19 апреля 2011 года,

вторник, 21:00

"Рафаилу Берестову – А-на-фе-ма !!!"

Глава

Дальше Налимов довольно живо описывает сам митинг и некоторые его "жанровые сценки"…

Но интересно какое    н а з в а н и е    дал он этому своему рассказу:

"Вконакте" группа "Объединенная православная молодежь".

"ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ – БОРОВИКОВУ, ЦАРЁВУ, о. РАФАИЛА (БЕРЕСТОВА) !!! "

"… Более того, – пишет он, – оказывается, Афон благословил это! (митинг и братание с коммунистами, – Л.Д.С-Н). В разговоре мне удалось выяснить, что

СТАРЕЦ РАФАИЛ (БЕРЕСТОВ)

,

который, по моим сведениям, также является непоминающим Святейшего Патриарха Кирилла, обратился с таким    б л а г о с л о в е н и е м    (объединяться с коммунистами, – Л.Д.С-Н) и этому моему знакомому сказал, что "нужно действовать" и якобы "они станут нашими", как в свое время св. Вонифатий,

ОНИ ОБРАТЯТСЯ К ВЕРЕ !

… Было сказано, что В.Осипов перестал сам собирать митинги, уже не может, только они (коммунисты, – Л.Д.С-Н) могут. Было сказано – они используют нашу риторику! Некоторые из них уже православные! Крестятся, исповедуются и причащаются и ходят в храмы!…

… После этого кричали "За победу!" …. Партия сильная, с сильным лидером во главе, которая

ПРОТИВ ЗАПАДА И КАПИТАЛА ОЛИГАРХОВ !

… Единственная патриотическая сила в Думе и в стране ….

Уходя, я подумал, как странно будет, если коммунизм вернет нашей стране

ИДЕОЛОГИЮ

"ЗВЕРЯ БАГРЯНОГО".

И я представил себе, как народ опять поклоняется

"МОЩАМ "СВЯТОГО ЛЕНИНА"…

И ужаснулось сердце мое…."

. . .

Тут я (автор повествования, а не Налимов, – Л.Д.С-Н), немного переделал рассказчика. Ибо я пишу роман, а не отчет о митинге. Но и сам "отчет" по-своему интересен. Особенно интересно требование –

ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ СТАРЦА РАФАИЛА БЕРЕСТОВА !

А так, конечно, живо и образно написано. Впрочем, пусть наш уважаемый читатель убедится сам:

"ОПМ. Объединенная православная молодёжь

ПРЕДАТЬ АНАФЕМЕ — БОРОВИКОВУ, ЦАРЕВУ, О.РАФАИЛА (БЕРЕСТОВА) !!

Мы пришли к началу митинга. У памятника Пушкину собирались люди, были уже хоругвеносцы, люди с иконами и лозунгами «УЭК – печать антихриста». Мы все двинулись колонной от памятника направо и встали всей массой слева от парка с памятником, левее ККЗ «Пушкинский». Примерно на уровне начала лестницы в кинотеатр, в начале этой области, где мы стояли, были уже установлены трибуны.

Диагноз Рафаила Берестова

Слева и справа стояли металлические заграждения и милиция, на сам митинг проходили через металлоискатели. Но самое интересное заключалось в том, что вдоль всей этой области, куда загнали народ, стояли палатки КПРФ, кругом сновали люди в шарфах и значках КПРФ, развивались флаги СССР и флаги с В.И. Лениным.

Было такое сразу ощущение, что ты попал на какой-то митинг коммунистов. На деле так и оказалось. Выяснилось, что это именно они являются организаторами этого мероприятия, они все пробили, как мне сказали – «без них ничего бы этого не было». Чего «Этого»? Сейчас расскажу.

Сначала взял слово представитель КПРФ, не записал, как его зовут, к сожалению, который рассказал о том, как олигархия и капитал проклятый захватили власть в начале 90-х и с тех пор сосут из недр нашей страны ресурсы. Лесной, земельный и водный кодексы полностью денационализируют соответственно леса, земли и водоемы России – которые в ближайшее время окажутся выкупленными мировым кагалом. Ну а дальше было произнесено буквально следующее: нам надо провести народный референдум, чтобы воспользоваться правом народа на решение следующих вопросов:

– запрет введения Универсальной Электронной Карты

– замораживание тарифов ЖКХ как минимум до 2014 года

– ремонт жилого фонда Москвы должен производиться четко по графику вне зависимости от форм собственности.

Но для проведения данного референдума необходимо, чтобы его как таковой разрешила Избирательная Комиссия, поэтому КПРФ подала соответствующую заявку, а народу предлагается каждый день звонить и требовать, чтобы право на референдум было реализовано, чтобы заявка прошла.

Затем выступил ветеран Великой Отечественной войны, который призвал восстать против современных фашистов в лице текущей власти. Было проведено такое сравнение – немец, когда шел на нашу страну, хотел захватить наши города, захватить земли, леса и ресурсы, что и было сделано олигархами, которые теперь обкрадывают народ и продают наши недра, а доход кладут себе в карман. Ветеран произнес – раньше был лозунг «назад нет пути, за нами – Москва». Теперь они начали с Москвы, и вводят тут Универсальную Электронную Карту, чтобы всех поработить и контролировать.

Следующей выступала глава организации «Много деток – хорошо», которая также сказала, что как мать видит угрозу для своих собственных детей и для всех детей России при современной власти, которая вводит такие институты, как Ювенальная Юстиция, в результате чего детей массово уже отбирают у родителей практически без суда и следствия. Учитель может тайком, когда родителей нет на работе, прийти в дом и сфотографировать просроченный кефир, недоеденные макароны и т.п., после чего представители силовых структур и опеки приходят и отбирают ребенка. По сведениям выступающей – государство выделяет на 1 ребенка – 1 миллион рублей в год в детских домах, куда их забирают. Видимо не все или далеко не все деньги идут реально на детей, и в этом состоит мотивация по изъятию детей, читалось в подтексте данного выступления.

Следующим выступал опять коммунист, который в духе оратора начал задавать всем собравшимся вопросы: «Хотите ли Вы отказаться от Универсальной Карты Москвича» ? Все кричали «Да!». И еще несколько вопросов, после чего оратор сказал, что для победы, нужно голосовать за Зюганова! У нашей партии, сказал он – молодой и сильный лидер! Мы, сказал он, в 1917 году приняли нищую страну и подняли ее с колен! Нужно голосовать при выборах в парламент за коммунистов, за КПРФ, а при выборе Президента – за Геннадия Андреевича Зюганова! Вы будете голосовать за Зюгнанова? – крикнул он, на что из православных рядов, которые старались держаться особняком, раздалось громкое «Нет!»

В этот момент (я тоже кричал НЕТ) на меня зашипели соседи, которые оказались коммунистами. (Мы стояли с женою и друзьями и держали растяжку «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его»). Нам начали говорить (женщина с иконой Св. Богородицы), что мы провокаторы и должны замолчать! А молодые коммунисты с другой стороны говорили «У нас отняли землю!», на что я ответил, что у меня в 37-м расстреляли всю семью начисто, и что мне делать? На что им возразить было нечего и они отошли в стороны, и начали шептаться между собою «Это больное!

Тут надо как-то по-другому заходить», из чего я сделал для себя вывод, что идет конкретная кампания по подминанию православного электората под КПРФ. Видимо, они решили сделать из нас своих будущих голосующих! Голоса издалека доносили крики: «Нам всем надо объединяться, нас раздавят».

Интересно тут получается, подумал я, видя как некоторые верующие люди уже приняли для себя такое предложение. Огульно обвиняя наше священноначалие в экуменизме (которого в той форме, в которой идет обвинение – и нету в помине) – наши ревнители говорят, что нельзя и в мыслях допустить общение с еретиками и инославными, иногда слышаться призывы перестать поминать Патриарха даже, обвиняя его в крайнем либерализме! Но при этом – люди ничтоже сумняшеся объединяются с кем? С убийцами наших дедов, с партией, которая практически полностью уничтожила Русскую Православную Церковь руками И.В. Сталина и Н.С. Хрущева! С теми – на красных флагах которых – разлиты святые крови умученной Царской Семьи, Собора Новомученников и Исповедников Российских, перенесших такие страдания и убитых в таком количестве, чего не было за всю историю христианской церкви! И сейчас та же самая партия, с теми же лозунгами «Власть народу» (как раз тот оратор кричал – Вы хотите власть народу?), с теми же идеалами и героями – В.И.Лениным-Ульяновым на флагах, с серпом и молотом наперевес – предлагает нам объединение причем, по сути, на основе ПОГЛОЩЕНИЯ! Нам говорят – Вы никто! Вы не можете сами собрать даже митинг! Вас раздавят! Только мы являемся силой, реальной политической силой – присоединяйтесь к нам или погибнете!

Чудовищно звучит? А знаете, кто мне это сказал? Человек, с которым я 10 с лишним лет назад начинал бороться против ИНН. Этот человек, в отличие от удивленных православных христиан, пришедших как на чудовищный обман – на этот красный коммунистический субботник – ЗНАЛ, о том, как и что будет проведено. Более того, оказывается Афон благословил это! В разговоре мне удалось выяснить, что старец Рафаил (Берестов), который по моим сведениям также является непоминающим Святейшего Патриарха Кирилла, обратился с таким благословением к этому моему знакомому и сказал, что «нужно действовать» и якобы «они станут нашими», как в свое время стали нашими св. Вонифатий, они – обратятся к вере!

Много чего еще мне было приведено в пример. 150 000 вывели на митинги греки, и там также вышли все партии, как было сказано! Но простите – все партии – это не КПРФ и объединение под началом КПРФ! Было сказано – мы уже ничего не можем, В. Осипов перестал сам собирать митинги, уже не может, только они могут. Было сказано – они используют нашу риторику! Некоторые из них уже православные! Крестятся, исповедуются и причащаются и ходят в наши храмы!

Даже не знаю – надо ли тут что-то комментировать. В моей душе, все это вызвало бурю негодования! Да, забыл сказать – всех участников митинга настойчиво пригласили на «праздник солидарности всех» 1 мая! Также сказали – если каждый из Вас приведет 10 человек, а они – в свою очередь еще 10 – мы победим! После этого кричали «За победу!» Это с трибун кричал оратор от КПРФ! Вот как оказывается все просто! Партия сильная, с сильным лидером во главе, которая против запада и капитала олигархов (надо найти – совершенно четко есть сведения, что Зюганов получал деньги от Березовского и сам это подтверждал), единственная патриотическая сила в Думе и в стране. Да, с трибун также сказали, что Ювенальная Юстиция, так ненавидимая православными – лоббируется в Думе через партию «Справедливая Россия» — дескать, вот какие там патриоты, не обольщайтесь!

Из толпы к жене подошел паренек с листовками, где рассказывалось, как правильно крестится. Жена говорит – иди вон, раздай коммунистам. Он говорит – я ходил к ним – они не берут! Потом тихо добавил: «А Вы знаете, что есть пророчества, что они опять придут к власти? И потом, они заставят нашу Церковь подписать унию с католиками, поэтому храмы наши будут в благолепии, а ходить то в них будет нельзя!»…

Люди с иконами и православными лозунгами медленно расходились, как всегда обмениваясь фотографиями о чудесах и листовками. Вдруг мы увидели, что на лестнице у кинотеатра собралось много верующих с большими иконами, в том числе с большой иконой св. Царя Мученника Николая. Мы также подошли туда. Отказывается, (я не знал) каждую субботу на этом месте в 14-00 уже в течение 5 лет проводится молитвенное стояние с чтением акафиста Пресвятой Богородице о возвращении городу Москве Страстного монастыря, который находился на месте кинотеатра до 1937 года (как символично!). Мы помолились и наконец, из набежавших туч, которые висели над нами во время всего этого сборища, выглянуло яркое весеннее солнце и согрело всех, уже замерзших, своим теплом!

Уходя, я подумал, как страшно будет, если коммунизм вернет нашей стране идеологию «Зверя Багряного», как о нем говорит о. Олег Стеняев, как опять нас погонят в Сибирь… Конечно, возможно Церковь теперь не тронут, в том виде, в котором она преобразуется, став одним из коммунистических институтов. Представил я себе, как поклоняются мощам «святого Ленина», возносятся молитвы об упокоении со святыми тех, кто еще недавно с омытыми по локти руками убивал Церковь. Церковь Иисуса Христа, Русскую Православную Некоммунистическую Церковь Московского Патриархата…

+ + +

Несчастная судьба Алегама оскорбила Шибанских и Ногайских Владетелей, связанных с ним родством: Царь Ивак, Мурзы Алач, Муса, Ямгурчей и жена его прислали в Москву грамоты, убеждая в них освободить сего пленника. Ивак писал к Великому Князю: «Ты мне брат: я Государь Бесерменский, а ты Христианский. Хочешь ли быть в любви со мною? Отпусти моего брата, Алегама. Какая тебе польза держать его в неволе? вспомни, что ты, заключая с ним договоры, обещал ему доброжелательство и приязнь». Мурзы изъявляли в своих письмах более смирения, говоря, что они шлют Великому Князю тяжелые поклоны с легким даром и ждут от него милости; что отцы их жили всегда в любви с Государями Московскими; что обстоятельства удаляли юрт Иваков от пределов России, но что сей Царь, победив недругов, снова к ней приближился и хочет Иоанновой дружбы. Послы Ногайские желали еще, чтобы купцы их могли свободно приезжать к нам и торговать везде без пошлин. Государь велел объявить им следующий ответ: «Алегама, обманщика и клятвопреступника, мною сверженного, не отпускаю; а другом вашим быть соглашаюсь, если Царь Ивак казнит разбойников, людей Алегамовых, которые у него живут и грабят землю мою и сына моего, МагметАминя; если возвратит все похищенное ими ли не будет впредь терпеть подобных злодейств». В ожидании сего требуемого удовлетворения Иоанн задержал в Москве одного из Послов, отпустил других и велел, чтобы Ногайцы ездили в Россию всегда чрез Казань и Нижний, а не Мордовскою землею, как они приехали. Сии сношения продолжались и в следующие годы, представляя мало достопамятного для Истории. Видим только, что Орда Ногайская, кочуя на берегах Яика и близ Тюменя, имела разных Царей и сильных Мурз, или Князей Владетельных; называясь их другом, Иоанн говорил с ними языком повелителя; дозволил Князю Мусе, внуку Эдигееву и племяннику Темирову, выдать дочь свою за МагметАминя, но не велел последнему выдавать сестры за сына Мурзы Ногайского, Ямгурчея, коего люди, вместе с жителями Астраханскими, грабили наших рыболовов на Волге; несмотря на все убедительные просьбы Ногайских Владетелей, держал Алегама в неволе, ответствуя: «из уважения к вам даю ему всякую льготу»; посылал к ним гонцов и дары, ипрские сукна, кречетов, рыбьи зубы, не забывая и жен их, которые в своих приписках именовались его сестрами , но; строго наблюдая пристойность в Дворских обрядах и различая Послов, Великий Князь изъяснялся с Ногайскими единственно через второстепенных сановников, Казначеев и Дьяков. Главною целию Иоанновой Политики в рассуждении сего кочевого народа было возбуждать его против Ахматовых сыновей и не допускать до впадения в землю Казанскую, где МагметАминь Царствовал как присяжник и данник России: ибо в тогдашних бумагах находим жалобу МагмедАминя на чиновника Московского, Федора Киселева, который сверх обыкновенных пошлин взял у жителей Цывильской области несколько кадок меда, лошадей, куниц, бобров, лисьих шкур и проч.

Подчинив себе Казань, Государь утвердил власть свою над Вяткою. В то время, когда Холмский действовал против Алегама, беспокойный ее народ, не менее своих братьев, Новогородцев, привязанный к древним уставам вольности, изъявил непослушание и выгнал Наместника Великокняжеского. Несмотря на многочисленность войска, бывшего в Казанском походе, Иоанн имел еще иное в готовности и послал Воеводу, Юрия ШестакаКутузова, смирить мятежников; но Вятчане умели обольстить Кутузова: приняв их оправдание, он возвратился с миром. Великий Князь назначил других Полководцев, Князя Даниила Щеню и Григорья Морозова, которые с 60000 воинов приступили к Хлынову. Жители обещались повиноваться, платить дань и служить службы Великому Князю, но не хотели выдать главных виновников бунта: Аникиева, Лазарева и Богодайщикова. Воеводы грозили огнем: велели окружить город плетнями, а плетни берестом и смолою. Оставалось несколько минут на размышление: Вятчане представили Аникиева с товарищами, коих немедленно послали окованных к Государю. Народ присягнул в верности. Ему дали новый устав гражданский, согласный с самодержавием, и вывели оттуда всех нарочитых земских людей, граждан, купцев с женами и детьми в Москву. Иоанн поселил земских людей в Боровске и в Кременце, купцев в Дмитрове, а трех виновнейших мятежников казнил: чем и пресеклось бытие сей достопамятной народной Державы, основанной выходцами Новогородскими в исходе второгонадесять века, среди пустынь и лесов, где в тишине и неизвестности обитали Вотяки с Черемисами. Долго история молчала о Вятке: малочисленный ее народ, управляемый законами демократии, строил жилища и крепости, пахал землю, ловил зверей, отражал нападения Вотяков и, малопомалу усиливаясь размножением людей, более и более успевая в гражданском хозяйстве, вытеснил первобытных жителей из мест привольных, загнал их во глубину болотистых лесов, овладел всею землею между Камою и Югом, устьем Вятки и Сысолою; начал торговать с Пермяками, Казанскими Болгарами, с восточными Новогородскими и Великокняжескими областями; но еще не довольный выгодами купечества, благоприятствуемого реками судоходными, сделался ужасен своими дерзкими разбоями, не щадя и самых единоплеменников. Вологда, Устюг, Двинская земля опасались сих Русских Норманов столько же, как и Болгария: легкие вооруженные суда их непрестанно носились по Каме и Волге. В исходе XIV века уже часто упоминается в летописях о Вятке. Полководец Тохтамыша выжег ее города: сын Донского присвоил себе власть над оною, внук стеснил там вольность народную, правнук уничтожил навеки. Воеводы Иоанновы вместе с Вяткою покорили и землю Арскую (где ныне город Арск); сия область древней Болгарии имела своих Князей, взятых тогда в плен и приведенных в Москву: государь отпустил их назад, обязав клятвою подданства.

Среди блестящих деяний государственных, ознаменованных мудростию и счастием Венценосца, он был поражен несчастием семейственным. Достойный наследник Великого Князя, Иоанн Младой, любимый отцом и народом, пылкий, мужественный в опасностях войны, в 1490 году занемог ломотою в ногах (что называли тогда камчюгою ). За несколько месяцев перед тем сыновья Рала Палеолога, быв в Италии, привезли с собою из Венеции, вместе с разными художниками, лекаря, именем Мистра Леона, родом Жидовина: он взялся вылечить больного, сказав Государю, что ручается за то своею головою. Иоанн поверил и велел ему лечить сына. Сей Медик, более смелый, нежели искусный, жег больному ноги стеклянными сосудами., наполненными горячею водою, и давал пить какоето зелие. Недуг усилился: юный Князь, долго страдав, к неописанной скорби отца и подданных скончался, имев от рождения 32 года. Иоанн немедленно приказал заключить Мистра Леона в темницу и через шесть недель казнил всенародно на Болванове за Москвоюрекою. В сем для нас жестоком деле народ видел одну справедливость: ибо Леон обманул Государя и сам себя обрек на казнь. Такую же участь имел в 1485 году и другой врач, Немец Антон, лекарствами уморив Князя Татарского, сына Даниярова: он был выдан родным головою и зарезан ножом под Москворецким мостом, к ужасу всех иноземцев, так, что и славный Аристотель хотел немедленно уехать из России: Иоанн разгневался и велел заключить его в доме; но скоро простил.

Строгий в наказании бедных неискусных врачей, сей Государь в то же время изъявил похвальную умеренность в случае важном для веры, в расколе столь бедственном, по выражению современника, Св. Иосифа Волоцкого, что благочестивая земля Русская не видала подобного соблазна от века Ольгина и Владимирова. Расскажем обстоятельства. Был в Киеве Жид именем Схариа, умом хитрый, языком острый: в 1470 году приехав в Новгород с Князем Михайлом Олельковичем, он умел обольстить там двух Священников, Дионисия и Алексия; уверил их, что закон Моисеев есть единый Божественный; что история Спасителя выдумана; что Христос еще не родился; что не должно поклоняться иконам, и проч. Завелась Жидовская ересь. Поп Алексий назвал себя Авраамом, жену свою Саррою и развратил, вместе с Дионисием, многих Духовных и мирян, между коими находился Протоиерей Софийской церкви, Гавриил, и сын знатного Боярина, Григорий Михайлович Тучин. Но трудно понять, чтобы Схариа мог столь легко размножить число своих учеников Новогородских, если бы мудрость его состояла единственно в отвержении Христианства и в прославлении Жидовства: Св. Иосиф Волоцкий дает ему имя Астролога и чернокнижника : и так вероятно, что Схариа обольщал Россиян Иудейскою Кабалою, наукою пленительною для невежд любопытных и славною в XV веке, когда многие из самых ученых людей (например, Иоанн Пик Мирандольский) искали в ней разрешения всех важнейших загадок для ума человеческого. Кабалисты хвалились древними преданиями, будто бы дошедшими до них от Моисея; многие уверяли даже, что имеют книгу, полученную Адамом от Бога, и главный источник Соломоновой мудрости; что они знают все тайны природы, могут изъяснить сновидения, угадывать будущее, повелевать духами; что сею наукою Моисей восторжествовал над Египетскими волхвами, Илия повелевал огнем небесным, Даниил смыкал челюсти львам; что Ветхий Завет исполнен хитрых иносказаний, объясняемых кабалою; что она творит чудеса посредством некоторых слов Библии, и проч. Неудивительно, если сии внушения произвели сильное действие в умах слабых, и хитрый Жид, овладев ими, уверил их и в том, что Мессия еще не являлся в мире. — Внутренно отвергая святыню Христианства, Новогородские еретики соблюдали наружную пристойность, казались смиренными постниками, ревностными в исполнении всех обязанностей благочестия так, что Великий Князь в 1480 году взял Попов Алексия и Дионисия в Москву как Пастырей, отличных достоинствами: первый сделался Протоиереем храма Успенского, а второй Архангельского. С ними перешел туда и раскол, оставив корень в Новегороде. Алексий снискал особенную милость Государя, имел к нему свободный доступ и тайным своим учением прельстил Архимандрита Симоновского, Зосиму, Инока Захарию, Дьяка Великокняжеского Федора Курицына и других. Сам Государь, не подозревая ереси, слыхал от него речи двусмысленные, таинственные: в чем после каялся наедине Святому Иосифу, говоря, что и невестка его, Княгиня Елена, была вовлечена в сей Жидовский раскол одним из учеников Алексиевых, Иваном Максимовым. Между тем Алексий до конца жизни пользовался доверенностию Государя и, всегда хваля ему Зосиму, своего единомышленника, был главною виною того, что Иоанн, по смерти Митрополита Геронтия, возвел сего Архимандрита Симоновского (в 1490 году) на степень Первосвятителя. «Мы увидели, — пишет Иосиф, — чадо Сатаны на престоле угодников Божиих, Петра и Алексия, увидели хищного волка в одежде мирного Пастыря». Тайный Жидовин еще скрывался под личиною Христианских добродетелей.

Наконец Архиепископ Геннадий открыл ересь в Новегороде: собрав все об ней известия и доказательства, прислал дело на суд Государю и Митрополиту вместе с виновными, большею частию Попами и Диаконами; он наименовал и Московских их единомышленников, кроме Зосимы и Дьяка Федора Курицына. Государь призвал Епископов, Тихона Ростовского, Нифонта Суздальского, Симеона Рязанского, Вассиана Тверского, Прохора Сарского, Филофея Пермского, также многих Архимандритов, Игуменов, Священников и велел Собором исследовать ересь. Митрополит председательствовал. С ужасом слушали Геннадиеву обвинительную грамоту: сам Зосима казался изумленным. Архиепископ Новогородский доносил, что сии отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы болванами, грызут оные зубами , повергают в места нечистые, не верят ни Царству Небесному, ни Воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных Христианах, дерзостно развращают слабых. Призвали обвиняемых: Инока Захарию, Новогородского Протопопа Гавриила, Священника Дионисия и других (глава их, Алексий, умер года за два до сего времени).

Они во всем заперлися; но свидетельства, Новогородские и Московские, были несомнительны. Некоторые думали, что уличенных надобно пытать и казнить: Великий Князь не захотел того, и Собор, действуя согласно с его волею, проклял ересь, а безумных еретиков осудил на заточение. Такое наказание по суровости века и по важности разврата было весьма человеколюбиво. Многие из осужденных были посланы в Новгород: Архиепископ Геннадий велел посадить их на коней, лицом к хвосту, в одежде вывороченной, в шлемах берестовых, острых, какие изображаются на бесах, с мочальными кистями, с венцом соломенным и с надписью: се есть Сатанино воинство! Таким образом возили сих несчастных из улицы в улицу; народ плевал им в глаза, восклицая: се враги Христовы , и в заключение сжег у них на голове шлемы. Те, которые хвалили сие действие как достойное ревности Христианской, без сомнения осуждали умеренность Великого Князя, не хотевшего употребить ни меча, ни огня для истребления ереси. Он думал, что клятва церковная достаточна для отвращения людей слабых от подобных заблуждений.

Но Зосима, не дерзнув на Соборе покровительствовать своих обличенных тайных друзей, остался в душе еретиком; соблюдая наружную пристойность, скрытно вредил Христианству, то изъясняя ложно Св. Писание, то будто бы с удивлением находя в нем противоречия; иногда же, в порыве искренности, совершенно отвергая учение Евангельское, Апостольское, Святых Отцов, говорил приятелям: «Что такое Царство Небесное? что второе пришествие и воскресение мертвых? кто умер, того нет и не будет». Придворный Дьяк Федор Курицын и многие его сообщники также действовали во мраке; имели учеников; толковали им Астрологию, иудейскую мудрость, ослабляя в сердцах Веру истинную. Дух суетного любопытства и сомнения в важнейших истинах Христианства обнаруживался в домах и на торжищах: Иноки и светские люди спорили о Естестве Спасителя, о Троице, о святости икон, и проч. Все зараженные ересию составляли между собою некоторый род тайного общества, коего гнездо находилось в палатах Митрополитовых: там они сходились умствовать и пировать. — Ревностные враги их заблуждений были предметом гонения: Зосима удалил от церкви многих Священников и Диаконов, которые отличались усердием к православию и ненавистию к Жидовскому расколу. «Не должно (говорил он) злобиться и на еретиков, Пастыри духовные да проповедуют только мир!»

Так повествует Св. Иосиф, основатель и начальник монастыря Волоколамского, Историк, может быть, не совсем беспристрастный: по крайней мере смелый, неустрашимый противник ереси: ибо он еще во времена Зосимина Первосвятительства дерзал обличать ее, как то видим из письма его к Суздальскому Епископу Нифонту. «Сокрылись от нас, — пишет Иосиф, — отлетели ко Христу древние орлы Веры, Святители добродетельные, коих глас возвещал истину в саду Церкви и которые истерзали бы когтями всякое око, неправо зрящее на божественность Спасителя. Ныне шипит тамо змий пагубный, изрыгая хулу на Господа и Его матерь». Он заклинает Нифонта очистить Церковь от неслыханного дотоле соблазна, открыть глаза Государю, свергнуть Зосиму: что и совершилось. Уверился ли Великий Князь в расколе Митрополита, неизвестно; но в 1494 году, без суда и без шума, велел ему как бы добровольно удалиться в Симонов, а оттуда в Троицкий монастырь за то, как сказано в летописи, что сей Первосвятитель не радел о Церкви и любил вино. Благоразумный Иоанн не хотел, может быть, соблазнить Россиян всенародным осуждением Архипастыря, им избранного, и для того не огласил его действительной вины.

Преемник Зосимы в Митрополии был Игумен Троицкий, Симон. Здесь летописцы сообщают нам некоторые весьма любопытные обстоятельства. Когда Владыки Российские в Великокняжеской Думе нарекли Симона достойным Первосвятительства, Государь пошел с ним из дворца в церковь Успения, провождаемый сыновьями, внуком, Епископами, всеми Боярами и Дьяками. Поклонились иконам и гробам Святительским; пели, читали молитвы и тропари. Иоанн взял будущего Архипастыря за руку и, выходя из церкви, в западных дверях предал Епископам, которые отвели его в дом Митрополитов. Там, отпустив их с благословением, сей скромный муж обедал с Иноками Троицкого монастыря, с своими Боярами и Детьми Боярскими. В день посвящения он ехал на осляти , коего вел знатный сановник Михайло Русалка. Совершились обряды, и новый Митрополит должен был идти на свое место.

Зачем клевещут "старцы"? Об иеросхимонахе Рафаиле (Берестове) *Псевдоправославное сектантство*

Вдруг священнодействие остановилось; пение умолкло: взоры Духовенства и Вельмож устремились на Иоанна. Государь выступил и громогласно сказал Митрополиту: «Всемогущая и Животворящая Святая Троица, дарующая нам Государство всея Руси, подает тебе сей великий престол Архиерейства руковозложением Архиепископов и Епископов нашего Царства. Восприими жезл Пастырства; взыди на седалище старейшинства во имя Господа Иисуса; моли Бога о нас — и да подаст тебе Господь здравие со многоденством». Тут хор певчих возгласил Исполлаэти Деспота . Митрополит ответствовал: «Всемогущая и вседержащая десница вышнего да сохранит мирно твое Богопоставленное Царство, Самодержавный Владыко! Да будет оно многолетно и победительно со всеми повинующимися тебе Христолюбивыми воинствами и народами! Во вся дни живота твоего будя здрав, творя добро, о Государь Самодержавный!» Певчие возгласили Иоанну многолетие. — Великие Князья всегда располагали Митрополиею, и нет примера в нашей Истории, чтобы власть духовная спорила с ними о сем важном праве; но Иоанн хотел утвердить оное священным обрядом: сам указал Митрополиту престол и торжественно действовал в храме: чего мы доселе не видали.

К успокоению правоверных новый Митрополит ревностно старался искоренить Жидовскую ересь; еще ревностнее Иосиф Волоцкий, который, имея доступ к Государю, требовал от него, чтобы он велел по всем городам искать и казнить еретиков. Великий Князь говорил, что надобно истреблять разврат, но без казни, противной духу Христианства; иногда, выводимый из терпения, приказывал Иосифу умолкнуть; иногда обещал ему подумать и не мог решиться на жестокие средства, так что многие действительные или мнимые еретики умерли спокойно; а знатный Дьяк Федор Курицын еще долго пользовался доверенностию Государя и был употребляем в делах Посольских.

Глава V

Продолжение государствования Иоаннова. 1491—1496 г.

Заключение Андрея, Иоаннова брата. Смерть его и Бориса Васильевича. Посольства Императора Римского и наши к нему. Открытие Печорских рудников. Посольство Датское, Чагатайское, Иверское. Первое дружелюбное сношение с Султаном. Посольства в Крым. Литовские дела. Смерть Казимира: сын его, Александр, на троне Литовском. Неприятельские действия против Литвы. Переговоры о мире и сватовстве. Злоумышление на жизнь Иоаннову. Посольство Князя Мазовецкого в Москву. Мир с Литвою. Иоанн отдает дочь свою, Елену, за Александра. Новые неудовольствия между Россиею и Литвою.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *