«Добрый день,

Меня зовут Екатерина Кестер. Я мама трех сыновей, два из которых учащиеся гимназии № 293, ученики 4б и 6б классов. Не скрою, я очень паниковала, когда учителя школы просили зарегистрировать учеников на различных ресурсах, в общей сложности получилось 9 ресурсов. К тому же у детей не было никаких аккаунтов ни в каких соц сетях.

Прошло 4 дня дистанционного обучения. Я от всей души выражаю признательность всем учителям моих детей, а также всем сотрудникам гимназии, причастным к организации процесса. Учителя подошли с пониманием к положению всех детей и моей семьи в частности, к трудностям, с которыми столкнулась наша семья — отсутствию двух компьютеров для двух детей, перебои с интернет связью, невозможность на каждого ребенка выделить отдельное помещение, особенно, когда дома и третий ребенок-дошкольник. Особую признательность хочу выразить в адрес классного руководителя 6 б класс Силантьевой Марии Сергеевне (за четкость в организации, за составления расписания на класс, за слова поддержки в любое время суток), учителю русского языка и литературы Иоффе Ирине Владимировне, учителю математики Булдаковой Светлане Рудольфовне, учителю истории и обществознания Киселевой Анастасии Андреевне, учителям английского языка нашей параллели, а именно Кашириной Елене Владимировне и Линас Татьяне Владимировне, учителю технологии Шалагиной Екатерине Алексеевне за их четко построенные уроки (они короткие, но ёмкие. Во время урока используют и голосовую связь, и короткие видео -ролики для объяснения материала, и вознаграждение ребят за успешное выполнение, находятся онлайн с детьми, поддерживая их в диалоге урока). Учитель моего второго сына, ученика 4 б класса, Солдатова Светлана Викторовна организовала процесс настолько слаженно, что единственная трудность со стороны родителя — это усадить ребенка заниматься. Некоторые уроки проходят в Zoom посредством видео-конференции. Я никогда бы не подумала, что урок литературы может быть таким интересным! Задания по уроку технологии и по Этике также весьма интересны и поучительны для всех моих детей. У родителей всегда с вечера уже подготовленное расписание, в котором вся необходимая информация для подготовки на следующий день.

Особо хочется отметить маму одноклассника старшего сына — Капустину Ирину Борисовну. Она — мама двух школьников, учитель начальных классов нашей школы, состоящая в неофициальном родительском чате успевала поддерживать, помогать советов всех напуганных и тревожных родителей.

Я от всей души благодарю женский педагогический состав гимназии (ведь они к тому и жены, и матери) за высокий профессионализм и стойкость в эти непростые дни.»

Мои дети также занимаются спортивными бальными танцами в студии «Каминари». Спорсмены коллектива занимают призовые места на различных соревнованиях, учавствуют в жизни райна. Совсем недавно в марте месяца коллектив стал победителем районного фестиваля «Майский день — Победный день», а мой сын Герасимов Виктор и его партнерша Платонова Арина по решению жюри были дипломантами как «лучший дуэте». Наши тренера Клецун Карияна Юрьевна (педагог дополнительного образования гимназия №293) и Мардачев Олег Александрович (педагог дополнительного образования школы № 547) очень помогли моей семье во время дистанционного обучения. Дело в том, что очень трудно было совместить обучение и физическую нагрузку. Тренера вышли с предложением проводить тренировки в прямом эфире площадки Инстаграмм. Единственное условие — соблюдение всех мер безопасности и бдительное внимание родителей за выполнением заданий от педагогов. Уроки проходят регулярно — ОФП и танцевальные тренировки. ОФП я делаю вмести с детьми, что помогает мне не сойти с ума от учебы и заключения нашей многодетной семьи в условиях изоляции. Я бесконечно благодарна Карияне Юрьевне и Олегу Александровичу за профессионализм и человеческое понимание ситуации, за то, что им не все равно на наши трудности, за то, что в эти дни, когда можно было бы просто лежать на диване и смотреть в телевизор, они остаются примером для моих детей. Мои дети, несмотря на юный возраст, смогли посмотреть на ситуацию с другой стороны, оценить вклад педагогов в их развитие. Еще раз «большое человеческое спасибо» и низкий поклон таким людям, что есть в нашей системе образования».

Могут ли дети искренне благодарить родителей и Бога? Или осознание глубокой благодарности ближним и Всевышнему приходит гораздо позже? Учить ли детей благодарности или взращивать это чувство в ребенке на своем примере?

Как часто приходится слышать от уязвленных поведением детей родителей фразу «Ах ты, неблагодарный!», «Я тебя растила (кормила-поила, ночами не спала и проч.), а ты»…Почему так происходит? Что подразумевают родители под благодарностью, взывая к совести детей в порыве эмоций?

Во-первых, чтобы понять природу благодарности с позиции ребенка, детей следует разделить на дошкольников и школьников. Во-вторых, определимся, что же такое благодарность. В-третьих, необходимо понять, кто, кого и за что должен благодарить.

Благодарность (от «благо дарить») — чувство признательности за сделанное добро. Родители покупают детям игрушки, устраивают разнообразный досуг, водят на различные занятия, тратят уйму времени и средств на благополучное, по их мнению, и всестороннее развитие чада. Благодарны ли дети им за это? В лучшем случае ребенок скажет «спасибо». Хотя это маловероятно, ведь все вышеперечисленное стало нормой для детей. Зачем благодарить за то, что происходит как бы само собой? Да и разве это добро или благо? Это стиль жизни. Детям достается все легко, поэтому они не испытывают чувство глубокой благодарности, а наоборот, кричат «хочу еще», «дайте два» и проч. Игрушки легко ломаются и выбрасываются, не берегутся, не хранятся и не передаются по наследству. Ведь так просто сходить в магазин и купить новую. Таким образом постепенно вымывается это светлое чувство благодарности за все, что у тебя есть, с малых лет дети не в состоянии ценить то, что у них есть. А ведь в покупку игрушки заложен родительский труд, который также обесценивается.

Психолог Ю. Гусева о детской благодарности:

— «Современный родитель старается дать ребенку как можно больше. Театры, музеи, зарубежные поездки, разнообразные кружки, изобилие игрушек, дорогая одежда, гаджеты… Все это окружает обычного ребенка. Однако нередко от родителей можно слышать, что всего этого ребенок не ценит. И обида родителей порой связана не только с тем, что ребенок теряет или ломает вещи, а с тем, что ребенок воспринимает все, что у него есть, как должное, порой обесценивания родительскую заботу. Родители же, которые в детстве не имели тех возможностей, которые они обеспечивают сейчас своим детям, сильно расстраиваются. Им кажется, что если бы у них было то, что есть сейчас у их детей, они были просто счастливы.

Интересно, почему же дети, действительно, не ценят того, что дают им родители? И должны ли ценить? Может быть, мы, современные родители, совершаем какие-то ошибки в воспитании? Разобраться в этом вопросе нам может помочь знание возрастной психологии.

Для маленького ребенка характерен эгоцентризм. Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. Эгоцентризм ребенка проявляется в том, что ребенок считает себя центром Вселенной, а родители существуют только для того, чтобы удовлетворять его потребности. И действительно, если посмотреть на жизнь молодых родителей, то она вся подчинена желаниям и потребностям младенца. С появлением младенца меняется весь уклад жизни семьи, родители отказываются от развлечений, забывают о своих желаниях. Подрастая, ребенок продолжает считать себя центральной фигурой.

В одном эксперименте у ребенка спрашивали, сколько у него братьев и сестер. Дети отвечали верно. Но когда у этого же ребенка спрашивали, сколько братьев и сестер у его брата (сестры), то в этом случае он называл на одного меньше. То есть, себя ребенок не считал. Это связано с тем, что ребенок не мог воспринимать себя как «приложение» (как брата или сестру кого-то), он мог считать себя только основной, центральной фигурой.

Эгоцентризм мышления способствует тому, что ребенок считает все, что для него делают родители совершенно обыденным и нормальным. С раннего возраста родители заботятся о ребенке и он принимает эту заботу как данность. И это нормально. Не стоит ожидать от ребенка какой-то особой благодарности за то, что вы делаете. Во-первых, вы делаете это не ради благодарности, а ради любви к собственному ребенку. Во-вторых, мышление ребенка таково, что он просто-напросто еще не может преодолеть собственный эгоцентризм, посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения. Именно поэтому ребенок, к сожалению, не видит, что вы устали (хотя, казалось бы, это очевидно) и хотите отдохнуть. Его желание именно сейчас читать книгу или идти кататься на каруселях оказывается для него важнее. Именно поэтому ребенок просит новую игрушку, хотя вы несколько раз сказали, что сейчас у вас нет возможности. Именно поэтому он поёт, хотя у вас болит голова, и вы просили не шуметь. Все это ребенок делает не потому, что он избалован. Таким образом проявляется эгоцентризм ребенка. Конечно, стоит попросить ребенка не шуметь и ждать возможности покупки новой игрушки. Но ожидать от ребенка полного понимания не стоит.

Когда же преодолевается эгоцентризм? Неужели пяти-шестилетний ребенок все еще считает себя центром мира? Оказывает, эгоцентризм начинает преодолеваться в дошкольном возрасте, но при этом, как показывают исследования, эгоцентризм присущ детям даже в возрасте 8-10, даже 12 лет. К подростковому возрасту ребенок постепенно начинает осознавать, что чувствуют и думают родители, учатся прислушиваться не только к собственным желаниям, но и учитывать интересы других. В детском возрасте (примерно до 8-10 лет) любовь к родителям у ребенка обычно пассивная (родители для него только источник благополучия). И только вступив в подростковый возраст, ребенок преодолевает собственный эгоцентризм и тогда появляется активная (деятельная) любовь к матери и отцу. Именно тогда подросток начинает понимать, что у родителей есть собственные чувства, интересы и желания, что родители существуют не только для того, чтобы удовлетворять его потребности и желания. Подросток начинает осознавать, что родители заботятся не только о себе, а нередко отказывают себе в чем-то ради него. И тогда может появиться искренняя благодарность к родителям»

Получается, что ждать благодарности от ребенка и вовсе не следует, зная о периоде эгоцентризма? И учить этому смысла нет? С точки зрения психологии, может, так оно и есть, но родительское чутье подсказывает, что пускать все на самотек и ждать 10-летнего возраста не стоит. Да, возможно, действительно до конца дети не смогут прочувствовать благодарность в полной мере в силу своего возраста и психологической незрелости. Но воспитание ребенка должно включать в себя беседы о благодарности, терапевтические сказки, жития святых (которые всегда довольствовались малым и были благодарны за все) в адаптации для детского возраста, объяснения именно о самом чувстве, ставя в противовес неблагодарность, вседозволенность и их последствия. Ну и, конечно, личный пример.

Обобщенно говоря, неспособность благодарить влечет за собой и другие неспособности – почитать и уважать родителей, к примеру. А принятие добра как должного может привести впоследствии к высокомерию, требовательности к окружающим, гордыне.

Что касается подросткового периода, здесь отношения родителей и ребенка особенно остры и чувствительны. И если в этом случае сказать «Ах ты, неблагодарный», «Я тебе репетиторов нанимаю, кружки-секции оплачиваю» и т.д., он может просто сказать «А я это все просил»? Если родители пытаются запрограммировать жизнь ребенка на свой лад, то программное обеспечение не будет работать. И вместо благодарности у подростка возникнет отчуждение. Ведь все уже спланировали за него, выбрали технический вуз, записали на подготовительные курсы, наняли репетитора по физике. А ему фотографировать нравиться и дизайном заниматься. Какая уж тут благодарность?

Бунт переходного возраста подавлять бесполезно. Исключительно свой пример благодарения поможет ребенку в дальнейшем, когда утихнет буря гормонов, ощутить ту самую подлинную благодарность родителям за все их старания и вложения в него.

Быть благодарным значит не только уметь говорить искреннее «спасибо». Свою благодарность можно выразить в разных формах: от подарка (лучше не дорогого, а сделанного своими руками) до оказания помощи человеку, сделавшему добро (размер добра значения не имеет).

Важно, чтобы ребенок понимал, что способность благодарить – большое и светлое чувство, которое окрыляет человека и делает его лучше.

Благодарение и благодарность Богу

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16-18).

Пророк Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осёл — ясли господина своего (Ис. 1, 3). Получается, если человек не имеет благодарности Богу, то становится хуже вола или осла, которые знают своего хозяина, знают, из чьих рук получают пищу.

Благодарение было самым первым делом Ноя, когда опасность и трудности остались позади. Что уж говорить о детях, если мы, взрослые, в отличие от Ноя частенько забываем благодарить Господа за все. А ведь литургия называется ещё Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение». И главной темой общих молитв является благодарность Богу — за все «явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас». Эти молитвы начинаются с призыва священника «Благодарим Господа!».

О благодарности Богу детям говорить важно и нужно. Детская благодарность Богу может выражаться через дела добродетели, искоренение вредных привычек, благодарственные молитвы своими словами.

Рассказывая о благодарности, назидательный тон лучше опустить, а использовать доступные для детей формы – сказки, стихи, игры. Например, укладывая спать, поговорите с ребенком, что хорошего с ним произошло сегодня, может кто-то ему в чем-то помог, или сделал доброе дело, подарил что-то. Не лишним будет просто так поблагодарить Бога за прожитый день, за солнышко или дождик, за родных и друзей, за то, что никто не болеет.

В заключение хочется добавить, что чувству благодарности наряду с другими чувствами легче всего научить, показав собственный пример. Если родители будут говорить «Спасибо» и «Слава Богу за все», то и дети сами не заметит, как благодарение станет важным словом и действием в его жизни.

О, Боже! Я благодарю

Тебя – за утро и зарю,

За светлый день, за добрый час,

За вечер, что уже погас,

За ночь, за звезды, за луну,

За Землю! За мою страну,

За белый свет! Огромный свет!

За миг и за теченье лет..

За чудо леса и цветка,

За жизнь кита и мотылька,

За крик младенцев, писк птенцов,

За речи древних мудрецов,

За строгость куполов златых

И доброту твоих святых.

Я в небо синее смотрю –

О, Боже! Я благодарю… (Т. Шипошина)

Скачать игру «Птица благодарности»

Василий Сухомлинский

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Василий Сухомлинский

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.

Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

Валентина Осеева

Навестила

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

– Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

– Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши.

Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у нее такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Василий Сухомлинский

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.

Василий Сухомлинский

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Благодарные статуи

Японская сказка

Жили в горной деревушке старик со старухой, жили бедно. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст – купит чего-нибудь поесть, не продаст – голодными старики спать ложатся. Так кое-как и перебивались.

Раз перед Новым годом старик и говорит:

– Страсть как хочется отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка!

– Да,– вздохнула старуха, – сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы да купил риса.

– И то правда,– обрадовался старик.

Встал пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, а ни одной шляпы так и не продал. Уж смеркаться стало. Побрел старик домой, думы невеселые его одолевают. Вдруг видит, у моста стоят в ряд шесть статуй Дзидзо. Всякий знает, что добрый дух Дзидзо покровительствует путникам и детям.

Удивился старик:

– Откуда в такой глуши статуи Дзидзо?

Подошел он ближе, смотрит, статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.

«Совсем, бедняжки, замерзли», – подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то пять, а статуй – шесть. Не долго думал старик. Снял с головы старенькую шляпу и шестую статую одел.

– Хоть моя шляпа и дырява, но и это все же лучше, чем ничего,– пробормотал он.

Повалил снег еще сильнее, еле добрался старик до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть. Малость отогрелся старик и поведал ей о том, как у моста попались ему неизвестно откуда взявшиеся статуи Дзидзо и как он их шляпами одарил.

– Ты у меня добрый! – вздохнула старуха.– Не печалься! Нет у нас шляп, нет рисовых лепешек. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.

Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат, вроде поет кто-то:

В снежную ночь, новогоднюю ночь

Сжалился старец, решил нам помочь:

Каждому шляпу он подарил, Славное дело он совершил.

Доброму старцу за то воздадим.

Благодарим тебя, благодарим!

Песня все ближе, ближе. Вот и шаги у дверей. Теперь затихло все, и вдруг раздался страшный грохот.

Вскочили старики, бросились к двери, распахнули… и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! А на свежем снегу – следы необычные: и не человеческие, и не звериные. Глянули старики в сторону леса и видят: шесть статуй мерно шагают, а на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.

Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули – там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!

Василий Сухомлинский

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.

Василий Сухомлинский

Как Андрейка перевёз Нину

Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.

Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.

Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?

«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»

Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:

– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.

– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.

– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.

Василий Сухомлинский

Не поте́рял, а нашёл

Когда сыну исполнилось десять лет, отец дал ему новую лопату и сказал:
– Иди , сынок, в поле, отмерь участок сто шагов вдоль и сто поперёк и вскопай его.
Пошёл сын в поле, отмерил участок и стал копать. Только делать это он совсем не уме́л. Трудно было вначале, пока научился копать и к лопате приспособился.
К концу́ работа пошла лучше, веселее. Вот почти и делу конец. Воткнул сын лопату в землю, а лопата и сломалась.
Вернулся сын домой, а на душе грустно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я вскопал почти весь участок, но сломал лопату.
– А копать ты научился?
– Научился.
– А трудно ли было тебе копать в конце или легко?
– В конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашёл.
– Что же я нашёл, отец?
– Умение трудиться. Это самая дорогая находка.

Василий Сухомлинский

Петрик, собака и котёнок

Маленький Петрик шёл по тропинке через сад. Видит — бежит навстречу чёрная лохматая собака. Петрик испугался, хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил Петрика: защити меня, мальчик, от этого страшного зверя.

Стоит Петрик, смотрит на котёнка, а тот поднял к мальчику голову и жалобно мяукает. Петрику стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки и пошёл навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на мальчика и спряталась в кустах.

Василий Сухомлинский

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.– Трудно быть человеком… – подумал он.

В. Осеева

Рассказы

Что легче?

ошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:

— Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

— Нет, — говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Плохо

обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

В одном доме

или-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

ольшую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!

— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.

— Моя! Моя! — кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

— Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

— Чья собака? — сердито закричал он.

— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”

А сестрёнка тут как тут:

— Погуляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!”

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

ень был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:

— Коленку… Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.

— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Три товарища

итя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Сыновья

ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

Синие листья

Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

— Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

— Мама-то позволила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.

— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

— Карандаша зелёного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

— Надо так давать, чтобы можно было взять.

КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ

Всем взрослым воспитанный человек представляется благодарным, среди прочих качеств. А вот если собственные дети говорят спасибо через раз, что делать? Как научить?

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. О чем пойдет речь
  2. Как научить ребенка говорить «волшебное слово”
  3. Как сын поблагодарил на подарок
  4. Мнение одного отца: письмо в редакцию
  5. Детская литература в помощь

Здравствуйте мои дорогие читатели, на связи снова Виктория Солдатова на страницах блога Дети-миллионеры. Несколько лет назад в одной из соц.сетей я прочла список под названием «Чему родители должны научить ребенка”. Один из его пунктов гласил: научить детей благодарности. Я тогда задумалась над этим. Сегодня у меня философское настроение, хочу поделиться с вами мыслями о том как я это вижу. Расскажу о результатах моего пятилетнего сына в этом вопросе.

Чему родители должны научить ребенка – благодарности

Что первое пришло мне в голову, когда я прочла эту фразу? Почему-то всплыли воспоминания о людях встречающихся в жизни, которые воспринимают всё как должное. И это стало мотивацией подумать всерьез как постепенно можно привить сыну понимание, что никто никому ничего не должен.

Здесь я сразу хочу сказать, что суть этой мысли не в том как вырастить благодарного ребенка, чтобы он выражал свою признательность папе и маме. Нет! На мой взгляд, когда по-настоящему кого-то любишь, делаешь для него всё возможное не в надежде на благодарность, а потому что хочешь видеть этого человека счастливым.

Но в отношении к детям есть большие подводные камни. Если мы родители будем давать и делать, делать и давать не показывая своим чадам, что такое благодарность и как функционирует на самом деле этот мир, то есть большая вероятность вырастить потребителей.

Тема не из простых, ведь наше мировоззрение выходит из семей, где каждый из нас воспитывался. И большинство из нас считает, что именно его мнение правильное. Я не претендую, что все со мной согласятся, просто описываю свои мысли по поводу: стоит или не стоит учить детей быть благодарными.

Дети говорят спасибо: как научить

Источник фото timeskuwait.com

Есть родители, которые настаивают, чтобы ребенок говорил спасибо за все что он получает. Мотивация взрослых понятна, они пытаются сделать свое дитя воспитанным. Но наверное больше получается воспитать послушного ребятенка. Вот простой пример:

Ваш сын получает хороший подарок от родственника в его день рождения. И ничего не говорит.
Вы поворачиваетесь к нему, и произносите: «Ты можешь поблагодарить?” или «Что нужно сказать?”
Мальчик молчит…
Вы повторяете: «Скажи спасибо, давай будем вежливы”.
Никакого ответа.
Мама краснеет. Родственник, который вручил подарок, тоже чувствует себя неуютно. Мамочка решила преподать урок хороших манер в присутствии постороннего, и оказалась в неудобной ситуации.

НО ЕСТЬ ЛУЧШИЙ ПУТЬ!

Вместо того, чтобы входить в конфронтацию со своим ребенком перед другим человеком, позоря его и заставляя себя выглядеть глупо, может быть лучше использовать эту фразу?

– Мы работаем над этим.

Она подразумевает, что вы знаете о манерах вежливости. Это не вынуждает вашего ребенка сделать что-то под вашим нажимом. И дает вам возможность, как родителю, вернуться к обучающему вопросу в спокойной обстановке.

Подробный разбор ситуации

1. ЭТО ДАЕТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ШАНС

При попытке вынудить своего ребенка сказать или сделать что-то, наиболее распространенная реакция обычно будет полной противоположностью того, что вы хотели бы. Это инстинктивная реакция дитя – сопротивляться быть управляемым кем-либо. Когда дети чувствуют, что вы «забиваете их в угол”, их инстинктивный ответ будет – не дать то чего просят. Конечно вы можете задавить их авторитарностью или даже наказать, но чего вы добьетесь? Научите вы детей благодарности? НЕТ!

Убирая давление в данной ситуации, и говоря: «Мы работаем над этим”, мама дает своему ребятенку шанс сделать то, что от него ожидается, с достоинством и без позора, в следующий раз.

2. ПРАКТИКУЙТЕ ХОРОШИЕ МАНЕРЫ ДОМА

Если ребенок отказывается здороваться или говорить спасибо, родителям это кажется грубостью по отношению к другим и невоспитанностью со стороны их чада. А как это воспринимают дети? Порой они просто стесняются или находятся в мечтательном состоянии и просто упускают детали. Что можно сделать, чтобы подготовить к ситуациям, с которыми скорей всего дитя столкнется в жизни? Практиковать их дома и конечно же в игре.

Для девочек и для мальчиков игры могут быть абсолютно разными, тем не менее в дошкольном возрасте, оба пола с удовольствием сыграют с родителем в магазин, бензозаправку, ресторан, в празднование дня рождения и так далее.

Хорошие манеры для детей в игре

Мы с четырехлетним Александром часто играли в ресторан. Сначала он был посетителем, а я официантом. Подходя к столу, я здоровалась:

– Добрый вечер, сегодня я буду вашим официантом. Чем могу вам помочь?

И мой юный клиент должен был поздороваться со мной, а затем сделать заказ. У нас были альбомы с многоразовыми наклейками, из них то я и собирала заказанные блюда. Конечно игру можно проводить с детскими наборами, слепив еду из пластилина. Мой клиент:

  • Кушал;
  • просил счет;
  • платил не забывая оставить чаевые;
  • при уходе прощался;
  • и благодарил за хорошее обслуживание и вкусную еду.

В процессе таких занятий практикуются хорошие манеры, в том числе этикет.

Читайте также статью об этикете для детей. В ней подробно поясняется что это такое и с какого возраста стоит его вводить. Источник фото fishki.net

Каким образом ребенок узнает как должно происходить? Есть несколько вариантов ответа.

  1. Мы например, проживаем в стране, где считается абсолютно нормальным выйти на обед или ужин всей семьей хотя бы раз в неделю. На примере мамы и папы у Александра есть возможность усвоить манеру поведения воспитанного человека.
  2. Во время игры дома мы постоянно меняемся ролями. Таким образом мой сын видит что является хорошими манерами со стороны посетителя ресторана и со стороны официанта. Я показываю эти примеры в игре.

Дети говорят спасибо – наш пример из жизни

Чему еще можно научить дома, чтобы привить ребенку чувство благодарности? Это нормально, что детки воспринимают все как должное. Только со временем, включая примеры близкого окружения, нам родителям возможно удастся воспитать благодарных людей. Но пока мой сын мал, я иду к этому маленькими шажками. Вот например, одна из моих подруг прислала Александру на пятилетие замечательные подарки. Они нам обоим очень понравились. На следующий день после получения посылки, у нас состоялся такой разговор:

– Тебе понравились подарки от тети Кати?
– Да, очень!
– Как ты думаешь, как бы ты смог поблагодарить ее?
– А она к нам приедет в гости?
– Не знаю. Катя живет в России, возможно когда-нибудь навестит нас, но не сейчас.
– Тогда мы можем послать ей несколько моих книжек.
– Думаю, что это будет неправильно. Благодарность должна исходить от тебя. Подумай, каким образом именно ты можешь сказать спасибо.

Думаю понятно, что смысл не в том, чтобы научить детей понятию «Если тебе сделали подарок, то нужно сделать, то же самое”. Это можно было бы в некоторой степени приравнять к «ты мне – я тебе”. Здесь речь идет, чтобы выразить благодарность человеку, который сделал тебе приятное.

Александр остался играть в детской комнате, а я пошла работать на компьютере. Через полчаса сын позвал меня:

– Мама, я придумал, иди ко мне я тебе покажу.

Захожу в детскую комнату и вижу вот эту картину, а Александр мне объясняет:

– Ты сделай фотографию и пошли тете Кате. Думаешь ей понравится?

Фото увеличивается при клике

Если честно, то я стояла и не могла поверить своим глазам. Мне как маме было очень приятно, что Александр так быстро нашел возможность поблагодарить человека, который живет на другом конце планеты. При этом он сделал это в такой форме, которая лично мне не пришла бы в голову!

Личный пример родителей

Как я уже написала, у каждого из нас есть свое видение на вопрос о благодарности, как ее проявлять и где это уместно. Вот такое письмо написал отец двух девочек в одну из редакций на тему «Когда дети говорят спасибо”:

Я считаю, что детей дошкольного возраста желательно поощрять, чтобы приучить их к вежливости, исполнительности. Надо им говорить «Спасибо» и от них тоже требовать благодарности. Но на детей-школьников, мне кажется, это правило распространять не следует. Они должны выполнять все поручения родителей не за «Спасибо», а по чувству долга, обязанности по отношению к своим родителям. Так же и родителям нужно делать для своих детей все возможное, не требуя от них за это никакой благодарности.

Кроме того, я не согласен с тем, что муж и жена должны благодарить друг друга за ту или иную услугу. Такое «Спасибо», сказанное одному из членов твоей семьи, как-то отталкивает тебя от них, привносит в родственные отношения привкус казенщины. Безусловно, школьнику чем-то надо показать, что оказанной им услугой родители довольны. Эту благодарность за то или иное выполненное поручение можно выразить ласковым взглядом, улыбкой или каким-либо другим образом.

Я согласен, следует благодарить посторонних людей за оказанную услугу, но только не членов своей семьи, так как чужие люди фактически не обязаны тебе делать какое-то одолжение или оказывать услугу.

Как-то я читал рассказ: приехавшая из города девочка отняла у маленькой подружки куклу и сказала ей «Спасибо». Помню еще такой случай. В молодости ухаживал за одной девушкой: что ей ни сделаю, она за все благодарит меня. Купил ей конфет — она говорит «Спасибо». В прохладный вечер предложил ей свой пиджак — опять «Спасибо». Эта девушка была, видимо, слишком уж напичкана этими «благодарю», так что они ей шли уже не на пользу, а во вред.

Источник письма

Из письма мы видим мнение родителя, которое отличается от моего в корне. Тем не менее я живу на свете достаточно и научилась уважать любое мнение. Лично для меня было бы более странно, если бы девушка не сказала «спасибо” за оказанное парнем внимание. Хотя может быть автор письма имел в виду, что можно выразить благодарность другим образом, например сказав: «Какой ты у меня внимательный, милый”. Но этого мы уже не узнаем…

Вернусь в свою семью и скажу, что мы стараемся благодарить друг друга. Я конечно не готовлю обед ради признательности, но мне приятно когда мои близкие говорят, что они осознают мои старания. Муж дарит мне цветы без повода даже сейчас, через 15 лет супружеской жизни. И я рада, что наш сын перенимает этот пример, обычно мои мужчины возвращаются с букетом вместе. Радуюсь как ребенок этим сюрпризам, обнимаю моих мальчиков и благодарю их. Так же я стараюсь выражать слова благодарности супругу:

  • За помощь мне по дому;
  • что он старается дать нашей семье все самое нужное;
  • за то что он терпит меня.

Читайте на блоге с какого возраста можно начинать знакомство с деньгами. И стоит ли мотивировать ребенка оплатой, чтобы помогал по дому.

А каково ваше мнение на эту тему? Какая тенденция преобладает в ваших семьях? Напишите об этом, пожалуйста, в комментариях.

Как научить ребенка хорошим манерам через книги

Мы с вами уже составили достаточно приличный список каким образом привить понимание благодарности. Давайте подведем некоторый итог:

  1. Не нужно требовать – это не принесет желаемого результата.
  2. Начиная с раннего возраста, лучше прививать понимание в игре.
  3. Собственным примером взрослые показывают, как и за что следует поблагодарить.

И конечно не стоит забывать о детской литературе, которая помогает родителю обсудить с ребенком те или иные ситуации. На тему благодарности и вежливости я могу порекомендовать следующие издания, имеющиеся в нашей детской библиотеке:

Школа этикета для маленьких рыцарей. Г.П Шалаева
Данный автор мною глубоко любим, к сожалению в последнее время ее книги редко переиздаются. У нас есть аудио диск, мы слушаем его в машине. В него входят стихи с различными ситуациями и ведущая задает ребенку вопросы о них. Родитель может понять в чем затрудняется ответить дитя, затем следует обсудить его ответы.

Волшебное слово. Осеева Валентина Александровна
Думаю будет лишним представлять произведения этого автора, они являются настоящей классикой. В книге несколько произведений, отлично иллюстрированных, каждое из них учит ребенка вежливости, порядочности и благодарности.
Книга в Лабиринт.

Хорошие манеры. Весёлые советы
В этом издании не так уж много слов, но оно очень понравилось Александру. Он с удовольствием читал сам несколько раз. В книге даются советы о том как быть вежливым и воспитанным.
В Лабиринт.

Спасибо и пожалуйста. Ричард Скарри
Думаю, что из названия все понятно. Все истории в книге именно о хороших манерах, а также благодарности. Думаю, что все мальчишки знают «Город добрых дел” и «Книжку про машинки”, так вот, отличная новость – в этих историях фигурируют все те-же знакомые персонажи.
Имеется в Лабиринт.

Ну что же дорогие друзья, нам родителям многому нужно научить своих детей. И верится мне, что если мы научим их находить повод для благодарности, то они вырастут позитивными людьми. Сыграйте со своими детками вот в такую игру, мы в нее играем порой, когда едем в машине. Суть заключается в том, что родитель и ребенок подбирают слова по буквам алфавита за что они могут быть благодарны. Поверьте мне, бывают неожиданные повороты речи и игра становится настоящим развлечением. Ну, а если дети говорят спасибо не от души, а автоматически, стоит проанализировать свое поведение и требования.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *