Бокс и религия. В этой статье рассмотрим роль религии в спорте и ответим на вопрос: Почему среди бойцов так много верующих?
Спорт и религия тесно переплетены. Многие известные боксёры украшают свои тела символами веры. (например, ).

Почему среди бойцов так много верующих? Давайте отмотаем немного назад. Религии были созданы различными людьми для контроля масс низко-развитого населения. Древний вождь, самый сильный и храбрый мужчина в племени, руководил всеми процессами своей общины. Он занимал свой пост по праву альфа-самца. Однако другие мужские особи стремились сместить вожака с его места. Статус альфа-самца давал доступ к красивым самкам и вкусной пищи, естественным человеческим потребностям. Этот процесс представлял из себя природную конкуренцию, свойственную «хомо» и другим видам животных.
С увеличением численности населения земли вожакам и царям стало сложно держать под контролем общественные массы. Как бы ни был силён вождь и его свита, но превосходящие во много раз по численности народные толпы могли сместить лидера. Умные вожаки придумали различные языческие символы и внедряли религиозные догматы о богах и духах. Вера в некий высший разум, способный покарать человека за его грехи и поступки, делала население покорным. Вождь превратился в посланника небес или солнца и обеспечивал себе покорность населения. С течением времени религии меняли свой формат, структуру и изложение. Но смысл оставался прежним — вера в некий высший разум и преклонение перед божеством. Все эти верования в еврейские сказки были простительны для людей живших до 20 века, когда человечество ещё не обладало теми физико-математическими знаниями известными сегодня.
Кто такой верующий человек, к примеру, с христианской точки зрения? Есть ли какой-либо критерий христианской веры? Безусловно. Давайте рассмотрим на примере. Согласно Евангелие от Матфея в 17 главе 20 стихе: «Говорю вам истину: если бы ваша вера была величиной хоть с горчичное зерно, то вы могли бы этой горе сказать: «Передвинься отсюда туда», – и она бы передвинулась. Для вас не было бы ничего невозможного.» Простой тест на наличие веры, предложенный самой книгой святых, ясно даёт понять, что никаких верующих быть не может. Это лишь один из так называемых тестов у православных святых. Но и его вполне достаточно. Как выяснится на практике — никаких верующих не существуют. Всё остальное причастие к какой-либо вере это пафос или элементарное незнание естественных вещей о мире.
В 21 веке с колоссальным массивом естественно-научных открытий и исследований вера в высший разум означает лишь полное отсутствие понимания о строении мира. По статистическим данным невежество свойственно 95-97% жителей земли. Данный факт очень выгоден властным верхушкам больших государств. Религия в 21 века — глобальный тормоз интеллектуального развития и отличный способ контроля над массами людей. Митрополиты, попы, епископы и прочие персонажи работают на политический режим и внедряют в голову народа нужные догматы: «бедность — это нормально», «личное обогащение — зло», «необходимо быть скромным», «деньги — зло» и другие глупости выгодные властной верхушке. Нищий и глупый народ — покорный народ. Религия — это не наличие каких-либо особых знаний, а отсутствие элементарных. Однако почему же многие спортсмены и боксёры попадают под влияние еврейских сказок? (например, Василий Ломаченко)

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться в начало нашей статьи. Для защиты от религиозных бредней необходимо обладать базовым набором знаний о конструкции нашего мира. Как только эти знания будут освоены, то любая вера в высший разум будет вызывать смех. Всё вышесказанное относится ко всем разновидностям религий часто несущих в себе явные признаки экстремизма, злобы и насилия. Защитный механизм в виде интеллектуального развития личности способен оградить человека от невыгодных ему религиозных догматов. Через 100 лет вера в высший разум будет вызывать недоумение. Человек будущего не поверит, что подобная глупость была присуща народным массам. Боксёр, как и любой другой спортсмен, на протяжении многих лет занят оттачиванием одного конкретного навыка. Для кулачного бойца — это искусство наносить удары руками по сопернику и не пропускать их самому. Это актуально для любого вида спорта будь то хоккей, теннис, борьба или стрельба из оружия. Большую часть свободного времени спортсмен тратит на оттачивание своего навыка. Фокусировка на одном виде деятельности способна дать максимальные результаты. Однако такой человек будет «проседать» по знаниям в других дисциплинах. Например, в естественно-научных. За всё в этой жизни приходится платить. Развитие в одной сфере ведёт к деградации в остальных. Поэтому многие спортсмены не защищены научными знаниями от влияния религии на их сознания. Они могут быть хороши в своей области, но совершенно не осознавать естественных вещей о мире.

Необходимо понимать важный момент: религии передаются из поколения в поколения. Зачастую, у конкретного человека просто не было выбора. Его предки придерживались определённых канонов и верований. Он вынужден следовать странным традициям. И даже освоив базовые знания он не может «слезть с религиозной иглы» дабы не вызывать негативную реакцию у своих соплеменников. Многие боксёры не защищены специальными знаниями. Поклонники возвышают своего кумира. Спортсмен становится примером в глазах болельщиков. Однако любая религиозность говорит, прежде всего, о полном отсутствии естественно-научных знаний и понимая элементарных процессов в мире. Можно восхищаться конкретным бойцом, но нельзя возводить его в ранг интеллектуала и идеала личности если он подвержен религиозной пропаганде. Он всего лишь мастер одного навыка. Но наличие этого навыка ещё не делает его грамотным, образованным и мыслящим человеком.
Роль религии в спорте имеет различное направление. Например, некоторым боксёрам легче выходить на бой с верой в то, что его поддерживает какой-либо персонаж еврейского фольклора. Это помогает справиться с волнением и настроиться на поединок. Это не хорошо и не плохо. Это данность. Однако, как я уже сказал выше, любая религиозность — это отсутствие элементарных знаний о конструкции мира. В 21 веке, во времена интернета и доступа к различным источникам информации, глупо верить в некий разум и ограничивать себя в возможностях личного обогащения и развития. Подобная дикость будет высмеяна человеком будущего. Однако религиозность имеет и другое направление — материальное. Джордж Форман в период своей молодости и первого покорения тяжёлого дивизиона мало напоминал религиозного фанатика. Это был брутальный мужчина, с уверенным взглядом и грубым поведением как в ринге так и за его пределами.

В 1977 году, после поражения Джимми Янгу, Джордж на 10 лет покинул мировой ринг. Он ушёл в религию и стал пастором в церкви. Новое направление дало толчок его бизнесу в сфере пищевой продукции. Гриль George Foreman стал известен во всём мире и превратил обладателя бренда в миллионера. Форман мастерски монетизировал свою религиозность. Экс-чемпион доказал всему миру что является умнейшим человеком, а его верования — это не более чем способ личного обогащения.

Вывод: если ваш кумир в спорте религиозен, то относитесь к этому с пониманием. Он всего лишь человек, который всю свою сознательную жизнь тренировал тот навык благодаря которому стал известен. Но если вы сами являетесь верующим человеком, то, пожалуй, вам следует ещё раз перечитать эту статью и ознакомиться с базовыми естественно-научными знаниями (не школьного формата, а немного более углублённые). Мои слова могут поломать картину мира тому человеку, который всю свою жизнь веровал в персонажей еврейского фольклора. Только атеизм и ставка на личное обогащение способно защитить человека от влияния различных мифологических богов и духов. Теперь вы знаете ответ на вопрос: Почему среди бойцов так много верующих? Выдающимся личностям в мире бокса и единоборств просто не хватает знаний чтобы не быть подверженными религиозной пропаганде.

В преддверии ЧМ-2018 нападающий сборной России Артем Дзюба обратился к журналистам с просьбой поддержать команду и объединиться — ради праздника всей страны, праздника великой игры. Все выводы он предложил делать потом. «Для нас это самое важное событие в жизни, а вы как будто как будто думаете, что это не так. Нам нужна поддержка страны, а мы со своей стороны будем биться и положим на алтарь победы все», — заявил Артем.

На алтарь… Конечно, в народе в тяжелые времена говорят — ни на кого надежды нет, только к Богу и остается обращаться… А это значит — надежда есть. И ныне непреложный факт: перед крупными соревнованиями спортсмены командами ходят в храм и молят Всевышнего об успехе.

У кого-то эти слова вызовут усмешку, а у кого-то — нет. Во время войны Иосиф Виссарионович не погнушался обратиться к народу «братья и сестры», то есть по-православному, призывая его объединиться, сплотить силы. Да и «Владимирская» икона спасала города не раз…

Кроме шуток: в бою — все средства хороши. А нам предстоит бой. И сколько бы мы не корили нашу сборную, сколько бы ее не пинали, не клеймили позором и не подтрунивали над «слабостями» и поведением наших высокобюджетных игроков, мы все равно хотим, чтобы они сыграли достойно. И больше того — мы хотим видеть нашу команду самой лучшей! И продолжаем верить в ее успех.

Ну так вот, возвращаемся к началу: в бою — все средства хороши. А о победе в спорте ныне принято молиться Архистратигу Михаилу, начальнику воинов ангельских, Николаю Чудотворцу и Георгию Победоносцу. Чаще всего просят о победе Георгия Победоносца, к тому же — важнейшего святого для Москвы, ее истории.

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» / Фото: Общественное достояние

Георгий вырос в религиозной христианской семье в эпоху Диоклетиана. Он был отличным воином, смелым и сильным, за что после службы был передан в ближайшее окружение императора. Тот ценил свой «ближний круг» и был страшно возмущен тем, что Георгий отказался участвовать в уничтожении православных сограждан. Более того — он и под угрозой казни не отрекся от своих слов и честно известил императора о том, что сам исповедует православие. В результате Георгий был предан мученической смерти…

Приобщенный к лику Святых Великомучеников, Георгий с тех пор известен как верный помощник верующим во всех их благих начинаниях. Ему молятся о победах детей и близких, в том числе спортивных, для чего к великомученику обращаются с такими словами:

«Чудотворче, Победоносец Георгие! Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи мне, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» / Фото: Общественное достояние

Или так (полная молитва):

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Личная молитва о помощи святого звучит так:

«Святой Георгий Победоносец. Благослови меня на состязание, одобри верное призвание. Аминь».

Надо сказать, что сегодня вид спортсмена, осеняющего себя крестным знамением перед началом соревнования, уже мало кого удивляет. Между тем, всем известно, что у многих священнослужителей за плечами — колоссальные спортивные карьеры и большие достижения. Например, протоиерей Александр Новопашин был призером соревнований различного уровня по пауэрлифтингу и в своих статьях много внимания уделял особой нравственной составляющей спорта.

А для многих, кстати, могут оказаться абсолютным откровением слова Владислава Третьяка, нашего легендарного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона и десятикратного чемпиона мира. Мы все знаем его прекрасно, восхищаемся его невероятными достижениями, но в одном из интервью Владислав показал себя с совершенно неожиданной стороны, объяснив, почему придает особое значение… молитве перед соревнованиями: «Последние три чемпионата мира я каждый раз перед соревнованиями приходил в храм, молился, просил у Бога помощи. И Он помогал нам. Но даже с Божией помощью в спорте побеждает лишь сильнейший. Видимо, на этот раз мы просто не были сильнейшими, как ни грустно это признавать. И все же я уверен, что молебен нам очень помог. Труд спортсмена высокого класса постоянно связан с колоссальными психологическими нагрузками, и особенно это чувствуется накануне ответственных соревнований. Напутствие Патриарха, совместная молитва в храме — все это сильно подействовало на души наших ребят, помогло им собраться, успокоиться перед началом Олимпиады. Думаю, без молебна у нас могло бы не оказаться и тех пятнадцати медалей, которые мы выиграли».

Ну а звезда другого вида спорта, боев без правил, невероятный Федор Емельяненко, много раз говорил, что лишен агрессии и не проявляет ее к сопернику, а просто делает свою работу. Но вот как интересно он это объясняет:

— Верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой — твой личный враг. Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы все должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить».

Девиз выдающегося спортсмена тоже известен многим: «На все воля Божья».

Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век / Фото: Общественное достояние

А вот с какими словами надо обращаться, моля о победе на соревнованиях, к Николаю Чудотворцу:

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков».

Итак, победит — сильнейший. Но силой молитвы мы можем — надеемся — помочь нашим выстоять достойно. И пусть никого не смущает многоконфессиональность сборной. Просите — каждый, о каждым, за каждого.

Христос Воскресе!

Профессиональный спорт в наши дни — это образец тщеславия, самолюбия, гордости, праздности, погони за медалями, кубками, денежными вознаграждениями. Одна из основных целей доказать, что ты лучше других.

Всё это не слишком сходится с канонами Православия.

Однако стоит отметить, что понятие «верующий человек» тождественно не равно «святому». Также стоит разделять людей, ведущих светский образ жизни, и монахов.

Это частое заблуждение атеистов и людей далеких от церкви, которые считают, что каждый, кто верит в Бога, претендует на статус святого.

В реальности большинство православных христиан — это абсолютно мирские современные люди в глобальном смысле, а их вера проявляется уже в более детальных и интимных моментах, которые не выставляются напоказ:

ежедневные молитвы, походы в церковь, исповедь, причастие, помощь людям. Всё это вполне совмещается с грехами — непременным атрибутом любого человека с самого рождения. Другое дело, что их тяжесть всё же разная, да и осознание грехов и покаяние делает человека православным, а не полное их отсутствие.

Поэтому в спорте, причем на самом высоком уровне, можно встретить очень религиозных людей.

И я составил свой список православных спортсменов. Замечу, что в моём распоряжении не было базы данных всех футболистов, теннисистов, хоккеистов, кто был хоть раз замечен в церкви. Это те, о ком я знаю из своих личных наблюдений за спортом.

Федор Смолов — футболист сборной России и испанского клуба «Сельта».

О своей вере нападающий говорит редко, но и не скрывает. Помимо футбола известен своими татуировками, большинство из которых посвящено Богу. В различных интервью прямо отвечает, что является православным.

Его фигура очень загадочна, на первый взгляд для многих — это типичный гламурный футболист. На деле он совсем не избалованный, интеллигентный и образованный спортсмен. Возможно, и в плане веры мы очень многого не знаем о его истинном отношении.

Денис Черышев — футболист сборной России и испанского клуба «Валенсия».

Денис в отношениях с религией уже более понятный персонаж. После каждого гола он не стесняется креститься. В инстаграме выразил свою благодарность Богу словами из послания апостола Павла к Филиппийцам: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Послание к Филиппийцам 4:13) .

Кстати, вот еще один парадокс — активное ведение социальных сетей и вера в Бога. И здесь Денис показывает наглядный пример, что всё это можно делать с целью прославления Христа.

Федор Емельяненко — российский спортсмен, многократный чемпион мира по смешанным единоборствам ММА.

Один из самых известных православных христиан для большого мира. И в его случае нравственный конфликт встает еще острее, ведь он не просто спортсмен, а боец, причем выступающий в достаточно жестком виде единоборств.

Как же это может сочетаться с Церковью? И ответить лучше, чем сам Федор в интервью журналу «Фома», я не смогу:

» Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. Если бы по профессии я был сварщиком, старался бы варить по высшему разряду. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы всё должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить. «

И трудно представить, сколько людей, наблюдая за его победами, молитвами перед боем, хотя бы поинтересовались тем, а что же такое Православная Церковь.

А о том, что спортивные бои — это не насилие и агрессия, с древних пор напоминают представители различных видов боевых искусств, культур и религий.

Александр Овечкин — российский хоккеист, капитан клуба «Вашингтон Кэпиталз» в НХЛ.

Наряду с Фёдором, Овечкин — настоящая мировая звезда, одна из первых ассоциаций после упоминания России для жителей со всех уголков планеты. График хоккеиста НХЛ по своей плотности превзойдет иридий или очередь в метро после введения пропусков, поэтому в церковь Александр выбирается редко, но не понаслышке знает, что такое причастие, постоянно отмечает в интервью, как вера помогает ему в жизни.

Яромир Ягр — чешский хоккеист, обладатель Кубка Стэнли, олимпийского золота, чемпион мира.

Ягр — это живая легенда хоккея, в свои 48 лет он до сих пор является профессиональным спортсменом, выступает за чешский клуб «Рытиржи Кладно», чьим владельцем сам же и является. Имеет богатейший опыт игры в НХЛ, выступал и в КХЛ за «Авангард».

И именно во время своего пребывания в омской команде раскрылся как православный христианин. В интервью «Матч ТВ» веру в Бога он назвал секретом своего спортивного долголетия: «Я люблю Бога. При первой же возможности иду в церковь и молюсь за Него. Бог возвращает мне энергию. Так что нет никакого секрета. Если вы хотите играть долго в хоккей — идите в церковь».

Андрей Рублёв и Карен Хачанов — российские теннисисты.

Наших молодых теннисистов я решил упомянуть вместе. Они идут близко в рейтинге, вдвоем защищали честь сборной на Кубке Дэвиса, являются друзьями, а главное совпадение для нашего списка — их имена.

Тёзка и однофамилец Андрея — самый известный православный иконописец.

Хач — это тюркское слово, обозначающее крест. Кар — камень. И есть слово Хачкар — вид армянских архитектурных памятников и святынь.

Так что имена у двух друзей-теннисистов очень религиозные. И сами они верующие спортсмены, которые регулярно осеняют себя крестным знамением по окончании матча.

Новак Джокович — сербский теннисист, первая ракетка мира.

Новак — один из сильнейших теннисистов за всю историю, 17-кратный обладатель титула Большого Шлема. Его религиозность известна всему миру, он регулярно говорит о Боге в интервью, а после одной из своих самых тяжелейших побед на Открытом Чемпионате Австралии первым делом он обратил внимание всего мира на деревянный православный крест. И именно его духовность во много делает Новака сильнейшим теннисистом мира на данный момент.

Георгиос Карагунис — футболист сборной Греции, чемпион Европы.

Карагунис закончил карьеру шесть лет назад, но уж больно врезался в мою память момент с матча Евро-2012 года против сборной России, когда он сделал рекорд по количеству крестных знамений в минуту. Так он пытался доказать судье, что тот ошибается, показывая ему желтую карточку.

После победы в этом матче Георгиос сказал: «Бог захотел, чтобы мы дошли до этой стадии, поэтому нельзя упустить шанс, который нам предоставлен» — «Чемпионат»

Поспорить сложно, сборная России владела тотальным преимуществом, но чудом уступила 0:1. Тот матч для России стал судьбоносным, показав отличный футбол, команда Дика Адвоката не смогла выйти из группы, Андрея Аршавина возненавидела почти вся страна, закончилась лучшая эпоха в истории российского футбола.

Помимо Карагуниса в сборной Греции во все времена было большое количество православных футболистов, и так в 2000 году Глава Греческой Православной Церкви одобрил предложение признавать Святого Нестора покровителем греческих футболистов.

Александр Анюков — российский футболист, выступающий за «Крылья Советов».

Золотые годы Александра прошли в «Зените», с которым он стал обладателем Кубка и Суперкубка УЕФА, чемпионом России, а в составе сборной выиграл бронзу Евро-2008.

Анюков — один из самых скромных и закрытых футболистов России. О его вере в Бога из открытых источников также известно минимум, но есть отсылки в интервью, также нельзя не заметить крестное знамение, перед каждым выходом на поле.

Анатолий Тимощук — украинский футболист , тренер футбольного клуба «Зенит».

Украинец известен своими выступлениями в составе сборной, «Шахтера», «Зенита» и «Баварии». Чемпион Украины, России, Германии, обладатель Кубка и Суперкубка УЕФА, победитель Лиги Чемпионов.

Анатолий коллекционирует иконы. Данный факт православным по определению не делает, но Тимощук всегда подчеркивал свою веру в Бога, говорил о помощи веры в своей карьере.

Матея Кежман — сербский футболист, наиболее известный по выступлениям за голландский «ПСВ» и английский «Челси».

Кежман также уже достаточно давно закончил карьеру, но он первый из футболистов, который мне вспомнился для данного рейтинга. Настоящий гражданин мира, играл по всему свету, от Сербии до Китая, был и в российском «Зените», тогда я и узнал о нём, как о глубоко верующем человеке. Есть масса интервью с рассказами Кежмана о вере, он очень много читает духовной литературы, не упускает малейшей возможности посетить храм.

Большинство из перечисленных выше спортсменов известны по всему миру, они титулованы, богаты, но при этом назвать их тщеславными сложно. Много общих черт у данных людей, к спорту они относятся как к профессиональному ремеслу, которое Богом им послано, и благодаря успехам в нем они смогут прославлять Христа. Они не забывают о Нем в процессе тренировок, соревнований, и такая духовная практика делает их только сильнее, но при этом и смиреннее.

Интервью с заместителем министра спорта Республики Саха (Якутия) Светланой Михайловной Карачковой.

— Отношения тренера и спортсмена — какие они? На что больше всего похожи — начальник и подчиненный, учитель и ученик? Есть ли противоречие между атмосферой любви в коллективе и жестким характером руководителя?

— Я сразу скажу, что это все совмещается в одном человеке, в тренере. Это и любовь, и стратегия, и жесткость, и полностью ведение своего спортсмена от начала и до конца во всех сферах: семья, работа, досуг и т.д.. Иначе просто быть не должно, если мы говорим о спорте высших достижений. Именно такая работа тренера, включающая все параметры и психологии, и семейной любви к ученику, работы на качество и результат, выявляет хорошего учителя. Тогда есть вера и надежда у спортсмена, он доверяет своему тренеру больше, чем семье. Когда спортсмен достигает значимого результата, допустим, победы на Олимпиаде, то эту эйфорию, то, что они чувствуют между собой, никому не передать. Это результат совместного кропотливого труда. Результат того, к чему они стремились всю жизнь, начиная с детского возраста. Тренер отслеживает кандидатуры на соревнованиях различного уровня, ведь сам ребенок не сразу попадает к своему настоящему тренеру. Детская спортивная школа с ее соревнованиями — первый барьер. Тренер знает всех детей в разных улусах, присматривается, пока издалека ведет ребенка, наблюдает. Если видно, что будущий победитель уже готов к переменам, тренер забирает его к себе, полностью обеспечивая проживание, содержание, поездки, всем-всем-всем, и они вместе работают на результат.

— Существует довольно распространенное мнение, что здоровая агрессия в спорте — это хорошо. Как это может уживаться с христианским мировоззрением?

— Тут сложно сказать, потому что здоровая агрессия у спортсмена — это достичь того результата, к которому он себя готовил и шел. Это доказать себе, в первую очередь, родным, близким, знакомым, что «я готов, я могу, я сделаю это”. Именно поэтому эта агрессия не переходит рамки так называемой неконтролируемой эмоции, не выливается в драки, обиды, злость.

— А вам не показалось бы странным услышать о Боге от спортсмена? Ведь спортсмен должен сам за себя отвечать, он полностью подчинен тренеру.

— Мне совершенно не странно услышать о Боге и вере от спортсмена. Правда, я сейчас только так могу говорить, может быть раньше, когда я сама занималась, мне было бы это немножечко странновато. По сути же, для того, чтобы верить в Бога и ходить в церковь, увидеть и узнать, что это, что Он есть, что Он тебе помогает, Он тебя ведет, во время непрестанных тренировок подумать об этом вообще некогда. Есть цикл, который идет из года в год, нацеленный на результат, и нужно двигаться в этом ритме, по-другому — никак. Тогда и общество было другое, время другое, про Бога и веру мало говорили.

Сегодня же можно очень часто увидеть спортсменов в храмах, особенно перед тем, когда они выезжают на соревнования, они молятся.

— Принято считать, что вера в Бога — это упование на Его волю, а спорт — упование только на собственные силы. Нет ли в этом для Вас противоречия? Вера в себя, воспитываемая в спорте, и вера в Бога — одно другому разве не противоречит?

— В спорте это действительно упование на собственные силы. Когда ты выходишь на площадку, ты должен верить в самого себя и в своих напарников, но когда ты выигрываешь, что ты делаешь? Ты благодаришь Господа Бога за то, что Он помог завоевать место! Бывают и минуты отчаяния, но в любом случае, нет такого богохульствования, что я к Тебе обратился, а Ты мне не помог — нет. В этом случае спортсмен отвечает только за самого себя: если проиграл, значит это во мне чего-то не хватило, что-то я не доиграл, не доработал, мне нужно тут и тут подкорректировать и поработать. А сама победа, конечно, от Господа.

— А разве нет в этом поблажки себе? Дескать, раз не все зависит только от меня, я могу где-то схалтурить, а Бог потом меня подхватит и понесет, если я Его хорошо об этом попрошу…

— Нет. Когда говорится о спорте в высших достижениях, такого нет. Да, люди идут в храм, они ставят свечу, они молятся о том, чтобы Господь помог, просят других, чтобы за них молились, это все так. Но вот поблажек себе и вообще такой опасности в принципе нет и быть не может. Здесь четкие цели и четкие задачи, если ты проиграл — виноват сам. А вот если победил, то это Господь тебе даровал победу.

— Есть стереотип о том, что вера несовместима со спортом, потому что спорт подразумевает внимание к телу, а вера якобы диктует тело уничижать…

— Понимаете, я не настолько подкована, чтобы трактовать Библию так глубоко. Хотя думаю, что там есть места, где найдутся разъяснения. Здесь речь идет не об отношении к своему телу, тело — это результат, это инструмент, средство к достижению цели, а не самоцель.

— Есть термин «спортивная злость». Она, как считается, помогает, мобилизует и как это связывается с верой?

— Злость совсем не относится к вере в Бога, ибо ты только лишний раз сам себе доказываешь, что благодаря Ему ты находишь эти силы и возможности. На примере своей собственной жизни в команде поясню. Я вижу, что у меня человек выпадает из обоймы, я начинаю злиться, начинаю переживать, начинаю его подталкивать: «Ты подводишь команду, так нельзя! Посмотри на себя, ты не готов — будешь сидеть на скамейке запасных”. Тут спортсмен либо одумывается и начинает играть, либо совсем теряется и садиться в запасные подумать, посмотреть со стороны. Вот это и есть та спортивная злость. Когда, к примеру, речь идет о первом месте, то как здесь не «обозлиться”, когда ты до этого прошел отборочных четыре-шесть матчей, отпахал, падал весь мокрый, осталось совсем чуть-чуть, ведь до победы остается всего лишь один шаг. Конечно, ты начинаешь злиться, но на самом деле — сам на себя. Ищешь правильную тактику, стараешься возложить инициативу в игре на ведущего спортсмена, для того что бы поднять самоуверенность других игроков и в итоге у тебя получается пройти рубеж провала и — вот оно чувство победы, ни с чем не сравнимое и не передаваемое! И где она – эта спортивная злость, уже далеко, далеко! Это никак не относится к вере, это совсем разные вещи. Ведь во время самой игры или выступления времени уповать на Господа нет, совсем и мыслей таких не возникнет по причине нехватки времени, а главное, по причине того, что ты уже собран, уже утром помолился, уже наставлен тренером и надо без мыслей и эмоций просто отработать и показать то, к чему готовился, над чем трудился. Ты будешь думать только о победе и о том, как к ней прийти. А вот уже после игры — ты благодаришь Господа за то, что в том состоянии прохождения испытания Он тебя не оставил. Если проиграл, то начинаешь думать о том, что в тебе не так, где недостаток, что в команде не сложилось. Но вот такого, что ты ставишь перед собой выбор, либо упование на Господа, либо злость — такого нет. Это совсем разные вещи, как мужчина и женщина, тут совсем не получается провести параллелей.

— Не несут ли в себе спортивные победы опасности возгордиться?

— В какой-то период, конечно, корона садится. Это есть, но это совсем недолгий период, очень мимолетный, ибо сразу идут следующие соревнования, где ты уже можешь не занять это первое место. Все отборочные этапы тебя тут же бьют по рукам и ногам, ставят в строй. Ты как спортсмен всю жизнь обязан доказывать себе и своему тренеру, своим близким, что ты можешь. Бывает, что у спортсмена наступает момент, когда он понимает, что все, это точка завершения, но тут уже ни о каком моменте гордыни нет и речи. Спортсмен достиг своего рубежа, он просто хочет проститься со своими поклонниками и с народом именно на своем высшем пике, и он это понимает. Момент возгордиться может быть, но только на самых первых региональных и местных соревнованиях, когда спортсмену совсем мало лет, он еще ребенок. Дальше просто нет времени на гордыню. Победа на больших соревнованиях, на олимпиадах и мировых чемпионатах не несет такой опасности, человек уже к этому приготовлен, он сложился как зрелый спортсмен. Это безостановочная машина. Даже травмы, которые происходят, они тоже мимолетны, тебя быстро восстанавливают и возвращают в русло. Ты встаешь на эту дорогу и идешь. Наверное, к Богу спортсмены приходят, преодолев очень много падений и испытаний, сложностей и трудностей. Если человек с детства не воцерковлен, не воспитан в традициях веры, то он так или иначе все равно обретает Господа на том своем трудовом пути. Но это не сразу происходит. С течением времени приходит осознание о том, что вообще это существует и что Господа и веру в Него можно совмещать и нужно это делать. В спортивной зрелости так происходит практически у каждого здравого спортсмена.

— Часто можно услышать и о том, что если даже противник сильнее физически, можно победить «православным духом». Как это выглядит на практике?

— Нет, такого в принципе не может быть. Не бывает таких схваток, когда ты реально понимаешь, что человек намного сильнее тебя. Это может быть просто представление, а в спорте на каждом уровне все одинаково подготовлены, достойны друг друга. Кто-то остается на более низком уровне и они соревнуются между собой, кто-то выходит на другую ступень. Есть определенная сетка, по которой проходят соревнования. Конечно, в шоу, когда надо заработать денег и человек понимает заранее, что он просто не в той категории с соперником, но надо провести игру или бой, он молиться, просит Господа помочь. Иногда такие победы и случаются, в этом случае готова согласиться с вашим тезисом. Но это бывает очень и очень редко. И к спорту это отношения уже не имеет. Это шоу.

— В последнее время становится традицией встречи спортсменов со священниками, особенно перед соревнованиями. Некоторые критики в несколько иронично интерпретируют это: вот, мол, выпрашивают у Бога победу. А потом, когда случается проигрыш, появляются высказывания другого рода: плохо-де молились. Что Вы думаете по этому поводу?

— Я человек, который ставит перед собой определенные цели и старается их достигать. Если люди встречаются, которые пристально смотрят и выискивают, я не обращаю на них внимания. То, о чем они думают, где пытаются копаться, пусть это будет их. Думаю, что наши сборные и одиночные спортсмены, которые молятся и просят Господа даровать победу, они же не говорят об этом. Я думаю, что подобные дискуссии заводят люди, которым вообще делать нечего, сами ничего не достигли, не познали этот труд, а со стороны имеют дерзновение осуждать, ищут повод, где бы кого затравить. То, что люди спорта идут к Богу — да это просто замечательно!

— Тогда, в чем же, по-вашему, может быть смысл этих встреч спортсменов со священниками и в совершении совместной молитвы?

— Я бы сказала так, что перед тем как принять участие в различного вида соревнованиях, мы, спортсмены, (каждый по — своему) обязательно просим: «Господи, ну, помоги! Ну, выручи! Ну, вот тут надо помочь! Ну, услышь меня!” А когда ты это завоевываешь, то конечно, ты рассказываешь, как ты молился, и как тебе Господь помог. Сегодня политика Православной церкви вообще замечательная: мы услышали, мы увидели, мы пощупали. Оказывается, это доступно, это реально, это есть и это то, к чему можно и нужно обращаться. И даже если спортсмен не занимает первое место, он тогда ищет причину в себе, и все равно благодарит Господа. Когда ты готовишься, концентрируешься на игру, ты уделяешь время молитве и просьбе к Господу, но в самый момент соревнований играет большую роль тактика: как присесть, куда побежать, как отреагировать, вправо, влево — это результат предыдущих тренировок. В момент соревнований ты уже не просишь о помощи — просто времени нет на это. Нужно молиться заранее. Господь тебе просто помогает думать и действовать во время игры. Ты автоматически выполняешь то, что уже наработано. Победы — это слезы радости, это благодарение Господу, что помог. Все сразу осеняют себя крестным знамением. При проигрыше не каждый готов признавать свои ошибки и недоработки, но тем не менее рано или поздно, все приходят к осознанию ошибок.

— Молитва и психологическая установка для спортсменов — не одно и то же. В чем, Вы считаете, принципиальная разница?

— Это совсем разные вещи. Молитву ты совершаешь утром, в начале своего трудного дня, ты скажешь, ты попросишь, ты переживешь уже этот момент, в шесть-семь утра ты уже с Господом пообщался. А вот момент непосредственный перед стартом, эти десять минут, когда тебя собирает тренер, очень важен, именно психологическая установка тренера на соревнование даст в итоге определенный результат. Это совсем другое.

— Получается, тренер в некотором смысле зомбирует.

— Нет, здесь больше говориться о тактике игры или одиночного выступления. Дается некая оценка и спектр твоих возможностей, которые ты можешь и в силах продемонстрировать, как тебе нужно себя вести в сложившихся обстоятельствах. Спортсмен еще раз слышит то, что и так слышал на тренировках, тут он просто идет и отрабатывает. Надежда и вера — это все равно все происходит утром, до выхода из комнаты, до начала всего этого действа целиком. На стадион ты приходишь уже с этой верой и с Господом, слушаешь только последние наставления: пошел — сделал — получил.

— Очевидно, что инициатива проведения встреч со священниками исходит от руководства, как спортивного, так и церковного. Как Вы думаете: если это не организовать сверху, то проявят ли инициативу в этом смысле сами верующие спортсмены?

— Я думаю, что просить они не будут, но все другое останется в них. Идти и просить у них просто нет времени. Все расписано от начал и до конца, от отборочных туров и восстановительных периодов до мировых соревнований, со временем очень сложно. Хотя понятно, что многое зависит и от личных качеств спортсмена — всегда можно найти пять-десять минут для того, чтобы зайти в храм, поставить свечку, помолиться. Я уже долго работаю на руководящей должности и раньше у меня всегда были причины, чтобы сказаться занятой. Но теперь, и уже давно, я понимаю, что время-то для Господа найти при желании можно всегда. Однако для наших спортсменов эти встречи важны, каждый находится на своем пути.

Сегодняшняя доступность — это великолепно, от того, что священники открыты и готовы к разговору, а не только к сухой исповеди. Мы ведь просто изголодались по такому общению, очень его не хватает. Вот, например, Библию почитать, конечно, читала я Библию, но на моем уровне разве можно что-то понять? Что это такое? Посоветоваться не с кем! Бабульки-то наши: «А-а! Ты на каблуках пришла!! Ты что? Ты тут не стучи!” Теперь наши священники говорят: «А мы тут для чего? Вы подходите, обращайтесь, спрашивайте!” Однако, спортсменов таких глубоко и понимающе верующих все равно мало. Этот стереотип, о котором мы говорили, о связке «тренер-спортсмен”, он все-таки довлеет. Над всеми отношениями: к миру, к Богу, к людям, ко всему — тренер довлеет. Вся ответственность по формированию личности спортсмена лежит на тренере. Все, что он в него заложит, с тем и пойдет дальше человек.

— Большой спорт — это не только сила и красота, героизм и самоотверженность чемпионов, защита чести своей страны. Сегодня всем известно, что там есть еще и множество очень печальных явлений: нечистоплотные сделки, тотализатор, скандалы с допингом, фанатизм болельщиков… Не даст ли это повода критикам сказать, что, молясь за спортсменов, церковь косвенно поощряет и такие негативные явления? Если вера — личное дело, то зачем такие вещи?

— Я думаю, что вы совсем высоко взяли планку. Есть личная вера спортсмена и есть эта связка «спортсмен-тренер», при этом спортсмен может даже и не показать свою веру, это тоже бывает. Подобные скандалы у меня в голове не укладываются, думаю, что только совсем больные люди будут говорить об этом. Но я сама, по крайней мере, не слышала таких высказываний. Не надо сопоставлять подготовку спортсмена в целом с верой. Больше это связывается с тренером, с тем набором преподавателей, которые работают с командой. А вера в Бога — это совсем другие чувства, совсем другие эмоции, совсем другая личная жизнь, которая тебе сопутствует, помогает и ведет тебя. И иногда это бывает скрытно. Подумаешь, какие там бывают скандалы с допингами и прочим, это даже и невозможно сопоставить.

— Вы занимаете достаточно высокий государственный пост, часто бываете на деловых встречах, решаете серьезные задачи. Как все это сочетается для Вас с евангельским призывом быть последним, быть всем слугой?

— Вот я так и стараюсь делать! Но получается это очень тяжело — ведь это большая работа над собой. Допустим, есть коллектив, стоит государственная задача, которую нужно решить. Задачу, которая ставиться, я сама первая и оцениваю, из чего мне исходить, насколько она правильна в конкретных условиях и выдержана во всех рамках закона. Дальше готовится план мероприятий, расписываются отдельные ответственные лица, проводятся планерные совещания, и потом начинается спрос с людей, почему, в связи с чем тот-то не выполнил, не справился.

Какое-то давление оказываю, чтобы человек собрался и побыстрее выполнил. Это моя работа. Не знаю, как получается добиться решения большинства вопросов — мне это Господь дает. Но, для того, чтобы этот человек работал, невозможно применять только жесткие меры, нужно еще и поощрение, моя задача найти и пряник, чтобы человек стал отзывчив, чтобы нашел время, внимание для выполнения данной задачи. Думаю, по-другому никак и нельзя. Сам же ты — последняя инстанция по этой задаче, за которую ты несешь ответственность. Я по другому не могу, не бывает такого, чтобы в ошибках и неудачах сотрудников не виноват был и руководитель. Я еще так говорю, не можете сделать днем — приходите ночью. Главное, чтобы задача была выполнена в должном объеме и к назначенному сроку, а когда вы это делать будете — ваш выбор. Если есть проблема — звоните, вместе обсудим, решим. Вот это мой подход. Всегда стараюсь быть в курсе всех проблем своих сотрудников, не только рабочих, но что с детьми, как дома, стараюсь помочь. А если просто отпустить, тогда не будет ни результата, ни человека, ни специалиста. Можно тогда уже тут не заседать руководителю, а искать другое место работы.

— Могли бы Вы рассказать о своем приходе к вере?

— Да, конечно! Меня крестили еще маленькой. Тогда мы жили в Киргизии, где также же была коммунистическая пропаганда, церковь под запретом и говорить особо нельзя было. Но родители всегда брали нас на кладбище, а в церковь мы не ходили, ее просто не было, и о Боге мама как-то никогда не говорила. Больше моя бабушка вспоминается, она рассказывала. Моя двоюродная сестра Наташа уехала в свое время в Покров, пришла к вере и очень много лет жила при храме, правда постриг так и не приняла. Именно она очень многих из нашей семьи привела к вере. Хотя тогда я совершенно неосознанно все воспринимала, еще удивлялась и спрашивала у мамы: «Мам, а что это она там живет? Зачем? Разве ей не интересна жизнь?”

Когда я уже пошла во второй класс, родители переехали сюда, в Якутию, где тоже особо ничего не было, росла обычным советским подростком. Только в 1991 году, когда я вышла замуж и умер мой дедушка, мама забрала бабушку из Киргизии к нам. Мы с ней потихоньку стали разговаривать. Мой первый сын был очень проблемным, часто болел, плакал, ему нужно было уделять много заботы и внимания. Мне вручили большую тетрадь с молитвами и я стала планомерно их читать. У меня и мыслей не возникало, что это не нужно, что это совсем пустая трата времени, мне дали эту тетрадь с верой. Я поверила сразу, что так должно быть, так и нужно делать, совершенно естественно, а Господь всегда во мне жил. Я Его всегда слышу, вижу, как правильно это сказать? Но когда читаю Библию, я чуть-чуть не понимаю. Я увидела совсем другие результаты, когда стала водить ребенка в храм на причастие.

Однажды бабушка сказала очень важную для меня вещь, что люди родились для того, чтобы на этой земле что-то сделать полезное и, самое главное, привить детям и близким любовь к Богу, чтобы когда человек уходил в мир иной, о нем помнили, приходили и молились за него в храме. Потому что он там себе уже ничем не поможет, только мы здесь грешные можем помочь изменить его участь.

Конечно, все происходило не быстро, с перерывами, то хожу, то опять не хожу. Но всегда и на ночь, и утром обращаюсь с молитвой к Богу, благодарю Его, а за весь день на работе, бывает, что и не вспомню ни разу. Я как на исповеди прямо-таки вам сейчас рассказываю.

Потом наступил очень тяжелый период в жизни, решили переехать в Краснодарский край, муж уехал в Ейск, мы с мамой и ребенком очень долгое время были тут одни. Вот как я молилась тогда, в то время о помощи Божией — единственная надежда и упование. И действительно, Господь услышал! И Он меня до сегодняшнего дня ведет за Собой и я иду за Ним. Всяко бывает, не всегда послушно, но стараюсь не идти наперекор. Конечно, совершаю грехи, когда кажется, что по другому и нельзя поступить. Всегда можно время найти, надо приложить усилия. К этому приходишь и понимаешь через какое-то время, должен накопиться опыт. Не осознав что-то, не наступив дважды на грабли, редко, кто сразу понимает. А многие и десять раз наступают, сразу реку не перейдешь и сухим не выйдешь.

— Есть ли у вас мечта?

— Сейчас самое важное — это мои дети, потому что я совершенно наглая, ужасная, страшная мама, почти не посвящаю им времени. К сожалению, любовь к Богу мне не удалось пока привить ни одному, ни другому, за что я себя очень корю. Спасибо Господу, что у нас появился отец Аркадий в Нерюнгри и появилась возможность младшему сыну показать храм, он даже иногда был пономарем. Но в какой-то момент он начал лениться и отказываться со мной ходить, отец Аркадий посоветовал оставить его в покое и не заставлять.

Старший же сын просто не понимает и все, хотя интерес проявляет. Мне очень повезло, моя будущая невестка, как я думаю, верующая и из верующей семьи, так что надеюсь очень, что старший сын придет своей дорогой в храм. Сейчас прекрасное время, есть в широкой доступности литература для людей разного уровня, и серьезная, и легкая художественная. Я всем родственникам дарю книжки.

Моя мечта, чтобы мои дети, муж, все родственники и близкие пришли к Господу с искренней верой.

Словарь «Правмира» — Вера

21 мая 2014

История гимнастического оборудования: как спортсмены дошли до жизни такой

Кто сказал, что люди не летают? Давид Белявский на брусьях. © РИА Новости, Григорий Сысоев

Сборная России по спортивной гимнастике вступила в борьбу на чемпионате Европы в Софии. VTBRussia.ru желает удачи нашим спортсменам и вспоминает историю создания гимнастических снарядов.

В поисках взаимопонимания

– Я знал гимнаста, который разговаривал со снарядами. Даже с ковром перед вольными упражнениями! – признался однажды четырехкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Алексей Немов. И тут же осекся, предупредив, что этим гимнастом был не он.

Самому Немову разговаривать со снарядами было не надо, они и без уговоров подчинялись именитому гимнасту. Единственными непокоренными на главных мировых стартах для Алексея остались кольца. Но таких «универсалов», как Немов, за всю историю спортивной гимнастики – единицы. Чаще всего, особенно в мужской гимнастике, у спортсмена всего один-два коронных снаряда.

– Мой любимый – бревно! Но оно все-таки очень непредсказуемое. Одно неловкое движение – и ты на полу, – признает олимпийская чемпионка Алия Мустафина, которая главной победой в карьере обязана все же не бревну, а разновысоким брусьям.

– А я вот с коня никогда не любил начинать многоборье. Я психологически зажимался. Когда делаешь первый снаряд, то выходит много адреналина. А когда приходишь на коня немножко подуставшим – лучше получается. Слишком много энергии мешает, – отмечал абсолютный чемпион Европы Максим Девятовский.

Вообще почти все гимнасты говорят о снарядах как о неких одушевленных существах, со своим характером и душой. Но вот если с наличием нематериального начала жизни в гимнастических снарядах еще можно поспорить, то сомнений в особых требованиях каждого из них к спортсменам точно нет.

Брусья: летают все!

– У кого очень крепкие ноги, тому лучше работать над опорными прыжками. У меня вот он не очень хорошо шел. Зато если сильные руки, то предпочтительнее брусья. Крутишься на руках, летаешь… – мечтательно замечает чемпионка мира в упражнении на брусьях Ксения Семенова.

«Снарядами древнегреческих атлетов были домашние животные»

Летать на брусьях гимнасты начали относительно недавно. Еще в 1950-х годах расстояние между жердями было настолько мало, что не позволяло атлетам выполнять перелеты. C годами снаряд эволюционировал, и специально для женщин планки разнесли на разную высоту. Так гимнастки смогли по-настоящему перелетать с одной жерди на другую. Мужчины-гимнасты тоже летают. Но по-другому.

Вообще у мужчин снарядов больше: брусья, перекладина, кольца, бревно и ковер, на котором выполняют вольные упражнения. Женщины выступают на гимнастическом коне, на брусьях разной высоты, на бревне и на ковре.

Теленок и Наполеон

Представить современную спортивную гимнастику без снарядов невозможно. Недаром слово «снаряд» – одно из самых часто употребляемых гимнастами разных возрастов и уровней подготовки. Но так было не всегда. Древние греки, которые считаются основателями гимнастической дисциплины как таковой, даже не могли себе представить, что их последователи будут крутиться на перекладине и к тому же выполнять сальто в воздухе.

Распространенным снарядом древнегреческих атлетов были, например, домашние животные. Одним из первых, кто стал использовать парнокопытный скот в спортивных целях, стал прославленный чемпион Милон. Еще будучи мальчишкой, он решил: «А почему бы мне не поднять теленка и не пройтись с ним до стадиона?» О том, как это понравится теленку, Милон вряд ли подумал. Главное, теленок рос буквально на руках, а с ним росла и мышечная масса Милона.

«Сейчас женщины на брусьях выполняют то, что мужчины исполняли на перекладине»

Современным телятам подобное не угрожает: для развития физической силы и выносливости у нынешних спортсменов сейчас много специальных, гораздо более покорных приспособлений. Изобретателем первых современных гимнастических снарядов принято считать немца Фридриха Людвига Яна, философа и педагога, неутомимого борца с Наполеоном. Ян, живший в первой половине XIX века, поднимал прусский дух с помощью развития физических и моральных сил соотечественников. И его патриотизм очень помог спортивной гимнастике. Именно Яну мир обязан изобретением брусьев и перекладины. Он же придумал и прототип современного коня.

К 1896 году, когда прошли первые современные Олимпийские игры, спортивная гимнастика уже познакомилась почти со всеми мужскими снарядами. В программу афинской Олимпиады не вошли только вольные упражнения. Вместо них были другие состязания – лазание по канату. Канат оставался в почете еще много лет – вплоть до 1932 года.

А вот вам бревно

Олимпийская история женской спортивной гимнастики несколько короче, чем мужской. Впервые женщинам-гимнасткам дали право бороться за награды Игр только в 1928 году. Причем у феминисток был весьма серьезный повод возмутиться: если мужчины разыгрывали семь комплектов наград, то у дам был всего один шанс на завоевание медали – в командном многоборье. Дискриминация закончилась в 1952 году, когда женщины впервые разыграли места в отдельных видах многоборья – на брусьях, в опорном прыжке, вольных упражнениях и на бревне.

Кстати, из гимнастических снарядов именно бревно – древнейший. Его придумал даже не отец гимнастики, а ее дедушка, тоже немец, Иоганн Кристоф Фридрих Гутсмутс, первый в истории Германии спортивный педагог, популяризатор гимнастики, плавания и командных игр. Именно он догадался, что ствол дерева можно использовать для тренировки баланса тела. Однако официально бревно стало соревновательным снарядом одним из последних. Причем выступают на бревне только женщины.

Брусья для всех, перекладина для мужчин

– Что раньше представлял из себя снаряд? Одна сплошная деревяшка! Позднее появились прослойка и покрытие. Брусья, как и бревно, были деревянные, толстые, рукой не обхватишь. Прыжок мы делали, отталкиваясь прямо от пола. На голом полу выполняли и вольные. Помню, когда сказали, что нужно делать фляки, все были в шоке. Как это на голом полу фляк делать? Ну а потом постепенно-постепенно… Сейчас женщины на брусьях выполняют то, что мужчины исполняли на перекладине, – рассказывает о гимнастических снарядах первых послевоенных лет Лариса Законникова, бывшая гимнастка и тренер, ответственный секретарь Федерации спортивной гимнастики России.

Попасть на язык

Сейчас для выполнения опорного прыжка гимнастами специалисты готовят и специальные дорожки длиной 25 м, и мостики для отталкивания, а также сам снаряд, который называют «язык» или «стол». Правда, он появился совсем недавно. Например, победитель Олимпийских игр 1996 года Алексей Немов свою золотую медаль выиграл, отталкиваясь при выполнении упражнения от коня. Так до начала 2000-х именно конь – только без особых ручек, необходимых для выполнения махов, – выполнял роль опорного снаряда. Никакого «языка» у Немова не было.

Эволюция снарядов позволила гимнастам сосредоточиться на усложнении своих программ

Появление «языка» – по сути последнее на сегодняшний день значительное нововведение в истории эволюции гимнастических снарядов. Считается, что все, что можно, уже изобрели. Правда, работа над техническим совершенствованием оборудования не прекращается никогда. Постоянно идет поиск идеального материала для снарядов.

Дело техники

А вот технические требования едины и четко прописаны в правилах Международной федерации гимнастики. Например, при установке колец нужно четко соблюсти все указания: точка подвеса колец должна располагаться на высоте 5,75 м над уровнем пола, сами кольца нужно подвешивать на высоте 2,75 м. Расстояние между ними в спокойном состоянии должно быть равно 50 см, а их внутренний диаметр – 18 см.

Особые требования предъявляются и к соревновательному коню. 160 см – длина, 35 см – ширина, 12 см – высота ручек, расстояние между ними от 40 до 45 см. Бревно должно быть 5 м длиной и 10 см шириной, ставят снаряд на высоте 125 см. И такие же подробные требования прописаны по отношению к каждому без исключения снаряду. Так что сейчас сложно представить, что в начале века все гимнасты мира тренировались на разном по своим техническим показателям оборудовании. Дело доходило даже до того, что иногда команды приезжали на турниры со своим собственным «реквизитом». «Тренер, не забудьте брусья! Да, и попробуйте уместить нашего коня в багажнике!» – видимо, таковы были напутствия спортсменов тренерскому штабу перед отправкой на соревнования.

К счастью для нынешнего гимнастического поколения, подобные сложности остались в далеком прошлом. Перевозить снаряды никуда не надо. И прыгать по деревянному полу тоже. Но вряд ли все эти нововведения сделали гимнастику проще. Наоборот, эволюция снарядов позволила гимнастам сосредоточиться непосредственно на усложнении своих программ. И в этом плане гимнастика, видимо, способна развиваться бесконечно.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *