Впереди праздник Сретение Господне. Как рассказать о нём нашим детям? На что обратить особое внимание?

Часто в сценариях детских праздников к этому дню, в житейских разговорах можно встретиться с расхожим представлением, что Сретение — это день, когда зима встречается с весною. Происходит подмена христианского смысла праздника сезонно-календарными мотивами. Этого надо избегать.

В разговоре с детьми начнём рассказ о празднике со значения слова «сретение». Сретение – это встреча. Встреча со Христом. Как правило, такая встреча происходит в жизни каждого человека.

Сретение всегда празднуется 15 февраля, на сороковой день после Рождества. Хорошо устроиться поуютнее, зажечь свечу, открыть Детскую Библию с хорошими иллюстрациями, вспомнить, какие события произошли после Рождества Христова. То есть мысленно вернуться к празднику Рождества Христова, который дети совсем недавно очень эмоционально переживали. И вспомнить, что же было дальше. Так, перелистывая страницы, мы потихонечку дойдем до рассказа о Сретении и иллюстрации этого события.

Вместе с детьми вглядимся в изображение, будем разглядывать и задавать вопросы, и искать на них ответы. Мы обнаружим Младенца Христа на руках у Пресвятой Богородицы… Праведного Иосифа, сопровождающего Её… Седовласого, седобородого человека, протягивающего руки навстречу Марии и Младенцу Христу… Задавая вопросы, мы потихоньку расскажем ребенку о самом событии.

— Что за ступени? … Это здание большого храма в городе Иерусалиме.

— Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица несли туда в этот день Младенца Христа?.. Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения…

— Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу?… Двух голубков.

— Кто же принимает Младенца из рук Марии?.. Старец. Он и прозван – Богоприимец. А его имя – Симеон. Симеон Богоприимец — праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа и сказал о Младенце слова, приоткрывающие для нас духовный смысл праздника Сретения:

«Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих…»

В этих пророческих словах открывается два пути жизни каждого: принять Христа, или Его отвергнуть. И нет третьего пути. Каждый человек сам выбирает, идти навстречу Богу, или топтаться на месте, или вовсе повернуться к Нему спиной. Так относятся ко Христу вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью.

Мы можем рассказать детям подробнее и о старце Симеоне, и о пророчице Анне, которую также изображают на иконе Сретения:

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.
И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона….
(«Сретение», Иосиф Бродский)

Но самая главная мысль, которой мы можем поделиться с ребенком, эта та, что у каждого человека происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает человека. Можно вспомнить встречу Савла с Господом на пути в Дамаск, навсегда преобразившем некогда гонителя христиан: был Савлом – стал Павлом. Верным апостолом, учеником Христовым, следовавшим за Ним, несмотря на все испытания, до самого конца…

Разглядывая икону праздника, читая Библию, очень важно перебросить мостик и в сегодняшний день. А как эта Встреча произошла у папы? А у мамы? А когда самого ребенка первый раз принесли в храм?.. Разговор об опыте встречи с Богом, о ее ожидании, о том, что и почему нам так часто мешает, чтобы эта Встреча состоялась… О том, как мы готовимся к встрече со Христом в церковных таинствах: в таинстве исповеди, в таинстве Причастия…О словах молитвы перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твоё…» И о том, что Христос – посреди нас…

Итак, слово «сретение» означает встречу. Но Встречу особенную, потому мы и пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника – рядовое, бытовое событие: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.

Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон — переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Мессию. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения.

Джеймс Тиссо. Сретение.

И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и старец Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон узнает Мессию и берет Младенца на руки. Смотрите, сколько тепла и нежности в этой сцене, рисуемой Бродским:

«И старец воспринял Младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

Младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке Храма.

…И только на темя случайным лучом

свет падал Младенцу; но Он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона».

«Свершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти!» – бьется радость в сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…» «Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня – ибо я видел Спасение – мое и Твоих людей». Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью.

С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так и называют – Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.

Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, «дивились сказанному», а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.

«…и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:

«И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око».

Пророческие слова старца Симеона к Марии «и Тебе Самой оружие пройдет душу» легли в основу знаменитых икон «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная». Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов.

Рембрандт. Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе.

Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский гениально дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, – уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:

«Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась».

Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи – Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, – о, чудо! – Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!

Но где же во всей этой истории философия? Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет даёт вполне определённый ответ — жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не всё.

Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие… Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире. С праздником!

ПАМЯТКА О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА «КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ»

В ночь на 19 января православный мир отмечает праздник Крещения Господня, или Богоявления. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня во всех православных храмах после Божественной литургии совершается чин Великого освящения воды.

По древнему поверью, в этот день вся вода становится святой и исцеляет любые недуги. Освященная Крещенская вода — величайшая святыня. Считается, что, окунувшись в нее, люди освобождаются от грехов. Крещенское купание происходит в ночь на 19 января и в течение 19 января в специальных прорубях иорданях, сделанных в форме креста.

ПАМЯТКА О МЕРАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА «КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ»

Для тех, кто планирует на Крещенский Сочельник искупаться в проруби, рекомендуется соблюдать следующие правила:

— перед купанием в проруби необходимо разогреть тело, сделав разминку, пробежку;

— к проруби необходимо подходить в удобной, нескользкой и легкоснимаемой обуви, чтобы предотвратить потерю чувствительности ног. Лучше использовать ботинки или шерстяные носки для того, чтобы дойти, до проруби. Идя к проруби, следует помнить, что дорожка может быть скользкой;

— окунаться лучше всего по шею, не замочив голову, чтобы избежать ‘ рефлекторного сужения сосудов головного мозга;

— не находитесь в проруби более 1 минуты во избежание общего переохлаждения организма;

— если с вами ребенок, следите за ним во время его погружения в прорубь. Испугавшийся ребенок может легко забыть, что он умеет плавать;

— выйти из проруби не так просто.

При выходе не держитесь непосредственно за поручни, используйте сухое полотенце, горсть снега с бровки проруби, можно также зачерпнуть в пригоршни больше воды и, опершись о поручни, быстро и энергично подняться;

— после купания (окунания) разотрите себя и ребенка махровым полотенцем и наденьте сухую одежду;

— для укрепления иммунитета и предотвращения возможности переохлаждения необходимо выпить горячего чаю, лучше всего из ягод и фруктов, из предварительно подготовленного термоса;

— во избежание провалов под лёд, нельзя допускать большого скопления людей на небольшом участке льда.

Зрители должны находиться на берегу, купающихся допускать к купели по очереди, чтобы не создавать большого скопления людей на небольших участках;

— в районе купели организовать дежурство бригады скорой помощи и сотрудников полиции.

Советы ГУ МЧС России по Челябинской области:

— не рекомендуется или запрещается купание в купели до освящения представителем Русской Православной Церкви;

— купание без представителей служб спасения и медицинских работников

— купание детей без присмотра родителей или взрослых;

-нырять в воду непосредственно со льда;

-загрязнять и засорять купель;

— распивать спиртные напитки, купаться в состоянии алкогольного опьянения;

-приводить с собой собак и других животных;

— оставлять на льду, в гардеробах и раздевальнях бумагу, стекло и другой мусор;

— подавать крики ложной тревоги;

— подъезжать к купели на автотранспорте.

Кроме того, рядом с прорубью на льду одновременно не должно находиться более 20 человек; запрещается купание группой, в которой одновременно — более 3 человек.

Помните, зимнее плавание противопоказано людям при острых и хронических (в стадии обострения) заболеваниях.

1 региональный отдел надзорной деятельности

и профилактической работы Управления по ТиНАО

Главного управления МЧС России по г. Москве

Адрес – 195257, г. Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 101-А.

Телефон – 8-921-644-04-76

E-mail – hram-sretenya@yandex.ru

Сайт – sretenie.spb.ru

Храм на «Глобусе митрополии»

Историческая справка

Храм Сретения Господня на Выборгской стороне находился в Полюстрово, на Александровской улице. Деревянная однопрестольная церковь была построена на средства купца А.А. Дорогина по проекту архитектора В. И. Карпова и освящена митрополитом Исидором (Никольским) 29 июня (11 июля) 1887 года. Вскоре церковь была расширена северным приделом во имя новопрославленного святителя Феодосия Черниговского. В том же году на углу Александровской и Варваринской улиц была выстроена деревянная часовня иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». По состоянию на 1899 год в церковном приходе состояло 46 домов (1169 мужчин, 1328 женщин). Приход содержал две школы.

Церковь была закрыта 11 февраля 1933 года по просьбе завкома «Металлического завода им. Сталина» и передана для служб ПВО. В настоящее время на месте Храма располагаются учебные корпуса с садом.

Современная церковь

Храм Сретения Господня находится в Калининском районе Санкт-Петербурга на пересечении Гражданского и Луначарского проспектов и является самым крупным из построенных в северной столице после революции. Высота храма – 37 м, вместимость тысяча человек. Архитектор проекта – Георгий Васильев. Храм построен в ново-византийском стиле, что делает его уникальным для архитектуры Санкт-Петербурга. Венчает храм бронзовый, позолоченный крест, выполненный также согласно византийской традиции и освященный митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в 2006 году.

Возведение храма началось в 1999 году, но до 2003 года особых успехов достигнуто не было, все ограничилось забивкой свай. Лишь после того, как непосредственное руководство строительством перешло к настоятелю храма протоиерею Георгию Полякову и Председателю Приходского совета священнику Димитрию Лушникову, строительство сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на трудности, обусловленные сложностью архитектуры и недостатком финансирования, строительно-монтажные работы уже не останавливались и практически были закончены к концу 2008 г., когда было получено государственное разрешение на ввод объекта (храма) в эксплуатацию. Первое богослужение в новом храме было проведено в праздник Рождества Христова в 2009 г. Далее, вплоть до конца 2016 г. осуществлялись отделочные и интерьерные работы, благоустройство территории и роспись храма.

Роспись храма, которая продолжалась на протяжении 8 лет с 2009 по 2016 гг., была выполнена творческой мастерской художников под руководством Георгия Анатольевича Шереметьева. Общая площадь живописи составила более 1500 кв. м. Росписи храма уже получили высокую оценку Союза художников Санкт-Петербурга.

Славится храм своей звонницей, которая представлена 11-ю колоколами, отлитыми по возрожденной древней технологии на заводе Николая Шувалова в г. Тутаев Ярославской обл. Благодаря этому в храме проводятся ежегодные Пасхальные и Рождественские концерты колокольного звона, собирающие лучших звонарей Санкт-Петербурга и других регионов РФ.

Отрадно, что на протяжении всего строительства находились люди, готовые помочь благому делу. Возведению храма Сретения Господня помогали крупные предприниматели, администрация Калининского района и простые петербуржцы. Так появилась специальная акция под названием «Твой кирпич в стене храма». И сегодня в стенах храма находятся тысячи кирпичей с именами самых разных людей, ставших участниками строительства. Неоценимую помощь строительству оказал Президент РФ Владимир Путин, который прямым своим распоряжением решил вопрос подключения храма к городским электросетям.

13 ноября 2016 г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием было совершено великое освящение храма. В настоящее время приход продолжает реализацию второй очереди строительства, которая предполагает возведение церковно-архитектурного комплекса богослужебно-просветительского назначения. Комплекс будет состоять из двух зданий. В одном здании будет расположен конференц-зал на 400 человек, учебные классы и вся необходимая инфраструктура для осуществления полноценной просветительской и образовательной деятельности. В рамках этого планируется совместное использование данных площадей с Санкт-Петербургской православной духовной академии и Отделом религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии. Кроме этого, частью комплекса станет храм, посвященный свв. Петру и Февронии Муромским, покровителям брака и семьи.

В рамках реализации данной программы 14 марта 2016 года была произведена государственная регистрация ранее заключенного договора аренды земельного участка. После государственной регистрации договор аренды земли вступил в законную силу. На основании последнего, приход приступил к разработке проектной документации.

Духовенство

Протоиерей Георгий Поляков – настоятель

  • День рождения – 14 марта 1952 года
  • Именины – 6 мая
  • Диаконская хиротония – 10 декабря 1992 года
  • Иерейская хиротония – 6 января 1993 года

Иерей Димитрий Лушников

  • День рождения – 5 ноября 1972 года
  • Именины – 8 ноября
  • Диаконская хиротония – 16 сентября 2011 года
  • Иерейская хиротония – 30 сентября 2011 года

Иерей Александр Ямков

  • День рождения – 11 марта 1988 года
  • Именины – 12 сентября
  • Диаконская хиротония – 23 октября 2011 года
  • Иерейская хиротония – 1 сентября 2012 года

Расписание богослужений

Божественная Литургия (ежедневно) – начало в 10.00

Вечернее богослужение – начало в 16.00

По пятницам совершается акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица»

Приходское служение

Катехизаторские беседы проводят: иерей Александр Ямков, чтец Павел Иванов.

Тел. +7 (921) 644-04-76.

10 января 2016 г. была открыта воскресная школа. Свидетельство о проведении епархиальной аттестации воскресной школы № 4-3 от 25 ноября 2016 г. с присвоением типа «Воскресная учебно-воспитательная группа». Количество обучающихся на данный момент 52 человека.

Под руководством звонаря храма Андрея Иванова осуществляется программа «Мастер-классы для церковных звонарей на базе храма Сретения Господня» в рамках Епархиальной школы звонарей. В течение всего календарного года по воскресеньям проводится обучение звонарей для храмов Санкт-Петербургской епархии в учебном классе и на колокольне храма Сретения Господня.

Ответственный за социальное служение Литвинова Марина Семеновна. Тел. +7 (921) 644-04-76.

Совместно с Санкт-Петербургской духовной академией приход осуществляет издательскую деятельность: в 2015 г. издана книга свящ. Димитрия Лушникова «Основное богословие», в 2016 г. издан сборник «Научные труды кафедры богословия 2015-16 уч. г. Вып. 1».

Окормляемые учреждения

Приход духовно окормляет Психоневрологический интернат №6. Ежемесячно оказывается духовная и материальная поддержка персоналу и проживающим в интернате.

Также оказывается духовная поддержка и материальная помощь инвалидам, проживающим в Калининском районе.

Реквизиты храма

Православная местная религиозная организация

Приход храма Сретения Господня на Гражданском пр. г. Санкт-Петербурга

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *