На рождение младенца

  • Молитвы жене в 1-й день рождения отрочати ея
  • Молитва во еже назнаменати отроча в 8-ой день рождения
  • Молитвы жене родительнице по 40 днех, и во еже воцерковляти отроча
  • Молитва жене, егда извергнет отроча (при выкидыше)

Крещение и Миропомазание

  • Правила свв. Апостол и свв. Отец, о святом Крещении
  • Молитва во еже сотворити оглашенного
  • Последование святого Крещения
  • Последование святого Миропомазания
  • Увещание от иерея к восприемнику, по крещении младенца
  • Чин омовения отрочате, егда приносят его в церковь во осьмой день
  • Молитвы на пострижение власов младенца

Исповедь

  • Предисловие и сказание, о еже какову подобает бытии духовнику
  • Увещевание прежде исповедания ко кающемуся
  • Последование исповедания
  • Увещевания от духовника по исповеди

Обручение и венчание

  • Последование обручения
  • Последование венчания
  • Поучение от иерея к новобранцам
  • Молитва на разрешение венцев в 8-ой день
  • Главизна Никифора патриарха Константинопольского о двоеобрачных
  • Последование о двоебрачном

Елеосвящение или соборование

  • Последование святаго елея, сиречь молитвомаслия, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому
  • Чин, егда случится вскоре больному дати причастие

Водоосвящение

  • Последование малого освящения воды
  • Последование великаго освящения воды

Пострижение в монашество

  • Последование во одеяние рясы и камилавки (клобука) (Пострижение в рясофорного монаха)
  • Последование малыя схимы, сиречь мантии
  • Последование великаго и ангельскаго образа

Погребение

  • Последование исходное (погребения мирских человек)
  • Последование исходное монахов
  • Указ о провождении усопших на Святую Пасху и во всю Светлую седмицу
  • Последование мертвенное над скончавшимся священником
  • Чин погребения младенческаго

При осквернении храмов, колодцев, сосудов и проч.

  • Чин бываемый, аще случится чесому скверному яковомулюбо впасти в кладязь водный
  • Чин бываемый, аще случится чесому скверному впасти в сосуд вина, или елеа, или меда, или чесого инаго
  • Молитва над сосудом оскверншеюся
  • Молитва над пшеницею оскверншеюся, или мукою, или видом неким
  • Молитва на отверзение храма, от еретиков осквершагося
  • Молитва на отверзение храма, оскверншаго от языков, еще же и еретиков
  • Молитва, глаголемая во входе на отверзение храма, в немже случится человеку умрети нуждно (и на иные случаи)

Разные молитвы

  • Молитва на основание дому
  • Moлитвa, егда кто имать внити в дом нов
  • Молитва о приносящих начатки овощей
  • Молитва над гумном
  • Молитва над коливом
  • Молитва о сущих в запрещениих
  • Молитва, бываемая прежде еже уснути, о искушающемся во сне
  • Молитва на брань блуда
  • Молитва над разрешаемым от запрещения
  • Молитва о дерзостно кленущихся
  • Молитва о скверноядших
  • Молитва на студныя помыслы
  • Молитва о кающихся
  • Молитва по смерти прощальная
  • Молитва на всякую немощь
  • Молитва о копании кладязя
  • Молитва в насаждении винограда
  • Молитва на обимание винограда
  • Молитва на благословение вина
  • Чин, бываемый на нивaх, или винoгpaдe, или вepтoгpaдe, аще случится вредитися от гадов, или иных видов
  • Молитва над сеянием
  • Молитва еже благословити мрежи
  • Молитва во еже устроити корабль
  • Молитва святых седми отроков, о ниемощием и неспящем
  • Молитва над солию
  • Поучение Иоанна Златоустаго во святый Великий четверток Поучение Иоанна Златоустаго во святую и великую Неделю Пасхи
  • Молитва во еже благословити брашна, мяса, во святую и великую Неделю Пасхи
  • Молитва, еже благословити сыр и яица
  • Молитва о храмине, стужаеме от злых духов
  • Молитва во еже благословити стадо
  • Молитва молебная на всякую литию
  • Молитва благословити ваия в Неделю Ваий
  • Молитва во причащение гроздия в 6-й день августа
  • Молитва во обновление Божия храма
  • Молитва умиревающая во вражде сущих

Разные последования

  • Последование на сыноположение (усыновление)
  • Последование над пещию
  • Последование, егда приходит отроча учитися Священным Писанием: и о отроцех неудобоучащихся
  • Последование молебное о немощных, обуреваемых от злых духов нечистых и стужаемых
  • Чин бываемый на разлучение души от тeлa, внегда человек долго страждет
  • Последование божественнаго и священнаго умовения
  • Последование святыя Пентикостии Последование молебнов в различныя литии
  • Канон молебный ко Пресвятей Богородице поемый во всякой скорби душевней и обстоянии
  • О возвышении панагии, егда кто хощет отыти на службу
  • Канон молебный ко Пресвятей Богородице во исповедание грешника
  • Последование Мефодия, патриарха Константинопольскаго о различных лицах и вoзpacтeх, от отвержения к православней и истинней вере обращающихся
  • Молитвы очистительныя от отвержения ко истинней вере обращающемуся
  • Последование о священнице, во сне искусившемся
  • Последование к братотворению духовному
  • Последование, егда крест творит священник на страсть недуга, со святым копием

Указания при обращении в православие иноверцев

  • Изложение, о еже како подобает приимати от иудеов приступающаго к вере христианстей. Образ отрицания сарацынскаго
  • Чин, како приимати к православней вере приходящих, иже измлада воспитани быша вне православныя церкви
  • Чин, еже како миром помазати к православней вере приходящих, и церкви соборной соединяющихся

Последование и молитвы в бедствиях

  • Последование в бездождие
  • Последование во время безведрия, егда дождь многий безгодно идёт
  • Канон в страх труса (при землетрясении)
  • Канон Пресвятей Троице в прещение губительныя немощи
  • Молитва иная в губительный недуг
  • Молитва глаголемая к Богу во время губительства и глада
  • Молитва на прещение громов и молний
  • Молитва от злорастворений ветров и бури морския
  • Последование в нашествии варвар (во время брани против супостатов)
  • Молитва о ИМПЕРАТОРЕ, и о воинстве ЕГО

Освящение храма, водружение креста

  • Чин бываемый на основание храма, и о водружении креста
  • Указ о храмех, внегда святити, или не святити
  • Служба на обновление храма (священия церкве)

Номоканон, сиречь, законоправильник

Сословие имен по алфавиту

***

Большой Требник по своему содержанию делится на две части.

В первой части изложены молитвословия и священнодействия, совершаемые Православной Церковью при обстоятельствах, бывающих в жизни всех или большей части христиан. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.
Требник начинается молитвой, которой Святая Церковь принимает младенца при его рождении — молитвой жене в первый день рождения младенца. После этого следуют молитвы наречения имени новорожденному младенцу, молитвы жене-родильнице после 40 дней и чин воцерковления младенца. Далее в Требнике излагаются чинопоследования и самые священнодействия пяти таинств (кроме таинств Евхаристии и Священства). В случае тяжкой болезни в Требнике дан чин приобщения Святых Таин больного на дому. Наконец, Святая Церковь призывает благословение на воду, которой, по молитвам Церкви, сообщается действенная сила на душевную и телесную пользу верующих — в Требнике есть чин последования малого и великого освящения воды.
Посвятивших себя в девстве (в монашестве) на служение Богу Церковь напутствует соответствующими наставлениями и молитвословиями; для этого в Большом Требнике находятся последования одеяния рясы (рясофора), малой и великой схимы.
После этих последований в Требнике излагаются последования об умерших: погребения мирских человек, монахов, священников, младенцев и чин погребения на Пасху.
Этим заканчивается первая часть Требника.

Вторая часть Большого Требника содержит в себе, главным образом, молитвословия на разную потребу, а именно: на освящение вещей, зданий, овощей, молитвы при начале труда, при благословении яств на Пасху, последование о учении отроков; молитвословия об отгнании злых духов, затем последования, относящиеся к общественному богослужению: чин умовения ног в Великий Четверг и чин вечерни в день Пятидесятницы, молебные пения на разные случаи, чин присоединения к Православию и чины на освящение храмов (священником) и, наконец, Номоканон. В приложении помещены месяцеслов и в алфавитном порядке имена святых.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате djvu.

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

По обычнем начале глаголем:

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи. Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.

Святыи Боже. Святыи Крепкии, Святыи безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклоны три).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша: Владыко, прости беззакония наша: Святыи, посети и исцели немощи наша, имене твоего ради.

Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш, Иже еси на небесах. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущныи даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукаваго.

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас.

Аминь.

Господи помилуй 12. Слава, и ныне.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Псалом 50/>

Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, И по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих, и победиши внегда судити. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушено и смирено Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.

Псалом 69/>

Боже, в помощь мою воньми. Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою. Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благо же, благо же. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе, вси ищущии Тебе, Боже, и глаголют выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищь есмь и убог, Боже помози ми. Помощник мой, и Избавитель мой еси Ты Господи, не закосни.

Псалом 142/>

Господи, услышы молитву мою, внуши моление мое воистине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живыи. Яко погна враг душу мою, и смирил есть в земли живот мой. Посадил мя есть в темных, яко мертвыя веку и уны во мне дух мой, во Мне смутися сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих. и в делех руку Твоею поучахся, воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благии наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя (поклон), кланяемтися, славословим Тя (поклон), благодарим Тя великия ради славы Твоея (поклон). Господи Царю небесныи, Боже Отче Вседержителю, и Господи Сыне Единородныи Исусе Христе, и Святыи Душе: Господи Боже, Агньче Божии, Сыне Отечь, вземляи грехи мiра, помилуй нас. Вземляи грехи мiра. приими молитвы наша. Седяи одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты един свят, Ты един Господь Исус Христос, в славу Богу Отцу, аминь. На всяку нощь благословлю Тя, и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Господи, Прибежище бысть нам, в род и род. Аз рех: Господи, помилуи мя и исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко от Тебе есть источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя. Сподоби Господи, в нощь сию без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим. Благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твоя во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение. Тебе слава подобает: Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Исповедание православныя веры, перваго Собора (перекрестись без поклона):

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася.

Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена.

И воскресшаго в третии день по писаниих.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца.

Втораго собора:

И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

И во едину святую соборную и апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвым.

И жизни будущаго века. Аминь.

Посем, канон Пресвятей Богородице, во октаи гласу или ин, по уставу. В келиях глаголем канон Пресвятей Богородице, творение Феофаново, глас 8.

Песнь 1/>

Ирмос: Воду прошед, яко по суху, из египетска зла избежав. Израильтянин вопияше: Избавителю Богу нашему поем.

Запев: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас (поклон).

Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю, спасении искии, О! Мати Слову и Дево, от лютых и нужных мя спаси.

Запев.

Страстей мя смущают прилози, и многия печали исполняют ми душу; умири Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава: Спаса рождшую Тя и Бога, молю Девице избавити мя от лют. К Тебе бо ныне прибегаю, простирая душу и помышление.

И ныне: В скорби мя суща и в тузе, посещения божественаго промышления, еже от Тебе сподоби, едина Богомати, яко блага, Благому же Родительнице.

Песнь 3/>

Ирмос: Небесному кругу, Верхотворче Господи, и церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей, желанием сыи край, и верным утвержение, едине Человеколюбче.

Запев.

Заступление и покров жизни моей положих Тя, Богородительнице Дево, Ты мене окорми к пристанищу Своему, благим виновна, и верным утвержение, едина всепетая.

Запев.

Молю Девице, душевное смущение, и печали бурю разорити ми. Ты бо, Богоневестная, Начальника тишине Христа родила еси, едина Пречистая.

Слава: Благодетеля рождьши добрым виновнаго, благодеяния богатство всем источи. Вся бо можеши яко сильна в крепости, Христа рождьши, Богоблаженная.

И ныне: Лютыми недуги, и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози, исцелением бо неоскудно Тя знаю сокровище, некрадомо и неиздаемо.

Господи помилуй (трижды).

Слава, и ныне:

Седален, глас 8/>

Яко Всенепорочная Невесто Творцу, яко Неискусомужная Мати Избавителя, приятелище яко сущи Утешителя всепетая, беззаконию мя суща скверно жилище и бесом игралище в разуме бывша, потщися сих злодействия мя избавити, светло жилище добродетельми соделавши, светодательная и нетленная, разжени.

Песнь 4/>

Ирмос: Услышах Господи, смотрения Твоего таиньство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Запев.

Страстей моих смущение, яже кормчию рождьши Господа, бурю утиши моих прегрешении, Богоневестная.

Запев.

Милосердия бездну призывающу Твою подаждь ми, яже благосердаго рождьши, и Спаса всем поющим Тя.

Слава: Надежу и утверждение, и спасения стену недвижиму, стяжавше Тя Всенепорочная, злолютых всех избавляемся.

И ныне: На одре болезни моея греховне слежаща мя, яко человеколюбива, помози ми Богородице, Мати присно Дево.

Песнь 5/>

Ирмос: Просвети нас повелением Си Господи, и мышцею высокою Твоего мира подаждь нам, Едине Человеколюбче.

Запев.

Исполни Чистая, веселия живота нашего, Твою нетленную дающи радость, веселия рождьши сущаго Вину.

Запев.

Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождьши избавление, и мира всяк ум преимущаго.

Слава: Разреши мглу прегрешении моих, Богоневесто, светом Твоея светлости, яже Свет рождьшая Божественыи и Превечныи.

И ныне: Исцели Чистая, души моея неможение посещением Си убеждьшися, и здравие мольбами Си подаждь ми.

Песнь 6/>

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печаль мою, яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися. Но молюся яко Иона: от тли, Боже мой, возведи мя.

Запев.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам ся издав на смерть, тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Своего, врагов злодействия мя избавити.

Запев.

Заступницу Тя животу свем, и хранительницу тверду Девице, напастей решащу молвы, и налоги бесом отгонящу. И молюся всегда, страстей мя избавити, Всенепорочная.

Слава: Яко стену и прибежище стяжахом, и душам Тя совершеное спасение, и пространство в скорбех Отроковице, и светом Ти присно радуемся, О! Владычице, ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне: На одре ныне немощию низлежу, и несть исцеления плоти моей. Но яже Бога и Спаса мiру, и Избавителя недугом рождьшая, Тебе молюся благой: от истлення болезней востави мя.

Господи помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

Кондак, глас 6/>

Заступнице християном непостыдная, Ходатаице ко Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти: Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно, Богородице, чтущих Тя.

Икос. Простри длани Свои, имаже всех Владыку, яко Младенца прият, за множество благости, не остави нас всегда надеющихся на Тя. Бодреною Си молитвою, и неисчетною простынею ущедри нас, и подаждь душам нашим милосердие Свое во веки источающи. Тебе бо имамы грешнии заступницу, от находящих на ны бед и зол. Но яко имущи милосердия щедроты, ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Песнь 7/>

Ирмос: Иже от Июдеи дошедше отроцы в Вавилон древле, верою утвержении, пламень пещныи попраша глаголюще: отец наших Боже, благословен еси.

Запев.

Наше спасение якоже восхотел, Спасе, устроити, во чрево Девыя вселися, юже мiру Заступницу показа. Отец наших Боже, благословен еси.

Запев.

Волителя милости, Егоже роди Мати, ныне умоли, избавити мя от прегрешении и душевныя скверны, Сыну Твоему зовуща: отец наших Боже, благословен еси.

Слава: Сокровище спасения, и источник нетления, Тебе рождьшую, столп утвержения, и дверь покаяния, вопиющим показа: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: Телесныя недуги, и душевныя грехи, Богородительнице, любовию приступающим к крову Твоему Девице, испелити сподоби, яже Спаса Христа нам рождьшая.

Песнь 8/>

Ирмос: Царя Небесного, Его же поют вои ангельстии, хвалите, и превозносите Его во веки.

Запев.

Помощи яже от Тебе требующия, не презри Дево, поющия и превозносящия Христа во веки.

Запев.

Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни Дево, яко да Тя поем, и превозносим Чистую во веки.

Слава: Исцелением богатство изливаеши, верно поющим Тя Девице, и превозносящим Христа во веки.

И ныне: Напастныя Ты прилоги отгоняеши, и страстныя находы Дево, яко да Тя поем и превозносим Чистую во веки.

Песнь 9/>

Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедающе, спасении Тобою, Девице Чистая, с небесными вои Тя величаем.

Запев (поклон)

Тока слез моих не отвратися, яже от всякаго лица вся слезы отъемшаго, Девице, Христа рождьшая.

Запев.

Радости мое сердце исполни Дево, яже радости приемши исполнение, греховную печаль потребляющи.

Слава: Света Твоего зарями просвети Дево, мрак неведения отгонящи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.

И ныне: В место озлобления, немощи низлежащаго, Дево исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

По каноне же, Достойно есть… Трисвятое. И по Отче наш… Молитва Исусова. Тропарь дню и святому, его же есть храм. Аще ли храм Христов, или Богородицы, глаголи преже храму.

Таже: Боже отец наших, творяи присно с нами по Твоему смотрению, не отстави милости Твоея от нас, но тех молитвами, во смирении устрои живот наш.

Ин тропарь, глас той же: Иже во всем мiре мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Слава: Со святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная.

И ныне: Молитвами Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам, и помилуй нас, яко един Щедр.

Аще в пяток вечер, глаголются тропари сия: Апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии, иже добре подвиг скончавше, и веру соблюдше, дерзновение имуще ко Спасу, молим, вы, о нас Того молите яко Блага, спасти душа наша.

Таже тропарь, его же церковь.

Слава: Со святыми покой.

И ныне, кондак, глас 8. Яко начатки естества Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами, во смирении глубоце церковь Свою, и град Свой, Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.

Аще ли господьскии праздник, или нарочитаго святаго, глаголем кондак его. Господи помилуй, 40.

Таже, молитва Великаго Василия: Иже на всяко время, и на всяк час, на небеси и на земли, покланяемыи и славимыи, Боже Благии, долготерпеливе и многомилостиве, Иже праведники любя, и грешных милуя, Иже всех зовыи ко спасению, обещания ради будущих благ; сам Господи, приими молитвы наша в час сей, и в благости исправи живот наш, к заповедем Твоим. Душа наша освяти, и телеса очисти, помышления исправи, и мысли очисти, разум уцеломудри, и истрезви, и избави нас от всякия скорби, зол и болезней, и душевных страстей. И огради нас святыми ангелы Твоими, яко да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем во единство веры, и в разум неприкосновенныя Ти славы, яко благословен еси во веки, аминь.

Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую херувим…

Именем Господним благослови, отче.

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.

Молитва Пресвятей Богородице, святаго Великаго Василия: Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком, преславным Си Рожеством соединивши. И падшее естество рода нашего, небесным совокупльши. Яже ненадежным едина надежда, и побеждаемым Помощница. Готовое заступление к Тебе прибегающим, и всем християном прибежище, не гнушайся мене грешнаго и сквернаго. Иже скверными помыслы и словесы, и делы и деяньми, всего себе непотребна сотворша, и сластем уныния, и лености нравом раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен, приносимое Тебе моление. И Своего Сына и нашего Владыку и Господа, матерним Си дерзновением объемши умоли, яко да отверзет и мне человеколюбное милосердие Своея благости. И презрев, моя безчисленая прегрешения, обратит мя на покаяние. И Своим заповедем делателя искусна явит мя. Предстани ми присно милостивая, и милосердая и человеколюбивая в настоящей сей жизни, теплая Предстательнице и Помощнице, сопротивных полки отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего, окаянную ми душу соблюдающи, и темныя образы лукавых бесов, далече от нея отревающи. В страшныи же день праведнаго суда, вечныя мя избавляющи муки. И неизреченней славе Твоего Сына и Бога нашего, наследника мя показающи. Ея же да улучу, Владычице моя Пресвятая Богородице, Твоего ради ходатайства и заступления, благодатию и человеколюбием, единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Ему же подобает всяка слава, честь и покланяние, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Молитва святаго Антиоха мниха: Даждь нам Владыко, на сон грядущим, покой души и телу, и сохрани нас от мрачнаго сна греховнаго, и всякаго темнаго и нощнаго сладострастия. Утиши стремление страстем, и угаси телесное разжжение, и стрелы лукаваго, яже на ны лукавно движимыя, и востания плоти нашея утоли, и всяко земное и вещное мудрование успи. И даруй нам Боже, бодр ум и целомудр помысл, сердце трезвящеся, сон легок, и всякаго сатанина мечтания неискусен. Востави же нас во время молитвы, утвержены в заповедех Твоих. И память судеб Твоих в себе выну имуща. И всенощное славословие нам даруй, пети и благословити и славити, пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.

Преславная и присно Дево Богородице Марие, Мати Христа Бога нашего, приими молитвы наша, и принеси я Сыну Своему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради душа наша.

Упование нам Бог, и прибежище наше Христос, и покровитель нам есть Дух Святыи.

Слава, и ныне. Господи помилуй (дважды), Господи благослови.

И отпуст: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, и преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Таже прошение: Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец, аминь.

Посем вместо ектении глаголем молитву сию: Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон).

В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).

Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).

Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).

Помилуй Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи (поклон).

Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).

Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь (поклон).

Господи помилуй (трижды). И обычные исходные поклоны.

«Вот уже более ста веков Император неподвижно восседает на Золотом Троне Терры. По воле богов он является Повелителем Человечества и правит миллионом миров благодаря мощи своих неисчислимых армий. Он — гниющий полутруп, чьи незримые муки продлеваются загадочными устройствами Тёмной Эры Технологий. Он — разлагающийся властелин Империума, которому каждый день приносят в жертву тысячу душ, чью кровь он пьёт и поедает плоть. На крови и плоти человеческой стоит сам Империум.» – Warhammer 40000, Книга правил (восьмая редакция)

Император Человечества, известный также как Повелитель Человечества, Бог-Император или просто Император — основатель и правитель Империума.

Тысячи лет назад Повелитель Человечества, бессмертный и наделённый божественными силами, вместе с созданными им примархами возглавил Великий крестовый поход и объединил разрозненные миры людей в единое государство — Империум Человечества. Во время Ереси Хоруса Император получил смертельные раны и с тех пор не покидает Золотой Трон на Терре. Он почти утратил способность общаться со своими подданными, но его дух и воля продолжают существовать и поддерживать Астрономикон. Император ведёт борьбу с богами Хаоса в варпе, препятствуя их вторжениям в материальный мир и защищая человечество на всех концах галактики.

Официальным гербом Императора и Империума является аквила. Имперский Культ — религия Империума, поддерживаемая Экклезиархией — выстроен вокруг фигуры Повелителя Человечества как живого божества; верующие по всему Империуму обращают к нему свои молитвы. Культ Механикус почитает его как «Омниссию», Бога-Машину.

История

Повелитель Человечества

Император родился на территории Малой Азии, примерно за девять тысяч лет до н.э. Уже в детстве проявилась его могучая псайкерская сила. Он тайно существовал среди людей, скрывая свои способности. Примерно в начале 30-го тысячелетия Император впервые открыто проявил себя и быстро стал полноправным правителем Терры, объединив её с помощью своих Громовых Воинов — прототипов будущих космодесантников.

Великий крестовый поход

Император разработал план спасения человечества: объединить разрозненные миры людей, рассеянные по галактике и изолированные друг от друга в Эру Раздора. В первые годы Великого крестового похода Повелитель Человечества был на переднем рубеже битв, ведя в бой своих генетически усиленных солдат. С повторным открытием миров и включением их в Империум, он нашёл потерянных примархов, чьи генетические образцы были использованы для стабилизации процесса создания космодесантников.

После триумфа на Улланоре Император вернулся в подземные лаборатории на Терре, чтобы продолжить работу над секретными проектами, включая составление карты Паутины, вход в которую он нашёл (или создал) в своём Дворце. Он оставил своих верных сыновей, примархов, продолжать Великий крестовый поход, даровав лучшему из них, Хорусу, титул Воителя. Император намеренно не объяснил никому, даже Хорусу, чем он собирается заняться после возвращения на Терру; это посеяло первые семена непонимания, которые позднее привели к Ереси Хоруса и последовавшим тёмным временам.

Ересь Хоруса

Великий крестовый поход закончился с событиями Ереси Хоруса, когда Хорус восстал против Императора. Под началом Хоруса девять легионов космодесанта, а также множество полков Имперской Армии были развращены Губительными Силами и развязали галактическую гражданскую войну.

Золотой Трон

Малкадор Сигиллит и Рогал Дорн, примарх легиона Имперских Кулаков, стояли перед грандиозным устройством — Троном Императора. После долгих месяцев ожидания Повелитель Человечества наконец предоставил им аудиенцию. Приказ явиться к Нему оказался своевременным, поскольку совпал с приходом на Терру вестей о катастрофе на Истваане V. Преклонив колено, посетители взглянули на Императора. Тот восседал на огромном кресле, громоздком и напоминающем какую-то машину. Висело оно над колоссальным порталом, с которым соединялось толстыми пучками извивающихся кабелей, проводов и трубок. Вокруг головы неподвижного Повелителя Человечества потрескивали дуговые разряды, веки Его были плотно сжаты. В воздухе стоял резкий запах озона и механизмов. Вся тронная конструкция была исполнена в металле золотого цвета, и гигантские автоматические двери из того же материала перекрывали вход в портал. Занимал он лишь одну стену необъятного, схожего с пещерой, зала главной лаборатории Императора, центра Его исследовательского комплекса — Имперского Подземелья. В этом тайном убежище Повелитель Человечества занимался научными трудами и проверял новые теории. Повсюду в помещении стояли различные агрегаты и объёмистые контейнеры, между которыми виднелись сотни техников и рабочих в красных рясах, занятые множеством дел.

Рогала Дорна охватило восхищение и смятение. Будучи примархом Легионес Астартес, он многое повидал в жизни, но и представить не мог, что подобное место существует на Терре, и уж тем более под Императорским Дворцом. В один лишь этот зал поместились бы пять или шесть полностью экипированных рот Легионес Астартес, а через портал наверняка смог бы пройти, не нагибаясь, титан типа «Гончая». Однако Дорну не удавалось разгадать предназначение комплекса. И что находилось за вратами, ещё одно помещение? Ещё больший зал, наполненный иными технологическими чудесами? Для чего использовалось устройство, с которого не сходил Император? Пока тысячи этих и других вопросов проносились в голове Имперского Кулака, он неотрывно смотрел на отца, словно ища ответов.

«Медленно открыв глаза, Император посмотрел на двух созданий, преклонивших перед ним колени.
В тот же миг молнии, танцующие на его лбу, присмирели, а рёв механизмов утих, сменившись глухим басовитым рокотом.
— Вы здесь. Сделать нужно многое, а время работает против нас, поэтому я буду краток. За этими золотыми дверями лежит обширная сеть туннелей, но отнюдь не обычных. Их выстроила миллионы лет назад раса более древняя, чем наше Солнце. Проходы сии пронизывают не скалу, на которой возведён мой Дворец, но ткань самого Имматериума. Сеть их столь невообразимо огромна и сложна, что её трудно нанести на карту. Благодаря этим загадочным туннелям, однако же, можно в мгновение ока перебраться с одного края Империума на другой, нужно лишь отыскать соответствующие варп-врата. Расположение этих входов и схема всей Паутины есть величайшая тайна чужаков, создавших её.
Сейчас не время обсуждать, как я узнал об этом сплетении путей. Довольно сказать, что так случилось, и я твёрдо решил создать собственный вход в него. Варп-врата перед вами являются плодом многих десятилетий труда, начавшегося в день, когда на сей горе был заложен фундамент Дворца. Мне думалось, что завершение портала станет лишь первым шагом по дороге к долгожданной цели: покорив Паутину Имматериума, избавить человечество от необходимости полагаться на астротелепатию и варп-перелёты. К несчастью, спланированные против нас события повредили моему замыслу, и сейчас настал переломный момент.
Построенные мной варп-врата и короткий участок пути за ними неизбежно разрушатся без постоянной поддержки. Вначале на это уходила лишь малая толика моей психической мощи, поэтому я мог командовать своими армиями и делать всё, что надлежит Императору. Но омерзительные чудовища, что правят Имматериумом, самопровозглашённые боги Хаоса, всегда бывшие моими врагами, сговорились с целью помешать мне. Ради этого они склонили наивного Магнуса предупредить меня об интриге, спланированной ими, предательстве Хоруса. Своё послание он направил с помощью могучих чар, сокрушивших психическую защиту моего проекта. Колдовское вторжение Магнуса не только позволило нечестивым обитателям варпа проникнуть в участок Паутины, покорённый моей тайной армией, но и уничтожило хрупкие средства контроля, установленные мной. Теперь для поддержания портала я должен с полной сосредоточенностью использовать практически все свои силы, иначе в нашей реальности возникнет постоянная брешь в Имматериум!
Прямо сейчас в Паутине бушует тайная война, жестокая схватка моих телохранителей кустодиев с адскими демонами Хаоса, хлынувшими в повреждённые секции. Пока что остаётся крохотный шанс на победу, если я исправлю ущерб, причинённый Магнусом, а наши воины внутри одолеют неприятеля, тогда, возможно, мой замысел ещё удастся исполнить.
Но вскоре я должен буду оставить подземелье. Хорус, собрав армию изменников, планирует атаку на Терру. Он жаждет моей короны и не успокоится, пока не повергнет меня в бою. Чтобы остановить Воителя, мне следует лично выйти против него. Кому-то другому придётся занять моё место на троне в то время, когда я буду иметь дело с предателем. Такой человек обязан быть могучим псайкером, но даже при том его поступок обернётся самопожертвованием: он, вернее всего, не переживёт подобного испытания. В первую очередь я выбрал бы Магнуса, но чувствую, что теперь это уже невозможно. Его обманом затащили на сторону мятежников, но действовал он, несмотря на последствия его послания, как верный сын. Подходишь ли ты для такой задачи, Малкадор?
Сигиллит, пусть и застигнутый врасплох, не усомнился в своём предназначении.
— Конечно, я сделаю это, сир! Вы знаете, что я всегда готов отдать за вас жизнь.
— Спасибо тебе, но перед этим предстоит ещё многое сделать. Дорн, ты примешь полное и абсолютное командование всеми армиями, которые остались верными Империуму, и немедленно начнёшь подготовку к отражению штурма Терры. Тебе понадобятся все силы, какие только сможешь собрать. Дворец должен выстоять против войск Хоруса; не позволь им проникнуть в моё Подземелье, к этим варп-вратам, иначе пробьёт последний час всего человечества. И мне нужно время — время на то, чтобы постараться исправить урон от чар Магнуса и заставить Воителя действовать поспешно. Если задержать Хоруса, он ошибётся, и я получу возможность сразить его.
Боюсь, однако, что наши проблемы на этом не закончатся. Действия Воителя и его приспешников отзовутся и в далёком будущем, гораздо более далёком, чем я в силах прозреть. Измена, совершённая им, окажется лишь первой в ряду тех, что станут терзать человечество в последующие века. Малкадор, собери же возле себя людей умелых, решительных и сильных духом, вокруг них будет создана группа избранных следователей, задачей которых станет искоренение ереси и предательств, где бы оные ни скрывались. Также подготовь себя к тяжёлой жертве в ожидании решающего часа. Теперь идите! Вы оба знаете, что необходимо сделать, и мне нужно полностью сосредоточиться на работе этой машины. Я призову вас, когда настанет время.» – Напутствующие слова Императора Рогалу Дорну и Малкадору Сигиллиту в начале Ереси Хоруса

Битва за Терру

«Даже боги не всемогущи. Верно, что обычное оружие не способно ранить их, но гордость, высокомерие, излишняя привязанность к смертным служителям могут стать ядовитым жалом, что принесёт гибель и самому высшему из созданий.» – Лоргар Аврелиан

Даже когда армии Хоруса осаждали Терру, Император сохранял надежду, что его мятежный сын может искупить свою вину. Поэтому он решил встретиться с Хорусом один на один на борту его боевой баржи. Не желая использовать в бою против любимого сына всю свою силу, Император получил ужасающие ранения от руки Хоруса. Стоя над искалеченным телом Императора, Хорус одним только взглядом содрал кожу с вошедшего в тронный зал верного Империуму воина. Смерть бойца, наконец, открыла глаза Императору. Он увидел, насколько низко пал Хорус и что единственный путь покончить с Ересью — убить пешку тёмных богов, его любимого сына. Император призвал психическое копьё невообразимой силы и пустил его в Хоруса. Когда боги Хаоса оставили свою умирающую марионетку, Император услышал как осознавший ложь Хаоса примарх раскаивался и просил убить его. Изгнав всё сострадание из своего разума, Повелитель Человечества воззвал к своим внутренним резервам и уничтожил душу Воителя.

Настоящее время

Император на Золотом Троне

Искалеченное тело Императора было найдено Рогалом Дорном, который, следуя указаниям отца, проконтролировал подключение Императора к Золотому Трону, техническому устройству для поддержания его духа. Император с того дня остаётся заключённым в Золотом Троне, не являясь ни полностью живым, ни мёртвым. Изначально задуманный Повелителем Человечества как центральный узел проекта по колонизации Паутины, Золотой Трон был перестроен в гигантское устройство поддержания жизнедеятельности. Сам Золотой Трон находится в Императорском Дворце, охраняемом Адептус Кустодес. Физическое тело Императора сохраняется и его жизненные функции поддерживаются причудливой машинерией Трона.

Золотой Трон также подключён к сильнейшему психическому варп-маяку, известному как Астрономикон, который генерирует сигналы, делающие возможным сверхсветовые путешествия в Империуме, так как служит психическим маяком, на который могут ориентироваться навигаторы Навис Нобилите и астропаты. Считается, что сам Император управляет сигналом, получившим название «Луч Надежды» и «Золотой Путь», но основную часть его мощности обеспечивает хор десяти тысяч людей-псайкеров, жизненная сила которых иссякает в считанные месяцы, а Инквизиция вынуждена постоянно искать замену умершим, доставляя их на Терру с помощью знаменитых Чёрных кораблей.

Религиозный аспект

«Император защищает…» – «Лектицио Дивинитатус»

Романы цикла «Ересь Хоруса» описывают ранний Империум как практически полностью атеистическое государство. Сам Император запретил религиозное поклонение себе, и предписал всем принять Имперскую Истину — что наука и логика будут единственным путём человечества (цитата: «Цивилизация достигнет рассвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца»). Для многих постановление Императора выглядело странным. Император объявил, что богов не существует, но вместе с тем не мог не знать о существовании богов Хаоса (или Губительных Сил); он подвиг людей на поиск знаний, но, тем не менее, держал своих примархов в неведении. Возможно, отвергая существование богов, Император преследовал цель ослабить их влияние на реальный мир; однако, возможно что Повелитель Человечества считал пантеон Хаоса просто злобными существами, порождёнными варпом, но не божественными сущностями.

По грустной иронии судьбы, сегодня «Богу-Императору Человечества» поклоняются как божеству большинство граждан Империума. Вера и поклонение повсеместно насаждаются церковью Экклезиархии, неповиновение и ересь караются смертью. Имперские граждане верят, что Император направляет и присматривает за ними, защищая от ужасов Имматериума.

Вступительный текст книги правил к игре «Инквизитор» описывает смешанные чувства, которыми сопровождалось восшествие Императора на Золотой Трон. Император приказал Рогалу Дорну и его последователям вновь подключить его к Золотому Трону. Хотя он никогда не сможет больше ходить среди своих подчинённых, его психические силы со временем вернутся, Астрономикон продолжит сиять, и туннель в Паутину останется закрытым. Многие возражали против возложенного на себя Императором долга. Без своего создателя, говорили они, как может Империум надеяться на выживание?

Император и Кабал

Совет древних ксенорас под названием Кабал придерживается мнения, и, возможно, вполне обоснованного, так как обладает для этого достаточными технологиями, что Император — биологическое существо с выдающимися псионическими способностями, приобретёнными в ходе генной модификации — мёртв и погиб во время схватки с Хорусом, а Золотой Трон является всего лишь обыкновенным астромаяком, поддерживаемым силой псайкеров, которая быстро истощается, а культ Бога-Императора основан на фальшивой манипуляции Рогала Дорна, поддержанного Администратумом. Однако, общее выражение человеческих чувств и веры породило нового бога, как некогда подобное общее выражение чувств и мыслей эльдар породило Слаанеш. Но время пробуждения Бога Императора, являющегося порождением человечества ещё не пришло. Однако, они боятся его пробуждения, так как человечество, столкнувшись с ужасом космоса, отреагировало на это жёсткой и непримиримой нетерпимостью, выраженной в триаде «Убей мутанта, сожги еретика, уничтожь ксеноса!» и, таким образом, характер нового бога человечества после полного его пробуждения будет таковым и будет означать Первобытное Уничтожение для всех форм жизни, кроме человеческой, а также уничтожение всех богов варпа и лишение эльдар бессмертия и силы, черпаемой из Имматериума. Это косвенно подтверждается и верованиями ордена Серых Рыцарей, которые считают, что все павшие в бою братья присоединятся к Богу-Императору в последней битве против всех мерзостей Галактики.

Описание внешности

«Император явился без шлема, его благородное лицо украшал лишь золотой венец. Даже издали его чудный сияющий лик казался достойным вечной преданности. Ни один бог не внушал большего уважения и чести. Ни один другой земной владыка не мог быть более возлюбленным.» – Грэм Макнилл, «Волк Пепла и Огня» «Черты Его лица были как у родившихся в диких землях Древней Евразии. Его кожа была цвета терранской бронзы и жжёной умбры, Его глаза — ещё темнее, а волосы — самыми тёмными. Ниспадавшие длинные чёрные волосы удерживала простая корона-венец из металлических листьев, убирая пряди с лица, чтобы не мешать Ему сражаться. Скорее практичная, чем царственная.
Он двигался, как двигался человек, и шёл пешком сквозь напряжённые ряды Своих хранителей, проталкиваясь между тесно стоявшими телами в тех редких случаях, когда воины инстинктивно не расступались перед Ним. Он был облачён в золото, как и все Его хранители были облачены в золото. Те же самые символы Единства Терры и имперского дворянства, что украшали их броню, троекратно украшали и Его. Суставы Его доспеха не рычали грубым промышленным рёвом массово производимой брони легионеров, а урчали песнь более старых и совершенных технологий.
За спиной на простом ремне поверх красного плаща висел украшенный болтер, чёрный и бронзовый. В руке Он держал меч, который был ничуть не похож на клинок с победных фресок и иллюстрированных саг. По меркам лордов и королей Терры меч был, бесспорно, прекрасным, но в руке правителя целой расы, пожалуй, казался слишком простым. Оружие для использования, инструмент для пролития крови, а не украшение для восхищения. Невероятно сложная решётчатая схема виднелась на клинке, чёрная и медно-красная на серебре, столь сильно светившимся, что выглядело почти синим.» – Аарон Дембски-Боуден, «Повелитель Человечества» Каково Ваше отношение к Императору?

Галерея

Император в начале Великого крестового походаСражение Императора и Хоруса
Добавить фото в галерею

ЗАЙКОВСКИЙ ТРЕБНИК — один из древнейших кириллических списков Требника.

Имеющий большое значение для изучения истории болгарского языка и южнославянского книгописания, древнейшей славянской гимнографии и русско-южнославянских культурных связей домонгольского периода (см.: Древнерусские (восточнославянские) влияния) и сербско-болгарских связей XIV века.

Зайковский требник представляет собой пергаменную рукопись 1-й трети XIV века среднеболгарского извода с западноболгарскими орфографическими особенностями и сербизмами (сербский список с болгарского оригинала) без начала и конца. Кодекс размером 19,5×16 см в настоящее время состоит из 96 листов, но первоначально, по подсчетам исследователей, их могло быть ок. 130 (Цибранска, Мирчева. 1999. С. 166-167). Письмо Забайковского требника в отдельных местах настолько близко к почерку анонимного основного (1-го) писца древнейшего (1319 год) сербского списка Устава церковного Иерусалимского (Белград. НБС. № 6 старого собрания (№ 402 по каталогу Л. Стояновича) — ркп. погибла в 1941 году) в переводе архиеп. Никодима (см.: Типик архиеп. Никодима. Београд, 2004. Књ. 1. Л. 2-4 об., 11-179 об.), что можно говорить об их тождестве.

Последнее обстоятельство позволяет уточнить датировку Зайковского требника, не имеющего записей о времени и месте создания (в литературе рукопись датируется XIV векос без уточнения или первой половине XIV века), и надежно связать ее происхождение с одним из скрипториев Сев. Македонии или (что менее вероятно) Афона. Иллюминация Зайковского требника ограничивается выполненными киноварью инициалами и декоративным письмом заголовков. Кодекс поступил в собрание НБКМ после 1922 года от Н. Цанова из Видина, название получил по именам владельцев XIX — начала XX веков: Цеко Зайко, приобретшего книгу на Афоне, и его сына, видинского торговца Томы Зайкова.

Чин Крещения в Зайковском требнике обладает рядом особенностей. В частности, таинство совершается не через троекратное погружение в купель, а путем обливания, в тексте отсутствуют тайносовершительная формула «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и упоминание св. мира. В отношении этих богословски крайне сомнительных особенностей чина Крещения, которые не могут быть объяснены механической порчей текста, Б. Холошняй высказал осторожное предположение о еретических пристрастиях или богумильской ориентации писца (Hološnjaj. 1995. S. 50-59). Иное предположение состоит в том, что это были не сознательные исправления писцом рукописи (в особенности учитывая предложенную атрибуцию почерка), а региональные нарушения в чине Крещения (подобные упоминаемым в послании 1355 года патриарха Каллиста прп. Феодосию Тырновскому), генезис которых представляет собой отдельную тему исследований (см.: Цибранска, Мирчева. 1999. С. 170-172).

Чин братотворения в Зайковском требнике во многом схож с чином, содержащимся в древнейшем глаголическом Синайском Евхологии, хотя и имеет ряд особенностей (Там же. С. 173-174). Редакция чинов обручения и венчания соответствует переходному этапу их развития (Там же. С. 172-173; ср.: Миодраг П. Неке особине чина обручења и венчања према српским рукописним Требницима // ПКJИФ. 1985/1986. Књ. 51/52. Св. 1/4. С. 108-113).

Наличие лексических русизмов («лошадь», «рот», «гоготать» и др.- см.: Сперанский. 1960. С. 51; ср.: Цибранска. 2001. С. 140) в чине исповеди Зайковский требник делает эту рукопись (наряду с близким по составу и совр. ей пергаменным серб. Требником из собрания Дечанского монастыря № 67 — см.: Турилов. 2006. С. 110, примеч. 13) важным источником для истории этого чина на Руси не позднее первой половины XIII века, поскольку собственно восточнослав. его списки датируются не ранее начала XIV века (см.: Корогодина М.В. Исповедь в России в XIV-XIX веках: Исслед. и тексты. СПб., 2006).

Чин бельческого и священнического погребения отражает традицию, сложившуюся в Болгарии в кругу ближайших учеников святых Кирилла (Константина) и Мефодия (в позднейшей редакции, возникшей, вероятно, в XIII — начале XIV веков). Помимо переводных песнопений он включает 3 оригинальных славянских гимнографических произведения: цикл заупокойных стихир 8 гласов и на целование усопшего (представленный здесь в сокращенной редакции) с фразовым именным акростихом Константина Преславского (см.: Турилов. 2006. С. 111-115), архаичный (содержащий 2-ю песнь) канон 6-го гласа с остатками фразового акростиха (наличествующий также в сербских Требниках XIV века из собрания Дечанского монастыря (№ 67. Л. 14 об.- 18) и РНБ. О. I. 463. Л. 171-175 об.- см.: Турилов. 2006. С. 109-110), предположительно атрибутируемый тому же автору (Пенкова. 1986 год), и цикл из 24 стихир, расположенных в порядке славянского глаголического алфавита (открыт на рубеже 70 и 80-х годов XX века В.М. Загребиным и опубликован им полностью по сербскому списку конца XIII — начала XIV века: Загребин В.М. Заупокойные стихиры АЗЬБОУКОВНЕ в сербском Требнике XIII века // АрхПр. 1981. Књ. 3. С. 65-92; Он же. Исследования памятников южнославянской и древнерусской письменности. М.; СПб., 2006. С. 232-247). В Зайковском требнике из-за физических утрат этот цикл сохранился фрагментарно, без стихир в объеме букв Е-П (Цибранска, Мирчева. 1999. С. 180, 192-195).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *