Что вас ожидает

История монастыря
Вы узнаете, как, согласно преданиям, сподвижник Сергия Радонежского, основал в конце 14 века неподалеку от Вологды монастырь. Какую роль в этом сыграл Дмитрий Донской, как духовная обитель стала значимым стратегическим объектом и какой след оставили в ее истории другие правители. Какие святыни широко почитали в Средние века и даже брали в царские походы. Какие трудности принесло Смутное время, чем запомнилась война 1812 года и как местные храмы пережили 20 век. Также поговорим о возрождении монастырской жизни и ее современных событиях. А отдельный рассказ будет посвящён житиям святых покровителей комплекса — преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких.

Архитектурное наследие
Особая ценность монастыря заключается и в том, что здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а религиозные архитектурные памятники отражают все этапы строительства на Русском Севере — с 16 по 18 век. Вы познакомитесь с каменной и деревянной архитектурой ансамбля, увидите древнейший в России деревянный шатровый храм первой половины 16 века. И кроме того, подниметесь на крепостную стену 17 века, чтобы окинуть взглядом исторические панорамы.

«Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря, с величественными в нем зданиями храмов, настоятельскими и братскими келиями, окруженного высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву Лавру и Сергиев Посад в миниатюре». Архимандрит Анатолий, начало 20 века.

Отзывы Спасо-Прилуцкий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Спасо-Прилуцкий монастырь

Один из крупнейших и старейших памятников православной архитектуры, который знает на сегодняшний день русский север, — Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный учеником Сергия Радонежского — Димитрием Прилуцким.

Кроме того, именно этот объект культурного наследия представляет собой уникальный ансамбль оригинальных зданий монастыря, которые практически не подвергались изменениям с начала своего основания. Во многом только благодаря этому, каждый объект постройки считается местом повышенного внимания со стороны поклонников православной культуры, тем более что в одном из соборов мужского монастыря покоятся мощи его основателя, Димитрия Прилуцкого.

В этом контексте стоит отметить, что, после отхода в лучший мир первого настоятеля, чудеса не заставили себя ждать. Но до современников дошли лишь несколько упоминаний.

Спасо-Прилуцкий монастырь

Во-первых, вологодским жителям пришёлся очень к месту гроб с мощами святого в тот момент, когда несколько веков назад местные жители стали массово умирать от судорог, а болезнь приняла достаточно серьёзный характер. По свидетельствам очевидцев, только поход к раке святого помогал навсегда исцелиться. Хотя опытные эксперты усматривают в подобных материалах немного объективных фактов.

Более «реальные» чудеса произошли с вятичами, которые имели неосторожность обидеть добропорядочных жителей Вологды. Согласно упоминаниям в летописи, все захватчики утопли неподалёку в болотах, а тот человек, который покусился на главную святыню монастыря, и вовсе был убит неведомою силой.

Однако самые удивительные метаморфозы со зданиями монастыря произошли после прихода к власти коммунистов, как многие уже наверняка успели догадаться. Лихие революционеры в срочном порядке выселили с территории настоятеля и послушников, а всех сопротивлявшихся и сочувствующих расстреляли прямо на месте. Все сколько-нибудь стоящие церковные реликвии продали для того, чтобы накормить жителей Поволжья и оплатить революционные нужды. А до пятидесятых годов двадцатого столетия в Спасо-Прилуцком монастыре успели устроить военные склады, кинотеатр, пересыльную тюрьму для раскулаченных и ещё целый ряд учреждений самой разной направленности.

В современной России это место вновь вернулось к своим истокам, и теперь на территории вновь возродился мужской монастырь, а часть зданий отведено под Вологодский музей-заповедник. Так что, пройдя свой многовековой, тернистый путь, Спасо-Прилуцкий монастырь снова стал местом для духовного роста многих прихожан и монахов обители.

На что обратить внимание

Большинство построек обители относятся к 16-17 векам, в том числе Спасский собор (1537), надвратная Вознесенская (1587) и Введенская (1623) церкви, палаты 16 века. Деревянная Успенская церковь (1519) на территории монастыря и вовсе старейший сохранившийся шатровый храм.

Маленький двор Спасо-Прилуцкого монастыря вмещает много построек и 17-08 столетий. Поклонники творчества поэта Батюшкова в памятные даты посещают его могилу, которая находится на монастырском кладбище.

Координаты

Адрес: Вологда, село Прилуки.

Телефон привратной:(8172) 55-92-24.

Как добраться: от ж/д вокзала на троллейбусе № 5, №4 до конечной остановки маг. Бригантина. Далее на автобусе №103, №29 или маршрутном такси до остановки Прилуки. Время проезда от ж/д вокзала до монастыря составляет около 40 минут.

Монастырь отрыт для посещения во время богослужений, в остальное время с экскурсионным обслуживанием. Паломникам предоставляется монастырская гостиница (странноприимный дом). При себе необходимо иметь паспорт.

Спасо-Прилуцкий монастырь — одна из наиболее известных, крупных и почитаемых православных обителей на территории Русского Севера. Располагается на северной окраине Вологды, в бывшем селе Прилуки, которое сейчас является городским микрорайоном.

Считается, что монастырь основал Димитрий Прилуцкий, один из учеников Сергия Радонежского

Одной из особенностей православной обители является ее практически полное соответствие первоначальному облику — с сохранением исторического ансамбля и его стиля. Именно за счет этого монастырь привлекает массу поклонников древнерусской культуры, а также остается важным паломническим центром, поскольку на территории одного из соборов находится православная святыня — мощи Димитрия Прилуцкого.

© Sonic_off

Расписание богослужений в Спасо-Прилуцком монастыре

В будни литургия совершается в 7:00 — 7:30, вечерняя служба — в 17:00. В воскресенье и праздничные дни начало литургии — в 9:00, вечером накануне — всенощная в 17:00.

Узнать точное время службы в Спасо-Прилуцком монастыре можно в разделе для паломников на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря либо в группе ВКонтакте (на ближайшую неделю).

Архитектура и внутреннее устройство

Инфраструктура современного Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря включает в себя:

  • Спасский собор с колокольней. Нынешний собор был возведен в середине XVI века, на месте сгоревшего деревянного собора. Пятиглавый храм отражает традиции московского зодчества того времени. Единственное яркое отличие — скупо обработанные фасады, как сейчас сказали бы «минималистичные».
  • Введенскую церковь и трапезную. Квадратное здание с одной луковичной главкой было построено в начале XVII века. В 20-е годы купол разобрали, а в помещении церкви устроили киноклуб и буфет. С западной стороны располагается палата, предназначенная для трапез. Наверху располагалась обеденная комната для монахов, а в нижних этажах — подвалы и хозяйственные склады.
  • Екатерининскую церковь. Храм был построен как семейная усыпальница для дворянского рода Волоцких. Это небольшая постройка в виде ротонды в стиле ампир.
  • Успенскую церковь. Постройка была перевезена из другого монастыря, как музейный экспонат — она считается древнейшей деревянной шатровой церковью.
  • Церковь Всех Святых. Изначально была построена как больничный храм, но позднее ее функции изменились и здание подверглось перестройке.
  • Кладовые монастыря. Постройка находится у северо-западной стены. Двухъярусная галерея была возведена до 1675 года.
  • Монашеские кельи. Всего на территории монастыря 4 вида келий: летние и зимние настоятельские кельи, древненастоятельские и братские.
  • Часовню. Небольшая деревянная часовенка построена над колодцем, который, по легенде, выкопал сам Димитрий. Вода из колодца освящается.
  • Крепостные сооружения: башни, ворота, стены. 5 башен монастыря образуют многоугольник трапециевидной формы. Общая протяженность — 950 метров. Въезд в монастырь осуществляется через Святые ворота в западной стене.

Спасский собор, © Sonic_off

Из современной инфраструктуры в монастыре действуют хлебная лавка и столярная мастерская. Паломническая служба Спасо-Прилуцкого монастыря предлагает остановиться в Доме паломника, расположенном неподалеку — в селе Юношеское, у Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.

Успенская церковь, © Sonic_off

Экскурсии

Экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю в Вологде проводятся за фиксированное пожертвование (можно оставить больше):

  • Взрослые — 100 рублей.
  • Иностранцы — 200 рублей.
  • Дети, пенсионеры, студенты — 50 рублей.
  • Группы до 10 человек — 1000 рублей.
  • Иностранные группы до 10 человек — 2000 рублей.

Экскурсии проводятся ежедневно. С понедельника по субботу экскурсионное сопровождение возможно с 10:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 на полчаса). По воскресеньям — с 12:30 до 17:00. На период христианских праздников график экскурсий необходимо уточнять на официальном сайте Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде или вконтакте.

Южная башня, © Ирина

История Спасо-Прилуцкого монастыря

Православный монастырь в Прилуках основан в 1371 году. На протяжении следующих столетий обители и ее заступнику святому Димитрию Прилуцкому приписывались чудеса спасения от эпидемии, наказания разграбивших город и обитель от вятичей, помощи в защите Вологды.

Большая часть строений монастыря возводилась в XVI и XVII веках. Например, деревянная Успенская церковь построена в 1519 году. Позднее возведены Спасский собор, Вознесенская и Введенская церкви, а также другие объекты.

Спасо-Прилуцкий монастырь и его узники — отдельная глава в истории. Среди самых известных исторических личностей — сыновья князя Углича Андрея, Иван и Дмитрий, которых сослал за мощные крепостные стены монастыря Иван III.

Пик процветания монастыря пришелся на конец XVII — начало XVIII века, когда он вошел в число богатейших обителей Русского Севера, имел несколько вотчин в Вологодчине. К этому периоду принадлежат сохранившиеся на территории комплекса хозяйственные постройки.

В 1918 году красноармейцы обыскали монастырь и составили опись его имущества. В годы Гражданской войны на его территории находился склад взрывчатых боеприпасов, памятник чудом уцелел — однажды начавшийся пожар быстро потушили.

Введенская церковь с трапезной, © Sonic_off

Комплекс отреставрировали в 1950-е годы, а количество хозяйственных и социальных объектов стало постепенно сокращаться. Филиалом Вологодского музея-заповедника монастырь стал в 1979 году.

Монахи вернулись в монастырь только в 1990-е годы, уже после распада Советского Союза. С тех пор Спасо-Прилуцкий мужской монастырь успешно функционирует и снова является одним из региональных центров православия Вологодской области, где прихожане и местные монахи имеют возможность развиваться и совершенствоваться духовно.

На территории также находится кладбище с могилой поэта Батюшкова, на которую в юбилейные годы приходят поклонники его творчества. В городе функционирует и музей Батюшкова.

Онлайн-экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю на панорамах Google Maps

Как добраться до Спасо-Прилуцкого мужского монастыря

Основной транспорт до монастыря — городские автобусы до остановки «Прилуки». Подходящие рейсы от ж/д и автовокзала — № 14, 28. Эти же автобусы и рейс № 22 подойдут для туристов с Торговой площади.

Поездка на автобусе из центра Вологды в среднем займет 25–30 минут.

В сезон навигации альтернатива автобусам — круизные кораблике по реке Вологде, отправляющиеся от Кремлевской площади до монастыря. Этот маршрут популярен у туристов — с реки открываются весьма живописные виды.

Кроме того, посетить монастырь можно с организованными экскурсиями и турами.

Поездка на такси обойдется от 200 рублей. В Вологде вызвать такси можно через приложения Maxim, Такси Везёт, Яндекс. Такси.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь на видео: обзор с высоты, история

Спасо-Прилуцкий монастырь, Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий мужской монастырь – один из крупнейших, богатейших и влиятельнейших монастырей Русского Севера. Основан в 1371 году (по мнению ряда исследователей – в период с 1377 по 1393 год) учеником Сергия Радонежского преподобным Димитрием Прилуцким. Находится на северо-восточной окраине города Вологды, на левом берегу реки Вологды. Свое название монастырь получил от главной Спасской церкви и речной излучины, на которой он непосредственно и расположен.

Архитектурно-художественное значение монастыря чрезвычайно велико: здесь сконцентрированы основные черты вологодских построек за три столетия, а монастырские архитектурные памятники последовательно отражают все этапы строительства на Русском Севере: с XVI по XVIII век включительно.

Димитрий Прилуцкий (начало XIV века – 11 февраля ок. 1406) – монах, чудотворец, Святой Русской Православной Церкви в лике преподобных. Дни памяти по юлианскому календарю: 11 февраля (преставление), 3 июня (сретение образа). Ежегодно 3 июня (16 июня по новому стилю) в день памяти преподобного проводился общегородской крестный ход из Вологды в Прилуки и вокруг обители. В конце ХХ века традиция проведения крестных ходов в Прилуках была восстановлена.

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в деревне Веслево под Переславлем-Залесским. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию, С тех пор неоднократно беседовал с преподобным и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал воспреемником (крестным) детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского Димитрий решил удалиться в глухое место, бежав от «славословия и восхваления» вместе с учеником Пахомием. Отправились они на Север, в сторону «Холодного моря».

В вологодских лесах, в Авнежской округе у реки Лежа, они собирались построить храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю, однако местным жителям приход старца пришелся не по нраву: «Если великий старец близ нас поселится, то овладеет и нами и селами нашими…». Пустынники вынуждены были отправиться дальше.

Остановились они на берегу реки Вологды в заречной части города Вологды ниже по течению от городища. Позднее на этом месте вологжанами была возведена церковь Дмитрия Прилуцкого – ныне подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Дмитрий «увидел город, украшенный многими церквями, лишь не было здесь церкви Всемилостивого Спаса нашего Иисуса Христа на Происхождение Честного Креста и не было общежительного монастыря у иноков земли той от Волги реки и до края моря», – говорится в житии преподобного. Однако близость шумного города пришлась не по душе монахам – они снова двинулись путь.

В пяти верстах к северу от города, в излучине реки Вологды, Дмитрий решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. Жители окрестностей согласились оказать помощь.

Из Жития преподобного Дмитрия Прилуцкого:»Тамошние христолюбивые жители – муж именитый именем Илья и его друг и сосед Исидор по прозвищу Выпряг – подарили Димитрию по его просьбе столько земли, сколько потребовалось на устроение обители. Ради любви к нему и ради благословения пренебрегли они даже засеянным полем с уже взошедшими озимыми, позволив вытоптать ниву, чтобы поставить церковь Божию».

Первый деревянный храм будущего монастыря был освящен в 1371 году в честь праздника Всемилостливого Спаса, Пресвятой Богородицы, на Происхождение Животворящего Древа Креста Господня, отмечаемого 1 (14) августа. Рядом были построены деревянные кельи для монахов. Идея основания под Вологдой монастыря нашла поддержку у великого князя Дмитрия Донского.

Многие из учеников Димитрия перешли из Переславля к любимому наставнику в Прилуки, и по примеру Троице-Сергиевой Лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введен общежительный устав.

Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1406 года и был погребен у южной стены деревянного Спасского храма. Перед своей смертью, которую он предсказал, Дмитрий благословил «игуменом быть моему брату и сыну духовному Пахомию».

Чудеса от мощей святого Дмитрия начались в 1409 году, а в XV веке почитание его распространилось по всей Руси.

Местонахождение монастыря имело большое значение как с военно-стратегической точки зрения, так и для торговли. Известный дореволюционный историк С. М. Соловьев в труде «История России с древнейших времен» указывает, что Дмитрий Прилуций построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Монастырь располагался на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Москвы в Кириллов и Белозерск, в важнейшие центры международной торговли XVI века – Холмогоры и Архангельск. От стен монастыря начиналась дорога в сторону наиболее доходных промыслов средневековья: солеварения (Тотьма и Сольвычегодск) и промысла рыбы и пушнины (весь север). Поэтому Спасо-Прилуцкий монастырь находился под покровительством московских великих князей: Василия Темного, его сына Андрея Меньшого, удельного князя Вологодского, и Великого князя Ивана III, которые устанавливали для монастыря и его вотчин льготные пошлины.

Великий князь Московский Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону Димитрия Прилуцкого, написанную иконописцем Дионисием. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув ее 3 июня 1503 года монастырю. В настоящее время эта икона находится в экспозиции Вологодского музея-заповедника, а в монастырь передан ее точный список.

В 1528 году в Спасо-Прилуцком монастыре Великий князь Василий III и его супруга Елена Глинская молились о даровании наследника. Впоследствии их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные села и деревни на пять лет от всяких податей. В 1537-1542 годах Спасский собор был возведен в камне. Иван Грозный впервые посетил монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году брал в поход на Казань Киликийский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря (в настоящее время находится в экспозиции Вологодского музея-заповедника).

Монастырь использовался и как место ссылки. В 1493 году сюда Великим князем Иваном III были заточены княжичи углицкие Иван и Дмитрий – сыновья углицкого князя Андрея Горяя. Иван скончался в оковах в 1523 году (позднее причислен к лику святых под именем Игнатия Прилуцкого), Дмитрию в 1540 году было разрешено снять «железа». Братья похоронены в монастыре рядом.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия 11 (24) февраля игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома.

Знаком влиятельности Спасо-Прилуцкого монастыря стало участие его игуменов Гурия и Кирилла в Московских соборах для избрания государей: в 1598 году – Бориса Иоанновича Годунова, в 1613 – Михаила Федоровича Романова. В 1651 году игумен Серапион Казанец посвящен был в Москве в сан архимандрита. В следующем году он сопровождал Новгородского митрополита Никона (будущего Всероссийского Патриарха) в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Сан архимандрита сохранялся за всеми последующими настоятелями обители.

Первые каменные строения на территории монастыря – Спасский собор, надвратная церковь Вознесения и трапезная палата с церковью Введения – были возведены в XVI веке. Спасский собор Прилуцкого монастыря продолжает линию московской архитектурной школы: пятиглавие, высокий подклет, двухъярусная галерея и два ряда закомар. Декоративные мотивы Спасского собора повторяются в орнаменте надвратной церкви Вознесения и Введенской церкви.

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1612 году на него напали отряды поляков-литовцев под руководством гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Была разграблена монастырская казна, сожжены архивы, в трапезной сожжены 59 монахов.

Вскоре монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами – стоял в монастыре девять дней. «Защитники» угоняли монастырский скот, грабили имущество, мучили монастырских крестьян, пытаясь добыть сведения о спрятанном имуществе.

После разорений начала XVII века в монастыре возобновляется интенсивное строительство, при этом, как и во многих других монастырях, особое внимание уделяется оборонительным сооружениям: возводятся мощные стены и башни. Кроме того, в этот период строится новая колокольня – главная высотная доминанта комплекса, а также хозяйственные и жилые постройки.

Восстановившийся после разорения к концу XVII – началу XIII века монастырь стал одним из богатейших на Русском Севере, крупнейшим землевладельцем и торговцем солью. Спасо-Прилуцкий монастырь имел вотчины в окрестностях Вологды, Грязовца, Кадникова, а также подворья в Москве («дом и каменная церковь Собора Иоанна Предтечи с приделом Димитрия Прилуцкого на Варварском крестце») и в Вологде (на месте Дома губернатора), которые использовались для складирования и продажи соли. Всего в это время у монастыря было девять сел, в них семь церквей, четыре сельца и 88 деревень, в них 2819 душ крестьян. Помимо вотчин, с XVI века монастырь владел соляными варницами в Тотьме, Сольвычегодске и при реке Уне, на которых ежегодно вываривалось более 14 тысяч пудов соли. Кроме солеварения, монастырь имел на реке Вологде две мукомольные водяные мельницы и две рыбных ловли (на реке Лосте и на озере Оназимском).

В конце XVIII века Святейший Синод причисляет обитель к монастырям второго класса.

Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились в сгоревшем Спасском соборе до освобождения Москвы.

Спасский собор реставрирован в 1813-1817 годах. В ходе восстановительных работ устроен новый иконостас, заменены поврежденные пожаром главы, которым приданы барочные кувшинообразные формы.

В 1824 году у гробницы преподобного Димитрия молился император Александр I.

Монастырь прежде обладал богатейшей библиотекой. Большинство древних рукописных книг (например, житие преподобного Игнатия XVI века) было изъято в столичные собрания еще в XIX веке. «Бесцеремонное отбирание» книг прекратилось только после соответствующего указа Синода от 1890 года, на момент которого в монастыре еще сохранялись несколько книг XV-XVI веков.

Из архимандритов монастыря были рукоположены в епископы Тотемские, викарии Вологодской церкви: Павел Попов (1868-1874), Варлаам Чернявский (1875-1876); в епископы Измаильские Неофит Следников (1913-1918). Настоятели Прилуцкой обители Неофит Следников и Нифонт Курсин были представителями от монастырей Вологодской епархии на Монашеских съездах, проходивших в Троице-Сергиевой Лавре в 1909 и 1917 годах. В начале ХХ века монастырь, славившийся своей благотворительностью, имел приют для детей-сирот, школу, гостиницу для богомольцев, столярные мастерские.

В 1898 году в непосредственной близости от монастыря (параллельно юго-восточной стене) прошла узкоколейная железная дорога Вологда – Архангельск. Через реку Вологду был построен временный, с деревянными устоями, мост. В 1913 году его заменили постоянным с металлическими фермами на каменных устоях. Железная дорога внесла свои коррективы в тихую жизнь монахов, однако после строительства пассажирской платформы значительно увеличилось число паломников обители. В 1913 году по железной дороге на богомолье в Прилуки приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы Александры Федоровны, вдова Великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 году. В конце XX века преподобномученица Елизавета Федоровна причислена к лику святых.

«Внешний вид Спасо-Прилуцкого монастыря, – написал в начале ХХ века архимандрит Анатолий, повествуя об истории обители, – с величественными в нем зданиями храмов, настоятельскими и братскими келиями, окруженного высокими стенами и башнями и расположенного среди значительного села Прилуцкого, представляет, можно сказать, Троице-Сергиеву Лавру и Сергиев Посад в миниатюре». Внешнее сходство напоминает о духовной дружбе основателей этих монастырей – игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского и преподобного Димитрия Прилуцкого.

В 1918 году Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт. Имущество его было описано и частично конфисковано, часть помещений передана под нужды красноармейцев. Во время Гражданской войны в башнях монастыря устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привел к уничтожению памятника. Весной 1922 года жители Прилук и близлежащих деревень просили разрешения разобрать стены монастыря на кирпичи; ходатайство, однако, было отклонено.

Чтобы избежать дальнейшее осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель архимандрит Нифонт (Курсин) организовал при бывшем монастыре в селе Прилуки церковную общину из местных жителей.

С 1919 по 1923 год в монастыре проходили изъятия церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. В один из дней 1923 года из монастыря вывезли более двух пудов серебра.

В августе 1924 года договор с православной общиной был расторгнут, а свободный проход на территорию монастыря закрыт. Закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. Церковные предметы, представляющие исторический и искусствоведческий интерес, переданы в Вологодский музей, прочее имущество – различным учреждениям.

С середины 1920-х годов все монастырские храмы пребывали в запустении, во Введенской церкви в 1927-1928 годах, уже после разборки купола, был устроен киноклуб, буфет, разыгрывались спектакли. Жилые и хозяйственные здания бывшего монастыря занимали дом инвалидов, тюрьма, военные склады и филиал Вологодского музея.

В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага. Некоторые репрессированные оставили воспоминания о своем пребывании в Прилуках.

В 1940-1960-х годах на территории монастыря располагались военные склады. Спасский собор был переделан под жилье. С 1960-х разрушающиеся постройки монастыря начали реставрировать. В ходе реставрации многим памятникам возвращен первоначальный облик XVI–XVII веков. Так, кувшинообразные барочные формы глав Спасского собора и церкви Вознесения были заменены на шлемовидные. Реставрация коснулась и покрытия храмов. Было восстановлено позакомарное покрытие Спасского собора и покрытие по кокошникам Вознесенской и Введенской церквей.

В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

В августе 1990 года Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году в Прилуках вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), Спасо-Прилуцкий монастырь полностью возвращен Русской Православной Церкви. Дважды, 13-14 августа 1992 года и 16-17 июня 2007 года, монастырь посещал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

В 1993 году монастырь вместе с селом Прилуки включен в черту города Вологды (ныне ул. Монастырская, 2).

В 1990 – 2000-е годы в монастыре возродилась монашеская жизнь, осуществлен ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Освящены надвратная церковь в честь Вознесения Господня, придел в честь преподобного Сергия Радонежского в нижнем храме Спасского собора, верхний соборный храм в честь Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На древних постройках монастыря и крепостных стенах и башнях сделаны медные и железные кровли.

В обители имеется несколько мастерских: свечная, столярная, иконописно-реставрационная и ставленическое отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих священнослужителей Вологодской и Великоустюжской епархии. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

При монастыре действует монастырская воскресная школа и подворье в Вологде – храм преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке (Набережная VI Армии, 121).

Настоятелем монастыря является священноархимандрит обители Вологодский и Великоустюжский архиепископ Максимилиан. Наместник – игумен Дионисий (Воздвиженский).

В восстановлении монастыря большую помощь оказывают Правительство Вологодской области и Попечительский Совет, куда входят руководители ряда крупных вологодских предприятий.

В архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря входят объекты историко-культурного наследия XVII–XIX веков. Самым старым памятником является каменный пятиглавый Спасский собор (1537–1542 годы) и деревянная шатровая Успенская церковь (первая четверть XVI века), перенесенная в Спасо-Прилуцкий монастырь из Александро-Куштского монастыря (ныне территория Усть-Кубинского района).

Говоря о других постройках монастыря, следует сказать, что первые хозяйственные постройки монастыря были деревянными и, в основном, они были уничтожены во времена Смуты. Строительство каменных келий и других вспомогательных построек началось с 1645 года.

Древненастоятельские кельи, обращенные фасадом к Спасскому собору, примыкают к трапезной Введенской церкви. Это двухэтажное каменное строение с кирпичными сводами. В подклетном этаже здания находились кладовые и погреба с кухней. На верхнем этаже размещались покои архимандрита, соединяющиеся крытой галереей с трапезной церкви Введения и Спасским собором. В XVII веке кельи были существенно перестроены и расширены. При этом фасад украсили фигурные наличники оконных проемов и ниши-ширинки на лопатках, появилось оригинальное крыльцо с западной стороны.

Зимние настоятельские кельи (каменные келарский корпус и сушило) построены не позднее 1675 года у западной стены ограды к юго-западу (слева, если смотреть изнутри монастыря) от надвратной Вознесенской церкви. Первый этаж был жилым. В сушило (второй этаж) хранилось сено. В 1718 году здание перестроено под зимние настоятельские кельи, а в 1893 году превращено в монастырскую гостиницу. В настоящее время зимние кельи отреставрированы. В сушило открыт зал для проведения епархиальных собраний, конференций и научных чтений.

«Две казенные кельи о два житья, а перед кельями и на монастырь крыльцо каменное с лестницею» – Летние настоятельские кельи – существовали в монастыре с середины XVII века. Другую часть здания, вытянутого в сторону северо-востока, составляли четыре одноэтажные братские кельи с сенями, построенные в 1645 году ярославскими каменщиками Иваном Сергеевым по прозвищу Сено и Титом Ивановым по прозвищу Балаш. В XVIII веке здание перестроено и объединено с братскими кельями в единый большой корпус, сохранив лишь отдельные прежние детали на фасаде со стороны Казенного двора. Между летними кельями и Святыми воротами в середине XVII века сооружены ворота Казенного двора. Они также сохранили ряд фрагментов древней архитектуры.

Братские кельи – двухэтажное строение, вытянутое параллельно северо-западной стене монастыря в продолжение летних настоятельских келий. Ранее являлось больничным корпусом. Строительство их началось в XVII веке, а закончилось в 1790 году. С востока к корпусу келий в 1721 году была пристроена Всехсвятская церковь.

К северо-востоку от надвратной церкви Введения (справа, если смотреть изнутри монастыря) располагается здание монастырских кладовых. Дата их постройки – не позднее 1675 года. Здание представляет собой как бы двухъярусную галерею. Внутренний фасад выходит на Казенный двор – узкий внутренний дворик между северо-западной стеной монастыря и длинным зданием летних настоятельских келий. Нижний ярус образуют две пологие арки и находящийся посредине высокий дверной проем с лестницей наверх, обрамленный нарядным наличником с пилястрами и килевидным архивольтом. Второй ярус образован маленькими оконцами, разделенными пилястрами, тянущимися до карниза. Посредине между пилястрами над входной аркой – окошечко с наличником.

Стены, башни и ворота. До середины XVII века монастырь был окружен деревянной оградой, каменными были только Святые ворота с надвратной церковью и часть примыкающей к ним северо-западной стены. В 1640–1650-е годы возведены новые кирпичные стены. Согласно царской грамоте 1644 года, монахам было дано право делать кирпич безоброчно. Строительство завершилось в 1656 году.

В плане стены образуют неправильный многоугольник, напоминающий трапецию, общей протяженностью 950 метров с башнями по углам и в середине юго-западной стены. В северо-западной стене имеется въезд в монастырь через Святые ворота с надвратной церковью Вознесения. Толщина стен превышает 2 метра, высота на юго-восточной и северо-восточной сторонах, обращенных к дороге, доходит до семи метров. Юго-западная стена, обращенная к реке Вологде, самая низкая.

Всего монастырь имеет 5 башен:

– Белозерская (северный угол),

– Вологодская (восточный угол),

– Южная (южный угол),

– Мельничная (западный угол),

– Водяная (в середине юго-западной стены).

Высокие и мощные башни на северном (Белозерская), восточном (Вологодская) и южном (Южная) углах ограды сильно выступают за линию стен. Они имеют 16 граней и, вероятнее всего, задумывались как главные оборонительные сооружения монастыря. Башни имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне. В стенах между башнями также устроены бойницы: арочные нижние – для подошвенного боя, длинные тонкие в среднем ярусе и косые и узкие в верхнем ярусе – для верхнего боя. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стен устроена площадка, служащая ходом по периметру ограды и позволявшая вести верхний бой. В юго-восточной и северо-восточной частях ограды были устроены так называемые «мешки» – каменные столбы с узкими помещениями внутри, которые служили для хранения пороха и других боеприпасов. Со стороны реки Вологды перед юго-западной стеной устроен земляной вал. Завершение стен сплошное, не расчлененное на отдельные зубцы. Башни изначально венчали деревянные шатры со смотровыми вышками, которые в XVIII веке были заменены фигурными кровлями. В ходе реставрации 1950-1960-х годов Белозерская и Вологодская башня покрыты тесом (остальные имеют металлическую кровлю).

Грани Белозерской, Вологодской и Южной башен в XIX веке были выкрашены в белый, желтый и оранжевый цвета. Остальные башни и стены, по традиции, побелены. Кроме Святых и Водяных ворот, в обитель ведут Малые ворота в северо-восточной стене (не используются).

Стены и башни монастыря имеют различную архитектурную обработку. Монументальные Южная и восточная Вологодская башни выделяются не только своими большими размерами (около 20 м), но и декоративной обработкой зубцов. Мельничная башня имеет 8 граней и отличается подчеркнутой декоративностью – грани выделены сложными полуколонками, на которые опирается аркатурный пояс, с полукружиями последнего выше перекликаются трехчастные ниши и бровки над верхними бойницами. Нижние бойницы украшены обрамлениями в виде двухуступчатых кругов. Небольшая четырехгранная Водяная башня была когда-то проездной. Завершена она деревянным шатром с металлическим покрытием и имеет небольшой караульный чердак.

Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному».

Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV.

Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям.

Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее.

Как указывает историк С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России.

Спасский собор

Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный.

Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами. Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска.

Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине.

В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.

В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы.

В 1813-1811 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаиле Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид.

В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. При исправлении поврежденных глав им была придана кувшинообразная форма. Восстановили обгоревшие стены. Ярославский мастер Иван Баранов с восьмью товарищами оштукатурил стены внутри собора. В 1841 году вологодский крестьянин Михаил Горин сделал на соборе новую главу с крестами и новый шпиль на колокольне. Ныне собору и колокольне придан первоначальный вид. В нижнем этаже собора помещались гробницы Димитрия Прилуцкого и князей угличских: Иоанна и Димитрия, сосланных Иоанном III на заточение в Вологду. Иоанн принял в монастыре постриг с именем Игнатий. Гробницы святых преподобных Димитрия и Игнатия Прилуцких восстановлены – это святыни монастыря, благоговейно почитаемые братией и паломниками. В верхнем храме в начале XX века было три престола:

Всемилостивого Спаса и Происхождения Четных Древ Животворящего Креста – в средней части; Преображения Господня – в пристроенной южной паперти; Благоверного великого князя Александра Невского – в северной паперти.

В нижнем храме, было, пять престолов:

Преподобного Димитрия и благоверного князя Игнатия; Преподобного Сергия Радонежского чудотворца; Сретения Господня; Богоявления Господня; Успения святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

Колокольня

Колокольня была построена одновременно с собором в 1537–1542 годах. Примыкала она к северо-западному углу. Эту колокольню вскоре разобрали. Новая, ныне существующая, была построена между 1639 и 1654 годами. В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол, весом 357 пудов 30 фунтов, и вестовой колокол, весом 55 пудов, с изображением князей Димитрия и Иоанна Угличских, отлиты в 1736–1738 годах белозерским посадским человеком Иоанном Калиновичем Коркуцким. В верхнем восьмерике, над звоном, были установлены большие колесные боевые часы.

Помещения мощного нижнего четверика были отданы под келлии и церковь. Над звоном были сооружены два последовательно уменьшающихся восьмерика с главкой в завершении. Килевидные арки и узорные карнизы колокольни находят отклик в декоративных поясках монастырских церквей.

Крытыми переходами Спасский собор связан с комплексом построек, одной из которых является Введенская церковь. Церковь одноглавая, двухэтажная, с примыкающей к ней трапезой. Время постройки точно неизвестно: в монастырской описи 1623 года она значится уже каменной. В нижнем этаже прежде был храм, который ныне не существует. В 1876 году в трапезе этой церкви был встроен придел во имя святой великомученицы Варвары.

Сразу же можно отметить, что своим завершением в виде трех ярусов кокошников и декором она созвучна Спасскому собору и надвратной Вознесенской церкви. Кокошники и декоративные пояски из нишек, балясинок и поребрика придают церкви более нарядный облик.

Надвратная церковь Вознесения Господня

Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной стены были построены вскоре после возведения собора Всемилостивого Спаса. Они оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня.

По монастырским описям XVII века значится, что подле надвратной церкви была приделана каменная часовня с четырьмя окнами, в которых висели колокола. На часовне были установлены часы колесные, с боем. Возможно, что их перенесли с соборной колокольни.

В 1729–1730 годах эта часовня была переделана в небольшую шатровую колокольню. Сохранился четверик с четырьмя окнами, на него был надстроен восьмерик звона с шатром. В 1914 году на шатровой колокольне висел один вестовой колокол весом 52 пуда, отлитый мастером Чартышниковым из старой колокольной меди в 1876 году.

Убранство здания состоит в основном из поясков, арочек, нишек, поребрика и бегунца на стенах и барабане. Подобный декор, в котором прослеживается новгородское и московское влияние, характерен для многих северных каменных храмов XV–XVI веков. Стены церкви расчленены на два прясла одной лопаткой, что является не просто декоративным приемом, но отражает внутреннюю конструкцию храма. Здесь мы встречаемся с двустолпием, характерным в основном для северной архитектуры.

Церковь Всех святых

Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Одноэтажная, одноглавая, двухсветная. Построена в 1731 году и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.

Екатерининская церковь

В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя вмц. Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира. Построена она в 1830 году усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, погребенных в этом месте.

Успенская церковь

На территории монастыря сейчас находится деревянная Успенская церковь первой половины XVI века. Она перевезена из Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. Церковь – один из древнейших памятников деревянного зодчества на русском Севере. В ее архитектуре сильно подчеркнуто динамичное устремление всех форм ввысь. Над крестообразным в плане объемом в центре возвышается больших размеров восьмерик, который имеет расширение в верхней части, именуемой «повалом». Восьмерик увенчан стройным высоким шатром с небольшой главкой. Боковые пониженные части завершены красиво изогнутыми бочечными кровлями. Серебристый цвет лемеха (отдельных деревянных дощечек), покрывающего шатер и кровли, гармонично сочетается с мягким бархатистым коричневым тоном бревен. Все формы церкви неразделимо связаны друг с другом, образуя неповторимо цельный и пропорциональный объем.

Хозяйственные постройки

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив.

В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

В 1645 году в Спасо-Прилуцком монастыре взамен сожженных литовцами деревянных келлий с трапезной был построен одноэтажный каменный корпус монашеских келлий с братской трапезной. Для постройки келлий были приглашены мастера-каменщики из Спасо-Ярославского монастыря: Иван Сергеев сын, по прозвищу Сено, и Тит Иванов сын, по прозвищу Балаш. Позже в Прилуцкой слободе из подручных монастырских людей вышли каменщики-мастера, и у многих жителей Прилук специальность каменщика стала родовой, переходящей из поколения в поколение.

Древненастоятельские келлии – это каменное здание в два этажа, перекрытое кирпичными сводами. На втором этаже находились настоятельские жилые палаты, на первом – погреба. Северный фасад настоятельских покоев обращен к выходу в собор. Жилые настоятельские келлии соединяются с церковью Введения крытым переходом.

В 1718 году западнее Надвратной церкви построено каменное здание сушила, которое вскоре было перестроено в двухэтажный корпус зимних настоятельских келлий, а позднее – под гостиницу для приезжающих.

В 1720 году восточнее Надвратной церкви достроен двухэтажный каменный келарский корпус, в котором позднее были устроены монастырские кладовые.

Вдоль северной стены тянется жилой братский корпус, завершенный с востока церковью Всех святых. Он строился в XVII–XVIII веках, фасад был оформлен в 1790 году. В нем находятся монашеские келлии.

Стены и башни

В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь окружала с трех сторон деревянная ограда. Каменными были только главные ворота с Надвратной церковью и часть стены, примыкающей к ним. Это и послужило одной из причин разорения монастыря в 1612–1619 годах.

В 1656 году Спасо-Прилуцкий монастырь закончил постройку каменных стен и башен. Возведены они были по всем правилам строительства крепости середины XVII века. В плане крепостные стены монастыря имеют конфигурацию неправильного четырехугольника, на углах которого сооружены шестнадцатигранные башни, соединенные между собой высокими крепостными стенами. Северная стена с главными каменными воротами и Надвратной церковью, как уже было сказано, возведена раньше, в XVI веке. На западной – построена прямоугольная Водяная башня с воротами к реке Вологде. В южной стене устроены третьи, малые ворота, которые сейчас заложены кирпичной кладкой.

Угловые башни выдвинуты из плоскости стен и приспособлены к круговой обороне. В наружной стене башен поярусно устроены бойницы с машикулями (навесными бойницами). Внутри угловых башен посредине проходят каменные столбы, которые являются одновременно опорами стропил шатра, межъярусными связями и основанием для смотровых вышек. Балки перекрытий заделаны радиально одним концом в столб, другим – в наружную стену башни. По балкам был настлан деревянный пол, между ярусами устроены деревянные лестницы.

В северной и южной угловых башнях в каменных столбах были устроены поярусно внутренние помещения, так называемые «каменные мешки». В башнях хранились пушки, ядра; порох. Пушек было 30, ядер – более 150,22 фунта пуль и дроби.

Стены имеют устройства для ведения нижнего и верхнего боев. Вдоль всех стен с внутренней стороны на каменных арках или на утолщении стены устроена площадка верхнего боя. Эта площадка служит ходом вокруг всех стен. Стена и круговой ход имеют общее деревянное или железное покрытие. Длина стен – 830 метров, высота – 7,5 метра, толщина – 2 метра. Со стороны реки Вологды перед западной стеной устроен земляной вал.

В монастыре находится могила известного русского поэта Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855).

Литература:

1. «Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря» / Изд. исправленное и дополненное Н. И. Суворовым. – Вологда, 1902.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *