, где Христос был казнен и захоронен. Буквально каждый метр Виа Долороза воскрешает события, описанные в Новом Завете: на территории нынешнего женского католического монастыря Сестер Сиона находилась башня Антония, где римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа; арка с крытой галереей, с которой Пилат показывал Христа толпе, воскликнув: «Экце хомо!» («Вот человек!»); двор претории, где допрашивали Христа, церковь, где содержали Его с разбойником Вараввой и другими. Все памятные места отмечены храмами (православными, католическими и т. д.), часовнями. Впрочем, сейчас трудно говорить о действительном соответствии Виа Долороза пути, пройденному Христом: в то время все улицы лежали на два метра ниже современной поверхности и мало что сохранилось до наших дней, кроме мостовых и фундаментов.
В конце Виа Долороза находится Храм Гроба Господня. Сейчас храм даже отдаленно не напоминает первоначальное сооружение, разрушенное в VII веке персами. Современное здание построено в ИЗО-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства. У входа в храм находится камень Помазания, на который было положено для умащения ароматическими составами перед погребением снятое с креста тело Христа. Внутри храма находится часовня с двумя притворами, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня. Позади часовни — притвор греческой церкви, напротив — притвор русской православной церкви. От камня Помазания две лестницы ведут вверх — к вершине Голгофы, где, по преданию, стоял крест, на котором распяли Христа (место отмечено серебряным диском с отверстием в середине). Пространство разделено колоннадой на две части, принадлежащие греко-ортодоксальной и римско-католической церквам.
За пределами Старого города находится немало других достопримечательностей: Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, Масличная гора, где находится Гефсиманский сад, церковь св. Магдалины (построенная на деньги российского императора Александра III), многие другие места, часто связанные с деяниями Иисуса Христа (первоначальные здания, например дом Лазаря, как правило, не сохранились, их расположение отмечено более поздними часовнями и церквами).
Новый город начал расти с середины XIX века и весьма разнолик. Своеобразен основанный в 1874 году квартал Меа Шеарим, до сих пор населяемый почти исключительно ортодоксальными ревнителями иудаизма. На возвышенности Гиват Рам находится здание кнесета (парламента), построенное в 1966 году в смешанном стиле классицизма и модернизма. Холл кнесета украшен гобеленом по рисунку Марка Шагала. Интересен Национальный музей Израиля и входящий в его состав Храм книги, где среди множества уникальных книг и рукописей хранятся величайшие реликвии — подлинный свиток книги пророка Исайи и широко известные «Свитки Мертвого моря». Само здание Храма книги интересно и как образец современного архитектурного искусства. Недалеко от кнесета находится монастырь Креста, основанный в IV веке и до XVII века принадлежавший грузинской православной церкви. На склонах горы Герцля раскинулось военное кладбище. Рядом находятся могилы известнейших деятелей еврейской культуры, президентов и премьер-министров Израиля. У подножия горы расположен мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» — институт и музей, посвященные жертвам Холокоста — катастрофы, постигшей еврейский народ в годы второй мировой войны. Стоит посетить и медицинский центр «Хадаса», украшенный витражами Марка Шагала.
Что касается хозяйственного развития города, то здесь представлены металлообрабатывающая, радиотехническая, фармацевтическая, текстильная, легкая, пищевая отрасли промышленности. В городе есть университет.

Лига арабских государств (ЛАГ) предупредила власти Израиля о недопустимости попыток изменения этнического состава населения Иерусалима.

Заместитель генсека ЛАГ Хейфе Абу Газеле заявил, что израильские власти пытаются сократить численность арабского населения Иерусалима.

«Палестинцы сегодня составляют лишь 36 процентов от численности населения Иерусалима, но и эта цифра Тель-Авиву кажется большой. Этот показатель пытаются довести до 12 процентов, что недопустимо», — сказал Газеле.

По его словам, в Иерусалиме также проводится планомерная политика уничтожения наследия ислама, меняются исторические названия улиц, происходит захват имущества палестинцев.

Полувековая оккупация Иерусалима 


Израильская оккупация Иерусалима, продолжающаяся уже полвека, после планов президента Дональда Трампа объявить город столицей Израиля вступила в новую фазу. 


Израиль оккупировал Восточный Иерусалим пятого июня 1967 года. В 1980 году Кнессет принял законопроект, в соответствии с которым Израиль в одностороннем порядке объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

В ответ на это СБ ООН принял резолюцию за № 478, в которой осудил израильскую аннексию Восточного Иерусалима. Международное сообщество считает, что Восточный Иерусалим находится под израильской оккупацией.

Кроме того, ни одно государство не признает Иерусалим столицей Израиля. США стали первой страной, признавшей Иерусалим столицей Израиля. 


Генеральная Ассамблея ООН на экстренном заседании 21 декабря 2017 года проголосовала против признания Иерусалима столицей Израиля.

По итогам голосования 128 стран призвали США отменить решение о признании Иерусалима столицей Израиля, 35 государств воздержались, а девять – поддержали американцев. Против резолюции по Иерусалиму выступили США, Израиль, Гватемала, Гондурас, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Палау, Того.

На веб-сайте агентства «Анадолу» в укороченном виде публикуется лишь часть новостей, которые предоставляются абонентам посредством Системы ленты новостей (HAS) АА.

Иерусалим — древний ближневосточный город, лежащий на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650—840 м. Один из древнейших городов мира — его возраст более 3500 лет.

Иерусалим является центром двух религий — иудаизма и христианства. Немаловажное значение Иерусалим имеет и для ислама и являет собой смешение памятников истории, культур и народов с огромным количеством достопримечательностей.

Иерусалим, в прошлом столица древнего Иудейского царства, сегодня является официальной столицей Государства Израиль, в нём находятся все правительственные учреждения.

Тем не менее, израильский суверенитет над восточной частью города не признан значительной частью международного сообщества.

Статус Иерусалима

И Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной.

Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества.

Органы власти Палестинской автономии вообще никогда в Иерусалиме не находились.

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 г., известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая 1948 г.).

5 декабря 1949 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В Иерусалиме находятся Кнессет (израильский парламент) и все государственные и правительственные учреждения Израиля. В 1948—67 гг., когда Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, этот статус распространялся только на западную часть города.

В результате победы в Шестидневной войне 1967 г. Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом.

Законом об Иерусалиме от 30 июля 1980 г. Израиль объявил Иерусалим своей единой и неделимой столицей.

ООН не признаёт аннексии Восточного Иерусалима. После того, как 15 августа 2006 г. правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств.

Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.

Конгресс США ещё в 1995 г. принял закон о переносе посольства в Иерусалим, однако правительство США постоянно откладывало выполнение решения. В настоящее время посольство США находится в Тель-Авиве, а в Иерусалиме находится Генеральное Консульство США.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

Мэры Иерусалима

Городской совет был создан в 1863 г. во время господства Османской империи. С 1948 по 1967 год в городе работали две мэрии: израильская на западе города и иорданская в восточной части.

С 2008 года мэром Иерусалима является Нир Баркат.

В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима:

  • Согласно данным за период Британского мандата, распределение населения Иерусалима было следующим: 60% иудеи, 20% — мусульмане, 20% — христиане.
  • В 1961 г. население города состояло из 72% иудеев, 22% мусульман и 5% христиан.
  • На 2006 г. в Иерусалиме проживают 729,9 тыс. жителей, из которых 65% иудеи, 32% — мусульмане, 2% — христиане.
  • 35% населения города — дети в возрасте до 15 лет.
  • В 2005 г. зафиксировано 18 тыс. новорожденных.
  • Рост населения составляет 1,1% в год.

Восточный Иерусалим

В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 г.), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 г. Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 г. над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.

В 1980 г. Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся практически все исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

Транспорт

В 1892 г. в Иерусалим была проведена железнодорожная линия, связавшая его с Яффой.

Линия была закрыта в 1998 г., и в течение некоторого времени Иерусалим оставался без железнодорожного сообщения. 9 апреля 2005 г. участок линии между Иерусалимом и Бейт-Шемешем был открыт вновь.

В настоящее время Иерусалим связан прямым железнодорожным сообщением с Тель-Авивом.

Видео: Небо над Иерусалимом

Небо над Иерусалимом

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *