Чудотворная икона Спиридона Тримифунтского в Москве

Мощи святителя находятся в Соборе Святого Спиридона Тримифунтского далеко от нас, в Греции, на острове Корфу. Вся рака с мощами увешена драгоценными подношениями. Это благодарят христиане, которым помог святой по их молитвам к нему.

  • В Москве в храме Воскресения Словущего находится чудотворная икона Спиридона Тримифунтского, в середине которой установлен ковчежец с частичкой мощей святого. В один из дней служительница храма стала просить святого помочь ей, внезапно открылась крышка ковчега и через несколько минут сама закрылась – так служительница поняла, что просьба ее услышана.
  • В Москве есть еще один чудотворный образ святого Спиридона Тримифунтского. Он находится в Даниловом монастыре в Покровском Соборе. К иконе прикреплен ковчег с башмаком и частичкой мощей святого. В храме фиксируют все чудотворения, происходившие по молитвам этому образу. И их уже невероятно много.

Храмы легко найти в Москве по карте. Часто приходы организуют паломнические поездки к чудотворным иконам Спиридона Тримифунтского. Не стоит ими пренебрегать – часто искренняя сердечная молитва поможет решить самые трудные проблемы.

История

Церковь Воскресения Словущего на Успенском Вражке, 1881 год (фото Николая Найденова)

Первое упоминание о храме в этом месте датируется 1548 годом. Первоначальный деревянный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова (в просторечии именовавшийся церковью Воскресения Словущего «что на Успенском вражке») показан на Петровом плане Москвы, вычерченном в 1596—1598 годах.

В 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. Однако жители на пепелищах тут же начали возводить новые, уже каменные церкви.

В исторической литературе до сих пор датой сооружения каменного храма Воскресения Словущего не совсем верно считался 1629 год. Это произошло вследствие неправильного прочтения летописной заметки о построении храма: «Построена каменна по сгорении 1629 апреля в 10 день деревянной». Эта дата на самом деле указывает дату пожара. Строительство храма должно было начаться скорее всего сразу же после пожара — возможно, летом 1629 года. Документы показывают, что строительство каменного храма было завершено к 1634 году, так как именно под этим годом сохранилась архивная запись, сообщающая о прошении к патриарху Иоасафу I священника храма отца Матфея благословить освящение двух престолов: «142 года (то есть 7142/1634) июля 4 запечатана Благословенная грамота по челобитью с вражка Успенского попа Матвея на два престола».

С 1620 года рядом с церковью находился деревянный храм пророка Елисея, построенный в память встречи царём Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена. В 1636 году Елисеевский храм был заменён каменным и простоял до середины XIX века. При упразднении храма его престол перенесли в соседний храм Воскресения Словущего, Покровский придел которого переосвятили в Елисеевский.

В XVII веке некоторые храмы были не только приходскими, но и как бы монастырскими: когда в документах встречается добавление к названию храма «на монастыре» — это следует понимать в том смысле, что около приходского храма строились две-три кельи, и в них селились несколько человек, чаще всего престарелых, иногда даже не обязательно монашествующих. Подобную приписку «на монастыре» употребляет Переписная книга Москвы за 1638 год в отношении храма: «на Воскресении же на монастыри… келья, живут старицы нищие».

Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Во второй половине XIX века были растёсаны окна храма, получившие килевидные штукатурные обрамления в русском стиле. В 1897 году по проекту архитектора Александра Мейснера верхние ярусы колокольни были заменены новыми в псевдоклассических формах, после чего здание приобрело современный облик. Причиной перестройки колокольни стал подаренный храму необычайно большой колокол.

В XX и XXI веках

В 1930-х годах, в безбожную эпоху, храм не закрывали (благодаря многочисленным просьбам известных артистов, живших рядом с ним на улице Неждановой), но колокола были сняты.

В 1963—1964 годах, 1979 году и 1982—1986 годах в храме были проведены реставрационные работы.

С 1972 года в течение последующих 30 лет в храме служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.

В марте 2019 года завершилась реставрация убранства храма: были восстановлены 40 росписей на стенах и сводах, орнаменты на стенах и два медальона над окнами.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Это урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

«Воскресения Словущего» — означает, что церковь слывёт, прозывается Воскресенской. Главная христианская святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Он был «обновлён», то есть возрождён святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста. После страданий и смерти Христа священное место его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.

С того времени Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие. У этого праздника есть особенность — в этот день в храмах, освящённых в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

Архитектура

Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.

От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.

Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.

Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.

> Приделы

  • Воскресения Словущего (главный)
  • Пророка Елисея (южный)
  • Николая Чудотворца (северный)

Святыни

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» (написана, очевидно, в XVIII веке и до начала XIX века являлась семейной святыней одной московской семьи; перенесена не ранее 1937 года из снесённого властями в 1936 году храма Рождества Христова в Палашах). В Палашёвский храм, по легенде, её пожертвовал прихожанин, который, будучи вдовцом, один воспитывал дочерей и постоянно молился об их благополучии, когда его молитвы были услышаны и судьба детей была устроена, он передал икону в храм.

Образ «Взыскание погибших» помещён ныне в киоте слева от иконостаса главного придела на возвышении, покрыт искусно выполненной ризой. Пресвятая Дева изображена с непокровенной главой (вероятно, в связи с преданием о том, что она отдала свой покров для спасения грешника). На полях иконы изображены святые.

Небесные покровители прежних владельцев образа: мученик Мамант, апостол Филипп, святая праведная Анна, святитель Николай, преподобная Параскева, великомученица Екатерина. Празднование иконе установлено 5 (18) февраля. В прежнее время в этот день литургию в Палашёвском храме совершали митрополиты Московские и викарные преосвященные. В годы настоятельства в этом храме протоиерея Николая Величкина (умер в 1935 году) перед чтимым образом неоднократно служил патриарх Тихон, пел хор под управлением регента и композитора Павла Чеснокова. Ныне в храме Воскресения на Успенском вражке богослужения архиерейским чином совершаются регулярно, 5 (18) февраля совершались и патриаршие служения.

В 1981 году от свечи, оставленной около чудотворного образа «Взыскание погибших», в храме возник пожар. Пострадал киот образа, однако сама икона осталась почти невредимой и после реставрации киота была помещена на левом клиросе главного храма (1982).

К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного).

Древнейшая икона храма — образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона; он содержит также частицу святых мощей Николая Чудотворца.

Образ святого пророка Божия Елисея и образ святого Илии-пророка с житийными клеймами — древние иконы XVII—XVIII веков (в правом Елисеевском приделе) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке — в иконостасе левого Никольского придела.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *