После победы в Москве сторонников церковной реформы Никона, вводившей новый обряд службы в церкви, сторонники прежних традиций – старообрядцы бежали на окраины России, в Поморье, на Дон, в Сибирь, и за ее пределы.

Общины старообрядцев, не принявших реформы, формируются в Южном Зауралье в 60-80 гг. XVII в. Южное Зауралье – «сибирская украина» XVII в. – находилось далеко от городов Сибири на южной границе края, в колонизационном потоке, сюда часто шли и оппозиционные элементы. Кроме того, край в XVII в. заселяли выходцы с Севера России, из Поморья, где складывались важные центры старообрядчества.

В Южном Зауралье они появились уже в конце 60-х годов XVII в. Старообрядцы бежали из окраинных слобод в еще более безлюдные места – пустыни. По преданию, из заимки Кодского монастыря ушел монах, не согласный с новым обрядом, поселился за рекою Исетью и поставил келью на берегу озера, которое затем назвали Келейным. На другом озере, Пустынном, стали жить монахи-старообрядцы из Рафайлова монастыря. Вскоре к ним присоединились крестьяне Исетской слободы; образовалась деревня Пустынная.

В глухие леса Зауралья продолжали бежать старообрядцы: 16 человек переселились на реку Ирюм, 19 – в Мехонскую слободу. По приказу властей раскольников вылавливали, пытали, били. Так, приказчик Мехонского острога Гаврила Буткеев посадил «в колоды» группу старообрядцев, выпустив их только за выкуп.

В конце 70-х – начале 80-х годов XVII в. основным центром раскола в Зауралье стала пустынь на реке Березовке, южном притоке реки Тобол.

В последней трети XVII в. важными центрами старообрядчества края были Мехонская слобода в по р. Исети и Утяцкая слобода по р. Тобол.

В 1682 г. большинство старообрядцев перебралось из Березовки в Утятскую слободу, самую далекую от властей по Тоболу.

Слободчик Федор Иноземцев и старец Авраамий руководили движением раскольников. К ним, объезжая дорогу через Царево Городище, собирались монахи и миряне с женами и детьми из Тюмени, Мехонской слободы.

Тюменский воевода Тимофей Ртищев послал по дорогам к Утятской слободе отряды служилых людей, чтобы никого туда больше не пропускать. Утятские раскольники отказались присягнуть на верность новому царю Федору Алексеевичу.

В октябре 1682 г. был организован поход на Утятскую слободу отрядов тюменских и тобольских служилых людей (около 400 человек). Но еще до их прихода старообрядцы, «запершись в остроге слободы сгорели». Это была форма сопротивления раскольников насилию правительства.

Из Тобольска послали в Южное Зауралье для сыска раскольников сына боярского Федора Фефилова. 15 января он, приехав в деревню Гилеву, велел служилым людям связать крестьянина Ивана Коробейникова, взятого по доносу. В слободах и острогах Фефилов расспрашивал местных жителей, не укрываются ли в окрестных лесах раскольники.

Жестокие расправы не остановили распространения старообрядчества. В Южном Зауралье приверженцы старой веры жили по реке Ирюму в Мехонской, Брылинской волостях. На насилия властей раскольники отвечали самосожжениями.

Только во второй половине XVIII в. положение старообрядцев улучшилось. Тем не менее их движение на долгое время стало противовесом официальной идеологии властей. Под знаменем старообрядчества с идеями возврата к старому укладу жизни проходят в дальнейшем самые крупные народные восстания в России.

С начала XVIII в. на заводах Урала, особенно на Невьянском заводе, формируются сильные старообрядческие общины, которые распространяют староверие в Южном Зауралье по всей р. Исети.

В XVIII в. Исетская провинция (образована в 1737 г.) была крупнейшим центром старообрядчества на востоке России. По данным второй ревизии, в 1740-е гг. официально записались старообрядцами с уплатой двойной подати 1166 чел. в Исетской провинции, 88 чел. в Ялуторовском дистрикте (всего по Сибирской губернии 8760 чел.). К 1765 г. в Исетской провинции насчитывалось 1429 чел., официально записавшихся в двойной оклад. В 1770-е гг. в Исетской провинции имелось 2548 чел. (1091 муж.и 1457 жен.), а в Ялуторовском духовном заказе – 393 чел. (166 муж. и 227 жен.) записных старообрядцев.

Власти Исетской провинции с 1750-х гг. оказывали определенную поддержку старообрядцам, в частности не давали сносить на ее территории отдаленные поселения раскольников, несмотря на постановление об этом Сената. В XVIII в. большое количество старообрядцев было в Утяцкой, Курганской, Иковской, Белозерской, Усть-Суерской, Тебеняцкой, Емуртлинской, Окуневской, Куртамышской, Пещанской слободах, а также в селах Талицком, Крутихинском, Кабанском, Иванищевском, Буткинском Шадринского уезда.

Старообрядцы края имели важное значение в жизни старообрядческих общин Сибири и Урала. В 1782 г. в деревне Пеньках Шадринского уезда состоялся собор беглопоповцев Урала и Зауралья, где было решено «иметь старейшинство и повиноваться ему».

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Фомина С.Н., Родин Н.В. Влияние Русской православной старообрядческой церкви на формирование русского культурного наследия Аляски // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 50–63.

Аннотация

Роль Русской православной старообрядческой церкви на Аляске поистине выдающаяся — именно она признается оплотом сохранения русской культуры и русской духовности. В статье рассматриваются сущность, основные особенности старообрядчества, степень его влияния на сохранение русского наследия на Аляске. Выявлено, что сохранение самобытности культуры, языка не на своей территории в течение такого длительного промежутка времени, свидетельствует о многих сильных сторонах жизнеустройства старообрядцев. Залогом сохранения русского культурного наследия в старообрядческой общине Аляски являются несколько факторов: традиционность, закрытость, преемственность. Авторы на основе комплексного анализа делают вывод о том, что как минимум три составляющие традиционного воспитания старообрядчества теряют свою актуальность: набожность, как фундамент воспитания, имеющий внутреннее и внешнее выражение; строгость, имеющая стремление воспитать в ребенке множество первичных личных качеств, таких, как скромность, трудолюбие; послушание, т. е. уважение родителей, боязнь родительского разочарования. Сделан вывод, что старообрядцы на сегодняшний день являются главными хранителями русской культуры в этом регионе. Однако кризисные явления, связанные с сохранением русских говоров в составе старообрядческих общин других государств, тенденции к ассимиляции создают угрозу для сохранения культурного наследия старообрядчества. Необходима разработка стратегии по работе с данной категорией носителей языка и традиций, организация исследований в среде их проживания.

Ключевые слова:

русская православная церковь религии старообрядчество культурное наследие молодежь воспитание образование russian orthodox church religions old belief cultural heritage youth upbringing education

Рубрики:

Социология культуры

Возможно, вам будут интересны другие публикации:

История

Первые ревнители древлего благочестия селятся на Западном Урале еще в конце XVII века. Это были стрельцы, а потом уже и простые крестьяне. Постепенно стали образовываться новые населенные пункты. Правительство стало разрабатывать руду в горах Урала и построило там несколько заводов, на которые отправились работать старообрядцы. Именно трудолюбивые старообрядцы оказали большое влияние на развитие промышленности на Урале. В XIX веке Пермская губерния стала крупнейшим центром старообрядчества. Несмотря на все усилия миссионеров синодальной церкви — изъятие имущества, разграбление монастырей и храмов, прозелитизм единоверия, — Пермская губерния, как и прежде, занимала по числу староверов одно из первых мест в Российской империи.

По официальному отчету 1860 года, численность уральских старообрядцев превышала 64,3 тысячи человек. Перепись 1897 года показала, насколько далекими от реальности были данные, собираемые официальной церковью, что признавалось не только исследователями старообрядчества, но и миссионерами. Секретарь Пермской духовной консистории Вруцевич на основании просмотра метрических книг конца 1870–1880-х годов отмечал, что в трех уездах старообрядцев в 4,5 раза больше, чем указано в официальных отчетах. Несмотря на то,что в Пермской губернии очень много старообрядцев Белокриницкой иepapxии, в самом городе Перми семей было немного. Вследствие малочисленности общины для молитвы собирались в домашнем храме с очень древними иконами, принадлежавшем Е.П. Пермякову, на средства которого он содержался. При храме с 1901 года состоял священником о. В.С. Рукавицын, живший на добровольные подаяния немногих прихожан. При храме действовал христианский юношеский кружок, целью которого было образование старообрядческой молодежи, обеспечение малоимущих детей. После многолетнего безбожного периода в 1986 году была зарегистрирована пермская старообрядческая община и в 1987 г. была освящена домовая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла по ул. Новоильинской, 41 в микрорайоне Южном.

Поначалу в храме не было постоянного священника. С 1996 г. и до сего дня в Перми служит отец Никола (Николай Иванович Татауров). Создание прихода стало значительным, историческим событием в жизни города, церковь пополнялась все новыми и новыми прихожанами, и скоро тесное помещение уже не могло вмещать всех желающих возродить святоотеческую веру. Неподалеку от домовой церкви с 2000 г. было начато строительство епархиального храма во имя святителя Стефана Пермского. Грандиозная стройка осуществлялась на средства самих старообрядцев и их попечителей; пришлось пережить всё: недостаток средств и стройматериалов, отсутствие должного понимания проблемы со стороны властей, нехватку рабочих рук и многое другое.

Освящение большого и красивого храма во имя святителя Стефана Пермского состоялось 1–2 июля 2006 года преосвященнейшим митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым) в сослужении благочинного Уральской старообрядческой епархии о. Валерия (Шабашова) при участии гостей из Москвы, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Ижевска и всех приходов Уральской епархии. Под сводами великолепного храма звучали молитвы, знаменные песнопения и слова благодарности его создателям, высказанные владыкой Корнилием. При храме на сегодняшний день устроен дом для престарелых. По материалам сайта Уральской епархии.

Главный расколоучитель этих мест Тит Шихов основал учение, которое называлось шиховой верой, а общество, придерживавшееся этой веры на протяжении всего XIX века, — шиховяне. Таким образом, в Пермской земле появились первые старообрядцы поповского течения, но местные аборигены, крещённые еще Стефаном Пермским и епископом Ионой, и русское население, пришедшее в XIV веке из Новгородской земли, остались при старой вере.

Когда в конце XVII — начале XVIII века на Урале и за Уралом были открыты богатые месторождения руды, потребовались люди для занятия горным делом. Власти разрешили селиться на горные заводы людям всякого звания без различия вероисповеданий. На Урал стали переезжать старообрядцы из Московской, Тульской, Нижегородской и Олонецкой губерний. Также, «в наказание ради», правительство ссылало на заводы старообрядцев, известных своим трудолюбием.

Старообрядцы, пришедшие в Прикамье в конце XVII века, принадлежали к двум течениям — поповцам и беспоповцам. Расселение старообрядцев этих течений происходило неравномерно. Поповцы селились на востоке, на заводах, беспоповцы — на юго-западе (4, с. 2–3).

Крупная община старообрядцев поморского согласия сложилась в Верхокамье — вокруг истока Камы. С разгромом скитов поморская община в Верхокамье не исчезла. На этой территории, которая входила в Оханский уезд, в XVIII веке было основано 16 деревень, в XVIII веке — 73, в XIX веке — 102 (6). В селе Сепыческом при приходе в 1857 году поморцев состояло 2866 душ, а склонных к расколу, числящихся по церковным документам в Православии — 2875 душ. После разгрома старообрядцы стали уходить на север, на реку Косу, земли коми-пермяков, а также в Юрлу, Юм, Лопву, куда в XVIII веке мигрировало русское население.

В XVIII веке на территории Прикамья появились поволжские староверы — кержаки (1). В Пермской губернии кержачить — значит раскольничать. Получается, что первые раскольники, поселившиеся на Урале в начале XVIII века, пришли с Кержанца.

До середины XVIII века на территории современного Чайковского района по течению реки Камы было не более 10 населённых пунктов. Главным из которых, известным ещё с 1644 года, было село Сайгатка, форпост между Осой и Сарапулом. Крестьянин Митька Рычков в 1667 году подавал челобитную, чтобы поселиться ему вновь на вольный ясак в вотчине своей по реке Сайгатке и по Волховке.

Остальные населённые пункты были основаны во второй четверти XVIII века старообрядцами из Нижегородской губернии. Отмечалось переселение на Средний Урал староверов из районов Европейского Севера и Среднего Поволжья, более всего из Керженской волости Балахнинского уезда (10). «Ревизская сказка» 1782 года зафиксировала уже 22 населённых пункта.

В XIX веке Пермская губерния стала крупнейшим центром старообрядчества. Расколоучителя и беглые попы заманивали в свои секты целые селения. Правительство Николая I, опасаясь, что православные приходы и храмы опустеют, пыталось разрушить основу раскола посредством экспроприации его имущества и разгрома его организаций — как благотворительных, так и богослужебных. В Пермскую губернию был отправлен С. Д. Нечаев — с задачей «исследования» раскола в губернии. По итогам первой «экспедиции» в 1850-х годах была отправлена вторая — под руководством графа Перовского.

В 1826 году в Пермской губернии насчитывалось 112 354 старовера обоего пола, а в империи — 827 391 душа. В 1827 году эта цифра увеличилась до 124 864 в губернии, а в государстве, наоборот, снизилась до 795 345 человек. То есть в Пермской губернии проживало 13–18% старообрядцев. По результатам отчёта С. Д. Нечаева в 1828 году была учреждена Пермская духовная миссия для обращения раскольников в Православие. Сюда присылали лучших миссионеров господствующей церкви: отца Илию, отца Палладия, отца Иоанна.

В 1831 году главой миссии стал епископ Аркадий (Фёдоров). Через два года для борьбы с раскольниками в составе Пермской епархии было открыто Екатеринбургское викариатство. Именно при епископе Аркадии развернулись борьба с расколом и насаждение единоверия. Третьего ноября 1838 года в Перми был открыт секретно-совещательный комитет, задачей которого было объединение деятельности местных административно-судебных учреждений гражданского и духовного ведомств, направлённой против раскольников.

Главным успехом миссии стало развитие единоверческой церкви. В середине 1830-х годов на территории Пермской губернии осталось всего семь старообрядческих священников. Результаты деятельности миссии видны и по численности старообрядческого населения: в 1837 году насчитывалось 103 816 человек, в 1849-м — 70 026, в 1850м — 72 899. Согласно донесениям миссионеров, в 1850-е годы в Православие было обращено не менее 100 тысяч староверов. Только за 1836 год в Православие перешли 1838 человек, 12 307 — в единоверие. За 15 лет к Православию примкнули 20 602 старообрядца, 40 863 — к единоверию. Благодаря усилиям властей с 1828 по 1851 год в Пермской губернии в единоверие перешли более 80 тысяч старообрядцев, 28 тысяч перешли к новообрядческой церкви.

Однако, несмотря на все усилия миссионеров официальной Православной Церкви, Пермская губерния, как и прежде, занимала по числу староверов одно из первых мест в Российской империи. По официальному отчёту 1860 года, численность уральских старообрядцев превышала 64,3 тысячи человек. Перепись 1897 года показала, насколько далёкими от реальности были данные, собираемые официальной церковью, что признавалось не только исследователями старообрядчества, но и миссионерами. Секретарь Пермской духовной консистории Вруцевич на основании просмотра метрических книг конца 1870–1880-х годов отмечал, что в трёх уездах раскольников в 4,5 раза больше, чем указано в официальных отчётах (2).

Раскол распространяли также беглые попы, иргизские лжеиноки, уральские скитники и шарташские скитницы (4). Центром раскола был Камбарский завод Демидова. Расколоучителя, посещая старообрядцев, увозили в свои школы и скиты ради обучения и искуса молодых людей, которые по возращении на родину занимались исключительно распространением и поддержкой раскола. Одним из таковых — постриженцем иргизским Мефодием был основан в 60 верстах от села Дубровского скит, вмещавший до 15 послушников. Внешней поддержкой раскола долго служили раскольнические часовни и молельни в селах Дубровском, Сайгатском и деревнях Аманеевой, Букоре, Шагирте, Альняше и Ошье (7).

Местное население на 60% состояло из старообрядцев. Ещё в конце XVIII века священник Савинского прихода П. Пономарёв отмечал, что «деревня Альняш представляет из себя селение в 130–150 дворов, из которых православных только два дома, остальные же раскольничьи… Среди старообрядцев деревни 20 дворов поморских, остальные — часовенные». В районе Михайловского и Камбарского заводов проживали старообрядцы белокриницкого согласия, которых называли «австрийцы», «австрия», «австрийские». В деревнях было представлено поморское, часовенное и бегунское согласия.

Странники в этой местности появились позже, в деревне они жили замкнуто, не общаясь с местным населением, молились в голбцах, то есть в подполье крестьянской избы, за что их прозвали «голбешниками». Если различия внутри старообрядческих согласий прослеживались в поминальной, крестильной обрядности, а также в костюмных молельных комплектах, то разница с мирскими была не только в обрядовой жизни, но и в бытовой, а также в мировоззрении. Для старообрядцев было характерно мировоззрение, какое имели русские люди в Средневековье. У старообрядцев было ярко выражено эсхатологическое воззрение, учение о конечных судьбах мира и человека. Это связано с мыслью о втором пришествии и Страшном Суде после победы над антихристом. Старообрядцы считали, что царство антихриста, или «интихриста», уже настало и человек своими поступками определяет, куда он попадёт: «Интихрист, он к дьяволу относится, если пост не соблюдает. Постняк — в праву руку, к ангелу, а кто не постует, не признает ни моленья, ни милостыни — он на леву руку, к Интихристу». Путь к спасению своей души старообрядцы видели в уходе от мира в скиты, которые находились в малодоступных местах. В постоянном ожидании Страшного Суда и уверенности, что царство антихриста уже наступило, староверы считали, что Бог возложил на них определённую миссию: именно они должны строго соблюдать все заповеди Господни и поддерживать благочестие на земле.

Старообрядчество повлияло на историю Пермского края. Так, например, большая часть купечества Прикамья являлась староверами. Благодаря старообрядцам происходило освоение глухих районов губернии. Изучение традиций старообрядцев необходимо, поскольку позволяет понять древнерусскую духовную культуру.

Литература и источники

1. Власова И. В. Размещение старообрядцев в Северном Приуралье и их контакты с окружающим населением // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. М., 1992.

2. Вруцевич. Раскол в Пермской губернии // Отеч. зап. Т. 268. № 6, 1883.

3. Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998.

4. Палладий. Обозрение пермского раскола, так называемого старообрядства. СПб., 1863.

5. Старообрядчество в современной России и странах СНГ: состояние и проблемы // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1997.

6. Чагин Г. Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVII — первой половине XIX века. Пермь, 1995.

7. Якунцов В. И. Палладий — о прикамских раскольниках. Чайковский — Сарапул, 1999.

История создания и развития финансового органа муниципального образования «город Пермь»

Пермское наместничество образовано 27 января 1781 года по указу императрицы Екатерины II. Одновременно созданы и органы финансового управления, в соответствии с утвержденными тогда же штатами Пермского наместнического правления. Основными финансовыми органами в то время были казенная палата (в Перми) и уездные казначейства (в каждом) уезде, составившие сеть подведомственных казенной палате финансовых органов. Первыми председателями Пермской казенной палаты были вице-губернаторы: Алесей Васильевич Алябьев (1780-1786), Иван Михайлович Борноволоков (1786-1798), Иван Петрович Розин (1798-1800 и 1805-1818), Иван Павлович Годеин (1800), Дмитирий Михайлович Тараканов (1800-1801), Михаил Николаевич Волконский (1800-1805).

Все губернские учреждения, в том числе и финансовые, создавались и действовали на основании императорского указа от 07 ноября 1775 года «Учреждение о губерниях».

Согласно указу 1775 года казенная палата первоначально состояла в ведении Пермского наместнического правления. Она осуществляла всё финансово-хозяйственное управление в наместничестве (с 1796 года – в губернии), «соотносясь с экспедициями Сената» по вопросам общего руководства (в соответствии с указом от 24 октября 1780 года). Палата делилась по направлениям деятельности на экспедиции, позже на отделения; принцип деления всегда сохранялся несмотря на довольно частые и значительные изменения, происходившие с этим учреждением на протяжении всей истории его существования. Во главе казенной палаты, являвшейся коллегиальным органом, стоял председатель – вице-губернатор, членами общего присутствия палаты были директор экономии, советник, два асессора и губернский казначей.

Под контролем палаты находилась практически вся финансовая и хозяйственная деятельность на территории и губернии. В ее ведении состояло управление всеми государственными имуществами, то есть землями, недрами, водами, казенными предприятиями и государственными, дворцовыми, экономическими (бывшими монастырскими) крестьянами. Палата руководила производством, хранением и продажей соли и вина, занималась учреждением и осуществлением казенного надзора за винными откупами и контролем за добычей соли частными лицами. Она проводила рекрутские наборы, ревизии податного населения, перечисление лиц податных сословий из одного состояния в другое. Чиновники палаты контролировали раскладку, сбор и поступление всех видов налогов (окладных и неокладных сборов).

Императором Павлом I была предпринята попытка воссоздания некоторых коллегий, в том числе и относящихся в сфере управления финансами. Обнаружение нарушений и недостатков в деятельности отдельных губернских казенных палат послужило поводом для восстановления в 1797 году Камер-коллегии. Ее функции во избежание ведомственного параллелизма и дублирования в деятельности были значительно сужены: она ведала фактически только подрядами и откупами. В 1801 году Камер-коллегия вновь была распущена, при этом функции и структура казенных палат полностью восстановлены.

Серьезная реформа всей системы государственного аппарата в связи с назревшей необходимостью разделения основных функций государственного регулирования между отдельными самостоятельными ведомствами была предпринята правительством Александра I. Первым шагом в этом направлении было издание 8 сентября 1802 года манифеста об учреждении министерств. С этого указа началось создание новой системы управления – министерской, основанной на принципе единоначалия, сменившей старую коллегиальную систему.

Министр финансов и государственный казначей принимали участие в решении важных вопросов, связанных прежде всего с поступлением государственных доходов в казну. Так, значительную трудность в начале XIX века представляла доставка денег из Пермской казенной палаты и уездных казначейств в государственное казначейство в Санкт-Петербург. Связано это было с тем, что в то время подавляющая часть доходов палаты в Пермской губернии поступала в виде медной монеты. В 1810 году министр финансов предложил палате использовать для доставки более чем двух миллионов рублей в Санкт-Петербург караваны судов, на которых перевозили продукцию Уральских горных заводов.

Постепенно и на местном уровне вводились принципы четкой ведомственной подчиненности и единоначалия. Последнее отразилось во введении в 1845 году должности председателя казенной палаты, назначаемого с этого времени непосредственно Министерством финансов.

Реформы 60-70-х годов XIX века сопровождались значительными переменами во всех сферах государственного управления, в том числе и финансовой.

30 ноября 1865 года был утвержден закон «Об учреждении губернских казначейств и расходных отделений и преобразовании уездных казначейств». На его основании в губерниях были созданы новые учреждения – губернские казначейства казенных палат. Они занимались приемом, выдачей и хранением денежных сумм, контролем над поступлением государственных доходов. В Пермской губернии также было учреждено губернское казначейство.

Несколько позже, в 80-е годы XIX века, была проведена реформа системы сбора налогов. Были учреждены новые губернские органы – финансовые присутствия (податные, по питейным делам и др.) – и новые должности – податных инспекторов. В Пермской губернии податное присутствие было создано при казенной палате на основании «Правил об обложении торговых предприятий дополнительным сбором» от 15 января 1885 года. Губернское присутствие ведало раскладкой процентного и раскладочного сборов по торговым и промышленным предприятиям.

В начале XX века казенная палата продолжала оставаться важнейшим учреждением в губернии, о чем свидетельствует тот факт, что ее председатель, имевший чин статского или действительного статского советника, часто замещал губернатора во время его отсутствия или болезни, как действительный статский советник Н.А.Ордовский-Танаевский, управляющий казенной палатой в 1906-1915 годах.

После октября 1917 Министерство финансов было ликвидировано, его место занял Народный комиссариат финансов РСФСР. В ведение Наркомфина был передан Госбанк, с которым, согласно декрету ВЦИК от 14 декабря 1917 года «О национализации банков», были объедены все частные банки. Декретом СНК РСФСР «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов депутатов» от 01 ноября 1918 года упразднялись местные финансовые учреждения, их функции передавались вновь созданным советским органам.

Советская власть в Прикамье была окончательно восстановлена к июлю 1919 года. С этого момента начинается восстановление финансовой системы, растянувшейся не на один год.

Первоначально формирование финансовых учреждений осложнялось тем, что большая часть служащих Пермской казенной палаты и финансовые документы эвакуировались вместе с отступающей армией Колчака. Сразу после занятия Перми частями Красной армии всем оставшимся в городе служащим государственных учреждений было предложено собраться и выбрать от каждого учреждения представителя для доклада в ревком. В казенную палату явились 20 человек: 3 бухгалтера, секретарь, архивариус и 15 писцов. Представителем был избран бывший помощник управляющего палатой, статский советник Павел Васильевич Крещенко, временно назначенный руководителем губернского финансового отдела (губфинотдел). Вскоре на эту должность ревкомом был назначен С.Н.Седых. Крещенко стал его заместителем.

К 1923 году окончательно сложилась структура губфинотдела как органа, осуществлявшего всю работу в Пермской губернии в области государственных и местных финансов, включая налоговое, расчетно-кассовое и сметно-бюджетное дело, статистический учет государственных финансов, производство банковских операций, наблюдение за деятельностью кредитных учреждений. Губфинотдел включал в себя: а) управление делами; б) налоговое управление; в) сметно-бухгалтерское управление; г) губернскую приходно-расходную кассу. Для наблюдения за правильностью налоговых поступлений и рассмотрения жалоб по обложению при губфинотделе состояла губернская налоговая комиссия. Как и все основные отделы губисполкома, губфинотдел имел двойное подчинение – губисполкому и Народному комиссариату.

В ноябре 1923 года территория Пермской губернии вошла в состав Уральской области. Пермский губисполком, включая все его отделы, в том числе губфинотдел, прекратил свою деятельность. Город Пермь превратился в окружной центр Уральской области.

В составе исполнительного комитета Пермского городского Совета был образован отдел финансов (Горфо).

Отдел подчинялся непосредственно финансовому отделу Пермского губернского совета до 1924 года, а потом — финотделу исполкома Пермского окружного совета.

После того как по постановлению ЦИКа от 23 июля 1930 года округа были ликвидированы, пермский Горфо теперь стал подчиняться финансовому отделу исполкома Уральского областного Совета, а с 1934 года находился в ведении Свердловского областного Совета.

После образования в 1938 году Пермского областного Совета и выделения Пермской области из состава Свердловской городской финансовый отдел перешел в подчинение плановой комиссии исполнительного комитета Пермского областного Совета. Финансовый отдел исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов, был финансово-налоговым органом исполкома. Начальником отдела являлся заведующий, которого назначал исполком. В его основные задачи помимо ведения налогового учета также входила организация финансирования, страхования, кредитования, управления сберкассой. В состав финансового отдела помимо бухгалтерии и канцелярии входили также подотделы: бюджетный, налоговый, государственных доходов и др. Следующие изменения произошли в 1939 году когда были организованны налоговый, административный, бюджетный сектора, сектор по государственным доходам, по штатам и по финансированию народного хозяйства.

В 1972 году права финансовых отделов были расширены, в том числе им было предоставлено право взыскания с плательщиков неуплаченных ими в срок налогов.

С этого момента существенных изменений в структуре и функциях финансового отдела до начала 1990-х годов не происходило.

В соответствии с Указом Президента РСФСР от 22.08.1991 № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» исполнительный комитет Пермского городского Совета народных депутатов был ликвидирован.

В соответствии с постановлением Главы администрации города Перми от 29.09.1992 № 882 «О переименовании служб и структурных подразделений горисполкома» финансовый отдел исполкома Пермского городского Совета народных депутатов переименован в финансовое управление администрации города Перми.

    Согласно штатному расписанию финансового управления администрации города Перми на 01.12.1992 структура управления следующая:

  • Бюджетный отдел
  • Бухгалтерия
  • Отдел финансирования отраслей народного хозяйства
  • Отдел планирования доходов и налоговой политике
  • Отдел финансирования социальной защиты населения
  • Контрольно-ревизионное управление
  • Хозяйственный отдел

В январе 1994 года отдел финансирования социальной защиты населения переименован в отдел компенсационных выплат из бюджета, в декабре 1994 года отдел финансирования отраслей народного хозяйства в отдел финансирования местного бюджета.

В соответствии с постановлением Главы администрации города Перми от 22.11.1996 № 2298 финансовое управление вошло в состав структурных подразделений органов местного самоуправления города Перми.

    На основании постановления Главы города от 03.04.1997 № 415 и в целях приведения структуры финансового управления в соответствии с Уставом города Перми утверждено новое Положение о финансовом управлении администрации г. Перми и новая структура управления:

  • Отдел по бюджету
  • Отдел финансирования социальной защиты
  • Отдел по планированию доходов бюджета и налоговой политике
  • Отдел ценных бумаг и рыночных отношений
  • Отдел учета и отчетности
  • Отдел финансирования объектов муниципального хозяйства
  • Контрольно-ревизионный отдел
  • Территориальные финансовые отделы

В ноябре 1999 года в структуре управления произошли изменения: ликвидированы (реорганизованы) отделы планирования доходов бюджета и налоговой политики, ценных бумаг и рыночных отношений и финансирования социальной защиты. Образованы (преобразованы) отдел прогнозирования и исполнения бюджета, отдел методологии и налоговой политики и юридический отдел.

Финансовое управление осуществляло свою деятельность в сфере единой политики по составлению и исполнению бюджета города, а также единой налоговой политики; кроме того, координировало свою деятельность со всеми органами местного самоуправления (отделами и управлениями администрации города, администрациями районов города, городской Думой), налоговыми органами и органами федерального казначейства в области составления и исполнения бюджета города. Деятельность финансового управления осуществлялась в соответствии с перспективным планом контрольно-экономической работы, в основу которого включались вопросы плана работы городской Думы и Главы местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Главы города от 30.04.2003 № 1300 с 01 мая 2003 года финансовое управление администрации города Перми переименовано в департамент финансов администрации города, утверждено Положение о департаменте.

Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 208 (в ред. от 24.11.2009) утверждено Положение «О департаменте финансов администрации города Перми».

Департамент финансов администрации города Перми (далее – Департамент, департамент финансов) является финансовым органом администрации города Перми, осуществляющим управление в сфере финансов, налоговой политики и бюджетного процесса в городе Перми, исполнение бюджета города, контроль за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств и другими участниками бюджетного процесса в городе Перми.

Целями деятельности департамента финансов администрации города Перми в настоящее время являются формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за его исполнением, а также эффективное управление муниципальными финансами, направленное на повышение результативности бюджетных расходов для обеспечения социально-экономического развития города.

    Для достижения поставленных целей департамент реализует следующие задачи:

  • Своевременная и качественная подготовка проекта бюджета города на очередной финансовый год и плановый период
  • Организация исполнения бюджета города, управление единым счетом бюджета города и бюджетными средствами
  • Обеспечение мобилизации доходов в бюджет города
  • Обеспечение поступлений в бюджет администрируемых доходов
  • Организация бюджетного учета и составление отчетности об исполнении бюджета города
  • Осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства
  • Создание модели «Публичный бюджет»
  • Внедрение программно-целевого метода при формировании бюджета города

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *