Участник форума Сам_по_себе:
Храм, построенный по проекту, утверждённому императором Николаем I, был освящен в 1896 году, в год 500-летия со дня преставления святителя Стефана Пермского, который положил начало христианизации древних коми (зырян). Пятиглавый собор имел в длину 47 м, в ширину 26 м и в высоту 35 м, рядом находилась трёхярусная колокольня.
Три иконы для иконостаса были пожертвованы из Исаакиевского собора г. Санкт-Петербурга
Храм располагался на центральной площади города (перекресток улиц Трёхсвятительской (Коммунистическая) и Троицкой (Ленина)), получившей название Стефановской. В 1918 году площадь переименовали в Красную, в 1967 г. в Юбилейную, с 1991 года площадь снова носит название Стефановская.
При советской власти храм закрывали дважды: в 1923 году, позднее решение о закрытии было отменено, и в 1929 году уже окончательно. В 1932 году храм был разрушен, кирпич использовали при строительстве новых каменных домов города Сыктывкара. Сейчас на месте Стефановского собора стоит памятник В.И.Ленину (1967).
…продолжение

В этой заметке я счел нужным уделить внимание не только истории храмового здания (к сожалению, уничтоженного в 1930-е годы), но и истории прихода — истории причта, старост, прихожан.
Название Донская (или Донская-Богородицкая) эта церковь получила от главного престола, освященного в честь Донской иконы Божией Матери. Но куда больше в Вятке храм был известен под именем Стефановского. Прот. И.Сырцов писал: «Название Донской — название официальное, а название Стефановский — народное, прежнее. Дело в том, что каменный храм был построен в половине XVIII столетия вместо раньше существовавшего на этом месте и в 1752 году сгоревшего деревянного храма с приделом в честь первосвятителя Великопермского Стефана. Граждане не могут забыть прежнего названия… Спросите, где Донская церковь, — вам, пожалуй, не скажут. Спросите о Стефановской — вам укажет всякий». *

Вятка. Стефановская церковь. Фото нач. ХХ века.
I. Деревянный храм.
Каменная Стефановская церковь была построена взамен бревенчатой. Местность южнее оврага Засоры издревле принадлежала Успенскому Трифонову монастырю и была населена в основном монастырскими служилыми людьми. Со временем здесь выросли слободки, получившие название Большой Монастырской и Малой. Для их жителей потребовался свой приходской храм, где можно было бы исполнять все требы (по обычаю в монастырских храмах не совершают таинств крещения и бракосочетания). Видимо, по просьбе жителей слободок в 1721 году и был построен деревянный храм в честь св. Стефана Пермского.
Храмозданная грамота Стефановской церкви не сохранилась. В архиве Вятской духовной консистории был найден только один документ по истории деревянного храма — «Доношение причта и старосты с прихожанами Стефановской церкви», поданное в духовный приказ архиепископа Вятского и Великопермского Киприана 21 марта 1738 года: «Доносят Успенского Трифонова монастыря заоградной слободки Стефановской церкви поп Савватий с причетники и староста церковной Герасим Злыгостев с приходскими людьми, а о чем, тому следуют пункты:
1. В прошлом 721 году по благословению прежде бывшаго Преосвященнаго Алексея Архиепископа Вятскаго, что ныне Рязанский, и по данной от его Преосвященства грамоте велено отвести тоя слободки монастырской земли под строения означенной Стефановской церкви и под селитьбы священно- и церковнослужительския и под кладбище длиннику и поперешнику по восьмидесяти сажен.
2. По которой грамоте означенная церковь и построена, а по мере земли граней не установлено. Того ради покорно просим дабы указом Ея Императорскаго Величества повелено было по преждеданной от Преосвященнаго Алексея Архиерея грамоте от Успенского Трифонова монастыря по показанной мере земли отвесть и поставить грани впредь во утверждение и о сем нашем доношении решение учинить. Марта дня 1738 года.
Поп Савватий руку приложил. Диячок Назар Калашников руку приложил. Канцелярист Феодор Востриков руку приложил. Пономарь Иван Якимов руку приложил. Стефановской церкви староста Герасим Злыгостев руку приложил. К сему доношению Федор Хохряков руку приложил. Борис Кузнецов подписуюсь. Иван Злыгостев руку приложил. Григорий Курочкин руку приложил».
Резолюция на грамоте гласит: «Подано Марта 21 дня. Послать в Трифонов монастырь для справки: и как сперва означенной церкви Стефановской землю отвожено и сколько мерою сажен, и если такою землею столько, дабы как церкви утеснения не было, так же и людем дороги не запереть, о том всем рассмотреть и доложить в Духовном Приказе. Богословский архимандрит Лаврентий». (Богословский архимандрит — настоятель Вятского подгородного Богословского монастыря, позднее упраздненного.)
Каким было дальнейшее решение просьбы причта и прихожан — из грамоты не видно. Из текста доношения следует, что: 1) церковь была построена в 1721 году или немного позднее (деревянные церкви сооружали быстро) и была скорее всего однопрестольной (по крайней мере, приделы не упоминаются); 2) церковь стояла примерно на том месте, что и возведенная позднее каменная; 2) для церкви и кладбища грамотой епископа Алексея была отведена площадь 80х80 сажен (почти три гектара), но границ (граней) церковного участка точно не обозначили, по этой причине возникли некие сложности (возможно, были тяжбы с соседями), потому вопрос границ и необходимо было решить, не стесняя ни церковь, ни движение по вблизи проходящим улицам; 3) церковь, как построенная для монастырских работников и на монастырской земле, считалась «монастыря заоградной», но при этом, как приходская, обращалась с «доношением» в духовный приказ архиерея, минуя монастырское начальство, и имела причт из белого духовенства (поп Савватий, дьячок Назар Калашников, пономарь Иван Якимов).
Словесного описания старинной Стефановской церкви не сохранилось. Но вряд ли храм сильно отличался по формам от других деревянных храмов той эпохи.
Деревянная Стефановская церковь сгорела во время большого пожара 1752 года. В одиннадцать часов дня 20 июля ударил набатный колокол на Спасской башне Хлынова: в овраге Засора загорелся один из посадских домов. Быстро вспыхнули соседние дома. Местность эта была застроена очень тесно, стены построек стояли вплотную одна к другой. Поднялся сильный ветер. Вскоре огонь перекинулся на Трифонов монастырь. Сгорели не только все деревянные монастырские здания, но и все каменные церкви, растопились колокола на звоннице. Огнем были уничтожены и монастырские слободки с деревянной церковью. В акте консистории от 24 июля 1752 года отмечено: «А всреди той Большой Слободки Заоградная монастырская Стефановская церковь сгорела совсем без остатку».
II. Постройка каменного храма, его внешний вид.
Деревянный храм ко времени пожара уже не удовлетворял нуждам и пожеланиям прихожан. Из уцелевшего перечня дел Вятской консистории известно о том, что в 1746 году было подано прошение и велась переписка о постройке каменного храма. Как сказано в описи, «дело началось по доношению г. Хлынова Стефановской церкви иерея Игнатия с причетники и прихожаны о строении вместо деревянной каменной церкви во имя Св. Стефана Великопермского, с приделом Донской Богородицы». Указ из консистории с разрешением на постройку был дан 29 июля 1746 года. Руководил строительными работами хлыновский каменщик Алексей Макарович Окулов (старостами храма в этот период были хлыновчане купцы Григорий Никитин и с 1763 года — Сергей Злыгостев).

Вид города Вятки с юго-западной стороны. С.Лобовиков. 1911 г. Справа — Стефановская церковь.
Храм был задуман двухпрестольным, а сооружен — с тремя престолами. В осуществленной планировке храма (холодная и теплая церкви в ряд с востока на запад) конечно же было удобнее устроить не два, а три престола: один в холодной церкви и два в теплой, по бокам от прохода. Если сравнить Стефановскую церковь с более древними храмами града Хлынова, то несомненным окажется её внешнее сходство с Владимирской церковью (1707-1725 гг.). Западная часть Владимирского храма в XIX веке была полностью перестроена, а вот восточная сохраняла свой начальный вид до сноса в 1935 году. Интересный момент: сперва Владимирская церковь была двухпрестольной, теплый низенький придел был пристроен слева к холодному храму**. Скорее всего, строители Стефановской церкви взяли Владимирскую церковь за образец (такое строительство по образцу, общепринятое в Древней Руси, сохранялось почти повсюду в российской провинции и в XVIII веке). Через некоторое время после подачи прошения о строительстве план будущего Стефановского храма видимо был поправлен: теплую церковь в итоге соорудили не сбоку от холодной, а позади. Главные же черты внешнего облика восточных половин у Владимирской и Стефановской церквей были одинаковы: двухсветный четверик с двумя рядами окон, два последовательно уменьшающихся восьмерика на восьмигранном куполе, полукруглые фронтоны с восьмиугольным окном, общий с теплой церковью широкий карниз с кровлей. Есть сходство в элементах декора. Заметны и отличия: у Стефановской церкви в четверике холодного храма четыре окна вместо трех, а размеры восьмериков в пропорциях к четверику уменьшены. Очевидно, заказчики прежде всего заботились о том, чтобы храм получился вместительным. Даже по сохранившимся фотографиям хорошо видно, что Стефановская церковь была больше Владимирской, но выглядела приземистее. Это впечатление подтверждают и данные обмеров***. Колокольня в виде восьмигранной башни с одним просветом для колоколов обычна для многих вятских храмов XVIII века — такая же, к примеру, у Иоанно-Предтеченской церкви Хлынова (1717 г.).

Вятка. Владимирская церковь.
Внешний декор стен Стефановской церкви был весьма скупым. Это черта времени. «Как по мановению волшебной палочки, в 30-х гг. XVIII в. прекращает свое существование народный «игрушечный» стиль хлыновских храмов. Опоздавший со своим рождением он и угасает уже тогда, когда в других местах давно догорели последние сполохи древнерусского искусства… Безудержный декоративизм первых вятских памятников сменяется качественно новой архитектурой, язык которой прост, строг, лаконичен».**** Ни Стефановская церковь, ни Владимирский собор не сохранились до нашего времени, но те же элементы декора украшают уцелевший в городе памятник уже гражданского зодчества того времени. Это питейная («приказная») изба. Здесь на стенах те же канелированные (с желобками) пилястры на постаментах, уступчатые рамки наличников с «ушами».

Питейная изба.
Гибель деревянной церкви в огне видимо ускорила строительство: уже в следующем после пожара 1753 году духовенство и прихожане просили об освящении Стефановского придела, но разрешения не последовало. Интересно, что и второе ходатайство об освящении, поданное в 1760 году, не было удовлетворено. И только когда весь храм был полностью отстроен, 5 октября 1763 году был освящен главный алтарь в честь Донской иконы; через год, осенью 1764 года были освящены и приделы теплой церкви — в честь св. Стефана Пермского (7 ноября) и св. Феодора Стратилата (9 ноября). Строительство церкви таким образом растянулось на десять лет. Виной такого промедления скорее всего может быть строгость тогдашнего вятского архиерея — Варфоломея (Любарского). После первых двух прошений храм наверняка посещала инспекция (возможно, и сам преосвященный), и оба раза в освящении было отказано. Видимо, приделы были наскоро и плохо устроены. Или же епископ Варфоломей считал основанием для освящения только завершение всей постройки.
В 1770-1774 году староста церкви Сергей Иванович Злыгостев соорудил на собственные средства на сводах зимней церкви еще один придел, в честь своего святого — преп. Сергия Радонежского. Сергей Злыгостев вообще много потрудился к украшению всего храма, пожертвовав для него множество ценных вещей: священнических облачений, церковных сосудов, книг, риз к иконам и прочего. Верхний придел вышел узким — всего две с половиной сажени ширины (5,3 м.), с сильным отступлением от стен первого этажа.

Вятка. Стефановская церковь. Фото нач.ХХ века.
Красили Стефановскую церковь всегда в белый цвет. Крыши и ограда храма сперва были деревянными; со временем крыши были перекрыты железом, а ограда выстроена в камне с железными коваными решетками. Железные крыши были выкрашены в зеленый цвет, а главки и кресты храма и колокольни позолочены. В 1845-56 гг. храм был удлинен на запад: к теплой церкви присоединили паперть, капитальная стена между ними была заменена двумя столпами; при этом пристроили новую паперть, а в ней сделали новую лестницу наверх. Удлинили и верхний придел. После сооружения Сергиевского придела и расширения Стефановская церковь и обрела свой неповторимый облик, легко узнаваемый на старых фотографиях: длинная и невысокая, словно быстроходный корабль, с резко выступающей «мачтой» колокольни. С того времени до сноса внешний вид храма оставался без изменений. Пожаров и разрушений в храме за всю его историю не было; из всех происшествий в летописи храма была отмечена лишь сильная гроза 21 июля 1837 года, во время которой градом в окнах было выбито 380 стекол.
Из колоколов самый большой был в 100 пудов (1638 кг.), купленный в 1806 году. Из старых колоколов (времени постройки храма) выделялся праздничный в 48 пудов 4 фунта (788 кг.), литья слободских мастеров Бакулевых. Другие старые колокола вылиты также на Слободском заводе Бакулевых и на Невьянских заводах Акинфия Демидова. В 1910-е гг. на колокольне был устроен особый механизм трезвона и электрическое праздничное освещение главы и шпиля с множеством лампочек.

Вятка. Стефановская церковь. Фото нач. ХХ века.
III. Внутренний вид храма.
Своды зимнего храма поддерживались изначально двумя четырехгранными столпами (позднее, после расширения 1845-56 года, четырьмя). Летний и зимний храмы соединялись аркой в капитальной поперечной стене, проход в холодное время года закрывался. Стены выкрашены в белый цвет, а в лепных с позолотой клеймах украшены живописью, современной постройке церкви, но с поновлением.

Вятка. Стефановская церковь. Иконостас летнего храма. Фото нач. ХХ в.
Иконостас летнего храма был деревянным, пятиярусным, с колоннами, весь покрыт позолотой. Царские врата и окна икон были украшены резьбой. Со времени постройки этот иконостас сохранялся без изменений, кроме повторной позолоты и незначительного поновления икон в 1858 году. Как пишет прот.Сырцов, образа этого иконостаса были «художественного письма — переходного от строгановского к итальянскому стилю». Во всех ярусах иконы были без окладов и венцов, кроме двух главных нижнего яруса. Образ Христа Вседержителя был одет окладом с покрытием из серебра и золота и венцом с позолотой (дар 1797 года коллежской советницы Параскевы Безруких), а Донской образ Божией Матери — серебряным позолоченным окладом с украшениями из бриллиантов, изумрудов, топазов, прочих драгоценных камней, жемчуга, хрусталя и финифтяных вставок. Престол холодного храма в 1795 году был покрыт серебряными листами с рельефами и гравировкой (в Вятке такое роскошное украшение имел еще только главный престол кафедрального собора). Над престолом — деревянная сень с резьбой, позолотой и живописным изображением Коронования Богородицы. Серебряный престол и сень — дар коллежского советника Ивана Безруких. Восточнее престола — покрытый золотом и серебром ковчег в виде пирамиды на ножках (дар 1795 г. Ильи Злыгостева) и большой семисвечник. Горнее место — деревянное, с резьбой и позолотой; по бокам его написаны картины, изображающие притчи Христовы. В окне над Горним местом в нач.ХХ века поместили икону Воскресения Христова на стекле, освещаемую в темное время электрическими лампами. В клеймах на стенах храма: в верхнем ряду — видения св. Иоанна Богослова из Апокалипсиса, в нижнем — лики святых. Кроме того, по стенам внизу и на аналоях храм был украшен множеством икон. Старые клиросы с резьбой, позолотой и изображениями сивилл со временем были убраны в верхний придел преп. Сергия, их заменили двумя большими киотами. По словам прот. И.Сырцова, интерьер летнего храма при полном паникадильном освещении, особенно в ночное время и при открытых Царских вратах, производил на посетителей неизгладимое впечатление.

Александро-Невский собор и Донская-Стефановская церковь г.Вятки на рисунке Т.Дедовой.
Иконостасы в теплом храме были трехярусными, деревянными, с резьбой и позолотой. Два иконостаса приделов соединялись центральным, устроенным по стене над проходом в холодную церковь. Остов и иконы центрального иконостаса в 1849 году были заменены новыми (оставлены только некоторые иконы). Старые иконостасы приделов к началу ХХ века не сохранились, но иконы в них остались прежние (с небольшим поновлением). Из икон Стефановского придела выделялся образ св. Стефана Пермского, покрытый серебряной с золотом ризой (дар 1775 г. Ильи Злыгостева). Иконостас верхнего придела преп. Сергия — деревянный, одноярусный, полностью покрытый позолотой.
Вятка. Стефановская церковь. Фото нач. ХХ века.
Из всех прочих икон в храме выделялся древний и крайне редкий по сюжету образ св. Софии Премудрости Божией. В вятских церквах в нач.ХХ века было обнаружено всего четыре иконы с таким сюжетом (три из них — в Слободском уезде). В Стефановской церкви образ св. Софии помещался в летнем храме в киоте позади левого клироса и был украшен серебряной ризой. По размеру образ составлял 7х5 четвертей (1,2х0,9 м.). Св. София Премудрость Божия была написана в виде ангела в царских одеждах, сидящего на престоле. О старинном письме иконы свидетельствовало перстосложение благословляющего Спасителя — по старому обряду (большой, безымянный и мизинец вместе, а указательный и средний отдельно почти в прямом положении) и образ св. Иоанна Крестителя «в очень худощавом и легком виде, как писались угодники Божии на древних иконах».
В 1892-1893 гг. в церкви были построены новые печи — для отопления всего храма, перегородка между зимней и летней церковью в виде особого створчатого иконостаса была убрана. Впрочем, с началом войны (в 1914 г.) по причине дороговизны дров отопление летней церкви прекратили, а перегородку восстановили. Пол в храме был устроен прямо на земле из опочных плит, сплошь покрыт красными суконными коврами, на старой паперти — из железных плит, в верхнем приделе — деревянный.
Вятка. Стефановская церковь. Фото нач. 1930-х гг.
Видна вывеска над входом: «Столярная…» Слева — свалены в кучу какие-то предметы; возможно, это разобранные иконостасы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Основные источники:
Протоиерей И.Сырцов. История Донской-Стефановской церкви г.Вятки. 1721-1914. ТВУАК. 1915 год. Выпуск 1, отдел 3.
Его же. К 150-летию Донской-Стефановской церкви. ВЕВ, 1913, №37, неофиц.часть.
Примечания.
* Протоиерей И.Сырцов. История Донской-Стефановской церкви г.Вятки. 1721-1914. Примечания к статье — прот. И.Осокина. Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1915 год. Выпуск 1. Отдел 3. Стр. 1-102. Далее все цитаты без значка * — из статьи прот. И.Сырцова.
** Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сборник материалов к истории Вятского края. Том I-й. Вятка, 1880. Стр.197.
*** Известия Императорской археологической комиссии. Выпуск 44. С.-Пб., 1912. Стр.98 и 109. Владимирская церковь: «Вышина храма 7, длина и ширина по 4 саж.» Стефановская церковь: «Вышина теплого храма 5 2/3, холодного 14 1/2, длина 16 1/3 и ширина 7 саж.»
В статье прот. И.Сырцова также приведены данные обмеров Стефановского храма по чертежам Е.Чарушина (1835 г.) и чертежам Соколова (1844 г.), но они отличаются от тех, что приведены в статье ИИАК. Разница в данных могла быть вызвана опечаткой, неточностью или другими параметрами замеров. В статье прот. Сырцова: «Длина с главным алтарем и папертью 23 саж.; ширина в нижней части 7 1/2 саж., в верхнем Сергиевском приделе 2 1/2 саж.; вышина восточной половины, или иначе летнего храма с главой и крестом на главе 15 1/2 саж., западной половины с приделом преп. Сергия 6 саж., колокольня со шпилем и крестом 16 1/2 саж.»
В статье ИИАК ширина храма — 7 сажен (7,5 в статье прот.Сырцова), вышина холодного храма — 14 1/2 (15 1/2 в статье прот. Сырцова — но «с крестом»), вышина теплого храма — 5 2/3 сажени (6 саж.). Сильно отличаются только данные о длине храма (16 1/3 и 23 саж.).
**** Б.В. Гнедовский. Э.Д. Добровольская. Дорогами земли Вятской. М., 1971. С.33.

Сегодня Стефановский собор является украшением города Сыктывкара, местом притяжения горожан, туристов и паломников не только из всех районов Коми республики, но и из других регионов России.

Свято-Стефановский кафедральный собор — величественное здание в центре Сыктывкара, столице Республики Коми. Построенный в честь Стефана Пермского, он считается сегодня главным храмом Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии и духовным центром православия в республике.

Построенный в традициях русско-византийского зодчества, белоснежный пятикупольный Свято-Стефановский собор поражает своей красотой и величием. Он играет роль доминанты в многоэтажной застройке Сыктывкара, и его переливающиеся золотом купола можно разглядеть практически из любой точки города.

Строительство Стефановского собора

Современный Свято-Стефановский кафедральный собор воссоздан взамен своего предшественника, разрушенного в 1932 году большевиками.

Стефановский собор стоял в самом центре Усть-Сысольска (дореволюционное название Сыктывкара), и в маленькой, застроенной преимущественно одноэтажными деревянными домами столице зырянского края был виден из любой точки города. Даже по современным меркам здание храма удивляет своими размерами: 47 метров в длину, 26 — в ширину и 45 — в высоту.

Датой завершения строительства Стефановского собора стал 1896 год. Тогда во всей России торжественно отмечалось 500-летие со дня преставления Стефана Пермского. И городские власти Усть-Сысольска торопились приурочить к этой дате освящение своего нового собора.

18 декабря 1852 года проект строительства храма в Усть-Сысольске в честь свт. Стефана Пермского был утвержден самим императором Николаем I.

Для воплощения проекта требовалось до 120 тысяч рублей — сумма по тем временам фантастическая. Другой проблемой был дефицит стройматериалов и в городе не было ни одного профессионального каменщика, а вся строительная индустрия сводилась к двум маленьким полукустарным мастерским. Пришлось строить новый кирпичный завод, склады для хранения материалов. Мещане взяли на себя заготовку булыжного камня на фундамент. Надо заметить, что только в эти годы многие работы выполнялись добровольцами бесплатно, «на энтузиазме».

В 1859 году была закончена кладка стен и свода первого этажа. И после этого дело застопорилось. Пять лет о церкви никто не вспоминал.

Четыре года шли разбирательства по хищениям, но никаких нарушений выявить не удалось. Наконец, в 1868 году строительство было возобновлено, но продвигалось оно с трудом. Ни о каком безвозмездном участии горожан речь уже не шла. Только через 13 лет, в 1881 году, была вчерне закончена постройка Стефановского собора. В следующем году была обустроена нижняя церковь и освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а в 1883 году был освящен второй, Харлампиевский придел. В соборе начали проводиться службы.

Однако на этом история строительства не закончилась. Потребовалось еще десять лет для того, чтобы стало возможным проводить службы на втором этаже.

24 апреля 1896 года при большом стечении прибывших на празднование богомольцев верхняя церковь Стефановского собора была освящена, и он окончательно вошел в строй действующих. Одновременно благодаря неожиданному благотворительному взносу одного из прихожан удалось к знаменательной дате завершить и строительство колокольни.

Между этим событием и утверждением Николаем I проекта прошло 40 лет. Никого из тех, кто инициировал возведение Стефановского собора, к тому времени в живых уже не осталось.

После революции

После революции 1917 года и отделения церкви от государства при Стефановской церкви появилась религиозная община, ее члены придерживались идей обновленчества.

Но уже к 1923 году над храмом сгустились тучи. Встал вопрос о его закрытии и передаче здания под городской Дом просвещения. Борьба властей и прихожан за собор велась долго. В конце концов храм закрыли, на первом этаже открыли столовую, а на втором — клуб сезонных рабочих.

Но число желающих поставить окончательную точку в судьбе собора и снести его не уменьшалось и к осени 1932 года Стефановский храм разобрали, а кирпичи использовали для постройки электростанции.

Восстановление

В 1996 году отмечалось 600-летие преставления Стефана Пермского. К этому времени среди верующих Сыктывкара уже несколько лет обсуждалась идея возведения в городе нового кафедрального собора взамен снесенного в 1930-е годы.

9 мая 1996 года прошла закладка Свято-Стефановского храма, фундамент которого освятил находившийся с визитом в Республике Коми Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Место под строительство выбрали неподалеку от Стефановской площади, но на несколько кварталов севернее — на улице Свободы.

Пять лет велось возведение Свято-Стефановского собора. 26 августа 2001 года, к 80-летию образования Республики Коми, совершили малое освящение нового собора и отслужили первую Божественную литургию в нем.

6 октября 2013 года, когда завершили большую часть строительных и отделочных работ и устранили недоделки, под звон колоколов было совершено великое освящение Свято-Стефановского кафедрального собора.

В Стефановском соборе две церкви — верхняя и нижняя — и четыре придела (три в нижней церкви, один, главный — в верхней). Это дает возможность ежедневно служить три литургии: в 7:00, 9:00 и 23:00, а также вечернюю службу в 17:00.

Расписание богослужений

Расписание богослужений: Божественная литургия — в 7:00, 9:00, 23:30. Акафист — в 15:00. Вечернее богослужение — в 17:00. Расписание на каждый день необходимо уточнять на сайте собора или в соборе.

Престольные праздники:

  • Святителя Стефана епископа Великопермского — 9 мая.
  • Праведного Прокопия Устюжского — 21 июля.
  • Рождества Христова — 7 января.
  • Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» -16 апреля.

Контакты

Как добраться самостоятельно

Из аэропорта г. Сыктывкара: от остановки «Аэропорт» автобусом № 3 до остановки «Улица Свободы», затем пешком до Стефановского собора (460 метров).

От железнодорожного вокзала: от остановки «Ж/д вокзал» автобусом № 44 до остановки «Улица Свободы».

На общественном транспорте: автобусами №№ 3, 4,18, 44 до остановки «Улица Свободы».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *