Что же диавол посоветовал Адаму? Допустить мысль, которая превышала собственную природу, — надеяться стать равным Богу. Если это, говорит диавол, низвергло меня с неба, то тем более тоже самое извергнет его из рая. Потому и Соломон говорит: Бог гордым противится (34 Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать.Притч. 3:34; 5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.1 Пет. 5:5). Не сказал: Бог гордых оставляет, предоставляет самим себе, лишает Своей помощи, но говорит: противится, — впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа (а начало гордыни, говорит Премудрый, удаление человека от Господа (14 Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;Сир. 10:14), лишившись этого света, легко преодолевается и людьми. Если бы даже он был силен, и тогда Богу не нужно было бы ополчаться против него; Тому, для которого было достаточно одного хотения, чтобы произвесть все, гораздо легче уничтожить все. Для чего же сказано: противится? Для того, чтобы показать сильное отвращение Его к гордому. Итак, что гордость есть тяжкая рана, видно как отсюда, так и с других сторон. Если хотите, то с другой стороны мы раскроем и причину, от которой происходит эта рана. Писание, начиная обличать кого-либо, обыкновенно не только высказывает грех его, но доказывает нам и причину греха; оно делает это для того, чтобы предостеречь здоровых от впадения в те же грехи. И врачи, приходя к больным, еще прежде болезней исследуют причины их, чтобы уничтожить зло в самом источнике, так как кто, оставляя корень, подрезывает одни ветви, тот не делает ничего иного, как только трудится напрасно. Где же Писание указывает и на грех и на причину греха? Так, оно обличает живших пред потопом за непристойные связи, и послушай, какую представляет причину: сыны Божии, говорит, увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.Быт. 6:2). Что же? Не красота ли причиною греха? Нет; она — дело премудрости Божией; а дело Божие никогда не может быть причиною порока. Или зрение? Нет; и оно — дело природы. Что же? Взгляд порочный, потому что он происходит от развращенной воли. Потому и один премудрый, увещевая, говорит: отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту (8 Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту:Сир. 9:8). Не сказал: не смотри, — это случается и само собою, — но: не засматривайся, говорит, запрещая намеренный взгляд, пытливое зрение, продолжительно-порочное рассматривание, происходящее от развращенной и похотливой души. Но какой, скажешь, отсюда может быть вред? От нее, говорит он, загорается любовь (в ц.сл.: похоть) (9 многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь.Сир. 9:9). Как огонь, касаясь сена или соломы, не медлит, но как скоро коснулся этого вещества, тотчас обращается в яркий пламень, так и огонь похоти, находящейся в нас, когда посредством взгляда очей коснется благовидной и блестящей красоты, тотчас воспламеняет душу. Потому не смотри на временное удовольствие, доставляемое зрением, но взирай на непрестанное мучение, происходящее от похоти. Удовольствие, нанесши рану, обыкновенно прекращается; а рана не прекращается, но часто остается и губит. Как олень, смертельно раненный стрелою, хотя бы убежал от рук охотников, не получаем, от этого уже никакой пользы, — так и душа, пораженная стрелою похоти, от непристойного и любопытного взгляда, хотя бы бросивши стрелу и ушла, растлевается и погибает, видя везде этого врага, ее преследующего. Впрочем я говорил о том (не нужно позволять слову делать длинные отступления), что Писание обыкновенно показывает и грехи и причины их. Так и здесь, послушай, что говорит оно об Озии. Оно сообщает нам не только то, что возгордилось сердце его, но прибавило и то, от чего оно возгордилось. От чего же оно превознеслось? Когда он сделался силен, говорит, возгордилось сердце его (16 Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.2 Пар. 26:16). Он не вынес величия власти, но как от пресыщения бывает воспаление, а от воспаления происходит горячка, и потом нередко отсюда приключается смерть, так и здесь от великого изобилия счастливых обстоятельств произошла гордость. Что в телах воспаление, то в душах гордость. Потом от гордости явилось в нем и желание того, что не принадлежало ему.

+++ «Толкование на пророка Исаию».

Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце Озии (16 Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном.2 Пар. 26:16), также о смиренномудрии, и о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло — гордость.++

***

Что ниже дьявола гордого, и что выше человека смиряющего себя? Тот пресмыкается по земле, находясь под нашей пятой («даю вам власть наступать», говорится, «на змей и скорпионов» — 19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;Лк. 10:19; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.Пс. 90:13), а этот находится с ангелами на небесах. Если же ты хочешь знать то же из примера людей гордых, то представь себе того варвара, который имел великое войско и не знал даже того, что всем известно, как например: что камень есть камень и идолы — идолы, а потому был ниже этих самых вещей. Напротив благочестивые и верные возносятся выше солнца; а потому, что может быть выше их? Они перелетают самые своды небесные и, оставив за собой ангелов, предстоят самому престолу Царя. Наконец, чтобы тебе еще более увериться в низости гордых, я спрошу тебя: кто унижается, — тот ли, кому вспомоществует Бог, или тот, кому Он противится. Итак, слушай, что говорит Писание о том и другом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Еще спрошу тебя о другом: кто выше, — священнодействующий ли и приносящий жертву перед Богом, или тот, кто не имеет дерзновения приступить к Нему? Но ты скажешь: какую жертву приносит смиренный? Послушай Давида, который говорит: «жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.Пс. 50:19). Видишь ли чистоту смиренного? Обрати же внимание и на нечистоту гордого. О нем говорит Писание: «нечист пред Богом всякий надменный сердцем» (5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным.Притч. 16:5). Притом в первом обитает сам Бог: «на кого Я призрю», говорит Он, «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим» (2 Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.Ис. 66:2), а последний мучится вместе с дьяволом, — надменный потерпит то же, что и дьявол. Потому и Павел говорит: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом» (6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.1 Тим. 3:6). Таким образом, с ним случится противное тому, чего он желает. Он хочет гордиться для того, чтобы его почитали; а между тем, если кто более всех подвергается презрению, то это он. Если кто подвергается насмешкам, вражде и ненависти у всех, если нападают на кого враги, если кто подвергается гневу, является нечистым перед Богом, — так это больше всего гордецы. Что же может быть хуже этого? Это — верх зла. Напротив, что любезнее смиренных? Что блаженнее их, когда они любезны и приятны Богу, да и у людей они же более наслаждаются славой: все почитают их как отцов, любят как братьев, принимают их как своих? Итак, будем смиряться, чтобы нам вознестись. От великой гордости происходит унижение и безумие. Так унижен был фараон. «Не знаю Господа», сказал он (2 Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.Исх. 5:2; 24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;Исх. 14:24), и за это сделался презреннее мышей, лягушек и мух, и вскоре после того потонул с оружием своим и конями. Не то было с Авраамом: «я, прах и пепел», говорил он (27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:Быт. 18:27), и потому одержал победу над бесчисленными неприятелями; будучи у египтян, возвратился от них с победой, славнейшей прежней, и, снискав столь великую добродетель, навсегда остался великим. Потому-то его везде воспевают, ублажают и прославляют. А фараон — земля, пепел, и даже хуже того. Подлинно Бог ничего так не отвращается, как гордости. Потому-то он еще изначала так все устроил, чтобы истребить в нас эту страсть. Для этого мы сделались смертными, живем в печали и сетовании; для этого жизнь наша проходит в труде и изнурении, обременена непрерывной работой. Первый человек впал в грех от гордости, возжелав быть равным Богу, и за то не удержал и того, что имел, но лишился и того. Таковы плоды гордости! Она не только не доставляет нам никакой пользы, но лишает и того, что имеем. Напротив, смиренномудрие не только не отнимает у нас того, что имеем, но еще доставляет и то, чего не имеем. Итак, возревнуем об этой добродетели, потщимся стяжать ее, чтобы нам насладиться и в этой жизни честью, и приобрести будущую славу, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с. Которым Отцу слава, держава, со Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Смирение — это неуязвимость.
Мария Эбнер-Эшенбах

Гордый человек может научиться смирению, но будет гордиться им.
Миньон Маклафлин

Что есть смирение? — Если твой брат согрешит против тебя, а ты простишь ему прежде, чем он покаялся.
«Изречения египетских отцов»

Хотя бы воистину ангел явился тебе, не принимай его, но смирись и скажи: «Я недостоин видеть ангела, потому что жил в грехах».
«Изречения египетских отцов»

Берегись, как бы тебе не стать столь смиренным, чтобы смирение твое превратилось в глупость.
Игнатий Лойола

Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива.
Плиний Младший

Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
Лао-цзы (Ли Эр)

Раз существует в мире страсть, то праведность, смиренье —
Одни слова: что в них есть смысл — нам явно показалось.
Мухаммед Бабур

В смирение и кротость перейдет…
Уильям Шекспир

Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…
Франсуа де Ларошфуко

Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо

Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты.
Уильям Мейкпис Теккерей

Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье.
Оноре де Бальзак

Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими
Сэмюэл Батлер

Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко
Гордость — утешительница слабых. Л. Вовенарг
Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
В. Белинский
Гордость нередко бывает препятствием к истинному величию.
М. Жанлис
Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Г. Бичер.
Берегись, как бы тебе не стать столь смиренным, чтобы смирение твое превратилось в глупость.
Игнатий Лойола
Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива.
Плиний Младший
Гордость — это скользкая покатость, внизу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие.
А. Декурсель
Смирение нередко оказывается притворной покорностью, цель которой — подчинить себе других; это — уловка гордости, принижающей себя, чтобы возвыситься…
Франсуа де Ларошфуко
Гордость происходит от недостаточного размышления и незнания самого себя. Знание является к нам вместе со скромностью.
Д. Аддисон
Гордись лишь теми победами, какие ты одержал над самим собой.
Ж. Вольфрам
Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком.
Жан Жак Руссо
Тайная и ужасающая мудрость, определяющая судьбы человечества, стремится унизить кроткого, доброго и мудрого и возвысить себялюбца, дурака и злодея. О, будь смиренным, брат мой, когда судьба благоволит к тебе! Будь ласков с теми, кому меньше посчастливилось, чем тебе, несмотря на то, что они заслуживают того же, что и ты.
Уильям Мейкпис Теккерей
Гордость людей низких состоит в том, чтобы постоянно говорить о самом себе, людей же высших — чтобы вовсе о себе не говорить.
Вольтер
Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность.
Г. Лихтенберг
Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими.
Сэмюэл Батлер
Если кричит гордость, значит, любовь молчит.
Ф. Жерфо
Гордость свойственна всем людям: разница лишь в том, где и когда они её проявляют.
Ф. Ларошфуко
Гордый человек точно обрастает ледяной корой. Сквозь кору эту нет хода никакому другому чувству.
Л. Толстой
Гордость лишена лучшего качества пороков — она неспособна скрываться.
Ф. Бэкон
Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
В. Ключевский
Гордость часто разжигает в нас зависть, и та же самая гордость нередко помогает нам с ней справиться.
Ф. Ларошфуко
Больше всего мы гордимся тем, чего у нас нет.
Акутагава Рюноскэ
Наша гордость часто возрастает за счет недостатков, которые нам удалось преодолеть.
Ф. Ларошфуко
Гордость — это своего рода презрение ко всем другим, кроме самого себя.
Теофраст
Если бы нас не одолевала гордость, мы не жаловались бы на гордость других.
Ф. Ларошфуко
Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
М. Монтень
Гордеи ненавидит гордость у других.
Б. Франклин
Гордость есть исходящее изнутри, стало быть, прямое высокопочитание самого себя; напротив, тщеславие есть стремление достигнуть такого высокопочитания извне…
А. Шопенгауэр
Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал.
Огюст Детёф
Следите за обновлением страницы, скоро появится еще больше цитат для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Гордость и смирение»
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *