Ответственный за рубрику: Курбанов М.Г. © Исламоведение. 2018. Т. 9, № 4 (38)

АНТРОПОЛОГИЯ ИСЛАМА

ANTHROPOLOGY OF ISLAM Person in charge of the section: Kurbanov M.H. © Islamic Studies (Islamovedenie). 2018. Vol. 9, № 4 (38)_

DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-111-119

УДК 297.1

Информация о статье

А. Ф. Поломошнов1 Введение

Христианская концепция греха и спасения

Исламская концепция греха и

спасения

Заключение

Поступила в редакцию: 13.06.2018. Передана на рецензию: 17.06.2018. Получена рецензия: 25.08.2018. Принята в номер: 10.10.2018.

Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство

Донской государственный аграрный университет; paf1@mail.ru

В статье проведен сравнительный анализ концепций греха и спасения в христианской и мусульманской антропологии. Рассматриваются различие и сходство интерпретаций природы и причин греха, его состава и видов, а также пути спасения. Природа греха в христианстве определяется тем, что человек изначально, по факту сотворения не грешен, но потенциально в нем содержится грех. В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. Спасение души в христианстве обусловлено тем, что здесь делается акцент на борьбу человека с самим собой, с искушением в своей душе, на духовное самосовершенствование. Путь праведной жизни в исламе состоит в том, чтобы следовать данным Аллахом и его пророками указаниям. Главное условие спасения — исповедание истинной веры и принадлежность к мусульманской общине.

Автор приходит к выводу, что, несмотря на существенные различия, христианская и мусульманская концепции греха и спасения являются разновидностями гуманистической религиозной антропологии. Их гуманистический потенциал заключен в признании свободы воли человека, в необходимости нравственного самосовершенствования личности и активной борьбы со злом, в утверждении самой необходимости веры в высшие гуманистические идеалы, подкрепленные абсолютным авторитетом религиозной веры.

Ключевые слова: ислам, христианство, грех, спасение души, покаяние, религиозная антропология.

DOI: 10.21779/2077-8155-2018-9-4-111-119

UDC 297.1 intent of the article Information about the article

A.F. Polomoshnov2 Introduction. Received: 13.06.2018.

The Christian concept of sin and salvation.

Islamic concept of sin and salvation.

Submitted for review: 17.06.2018. Review received: 25.08.2018. Accepted for publication: 10.10.2018.

Sin and Salvation in Religious Anthropology: Islam and Christianity

Don State Agrarian University; paf1@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Islam, Christianity, sin, soul salvation, repentance, religious anthropology.

Введение

В религиозной антропологии проблема греха и спасения души занимает одно из центральных мест. В каждой конкретной религиозной системе тема греха имеет свою социокультурную специфику. Компаративистский анализ этой темы в исламе и христианстве направлен не только на выявление различий, но и на уточнение социокультурного контекста интерпретации греха и спасения в этих мировых религиях.

Сравнительный анализ интерпретации этой проблемы в исламе и христианстве представляет интерес в контексте выявления не только их сходства и различий, но и гуманистического потенциала религиозной антропологии. Ведь проблема духовного совершенствования личности, нравственного прогресса человечества является одной из ключевых проблем любой исторической эпохи, в т. ч. и нашего времени.

В нашей работе мы попытаемся сделать акцент на диалектическом переходе принципиальных различий исламской и христианской концепций греха и спасения в свою противоположность и тем самым найти некий их синтез. Предпосылкой такого синтеза является частичное совпадение священных текстов этих мировых религий, поскольку в исламе признается священной значительная часть Ветхого Завета.

Проблема греха и спасения в религиозной антропологии является неизбежным спутником и продолжением проблемы свободы и нравственности. Грех — это специфическая религиозная категория, характеризующая нарушение божественных заповедей, которое закрывает верующему путь к спасению души и обрекает душу грешника на вечные муки в посмертной жизни и на вечную погибель. Это некое религиозное преступление. Таким образом, спасение — это также одна из ключевых категорий религиозной антропологии, тесно связанная с категорией греха. Эта категория характеризует избавление человека от греха и его последствий — смерти и пребывания в аду.

Три главных вопроса составляют парадигму темы греха в религиозной мысли: 1. Что есть грех, какова его природа? 2. Почему человек грешит? 3. Как можно спасти душу?

Исследуя первый вопрос, необходимо определить онтологический статус греха: является ли он частью экзистенциальной природы человека или же следствием несовершенства индивидуальной личности, то есть объективен ли он или субъективен, запрограммирован ли он Богом, или он есть случайное отклонение от божественного замысла и порядка? Далее, важным моментом природы греха является вопрос о его «юридическом составе». В юридическом определении состава преступления признается четыре элемента: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Объективная сторона характеризует собственно преступные действия, а субъективная — цели и мотивы (замысел и умысел) преступных действий.

Если по аналогии с юридическим определением разобрать состав греха, то его объектом являются установленные Богом нормы, а субъектом — сам грешник. Объективная сторона греха состоит в осуществлении грешных деяний, а субъективная — в наличии осознанной вины грешника. Вина заключается в том, что грешник ясно осознает «преступность» своих действий, предвидит их последствия и желает их. Подобно тому, как при квалификации юридических преступлений важна не только вина, но и мотив преступления, так же и при квалификации греха важна его мотивация, то есть субъективные побудительные движущие силы грешного деяния.

Наконец, рассуждая о сущности греха, нельзя обойти вопрос о классификации видов грехов: грехи телесные и грехи духовные, главный грех, крупные и мелкие грехи, простительные и непростительные грехи.

Изучая вопрос, почему грешит человек, необходимо выяснить, каковы причины и мотивация греха. Анализируя вопрос, возможно ли спасение души грешника, акцент делается на том, каким образом оно достигается.

Христианская концепция греха и спасения

Природа греха в христианстве определяется тем, что человек изначально, по факту сотворения не грешен, но потенциально в нем содержится грех. Потенция греха заключена во всех божественных дарах: в теле, в духе, в свободе воли. Но главное — это третье. Уточним, что изначально, по воле Творца ни одна из частей человеческой личности не греховна, в том числе и тело как носитель души. «Тело со своими физиологическими потребностями, по большому счету, нейтрально по отношению к добру и злу. «Грех» тела заключается только в том, что оно менее совершенное начало по сравнению с разумом, но оно такая же сотворенная Богом «вещь», как и все другие «вещи» в мире» .

Так же и душа человека, наделенная дарами разума и свободы воли, не является греховной изначально и по своей сути. Человеку предоставлен выбор между грехом и праведностью. Но, таким образом, возможность греха заложена Богом в самой экзистенциальной сущности человека. Необходимо уточнить, что грех как экзистенциальная возможность выбора был актуален только для первых людей — Адама и Евы. После их грехопадения главный грех — первородный — лежит на всех людях по факту рождения. Таким образом, получается, что в христианстве человек экзистенциально грешен.

Ключевую роль при определении состава греха в христианстве играет трактовка соотношения мотивов, вины и деяний. В отличие от юридического понятия состава преступления, в христианстве для состава греха достаточно наличия одной субъективной стороны: греховной мотивации и греховного умысла.

Именно такой состав греха устанавливает сам Иисус Христос в известной Нагорной проповеди, рассуждая о грехе прелюбодеяния.

Христианская теология в качестве главного греха, естественно, рассматривает первородный грех, совершенный прародителями человечества, но лежащий на всех людях — их потомках. Грехами принципиально иного рода являются личные грехи, совершаемые индивидуально каждым человеком в процессе его земной жизни. И при классификации личных грехов христианская теология разделяет главные (смертные) грехи и мелкие грехи. Смертный грех влечет за собой утрату возможности спасения души в случае отсутствия покаяния.

В различных христианских конфессиях предпринимаются попытки составить краткие списки основных наиболее тяжких грехов. Согласно списку, составленному римским папой Григорием I еще в VI веке, главными, т. е. наиболее тяжкими личными грехами являются: 1) гордыня, 2) зависть, 3) гнев, 4) уныние, 5) алчность, 6) чревоугодие, 7) похоть, блуд. В православии в XVIII веке Тихон Задонский составил несколько иной список семи смертных грехов: 1) гордость, 2) лакомство, 3) блуд, 4) обжорство, 5) зависть, 6) гнев, 7) леность. Как видим, списки не полностью совпадают, но характерно, что главный грех в них обоих — гордыня, т. е. восстание против Бога на почве гипертрофированной самооценки человека.

Истоки греха в христианстве заложены в самой природе человека. Во-первых, в телесных желаниях и потребностях человека; во-вторых, в дарованных Богом человеку по природе свободе воли и свободе выбора и разуме. В них же, впрочем, и истоки спасения души. Уточним, что главные причины греховности человека не в самих его данных Богом качествах, а в их несовершенстве. Другими словами, причины греха — сочетание несовершенства человеческой природы с экзистенциальными потенциями греха, заключенными в его природе.

Грех по своему происхождению является результатом искушений. Искушения могут быть внешними, исходящими от жизненных обстоятельств, либо от Сатаны как экзистенциального антипода Бога, а также внутренними, исходящими из собственного разума и свободы воли человека. Истоки греха определяют характер его мотивации. Можно говорить о двух видах мотивации греха в христианстве: 1) мотивация от слабости (нежелание и неспособность противостоять искушениям) и 2) мотивация от гордыни (восстание против Бога в результате неумеренно завышенной самооценки). Грех — поражение потенций совершенства в борьбе с потенциями греха.

Поскольку греховность человека в христианстве носит экзистенциальный, фундаментальный характер, постольку для каждого конкретного верующего становится почти нереальной возможность абсолютно безгрешной, праведной жизни. А отсюда следует необходимость экзистенциального обоснования пути спасения.

Христианский путь спасения является многоступенчатым. Очертим его основные вехи: первородный грех — искупление Христово — персональные грехи -персональное искупление (наказание — покаяние — божественное прощение) -спасение души (райская жизнь до Страшного Суда, т. е. спасение предварительное) — Страшный Суд — окончательное спасение после Страшного Суда. Этот путь драматичен и противоречив, а также весьма сложен. Ключевую роль на этом пути играют два фактора: 1 ) подвиг искупления первородного греха Ииусом Христом, снимающий со всех потомков первых людей первородный грех (однако при условии их крещения и праведной, христианской веры) и 2) личное покаяние, снимающее персональные грехи.

Исламская концепция греха и спасения

В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. «Согласно Корану, грех имеет нравственную, но отнюдь не онтологическую природу. Добро и зло, как уже отмечалось, вообще не присущи природе людей» .

В исламе в природе человека предзадана его миссия — быть наместником Аллаха на земле. «Статус человека в антропологии ислама — наместник Бога. Его задача — устроение дел в тварном мире в соответствии с Божественной волей и со своими нуждами. Критерием выполнения основной задачи является совесть каждого конкретного человека. Человек наделен властью на земле, поэтому он несёт всю полноту ответственности за свои поступки» .

Однако ислам, как и христианство, признает несовершенство человека и возможность вследствие этого несовершенства совершать грехи. «Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив» .

Следствием несовершенства, слабости человека является его потребность в помощи Аллаха, указывающего праведный путь. «Ибо человек, рожденный без греха (ислам, в отличие от христианства, отвергает наличие первородного греха у человека), слаб и нуждается в покровительстве Бога. После изгнания из Эдема Бог не оставил человека без своей помощи: он указал ему правильный путь, ведущий к счастливой и бессмертной жизни» . Таким образом, природа греха в исламе определяется тем, что он есть уклонение человека с праведного пути, предначертанного Аллахом, обусловленное несовершенством, слабостью человека. «Сущность добра для человека — в послушании божественному закону, неповиновение божественному закону неминуемо ведет к греху» .

В отличие от христианства, исламская антропология более мягко интерпретирует состав греха, в который включает не только субъективную сторону (мотивы и вину), но и объективную сторону, т. е. совершение грешного деяния. Причем акцент делается именно на объективной стороне греха. Не случайно поэтому и классификация грехов в исламе строится по другим принципам, чем в христианстве. В списках христианских грехов перечисляются не конкретные поступки, а качества личности. В исламе же акцент делается именно на конкретных деяниях.

Поскольку грех в исламе не экзистенциален, а феноменален по своей природе, человек свободен не только от родовой потенции греха, но и от некоего тотального первородного греха, лежащего на всех людях. «По-разному интерпретируется в исламе и христианстве природа греха. В христианстве человечество обременено первородным грехом, который не может быть искуплен без искупительной жертвы Иисуса Христа. В исламе же грех определяется как неповиновение божественному закону, уклонение от веры в Аллаха и исполнения его предписаний» .

В исламе признаются только личные грехи, которые квалифицируются по степени тяжести. Главный грех — неверие в ислам (куфр) или ложная вера, поскольку именно она отвращает человека от праведного пути, предначертанного Аллахом, т. е. от предустановленной Аллахом для человека миссии. Что касается разделения грехов на тяжкие и мелкие, то в исламской теологии эта тема не имеет однозначной интерпретации. Единственное, в чем согласны мусульманские теологии, — это критерий классификации грехов: степень неповиновения воле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аллаха. Существуют различные перечни тяжких грехов в исламе, насчитывающие от 12 до 150 и более грехов .

Помимо разделения больших и малых грехов ислам делит их на три основные группы по источнику греха: грехи разума (грехи неверия), грехи тела и нравственные грехи (порочные качества личности). Грехи тела подробно подразделяются по его органам: грехи глаз, грехи ушей, грехи языка, грехи рук, ног, живота, половых органов. К основным нравственным грехам относятся: высокомерие, гордыня, тщеславие (самолюбие), лицемерие, зависть, алчность, хитрость (коварство, предательство).

В отличие от христианства, в исламе все грехи — и большие, и малые, за исключением греха неверия — не закрывают грешнику путь спасения души, хотя, естественно, наказание за грехи пропорционально силе их тяжести. «Согласно большинству суннитских богословов мусульманин, даже совершив большой грех, остается правоверным, а в будущей жизни его ждет только временное наказание. Единственный грех, которому нет прощения, — грех отступничества от веры в единого Бога, а следовательно, и от мусульманской общины» .

В исламе отрицается заключенная в самой природе человека экзистенциальная природа греха. «То место, которое занимает в христианской культуре тезис о греховной природе человека и о необходимости эту начальную и злую природу преодолеть, занято в культуре ислама тезисом о добровольно принятой человеком ответственности за свои поступки» . Здесь наиболее актуальным становится вопрос о том, почему же люди грешат, уклоняясь от установленного Аллахом праведного порядка? Этот вопрос тесно связан с вопросом о свободе воли и свободе выбора человека в исламе. Ислам признает свободу выбора человека, хотя и ограниченную предвидением или промыслом Аллаха. «Предопределение не является причиной действий человека: человек свободен в своих действиях и поступках, а предопределение Всевышнего основано на его всезнании… Бог предвидит, знает потенциальные свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться» .

Тем не менее, даже ограниченная возможность свободы выбора предполагает необходимость нравственных усилий человека для того, чтобы следовать праведному пути. «Человек по природе добр, но слаб… Для того чтобы быть добрым, человеку необходима перманентная мобилизация всех своих сил. Таким образом, свобода человека заключается в том, чтобы следовать одной из сторон своей двойственной природы — и за этот свой свободный выбор человек несёт всю полноту ответственности» .

Истоки греха в исламе состоят, как и в христианстве, в сочетании свободы выбора и слабости, несовершенства человека. Правда, выбор здесь носит иной характер, чем в христианстве. Это не выбор между добром и злом внутри своей души, а выбор между покорностью добру или покорностью злу во внешнем поведении человека. Это вопрос силы души, способной преодолевать искушения Шайтана, а также искушения собственного тела и духа. Кроме того, если из-за слабости человека безгрешная жизнь для него невозможна, верующему мусульманину доступен выбор между большим и малым злом.

Тема спасения души или искупления греха в исламе достаточно далека от христианского драматизма. «Душа человека не оказывается в исламе ареной мировой битвы добра и зла; это не та область, где в каждом конкретном и отдельном случае решается не только личная участь человека, но и метафизические судьбы мира… Здесь человек не живет в ежемгновенной готовности дать отпор искушению, которое, приходя из-за пределов мира, в котором он живет, вместе с тем находит первейшее основание внутри него самого, в его «плотской» природе»

Главной гарантией спасения души является помощь Аллаха, одним из важнейших атрибутов которого является именно милосердие. Аллах реализует свое посредничество людям в спасении через периодически посылаемых пророков, главным и последним из которых был Мухаммед. «Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своего пророка или посланника с тем, чтобы они напоминали людям, что они должны делать для своего спасения» .

Путь праведной жизни в исламе гораздо проще, чем в христианстве. Нужно просто следовать данным Аллахом и его пророками указаниям и подсказкам. «Приятие божественного руководства, данного в пророках и писаниях, уже достаточное основание для восстановления изначальной праведности и обретения спасения» . Главное условие спасения — исповедание истинной веры и принадлежность к мусульманской общине. «Таким образом, уже сама принадлежность, верность мусульманской общине есть залог спасения человека» . Соблюдение пяти столпов веры ислама почти гарантируют спасение души правоверного мусульманина. Все мелкие грехи прощаются Аллахом в результате намаза.

Немного иначе дело обстоит с большими грехами. Здесь необходима тауба -покаянная молитва Аллаху о прощении грехов. В отличие от христианства, покаяние — это лишь личное обращение грешника к Аллаху в надежде на Его милость и прощение, но без гарантии прощения. Никакого посредничества священника здесь не требуется, как и не происходит акта или таинства снятия грехов, или божественного прощения. Тем не менее, у мусульманина, даже совершившего большие грехи, есть высокая вероятность получить прощение Аллаха в результате искреннего покаяния. «Человеку, согласно исламу, подвластно менять план Творца следующими действиями: молитвами, правильными выборами (которые резонируют с нормами морали и этики), покаянием и неустанной работой над собой» .

Очертим путь спасения в исламе: воля Аллаха — следование воле Аллаха (праведный путь) — эпизодическое отклонение от воли Аллаха (но и оно запрограммировано Аллахом) — покаяние (тауба) — спасение. Главное условие спасения — соблюдение столпов веры и истинная вера. Это длинный путь спасения. Есть и короткий путь — гибель в войне за веру, в результате чего мусульманин сразу попадает в рай.

Заключение

Подводя итоги сравнительного анализа христианской и исламской концепций греха и спасения, можно сделать следующие выводы.

1 . По своей природе грех в христианстве экзистенциален, а в исламе феноменален. Но так как в обоих случаях грех есть личное отношение Бога и человека, то его черты переходят друг в друга. Экзистенциальный грех переходит в феноменальный и наоборот. Общая природа греха и в исламе, и в христианстве -восстание против воли Бога.

2. В исламе праведная жизнь — покорное движение по заданной траектории. Траектория уже проложена — столпы веры и запрограммированная Аллахом судьба. Грех здесь — «сбой программы», случайный зигзаг на праведном пути. Но для его преодоления не нужно посредничество священника, не нужен обряд покаяния, божественное прощение. Нужно лишь осознать ошибку, раскаяться в ней и вернуться на праведный путь. В исламе делается акцент на борьбу с внешним миром. Путь спасения в том, чтобы следовать воле Аллаха, воплощать Его волю в своем поведении, исправлять отклонения и нарушения Его воли в своем поведении и поведении других людей, а не пассивно плыть по течению. В исламе путь к спасению — бег по прямой с относительно простыми препятствиями.

Сложность спасения в христианстве обусловлена тем, что здесь делается акцент на борьбу человека с самим собой, с искушением в своей душе, на духовное самосовершенствование. Это и есть линия спасения — следовать промыслу Божьему о человеке. В христианстве праведная жизнь — борьба со своей природой, постоянный выбор, преодоление искушений. Причем для искупления грехов нужна помощь Бога или священников как Его посредников (обряд покаяния). Здесь линия праведной жизни не очерчена, а лишь заданы правила ее выстраивания. В христианстве это что-то вроде квеста или пути ниндзя с непредсказуемыми, неожиданными и постоянными препятствиями.

3 . Несмотря на существенные различия, христианская и мусульманская концепции греха и спасения имеют и принципиальное сходство, будучи разновидностями гуманистической религиозной антропологии. Их гуманистический потенциал заключен в признании свободы воли человека, в необходимости нравственного самосовершенствования личности и активной борьбы со злом, в утверждении самой необходимости веры в высшие гуманистические идеалы, подкрепленные абсолютным авторитетом религиозной веры.

Литература

1. BoлoбуeвA.B. Концепт человека в антропологии ислама: автореф. дис. … к. филос. н.: 09.00.13. — М., 2012. — 26 с.

5. Пoлoмoшнoв n.A. Проблема личности в исламе // Исламоведение. — 2015. -№ 4. — С. 78-88.

6. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 561-563.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Mekhmed Zakhid Kotku. Bol’shie grekhi . URL: http://www.salam-alejkum.narod.ru/answers_bigsins.html. (In Russian).

Российский тяжелый беспилотник вертикального взлета BRAERON, способный перевозить грузы до 200 килограммов и летать на расстоянии до 300 километров, планируют в будущем использовать при спасении людей в зоне лесных пожаров.

Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на разработчика дрона, гендиректора ОКБ «Авиарешения» Дмитрия Арсентьева.

«Сейчас мы начали вести общение с представителями МЧС на предмет возможного сотрудничества в области пожаротушения», — приводит агентство его слова.

В дальнейшем беспилотник получит выдвижной механизм, позволяющий спасать людей из зоны пожара, не опускаясь вниз, добавил Арсентьев.

Разработчик уточнил, что BRAERON сможет перевезти в безопасное место одного взрослого человека на расстояние до 40 километров, но в отличие от вертолетов, которые применяются сейчас, данный летательный аппарат не требует присутствия пилотов в зоне задымления, а значит, не подвергает опасности их жизни.

Размер дрона BRAERON — 5х3 метра, он работает на двигателях внутреннего сгорания и заправляется бензином Аи-95. Развертывание и прогрев беспилотника занимает около 60 минут, вертикальный взлет не требует особых условий, ему не нужна взлетная полоса, а для посадки необходима только ровная площадка 10х10 метров.

Дрон может применяться для доставки товаров первой необходимости, грузов и почты в отдаленные уголки России, в частности в районы Крайнего Севера на нефтяных промыслах.

Международная конвенция о спасании 1989 года

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О СПАСАНИИ 1989 ГОДА*

Ратифицирована
Федеральным законом РФ
от 17 декабря 1998 года N 186-ФЗ

________________
* Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 мая 2000 года.

Государства-участники настоящей Конвенции,
Признавая желательным установить посредством соглашения единообразные международные правила, касающиеся спасательных операций,
Отмечая, что значительные изменения, и в частности возросшая озабоченность в отношении защиты окружающей среды, вызвали необходимость пересмотра международных правил, содержащихся в настоящее время в Конвенции для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море, принятой с Брюсселе 23 сентября 1910 года,
Сознавая большой вклад, который эффективные и своевременные спасательные операции могут внести в обеспечение безопасности судов и другого имущества, находящихся в опасности, и защиты окружающей среды,
Будучи убеждены в необходимости обеспечить надлежащие стимулы для лиц, которые предпринимают спасательные операции в отношении судов и другого имущества, находящихся в опасности,
Согласились о нижеследующем:

Глава I — Общие положения

Для целей настоящей Конвенции:
а) Спасательная операция означает любое действие или деятельность, предпринимаемые для оказания помощи судну или любому другому имуществу, находящимся в опасности в судоходных водах или любых других водах;
b) Судно означает любое судно или плавучее средство либо любое сооружение, способное осуществлять плавание;
c) Имущество означает любое имущество, которое не прикреплено постоянно и преднамеренно к побережью, и включает фрахт на риске;
d) Ущерб окружающей среде означает значительный физический ущерб здоровью человека, или морской флоре и фауне, или ресурсам в прибрежных или внутренних водах или в районах, прилегающих к ним, вызванный загрязнением, заражением, пожаром, взрывом или другими подобными крупными инцидентами;
e) Плата означает любое вознаграждение или компенсацию, причитающиеся согласно настоящей Конвенции;
f) Организация означает Международную морскую организацию;
g) Генеральный секретарь означает Генерального секретаря Организации.

Статья 2
Применение Конвенции

Настоящая Конвенция применяется в любом случае, когда судебное или арбитражное производство, относящееся к вопросам, рассматриваемым в настоящей Конвенции, возбуждается в государстве-участнике.

Статья 3
Платформы и буровые установки

Настоящая Конвенция не применяется к стационарным или плавучим платформам или морским подвижным буровым установкам, когда такие платформы или установки осуществляют в местах их расположения разведку, разработку или добычу минеральных ресурсов морского дна.

Статья 4
Суда, находящиеся в собственности государства

1. Без ущерба для статьи 5 настоящая Конвенция не применяется к военным кораблям или другим некоммерческим судам, находящимся в собственности или эксплуатируемым каким-либо государством и обладающим во время проведения спасательных операций суверенным иммунитетом согласно общепризнанным принципам международного права, если только это государство не примет иного решения.

2. Если государство-участник примет решение применять Конвенцию к своим военным кораблям или другим судам, указанным в пункте 1, оно уведомляет об этом Генерального секретаря, указывая условия такого применения.

Статья 5

Спасательные операции, контролируемые публичными властями

1. Настоящая Конвенция не затрагивает любых положений национального законодательства или любой международной конвенции, относящихся к спасательным операциям, осуществляемым публичными властями или под их контролем.

2. Тем не менее, спасатели, осуществляющие такие спасательные операции, могут воспользоваться правами и средствами защиты, предусмотренными в настоящей Конвенции в отношении спасательных операций.

3. В какой мере публичные власти, обязанные осуществлять спасательные операции, могут воспользоваться правами и средствами защиты, предусмотренными в настоящей Конвенции, определяется законодательством того государства, в котором находятся такие власти.

Статья 6
Договоры о спасании

1. Настоящая Конвенция применяется к любым спасательным операциям, за исключением случаев и в той мере, в которых договор прямо или косвенно предусматривает иное.

2. Капитан судна имеет право заключать договоры об осуществлении спасательных операций от имени владельца судна. Капитан или владелец судна имеют право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна.

3. Ничто в настоящей статье не затрагивает применения статьи 7, а также обязанностей по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде.

Статья 7
Аннулирование и изменение договоров

Договор или любые его условия могут быть аннулированы или изменены, если:
a) договор был заключен вследствие неоправданного воздействия или под влиянием опасности и его условия являются несправедливыми;
или
b) плата, предусмотренная договором, чрезмерно завышена или занижена по отношению к фактически оказанным услугам.

Глава II — Осуществление спасательных операций

1. По отношению к владельцу судна или другого имущества, находящихся в опасности, спасатель обязан:
a) осуществлять спасательные операции с должной заботой;
b) при выполнении обязанности, указанной в подпункте а, проявлять должную заботу о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
c) когда этого разумно требуют обстоятельства, обращаться за помощью к другим спасателям; и
d) соглашаться на участие других спасателей, когда этого разумно требует владелец или капитан судна или владелец другого имущества, находящихся в опасности, при условии, однако, что это не повлияет на размер его вознаграждения, если будет признано, что такое требование было неразумным.

2. По отношению к спасателю владелец и капитан судна или владелец другого имущества, находящихся в опасности, обязаны:
a) в полной мере сотрудничать с ним в ходе спасательных операции,
b) при этом проявлять должную заботу о предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде; и
c) принять судно или другое имущество после того, как оно было доставлено в безопасное место, когда этого разумно требует спасатель.

Статья 9
Права прибрежных государств

Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает права заинтересованного прибрежного государства принимать в соответствии с общепризнанными принципами международного права меры в целях защиты своего побережья или связанных с ним интересов от загрязнения или угрозы загрязнения в результате морской аварии или действий, связанных с такой аварией, которые, как можно разумно полагать, приведут к серьезным вредным последствиям, включая право прибрежного государства давать указания в отношении спасательных операций.

Статья 10
Обязанность оказывать помощь

1. Каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море.

2. Государства-участники принимают необходимые меры для обеспечения выполнения обязанности, указанной в пункте 1.

3. Владелец судна не несет никакой ответственности за нарушение капитаном обязанности, указанной в пункте 1.

Статья 11
Сотрудничество

Государство-участник, издавая правила или принимая решения по вопросам, относящимся к спасательным операциям, таким как допуск в порты судов, терпящих бедствие, или предоставление услуг спасателям, принимает во внимание необходимость сотрудничества между спасателями, другими заинтересованными сторонами и публичными властями для обеспечения эффективного н успешного осуществления спасательных операций с целью спасения людей или имущества, находящихся в опасности, а также предотвращения ущерба окружающей среде в целом.

Глава III — Права спасателей

1. Спасательные операции, имевшие полезный результат, дают право на вознаграждение.

2. Если не предусмотрено иное, никакая выплата согласно настоящей Конвенции не полагается, если спасательные операции не имели полезного результата.

3. Настоящая глава применяется и в том случае, когда спасенное судно и судно, осуществлявшее спасательные операции, принадлежат одному и тому же владельцу.

Статья 13
Критерии установления вознаграждения

1. Вознаграждение устанавливается с целью поощрения спасательных операций, принимая во внимание следующие критерии, независимо от порядка, в котором они следуют ниже:
а) спасенная стоимость судна и другого имущества;
b) мастерство и усилия спасателей в предотвращении или уменьшении ущерба окружающей среде;
c) степень успеха, достигнутого спасателем;
d) характер и степень опасности;
e) мастерство и усилия спасателей в спасании судна, другого имущества и людей;
f) затраченное спасателями время и понесенные ими расходы и убытки;
g) риск ответственности и иные риски, которым подвергались спасатели или их оборудование;
h) быстрота оказания услуг;
i) наличие и использование судов или другого оборудования, предназначенного для спасательных операций;
j) состояние готовности и эффективность оборудования спасателя и его стоимость.

2. Вознаграждение, установленное в соответствии с пунктом 1, уплачивается всеми лицами, заинтересованными в судне и другом имуществе, пропорционально их соответствующей спасенной стоимости. Однако государство-участник может предусмотреть в своем национальном законодательстве, что вознаграждение должно уплачиваться одним из этих лиц, при условии предоставления ему права регресса к другим заинтересованным лицам в размере их соответствующих долей. Ничто в настоящей статье не препятствует осуществлению любого права на защиту.

3. Вознаграждения, исключая любые проценты и возмещаемые судебные или арбитражные расходы, которые могут подлежать уплате в связи с этим, не превышают спасенной стоимости судна и другого имущества.

Статья 14
Специальная компенсация

1. Если спасатель осуществил спасательные операции в отношении судна, которое само по себе или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде, и не смог заработать вознаграждение согласно статье 13, по крайней мере равное специальной компенсации, определяемой в соответствии с настоящей статьей, он имеет право на получение от владельца этого судна специальной компенсации, равной его расходам, как они здесь определены.

2. Если при обстоятельствах, предусмотренных в пункте 1, спасатель в результате проведенных им спасательных операций предотвратил или уменьшил ущерб окружающей среде, специальная компенсация, уплачиваемая владельцем спасателю согласно пункту 1, может быть увеличена максимум до 30% понесенных спасателем расходов. Однако суд или арбитраж, если он сочтет это справедливым и разумным, может, принимая во внимание соответствующие критерии, предусмотренные в пункте 1 статьи 13, увеличить далее такую специальную компенсацию, однако ни в коем случае общее увеличение не может превышать 100% понесенных спасателем расходов.

3. Расходы спасателя для целей пунктов 1 и 2 означают фактические расходы, разумно понесенные спасателем при осуществлении спасательной операции, и справедливую оплату за оборудование и персонал, фактически и разумно использованные в ходе спасательной операции, принимая во внимание критерии, предусмотренные в пункте 1h, i и j статьи 13.

4. Общая специальная компенсация согласно настоящей статье выплачивается только в том случае и в той мере, в которых такая компенсация превышает любое вознаграждение, которое может быть получено спасателем согласно статье 13.

5. Если спасатель проявил небрежность и вследствие этого не смог предотвратить или уменьшить ущерб окружающей среде, он может быть полностью или частично лишен специальной компенсации, причитающейся согласно настоящей статье.

6. Ничто в настоящей статье не затрагивает права владельца судна на регресс.

Статья 15
Распределение вознаграждения между спасателями

1. Распределение вознаграждения, установленного согласно статье 13, между спасателями производится на основе критериев, содержащихся в этой статье.

2. Распределение между владельцем, капитаном и другими лицами, состоящими на службе на каждом спасавшем судне, определяется законом государства флага этого судна. Если спасание осуществлялось не с судна, распределение определяется законом, под действие которого подпадает договор, заключенный между спасателем и его служащими.

Статья 16
Спасание людей

1. Не полагается никакого вознаграждения от спасенных людей, однако ничто в настоящей статье не затрагивает положений национального законодательства по данному вопросу.

2. Спасатель людей, который принял участие в оказании услуг в связи с аварией, вызвавшей необходимость спасания, имеет право на справедливую долю в присужденной спасателю сумме за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.

Статья 17

Услуги, оказанные в ходе исполнения существующих договоров
Никакой выплаты согласно положениям настоящей Конвенции не полагается, если только оказанные услуги не превышают того, что может разумно рассматриваться как должное исполнение договора, заключенного до возникновения опасности.

Статья 18
Последствия неправильного поведения спасателя

Спасатель может быть полностью или частично лишен платы, причитающейся согласно настоящей Конвенции, в той мере, в какой спасательные операции оказались необходимыми или более трудными по его вине или небрежности, или если спасатель виновен в обмане или ином нечестном поведении.

Статья 19
Запрещение спасательных операций

Услуги, оказанные вопреки прямому и разумному запрещению владельца или капитана судна или владельца любого другого находящегося в опасности имущества, которое не находится и не находилось на борту судна, не дают права на плату согласно настоящей Конвенции.

Глава IV — Требования и иски

1. Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает права морского залога, предоставляемого спасателю, согласно любой международной конвенции или национальному законодательству.

2. Спасатель не может осуществлять свое право морского залога, если надлежащее обеспечение в отношении его требования, включая проценты и расходы, должным образом предложено или предоставлено.

Статья 21
Обязанность предоставить обеспечение

1. По просьбе спасателя, лицо, ответственное за плату согласно настоящей Конвенции, предоставляет надлежащее обеспечение в отношении требования, включая проценты и судебные или арбитражные расходы спасателя.

2. Без ущерба для пункта 1 владелец спасенного судна прилагает все усилия для предоставления владельцами груза, до того как он будет выдан, надлежащего обеспечения в отношении требований к ним, включая проценты и судебные или арбитражные расходы.

3. Без согласия спасателя спасенное судно и другое имущество не могут быть перемещены из порта или места, куда это имущество первоначально доставлено после завершения спасательных операций, до тех пор, пока не будет предоставлено надлежащего обеспечения в отношении требования спасателя к соответствующему судну или имуществу.

Статья 22
Промежуточный платеж

1. Суд или арбитраж, обладающий юрисдикцией в отношении требования спасателя, может путем вынесения промежуточного решения постановить об уплате спасателю авансом такой суммы, которая представляется справедливой и разумной и на таких условиях, включая при необходимости условия относительно обеспечения, которые являются справедливыми и разумными согласно обстоятельствам данного дела.

2. В случае промежуточного платежа в соответствии с настоящей статьей обеспечение, предоставленное согласно статье 21, соответственно снижается.

Статья 23
Исковая давность

1. Любой иск относительно выплаты согласно настоящей Конвенции погашается давностью, если судебное или арбитражное производство не начато в течение двух лет. Срок исковой давности исчисляется со дня окончания спасательных операций.

2. Лицо, к которому предъявлено, может в любое время в течение срока исковой давности продлить этот срок путем заявления, сделанного заявителю требования. Этот срок может быть таким же образом продлен и далее.

3. Иск о возмещении может быть предъявлен лицом, несущим ответственность, даже по истечении срока исковой давности, предусмотренного в предыдущих пунктах, если он предъявляется в течение срока, установленного законодательством государства, в котором возбуждается производство.

Статья 24
Проценты

Право спасателя на проценты на любую причитающуюся согласно настоящей Конвенции сумму определяется в соответствии с законодательством государства, в котором находится суд или арбитраж, рассматривающий дело.

Статья 25
Грузы, находящиеся в собственности государства

Если только государство-собственник не дает на то согласия, никакое положение настоящей Конвенции не должно использоваться в качестве основания для изъятия, ареста или задержания некоммерческих грузов, находящихся в собственности государства и обладающих во время проведения спасательных операций суверенным иммунитетом согласно общепризнанным принципам международного права, ни путем любой юрисдикционной процедуры, ни в порядке производства in rem в отношении таких грузов.

Статья 26
Грузы гуманитарного характера

Никакое положение настоящей Конвенции не должно использоваться в качестве основания для изъятия, ареста или задержания грузов гуманитарного характера, предоставленных каким-либо государством в дар, если такое государство согласилось оплатить услуги по спасанию, оказанные в отношении таких грузов гуманитарного характера.

Статья 27
Опубликование арбитражных решений

Государства-участники поощряют, насколько это возможно и с согласия сторон, опубликование арбитражных решений по делам о спасании.

Глава V — Заключительные статьи

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания в штаб-квартире Организации с 1 июля 1989 года по 30 июня 1990 года и после этого остается открытой для присоединения.

2. Государства могут выразить свое согласие на обязательность для них настоящей Конвенции путем:
a) подписания без оговорки относительно ратификации, принятия или утверждения; или
b) подписания с оговоркой относительно ратификации, принятия или утверждения с последующей ратификацией, принятием или утверждением; или
c) присоединения.

3. Ратификация, принятие, утверждение или присоединение осуществляются путем сдачи на хранение соответствующего документа Генеральному секретарю.

Статья 29
Вступление в силу

1. Настоящая Конвенция вступает в силу через один год после даты, на которую 15 государств выразили свое согласие на обязательность для них Конвенции.

2. Для государства, выразившего свое согласие на обязательность для него настоящей Конвенции после выполнения условий, необходимых для вступления Конвенции в силу, такое согласие вступает в силу через один год после даты выражения такого согласия.

Статья 30
Оговорки

1. Любое государство может во время подписания, ратификации, принятия, утверждения или присоединения зарезервировать за собой право не применять положения настоящей Конвенции:
a) когда спасательная операция имеет место во внутренних водах и все вовлеченные суда являются судами внутреннего плавания;
b) когда спасательные операции имеют место во внутренних водах и не вовлечено никакое судно;
c) когда все заинтересованные стороны являются гражданами или организациями этого государства;
d) когда вовлеченное имущество является морским имуществом культурного характера доисторического, археологического или исторического значения и находится на морском дне.

2. Оговорки, сделанные во время подписания, подлежат подтверждению при ратификации, принятии или утверждении.

3. Любое государство, которое сделало оговорку к настоящей Конвенции, может в любое время снять ее путем уведомления, направленного Генеральному секретарю. Такое снятие вступает в силу с даты получения уведомления. Если в уведомлении указывается конкретная дата вступления в силу снятия оговорки и такая дата наступает позднее, чем дата получения уведомления Генеральным секретарем, снятие вступает в силу в такую более позднюю дату.

Статья 31
Денонсация

1. Настоящая Конвенция может быть денонсирована любым государством-участником в любое время по истечении одного года с даты вступления настоящей Конвенции в силу для этого государства.

2. Денонсация осуществляется путем сдачи на хранение документа о денонсации Генеральному секретарю.

3. Денонсация вступает в силу по истечении одного года с даты получения Генеральным секретарем документа о денонсации или по истечении такого большего срока, который может быть указан в документе о денонсации.

Статья 32
Пересмотр и внесение поправок

1. Организация может созвать конференцию с целью пересмотра настоящей Конвенции или внесения в нее поправок.

2. Генеральный секретарь созывает по просьбе восьми государств-участников или одной четвертой государств-участников, в зависимости от того, какое число является большим, конференцию государств-участников настоящей Конвенции с целью пересмотра Конвенции или внесения в нее поправок.

3. Любое согласие на обязательность настоящей Конвенции, выраженное после даты вступления в силу поправки к настоящей Конвенции, рассматривается как относящееся к Конвенции с внесенной в нее поправкой.

Статья 33
Депозитарии

1. Настоящая Конвенция сдается на хранение Генеральному секретарю.

2. Генеральный секретарь:
a) информирует все государства, подписавшие настоящую Конвенцию или присоединившиеся к ней, а также всех членов Организации о:
i) каждом новом подписании Конвенции или сдаче на хранение документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении с указанием их даты;
ii) дате вступления настоящей Конвенции в силу;
iii) сдаче на хранение любого документа о денонсации настоящей Конвенции с указанием даты его получения и даты вступления денонсации в силу;
iv) любой поправке, принятой в соответствии со статьей 32;
v) получения любой оговорки, заявления или уведомления, сделанных в соответствии с настоящей Конвенцией;
b) направляет заверенные копии с подлинного текста настоящей Конвенции всем государствам, подписавшим настоящую Конвенцию или присоединившимся к ней.

3. Как только настоящая Конвенция вступит в силу, заверенная копия с ее подлинного текста направляется депозитарием Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации и опубликования в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

Статья 34
Языки

Настоящая Конвенция составлена в одном подлинном экземпляре на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.
Совершено в Лондоне двадцать восьмого апреля тысяча девятьсот восемьдесят девятого года.

Текст документа сверен по:
«Морское право и практика»
М.: В/О «Мортехинформреклама»,
1992 год

Святые Писания – это слово Бога, данное нам для нашего спасения. Священные Писания совещенно необходимы для получения свидетельства об Иисусе Христе и Его Евангелии. Священные Писания, данные нам Богом в эти последние дни, – это Ветхий Завет, Новый Завет, Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина. Эти священные летописи свидетельствуют о Спасителе и ведут нас к Нему. Вот почему великие Пророки, такие, как Енос, с верой взывали к Господу о сохранении Священных Писаний.

Давайте вместе откроем Книгу Мормона. Смотрите. На титульном листе мы читаем, что она была написана, как заповедь, духом пророчества и откровения. Она явлена нам даром и силою Божией, и истолкование ее осуществляется через дар Божий Святым Духом. Она показывает, как много великих дел совершил Господь и что Он дал нам, дабы мы могли познать заветы Господа – чтобы не были мы отвергнуты навеки. И самое главное: она написана, чтобы убедить нас, что Иисус есть Христос, Бог Вечный.

Переверните страницу, прочитайте «Введение”. Из него мы узнаем, что эта пророческая летопись – Священное Писание, сравнимое с Библией. Она содержит полноту вечного Евангелия, описывает план спасения и говорит нам, что мы должны делать, чтобы обрести мир в этой жизни и вечное спасение в жизни грядущей. Она обещает нам: все, кто придут к Спасителю и будут повиноваться законам и таинствам Его Евангелия, могут спастись.

Какова главная роль этой книги в наши дни? В чем заключается ее послание, если говорить о цели всего Священного Писания?

На первой странице 1-го Нефия – самой первой странице в Книге Мормона – мы узнаём, что приблизительно в 600 году до Р. Х. Бог повелел Легию взять свое семейство и бежать в пустыню. Но Легий не успел уйти далеко, когда Господь велел ему вернуть своих сыновей обратно. Зачем? За Священными Писаниями, за медными листами, которые были так важны, что сыновья Легия рисковали жизнью и потеряли все свое мирское имущество, чтобы получить их! В конце концов не что иное, как помощь Господа и вера Нефия чудесным образом передали эти листы в его руки. Когда Нефий и его братья вернулись, их отец Легий возликовал, начал просматривать святые Писания «с самого начала” и «наш их очень поучительными; да, весьма ценными… потому что сохранить… заповеди Господни для детей”1.

Действительно, эти медные листы были летописью предков Легия, сохранившей их язык, генеалогию и, что еще более важно, Евангелие, которому учили Божьи святые Пророки. Изучая листы, Легий узнал то, что все мы узнаём, изучая Священные Писания:

  • кто мы такие;

  • кем мы можем стать;

  • пророчества для нас и нашего потомства;

  • заповеди, законы, таинства и заветы, по которым мы должны жить, чтобы обрести вечную жизнь;

  • и как мы должны жить, чтобы претерпеть до конца и с честью вернуться к нашему Небесному Отцу.

Эти истины столь важны, что Небесный Отец дал и Легию, и Нефию видения, наглядно представляющие слово Божье в виде железных перил. И отец, и сын поняли, что только держась за этот прочный, негнущийся, сверхнадежный путеводитель, можно остаться на прямом и узком пути, ведущем к нашему Спасителю.

Несколько глав из Книги Мормона посвящены тому, как Легий и Нефий применяли этот урок – изучая Священные Писания и цитируя их. Они явно хотели, чтобы и их семьи, и мы с вами поняли все значение Священных Писаний, особенно важность пророчеств Исаии о восстановлении Евангелия и появлении их летописи – Книги Мормона – в наши дни.

Книга Мормона повествует о том, как несколько цивилизаций, начиная с семьи самого Легия, считались либо не считались со Священными Писаниями. Господь повелел Легию бежать из Иерусалима, потому что его должны были захватить Вавилоняне, и переправиться через море в землю обетованную на построенном с Божьей помощью корабле. Но дети Легия резко разделились на две группы. Те, кто последовал за праведным Нефием, – Нефийцы – сохранили свои Священные Писания, отправившись к Ламанийцам, и «души их были освещены светом слова вечного”2.

Но Ламан и Лемуил – и их потомки, Ламанийцы, – отвергли Священные Писания и ходили во тьме невежества, раздоров и истребления. Около 400 г. от Р. Х. Нефийцы тоже отвергли слово Бога, впали в неверие и были истреблены; так закончилась тысячелетняя история Нефийской цивилизации.

В Книге Ефера излагается история цивилизации Иаредийцев, которые покинули Старый Свет во времена возведения Вавилонской башни, приблизительно в 2 200 г. до Р. Х. Господь велел им отправиться за море, в землю обетованную, на баржах, построенных с Божьей помощью. Когда Иаредийцы были праведным народом, они были благословлены; когда же они отвергали слово Господа и отказывались каяться, Дух Господний покидал их. В конце концов, приблизительно в 600 г. до Р. Х., они сошли с Господних путей и истребили друг друга; таков был финал Иаредийской цивилизации, просуществовавшей приблизительно 1 600 лет.

Легий прибыл в землю обетованную примерно в то время, когда Иаредийцы были уже истреблены. Несколько лет спустя еще одна цивилизация – Мулек и его последователи – тоже прибыли в землю обетованную. Они обнаружили последнего оставшегося в живых Иаредийца, о котором было известно, – царя по имени Кориантумр. Мулекитяне не принесли с собой Священных Писаний; поэтому примерно через 400 лет, когда их нашли Мосия и Нефийцы, язык Мулекитян смешался с другими языками, и они потеряли веру в своего Творца. Они не помнили, кто они такие. Когда же Мулекитяне узнали, что Господь прислал в их страну Нефийцев с медными листами, содержащими священную летопись Иудеев, они обрадовались и присоединились к Нефийской цивилизации.

Предназначение этих цивилизаций, согласно Священным Писаниям, состояла в том, чтобы принести свидетельство всему миру: если у нас нет слова Божьего, если мы не держимся его и не внимаем ему, то собьемся с пути и будем потеряны как личности, как семьи – и даже как народы.

Подобно голосам из праха, Пророки Господни взывают к нам, нынешним жителям Земли: держитесь Священных Писаний! Цепляйтесь за их, придерживайтесь их, живите по ним, радуйтесь им и насыщайтесь ими, а не отщипывайте по кусочку. Ибо это – «сила Божья во спасение”3, ведущая нас обратно к нашему Спасителю, Иисусу Христу.

Окажись Спаситель среди нас сегодня во плоти, Он вновь учил бы нас по Священным Писаниям, как Он учил, когда ходил по Земле. В синагоге в Назарете «Ему подали книгу пророка Исаии… И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами”4. Позднее, когда Саддукеи и Фарисеи задали трудный вопрос, «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией”5. И после Его Воскресения, на дороге в Эммаус, » сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?”6 Для Его учеников и тогда, и теперь звучат Его слова: «Исследуйте Писания, ибо… они свидетельствуют о Мне”7, – это и есть свидетельство, приносимое Святым Духом, – ибо «силою Духа Святого вы сможете узнать истину о всем”8.

Братья и сестры, я свидетельствую, что Священные Писания «сохраняемы и передаваемы… рукою Господней” «для мудрой цели” Его9. Легий пророчествовал: «Эти медные листы никогда не пропадут и никогда больше не почернеют от времени”10. Господь вступил в завет с Еносом, чтобы сохранить и явить Священные Писания «в угодное Ему время”11. Пророк Мороний пишет о Книге Мормона: «Написана и запечатана она, и сокрыта для целей Господа, дабы она не была истреблена”12. Священные Писания, которые есть у нас, дают пророчества и обещания, которые исполняются в наши дни.

Какое чудесное благословение! Ибо когда мы хотим поговорить с Богом, мы молимся. А когда хотим, чтобы Он поговорил с нами, мы читаем святые Писания; ибо Его слова звучат через голос Его Пророков. Тогда Он будет учить нас – если только мы прислушаемся к внушениям Его Святого Духа.

Если за последнее время вы не слышали Его голос, обращенный к вам, вернитесь с новыми глазами и новыми ушами к Священным Писаниям. Это и есть наш духовный спасательный трос. Даже по ту сторону мрачного «железного занавеса” Святые выживали, если слышали Его голос через Священные Писания. В других частях мира члены Церкви, которые какое-то время не могли собираться вместе, продолжали поклоняться Богу, потому что слышали Его голос – через Священные Писания. Во всех войнах прошлого столетия и конфликтах, которые бушуют сегодня, Святые последних дней выживают, потому что слышат Его голос через Священные Писания. Ибо Господь сказал: «Священные Писания будут даны… для спасения избранных Моих; Ибо они услышат голос Мой, и увидят Меня, и спать не будут, и выдержат день Пришествия Моего; ибо они будут очищены, как Я чист”13.

Более двух тысяч лет назад Исаия написал о слове Бога: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки”14. Это время пришло. Наш мир нуждается сегодня в Священных Писаниях. До Пришествия Спасителя было необходимо, чтобы все дети Божьи были научены предварительному закону Моисея, девизом которого было «око за око и зуб за зуб”15. Многие в этом мире до сих пор живут по этому страшному кодексу, и свидетельства этого – вокруг нас.

Мы смело заявляем, что ответ на террор, разрушения и даже геноцид этих последних дней находится в Священных Писаниях. Евангелие Ветхого Завета исполнилось в Новом Завете. Пророчества Библии осуществились в Книге Мормона. Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина свидетельствуют, что теперь на Земле есть полнота Евангелия.

От Бытия до Малахии и от Моисея до Авраама людям пророчествовали, что Спаситель снова придет. От Матфея до Откровения, от Нефия до Морония и от Джозефа Смита до нашего возлюбленного живущего Пророка, Президента Гордона Б. Хинкли, – все Пророки свидетельствуют, что Иисус Христос, долгожданный Мессия, уже приходил и придет вновь. В Нем «все старое прошло, и все настоящее стало новым”16. Через святые Писания Его новое и вечное Евангелие возглашает: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя”17; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас”18; «От вас требуется прощать всем людям”19. Ибо это – Евангелие нашего Спасителя, Который помазан «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение,.. отпустить измученных на свободу”20.

В конце Книги Мормона Мороний мысленно взирает на то, что осталось от его народа. Он знает: их исчезновения можно было бы избежать, если бы они не забыли святое Божье слово и не утратили Дух Господа. Не удивительно ли, что Мороний пишет лично нам – вам и мне, умоляя нас предъявлять свои права на благословения Священных Писаний?

«И когда вы получите эти писания, я увещеваю вас спросить Бога, Отца Вечного, во имя Христа, достоверны ли они; и если вы спросите с искренним сердцем и истинным желанием, с верою во Христа, Он откроет вам правду о них силою Духа Святого.

И силою Духа Святого вы сможете узнать истину о всем”21.

Мы живем в последние дни, братья и сестры, в полноту времен. Мы должны помнить, что, каким бы сложным ни становился мир, от нас зависит, кто мы такие. Подобно людям из 1-го Нефия, истинные и верные смогут противостоять огненным стрелам лукавого, допущенного на эту Землю22. Несмотря на весь хаос в мире, когда Спаситель придет в Свой храм, как это описано в Книге Мормона, истинные и верные будут Его ждать там. Хорошо, если и мы окажемся среди них, я молюсь об этом во имя Иисуса Христа, аминь.

В каждом здании должны иметься достаточно просторные и безопасные для движения эвакуационные пути. При пожаре или другом несчастном случае люди смогут по ним быстро и безопасно покинуть помещение. По возможности для выхода следует использовать именно специально обозначенные эвакуационные пути. Они наиболее безопасны.

Если в здании может находиться большое количество людей, то на стенах должны быть вывешены планы эвакуации. На них вы можете увидеть общий план этажа, свое местонахождение в момент знакомства с планом, выход, а также расположение средств пожаротушения и тревоги. Подобные планы должны быть, например, на стенах всех учебных заведений. Если вы учитесь или работаете в учебном заведении, убедитесь в том, что в нем имеется автоматическая система противопожарной сигнализации. Запомните также, где расположены кнопки тревоги!

Задачей как спасателей, так и всех других людей является незамедлительное оказание помощи попавшим в опасность людям. Порядок спасения зависит от конкретной угрозы.

Выход и спасение в случае пожара

  • При спасении людей первостепенное значение имеет собственная безопасность.
  • Постарайтесь быстро выйти из горящего здания.
  • Дверь в заполненное дымом помещение открывайте осторожно. Приток свежего воздуха может привести к резкому увеличению огня.
  • Если выйти невозможно, не прячьтесь. Попытайтесь любым способом дать знать о себе. Только тогда спасатели увидят или услышат, где вы находитесь. Если это возможно, подойдите к окну и покажитесь.
  • Если люди покинули опасную зону, а спасательная команда еще не прибыла, оцените ситуацию. Если возможно, начинайте тушить пожар и спасать имущество. Ни в коем случае нельзя делать это, подвергая риску здоровье и жизнь. Человек дороже самого ценного имущества.
  • Прежде всего спасайте тех, кому непосредственно угрожают огонь, густой дым и высокая температура.
  • Входя в помещение, в котором могут находиться люди, окликните их.
  • Испугавшиеся дети часто прячутся под кровать, в шкаф, в угол или в другие места, где их трудно найти. По возможности разыщите их.
  • Если вы обнаружили пострадавшего, не способного двигаться самостоятельно, помогите ему – поддержите его, выволочите или вынесите.
  • Ни в коем случае нельзя бежать в горящей одежде, огонь только сильнее разгорится. Лягте и спрячьте голову. Тогда огонь не обожжет лицо, и волосы не загорятся. Пламя надо сбивать водой, одеялом, ковром или другой одеждой. Если их нет, катайте пострадавшего по земле. К сожалению, в этом случае ожоги будут сильнее.

Когда опасность миновала

  • Помогите соседям и более слабым людям – инвалидам, старикам, детям, беременным и т.д.
  • Начните оказание первой помощи. Вызовите скорую помощь даже в том случае, если внешне все кажутся здоровыми. У людей может быть шок или повреждения внутренних органов.
  • Если вы сами покинули здание, сообщите о себе. Тогда спасатели не будут вас искать, бессмысленно тратя время.
  • Держитесь поодаль от мест с угрозой обрушения. Вследствие пожара может произойти ослабление конструкций здания.
  • Не собирайте и не выбрасывайте вещи прежде, чем соответствующий работник не выяснит причины пожара.
  • Сообщите причастным к делу лицам об уничтоженных или испорченных вещах. Как можно быстрее свяжитесь со своей страховой фирмой. Позднее будет труднее установить фактический размер ущерба.
  • Владельцы домов, представляющих историческую ценность, должны сообщить об ущербе также в Департамент охраны памятников старины.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *