Содержание

Последний соборно избранный Оптинский старец, ученик преподобных Анатолия Старшего и старца Амвросия.

Николай Тихонов — сын работника мельницы из города Ельца Орловской губернии (ныне Липецкой области). Рано остался без отца, с матерью отношения были самые теплые и сердечные. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать умерла рано. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.

В 1873 году, двадцатилетним, пришел в Оптину пустынь с одним Евангелием. Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но навсегда остался в скиту. Стал духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.

После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался преподобный Нектарий 12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище.

После возрождения Оптиной пустыни, 16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета.

Рака с мощами св. Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

В последнее время в редакцию «Фомы» все чаще приходят письма с вопросами о старчестве и духовничестве. Вот типичные их примеры:

«Здравствуйте! Есть ли прозорливые старцы в наше время? Мне нужна помощь!»

«Я год встречался с девушкой, которую очень люблю, а расстались потому, что мама против нее категорически, даже к старцу ходила, и он сказал: пускай подумает хорошо, надо ли ему это… А как это понять? Вот мои родные и сказали — расставаться. Мне очень трудно и больно без нее, не могу места найти. Что делать?»

«Почему воля Божья, которая была открыта прозорливому старцу (у меня был вопрос медицинского характера), то, что предсказывает старец, когда-то происходит, А КОГДА-ТО — НЕТ?.. Я причащаюсь раз в две недели, смертными грехами не грешу. Что еще можно предпринять? Мне очень надо, чтобы то, что сказал старец, произошло».

«Можно ли искать утешения у людей или у старцев в монастыре, или еще где в том случае, когда сердце не может успокоиться, доходит до отчаяния и нет желания жить? При этом духовнику сказать о своем состоянии и его причине не могу — боюсь, что не найду понимания».

«Крестной моего сына — его бабушке — недавно приснилось, что она спросила: «Сколько осталось жить этому чаду?”, и ей ответили: «10 лет”. Теперь я очень переживаю. Стоит ли мне обратиться к прозорливому старцу?»

В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться.

Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей мы попросили настоятеля московского храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева.

Фото Владимира Ештокина

— Отец Владимир, читатели «Фомы» все чаще спрашивают, есть ли еще на свете прозорливые старцы.

— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.

— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.

— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.

Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.

— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.

Алгоритм поиска духовника

— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?

— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.

— И есть какой-то алгоритм такого поиска?

— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.

— А ошибок не было?

— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.

Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет. Фото Александра Перлина

Осторожно, младостарцы!

— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.

— Да, так бывает. Но священники разные бывают.

Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.

— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.

— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.

— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?

— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.

— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?

— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.

— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?

— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.

— Но от этого их как-то можно предостеречь?

— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.

Как узнать волю Божию?

— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.

— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.

Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин. Афоризмы

— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?

— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.

Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.

Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.

— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?

— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.

Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.

Великий пост, который в этом году начался 23 февраля, для верующих — не только воздержание от определенной пищи, но и время особых духовных испытаний. В общении со священнослужителями кто-то задает вопросы о душе, о жизни, кто-то стремится укрепить веру, а кто-то получить наставление и надежду на исцеление.

Об отце Илие говорят, что он один из тех праведников, на которых держится мир. Их называют старцами, и они всегда занимали особое положение в русской православной церкви.

Люди со всех уголков страны приезжают к ним за помощью, исцелением, благословением, наставлением, каждое слово старца воспринимают как пророчество. Считается, что его молитва обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного.

К знаменитому старцу отцу Илию раньше ездили в Оптину пустынь. Но с 2009 г., когда Поместный собор избрал его духовником Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, попасть к нему можно в Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино.

Преображенский храм в Переделкино —
резиденция Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

В Преображенском храме рассказали, что расписания приезда отца Илия нет, добавив, что в первые две недели Великого Поста он обычно не приезжает. Находится ли он в Переделкино, можно узнать, позвонив по телефону храма +7 495 435-53-67 или помощнику батюшки Георгию Богомолову +7 920 871-71-62. Также на сайте «Одинцово-ИНФО» читатели делятся информацией, когда о. Илий бывает в Одинцовском районе.

Старец Илий

Говорят, чтобы попасть к отцу Илию, люди приезжают в Переделкино ни один раз. Но верующие не отчаиваются, так как считают, что встреча произойдет тогда, когда должна произойти, по воле Божьей. В день старец принимает всего несколько человек — беседы занимают много времени. Да и приезжает он почти всегда только на богослужение, а принимает после него.

Как добраться до храма в Переделкино

На автобусе № 468 со станции «Одинцово» до платформы «Переделкино».

На электричке (или автобусе) со станции «Одинцово» до станции «Баковка». Далее — пешком, пересекая Минское шоссе, вдоль асфальтированной дороги, соединяющей Минское и Боровское шоссе.

На электричке из Москвы до станции «Переделкино» с Киевского вокзала ехать примерно 20 минут.

До Преображенского храма от станции «Переделкино» нужно идти по ходу движения электрички вдоль автомобильной дороги, пути не переходить. У переезда повернуть направо. Дальше пройти через ворота — храм резиденции будет слева от вас. Проходить на территорию подворье нужно через арку, которая слева от храма.

На машине в Переделкино можно добраться по Боровскому или Минскому шоссе. Из Одинцово через Лесной городок выехать на Минское шоссе, развернуться на ближайшей развязке в сторону Москвы, и в районе деревни Баковка свернуть налево (на светофоре) на Буденновское шоссе и ехать до Переделкино примерно 2 км.

Принимает о. Илий в Преображенском храме в Филипповском приделе (слева) после богослужения с 9 часов утра. Обычно на беседу к нему люди попадают в будни и непраздничные дни. Советуют перед походом к старцу сначала помолиться на службе (7:30—9:00).

Старец принимает в храме или в помещении трапезной. Ближе к 16 часам отец Илий удаляется отдыхать, в 18:00 иногда возвращается, а иногда и нет.

Адрес Преображенского храма: город Москва, 7-я ул. Лазенки, 42.

В 1774 году в селе Зенкине Раненбургского уезда Рязанской губернии в многодетной семье зажиточных крестьян Мефодия и Феодосии Фокиных родился мальчик, нареченный Иларионом. С малых лет отличался он удивительной кротостью духа, какой-то нездешней отрешенностью от мира и постоянной обращенностью к Богу. В семье дивились его странностям, сверстники смеялись над ним и обижали его, на что отрок отвечал кроткими молитвами за обидчиков.
Видя все это, Илариона взял к себе дед, Павел Игнатьевич Кабасонов, истовый постник и молитвенник. Жил Павел Игнатьевич в избе-келье. Здесь-то и нашел Иларион то, чего жаждала его душа. Смирял себя молитвой и постом — в неделю съедал всего два калача. Не раз отправлялся с дедом на поклонение ко святым местам.
Илариону исполнилось 13 лет, когда дед умер. Пришлось возвращаться домой.
Отец потребовал, чтобы Иларион женился. Будучи послушным сыном, юноша согласился. Однако мысль всецело посвятить себя Богу уже прочно утвердилась в нем. Некоторое время он притворялся больным, чтобы жить так, как жил до брака. В конце концов притворство опротивело Илариону, да и влекло его совсем другое.
Двадцати лет ушел он из дома. Странствовал, затем определился в монастырь, где усердие нового насельника скоро возбудило зависть в других монахах. Илариона оклеветали перед настоятелем. Дело дошло до того, что его отлучили от общей трапезы. Нашелся монах, сжалившийся над юношей и ежедневно приносивший ему просфору, — так Иларион и жил целый год. Наконец его разыскала оставленная жена. По ее требованию Илариона из монастыря выгнали.
Однако домой он не вернулся, а, поселившись неподалеку от села Головинщины в Воловом овраге, начал уединенную жизнь подвижника — лишь изредка ходил к литургии в головинщинскую церковь.
Кельей ему служили несколько соединенных между собой собственноручно ископанных пещер, большой плоский камень заменял стол. Питался Иларион одной редькой, которую сам и выращивал, не употреблял даже хлеба. Ни реки, ни ручья вблизи не было — приходилось пить дождевую воду, надолго лишаясь ее в засуху.
В то же время, смиряя себя молитвенными трудами, он в любой зной на открытой поляне полагал по три тысячи поклонов в день. Однажды Великим постом, будучи в церкви, Иларион потерял сознание, потому что более двух недель совсем ничего не ел. Люди, приводившие его в чувство, увидели на подвижнике тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки, от которой все его тело было в ранах.
Спал он на жестких сучьях, обуви не носил, зимой и летом ходил в холщовой рубахе и легком белом халате.
Сначала угодник Божий жил один, однако скоро весть о его подвижничестве и о ниспосланном ему даре прозорливости далеко распространилась по округе. К Илариону стали стекаться люди, ищущие спасения души, утешения и облегчения в скорбях житейских; некоторые желали подвизаться под его духовным руководством. Но все страдали от недостатка воды. Тогда Иларион пошел в лес и там обратился с молитвой к Господу. На этой молитве он заснул, а проснувшись, увидел рядом цветущий куст. Он стал копать здесь, и вскоре из земли забил чистый ключ. Так по молитвам подвижника открылся целебный источник, существующий по сей день.
Уединение Илариона теперь нередко нарушалось притекающими к нему за советом и помощью. Он стал уходить в лес. Как-то раз зимой, возвращаясь, сбился с пути, ослабел и упал без памяти в снег. Проезжавший мимо крестьянин подобрал его и привез в дом священника отца Трофима. Едва придя в себя, Иларион попросил отслужить молебен Божией Матери «Целительнице». Сразу же после молебна встал, поцеловал поднесенный ему крест, поклонился и вышел из дома — в ночь и вьюгу, а на другой день утром уже стоял на Божественной литургии в головинщинской церкви, — как всегда, босой, в своем неизменном халатике и совсем здоровый.
У Илариона было много доброжелателей, но и врагов хватало. С особой ненавистью относились к нему те, кого он обличал в нечестии, среди них управляющий имением, в черте которого находились пещеры подвижника. Звали управляющего Степан Филатов. Он жестоко мучил подвластных ему крестьян, те обращались за утешением и молитвой к Илариону. Управляющий же решил, что старец возмущает крестьян против него, и отрядил четырех верховых с плетями и лопатами, приказав им высечь и прогнать затворника, а пещеры закопать. Но Господь помрачил их разум: весь день до поздней ночи они блуждали по лесу, не узнавая родных мест. Добрые люди вразумили управляющего, сказав, что все это не случайно, а произошло чудесным образом. Утром Степан Филатов поехал к Илариону просить прощения и истолкования виденного накануне сна: будто перед его окнами стоят три виселицы — железная, медная и деревянная. Старец, поклонившись, ответил: «Если я впал пред тобою в такую немилость, значит, я виноват, а не ты. Прости меня, Бога ради». А по поводу сна, прозревая Суд Божий, возвестил: «Железная виселица — твоя, медная — сына твоего, а деревянная — жены». Скоро сон сбылся: управляющего убила лошадь, сына его сослали на каторгу, а жену барин отправил на скотный двор ходить за скотиной.
Это далеко не единственное сбывшееся пророчество Илариона. В 1812 году, узнав о занятии Москвы французами, окрестные помещики начали покидать свои усадьбы. Старец убеждал их оставаться на месте и молиться. «Пусть они взяли Москву, — говорил он, — на деревне остановятся». Вскоре Наполеону были нанесены сокрушительные поражения.
К 1817 году относится знакомство Илариона с юродивым Иоанном, впоследствии — затворником Сезеновским. Иоанна привезла на жительство к помещику села Сезеново князю Несвицкому одна благочестивая женщина.
Однажды Иларион послал к Иоанну келейника с предупреждением: «Скоро будет тебе искушение. Во время молитвы в келии твоей пронесется вихрь, лампады перед святыми иконами погаснут, затем зажгутся сами собой. Но ты их так не оставляй — сразу погаси, а потом достань огня из печки и с молитвою опять зажги. И стой твердо, веруя, что Господь не попустит тебе испытания выше твоих сил…» Все так и случилось. Иларион уберег затворника и от страха, и от обольщения.
Неприятности приходилось терпеть и от полицейских властей, обвинявших Илариона в безнравственности. Он был подвергнут шестимесячной епитимьи в монастыре, а когда вернулся, нашел свои пещеры разрушенными. Подвизавшиеся с ним разошлись. Восстановить пещеры старец уже не смог и вновь отправился странствовать.
В Коренной пустыни Курской губернии он сильно заболел и не мог идти дальше. Настоятель пустыни архимандрит Филарет, видя, что болезнь может кончиться смертью, предложил Илариону постричься. Батюшка с радостью согласился и принял тайный постриг с именем Илариона Великого, вспоминаемого 21 октября.
Выздоровев, старец Иларион продолжал скитаться. Многим искавшим помощи в сложных житейских обстоятельствах помог он прозорливым советом, в том числе и будущему великому Оптинскому старцу преподобному Амвросию (в миру Александр Гренков).
Еще работая в духовном училище преподавателем и колеблясь в окончательном решении о принятии монашества, Александр Гренков пришел в Троекурово, где батюшка жил у помещика Раевского, ревностно помогавшего людям духовной жизни. Именно от отца Илариона услышал Александр пророческие слова: «Иди в Оптину! Ты в Оптине нужен!» Впоследствии преподобный Амвросий в своей келье среди портретов наиболее близких ему людей неизменно хранил портрет Троекуровского затворника.
В Троекурове (ныне Лебедянский район Липецкой области) отец Иларион поселился, когда ему было 50 лет, и провел здесь последние 39 лет своей жизни, уже никуда не выходя из кельи, кроме как в церковь. Однажды в Светлое Христово Воскресение во время причастия с ним произошло то, о чем позже поведал один из келейников батюшки Спиридон: от старца вдруг начали исходить, подобно молниям, лучи света. Когда вернулись в келью, отец Иларион спросил: «Спиридон, ты видел что-нибудь необычное в церкви»» И после утвердительного ответа рассказал, что перед ним предстала Госпожа несказанной красоты в белом как снег платке и в драгоценном венце, опоясанная голубой лентой.
Сохранилось много рассказов об исцелениях, совершаемых по молитвам старца Илариона.
У сына диаконицы села Лобаново так сильно болели глаза, что около двух лет он не мог смотреть на свет. Мать приехала с ним к отцу Илариону. Тот помолился, помазал мальчику глаза маслом из лампадки от иконы Владимирской Божией Матери, и к ребенку вернулось зрение.
Ольга Васильевна Дмитриевская привезла к старцу брата, у которого уже очень давно болела нога, — без костылей он уже и не ходил. Старец дал им масла из лампады от иконы Владимирской Божией Матери и велел этим маслом мазать ногу, а на просьбу помолиться отвечал, что за всех молится, пообещав больному скорое выздоровление. Брат Дмитриевской, действительно, скоро поправился.
Бывали и такие случаи, когда за неверие в святость угодника Божия Илариона и в силу его молитв или за пренебрежительное к нему отношение люди наказывались различными болезнями. Вразумленные постигшим их несчастьем, они смирялись и по молитвам старца получали от Господа исцеление.
Приходивших к нему за молитвенной помощью старец наставлял: «Каждый человек от самого рождения своего имеет у себя трех врагов: плоть, мир и диавола, с которым он должен непрестанно бороться всю свою жизнь, чтобы не лишиться Царствия Небесного. А потому, если вы веруете в жизнь будущую, муку вечную и Царствие Небесное, то всеми силами должны восставать на похоть очес и гордость житейскую. Блюдитесь уныния. Оно есть смертный грех и не облегчит скорбь, а только лишь приложит скорбь к скорби, ибо прогневается Господь и отвратит лице Свое от вас. Кто же тогда утешит вас» Молитесь Господу, и Он отымет печаль вашу и даст вам по сердцу вашему. Подвергнувшись скорбям, нет другого утешения и нет другого прибежища, как Премилосердная Царица Небесная. Она есть всех скорбящих радость, обиженных заступница, алчущих питательница, странным утешение, обуреваемым пристанище, больным посещение, немощным покров и заступница».
Рассказывали, что наружность батюшки поражала своим благообразием: вид у него был как у ангела. В свои семьдесят с лишним лет он выглядел юношей — с тонким, прозрачным, необыкновенной белизны лицом. У него были темно-голубые глаза, длинные серебристые волосы, прямой нос с небольшой горбинкой; на губах часто играла улыбка.
Со временем по благословению старца Илариона около его кельи в крытых соломой хижинах начали селиться благочестивые девицы и вдовы. Сюда за молитвами и наставлениями батюшки пришли ставшие затем известными подвижницы: Прасковья Васильевна и Анна Николаевна Судейкины, будущие схимонахини Пантелеимона (Гранина) и Поликсена (Пелагея Андреевна Уварова). Последняя была помещицей Ефремовского уезда. Овдовев в молодости, она очень тяжело заболела. Написала батюшке письмо с просьбой помолиться за нее. Тот велел привезти Пелагею к нему. Из экипажа ее вынесли на руках, так как она уже не ходила. По молитвам старца Господь исцелил ее, и она прожила еще 50 лет. Когда батюшка покупал землю под монастырь, Пелагея Андреевна продала лес в своем имении и вырученные деньги отдала отцу Илариону.
Однажды он спросил: «Пелагея Андреевна, знаешь, где будет мой гроб стоять»» — «Не знаю». — «Так я тебе скажу: по правую сторону алтаря». Это предсказание исполнилось в 1892 году, когда при содействии помещиков Шишковых устроили пещерную церковь: гробница батюшки, действительно, пришлась по правую сторону от Царских врат.
Предчувствуя скорую кончину, отец Иларион торопился завершить дела по устроению общины. По его поручению Александра Голдобина оформила купчую на землю. Батюшка написал духовное завещание, согласно которому земля отходила Троекуровской женской общине в вечное владение. Александру Голдобину он назначил душеприказчицей, поручив ей все дальнейшие хлопоты.
В последние дни своей жизни батюшка успокаивал скорбящих сестер, говоря, что поручает их заступлению Царицы Небесной (образ Божией Матери Владимирской был его келейной иконой), утешая их пророческими обещаниями, что будет здесь обитель как лавра цветущая.
Еще говорил: «Ведь только телом разлучаюсь с вами, а молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благословенном месте. Не плачьте и не скорбите, ведь кто любит меня, и вас будет любить… Во время скорбей, болезней или каких недоумений отслужите молебен перед Владимирской иконой Царицы Небесной с акафистом. Потом и меня, грешного, помяните, отправивши панихиду».
Более десяти тысяч человек пришли отдать последний долг отцу Илариону. По многочисленным свидетельствам, все пять дней прощания его келья и храм были наполнены неземным благоуханием, исходившим от гроба старца. Троекуровский помещик Владимир Артемьевич Раевский над его могилой поставил деревянную церковь. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери Владимирской, другой — во имя преподобного Илариона Великого.
Впоследствии здесь построили каменный собор, сохранившийся до наших дней даже после разрушения монастыря. Вместо придельного престола в соборе находится пещера, собственноручно приготовленная старцем для упокоения своих останков. Спустившись по ступеням вниз, можно было увидеть резную гробницу, покрытую серебрянновызолоченной доской с чеканным изображением отца Илариона. Гробницу устроили опять же при содействии помещицы А.А.Шишковой (когда монастырь разрушили, доска исчезла).
Любитель благолепия церковного, батюшка и сам много жертвовал на возведение и украшение храмов. В Троекурове его попечением были сооружены два иконостаса в боковых приделах Димитриевской церкви и положены серебряные ризы на иконы Благовещения, великомученика Георгия Победоносца, пророка Илии, образа Нерукотворного Спаса, Смоленской Божией Матери и святителя Николая; в соседнем селе Губине построена каменная церковь и приобретен новый колокол для нее. И другим монастырям и храмам посылал батюшка пожертвования.
Не забывал и ближних своих. Никто не уходил от него без утешения. Ни одного дня не проходило, чтобы он не облегчил чьей-нибудь скорби, не помог кому-то наставлением, советом. Получаемое от своих усердных почитателей щедро раздавал нуждающимся. Богадельня при Димитриевской церкви практически полностью содержалась на его средства.
И по блаженной кончине своей старец Иларион не оставлял без молитвенной помощи приходящих к нему с верою.
Жена елецкого купца Евдокия Полухина жестоко страдала печенью. Ее родная тетка увидела во сне отца Илариона, сказавшего, что больной нужно отнести щепочку, которую ее матери дали в Троекуровском монастыре (эта щепочка была от полена, служившего батюшке вместо подушки). Евдокия опустила щепочку в стакан с водой, потом выпила воду и легла спать. Проснулась совершенно здоровой.
Трехлетняя крестьянская девочка Мария ослепла в результате хронической глазной болезни. В 1897 году родные принесли Марию в Троекурово, дали приложиться к гробнице батюшки, помазали незрячие глаза маслом из лампады перед иконой Владимирской Божией Матери и пошли к обедне. Во время Херувимской девочка воскликнула: «Дедушка, я тебя вижу!»
Эти и многие другие случаи чудесных исцелений были записаны в церковных книгах Троекуровского монастыря, а также передавались устно из поколения в поколение.
Потрясения начала ХХ века не обошли стороной и Свято-Владимиро-Димитриевский Троекуровский женский монастырь. Его закрыли в 1927 году, разместив здесь винзавод. Стенные росписи заштукатурили, храмовые иконы большей частью уничтожили. Однако жители села Троекурово сохранили чудотворные иконы Владимирской Божией Матери и до того, как вновь был открыт храм архангела Михаила, выносили их только во время крестного хода к целебному источнику.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и хотя бы кратко рассказать об этих иконах и об этом источнике.
В восстанавливающемся Троекуровском монастыре есть две чудотворные иконы Владимирской Божией Матери. Одна из них написана более 200 лет назад. Другая именуется еще Явленной. Предание донесло до нас следующее.
В начале XIX столетия там, где стоит Троекуровский монастырь, рос густой лес. Однажды в урочище, называемом Лепяги, лесник увидел на дереве икону Богородицы, но не решился унести ее с собой. Вскоре, явившись ему во сне, Богородица повелела взять в лесу ее образ и поставить сначала в своем доме, а потом в церкви. Лесник повиновался и в сопровождении нескольких человек отправился в Лепяги. Икона находилась на прежнем месте. Под деревом, на котором она была обретена, оказался родник. Родник освятили, сделали колодец, откуда богомольцы черпали воду, и построили здесь часовню.
В день празднования иконы Божией Матери Владимирской 21 мая (3 июня по н.ст.) от монастыря к источнику ежегодно устраивались крестные ходы, собиравшие большое количество паломников. В ХХ веке источник тоже, как и монастырь, пытались «закрыть» — засыпали землей, замуровывали бетоном. Но он каждый раз пробивался к свету и сейчас вновь благоустраивается.
Вернулись в монастырь и чудотворные иконы Владимирской Божией Матери. Обе были в очень плохом состоянии. Собрали необходимые средства на их украшение. Настоятель Казанского собора города Лебедянь, благочинный округа протоиерей Игнатий Кондратюк заказал ризы схимонахине Серафиме и монахине Ангелине из Елецкого Вознесенского собора. (Едва схимонахиня Серафима успела выполнить свою работу, как через день преставилась ко Господу. Вечная ей память и вечный покой!) Теперь иконы находятся в храме архангела Михаила.
13 июля 1999 года в присутствии протоиерея Игнатия Кондратюка, настоятеля храма архангела Михаила отца Олега и большого радетеля в деле восстановления монастыря, директора местного совхоза Николая Дмитриевича Еремеева были торжественно обретены честные останки старца Илариона Троекуровского — с фрагментами гроба, обуви, монашеского пояса, четок и другими частицами.
Облаченные в монашескую одежду, святые мощи покоятся в храме архангела Михаила в раке слева от алтаря. Приложиться к ним приезжают как миряне, так и духовенство из разных уголков страны. Молитвенный дух угодника Божия ощущают все притекающие к нему с верой в его чудодейственную силу.
В настоящее время готовится общецерковное прославление местночтимого святого Илариона Троекуровского.
Святой старец Иларион, моли Бога о нас!

Учитывая бедственное финансовое положение вновь открытого Свято-Владимиро-Димитриевского Троекуровского монастыря, возобновление которого явилось важным событием духовной жизни России, просим оказать посильную помощь обители. Имена всех благотворителей будут внесены в монастырский синодик. Для тех, кто готов откликнуться, сообщаем реквизиты:

Михайло-Архангельский храм, село Троекурово
ИНН 4811004998
р/с 40703810135150000048
Лебедянская ОСБ 3850
Лебедянь, Липецкий банк
СБ РФ г. Липецк
БИК 044206604
к/с 30101810800000000604

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *