Пётр Синявский. “У души не бывает сиротства…”

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир» — рубрика «Строфы» Павла Крючкова, заместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира».

Из окна моей редакционной комнаты в «Новом мире» хорошо видны купола храма Рождества Богородицы в Путинках — старинной шатровой церкви в Москве. Последние годы именно туда я хожу слушать Великий покаянный канон. Недавно узнал, что в конце прошлого века, когда церковь восстанавливалась, в храме часто прислуживал — мыл полы, чинил подсвечники, делал разную другую работу — один из моих самых любимых детских поэтов Пётр Синявский. Глядя сейчас на храмовые купола, я почему-то думаю об этом.

Сегодня бывший джазовый трубач, когда-то чуть не ставший свя­щенником, духовный сын митрополита Иоанна (Снычёва) и двоюрод­ный внук историка церкви владыки Манýила (Лемешевского) — лю­­би­мый гость многих приходских общин. В поэзии он славен как вир­­­ту­озный автор стихотворений для самых маленьких. Музыку на его стихи писали и пишут наши лучшие композиторы — Марк Мин­ков, Давид Тухманов, Александр Журбин, Юрий Чичков. Вы, на­верное, пом­ните: «Мой щенок похож немного / На бульдога и на дога…»

А песни из кинофильмов, думаю, составили бы целый сборник.

И ставший знаменитым «Кадетский вальс» с древним девизом-присловьем «Душу — Богу, сердце — даме, жизнь — государю, честь — никому» написал тоже он. На его недавних книжках — «Мамина молитва» и «Малышкина молитва» — читаю такое: «Да благословит Господь эти детские стихи для чистых и нежных душ малышей. Схиархимандрит Илий».

О том, что Пётр Алексеевич часто поёт и декламирует свои стихи в приходах — я знал; недавно довелось побывать на его выступлении в подмосковном селе Федосьино, где он впервые огласил поэму «для чтения взрослыми детям» — о преподобном игумене Савве Сторожевском и спел издавна любимые песни: «Волоколамские колокола», «Крестница», «У иконы душа сокровенная».

Между прочим, у нашего чудесного детского поэта нет ни одной «взрослой» книги. Но это его преданных читателей нисколько не смущает. Наверное, потому, что искусство Петра Синявского уже давно обладает, по милости Божией, тем драгоценным качеством, которое именуется производным от слова народ.

***

Творчество

В 70-80-е годы вместе с композиторами Песковым, Хромушиным, Кадомцевым, М. Парцхаладзе, Крыловым, Изотовым, Томиным и др. создал несколько десятков песен для Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения п/р В.Попова. Лучшие из них были созданы в творческом союзе с композитором Юрием Чичковым и вошли в золотой фонд советской детской песни: «Лесной марш», «Мой щенок», «Первый вальс», «Родная песенка», «Самый лучший дом». Вместе с Чичковым создал также песни к мультфильмам «Солдатская сказка» («Экран», 1980), «Жил был Саушкин» («Экран», 1981).

Вместе с Андреем Усачёвым писал сценарии и песни для популярной детской телепередачи «Кварьете Весёлая квампания» («ОРТ», 1995—1998 гг.).

Как поэт-песенник работал с композиторами Юрием Чичковым, Николаем Песковым, продолжает работать с Марком Минковым, Александром Журбиным, Давидом Тухмановым, Александром Чернышовым. Его песни звучали и звучат в кино, на радио, в телепередачах, исполняются профессиональными артистами и любителями. В соавторстве с Александром Шагановым написал песню к популярному телесериалу «Убойная сила» («Прорвёмся, опера!» (в соавторстве с А. Шагановым), комп. И.Матвиенко). С Александром Журбиным создал песню к многосерийному телевизионному фильму «Московская сага» (2004). Также написал тексты песен к фильмам «Прорыв» (1991), «Козлёнок в молоке» (2003, «Лягушенция» и т. д.

В 2000 вышел сольный CD «Ваши руки из теплого жемчуга»: песни и романсы (37 треков) Петра Синявского в авторском исполнении под гитару.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *