Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы Акафисты иконам Богородицы
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года, за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.

    Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.

    Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.

    Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.

    Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно, крестным ходом, внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.

    После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

    Дни празднования: 17 мая (4 мая по старому стилю) и 1 октября (18 сентября).

    В начало

    Старорусская икона Божией Матери.

    Старорусская икона Божией Матери.

    Старорусская икона Божией Матери.

    Новорусская икона Богоматери


    Новорусская икона (Куракин, 1998-2008 гг., разм. 202х153 см.)

    Дата появления:

    известна с 2011 года

    Иконографический тип:

    Елеуса

    Место нахождения:

    Москва

    Сергей Куракин и его «Новорусская Богоматерь» (Икона «Новорусская Богоматерь» репортаж ТВЦ с 30-го Антикварного Салона в Москве)Икона Новорусская Богоматерь

    Новорусская икона Богоматери — икона-летопись, написанная в Москве в 1998—2008 гг. Сергеем Куракиным, посвящённая истории Храма Христа Спасителя.

    История

    История написания образа связана с видением автору. По свидетельству иконописца, в 1998 году в полуподвале мастерской (по 3-му Хорошёвскому проезду в Москве), где в то время жил и работал художник, ему явился образ Богоматери с Младенцем, держащим Храм Христа Спасителя, сотканным в воздухе «эфирными нитями». Название было избрано в символическом значении и связано с вступлением России в новое русское XXI столетие. После окончания работы автор обратился к Церкви за благословением. Богослужебная комиссия Священного Синода отметила «художественную ценность представленного образа как произведения искусства», однако адресовала икону к частному почитанию.

    Спас поражающий змия, в образе змия — Наполеон. Деталь I клейма «Спасение России в войне, 1812 г.»

    Связь с традициями

    Средник иконы. Образ Богородицы, Христа

    В церковной живописи сохранились имена «художников-самовидцев», изображавших Богородицу или Христа по видениям. Начиная с I-х веков Христианства по XX-й век, формировался особый тип «символических икон». Данный тип символических икон вызывал разногласия не только в церкви, но и народе. Когда в 1518-19 гг. М. Греку принесли икону подобную «Единородному Сыне», тот ответил: «от себя составили». Появление символических икон в средневековой Руси вызывало волнения в народе. Русский иконовед Л. Успенский объяснял такое отношение к символическим иконам тем, что их иконография была покрыта «туманной ссылкой на греческие образы». Схожее мнение вызвал образ «Господь Саваоф» на Большом Московском Соборе, как «несоответствующий православному вероучению». Публикация в 2011-12 гг. «Новорусской Богоматери» в рунете вызвала критику блогеров. Однако в своей экспертизе заслуженный художник-реставратор А. Н. Овчинников отметил, что икона «написана с соблюдением традиций древнерусской иконописи и представляет художественную ценность и отнёс её к жанру «летописных икон».

    Иконография

    В соответствии с заключением Богослужебной комиссии, в котором говорится, что «Исполнение средника свидетельствует о знании <…> иконописного канона», иконография образа может быть отнесена к типу Елеуса. Младенец сидит на руках Богоматери прижатым к щеке в знак божественной любви. В левой руке — свиток, Новый Завет, в правой — Храм Христа Спасителя. Наряду с этим тема дароприношения в древних иконах трактовалась наоборот, Христу приносили дары, но Спаситель дарующим храм не изображался. Так в сюжете «Успение» — Христос держит душу Богоматери, в «Сошествии во ад» — Спаситель изображается с крестом (См. также: Богородичные иконы). В «Записках по иконописанию» Куракин объяснил такое нововведение в иконографию тем, что вложил в основу средника идею о Божественном домостроительстве. В древней иконографии известны аналогичные случаи. Историк Н. Е. Андреев приводил икону «Почи Господь в день седьмый», в которой: «Содержанием иконографического сюжета является «домостроительство Божие». О символическом изображении храма в иконах говорил иконовед Е. Трубецкой:

    «изображение грядущего храмового или соборного человечества. <…> должно быть поневоле символическим, а нереальным, по той простой причине, что в действительности соборность ещё не осуществлена: мы видим только несовершенные её зачатки на земле. В действительности в человечестве царствует раздор и хаос: оно не является единым храмом Божиим; чтобы ввести его во храм и осуществить в нём подлинную соборность, нужен «пост и труд и теснота и всякие скорби».

    Орфография надписей

    Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Циклопедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
    Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

    Источники сюжета

    Источником сюжета послужила история московского Храма Христа Спасителя. Нетрадиционное решение автора, разместить вокруг Богоматери историю Кафедрального собора, вызвало критику Синода: «В истории Церкви и иконописном наследии известны многоразличные варианты построения сцен, но они в обязательном порядке связаны с содержанием основного образа. <…>. Однако отражение в Образе Богородицы судьбы храма, пусть даже главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви — Храма Христа Спасителя, является необычным и нетрадиционным. Усмотреть связь между средником и содержанием клейм затруднительно.». Схожее мнение выражал в своё время митрополит Московский Филарет по отношению к иконе «Купина»: «в составе иконы представляется много неудоборешаемого». По свидетельству автора связь Богоматери с клеймами объясняется тем, что Богоматерь символизирует — Соборную Церковь, клеймы — страсти людские; Кремлёвская стена — нерушимую стену Богоматери. Последняя трактовка находит аналогию в Акафисте:

    Ты – стена девам, Богородица Дева, и всем к Тебе прибегающим. (Икос X)

    Приём изокефалии
    Нижний регистр «Воссоздание»

    Сюжет

    Историко-просветительский портал «Уроки истории. XX век» рассказал о сюжете иконы: «В 16 клеймах (вставных изображениях) представлена история Российской империи, СССР и современной России.». Для более ясного прочтения сцен автор разделил икону на 3 регистра в соответствии с 3 эпохами: верхний «Строительство храма, XIX век», средний «Разрушение XX век», и нижний «Воссоздание — вступление в XXI век». Действия сцен происходят на Красной площади, у стен Кремля, в Успенском соборе, в Донском монастыре, на Алексеевском холме, на Воробьёвых горах, у Москвы-реки, у Белого дома, в Доме московского правления, в Храме Христа Спасителя.

    Избранные клеймы

    I клеймо: Спасение России в войне с Наполеоном, 1812 г. III клеймо: Закладка Храма Христа Спасителя, 1839 г. V клеймо: Пришествие большевиков, 1917 г. VIII клеймо: Убиение Братства, 1930—1940 гг. IX клеймо: Разрушение Храма Христа Спасителя, 1931 г. X клеймо: Строительство Вавилонской башни, 1931—1941 гг. XI клеймо: Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 г. XII клеймо: Битва у Белого дома, 1993 г. XIII клеймо: Устроение смотрящего совета по воссозданию Храма Христа Спасителя, 1994 г. XVI клеймо: Освящение Храма Христа Спасителя, 2000 г.

    История написания

    После явления образа иконописец исполнил 3 эскиза, запечатлевших видение, один из которых вошёл в иконографию. Следом началась работа над созданием иконографической программы и самого произведения, занявшая в итоге 10 лет.

    1-й эскиз 1998 г. 2-й эскиз 1998 г. 3-й эскиз 1998 г.

    В реализации замысла помогали опыт реставрации, коллекционирование икон. Далее по «запискам» иконописца: чтобы «перевести исторические образы на язык иконографии», автор изучал исторические портреты «через богословскую призму» (см. #Галерея образов). С этими целями было собрано до 120 различных книг по истории, богословию, религии, иконографии и мн. др. Для изготовления красок Куракин использовал натуральные камни, которые собирал в окрестностях Воскресенска, Звенигорода, заказывал с Урала, посещал ювелирные выставки Москвы, где покупал элитные камни (вульфениты, лазуриты, аурипигменты др.), перетирал в порошок (подробно: #Техника иконы). Для воспроизведения исторических сцен на иконе иконописец посещал исторические места, связанные с историей храма. На Воробьёвых горах осматривал окрестности МГУ, где начиналось первое строительство Храма царём Александром I. Посещал Алексеевский холм, на котором в это время шло строительство ведущего Храма. Обследовал окрестности Белого дома, где проходили события второго путча 1993 г., отражённые в XII клейме («Битва у Белого дома 1993» ). Посещал Красную площадь. В Архангельском соборе общался с очевидцами шаровой молнии, влетевшей в иконостас в 1980 г., отражённой в иконе в образе архангела Михаила . Для наглядного ознакомления с иконописными школами России иконописец ездил в музеи Рыбинска, Ярославля, Новгорода, Пскова. Параллельно заказывал доски, которые сохли в мастерской до 4 лет, после чего отдал их для изготовления иконной доски в Новоспасский монастырь, затем в церковь Симеона Столпника, где накладывали левкас. Для нанесения сусального золота иконописец вызывал мастера из Рыбинска, чью работу испортил, но повторил заново. В этих условиях складывалась иконография образа , делались прориси клейм , цветовые эскизы .

    Фрагмент XI клейма: «Архангел Михаил побивает сатану на Красной площади, 1987 г.» В тёплых тонах использованы: киноварь, гематит, реальгар, аурипигмент, свинц. белила, уголь и др.
    Фрагмент XII клейма: «Битва у Белого дома, 1993 г.» В холодных тонах использованы: лазурит, малахит, вивианит, уголь, свинц. белила, киноварь, аурипигмент и др.

    В 2004 г. в поездке по Крыму Куракин собирал камни, изучал историю; тогда он впервые ощутил потребность получить благословение на труд. В Георгиевском мужском монастыре (на мысе Фиолент), он познакомился с монахом, которому рассказал о явлении образа. Тот сообщил, что такого благословения никто не даст, так как «не ясно, кто послал этот образ — сатана или бог». Тогда в энциклопедии «Брокгауз и Эфрон» иконописец нашёл свидетельство о том, что существует два вида благословения — от бога и от священника, и, утверждаясь в первом, начал работу.

    Техника иконы

    Во время работы над иконой велась реконструкция техники древнего письма, исполняемой по традиции «из дробных камений», (см. правила Седьмого Вселенского собора). Необходимым условием для свечения красок, заимствованным из древнего опыта, явилось добавление к локальному цвету дополнительных цветов (для крупного увеличения файла кликните ссылку 3 раза ). Видный исследователь древнерусского искусства А. Н. Овчинников сообщает, что палитра русских иконописцев не была локальной, но имела, как правило, примесь. При написании иконы автор использовал до 120 различных оттенков, малозаметных не вооружённому глазу. Хотя, по свидетельству специалиста древних технологий Д. И. Киплига древнегреческие художники (Апеллес, Эхтон, Меланф и др.) выполняли свои работы четырьмя красками. Перетёртые камни переводились в порошок, выкрашивались в выкраски, собирались в специальный альбом. В «Записках по иконописанию» автор изложил процесс работы: «Все началось c реставрации древних икон, посещений музеев России, им. Пушкина, П. Корина, Новгородского музея, залов ГТГ». На выкрасках ставились градации цвета: «1-я, 2-я, 3-я, 4-я…», сделанные послойным наложением. Цветам давались названия в зависимости от местонахождения. Например: «Болотит шпаловый — найден на шпалах около болота. Цветонит полянный — найден на поляне среди цветов. Охра вечерняя — найдена вечером» и т. д. На экспонируемых в музеях и реставрируемых иконах проводился анализ красочных слоёв.

    Выкраски из натуральных камней (тёплые оттенки) Выкраски (холодные оттенки)

    Визульное и аналитическое исследование палитры древнерусских художников, сделанное в залах ГТГ, муз. им. А. С. Пушкина и музеях России, легло в основу дальнейшей работы.

    Галерея образов

    В иконе 32 исторических и символических образа, 160 ликов, многие представлены в иконографии впервые. Вопрос о изображении грешных людей на иконах задавал ещё Иван Грозный на Стоглавом соборе: «разсудити от святых отец писаний, до стоит ли писати живых и мертвых на святых иконах…», на что духовные отцы ответили, что это древний обычай и привели ряд древних икон. Между тем портреты ктиторов были призваны выражать целый ряд идей, среди которых — прославление христианских подвигов правителей, замаливание грехов и покровительство души в загробном мире. В открытом письме президенту Д. Медведеву автор иконы выразил идею изображения исторических лиц поставлением на «Божий суд». В соответствии с библейской цитатой (Мф.6:19-21) он наделил образы соответствующими знаками и символами: Александр I стоит на коленях перед иконой Нерукотворного Спаса ; цесаревич Александр Николаевич с закладной плиткой в руках; Николай I с крестообразной вызолоченной плиткой; Александр III в мантии со скипетром, державой; Николай II держит мученический крест; супостат с Вавилонской башней, образом Дворца Советов; Патриарх Алексий II с духом Храма Спасителя , правитель Борис даёт разрешение на строительство Храма; градоначальник Москвы Юрий с чертежами Храма и калитой; изображённый символически в иконе — правитель Владимир с открытыми ладонями к Храму.

    Образ Имя Образ Имя Образ Имя Образ Имя
    Чудотворец Серафим Саровский Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий Царь Александр I «Благословенный» Фельдмаршал Кутузов Царевич Николай Павлович (будущий Николай I «Незабвенный»)
    Митрополит Московский Филарет Архитектор Тон Царь Николай I «Незабвенный» Царица Александра Фёдоровна
    Царь Александр III «Миротворец» Царица Мария Фёдоровна Цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) Великий князь Михаил Павлович Цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II «Освободитель»)
    Патриарх Московский и всея России Тихон Ключарь храма Спасителя отец Александр Хотовицкий Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий
    Градоначальник Юрий (ктитор) Правитель Владимир (ктитор) супруга Людмила (подружия) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (ктитор) Правитель Борис (ктитор)
    Еммануил Архангел Михаил Христос Спаситель Пророки Давид и Соломон
    Скульптор В. Мокроусов Идол Супостат Наполеон
    Образ Имя Образ Имя Образ Имя Образ Имя

    Письмо Патриарху Кириллу

    Иконописец Куракин С. С.

    Ваше Святейшество, прошу Вашей аудиенции в связи со следующим событием. В 1998 году мне явился Образ Новорусской Божией Матери. Десять лет ушло на исполнение. Вследствие была написана икона с 16 клеймами. В иконе отражена судьба Храма Христа Спасителя — от строительства, разрушения, воссоздания — события XIX-го, XX-го, начала XXI-го века. В центре Образ Новорусской Божией Матери с Младенцем Христом, держащим Храм Христа Спасителя. Прилагаю репродукцию иконы в натуральную величину, размер 202х153 см; рецензию «Научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря А.Н. Овчинникова; буклет с описанием иконы. Прошу Вас ознакомиться с материалом на предмет дальнейшей судьбы этой иконы — освящения, принятия Церковью.

    Ответ Священного Синода

    Председатель Богослужебной комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий

    Уважаемый, Сергей Сергеевич! Написанный Вами новый образ Божией Матери именованный иконой «Новорусская» и направленный на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси КИРИЛЛА <…>, внимательно рассмотрены Синодальной Богослужебной комиссией Русской Православной Церкви. Сама икона Божией Матери написана весьма профессионально и качественно. Исполнение средника свидетельствует о знании Вами иконописного канона, о Вашем мастерстве, прекрасным владением техникой иконописи, хорошем вкусе. Изображение как Богородицы, так и Богомладенца вполне традиционны, что говорит о равнении на лучшие образцы русского иконописного творчества. <…>. В этой связи хотелось бы отметить, что, поскольку Вам было дано, по Вашему свидетельству, некоторое откровение, то прежде начала понесенных Вами многолетних трудов по созданию образа было бы правильно обратиться к Священноначалию за благословением и советом. В таком случае Ваша работа обрела бы направленность к написанию образа для вполне конкретного храма. <…>. Иными словами, Ваша работа была бы не просто Вашим личным трудом, но делом церковным, совершаемым во славу Божию, в прославлении Вами Пресвятой Богородицы — не столько как художником, но более как членом Святой Церкви, владеющим языком иконописи. <…>. В истории Церкви и иконописном наследии известны многоразличные варианты построения сцен, но они в обязательном порядке связаны с содержанием основного образа. <…>. Однако отражение в Образе Богородицы судьбы храма, пусть даже главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви — Храма Христа Спасителя, является необычным и нетрадиционным. Усмотреть смысловую связь между средником и содержанием клейм затруднительно. <…>. Принимая во внимание безусловный профессионализм автора и высокий уровень техники исполнения работы, Синодальная богослужебная комиссия отмечает художественную ценность представленного образа как произведения искусства, однако находит возможным рекомендовать его только к частному почитанию. <…>.

    Рецензии искусствоведов

    Художник-реставратор древнерусской живописи Заслуженный деятель искусств РСФСР А. Н. Овчинников

    <…>. … в современной иконописи масштабные явления начали терять свою актуальность и, к сожалению, возникают крайне редко. Поэтому написание большой иконы Сергеем Сергеевичем Куракиным следует считать обращением к церковной истории в иконописи. Пришло время воплотить не только в бетоне или в бронзе трудную историю православия, но и вернуть духовную значимость мученических подвигов, военных потерь и побед современной эпохи, так как без правильного осмысления и духовной оценки страшнейшей из эпох «возрождение» Церкви будет кратковременным. И чтобы не повторялись смутные времена, иконы-летописи становятся насущно необходимым трудом, требующим не только всеобщего одобрения, но и профессиональной помощи и поддержки. Слишком много и слишком быстро из человеческой памяти уходят величайшие события, и только церковная Вечная память может сохранить духовные подвиги Великого народа. Икона «Новорусская Богоматерь, в клеймах» написана с соблюдением традиций древнерусской иконописи и представляет художественную ценность.

    Критика

    Портал Credo.Ru, известный критикой Русской православной церкви, назвал образ «Новорусской Богоматери» «Богоматерь для новых русских».

    Награды

    На прошедшем в Москве в 2011 г. фестивале «Золотые руки России» икона получила премию гран-при «за вклад в мировую культуру и развитие древнерусских традиций».

    См. также

    • Воскрешающая Русь (икона)
    • Икона Всех святых

    Примечания

    1. Художники-самовидцы: 1) Иконописец Алипий, 2) скульптор Бенвенуто Челлини, 3) автор иконы «Прибавление ума», XVII в.. Иконы написанные по видениям: 1) Клирику Викентию, IV в. — «Целительница», 2) Ангела монаху Карейского монастыря, кон. X в. — «Достойно есть», 3) Епископу Прохору, 1314 г. — «Толгская Богоматерь», 4) Шамилю под Моздоком, кон. XVIII в. — «Моздокская Богоматерь» 5) Родителям непристойной девы Евдокии, 1748 г. — «Калужская Богоматерь», 6) Отроку Грачеву, 1890 г. — «Всех скорбящих радость (с грошиками)». Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А Воронов, Е.Г. Соколова — М., 1993. — С. 38, 65, 69, 86.
    2. Последней иконой с новым иконографическим сюжетом в императорской России была «Серия икон-пядниц свт. Алексий Московский и Серафим Саровский с молящимися Феодоровской Богоматери». Мастерская иконописца В.П. Гурьянова, 1912 г. «Гурьянов». Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
    3. Иконы-летописи: 1) «Видение пономаря Тарасия» (события новгородского мора 1506 г.), 2) «Битва новгородцев с суздальцами» (нападение на Новгород 1170 г.), 3) «Церковь воинствующая» (Казанский поход Ивана Грозного 1552 г.), 4) «Сергий Радонежский с житием и сказанием о Мамаевом побоище» (сцены из Мамаева побоища 1380 г.), 5) Клеймо иконы «Василий и Константин в житии» — «Битва на Туговой горе» (битва кн. Константина Всеволодовича с татарами на реке Которосль 1257 г.)
    4. 1) Кн. Ярослав Всеволодович с церковью (церковь Спаса на Нередице, фреска XIII в.), 2) Метохит подносит церковь Христу (Монастырь Хора, нач. XIV в.), 3) архиеп. Иона Новгородский с церковью (Зверин монастырь, фреска XVII в.).
    5. «Коневская» — Младенец с голубем, «Козельщанская» — Младенец с крестом, «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» — Младенец со скипетром, державой.
    6. «Изокефалия (от изо… и греч. kephalé — голова), равноголовие, <…>. Изокефалия придавала композиции ритмически-декоративную цельность, упорядоченность.» (статья «Изокефалия» // БСЭ)
    7. «Воздвижение Креста», «Покров», «Происхождение Древ Креста», «Страшный суд». Леонид Успенский. «Московские сборы XVI века.». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н.К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. С. — 320.
    8. «Подружия» — архаич. термин: «супруга, супружница, сотоварищ, сопутник». Остромирово Евангелие. Оленева Т.Б. Гендерный аспект в анализе древнерусского классического текста
    9. ОБЩИНА. Возродившие Храм,
    1. ТВ Центр. XXX-й Российский Антикварный салон. ЦДХ, апрель 2011 г.
    2. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.»
    3. 3,0 3,1 Символические иконы православной русской церкви // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    4. 4,0 4,1 Леонид Успенский. «Московские сборы XVI века.». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н.К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. С. — 338.
    5. 5,0 5,1 Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Господь Саваоф (Иконография)».
    6. Карачевский информационный сайт «Наш Карачев». Овчинников Адольф Николаевич. Пресс-портрет
    7. «Успение», XIV в.
    8. «Сошествие во ад», XV в.
    9. 9,0 9,1 С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», Храм Спасителя в руках Младенца.
    10. «Божественное домостроительство в Божьем сотворении», Избранные работы Уитнесса Ли
    11. «Четырехчастная» икона, XVI в.
    12. Николай Андреев. О «деле дьяка Висковатого». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. — С. 306
    13. Евгений Трубецкой. «Умозрение в красках». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. — С. 208
    14. Леонид Успенский. «Московские сборы XVI века.». Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв.: Антология / Сост. Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1993. С. — 342
    15. «Уроки истории. XX век». «Священная история». Международный историко-просветительский и правозащитный фонд «Мемориал»
    16. Молокова Т. А., Фролов В. П. История Москвы в памятниках культуры к 850-летию столицы. — М.: «Московский лицей», 1997. — С. 60
    17. «Монастырь Святого Георгия Победоносца (Фиолент. Георгиевский монастырь.)» Севастопольский портал
    18. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», Фиолент 1994
    19. Благословение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    20. «Правила иконописания Седьмого Вселенского Собора». Русская Православная Церковь Кафедральный собор Патриархата московского и Всея Руси
    21. А. Н. Овчинников. «Из опыта реконструкции древних икон». ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Реставрация икон. Методические рекомендации. — М. «Эгинс». 2001. — C. 98
    22. Киплиг Д.И. Техника живописи. — М.: «СВАРОГ и К». 1998, — С. 353
    23. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», Посещение залов ГТГ
    24. С. Куракин. «Записки по иконописанию, 1998—2008 гг.», О свечении красок в иконе
    25. Масленицын С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси. 1157—1238 годы. — М.: «Изобразительное искусство», 1998. — С. 33-34
    26. Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода (ХV век). — М.: «Наука», 1982. — С. 247
    27. Открытое письмо президенту Д. Медведеву /от 04.04.2011/
    28. См: Ларин Б. А., Ожегов С. И., Томашевский Б. В., проф. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Ушакова Д. Н. М.: — Государственный институт «Советская энциклопедия», 1947.
    29. Портал Credo.Ru. Лента новостей, 20 декабря 2011
    30. «Золотые руки России» в Москве. РИА Новости. /17.03.2011/
    31. «Золотые руки России». Официальный сайт www.paradkukol.ru /07.06.2012/

    Ссылки

    • Официальный сайт «Новорусская Богоматерь»
    • «Уроки истории. XX век». «Священная история». Международный историко-просветительский и правозащитный фонд «Мемориал»
    • Городской портал. ТВ Центр. 30-й Российский Антикварный салон. ЦДХ, апрель 2011 г.
    • В. Иванченко, О. Кобылкина. «Молодежная Москва»
    • И. Овчарова. «Зарубежный коллекционер». Из России утекают не только «мозги», но и культурное достояние
    • Фестиваль «Золотые руки». Информационная программа «В ритме города». Телеканал «Доверие».
    • Встреча с президентом Российского клуба коллекционеров кукол С. Пчельниковой. «Финам FM».

    Описание иконы

    Существует множество чудотворных икон Божией Матери, почитаемых Православной Церковью. На образе Старорусская икона Божией Матери в Старой Руссе Богородица написана по золотому фону, символизирующему Божественный Свет. Икону легко узнать, поскольку она очень большая и находится прямо рядом со входом. К сожалению, фон на протяжении веков был утрачен, однако лики и облачения Царицы Небесной и Богомладенца прекрасно сохранились.

    Они видны прямо за ризой, серебро оставляет их открытыми. Темно-вишневое одеяние Богородицы с изображением золотой вышивки, золотистое одеяние Богомладенца и, главное, глубоко выразительные лики Матери и Сына поражают молящихся перед иконой.

    Изображение Старорусской иконы Божией Матери показывает играющего Младенца: на руках Божией Матери изображен Младенец Христос в необычной позе. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он тянет ручки от Нее — так часто делают все маленькие детки. Молятся Богородице перед этой иконой как последней надежде человеческой: если даже Бог прогневается и решит наказать (Младенец отвернут от Богородицы), Матерь Его спасет человека, стоит только обратиться к Ней.

    Традиционно перед разными иконами Богородицы молятся в разных обстоятельствах, разных житейских трудностях. Старорусская икона Божией Матери и его история — вразумление для многих людей. Мы часто не видим своих грехов, но хотя бы по нашей вере в милосердие Божией Матери можем спастись от наказания. Нужно молиться Ей перед Старорусской иконой

    • о понимании своих грехов, осознании их;
    • о покаянии в грехах, придании решимости перед Исповедью;
    • об исправлении грехов;
    • об избавлении от опасностей;
    • о защите от неконтролируемых вещей: стихийных бедствий, катастроф, войн;
    • о спасении от тяжелых болезней и эпидемий.

    Помните о том, что Божия Матерь одна, однако каждый человек может избрать любимый образ Божией Матери и обращаться с молитвой к Царице Небесной перед ним. Одна из самых прекрасных икон Богородицы — Старорусская. Икона пользуется большим почитанием, поскольку все знают, как давно она написана, сколько чудес произошло перед ней.

    Где находится икона?

    Храм иконы Божией Матери Старорусская находится в Новгородской области. Это церковь, где оригинальный образ находится в серебряной ризе. Икона бы­ла при­не­се­на гре­ка­ми из Оль­ви­о­по­ля еще в пер­вые вре­ме­на хри­сти­ан­ства на Ру­си. Это случилось в 1471 году за полгода до Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III пошел на Новгород, чтобы укрепить северные границы русского государства.

    Старорусская икона Божией Матери где находится — оригинал пребывает в Георгиевской церкви неподалеку от Дома-музея Достоевского, а раньше был в Спасо-Преображенском Старорусском монастыре.

    О чем молятся иконе?

    Храм иконы Божией Матери Старорусская Старая Русса — лишь одно из мест, где молятся Пресвятой Богородице. Удивительные возможности, важные встречи, маленькие радости — все это от Господа и Его Пречистой Матери. Старорусская икона Божией Матери о чем молятся — спрашивают многие верующие. Молитесь Божией Матери перед этим образом

    • О защите от нападающих врагов видимых, людей злых, и невидимых — духов злобы.
    • Об укреплении в вере.
    • Об исцелении от любых тяжелых, неизлечимых и даже смертельных болезней.
    • Особенно в заболеваниях слуха и речи.
    • При травмах и ранениях.
    • Об избавлении от пороков и грехов.

    Благодарите Бога за вашу жизнь. Посетите храм и побеседуйте со священником, посетите занятия воскресной школы для взрослых, которая есть при каждом храме.

    • О примирении в ссорах между родителями и детьми, супругами, друзьями.
    • Об избавлении от несправедливости.
    • О даровании мудрости и разумения, помощи в ситуации трудного выбора и принятии сложных решений.
    • О спасении своей души и принятии в Царствие Небесное усопших близких.

    Фотографии Старорусская иконы Божией Матери

    Старорусская икона Божией Матери фото — это изображения, которые можно распечатать или поставить на рабочий стол.

    Текст акафиста

    Слова Старорусская икона Божией Матери акафист — это длинная молитва перед образом чудотворная икона Старорусской Божией Матери, которую читают с усилием, с сильным желанием о помощи. А также первый акафист, написанный с обращением Пресвятой Богородице

    Конда́к 1.

    Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х, благода́рственная воспису́ем Ти́ раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́:

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    И́кос 1.

    А́нгел предста́тель с Небесе́ по́слан бы́сть рещи́ Богоро́дице: ра́дуйся, и со безпло́тным гла́сом воплоща́ема Тя́ зря́, Го́споди, ужаса́шеся и стоя́ше, зовы́й к Не́й такова́я:

    Ра́дуйся, Е́юже ра́дость возсия́ет; ра́дуйся, Е́юже кля́тва исче́знет.

    Ра́дуйся, па́дшаго Ада́ма воззва́ние; ра́дуйся, сле́з Е́виных избавле́ние.

    Ра́дуйся, высото́ неудобовосходи́мая челове́ческими по́мыслы; ра́дуйся, глубино́ неудобозри́мая и а́нгельскима очи́ма.

    Ра́дуйся, я́ко еси́ Царе́во седа́лище; ра́дуйся, я́ко но́сиши Нося́щаго вся́.

    Ра́дуйся, Звездо́, явля́ющая Со́лнце; ра́дуйся, утро́бо Боже́ственнаго воплоще́ния.

    Ра́дуйся, Е́юже обновля́ется тва́рь; ра́дуйся, Е́юже покланя́емся Творцу́.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 2.

    Ви́дящи Свята́я Себе́ в чистоте́, глаго́лет Гаврии́лу де́рзостно: пресла́вное твоего́ гла́са неудобоприя́тельно души́ Мое́й явля́ется: безсе́меннаго бо зача́тия рождество́ ка́ко глаго́леши, зовы́й: Аллилу́иа.

    И́кос 2.

    Ра́зум недоразумева́емый разуме́ти Де́ва и́щущи, возопи́ к служа́щему: из боку́ чи́сту, Сы́ну ка́ко е́сть роди́тися мо́щно, рцы́ Ми́? К Не́йже о́н рече́ со стра́хом, оба́че зовы́й си́це:

    Ра́дуйся, сове́та неизрече́ннаго Таи́ннице; ра́дуйся, молча́ния прося́щих ве́ро.

    Ра́дуйся, чуде́с Христо́вых нача́ло; ра́дуйся, веле́ний Его́ глави́зно.

    Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная, Е́юже сни́де Бо́г; ра́дуйся, мо́сте, преводя́й су́щих от земли́ на не́бо.

    Ра́дуйся, А́нгелов многослову́щее чу́до; ра́дуйся, бесо́в многоплаче́вное пораже́ние.

    Ра́дуйся, Све́т неизрече́нно роди́вшая; ра́дуйся, е́же ка́ко, ни еди́наго же научи́вшая.

    Ра́дуйся, прему́дрых превосходя́щая ра́зум; ра́дуйся, ве́рных озаря́ющая смы́слы.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 3.

    Си́ла Вы́шняго осени́ тогда́ к зача́тию Браконеиску́сную, и благопло́дная Тоя́ ложесна́, я́ко село́ показа́ сла́дкое, все́м хотя́щим жа́ти спасе́ние, внегда́ пе́ти си́це: Аллилу́иа.

    И́кос 3.

    Иму́щи Богоприя́тную Де́ва утро́бу, востече́ ко Елисаве́ти: младе́нец же о́ноя а́бие позна́в Сея́ целова́ние, ра́довашеся, и игра́ньми я́ко пе́сньми вопия́ше к Богоро́дице:

    Ра́дуйся, о́трасли неувяда́емыя розго́; ра́дуйся, Плода́ безсме́ртнаго стяжа́ние.

    Ра́дуйся, Де́лателя де́лающая Человеколю́бца; ра́дуйся, Сади́теля жи́зни на́шея ро́ждшая.

    Ра́дуйся, ни́во, растя́щая гобзова́ние щедро́т; ра́дуйся, трапе́зо, нося́щая оби́лие очище́ния.

    Ра́дуйся, я́ко ра́й пи́щный процвета́еши; ра́дуйся, я́ко приста́нище душа́м гото́виши.

    Ра́дуйся, прия́тное моли́твы кади́ло; ра́дуйся, всего́ ми́ра очище́ние.

    Ра́дуйся, Бо́жие к сме́ртным благоволе́ние; ра́дуйся, сме́ртных к Бо́гу дерзнове́ние.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 4.

    Бу́рю вну́трь име́я помышле́ний сумни́тельных, целому́дренный Ио́сиф смяте́ся, к Тебе́ зря́ небра́чней, и бракоокра́дованную помышля́я, Непоро́чная; уве́дев же Твое́ зача́тие от Ду́ха Свя́та, рече́: Аллилу́иа.

    И́кос 4.

    Слы́шаша па́стырие А́нгелов пою́щих плотско́е Христо́во прише́ствие, и те́кше я́ко к Па́стырю ви́дят Сего́ я́ко а́гнца непоро́чна, во чре́ве Мари́ине упа́сшася, Ю́же пою́ще ре́ша:

    Ра́дуйся, А́гнца и Па́стыря Ма́ти; ра́дуйся, дво́ре слове́сных ове́ц.

    Ра́дуйся, неви́димых враго́в муче́ние; ра́дуйся, ра́йских две́рей отверзе́ние.

    Ра́дуйся, я́ко небе́сная сра́дуются земны́м; ра́дуйся, я́ко земна́я сликовству́ют небе́сным.

    Ра́дуйся, апо́столов немо́лчная уста́; ра́дуйся, страстоте́рпцев непобеди́мая де́рзосте.

    Ра́дуйся, тве́рдое ве́ры утвержде́ние; ра́дуйся, све́тлое благода́ти позна́ние.

    Ра́дуйся, Е́юже обнажи́ся а́д; ра́дуйся, Е́юже облеко́хомся сла́вою.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 5.

    Боготе́чную звезду́ узре́вше волсви́, тоя́ после́доваша зари́, и я́ко свети́льник держа́ще ю́, то́ю испыта́ху кре́пкаго Царя́, и дости́гше Непостижи́маго, возра́довашася, Ему́ вопию́ще: Аллилу́иа.

    И́кос 5.

    Ви́деша о́троцы халде́йстии на руку́ Деви́чу Созда́вшаго рука́ми челове́ки, и Влады́ку разумева́юще Его́, а́ще и ра́бий прия́т зра́к, потща́шася дарми́ послужи́ти Ему́, и возопи́ти Благослове́нней:

    Ра́дуйся, Звезды́ незаходи́мыя Ма́ти; ра́дуйся, заре́ та́инственнаго дне́.

    Ра́дуйся, пре́лести пе́щь угаси́вшая; ра́дуйся, Тро́ицы таи́нники просвеща́ющая.

    Ра́дуйся, мучи́теля безчелове́чнаго измета́ющая от нача́льства; ра́дуйся, Го́спода Человеколю́бца показа́вшая Христа́.

    Ра́дуйся, ва́рварскаго избавля́ющая служе́ния; ра́дуйся, тиме́ния изыма́ющая де́л.

    Ра́дуйся, огня́ поклоне́ние угаси́вшая; ра́дуйся, пла́мене страсте́й изменя́ющая.

    Ра́дуйся, ве́рных наста́внице целому́дрия; ра́дуйся, все́х родо́в весе́лие.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 6.

    Пропове́дницы богоно́снии, бы́вше волсви́, возврати́шася в Вавило́н, сконча́вше Твое́ проро́чество, и пропове́давше Тя́ Христа́ все́м, оста́виша И́рода я́ко буесло́вна, не ве́дуща пе́ти: Аллилу́иа.

    И́кос 6.

    Возсия́вый во Еги́пте просвеще́ние и́стины, отгна́л еси́ лжи́ тьму́: и́доли бо его́, Спа́се, не терпя́ще Твоея́ кре́пости, падо́ша, си́х же изба́вльшиися вопия́ху к Богоро́дице:

    Ра́дуйся, исправле́ние челове́ков; ра́дуйся, низпаде́ние бесо́в.

    Ра́дуйся, пре́лести держа́ву попра́вшая; ра́дуйся, и́дольскую ле́сть обличи́вшая.

    Ра́дуйся, мо́ре, потопи́вшее фарао́на мы́сленнаго; ра́дуйся, ка́меню, напои́вший жа́ждущия жи́зни.

    Ра́дуйся, о́гненный сто́лпе, наставля́яй су́щия во тьме́; ра́дуйся, покро́ве ми́ру, ши́рший о́блака.

    Ра́дуйся, пи́ще, ма́нны прие́мнице; ра́дуйся, сла́дости святы́я служи́тельнице.

    Ра́дуйся, земле́ обетова́ния; ра́дуйся, из нея́же тече́т ме́д и млеко́.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 7.

    Хотя́щу Симео́ну от ны́нешняго ве́ка преста́витися преле́стнаго, вда́лся еси́ я́ко младе́нец тому́, но позна́лся еси́ ему́ и Бо́г соверше́нный. Те́мже удиви́ся Твое́й неизрече́нней прему́дрости, зовы́й: Аллилу́иа.

    И́кос 7.

    Но́вую показа́ тва́рь, я́влься Зижди́тель на́м от Него́ бы́вшим, из безсе́менныя прозя́б утро́бы, и сохрани́в Ю́, я́коже бе́, нетле́нну, да чу́до ви́дяще, воспои́м Ю́, вопию́ще:

    Ра́дуйся, цве́те нетле́ния; ра́дуйся, ве́нче воздержа́ния.

    Ра́дуйся, воскресе́ния о́браз облиста́ющая; ра́дуйся, а́нгельское житие́ явля́ющая.

    Ра́дуйся, дре́во светлоплодови́тое, от него́же пита́ются ве́рнии; ра́дуйся, дре́во благосенноли́ственное, и́мже покрыва́ются мно́зи.

    Ра́дуйся, во чре́ве нося́щая Изба́вителя плене́нным; ра́дуйся, ро́ждшая Наста́вника заблу́ждшим.

    Ра́дуйся, Судии́ пра́веднаго умоле́ние; ра́дуйся, мно́гих согреше́ний проще́ние.

    Ра́дуйся, оде́ждо наги́х дерзнове́ния; ра́дуйся, любы́, вся́кое жела́ние побежда́ющая.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 8.

    Стра́нное рождество́ ви́девше, устрани́мся ми́ра, у́м на небеса́ прело́жше: сего́ бо ра́ди высо́кий Бо́г на земли́ яви́ся смире́нный челове́к, хотя́й привлещи́ к высоте́ Тому́ вопию́щия: Аллилу́иа.

    И́кос 8.

    Ве́сь бе́ в ни́жних и вы́шних ника́коже отступи́ неопи́санное Сло́во: снизхожде́ние бо Боже́ственное, не прехожде́ние же ме́стное бы́сть, и рождество́ от Де́вы Богоприя́тныя, слы́шащия сия́:

    Ра́дуйся, Бо́га невмести́маго вмести́лище; ра́дуйся, честна́го та́инства две́ри.

    Ра́дуйся, неве́рных сумни́тельное слы́шание; ра́дуйся, ве́рных изве́стная похвало́.

    Ра́дуйся, колесни́це пресвята́я Су́щаго на Херуви́мех; ра́дуйся, селе́ние пресла́вное Су́щаго на Серафи́мех.

    Ра́дуйся, проти́вная в то́жде собра́вшая; ра́дуйся, де́вство и рождество́ сочета́вшая.

    Ра́дуйся, Е́юже разреши́ся преступле́ние; ра́дуйся, Е́юже отве́рзеся ра́й.

    Ра́дуйся, ключу́ Ца́рствия Христо́ва; ра́дуйся, наде́ждо бла́г ве́чных.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 9.

    Вся́кое естество́ а́нгельское удиви́ся вели́кому Твоего́ вочелове́чения де́лу; непристу́пнаго бо я́ко Бо́га, зря́ше все́м присту́пнаго Челове́ка, на́м у́бо спребыва́юща, слы́шаща же от все́х: Аллилу́иа.

    И́кос 9.

    Вети́я многовеща́нныя, я́ко ры́бы безгла́сныя ви́дим о Тебе́, Богоро́дице, недоумева́ют бо глаго́лати, е́же ка́ко и Де́ва пребыва́еши, и роди́ти возмогла́ еси́. Мы́ же, та́инству дивя́щеся, ве́рно вопие́м:

    Ра́дуйся, прему́дрости Бо́жия прия́телище, ра́дуйся, промышле́ния Его́ сокро́вище.

    Ра́дуйся, любому́дрыя нему́дрыя явля́ющая; ра́дуйся, хитрослове́сныя безслове́сныя облича́ющая.

    Ра́дуйся, я́ко обуя́ша лю́тии взыска́теле; ра́дуйся, я́ко увядо́ша баснотво́рцы.

    Ра́дуйся, афине́йская плете́ния растерза́ющая; ра́дуйся, ры́барския мре́жи исполня́ющая.

    Ра́дуйся, из глубины́ неве́дения извлача́ющая; ра́дуйся, мно́ги в ра́зуме просвеща́ющая.

    Ра́дуйся, кораблю́ хотя́щих спасти́ся; ра́дуйся, приста́нище жите́йских пла́ваний.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 10.

    Спасти́ хотя́ ми́р, И́же все́х Украси́тель, к сему́ самообетова́н прии́де, и Па́стырь сы́й, я́ко Бо́г, на́с ра́ди яви́ся по на́м челове́к: подо́бным бо подо́бное призва́в, я́ко Бо́г слы́шит: Аллилу́иа.

    И́кос 10.

    Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и все́м к Тебе́ прибега́ющим: и́бо небесе́ и земли́ Творе́ц устро́и Тя́, Пречи́стая, все́лься во утро́бе Твое́й, и вся́ приглаша́ти Тебе́ научи́в:

    Ра́дуйся, сто́лпе де́вства; ра́дуйся, две́рь спасе́ния.

    Ра́дуйся, нача́льнице мы́сленнаго назда́ния; ра́дуйся, пода́тельнице Боже́ственныя бла́гости.

    Ра́дуйся, Ты́ бо обнови́ла еси́ зача́тыя сту́дно; ра́дуйся, Ты́ бо наказа́ла еси́ окра́денныя умо́м.

    Ра́дуйся, тли́теля смы́слов упражня́ющая; ра́дуйся, Се́ятеля чистоты́ ро́ждшая.

    Ра́дуйся, черто́же безсе́меннаго уневе́щения; ра́дуйся, ве́рных Го́сподеви сочета́вшая.

    Ра́дуйся, до́брая младопита́тельнице де́вам; ра́дуйся, невестокраси́тельнице ду́ш святы́х.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 11.

    Пе́ние вся́кое побежда́ется, спростре́тися тща́щееся ко мно́жеству мно́гих щедро́т Твои́х: равночи́сленныя бо песка́ пе́сни а́ще прино́сим Ти́, Царю́ Святы́й, ничто́же соверша́ем досто́йно, я́же да́л еси́ на́м, Тебе́ вопию́щим: Аллилу́иа.

    И́кос 11.

    Светоприе́мную свещу́, су́щим во тьме́ я́вльшуюся, зри́м Святу́ю Де́ву, невеще́ственный бо вжига́ющи о́гнь, наставля́ет к ра́зуму Боже́ственному вся́, заре́ю у́м просвеща́ющая, зва́нием же почита́емая, си́ми:

    Ра́дуйся, луче́ у́мнаго Со́лнца; ра́дуйся, свети́ло незаходи́маго Све́та.

    Ра́дуйся, мо́лние, ду́ши просвеща́ющая; ра́дуйся, я́ко гро́м враги́ устраша́ющая.

    Ра́дуйся, я́ко многосве́тлое возсиява́еши просвеще́ние; ра́дуйся, я́ко многотеку́щую источа́еши реку́.

    Ра́дуйся, купе́ли живопису́ющая о́браз; ра́дуйся, грехо́вную отъе́млющая скве́рну.

    Ра́дуйся, ба́не, омыва́ющая со́весть; ра́дуйся, ча́ше, че́рплющая ра́дость.

    Ра́дуйся, обоня́ние Христо́ва благоуха́ния; ра́дуйся, животе́ та́йнаго весе́лия.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 12.

    Благода́ть да́ти восхоте́в, долго́в дре́вних, все́х долго́в Реши́тель челове́ком, прии́де Собо́ю ко отше́дшим Того́ благода́ти, и раздра́в рукописа́ние, слы́шит от все́х си́це: Аллилу́иа.

    И́кос 12.

    Пою́ще Твое́ Рождество́, хва́лим Тя́ вси́, я́ко одушевле́нный хра́м, Богоро́дице: во Твое́й бо всели́вся утро́бе содержа́й вся́ руко́ю Госпо́дь, освяти́, просла́ви и научи́ вопи́ти Тебе́ все́х:

    Ра́дуйся, селе́ние Бо́га и Сло́ва; ра́дуйся, свята́я святы́х бо́льшая.

    Ра́дуйся, ковче́же, позлаще́нный Ду́хом; ра́дуйся, сокро́вище живота́ неистощи́мое.

    Ра́дуйся, честны́й ве́нче люде́й благочести́вых; ра́дуйся, честна́я похвало́ иере́ев благогове́йных.

    Ра́дуйся, це́ркве непоколеби́мый сто́лпе; ра́дуйся, Ца́рствия неруши́мая стено́.

    Ра́дуйся, Е́юже воздви́жутся побе́ды; ра́дуйся, Е́юже низпа́дают врази́.

    Ра́дуйся, те́ла моего́ врачева́ние; ра́дуйся, души́ моея́ спасе́ние.

    Ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

    Конда́к 13.

    О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая все́х святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти все́х, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа.

    Этот, конда́к чита́ется три́жды, зате́м и́кос 1-й и конда́к 1-й.

    Текст молитвы

    Старорусская икона Божией Матери молитва — текст, который читают с просьбой о помощи. Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений. Благодать Божия — это чудеса, которые совершаются ежедневно с нами. Поэтому молитесь

    «Милость Твоя, о Царица Небесная, помочь может от любой напасти — и смертной, и людской. Ты рождением Спасителя нашего закончила наши греховные мучения и подарила жизнь вечную. Услышь просьбы мои и передай их Всевышнему, о Святая Владычица. Пусть снизойдет с неба благодать Твоя на жизни погибающих. О, Богоматерь, Ты единственная надежда отчаявшихся людей. Спаси и сохрани, да пусть недоброжелатели не вздумают ничего плохого. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

    «О Надежда всех стран земных, Пречистая Дева Богородица, Утешение и Отрада наша! Не отвернись от нас, грешных, ведь мы уповаем на Твою милость. Погаси пламя наших грехов и дождем покаяния смягчи высохшие в грехах наши сердца, ум же наш очисти от мыслей беззаконных.

    Прими просьбы, которые со вздохом молитвенным из глубины душ и сердце наших мы Тебе приносим. Будь вновь Ходатаицей о нас перед Сыном Твоим и Богом нашим, избавь нас от гнева Его Материнскими молитвами Твоими.

    Укрепи в нас Православную веру, дай нам дух страха Божия, любви, смирения и терпения. Исцели наши душевные и телесные раны, успокой бурю нападений злых врагов и недоброжелателей. Сними с нас бремя грехов наших, не дай нам погибнуть окончательно. Подай нам Твою милость и Твое благословение святое даруй всем стоящим перед иконой Твоей и молящимся, будь с нами, подавая по молитвам нашим отраду и утешение, помощь и заступничество, чтобы мы все славили Тебя до последнего нашего вздоха. Аминь».

    «Богородица Старорусская” – одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь «Знамение” и «Тихвинская” не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году – 18 сентября (1 октября).

    Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
    Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.


    Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
    Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
    Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно крестным ходом внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
    После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *