Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии С 1775 по 1892 год название Спасо-Каменного было присвоено Вологодскому Свято-Духову монастырю

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека, который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской, заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Каменский, Евфимий Сянжемский — в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение — деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII — XVIII вв.

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года

17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя — Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание — монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011

С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В 1998 году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» — с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.

В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.

В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.

17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.

6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Святые

Настоятели

Архиерейское подворье

  • Дионисий (Воздвиженский) (2006 — ?)
  • Иоасаф (Вишняков)

Монастырь

  • Дионисий (Воздвиженский) (с 6 октября 2017 )

Использованные материалы

  • Исторический раздел на официальном сайте:

«Журнал № 96″, _Журналы заседания Священного Синода от 6 октября 2017 года», официальный сайт Русской Православной Церкви, 6 октября 2017,

20 июля 2014 года о. Спас Каменный
27 июля 2014 года
03 августа 2014 года

Святыни Вологодчины: о. Спас-Каменный

Отправление группы из Вологды.
Прибытие в с.Устье. Недалеко от Вологды есть Кубинское озеро. Посреди него – остров, Спас-Каменный называется — православная жемчужина, самый старый на севере России каменный монастырь. Оахмеры островка всего 120 на 70 метров. По преданию, один из новгородских князей Глеб Василькович, попавший в шторм на Кубенском озере, спасся на острове, который чудесным образом вырос из воды. После этого остров назвали Спас-Камень… С 13 века на острове был мужской монастырь. В 20-м, после революции, его закрыли, а собор взорвали. Ныне происходит восстановление ансамбля монастыря, возрождение церковной жизни на острове… Место считается намоленным и почти святым. Местные говорят: «Захочешь нагрешить – не получится» Переезд на остров Спас-Каменный. Экскурсия на острове. Экскурсия по Спасо-Каменному монастырю, древнейший на Русском Севере, расположен в Кубенском озере на острове Каменном. Рассказ об истории создания монастыря, осмотр экспозиции музея, по возможности — посещение храма, часовни. Обитель была разрушена в советское время. Ныне происходит восстановление ансамбля монастыря, возрождение церковной жизни на острове…

Переправа в Устье-Кубенское и отъезд в Вологду.



Стоимость: 1600 руб.\чел.

В стоимость входит: транспортное обслуживание по программе, экскурсии по программе, услуги гида.

Справочно: выезд в 09:00, прибытие в Вологду после 17:00. Удобная одежда и обувь, зонт или плащ «дождевик», фотоаппарат, камни (есть традиция привозить на остров камень для укрепления берегов). Пожелание для женщин – юбка, головной убор, минимум косметики.
При группе до 19 человек предоставляется микроавтобус Mercedes Sprinter, Ford Transit или аналог.При группе более 19 человек предоставляется автобус марки Mercedes, Man, Neoplan, Setra, Yutong, ShenLong или аналог.


Подробности в офисах продаж Сети турагентств «Белка-тур» по адресам:

ул. Батюшкова 7 оф.12 т. 72 00 10, 72 41 55, 72 05 57;

ул. Козленская 3 т. 72 36 66, 72 40 74 (ТЦ «Кристалл»);

ул. Ленинградская 85 т. 51 10 47, 51 10 49 (ТЦ «Золотой ключик»),

ул. Батюшкова, 6, тел.: 72 06 65, 72 05 57 (ТЦ «ШАНТАЛЬ»).

ул.Конева, 14А , тел. 26 50 45, 25 50 44 (ТЦ «Макси)

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт. В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н. Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей. Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было». Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях. В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп. Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного – по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХI веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В Донском монастыре продолжается реставрация исторических памятников. Ход восстановительных работ осмотрели Министр культуры России Владимир Мединский и Мэр Москвы Сергей Собянин.

«Жемчужина Москвы — Донской монастырь — это знаковое место, связанное с историей Москвы, историей страны, со Смутным временем, нашествием Наполеона и многими событиями, происходившими в нашей стране. Его территория в последние годы активно благоустраивается, происходит реставрация памятников. Отрадно, что реставрация многих памятников старины в городе происходит не только за счет федеральных, и региональных средств, но и за счет частных пожертвований. Очень важное, по сути, дело — реставрация всеобщими усилиями исторических объектов», — сказал Сергей Собянин.

Сейчас на территории Донского монастыря идет реставрация двух объектов культурного наследия — духовной семинарии XVIII–XIX веков у западных ворот и бани XVIII века. Работы планируют закончить в этом году. За счет столичного бюджета восстановили 23 надгробия в некрополе Донского монастыря, а летом завершат реставрацию еще семи.

Также было принято решение выделить целевые средства на реставрацию восьми башен и 14 прясел монастырской стены.

«Сделано многое, но предстоит еще немало. Сейчас с владыкой говорили о том, что нужно ускорить реставрацию стен, башен, главного собора, в восстановлении которых будет активно помогать город. И я надеюсь, что по-прежнему и частные инвесторы, будут участвовать в данной работе», — добавил Мэр Москвы.

Донской ставропигиальный мужской монастырь является объектом культурного наследия федерального значения. В его ансамбль входит более 30 архитектурных памятников.

На территории монастыря уже на протяжении нескольких лет реализуется волонтерский проект.

«Десятки увлеченных москвичей добровольно в свободное от работы время занимаются восстановлением башен, чисткой стен, разгребают завалы. Все это они — вставить делают под эгидой опытных реставраторов-кураторов. С этого года волонтерский проект в сфере культуры взят под опеку Министерства культуры, внесен в национальный проект. Мы поддерживаем все волонтерские движения, которые занимаются восстановлением наших памятников культуры, и будем и дальше поддерживать. Призываю всех москвичей вступать в волонтерские отряды», — сказал Министр культуры России Владимир Мединский.

Что уже отреставрировано

Малый собор монастыря был отреставрирован в 2013–2016 годах. Во время работ специалисты раскрыли белокаменный цоколь фасадов храма XVI века. Реставраторы сняли штукатурку со стен, восстановили кирпичную кладку и оконные проемы в четверике храма и приделах, установили новые кованые двери, покрасили стены и своды, а также обновили надгробные плиты.

После завершения всех работ, в 2016 году, проект реставрации Малого собора Донского монастыря был удостоен премии «Московская реставрация».

В 2015 году начались работы в церкви Архангела Михаила. Реставраторы восстановили белокаменный цоколь и кирпичную кладку стен, покрасили фасады, привели в порядок оконные проемы в храме и трапезной, частично заменили деревянные конструкции на крыше.

Специалисты поменяли расколотые доломитовые плиты на полу, отреставрировали интерьеры нижней усыпальницы, монументальную живопись, надмогильные плиты в храме и трапезной, скульптуры, воссоздали иконостас. Все работы завершились в 2017 году.

Также была проведена реставрация двух башен монастыря — квадратной на северной стороне (№ 4) и круглой угловой на северо-востоке (№ 5). До конца этого года восстановят еще две башни — круглую угловую на юго-западе комплекса (№ 11) и квадратную на западной стороне (№ 12). Всего на территории монастыря находится 12 башен.

Кроме того, велась работа по благоустройству территории и прокладке инженерных коммуникаций.

«В настоящее время проводятся серьезные работы по реставрации семинарского корпуса Донской обители. В этом корпусе планируется открыть паломническую гостиницу, потому что, к великому сожалению, у нас нет возможности принимать паломников, нет возможности давать им кров и уют. А также проводится своими силами, силами монастыря, реставрация главного крыльца обители. И уже 1 сентября, в главный престольный праздник монастыря, мы планируем встречать именно здесь, у главного крыльца, нашу святыню — Донскую икону Божией Матери», — рассказал наместник Донского ставропигиального мужского монастыря, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Фома.

Донской монастырь — южный страж Москвы

Донской монастырь был основан по указу царя Федора Иоанновича в память об избавлении Москвы от войск крымского хана Казы-Гирея. Его заложили на месте гуляй-города — полевого лагеря войск Русского царства. Там стояла походная церковь в честь Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери, которой, по преданию, преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Донского и его войско на Куликовскую битву в 1380 году.

Донской монастырь вошел в оборонительное полукольцо монастырей-крепостей. Обитель была задумана как форпост на самой незащищенной в то время Калужской дороге.

Первым каменным собором монастырского комплекса стал собор Донской иконы Божией Матери. Это был храм в виде одноглавого куба с алтарными апсидами и горкой кокошников. Такая конфигурация в будущем стала образцом для храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церквей.

Историки предполагают, что архитектором храма был московский мастер Федор Конь. Именно он возводил стены Белого города. В 1679 году к каменному собору были пристроены трапезная и шатровая колокольня.

Строительство второго собора Донской Иконы Божией Матери, названного впоследствии Большим, пришлось на 1684–1698 годы. В период с 1686-го по 1711-й также возводятся монастырские стены с 12 башнями. Внешне они очень похожи на стены Новодевичьего монастыря.

В XVIII веке архитектурный ансамбль монастыря дополнили другие строения. Над северными воротами появилась надвратная церковь Тихвинской Иконы Божией Матери, над западными была закончена колокольня с церковью Святых Захария и Елисаветы, в юго-западной части построены больница и другие здания.

При советской власти

Монастырь продолжал работать в первые годы советской власти. В 1920-х годах здесь по-прежнему совершались богослужения, но отдельные здания были переданы под советские учреждения и жилье. В 1922–1925 годах здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (в миру — Василий Белавин), Патриарх Московский и всея Руси, подвергшийся травле после Октябрьской революции 1917 года.

К концу 1929 года все монастырские постройки национализировали. Богослужения прекратили, а братию монастыря разогнали и репрессировали. Здания монастыря приспособили под антирелигиозный музей, интернат, фабрику и молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры. Это спасло уникальный ансамбль от разрушения.

К стенам монастыря свозили фрагменты памятников московского зодчества. Среди них — шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревой башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные части бронзового декора разобранной Триумфальной арки. В 1967-м большую часть этих фрагментов вернули на восстановленную арку на Кутузовском проспекте.

В 40-е годы прошлого века Московская патриархия начала постепенно восстанавливать свои права на здания Донского монастыря. В 1948-м ей удалось отстоять у власти Малый собор. В нем сразу оборудовали мироваренную печь. А в 1990 году в ведение патриархии вернулся весь архитектурный ансамбль монастыря.

Сегодня на территории Донского монастыря работают реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», воскресная школа для детей, богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей основ православной культуры.

Уникальный некрополь

Некрополь Донского монастыря является местом упокоения многих выдающихся деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства.

«Донской монастырь уникален тем, что в Москве только на его территории сохранился исторический дворянский некрополь XVIII — начала XX века. Практически все некрополи, находившиеся на территориях других монастырей Москвы, были уничтожены», — сказал председатель научно-методического совета при Мосгорнаследии, руководитель научно-методического совета по возрождению Донского монастыря Андрей Баталов.

При монастыре создавали фамильные церкви-усыпальницы. Так, над могилами князей Зубовых в 1796–1798 годах возвели церковь-ротонду во имя Александра Свирского. Потомки рода Голицыных в 1809 году построили при больнице храм Архангела Михаила. С 1888-го по 1891-й появилась церковь Иоанна Златоуста с усыпальницей Первушиных, созданная в псевдовизантийском стиле. А в 1898 году генерал-майор Терещенко создал фамильную церковь Иоанна Лествичника.

Монастырский некрополь насчитывает более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей. Здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил).

На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века. Здесь сохранилось порядка 20 надгробий представителей видных греческих фамилий, проживавших в Москве и других городах Российской империи.

Кроме того, в обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856), Русско-турецкой (1877–1878) и Первой мировой (1914–1918) войн.

Некоторые художественные надгробия выполнены выдающимися скульпторами Иваном Витали, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским, Гавриилом Замараевым, Иваном Мартосом.

В начале XIX века возле ризницы Большого собора появился некрополь Пушкиных. Здесь похоронены бабушка, дядя и тетки Александра Пушкина. На территории некрополя погребены родственники Александра Сергеевича Грибоедова, мать Ивана Сергеевича Тургенева, бабушка Льва Николаевича Толстого.

В начале XX века с южной стороны обители было заложено новое кладбище. Среди наиболее ранних из сохранившихся захоронений — могила председателя первой Государственной думы Сергея Муромцева. Он умер в 1910 году. Здесь же была погребена дочь Пушкина Мария Гартунг, скончавшаяся в 1919-м.

В годы лихолетья многие могилы сровняли с землей, надгробия варварски распиливали и использовали для мощения дорог. Тем не менее кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после Октябрьской революции 1917 года.

В 1930-е в Донскую обитель свозили уникальные надгробия из разрушенных или закрытых монастырей и храмов Москвы и Подмосковья. Например, надгробие боярина Федора Бяконта, отца святителя Алексия, митрополита Московского, белокаменные резные надгробия из Андроникова монастыря, прекрасный образец барочного надгробия — саркофаг генерал-поручика графа Александра Брюса.

В 2000 году в Донской монастырь перенесли прах писателя Ивана Шмелева и его жены, в 2007 году — останки генерала Владимира Каппеля. В 2005-м здесь захоронили прах генерала Антона Деникина, философа Ивана Ильина. В 2008 году рядом с могилой историка Василия Ключевского был погребен Александр Солженицын.

О реставрации объектов культурного наследия в Москве

Начиная с 2011 года в столице отреставрировали 1296 объектов культурного наследия. Работы на 85 из них завершили в 2019 году. В результате число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,3 раза — с 1325 объектов в 2010-м до 248 в 2018-м.

Среди знаковых объектов, реставрацию которых завершили в 2018 — начале 2019 года, Спасская и Троицкая башни Московского Кремля, Старый государев двор — палаты бояр Романовых на Варварке, павильоны «Космос», «Земледелие» и «Колхозный дом культуры», фонтаны «Золотой колос», «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ, главный вход в Парк Горького.

От дома булгаковской Маргариты до Малого театра: какие знаковые объекты отреставрировали в 2018 году

В 2019 году планируется завершить реставрацию около 200 памятников.

Памятники старины реставрируют благодаря объединенным усилиям Правительства Москвы, Управления делами Президента России, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Минкультуры России и других федеральных органов власти, а также Русской православной церкви и других религиозных организаций, частных инвесторов и меценатов.

Cпас-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере. Он расположен практически в центре Кубенского озера на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из каменистого щебневатого камня, почему издревле и называется «каменным», а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя именуется Спасо-Каменным, или Спас на Каменном. Ледяные горы, окружающие его весной, образуют неприступную крепость. В это время недели на две прекращается всякая связь с сушей.

Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь и монастырь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовню. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени монастырь Спасо-Каменный находился под покровительством белозерских князей, расцвел, сделался многолюдным и благоустроенным, особенно во дни игумена своего Дионисия Грека, который дал этой обители устав святой горы Афонской, где сам принял пострижение. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Петр Великий, не раз проплывавший Кубенским озером.

В средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сел, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме. Монастырь был идеальным местом для заточения опальных церковных деятелей. В частности, сюда сослали «передового старообрядца» Ивана Неронова. Здесь же доживали свои дни полоцкий епископ Арсений Шишка и вице-прокурор Священного Синода Георгий Дашков.

Вся история острова и возникшего на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Добраться до Спас-Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят даже легкую моторную лодку. Зимой встает лед, но и это не самый надежный способ добраться до острова.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спас-Каменного монастыря – женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешенность» нужно было платить – неустанным трудом. В монастыре существовала уникальная система отопления, когда печной дым циркулировал внутри всех стен, согревая все здание. Сохранилось немало рассказов о сюрпризах, которые постоянно преподносила жителям Спас-Каменного природа. Среди них есть почти сказочные. Сообщается, что однажды льды вытеснили из воды и забросили на крышу келий огромный камень весом более пятисот пудов.

Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства Императорским российским обществом спасения на водах была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция. Сначала из-за недостатка средств при действующем монастыре был учрежден всего лишь предохранительный пост. На острове было установлено два маяка. Один – на крыше домика спасательной станции, другой – на крыше двухэтажного корпуса братско-настоятельских келий. Этот маяк был разрушен в 1915 году вынесенными с озера огромными льдинами, проломившими крышу. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. Разрушение монастыря закончили люди. В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приему и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

В 1991 году объект был включен в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин, инженер по образованию. Разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться, во многом благодаря А.Н. Плигину, его семье и всем их добровольным помощникам. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Спас-Каменном, чтобы сберечь хотя бы то, что было уже сделано.

С середины 1999 года областная администрация вновь включила Спасо-Каменный монастырь в план реставрации. На южной стороне острова возле Успенской церкви возвели часовню «об един день» и освятили во имя всех вологодских святых. В июле 2000 года на остров прибыла экспедиция московских реставраторов во главе с С.С. Подъяпольским. Они произвели натурные исследования и обмеры руин Преображенского храма, что стало первым шагом для составления проектно-сметной документации.

Зимой 2004 года Александр умер. Его супруга, Надежда Плигина, решила продолжить дело мужа. Она осталась на острове и возглавила некоммерческое партнерство «Спас-Камень», целью которого является сохранение и восстановление памятника. Труд семейства Плигиных стал примером для многих энтузиастов, которых объединяет стремление сохранить Спас-Каменный. Активную помощь в реставрации оказывают жители села Устье. Поддержку также оказывает и Фонд гражданских инициатив, благодаря которому на остров приезжают многие желающие внести лепту в строительство монастыря.

В 2006 году в соответствии с федеральной программой «Культура России 2006-2011 годы» из федерального бюджета стали выделяться денежные средства на ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса под названием «Теплая трапезная церковь-колокольня во имя Успения Пресвятой Богородицы с братско-настоятельским корпусом». Реставрационные работы велись некоммерческим партнерством «Спас-камень».

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, восстановление колокольни было закончено. Во втором ярусе устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Продолжается восстановление трапезной части комплекса. Восстановлена и освящена трапезная церковь в честь Успения Божией Матери. Ведутся работы по воссозданию братского корпуса.

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», а храмы переданы в пользование подворью. На острове ведутся богослужения, приезжают паломники. Постепенно возрождается духовная жизнь.

С использованием материалов статьи: Котин М. На необитаемом острове // Независимая газета. — 2002. — №3 (2557). — 16 января.

Полезные ссылки

Надежда Плигина: «Восстановление храма – это духовное строительство»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *