Коломна

Один из интереснейших в архитектурно-историческом отношении древних городов Подмосковья находится в 100 км на юго-восток от столицы. Он расположен на берегу Москвы-реки, вблизи от ее впадения в Оку.
Есть несколько версий о происхождении названия города Коломна. Одна из них связана с древними финно-угорскими словами, означающими «река» и «рыба». И тогда Коломна — это «рыбная река». Второй вариант расшифровки — «река около мена (рынка)». Третий исходит от древних рязанских слов «коломень», «коломенье», означавших границу, т. е. Коломна — «город на границе». В этих местах с древних времен добывали камень, а потому некоторые историки настаивают на четвертой версии — название Коломна происходит от слова «каменоломня».
Основание города восходит к глубокой древности: известно, что уже в XII в. поселение, возникшее на месте древнего городища при впадении в Москву-реку речки Коломенки, было обнесено земляным валом, по верху которого имелось деревянное укрепление.
Впервые название города Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 г., когда за эту землю боролись суздальские и рязанские князья. В то время Коломна уже была названа «городом» — огороженным и защищенным местом. Укрепление ее состояло из деревянных стен и земляных валов. А в центре города возвышалась каменная Воскресенская церковь, возведенная на великокняжеском дворе. Время постройки церкви документально не установлено. Известно только, что это один из старейших храмов в Коломне. После многих перестроек он сохранился в архитектурных формах ХVIII в.

Богоявленский Старо-Голутвинский мужской монастырь

Точная дата основания монастыря неизвестна. Согласно данным Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря – 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию преподобного Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 год – наиболее вероятная дата его основания.
Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма – Богоявленского собора. Увидеть остатки этого сооружения – фундамент и цокольную часть – можно в подклете уже второго Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке. В народе, сохранившиеся части старинного храма, называют не иначе как «камушки Преподобного».
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря, в которой насчитывалось 123 книги. По тем временам это очень большое собрание, особенно если помнить, что все издания были рукописные, многие из которых сделаны на дорогом пергаменте.
В 1799 году после упразднения Коломенской епархии, братия Голутвинского монастыря была переведена в опустевший архиерейский дом, расположенный на Соборной площади. Сделано это было для того, чтобы сберечь комплекс от разрушения или превращения его в казармы. Монастырь стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутая обитель на излучине Оки и Москвы-реки пустовала несколько лет, постепенно ветшая, разрушаясь. Лишь в одном из его храмов совершал службы приходской священник.
В связи с таким положением дел митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители. Для этого он объединяет его с Богородицерождественским Бобреневым монастырём, чтобы его содержание велось за счёт Бобреневских угодий. Постепенно обитель стала возрождаться.
Монастырь был закрыт в 1929 году. В его помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель переоборудовали под общежития рабочих Коломзавода. В 1947 году разрушили гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.
В 1986 году комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемуся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая – кузница, в соборе – склад, в Сергиевской церкви – спортзал.
В 1993 году Коломну посетил Святейший Патриарх Алексий II, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В том же году монастырь был передан Московской епархии. И уже на следующий год 18 декабря состоялось его официальное открытие. Божественную литургию совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Святыни:

• два мощевика в виде ангелов, в одном из которых часть Честного Животворящего Креста Спасителя, в другом – часть Тернового Венца;
• мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского;
• четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.

Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

Является самым молодым в Коломне. Располагается он на месте, бывшей архиерейской, где жили епископы и архиепископы, управлявшие Коломенской епархией, упразднённой в 1799 году. Митрополит Московский Платон (Левшин) в 1800 году решился перевести часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь – Старо-Голутвиным. Так как в образовавшемся монастыре главный храм был в честь Святой Троицы, то монастырь получил название Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.
О статусе штатного мужского монастыря говорит тот факт, что ему присвоили 2-й класс, позволявший содержать до 17 монахов, и все настоятели, начиная с первого – Варлаама, носили высокое звание архимандрита. К монастырю были приписаны две соборные церкви: Успенская и Тихвинская. С годами к имеющемуся корпусу пристроили кирпичную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (ныне Покровская). Возможно, тогда же были построены северные ворота и северо-западная башня ограды, служившая входом в храм со стороны Соборной площади. А в 1825 году построили 55-метровую колокольню, ставшую второй по высоте в Коломне. Самый большой колокол на ней весил 259 пудов 32 фунта. В 1871 году, по благословению святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, монастырь был преобразован из штатного в общежительный. При архимандрите Сергии (Свешникове), который управлял обителью с 1871 по 1883 годы, количество монашествующих возросло до 50 человек.
При финансовой помощи коломенских благотворителей Гурия и Екатерины Ротиных монастырь, «преобразованный в общежитие, воскрес из развалин и так быстро обновился и пришёл в цветущее состояние», а активная деятельность игумена Сергия была вознаграждена долгожданным возведением в сан архимандрита.
Последующие настоятели сохраняли традиции, заведённые архимандритом Сергием, и приумножали благосостояние обители.
Налаженная монашеская жизнь была разрушена после Октябрьской революции 1917 года. Имущество обители национализировали, у настоятеля архимандрита Леонида отобрали даже личные вещи и награды из драгоценных металлов. В помещениях обители в разные годы чего только не располагалось. Со временем здания и строения окончательно перешли в пользование многочисленных жильцов и организаций. Например, церковь Троицы в 1940–1950 годах сдавалась в аренду швейно-ремонтной артели, а Сергиевская – мастерской «Мособлхудожфонда». Десятки лет древние здания эксплуатировались на износ.
В декабре 1988 года на заседании Совета по делам религий при Совмине СССР рассматривался вопрос о передаче комплекса Ново-Голутвина монастыря для нужд Московской епархии. Прилагаемый перечень зданий комплекса включал Успенский кафедральный собор, Тихвинскую церковь и шатровую колокольню. Вопрос был решён положительно и первый в Московской области монастырский комплекс передан в пользование Русской Православной церкви для организации женской монашеской общины.
С этого времени начался этап возрождения обители под управлением настоятельницы игуменьи Ксении (Зайцевой), по значимости сравнимый со всей предыдущей историей Ново-Голутвина монастыря.

Здесь находятся части мощей многих святых:

• Апостол и Евангелист Лука;
• святой Пантелеимон;
• первомученик Стефан;
• великомученик Георгий Победоносец;
• преподобный Авраамий;
• благоверный князь Александр Невский;
• мученик Иоанн Воин;
• благоверные князья Петр и Феврония;
• мученик Иоанн Новый;
• великомученицы Ирина и Варвара;
• мученица Татиана;
• преподобномученица Елисавета Феодоровна;
• преподобные Кирилл и Мария Радонежские;
• святая блаженная Матрона Московская.

Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.

Более шести веков насчитывает история монастыря. По преданию, перед битвой на поле Куликовом Дмитрий Донской и Дмитрий Боброк-Волынский дали обед в случае победы построить монастырь на коломенских землях. Так и случилось. У монастыря три именования: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник; Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца; Бобреня и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».
Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики характерной для рубежа XIV–XV веков.
В 1969–1970 годах при исследовании современного Богородицерождественского собора М. Алешковским и Б. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV века. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам Дмитрий Донской.
Современные же исследователи датируют собор более поздним временем, относя здание (по особенностям тёски камня) к началу XV века. Так что, возможно, каменная церковь имела предшественницу, сложенную из брёвен.
Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно, ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой.
Бобренев монастырь стойко перенёс все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
Реформы, проводимые в более поздние годы, привели к упадку многих памятников древности. Некоторые монастыри вообще остались за штатом, лишившись и своих владений и не получая жалования от государства. В их числе оказался и Бобренев. В 1764 году он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нём самым губительным образом. Почти завершённое строительство нового собора остановилось.
Последний Коломенский владыка, епископ Афанасий, входил в число образованнейших людей России. До занятия кафедры он был архимандритом московского Заиконоспасского монастыря и ректором Славяно-греко-латинской академии. Владыку естественно волновала судьба памятника Куликовской битвы, и с первых дней своего архиерейства он стал изыскивать средства к возрождению этого возвышенного свидетельства древности, овеянного многовековой славой. Он сделал монастырь своей летней резиденцией, и в 1790 году обитель возрождается. При епископе Афанасии в монастыре начинается бурное строительство: завершён Рождественский собор, достроена его колокольня, строятся новые жилые корпуса: архиерейский и келейный, началось возведение монастырской ограды.
Кирпич для последней брали из упразднённой коломенской церкви Симеона Богоприимца. По преданию, этот храм был основан ещё в XIV веке великим князем Московским Симеоном Гордым. На рубеже XVII–XVIII веков его отстроили в камне. Но потом церковь сгорела, прихожане оказались не в состоянии её восстановить, и было принято решение об её упразднении и разборке.
Пора необычайного расцвета была недолгой и оборвалась неожиданно. В 1799 году Коломенская епархия закрывается. В 1800 году в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородицерождественский монастыри соединяются в один – Бобренево-Голутвин.
29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители, с тем чтобы иметь в нём одного настоятеля и 15 человек братии, но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX веков выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение. Сюда собирались многие болящие. При монастыре 14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом была открыта церковно-приходская школа. Для неё отвели помещение в особом монастырском здании. Здесь же располагалась квартира учителя.
В 1917–1918 годы обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. В начале 1920-х монастырь закрыли, но какое-то время оставшиеся монахи ещё продолжали принимать и лечить больных. Окончательно обитель была закрыта в 1930 году. Постепенно он начал разрушаться. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения, но окончательно уничтожило обитель устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. В конце концов монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор.
Положение изменилось лишь в 1989 году, когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь. Всё более настойчивыми становятся требования православных о восстановлении монашеской общины в Бобреневе. В марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нём начались восстановительные работы. В братском корпусе открыли небольшую домовую церковь. 18 июля 1992 года первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
В 2005 году в России широко отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Отмечая великий юбилей, 8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II повторно посетил Богородицерождественский Бобренев мужской монастырь.
В новоосвящённой Феодоровской церкви Патриарх Алексий в сослужении игумена Игнатия и братии монастыря совершил богослужение в память православных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани Куликовом жизнь свою положивших. 17 сентября 2016 состоялось принесение списка Животворящего Креста Господня из Годеново в Бобренев монастырь.
Сейчас в обители также ведутся реставрационные работы. В 2018 году она вошла в областную программу «Культура Подмосковья». На выделенные средства в монастыре планируется провести проектные работы по главному храму, разрушенному братскому корпусу и по ограде.

Святыни:

• икона Божией Матери «Феодоровская»;
• Честной Животворящий Крест Господень из с. Годеново;
• частица мощей великомученника Георгия Победоносца;
• тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского;
• Крест с частицей Животворящего Креста Господня.

Успенский Брусенский моностырь

История этой обители начинается во времена правления Ивана Грозного. Основана она была в 1552 году при коломенском епископе Феодосии. Считается, что первыми насельниками Брусенского монастыря стали участники Казанского похода Ивана Грозного. Как пишет протоиерей Олег Пэнэжко в своей книге «Храмы г. Коломны и окрестностей», в обители было два храма: Успения Божией Матери (построенный в 1552 году на месте деревянной церкви) и храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В описании монастыря 1578 года упоминается «старый» игумен Корнилий – вероятно он был первым настоятелем. Тогда в монастыре, кроме каменного Успенского храма, были настоятельские и 14 братских келий, деревянная ограда и строящаяся каменная трапезная. Главной святыней Брусенского монастыря являлся местночтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
В ранних описаниях монастыря упоминается, что комплекс весьма удачно располагался на столбовой дороге, что в дальнейшем способствовало быстрому росту благосостояния братьев.
Монастырь претерпел разорение в Смутные времена, а в 1620 году возобновлён как особожительный девичий. В то время в обители был построен деревянный храм Святителя Иоанна Златоустого. В 1698 году пожар уничтожил все деревянные постройки. По описи 1701 года настоятельницей обители служила игуменья Агафья, насельницами – 25 монахинь и 3 белицы. В 1725 году как самостоятельный монастырь упразнили, а на следующий год по ходатайству о неприписании его к Успенскому Тульскому монастырю, которое подал бургомистр Коломны Ушаков, восстановлен, но из 30 монахинь восемь всё же были переведены в Тулу. В 1740 году случился большой пожар, и Успенский храм полностью выгорел. При восстановлении к нему была пристроена небольшая трапезная и в ней освящён южный придел Святителя Иоанна Златоуста. В конце XVIII в. в монастыре выстроили колокольню, увы, она была утрачена в Советские годы.
В 1818 году обитель купила у города сильно обветшавшие Ивановские ворота. Из их кирпича и были построены монастырская ограда с четырьмя башнями. Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады. Поставленная управлять монастырём святителем Филаретом, она сначала постаралась благоустроить духовную жизнь монастыря: было заведено чтение неусыпаемой Псалтири, улучшен монастырский хор, устроена общая трапеза для сестёр. Начала благоустраиваться и обитель. Церковь Успения покрыли железом. В 1849 году закончеилось строительство западного келейного корпуса, заложили в кирпиче северный корпус. К северу от церкви Успения началось строительство двухэтажного игуменского корпуса, каретного сарая. Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый по проекту архитектора А. Кутепова.
В начале XX века в Успенском Брусенском общежительном монастыре проживало 28 монахинь и 222 послушницы.
События 1917 года не обошли стороной и эту обитель. В октябре 1918 года Декретом о земле было отменено право собственности на монастырские и церковные земли. Монашеские кельи Брусенского монастыря в 1919 году стали использоваться под общежития для рабочих, управления уездной и городской милиции. Причём сделано это было до официального закрытия обители. Монахини и послушницы монастыря старались помешать их изгнанию из настоятельского корпуса. В июне 1919 года они написали жалобу в Комитет Совета крестьянских и рабочих депутатов о незаконных действиях против них. На их жалобу ответ последовал незамедлительно: на следующий день пять монахинь было арестовано и отправлено в коломенскую тюрьму.
После окончательного закрытия монастыря в 1921 году монахини, по благословению Коломенского епископа Феодосия (Ганицкого), перешли в храм Воскресения Словущего, где пребывали до самого его закрытия в 1929 году. После ареста владыки Феодосия и закрытия большинства храмов разрушилась эта монашеская община, с таким трудом собранная епископом. Все насельницы были насильственно выселены, а в храмах прекратились службы. В Крестовоздвиженском соборе стал размещаться склад, а в Великую Отечественную войну его подвал использовался под бомбоубежище. Узорчатые чугунные лестницы, ведшие в храм, потихоньку разбирались и в 1960–70-е годы были сломаны окончательно для удобства подъезжающих машин.
Лишь в 1997 году началось восстановление монастыря. Он был передан РПЦ и уже 13 октября 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил благословение Священного Синода на возобновление монашеской жизни в коломенской обители. Его настоятельницей стала монахиня Анастасия (Печёнкина).
С 2000 года ведутся масштабные реставрационные работы. К Всероссийскому дню славянской письменности и культуры, столицей которого Коломна стала в 2007 году, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.

Святыни:

• икона Божией Матери «Казанская»;
• икона «Святые Брусенские новомученицы»;
• икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
• икона с частицей мощей «Свт. Филарет, митр. Московский»;
• икона с частицей мощей «Свт. Димитрий, митр. Ростовский»;
• икона «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский» с частицей мощей;
• икона священномученика Григория (Лебедева) епископа Шлиссельбургского;
• икона священномученика Иоанна (Парусникова).

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель

Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного».

Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV—XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.

Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.

В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.

XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т. е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф. М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.

В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-ТроицкийНово-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников.

За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912–13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.

Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.

В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.

В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая — кузница, в соборе — склад, в Сергиевской церкви — спортзал.

В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии.

18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).

В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б. В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства — 2012 год).

В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:

1. Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного».

2. Храм прп. Сергия Радонежского с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки XVI–XIX веков.

3. Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) — постройки XIX века.

4. Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века.

5. Уникальную ограду с готическими башнями архитектора Ф. М. Казакова, постройки конца XVIII века.

6. Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь – это древние величественные храмы, расположившиеся на живописном холме, при слиянии Москвы-реки и Оки, окруженные полями и одноэтажными домиками, в тихом, провинциальном пригороде Коломны. Монастырь — как былинный богатырь, сияет своей оградой и венцами храмов и предания словно ветер веют над ним.

Сегодня Старо-Голутвин монастырь – один из духовных центров Подмосковья. Ежедневно сюда стекается множество верующих, туристов и паломников.

Существуют разные мнения относительно даты основания Богоявленского Старо-Голутвина монастыря. Первая версия относит нас к 1374 году, когда преп. Сергий Радонежский плыл по Москве-реке, основывая монастыри в Московском княжестве. И тогда возможно, что Богоявленский монастырь является старейшим из всех коломенских обителей, дошедших до нашего времени. 1374 год – это время соработничества святителя Алексия, митрополита Московского, преподобного Сергия и юного князя Димитрия Московского, будущего Донского. Тогда преподобный Сергий основывал монастыри – духовную ограду Московской земли. Интересен и сам топоним «Голутвин»; по одному предположению он связан с наименованием бедного, разбойного люда – «Голутвы», «голытьбы» или «Голядвы», собиравшегося в дремучих лесах на месте, удобном для разбоя, на пути к Рязани и при слиянии рек. Именно здесь совершал разбойные нападения знаменитый Фома Кацибей по прозвищу Бобреня, в дальнейшем раскаявшийся; о нем упоминает «Сказание о Мамаевом побоище».

Другая версия, более привычная, утверждает, что Богоявленский Старо-Голутвин монастырь был основан в 1385 году. Именно тогда происходили распри между Москвой и Рязанью, которые достигли своего апогея. Димитрий Донской сжег столицу Рязанского княжества, а князь Олег захватил Коломну, ограбил ее и спалил дотла. Тогда Димитрий начал мирные переговоры, которые закончились провалом. Пришлось просить помощи у преподобного Сергия, чтобы он стал посредником в этом важном деле. Радонежский игумен пошел в Рязанскую землю и уговорил князей пойти на мировую. Они подписали договорную грамоту и скрепили союз династическим браком. Их дети поженились, и вековая ссора прекратилась навсегда. Именно, тогда как памятник примирения была заложена деревянная церковь, в закладке которой, по преданию, участвовал сам преподобный Сергий. Возможно, что среди жертвователей на строительство ее был и Олег Рязанский. На месте церкви впоследствии был возведен белокаменный Богоявленский собор. Нижняя часть его сохранилась в подклете нынешнего Богоявленского собора. В народе этот памятник древности называют «камушками преподобного Сергия». Это само по себе говорит о периоде наиболее интенсивного каменного строительства в Коломне (конец 1370-х гг.); после Тохтамышева набега 1382 г. вряд ли было возможным возведение белокаменных построек.

В произведении «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» Иванчин-Писарев писал: «Вот и памятник примирения державных: Богоявленский – Голутвин монастырь. Он возвышается над слиянием Москвы-реки с Окою, основанный Св. Сергием. Едва ли нужно напоминать русским о продолжительной распре князей Рязанского с Московским, столь вредной для России, о помощи Олега врагам ее во дни кровавой истомы и о миротворном посредничестве преп. Сергия. Напомню им только, что здесь замерла эта вражда. На этом величественном холме при слиянии этих двух рек, свидетельнице стольких подвигов отчизнолюбия, мне видится Святый Троицкий Старец, изшедший из пустынной кельи, дабы успокоить отечество, терзаемое врагами, волнуемое распрями усобиц. Я вижу его здесь, то возлагающего десную на главы двух единокровных недругов, готовых дать клятву в неразрывном союзе, то водружающего в эти пески свой моленно-страннический посох для указания, где быть храму и обители. Поспешив в Богоявленский храм, я поклониться этому священному жезлу. Он стоит у иконы св. Сергия, древней, писанной, вероятно, при открытии его мощей, в 1422 году. С тем же чувством благоговения я поклонился храмовой иконе Богоявления с сеней Дмитрия Донского».

Предполагается, что основание собора имело для коломенцев даже большее значение, чем открытие самого монастыря, поскольку именно эта дата закрепилась в народном сознании, «омолодив» обитель на целое десятилетие. Голутвин монастырь по праву получил название пограничного «сторожа» Коломны и Москвы.

В «Житии преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца», написанного Епифанием Премудрым, так говорится об основании Голутвинского монастыря: «В другой раз великодержавный князь великий Димитрий, о котором идет речь, просил святого старца Сергия, чтобы он пошел и благословил место для построения монастыря в честь Святого Богоявления в Коломне, в отчине его, на месте, называемом Голутвино, и чтобы он сам место это благословил и церковь поставил. Преподобный же имел обыкновение всегда пешком ходить. И послушался он великого князя из-за веры его и любви, пошел в Коломну, благословил место, которое великий князь облюбовал, и церковь поставил в честь Святого Богоявления. Просил его князь, чтобы дал Сергий из учеников своих одного для устройства монастыря, и дал ему святой из учеников своих одного, Григория – священноинока, мужа благочестивого, многими добродетелями исполненного. И вскоре многочисленное братство собралось, и устроено было общежительство по Божьей благодати, монастырь, почитаемый весьма всеми и великим князем любимый, и до сих пор он наполнен всяких благ. И позднее церковь построена была каменная, которая стоит до сих пор. Так вот это все было».

Как видим, распря здесь не упомянута, речь идет о деревянной церкви, а каменная была воздвигнута позднее. Долгое время в Голутвине хранились святыни основателей: икона «с сеней Димитрия Донского», очевидно, пожертвованная великим князем из коломенского дворца, ризы преподобного Сергия и напрестольный крест. После Смуты эти памятники не упоминаются, но зато почитается посох преподобного Сергия и его икона в рост, написанная на гробовой доске преподобного. «В ризнице замечательны: Крест Сергия Чудотворца положения, да два креста сложены вместе, а в них мощи Игнатия Богоносца, ризы Сергия Чудотворца камка белая куфтер (шелковая ткань гладкая без узоров) ветха, отплечья шиты золотом и серебром на атласе да игуменский посох преподобного Сергия, оставленный Сергием при основании монастыря».

Первый игумен Голутвина, Григорий, прославлен в лике Радонежских святых. Он скончался в монастыре и погребен под алтарем древнего собора.

Голутвин наравне с Коломенским Спасским упоминается как первый общежитийный монастырь. Именно они были основаны при епископе Герасиме (ученике митрополита Алексия).

В XV веке рядом с Богоявленским собором возвели церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского, в память об основателе обители. Позднее храм перестраивался, древние черты исчезли. Во время его последней реставрации открыли участки древней кладки с окнами, форма которых характерна для XVI века. Теперь стены выкрашены в два цвета: белым – древние части, желтым – более поздние. Такой «лоскутный» вид, как ни странно, нисколько не умаляет величавой строгости Сергиевской церкви, но смотрится, словно застывший слепок бурного потока времени. «Здесь было две церкви и обе каменные — главная «Богоявления господа нашего Иисуса Христа», а другая — Сергий Чудотворец, с трапезною. В храме Богоявления местная храмовая икона украшена Владыкою Савватием, а свеча перед нею Великого Князя. Между местными иконами была икона «Страшный Суд». Двери царския поставления Владыки Феодосия».

Кассиан – единственный известный нам настоятель Старо-Голутвинского монастыря XV века, после упоминаемого в «Житии Сергия Радонежского» первого игумена Григория. Второй игумен – Пахомий Пречистенский. В числе вкладчиков упоминаются старцы Исайя и Варгонафий, пономарь Иосиф да старица Евпраксия.

В начале XVII века авторитет Голутвина монастыря был очень высок: на судьбоносном Соборе 1613 года, венчавшем на царство боярина Михаила Романова, коломенское духовенство представлял голутвинский настоятель игумен Авраамий. «На грамоте подписи «выборных» коломенцев: смиренный Иосиф, Коломенский и Каширский, с Коломны Богоявления Господня Голутвина монастыря игумен Аврамей, Коломны города в посадьских и уездных людей место руку приложил; Коломенин Михаил Юренев, в выборном дворенина Коломны города Ивана Змеева и во всех коломничь выборных дворян, место руку приложил».

С 1707 года все настоятели монастыря получали высокий сан архимандрита. В начале XVIII столетия в центре обители был воздвигнут новый Богоявленский собор, чей высокий четверик окружен галереей-гульбищем.

6 апреля 1774 г. настоятелем Голутвина Богоявленского монастыря был назначен (с возведением в сан архимандрита) настоятель Коломенского Спасского монастыря игумен Арсений (до пострижения в монашество Дмитрий Тодорский, 1743-1802). Он родился в Коломне, получил образование, сначала в Коломенской, затем в Рязанской семинарии, и, наконец, в Московской Духовной академии. По окончании, в 1769 г., курса Академии, назначен учителем Коломенской семинарии. В 1771 г. принял монашество с именем Дорофея, но, при рукоположении во иеродиакона, переименован был в Арсения, и в том же году был назначен префектом Коломенской семинарии, в 1773 г. игуменом Спасского монастыря, в 1774 г. — Богоявленского Голутвина, в 1775 г. утвержден в должности ректора Коломенской семинарии.

Библиотека Голутвина монастыря была особенно велика; в ней кроме книг богослужебных и всех бывших в соборной библиотеке имелись еще книги: «Владыки Никона слова выборныя, Исаака Сирина, Книга Осаф, Зерцало, Криница, Паринис, Феодосий, Правило Никоновское, Книга собор, книжка в четвертку на бумаге, а в ней Иоаннова служба, да правило поповское.

На рубеже XVIII–XIX веков славная обитель одевается в камень. Возводится монументальная «русско-готическая» ограда, пожалуй, самая красивая среди подобных коломенских сооружений; строится колокольня, двухэтажные братские корпуса. Этот молитвенный памятник становится настоящей архитектурной жемчужиной, он неоднократно запечатлен живописцами, воспет в прозе. Его посещали особы царской крови. Особенно запомнился визит императрицы Екатерины II в 1775 году, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Матвея Фёдоровича Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с декоративными башенками в псевдоготическом стиле на углах и надкладезной часовней в северном прясле стены. Башни и ограда построены на монастырскую сумму и на иждивение купца Шерапова.

Башни ограды при игумене Назарии были перестроены. Часовня была обращена в башню, надстроена в 1830-х – 1840-х гг. (старая кладка сохранилась до первого белокаменного карниза). В основании башни — колодец. В советское время он был завален землёй, и источник иссяк. Южная и северная часть этой ограды сохранилась до нашего времени.

Указом Павла I упраздняется Коломенская епархия. Последний архиерей переводится вместе с духовной семинарией в Тулу. По перенесению Коломенской архиерейской кафедры в Тулу в 1799 г., остался в Коломне древний кафедральный собор, без причта и без способов существования, как бесприходный, и древний архиерейский дом, также пустой, и без способов поддержания. В сей крайности митрополит Платон испросил разрежение второклассный Голутвин (загородный) монастырь перенести в Коломну в архиерейский дом, под названием Новоголутвина, и к нему приписать бывший кафедральный собор, стоящий вне ограды нового монастыря.

С 1802 года Голутвин монастырь стал именоваться Старо-Голутвиным. К нему был приписан соседний Бобренев монастырь, который с тех пор и до 1865 года в документах часто именуется Бобреневым-Голутвиным монастырем. В опустевший Старо-Голутвин поместили часть братии из Пешношского монастыря и отделили к нему часть угодий Бобреневских.

2 сентября 1833 состоялось освящение теплой Сергиевской церкви на территории Старо-Голутвина, которое совершил митрополит Филарет. Сергиевская церковь построена в стиле классицизма. Некрополь обители стал местом упокоения знатнейших коломенских семейств, представителей княжеских и дворянских фамилий.

Здешние насельники оказывали большое влияние на духовную жизнь Коломны. Яркий пример этому – схимонах Иоанникий, который предложил коломенцам учредить крестный ход в память о жертвах холерной эпидемии 1848 года. Святитель Филарет (Дроздов) не только благословил это начинание, но даже лично составил правила крестного хода, который с тех пор неизменно совершался вплоть до середины 1920-х годов. «По примеру прошедших 1849, 1850 и 1851 годов в 47 день по Пасхе крестных ходов в память избавления г. Коломны от губительной болезни и в сим 1852 году 15-го и 19-го сего мая совершены по прежде данному чину, с поднятием из Старо-Голутвина монастыря иконы преподобного Сергия».

Иногда молитвенная жизнь обители несколько ослаблялась, но Господь всякий раз посылал благодатного начальника, который воздвигал духовную славу коломенской святыни на прежнюю высоту. На исходе 1860-х годов в монастыре сложилась непростая ситуация. В 1829 году почил настоятель Голутвинского монастыря строитель Самуил, который с частью братии переселился в Богоявленскую обитель из Пешношского монастыря после того, как прежняя Голутвинская братия перешла в Ново-Голутвин монастырь. После него настоятелем монастыря стал отец Назарий, мудро управлявший обителью и братией до 1853 года, но его разбил паралич, и управление было передано монастырскому духовнику иеромонаху Авраамию, который оказался не искусен в хозяйствовании. В 1864 году его сменил иеромонах Пешношского монастыря Назарий (к его имени в подобающих местах стали прибавлять обозначение «второй», чтобы не путать с прежним настоятелем, носившим то же имя), которому было уже за семьдесят лет. Этот старец управлял монастырем только три года; после его кончины в 1867 году, встал вопрос о назначении нового настоятеля, выбор пал на казначея Угрешского монастыря иеромонаха Сергия. На тот момент отцу Сергию было 37 лет. Он происходил из купеческой семьи, юношей ушел в Угрешский монастырь, где после пяти лет послушания 25 сентября 1851 года был пострижен в монашество. Проходя этапы иноческого послушания, к 1855 году он стал монастырским казначеем. Поставленный преосвященным Игнатием в настоятели Старо-Голутвина монастыря 14 июня 1867 года 24 июля он выехал из Угреши в Коломну. Прибыв на место, новый настоятель застал монастырь в незавидном положении. Архимандрит Пимен (Мясников) пишет об этом в своей книге «Воспоминания»: «При поступлении на должность строитель Сергий застал обитель далеко не в цветущем положении: были значительные упущения и по церкви, и по монастырю, и несогласие в братии. За три года настоятельства отец Сергий привел обитель в порядок, исправил храмы и монастырские строения, внутренность монастыря была облагоображена, настоятельские кельи приняли совершенно иной вид. В монастыре была построена небольшая, но весьма приличная гостиница, заведено училище для приходящих детей». Возведенный в сан игумена 23 мая 1869 года, отец Сергий нашел поддержку своим начинаниям в лице Гурия Ротина и его супруги Екатерины Афанасьевны. Эти боголюбивые люди радели о спасении своих душ, много жертвуя на монастырь, при условии вечного поминовения после того, как умрут. При их поддержке игумену Сергию удалось в короткий срок поправить дела старинной обители, еще раз доказав свою способность к ведению хозяйственных и духовных дел. Именно поэтому, когда в 1871 году взор Ротиных обратился на Ново-Голутвинскую обитель, которая пришла в такое состояние, что уже встал вопрос о ее упразднении, то они пожелали видеть настоятелем этого монастыря игумена Сергия, как человека надежного и дельного.

В праздничные дни Богоявленский Старо-Голутвин монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. Монастырь нес некоторые государственные повинности, заготавливая фураж для армии и хмель для государственных пивоваренных заводов.

XIX век стал благоприятным для возрождения монашества и восстановления монастырей. В собственности Старо-Голутвина монастыря в это время находилось 1234 крепостных. Братия Старо-Голутвина и Ново-Голутвина монастырей в 1876 году составляла 160 человек. На 1917 год в обороте у Старо-Голутвина монастыря находилось 283 десятины земли.

В начале XX века, когда духовное оскудение в России приняло катастрофические масштабы и на горизонте все отчетливее замаячил призрак грядущей смуты, монастырь, а вместе с ним и Коломна неожиданно получили драгоценный дар от Бога. В 1912 г. настоятелем Богоявленского Старо-Голутвина монастыря был назначен оптинский старец, схиархимандрит Варсонофий (Павел Иванович Плиханков, 1845-1913). В миру он прожил 46 лет, был военным, полковником, после знакомства с оптинским старцем Амвросием (Гренковым) подал в отставку, в 1892 г. зачислен в братство Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной.

Не по своей воле великий подвижник покинул любимую Оптину. «Как под терновый венец», по его же собственному выражению, преклонил главу старец под золотую митру, когда владыка Трифон (Туркестанов) в Москве поставлял его в архимандрита перед отправкой в Старо-Голутвин. Старец принял назначение смиренно: «Враг напал на меня и изгнал из Оптиной». Подъезжая к Коломне, схиархимандрит Варсонофий увидел из окна вагона монастырь и, перекрестившись, сказал: «Вот здесь моё место упокоения. Недолго мне осталось жить, так как приходится нести последние испытания». И в Коломенской обители он явил свои дарования. Новый настоятель установил обязательное для монахов посещение церкви и трапезной.

Через два месяца монастырь был неузнаваем. Многие рабочие Коломенского завода стали приходить в монастырь искать утешения. И, как прежде, старец уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимал всех без отказа, врачевал телесные и душевные недуги. Здесь, в Старо-Голутвине, совершилось по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. Отец Варсонофий не только исправил нестроения в духовной жизни обители, но и всего лишь за год успел привести в порядок монастырские постройки.

Сюда, в Коломну, к старцу Варсонофию стало стекаться множество людей со всей России. Вместе с народом поступали и богатые пожертвования, и обитель сразу начала отстраиваться и поновляться. В короткий срок от былого упадка не осталось и следа: все постройки капитально отремонтировали, приобрели дорогую утварь и убранство. 17 марта 1913 г. он продиктовал духовное завещание братии: «Не угашайте духа, но паче возгревайте его терпеливою молитвою и прилежным чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы весь ад восстал на вас и весь мир кипел бы на вас злобою и прещением, и — веруйте: близ Господь всем призывающим Его, — всем призывающим Его во истине. Аминь».1 апреля 1913 года архимандрит Варсонофий скончался. Множество народа провожало его в родную Оптину.

В декабре 1916 г. настоятеля Старо-Голутвина монастыря архимандрита Алексия (Кузнецова) нарекли епископом Дмитровским.

В 1917 г. настоятелем Старо-Голутвина монастыря был архимандрит Амвросий. В марте 1918 г. его сменил архимандрит Леонид, до этого управлявший монастырём в Астраханской епархии. В 1917 г. в Старо-Голутвинском монастыре было 24 монаха, 2 послушника, земельные угодья составляли 383 десятины.

В 1918-1919 гг. на базе хозяйства Старо-Голутвина монастыря была образована трудовая артель.

16 июня 1921 г. в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры. От Старо-Голутвин монастыря крестный ход двинулся в сторону кладбищенской церкви Петра и Павла, где их встретил епископ Феодосий (Ганицкий). Диакон, поминая всех погибших «от губительныя болезни», по напечатанному полвека тому назад последованию, помянул «о наследнике цесаревиче и великом князе Александровиче». Очевидно, что такое прошение относилось к годам царствования императора Александра III. 13 июля епископа Феодосия арестовали, но вскоре отпустили. С тех пор крестный ход, совершавшийся в Семик с иконой преподобного Сергия из Голутвина монастыря в Успенский собор, был запрещён.

В августе 1925 г. епископ Феодосий постриг священника Георгия Беляева в монашество с именем Никон, возвёл в сан архимандрита и поставил наместником Старо-Голутвина монастыря. Именно он стал последним настоятелем перед закрытием монастыря, а в дальнейшем новомучеником архимандритом Никоном (Беляевым). Он был арестован вместе с братией. Казнь его совершилась 10 декабря 1937 года. В советские годы обитель пришла в ужасное запустение. Были повреждены многие башни, у Богоявленского собора сломали гульбище, кельи опустели и превратились в руины.

В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР (30.08.60 г. № 1327) «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» в Старо-Голутвине монастыре открыта лечебно-оздоровительная база завода им. Куйбышева.

Расчистка территории монастыря от мусора началась лишь в 1988 году, а в 1994 году обитель была возвращена Церкви. Здесь дважды – в 1993 и 1999 годах – побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Главная святыня – Богоявленский собор – была восстановлена в прежнем виде. 15 мая 2007 года состоялось Великое освящение собора. В настоящее время в монастыре восстановлены все храмы, идет реставрация братского корпуса, колокольни, ограды. По соседству располагается Коломенская духовная семинария и храм во имя Святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова, которые были возведены в 2007–2012 годах. Торжественное освящение храма и новых семинарских корпусов 12 августа 2012 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В древней обители хранятся частицы мощей многих святых, в том числе преподобных Сергия Радонежского и Варсонофия Оптинского. В соборе почивают мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского. А перед храмом высится величественный бронзовый памятник Сергию Радонежскому, игумену земли Русской, чья молитва вот уже более шести веков хранит эту древнюю духовную крепость, стоящую на слиянии Москвы-реки и Оки.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *