В 1989 году была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия, и тогда же возник вопрос постройки в Ульяновске кафедрального собора. 1993 год в истории собора ознаменовался тем, что на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было предложено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор.

Архитекторы Ляйля и Александр Варюхины много лет сотрудничали с настоятелем Всехсвятского храма протоиереем Алексием Скалой. Всехсвятский храм, часовня, Покровский некрополь — всё это плоды их совместного труда. Весной 1993 года Ляйля Махмутовна и Александр Иванович обсудили с отцом Алексием Скалой идею строительства собора. Батюшка признался архитекторам, что давно мечтает построить храм на месте бывшего Покровского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930-е годы. Протоиерей Алексий создал проектное бюро приходского совета и пригласил туда Варюхиных. В качестве прототипа он предложил избрать один из старейших соборов Симбирска – Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер. Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко. Такой выбор батюшка сделал отчасти потому, что он служил с патриархом Алексием в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, который тоже построен в этом стиле. Спасо-Вознесенский собор был его уменьшенной версией. Теперь же из маленького собора архитекторы должны были сделать большой, увеличив его в четыре раза, но так, чтобы не утратить достоинств оригинала.

Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, было предусмотрено строительство всей необходимой инфраструктуры. В комплекс вошли административные здания с воскресной школой, музеем, Братством святого Андрея Блаженного, домом для священников, мастерскими, гаражами. Большинство из этого перечня уже встало на свои места.

Алексей Сытин, известный в Ульяновске знаток истории края и его культовой архитектуры, подобрал для Варюхиных старинные фотографии Спасо-Вознесенского собора в Симбирске, написал о нём полную информационную справку.

9 июня 1994 года состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень. 21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме.

История возведения Спасо-Вознесенского кафедрального собора в Ульяновске длилась более 20 лет и пришла наконец к своему счастливому завершению. Храм на улице Минаева, просматривающийся со многих точек, настоящая архитектурная жемчужина. Хочется любоваться и любоваться его устремленностью к небу, сияющими синими стенами с белым барочным кружевом золотыми главами. Собор превращается в религиозно-духовный центр, куда потянулись православные верующие нашего края и соседних регионов.

От замысла к воплощению

В 1989 году была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия, и тогда же возник вопрос постройки в Ульяновске кафедрального собора. 1993 год в истории собора ознаменовался тем, что на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было предложено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте при поддержке администрации области. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви отца Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор.

Архитекторы Ляйля и Александр Варюхины много лет сотрудничали с настоятелем Всехсвятского храма протоиереем Алексием Скалой. Всехсвятский храм, часовня, Покровский некрополь всё это плоды их совместного труда. Весной 1993 года Ляйля Махмутовна и Александр Иванович обсудили с отцом Алексием Скалой идею строительства собора. Батюшка признался архитекторам, что давно мечтает построить храм на месте бывшего Покровского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930-е годы. Протоиерей Алексий был человек неукротимой энергии, он создал проектное бюро приходского совета и пригласил туда Варюхиных. В проект вошли многие идеи отца Алексия. В качестве прототипа он предложил избрать один из старейших соборов Симбирска Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер. Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко. Такой выбор батюшка сделал отчасти потому, что он служил с патриархом Алексием в Николо-Богоявленском морском соборе Санкт-Петербурга, который тоже построен в этом стиле. Наш симбирский Спасо-Вознесенский собор был его уменьшенной версией. Теперь же из маленького собора архитекторы должны были сделать большой, увеличив его в четыре раза, но так, чтобы не утратить достоинств оригинала.

Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, было предусмотрено строительство всей необходимой инфраструктуры. В комплекс вошли административные здания с воскресной школой, музеем, Братством святого Андрея Блаженного, домом для священников, мастерскими, гаражами. Большинство из этого перечня уже встало на свои места.

Был ещё один человек, без которого собор не получился бы таким каким он стал. Это Алексей Сытин известный в Ульяновске знаток истории края и его культовой архитектуры. Глубокие знания краеведа оказались весьма кстати. Он подобрал для Варюхиных старинные фотографии Спасо-Вознесенского собора в Симбирске написал о нём полную информационную справку. О Сытине, как и о Скале А.И. Варюхин вспоминает с волнением: увы, ни того, ни другого Алексея уже нет в живых. В 2011 году ушел Сытин, ещё через год Скала.

В день праздника Вознесения Господня 9 июня 1994 года состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень.
В 1995-1996 годах был вырыт котлован будущего собора, забиты сваи сделан ростверк. И вдруг дефолт. Забор стоял десять лет. Огромный котлован уже осыпался. Но в 2006 году возглавивший Ульяновскую область губернатор Сергей Морозов твёрдо сказал: Будем достраивать! Нашлись и жертвователи, и основной спонсор. С особой благодарностью принимались средства от простых людей, приносивших деньги не от избытка, а от понимания значимости затеянного великого дела.
Свои средства внёс даже легендарный понтифик Иоанн Павел II, откликнувшийся на посланное ему письмо священника из Ульяновска.
За время строительства не было ни одной кражи стройматериалов. Отец Алексий сам во всё вникал и строго следил за ходом работ. Не будучи строителем, он фактически руководил стройкой. Его день начинался здесь и здесь же заканчивался.
Он понимал: нужно найти прораба, рассказывал А.И. Варюхин. Если бы мы отдали собор какому-нибудь строительному тресту, не факт, что получилось бы. И уникальный прораб нашёлся: Александр Алексеевич Волков. Чуть позже появился начальник участка Владимир Геннадьевич Сургачёв. Они вынесли на себе все организационные и технологические трудности уникальной стройки.

Всё делалось силами местных специалистов. Много проблем было с кладкой она сложная из-за пластики фасада собора. Необходимо было делать перевязку каждого ряда кирпичей. В соборе основные конструкции арочные. Арок из кирпича никто в городе со времён царизма не делал, и рассчитывать их почти никто не умел. Замечательный ульяновский конструктор Иван Григорьевич Попов рассчитал для строителей эту конструкцию.
Полуарки из керамзитобетона изготовили на заводе ЖБИ-1. Все иконы написаны в Ульяновске, здесь же вырезали иконостас. А как шеститонный колокол работы уральских литейщиков в колокольню завезти, подсказал Игорь Юрьевич Кочергин из «Гипротрансмоста» краном! Когда колокол подавали, с боков по сторонам проёма колокольни оставалось всего по пять сантиметров. Крановщик его исключительно точно туда поставил.
«Мы не знали, как достичь акустики,» признался Александр Варюхин. » Поехали в Москву в НИИ строительной физики, в институт «Спецпроектреставрация» Мы просим: «Научите нас акустику делать в соборе». В ответ слышим: «Слушайте, когда построите, если получится, нам расскажете». Чтобы создать акустику, архитекторы кувшины закладывали в барабаны. Но как это делается? Кувшин ведь может усилить звук, а может и исказить его. Невероятно, но акустика у нас получилась. Как говорил отец Алексий, Господь премудро всё устроил.

Силами ульяновских умельцев проводились и отделочные работы. Позолоту на детали декора и лепнину наносили в одном из ульяновских храмов. Работа это очень кропотливая: мастерицы покрывают детали отделки грунтом, затем специальным лаком, а тончайшие лепестки сусального золота наносятся с помощью специальной кисточки.
Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма тронное место. Изготовили его в мастерской Свято-Троицкого Братства в городе Щигры. Оно разместилось в алтаре Спасо-Вознесенского собора.
Ещё работы шли полным ходом, а в храме в праздничные дни уже проводились службы. Первую Божественную литургию в кафедральном соборе митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил 10 декабря 2014 года, в день памяти Блаженного Андрея Симбирского Чудотворца.
21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Спасо-Вознесенский собор является восстановленным, предыдущий храм находился на месте современного сквера и памятника И. Гончарову.

Краткая история несохранившегося собора:
Архитектор: Розетти Н. И.
Обширный кирпичный храм в формах эклектики, выстроенный в 1901-1906 на месте каменной церкви 1729. Четверик, украшенный богатым декором, увенчанный крупным куполом, с боковыми притворами. От старого здания остались трапезная 1850-х и многоярусная колокольня нач. XIX в. Вверху Вознесенский храм с приделами Воскресенским и Иоанна Воина, внизу Рождество-Богородицкий храм с приделами Иоанна Богослова и Всех Скорбящих. В 1932 закрыт, занят под фабрику-кухню, в 1936-1938 сломан.

Вскоре после построения города Симбирска, служилые и ратные люди, поселившиеся слободами вокруг «рубленнаго города, построили себе небольшую деревянную приходскую церковь во имя Вознесения Господня, с погостом. Однако эта церковь не просуществовала и 50 лет, как стала вельми ветха, почему, в 1694 году, причт и прихожане построили на ея месте, с благословения Казанскаго Митрополита Маркелла, новую, деревянную же церковь, но более обширную, во имя Вознесения Господня, с приделом Рождества Богородицы. Эта церковь просуществовала только до 1729 года, когда получено было разрешение Казанскаго Митрополита Силиверста строить, на старом погосте, каменную церковь, в то ж именование, но в два этажа: вверху холодную, во имя Вознесения Господня, а внизу теплую, во имя Рождества Богородицы, с приделом во имя св. великомученика Иоанна Воинственника. Постройка этой церкви продолжалась очень долго, так что только в 1769 году последовало освящение главнаго престола, во имя знесения Господня, вверхнем этаже. Каменная колокольня пристроена впоследствии и по скудности средств; постройка ея продолжалась 23 года; она была окончена в 1829 году. Но еще ранее этого, в 1824 году, иждивением местной помещицы Елизаветы Николаевны Пазухиной, к церкви пристроен придел во имя Воскресенья Христова. Указом Святейшаго Синода от 26 июня 1844 года, Вознесенская церковь возведена на степень собора, вместо упраздненнаго собора в Спасском девичьем монастыре. Вследствие этого храм был несколько расширен и верхний ярус колокольни изменен. В пожар 1864 года Вознесенский собор значительно пострадал, но усердием прихожан исправлен к осени того же года. В настоящее время он пришел в ветхость, так что учрежденное недавно церковно-приходское попечительство признало необходимым не только капитально ремонтировать собор, но значительно расширить и вообще совершенно заново перестроить по плану, составленному еще в 1847 году, однако недостаток средств, не смотря на пожертвования, не дозволяет привести это намерение в исполнение.

Ныне в Вознесенском соборе шесть приделов. В верхней, холодной, церкви главный придел — во имя Вознесения Господня, на южной стороне — во имя Воскресенья Господня, а на северной стороне во имя св. Иоанна Воина (праздник 30 июля). В нижней, зимней, церкви главный придел во имя Рождества Богородицы (праздник 8 сентября), на южной стороне — во имя Божьей Матери всех скорбящих радости (праздник 24 октября) и на северной стороне — во имя евангелиста Иоанна Богослова (праздник 26 сентября). Из икон, хранящихся в этом храме, замечательны. 1) образ Богоматери-Скоропослушницы — копия с чудотворной иконы, хранящейся на Афоне, в Дахиарском монастыре; этот образ особо почитается не только горожанами, но и окрестными жителями; 2) запрестолная икона Знамения Пресвятыя Богородицы и образ св. Николая Чудотворца, сохранившаяся от первоначальнаго храма; 3) иконы Вознесения Господня и Богоматери Виленской — обе в богатых ризах, с драгоценными украшениями; 4) нерукотворенный образ Спасителя, греческаго письма; древность его относится к временам отдаленным; кто и когда пожертвовал его в Вознесенский собор — неизвестно. (Приведенные сведения о Вознесенском соборе заимствованы из подробнаго «описания Симбирского Спасо-Вознесенскаго собора, сост: свящ. П. Мальховым)

П. Мартынов «Город Симбирск за 250 лет существования»

До 90-х годов прошлого века в городе действующим был только Свято-Богородице-Неопалимовский Собор. При этом строение, бывшее ранее Свято-Воскресенско-Германовским собором, даже не было в ведении православной церкви. Властям Ульяновска пришлось отказаться от восстановления Троицкого собора, расположенного на Ленинской площади, так как оно требовало внесения существенных корректировок в уже существующую городскую инфраструктуру. Под строительство новой церкви были выделены 2 гектара земли в месте пересечения улицы 12-го Сентября с улицей Минаева.

1993 год был ознаменован событием, начавшим новую веху в истории собора: губернатор области Ю. Горячев предложил епископу Проклу и протодиакону Алексию помощь администрации в возведении нового храма, после их одобрения он подписал соответствующее распоряжение о возрождении собора.

Работы были усложнены тем, что старые чертежи собора были утеряны, пришлось по имевшимся в наличии фотографиям воссоздавать облик храма. Над проектом работали до конца 1994 г., после чего место, выбранное для постройки, было освящено.

Сразу после начала строительства возник целый ряд трудностей: пришлось перекраивать границы выделенного участка, вырубать растущие там деревья, да и денег, собранных из частных пожертвований и выделенной администрацией города помощи, не хватило.

По этой причине приняли решение о создании временной деревянной постройки — Всесвятского храма — с тем, чтобы воспользоваться его последующим доходом на строительные нужды.

Работы начались в июле 1995 года и длились по апрель следующего года, сразу же по завершению строительства готовый Всесвятский храм освятили.

К возведению Спасо-Вознесенского собора приступили в 1997-м году, однако разразившийся кризис приостановил процесс. Лишь спустя 9 лет усилия протодиакона Алексия и местного губернатора С. Морозова позволили возобновить строительные работы.

В качестве архитектурного стиля для собора выбрали барокко, общий фон здания — голубой. Вместительность храма — 2000 прихожан. Вторая очередь будущего комплекса будет включать в себя епархиальный музей, крестильный храм и воскресную школу.

Первое богослужение прошло в готовом храме в декабре 2014 г. Официальное открытие собора датировано 21 мая 2015 г. — на нем присутствовал патриарх Кирилл, который прибыл с визитом в Симбирскую митрополию.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *