— Ваше Высокопреосвященство, спасибо за то, что в Вашем плотном графике Вы нашли время для интервью. Позвольте в последние дни пасхального периода приветствовать Вас спасительными словами «Христос воскресе»!

— Воистину воскресе!

— Владыка, этот самый радостный период подошел к своему завершению. Приближается праздник Вознесения Господня… Что в канун этого великого праздника Вы могли бы сказать нашим читателям, которые, радуясь Воскресению Христову, хотят сохранить эту пасхальную радость на протяжении всего года?

— Я благодарю, отец Иннокентий, Вас и весь Отдел информации и связей с общественностью Киево-Печерской Лавры за те труды, которые ваш коллектив совершает для просвещения людей. Сегодня мы все призваны к апостольскому служению, и, слава Богу, есть возможность проповеди не только в храме, не только в обители, но и в средствах массовой информации, в том числе и на нашем официальном лаврском сайте.

Господь Сам заповедовал Своим апостолам не отлучаться от храма. В Церкви Христовой есть все те дары благодати Святого Духа, необходимые для спасения души и укрепления наших телесных сил, потому что человек, соблюдающий пост, который соблюдает заповеди, он всегда хранит себя в чистоте, святости и праведной жизни. Потому человек, проведя этот пасхальный период в храме, почувствовал, что такое общаться с Богом и понял хотя бы отчасти, как первозданный человек Адам общался с Богом в Раю. Так и в Новом Адаме — Иисусе Христе человек должен непрерывно пребывать в общении с Богом. Поэтому я от всего сердца желаю всем верующим людям, чтобы Пасха никогда их не оставляла, чтобы весть о Воскресшем Христе, которая указывает нам на любовь и милосердие Божие, даровала нам надежду на спасение. И все мы, напитавшись учением Христовым и учением Церкви, сподобились быть вознесенными на Небо. Пусть мы и недостойны этого, но по милосердию Божию, которое распространяется на каждого человека, жаждущего спасения, все мы достигнем вечной радости.

— Мы стоим в преддверии праздника Святой Троицы. Что мы воспоминаем в этот день? И какие особенности этих праздничных дней как богослужебные, так и обрядовые?

— Скоро мы будем совершать великое торжество – праздник Святой и Живоначальной Троицы. Триединый Бог должен всегда быть на первом месте в нашей жизни, ведь Бог всегда с нами. И в этот праздник мы будем особо чествовать Бога Отца, Который из небытия призвал человека в бытие, мы будем ублажать Слово Божие, Которое воплотилось и через Которое произошло и происходит наше с вами спасение, мы почитаем и Третью Ипостась Живоначальной Троицы — Святого Духа, Который является нашим спутником в этой жизни. При величайшей любви Божией мы пришли в этот мир через наших родителей, и мы должны помнить это.

Мы должны всегда помнить о вечности и о тех подвигах, которые совершили наши праотцы, потому перед праздником Святой Троицы установлено особое поминовение усопших в субботу.

День Святой Троицы наполнен и догматическим смыслом. Церковь учит нас, как мы должны верить и не сомневаться в том, что нам преподана Истина во всей ее полноте. Святая Церковь на Семи Вселенских Соборах указала нам, как мы должны верить, от нас только требуется сохранить это слово Божественной мудрости, переданное нам апостолами, ведь через апостолов, умудренных Духом Святым, говорил Сам Господь. Святой Дух, Который сошел на апостолов в День Пятидесятницы или Святой Троицы, всегда наставлял и управлял ими, потому этот день также по праву считается днем рождения Церкви, которая хранит это апостольское учение неизменным и по сей день. Мы никогда не должны уклоняться от Церкви и не имеем права идти по пути, который ведет к заблуждению и духовному уничтожению. Церковь одна, она всегда была, есть и будет, и это — Церковь Христова! Это — единственная правда, которая существует в этом мире и дает человеку возможность быть гражданином Неба и земли, подчиненным Господу.

Мы можем вспомнить историю Вавилонской башни, когда Господь смешал языки, люди перестали друг друга понимать. И вот в День Пятидесятницы Господь даровал апостолам такой дар, что их проповедь начали понимать все, прибывшие из разных стран в этот день в Иерусалим на праздник. Об этом говорится в первых главах книги Деяний святых апостолов.

— Скоро в Лавре будет особенный праздник — день памяти преподобного Агапита Печерского. Как будут проходить торжества? Были ли в Вашей священнической практике случаи исцелений от мощей преподобного Агапита?

— По традиции в день накануне памяти преподобного Агапита его мощи будут подняты из Ближних пещер, где они почивают, и перенесены в Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, у мощей преподобного будет служиться всенощное бдение с литией. Почему именно в этот храм?

Во-первых, он самый вместительный в нашей обители, а в день памяти преподобного Агапита, 14 июня, в Лавру стекается очень много людей, чтобы помолиться этому угоднику. А во-вторых, в Трапезном храме есть ограда вокруг кафедры, и это создает удобство для людей, чтобы они без суеты могли приложиться к мощам. В день памяти преподобного будет совершаться акафист у его мощей, а также согласно расписанию Божественная Литургия. По окончании поздней Литургии все прихожане и паломники смогут приложиться к мощам преподобного, после чего братией они снова будут отнесены в Ближние пещеры.

Людей в этот день приходит очень много, и мы должны понимать, что к пустому колодцу никто не приходит. Преподобный Агапит прославился как безмездный врач, который совершал еще при жизни множество исцелений, а по блаженной кончине своей является тем духоносным сосудом, от которого исходит благодать и сила. Благодатью Святого Духа угодники Божии напитали свое тело еще при жизни, и потому эта благодать через святые мощи угодника Божия преподается каждому, кто об этом просит и молится. Преподобный Агапит всегда и всех к себе зовет, он всегда и всем поможет, стоит только прийти попросить его об этом!

Чудес также происходит множество, очень много исцелений. Вот совсем недавно одна женщина, больная онкологией, попросила, чтобы ее принесли к преподобному. Трижды ее приносили к раке преподобного, и уже в третий раз она вышла из пещер сама. Очень много людей молятся преподобному Агапиту, мученику младенцу Иоанну, кто не имеет детей, и Господь дарует им радость и возможность называться родителями. Перед разными операциями люди приходят и получают облегчение, а некоторые совсем излечиваются. Все зависит от того, насколько у нас хватает веры, ведь все Евангелие пронизано словами Спасителя о том, как должен человек верить. Потому если человек неверующий, то благодать не может ему помочь, а если человек верит в то, что Господь ему поможет, то Спаситель мира, Дивный во святых Своих, ему никогда не откажет.

— Владыка, многие читатели нашего сайта и очень много прихожан и паломников обращаются с вопросом: есть ли в Лавре старцы, к которым можно обратиться за советом и духовной помощью? Тот же вопрос задаем и Вам.

— Конечно, есть! Всякий человек, облеченный саном священства, он уже есть в некоторой мере старец, тем более если он живет и несет свое послушание в монастыре. Человек становится умудренным не сам по себе, но благодатью Святого Духа, Который «немощных врачует и оскудевающих восполняет», и преподается пресвитеру через возложение рук святительских, помогает священнику умудрять, наставлять и смирять гордых. Есть особые старцы, которые смогли стяжать от Бога дар прозорливости, но я не буду называть имен таких священников. К какому бы священнику человек не подошел, если человек просит у Бога, чтобы через этого священника Господь открыл ему Свою волю или какую-то тайну, то священник обязательно благословит его на тот путь, который угоден Богу. Господь всегда рядом со Своими чадами, со Своими детьми, но если человек не молится, то никакой старец ему не поможет! Мы должны всегда помнить, что Христос рядом с нами, нам же нужно быть в Святой, Соборной и Апостольской Церкви, мы должны непрестанно молиться, и тогда в каждом священнике, которого нам посылает Бог, мы сможем найти того старца, которого ищем.

С Наместником беседовал иеромонах Иннокентий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Авторы

Отец Иоанн родился 25 ноября 1926 года в деревне Шабаны Островского района Псковской области в благочестивой семье. Сызмальства испытал немало скорбей и горя, видел много страданий как в лагере подо Мгой для семей репрессированных, так и в тяжелые годы войны.

Сестра отца Иоанна вспоминает ужасы раскулачивания и изгнания семьи из родных мест: «Везли нас в товарных вагонах к Синявинским болотам, на торфоразработки – строить гидроэлектростанцию. Кто отказывался вступать в колхоз, все были там. Привезли нас, расселили в промерзших бараках…»

Отец Иоанн пережил голод 1932–1935 годов, унесший жизни братьев Василия, Петра, Николая и сестры Александры. Умер на торфоразработках его дядя, заработала туберкулез мама, болевшая после этого 17 лет.

1936 год запомнился вкусом хлеба. Искренняя молитва, в которой вся семья Мироновых просила «хлебца насущного», всегда была услышана Господом, но подавалось просимое понемножку. Как высшую награду за хорошее поведение дети могли получить крохотную конфетку. Благодарность за эти, казалось бы, ничтожные радости всегда следовала за прошением. Вот характерный случай из той жизни. Рассказывает отец Иоанн: «Однажды папа собрал копеечки, что удалось заработать, и поехал за хлебом в Ленинград. Купил несколько буханок, сложил их в большой заплечный мешок и отправился домой. На станции мешок распороли бритвой, растащили весь хлеб. Удержать в руках удалось только две буханочки. Чем глубже скорбь, тем ближе Бог».

Настал 1937 год, и опять пришло горе. «Не раз я видел, – говорит отец Иоанн, – как арестовывали единственного кормильца в семье, как бросались люди под колеса «воронков”. В том году расстреляли моего второго дядю».

Учеба в школе началась только в 9 лет, а в старших классах учиться довелось уже в другом месте – в Павлово-на-Неве.

В то время дети уже с 10 лет работали наравне со взрослыми. Плели корзины для переноса торфа и таскали его. В этом не было ничего необычного. Но благодарить за все, что посылал Бог, даже за тяжелый не по летам труд, ибо «иго Его благо, и бремя Его легко» (см.: Мф. 11: 30), – этому могло научить только христианское воспитание.

С 6 сентября 1941 года началась немецкая оккупация. Отец Иоанн вспоминает: «Больше месяца мы шли рядом с фронтом в Псковскую губернию, откуда наша семья была выслана. Бывали такие скорбные дни, что и не чаяли дойти. Но Господь помог».

При отступлении немцев Иван попал в лагерь, но бежал, перешел линию фронта и 17-летним юношей ушел воевать. Был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией». После войны, в 1946 году, умерла мать. Отец был в ссылке. Решение о поступлении в духовную школу уже созрело, но юноше нуждался в духовном совете.

«С именем отца Серафима Вырицкого, – рассказывал отец Иоанн, – непосредственно и неразрывно связаны годы моей учебы в духовных семинарии и академии, а также все последующие сорок лет моего служения в Церкви Христовой. О славном подвижнике мне поведала моя тетушка, Анна Митрофановна: «В Вырице есть великий старец – все наперед видит. Через него обязательно узнаешь о себе волю Божию”. Тогда я окормлялся у отца Иоанна Иванова, будущего владыки Кировского и Слободского. Испросив его благословения, я отправился в Вырицу. Так привел меня Господь к батюшке Серафиму…

Очень хорошо помню нашу первую встречу. Было это в неделю о самаряныне в 1948 году… Отец Серафим побеседовал с моими новыми друзьями – Васей Ермаковым и Толей Малининым и благословил их. Я остался с батюшкой один на один… Дрожащим голосом я промолвил: «Отче, я ведь еще только хочу поступать в семинарию, да вот утерял во время войны некоторые документы”. Старец ласково ответил: «Ничего, ничего, Ванюша! Ты только собери все необходимые бумаги и сдай. Обязательно посту­пишь!” После некоторой паузы тихо добавил: «Ты хорошим студентом будешь…”»

«Однажды при расставании, – вспоминает отец Иоанн свою последнюю встречу с старцем, – я получил от отца Серафима благословение приехать к нему в следующий раз в субботу – 3 апреля. …Так сподобил меня Господь присутствовать на первой панихиде по незабвенному батюшке, которую служил протоиерей Алексий Кибардин. Такова оказалась воля старца, которому было открыто время его кончины. Дух подвижника незримо пребывал вместе с нами – моление было необычайно торжественным и горячим».

Позднее, в годы учебы в семинарии и духовной академии, студент Иван Миронов посетит и преподобного Кукшу Одесского, и отца Николая Гурьянова. В те годы пути батюшки пересекаются и с будущим патриархом Алексием II, и с будущим митрополитом Иоанном (Снычевым). Они вместе едут в Суйду, где тогда еще молодой иеромонах Иоанн (Снычев) служит по благословению митрополита Григория.

Много других имен и судеб хранит батюшка в своей памяти: монахи и монахини разоренных монастырей (Валаамского, Коневецкого, Иоанновского), истинные пастыри и Христа ради юродивые, благочестивые христиане, сохранившие в своих сердцах частички Святой Руси.

Лето 1956-го. Село Борисово Старорусского района Новгородской области. Озеро Ильмень. Первый храм, где начал пастырское служение после рукоположения священник Иоанн Миронов. Из впечатлений Владимира Михайлова, тогда еще некрещеного молодого человека: «Как сейчас вижу молоденького, тоненького и небольшого роста батюшку, стоящего в кругу крепких дебелых поозерок, которые о чем-то спрашивают его, а он с достоинством и любовью отвечает им».

В начале 1960-х годов духовным наставником отцу Иоанну стал отец Александр Ильин, пригласивший молодого пастыря в Великий Новгород к сослужению. В то время общественно-политической «оттепели» и антирелигиозных «холодов» в ходу были слова: «Гагарин в космос летал, Бога не видал». Тогда на проповеди в храме во имя апостола Филиппа в Великом Новгороде молодой священник сказал: «Не можем мы Бога увидеть на небе, если не познаем Его на земле, да и поется у нас в песнопении церковном: «Бога человекам невозможно видети, на Него не смеют чины ангельстии взирати”». «Не смог я промолчать», – рассказывает батюшка. На следующий день вызвали его в соответствующие органы, где уполномоченный, назвав его противником прогресса, приказал отцу Иоанну «убраться из города» в течение 24 часов. Так отец Иоанн с матушкой отправился на служение в сельский храм возле станции Мстинский мост. «Но мир не без добрых людей, приняли там нас Елизавета и Михаил, помню их; потихоньку обжились», – закончил свой рассказ батюшка.

Пастырское служение протоиерея Иоанна продолжается на протяжении вот уже 50 лет. Он служил на 16 приходах городов и весей России: Борисово, Чудово, Старая Русса, Свирское, Петрозаводск, Гатчина, Великий Новгород, Тихвино, Бор, Тосно… Последнее десятилетие XX века батюшка служил в храме во имя великомученицы Екатерины в Мурино Ленинградской области.

В пастырской практике отца Иоанна случались и забавные истории. Вот одна из них. 1993 год. В Церковь идут и идут новоначальные. Первая благодать, ревность по Богу. Рассказывают братья-близнецы, тогда только пришедшие в лоно Церкви. «Еще до денежной реформы нам довелось купить в магазине подсолнечного масла, за которое нужно было заплатить шестьсот шестьдесят шесть рублей. Начались сомнения и терзания, что делать с маслом: вылить или усиленно над ним молиться? Тогда батюшка и спрашивает: «А что, меня тоже на помойку можно снести, если мне исполнилось 66 лет и 6 месяцев?”».

С 1998 года отец Иоанн служит настоятелем храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» при заводе АТИ в Санкт-Петербурге. Этот период жизни батюшки своего рода продолжение дела праведного Иоанна Кронштадского. Там, при храме, трудами и попечением настоятеля храма развернута широкая деятельность: радиостанция «Православное радио Санкт-Петербурга», клуб «Бодрствование» во имя мученика Вонифатия, Всероссийское общество «Трезвение», приходская газета «Листок трезвения», общество для общения «Сретение», противосектантский центр, воскресная школа.

2 февраля 2018 года, на 77-м году жизни, отошел ко Господу заштатный клирик города Москвы протоиерей Иоанн Матвеевич Слугин, служивший в храме Сошествия Святаго Духа на Даниловском кладбище.

Отпевание почившего состоится в храме Сошествия Святаго Духа на Даниловском кладбище 4 февраля по окончании Божественной литургии; погребение состоится там же. Начало Литургии в 10.00.

***

Родился покойный пастырь 30 июня 1941 г. в с. Куймань Трубетчинского района Липецкой области. С 1946 по 1949 гг., а также с 1952 по 1957 гг. находился в детском доме Чердаты Томской области, в виду осуждения матери за религиозную деятельность.

В 1958 г. получил начальное школьное образование. С 1959 г. работал инструктором в Бокчарском ВДИО Томской области. С 1963 по 1966 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил. С 1968 по 1970 гг. трудился директором заготконторы Бочкарского райпотребсоюза. В 1970 г. вступил в брак с Тамарой Михайловной Гранкиной.

Высокопреосвященнейшим Павлом, архиепископом Новосибирским и Барнаульским, 11 марта 1970 г. посвящен в сан диакона, 22 ноября ― в сан пресвитера, хиротонии состоялись в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. С 25 марта 1970 г. был диаконом Спасского собора г. Минусинска. С 24 ноября 1970 г. ― священник храма Казанской иконы Божией Матери г. Ачинска Красноярского края. С 14 февраля 1972 г. ― настоятель храма свт. Николая Мирликийского г. Топки Кемеровской области, а с 15 июня того же года ― настоятель храма свт. Николая г. Болотное Новосибирской области. С 25 июня 1975 г. ― штатный священник Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска. С 1 ноября 1978 г. ― настоятель храма свт. Николая с. Новолуговое Новосибирской области. 10 марта 1986 г. был назначен штатным священником храма свт. Николая г. Кемерово, который, согласно решению Священного Синода от 20 июля 1990 г., вошел в состав вновь образованной Красноярской епархии.

С апреля 1991 г. стал клириком Уральской епархии и 1 июня 1991 г. был назначен штатным священником Михаило-Архангельского кафедрального собора г. Уральска.

С января 1992 г. состоял в клире Московской городской епархии. Временно был командирован для служения в Спасо-Преображенский храм в Богородском, а с 15 июня 1992 г. был назначен и.о. настоятеля и председателя приходского совета вновь открытого Никольского храма в Подкопаях г. Москвы.

В феврале 1996 г. вышел за штат по состоянию здоровья.

С марта 1996 г. получил благословение на участие в богослужениях и совершение таинств и церковных чинопоследований в храме Святаго Духа Сошествия на Даниловском кладбище г. Москвы.

18 января с.г., по причине обострения гипертонии на фоне сахарного диабета, был госпитализирован в реанимацию ЦКБ им. свт. Алексия, митрополита Московского, где приобщался Святых Христовых Таин.

Центральное викариатство

Отец Георгий — священник в небольшом селе, которое затерялось на лесных просторах Самарской области. Про него известно, что, живя в Санкт-Петербурге, он решил оставить мирскую жизнь в поиске новых смыслов бытия. И нашел их в селе Красные Ключи.

Из Самары к батюшке приезжает много людей. А ведь могли бы «искать Бога» где поближе… Одна самарчанка на вопрос, почему ездит именно в это село, сказала: «Не знаю. Я ему верю, а в нынешнее время трудно найти священника, которому можно верить».

Это стало некой закономерностью, когда сельскому священнику доверяют больше, чем городскому. Интересно, каков он, настоятель храма в селе? Он заштампован современными реалиями или живет своей обособленной жизнью? В ответе за этими вопросами мы и поехали к отцу Георгию.

В пути

4:55 утра. До отправления электропоезда Самара — Похвистнево ровно 25 минут. На ж/д вокзале царит непривычная пустынность. Тишину спящего мегаполиса прерывает безучастный голос, вещающий, что с седьмой платформы проследует электропоезд до станции Похвистнево.

Немногочисленные заспанные лица, рассевшись по вагону в хаотичном порядке, удаляются от самарского вокзала. Путь в сторону деревенской глубинки начался.

В последнее время духовенство стало стабильным объектом критики в СМИ. Честно говоря, проходя мимо строящейся церкви и видя, что она обвешена рекламными плакатами, недопонимание только возрастает.

Русская деревня же всегда считалась оплотом аскетизма для людей, стремящихся постичь веру. Интересно, что великих поэтов не раз отправляли в деревенскую глушь. В этом смысле государство обманывало себя же, так как в таких местах человек может найти покой от постоянных досаждений. Например, Иосиф Бродский, чемпион по цитируемости среди поэтов у молодых людей в «ВКонтакте», в своих интервью часто вспоминал изгнание в село как нечто полезное для души. Пожалуй, за полезным для души и отправляются люди в Красные Ключи.

Село

Чтобы добраться до села Красные Ключи, нужно сойти на станции Подбельская. Тут встречают таксисты, которые, на минутку забыв про отборный мат, услужливо предлагают довезти до ближайших сел. Взяв машину, отправляемся в конечную точку поездки.

Уже при въезде в село видны очертания храма. Легкий голубоватый оттенок стен гармонирует со всем сельским пейзажем. Когда мы обходили ее вокруг, не возникало ощущения бетонной помпезности. Деревянные стены, лестницы, идущие к дверям, подчеркивают скромность и вместе с тем строгость формы.

Нас встречает низенькая худая женщина. Добродушно всматриваясь в новые лица, говорит, что батюшка скоро подъедет. И точно – не проходит и десяти минут, как священник прибывает на белой, проверенной годами «Ниве».

Элегантные очки, небольшой портфель, рубашка и брюки черного цвета, а главное, интеллигентная речь, которая лишена нервоза. Поздоровавшись, отец Георгий приглашает нас пройти в храм. Церковная тишина обволакивает сознание настолько, что подготовленные вопросы вылетают из головы.

«Бог подает нам сигналы»

— Отец Георгий, вы закончили один из технических университетов Санкт-Петербурга. На этом этапе жизненного пути, по собственному признанию, вас начали одолевать вечные вопросы, мучающие душу. Расскажите о том переходном периоде.

— Честно говоря, трудно вспоминать события двадцатилетней давности. Но с высоты прожитых лет могу сказать, что в жизни каждого человека рано или поздно наступают моменты, когда он начинает задавать себе подобные вопросы. Меня перестало устраивать то миропонимание, с которым я жил. Это то, что происходило в уме. Кроме того, у нас есть душа живая. Господь Бог всегда подает нам сигналы, когда мы живем неправильно. Поверьте, он всегда заинтересован, чтобы человек навел в своей голове порядок.

— Это была исключительно ваша внутренняя рефлексия или определенные события в жизни натолкнули вас на такие мысли?

— Внутренние и внешнее неразрывно связано. Правда ведь? Я жил в Санкт-Петербурге, культурная столица, как ее называют. И там в мое время хватало интересных бесед, касающихся искусства. Пожалуй, на том этапе повлияла классическая литература. В общем, неправильно выделить что-то одно. Целый комплекс причин. Ключевую роль сыграл, конечно, старец отец Павел. Недаром он носит апостольское имя. Апостол Павел, как известно, обращал людей к вере. Старцы же всегда являются носителем сакрального смысла. Хотя я не сильно понимал на тот момент всех нюансов, но очень сильно чувствовал прозорливость отца Павла.

— Насколько известно, отец Павел был священником во времена Советского Союза. Тогда вера не была чем-то конъюнктурным в обществе. С разной исторической амплитудой были настоящие гонения на церковных служителей. Простите за несколько циничную мысль, но не кажется ли вам, что такие времена в каком-то смысле и полезны? Ведь это своеобразная проверка истинной веры?

— Несомненно, это было испытанием для людей верующих. Своеобразная закалка, которую мы прошли. Но самая трагичная сторона этого исторического периода в том, что для человека сооружали искусственную стену, ограждающую его от веры, от церкви.

~

Беседа сворачивает в сторону литературы. Говорю о том, что многие воцерковленные люди неоднозначно воспринимают роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Отец Георгий отдает книге должное уважение, добавляя, что не считает её великой.

— Но ведь есть такие люди, которые и вовсе запрещают читать «Мастера и Маргариту»?

— Давайте не спешить ругать их. Человеку можно позволять читать литературу такого рода. Но он должен твердо представлять, что в ней есть определенная опасность. Надо просто проявить прозорливость, чтобы не назвать того же Воланда положительным персонажем. В этом контексте акценты расставлены не столь очевидно. Я не в коем разе не противник, важно, чтобы ум человека устоялся.

— Так можно сказать про любое литературное произведение. Хотя русская литература чрезвычайно религиозна в большинстве своем…

— Вы знаете, в классических произведениях добро и зло перед нами. Возможно, это прозвучит наивно, но мне нравится подобная литературная открытость.

— Когда затрагивается тема литературы и церкви, часто вспоминают Льва Толстого. У вас какое к нему отношение?

— Безусловно, как к великому писателю, как тонкому психологу. Но мне кажется, что он несколько запутался в своих духовных исканиях. Вы понимаете, самый большой дар, который мы приняли от Господа, — это свобода. Но вместе с тем главная задача нашей жизни этим даром свободы правильно воспользоваться.

— Представьте бочку с кристально чистой водой. Как только мы добавим туда капельку чернил, она перестанет быть таковой. К сожалению, человеку на протяжении всей жизни свойственно постоянно наполнять свою душу подобными чернилами. Мне представляется, что задача церкви —помогать вычищать эти чернила. Мы опираемся на учение святых отцов, которые прошли этот тяжелей путь, обрели высшую истину. Поэтому в этом смысле церкви стоит доверять.

— Отец Георгий, мы живем в светском обществе. Церковь предлагает этому обществу некую истину, считая, что она конечна и едина. Возможно, мы даже готовы ее принять. Но смотрите, какая возникает ситуация. Открывая ленту новостей, читаешь про священника, гоняющего в не трезвом виде на дорогой машине. Можно по-разному относиться к фильму «Левиафан», но тот образ настоятеля храма не случаен. Это уже становится тенденцией. Как верить в такой ситуации церкви?

Сильно грешащий священник не перестает быть человеком. Поэтому и отношение к нему надо сохранять христианское

— Вопрос ваш понятен. Понятно и недоумение. Давайте я начну с себя. Вот предположим, что я в дурном настроении. Бывает ведь и такое. Я ответил человеку грубовато на его вопрос. Он ведь может обидеться на меня, может, и недоверие ко мне затаит, но ведь от этого он не должен забывать о Боге… Бог ведь не может подвести. Возвращаясь к вашему вопросу — видя пьяного математика вы же не сомневаетесь в правильности теоремы Пифагора? Поверьте, я тоже сталкиваюсь с подобными новостями. Конечно, я не всему готов верить, понимания, какое у нас медиапространство, но печаль наполняет сердце, когда такое происходит. И все же надо понимать, что то, о чем вы сказали, не имеет отношение к вере…

— Да, но это имеет отношение к людям, которые ее представляют…

— Знаете, надо этих людей пожалеть и простить. Ведь когда человек ломает ногу, вы не кидаетесь на него с уничижениями. Грешащий человек ломает свою душу. Не надо ему помогать в этом. Постоянное порицание не поможет. Только добрым словом. Ведь столь сильно грешащий священник не перестает быть человеком. Поэтому и отношение к нему надо сохранять христианское.

Разговор прерывается — к отцу Георгию подходят мужчины в потертых спецовках. Похоже, пришли за благословением. Через некоторое время подходит хиленький подвыпивший мужичок с редеющими волосами — отчитывается о проделанной работе. Отец Георгий терпеливо слушает и благодарит его за оказанную помощь. Добросердечно намекает, чтобы мужичек меньше пил.

«К сожалению, слегка выпивший, — позже скажет про мужичка настоятель храма. — Человек тяжелый судьбы. Недавно третьего сына похоронил…»

Мы уже готовы прощаться, но отец Георгий не отпускает без обеда. Отведя гостей в небольшой дом рядом с храмом, он на некоторое время отлучается.

Садимся за стол с молчаливым мужчинами — работниками храма. Ладони их рук иссушены мозолями — хозяйство очень большое, рабочих рук не хватает. Еда на столе постная. На первое — легкий суп, а на второе — толченый картофель. Из-за стола вставать принято всем вместе. Даже если один поел быстрее, все ждут последнего.

На прощание отец Георгий поделился большой радостью о том, что купол храма удалось облегчить на 18 тонн. Причем все было сделано своими силами, архитекторов не вызывали.

Пожелав нам всего наилучшего, он под конец сказал следующее: «Если возвращаться к нашей литературе, нельзя не признавать ее величие. Но нужно сказать, что, к сожалению, редко кому из писателей удавалось найти духовное спокойствие. Взять хотя бы Марию Цветаеву. В этом и вся трагедия».

Вы можете не соглашаться с мнением отца Георгия, можете быть атеистом, но если вам доведется посетить здешние места, в глаза не будут бросаться рекламные баннеры на стенах храма.

Текст: Иван Котов, фото: Сергей Овсянников

Название: За советом к старцу. Книга правил богоугодной жизни. Практические советы и молитвы Русских старцев.
Составитель: Козаченко В.
Издательство: Ковчег
Страницы: 357
Форматы: pdf
Год издания: 2012
Эту книгу можно назвать учебником благочестия православной жизни. В ней собраны и расположены по алфавиту практические и конкретные советы великих русских старцев, подсказывающие, каким должно быть поведение православного христианина в храме, дома и на работе, как вести себя в различных житейских обстоятельствах и трудностях, как бороться со своими недостатками и страстями ради стяжания благости и достижения Царствия Небесного.
Адские мучения
Ангел Хранитель
Акафисты
Аккуратность
Бесноватые
Бессонница
Блага земные
Благодарение Господа
Благодать
Благодушное настроение
Благословение Божией Матери
Благословение Господа
Ближние
Блудная страсть
Блудные помыслы
Бог
Богатство
Богородица
Болезни
Болящие
Борьба с диаволом
Борьба с помыслами
Борьба со страстями
Брак
Брань
Будущее
Великое богатство
Вера
Вериги и власяница духовные
Вещи
Видения
Внимание себе
Воздержание
Возмездие
Волнения душевные
Воля Божия
Воля своя
Воскресение
Воспитание детей
Ворожеи (гадалки и знахари)
Враги спасения
Времена последние
Время
Вспыльчивость
Встречи
Гнев
Гнев Божий
Гонения
Гордость
Горе
Грех
Грех смертный
Грехи ближних
Греховность
Грехопадение
Грусть
Дарование
Дарования духовные
Дела добрые
Дела земные
Дела злые
День
Деньги
Дерзость
Дети
Диавол
Добродетели
Добрые дела
Долг христианский
Долги
Дом вечный
Дух мирный
Дух Святой
Духовник
Душа
Духовная мудрость
Евангелие
Еда
Еретики и отступники
Жатва
Желания
Желаемое
Жена
Женственность
Жертва Богу
Жизнь
Жизнь вечная
Жизнь духовная
Жизнь земная
Жизнь христианская
Житейское
Жития святых
Забота
Зависть
Задание
Закон
Замечания
Замужество
Заповеди Христовы
Здоровье
Земля
Зло
Злоба
Злопамятство
Злословие
Знакомства
Золотая середина
Зрение греха своего
Икона
Иов праведный
Искушение
Исповедь
Исповедание Бога
Исправление себя
Каждый день
Как жить
Кража
Клевета
Крест
Крестное знамение
Крестоношение
Кротость
Лампада
Лень
Ложь
Любовь
Любовь к Богу
Люди злые
Масло
Меч духовный
Мечтания о себе
Милосердие
Милостыня
Милость
Милость Божия
Мир
Мир душевный
Мирское
Молитва
Наставления о молитве
Молитва во время душевных смущений и волнений
Молитва близких
Молитва Иисусова
Можно ли обойтись без молитвы Иисусовой?
Молитва непрестанная
Молитва о других
Молитва о житейском
Молитва о себе
Молитва от скверных мыслей
Молитва при начале дела
Молитва рассеянная
Молитва святого Ефрема Сирина
Молитва святым на разные нужды
Молитва телесная
Молитва холодная
Молитва церковная
Молитва чистая
Молитвенное правило
Молитвы краткие
Молчание
Монахи
Музыка и танцы
Мученичество
Мысли
Мытарства посмертные
Надежда на Бога
Наказание
Намерение
Напряжение
Начало всякого дела
Наука Небесная
Неблагодарность и хула
Недостатки ближних
Недоумение
Нелюбовь к ближним
Немощи
Ненависть
Неприязнь
Неприятности
Непрославленные подвижники
Несчастья
Нерадение
Неудача
Неумеренность
Неурожай
Ничто
Нишие духом
Новый год
Новости
Обещания и обеты
Обида
Обители
Ободрение скорбящих
Образ и подобие Божие
Образование
Обстоятельства
Огорчения
Опасности в жизни
Оправдание
Оскорбления
Осуждение ближнего
Осуждение себя
Откровение помыслов
Отношение к другим людям
Отношение к себе
Отречение от мира
Отчаяние
Очищение себя
Ошибки
Падение
Паломничество
Память о Боге
Память смертная
Пасха
Патриот
Печаль
Писание Священное
Пища
Плоть
Подвиги
Подозрение
Познание
Покаяние
Покой душевный
Покой житейский
Поминовение иноверцев
Помощь Божия
Помыслы
Помыслы блудные
Помыслы злые как побеждать
Помыслы плотские как исповедовать
Помыслы хульные
Поношения и посрамления
Порядок
Послушание
Пост
Похвала
Правда
Праздники
Празднословие
Праздность
Предание себя Богу
Предрассудки
Презрение
Преображение Господне
Премудрость
Призывание Божией Матери
Призывание святых
Пример в поступках
Приметы
Принуждение
Причащение
Просфора
Промысл Божий
Простота
Прошение грехов
Прошение
Прощение
Псалтирь
Путь
Равенство
Рай
Раздражительность
Рассеянность
Рассуждение
Расстройство
Родители
Россия
Ропот
Самоиспытание
Самолюбие
Самооправдание
Самоотвержение
Самопознание
Самоубийства
Самоукорение
Самохваление
Светильник
Свеча
Свобода
двоемыслие
Святой Дух
Святые
Священники
Семья
Сердце
Сети греха
Сеяние
Сила воли
Синодик
Скорби
Скорби и радости
Скука
Слава человеческая
Славолюбие, сластолюбие и сребролюбие
Сладкое и горькое
Сластолюбие
Слово
Слово Божие
Служение ближнему
Слухи
Случайности
Смерть
Смех
Смирение
Смущение
Смысл событий
Снисхождение к ближним
Сны
Соблазны
Совесть
Соединение Церквей
Сознание греховности
Сомнения
Спасение
Спокойная жизнь
Спокойствие душевное
Спор
Спрашивание Господа
Сребролюбие
Старость
Старцы
Стойкость
Страдания
Страдания детей и невинных
Страдания Христовы
Страсти
Страсть блудная
Страх
Страх Божий
Страшный Суд
Судьба
Судьбы Божий
Суета
Счастье
Танцы
Телевизор
Терпение
Тишина
Тоскливость
Трапеза
Труд
Трудные минуты
Тщеславие
Уважение
Угодники Божий
Угождение Богу
Уединение
Укорение
Ум
Умеренность
Умиление
Уныние
Усопшие
Утешение
Учительство
Хорошее
Храм
Христианин
Царствие Небесное
Цель христианской жизни
Церковь
Чистота
Чревоугодие
Чтение
Чудеса
Шестопсалмие
«Я»
Язык

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *