Информацию о Священном Синоде Московского Патриархата до 1721 г. или после 1917 г. см. В Священном Синоде Русской Православной Церкви . Информацию о руководящем органе восточно-православной или восточной православной церкви см. В Священном Синоде .

Святейший Синод

Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ

Штаб-квартира Священного Синода Российской Империи в Санкт-Петербурге

Преемник

Священный Синод Русской Православной Церкви (1917-)

Формирование

25 января 1721 г.

Основатель

Петр I России

Растворенный

1918 г.

Тип

Правление

Цель

Высший руководящий орган Русской Православной Церкви

Область

Россия

Членство

10–12

Участники внеочередного заседания Священного Синода 26 июля 1911 года в главном зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской Лавры.

Часть серии о

Восточная Православная Церковь

Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии

Обзор

Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:

Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.

Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.

  • Первые семь Вселенских соборов :
  • Другие вселенские соборы:
  • Другие важные советы:

  • Отцы Церкви
  • Пентархия
  • Византийская империя
  • Христианизация Болгарии
  • Христианизация Киевской Руси
  • Великий раскол
  • Россия
  • Османская империя
  • Северная Америка
  • Московско-константинопольский раскол
    • 15–16 вв.
    • 1996 г.
    • 2018 г.

  • Пасхальный цикл
  • 12 великих праздников
  • Другие застолья:
  • Четыре периода голодания:

Пресвятой Правительствующий Синод ( русский : Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ, Святейший Правительствующий Синод ) был высшим руководящим органом Русской Православной Церкви между 1721 и 1918 (1918, когда Церковь вновь восстановлена в Патриархии ). Юрисдикция Святейшего Синода распространялась на все виды церковных вопросов и на некоторые частично светские вопросы.

Петр I в России учредил Синод 25 января 1721 года в ходе своей церковной реформы . За его созданием последовало упразднение Патриархата. Синод состоял частично из духовных лиц, частично из мирян, назначенных царем . Члены включали митрополитов из Санкт — Петербурга , Москвы и Киева , а также экзархом Грузии . Первоначально Синод состоял из десяти церковных членов, но позже их число изменилось до двенадцати.

4. Отмена патриаршества

Дальше — вопрос об отмене патриаршества. Умирает патриарх Адриан. Это было самое первое время Северной войны, и Петр переписывался по вопросам управления Церковью из лагеря под Нарвой с теми, кто остался в Москве. Не впервые Церковь оставалась без руководителя, надо было подумать, кто станет следующим. Но Петр не видел людей, которые могли бы занять это место. Не то чтобы их не было — ряд архиереев пользовались большим расположением Петра, он чтил их как людей и честных, и достойных. Тех, кто был бы не прочь возглавить Церковь, Петр неплохо знал и понимал, что еще одного Адриана видеть на этом посту он не хочет.

Время шло. И вот, уже после Полтавы, у Петра рождается мысль о том, что надо изменить принцип управления Церковью. Замысел об этой реформе выразился в его работе, совместной с Феофаном, который написал Духовный регламент — документ, положенный в основание реформы. Реформа была проведена в 1721 году — был издан манифест о Духовной Коллегии, которая просуществовала недолго и почти сразу же была заменена Святейшим Синодом с его президентами, вице-президентами и т. д. Наступил период, который мы называем синодальным. Синод — слово чисто латинское, и пустил его в обиход тот же Феофан Прокопович — при том, что он ненавидел католицизм всеми силами своей весьма темпераментной души.

Выбор веры великим князем Владимиром Святославичем. Картина неизвестного художника на стене Андреевской церкви в Киеве

Первая религиозная реформа (пантеон Владимира) — попытка Владимира I в 983 упорядочить языческий пантеон. Причина реформы в том, что местные языческие культы могли служить сепаратистским тенденциям. С объединением славян под началом Киева, укреплением могущества князя потребовался главный бог. Как князь был единственным властителем на земле, так и верховный бог д.б. стать единственным властителем на небе. Необходимо было заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией.

Статуя Перуна

В этом заключалась первая и главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Владимир определил шесть главных богов и поставил им идолы недалеко от собственного терема. Место было превращено в языческое святилище. Пантеон включал Перуна, Хорса, Даждьбога, Сварога, Стрибога, Семаргла, Макошь. Идол Белеса находился отдельно, внизу на Подоле. Просуществовал 8 лет. Главным идолом считался «княжеский» бог Перун — божество огня, грозы, молнии, войны.

Выбор Веры князем Владимиром. Филатов

В литературе расценивается как языческая реформа; её причины, сущность и последствия являются предметом многолетних дискуссий (модернизация язычества, так называемая двойная реформа, шаг к христианству и др.). Примечательно, что пантеон не предусматривал божества для скандинавско-германского компонента дружины Владимира, что рассматривается как свидетельство его небольшого удельного веса. Поклонение др.богам каралось. Однако, первая религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир.

Владимир и икона Владимирской Богоматери

Новые представления о старых богах не усваивались населением. Для создания единого пантеона славянских божеств требовалось длительное время. М.тем язычество уже не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду.

Великий князь Владимир выбирает веру. Иван Эггинк (1787-1867)

После удачного похода 985 на волжских болгар и хазар, на киевских холмах Владимир совершил жертвоприношение Перуну. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Бог Булгарское царство Вера Византийская империя Война Государство Идол Каган Киев Князь Личность Модернизация Народность Пантеон восточнославянских богов Подол Реформа Святилище Сепаратизм Славяне Собственность Стрибог Терем Хазары Христианство Язычество Владимир I 983 985

читайте также статьи Реформы Петра I – таблица и Внешняя политика Петра I – таблица. Общая хронология петровских преобразований дана в статье История реформ Петра I по датам. Деятельности других великих русских реформаторов посвящены материалы Реформы Александра II – кратко и Столыпин Пётр Аркадьевич – краткая биография

Социальные (сословные) реформы Петра I – кратко

В результате социальных реформ Петра I сильно изменилось положение трёх главных русских сословий – дворян, крестьян и городских жителей.

Служилое сословие, дворяне, после реформ Петра I стали исполнять воинскую повинность не с набираемыми ими самими местными ополчениями, а в регулярных полках. Службу дворяне теперь (в теории) начинали с тех же нижних чинов, что и простонародье. Выходцы из недворянских сословий наравне с дворянами могли дослуживаться до самых высоких званий. Порядок прохождения служебных степеней определялся со времён реформ Петра I уже не родовитостью и не обычаями вроде местничества, а изданной в 1722 «Табелью о рангах». Она установила 14 чинов армейской и штатской службы.

Для подготовки к службе Петр I ещё и обязал дворян проходить первоначальное обучение грамоте, цифири и геометрии. Дворянин, не выдержавший установленного экзамена, лишался права жениться и получать офицерский чин.

Надо отметить, что помещичье сословие и после реформ Петра I всё же имело довольно важные служебные преимущество перед людьми незнатными. Поступавшие на военную службу дворяне, как правило, причислялись не к обычным армейским полкам, а к привилегированным гвардейским – Преображенскому и Семеновскому, квартировавшим в Петербурге.

Главнейшая перемена в социальном положении крестьян была связана с податной реформой Петра I. Она была проведена в 1718 г. и заменила прежний подворный (с каждого крестьянского двора) способ налогообложения подушным (с души). По результатам переписи 1718 вводилась подушная подать.

Эта чисто финансовая, на первый взгляд, реформа имела, однако, и важное социальное содержание. Новую подушную подать было велено одинаково взимать не только с крестьян, но и с прежде не плативших государственных налогов частновладельческих холопов. Это предписание Петра I сблизило социальное положение крестьянства с бесправным холопским. Оно предопределило эволюцию взгляда на крепостных к концу XVIII века не как на государевых тяглых людей (которыми они считались раньше), а как на полных господских рабов.

Города: реформы Петра I имели целью устроить городское управление по европейским образцам. В 1699 Петр I предоставил русским городам право самоуправления в лице выборных бурмистров, которые должны были составлять ратушу. Горожане теперь разделялись на «регулярных» и «нерегулярных», а также на гильдии и цехи по роду занятий. К концу правления Петра I ратуши были преобразованы в магистраты, которые имели больше прав, нежели ратуши, но избирались менее демократичным способом – лишь из «первостатейных» граждан. Во главе всех магистратов стоял (с 1720) столичный Главный магистрат, считавшийся особой коллегией.

Подробнее – см. в статьях Социальные реформы Петра I, Дворяне при Петре I, Крестьяне при Петре I, Города при Петре I, Основание Петербурга.

Петр I. Портрет кисти П. Делароша, 1838

Военная реформа Петра I – кратко

Уже при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче в российской армии появилось немало регулярных полков нового строя. Но тогда большая часть их состава набиралась время от времени, на срок боевых действий и распускалась после их окончания. До военной реформы Петра I солдаты таких полков совмещали службу с торговлей, ремеслом и другими подобными занятиями. Жили они, как правило, с семьями.

В результате военной реформы Петра I роль регулярных полков ещё возросла. Дворянские ополчения исчезли окончательно. Армии стали постоянными и не распускались после военных кампаний. Нижние их чины теперь не вербовались время от времени из наёмных добровольцев, а пополнялись планомерно набираемыми в определённые сроки рекрутами из податных сословий. Солдаты войск Петра I полностью отрывались от семей и всяких иных занятий, кроме военного.

Казачество до Петра I было «вольным союзником» Московского государства, служившим по временным договорам, но после усмирения Булавинского бунта и на него была наложена обязанность поставлять чётко установленное количество войск.

Петром I был создан большой флот: 48 кораблей и до 800 галер с 28 тысячами экипажа. В регулярных полках к концу царствования Петра числилось по итогам военной реформы до 212 тысяч солдат.

Подробнее – см. в статьях Военная реформа Петра I, Войска Петра I

Административные и государственные реформы Петра I – кратко

Боярская дума при Петре I окончательно потеряла значение органа влиятельной высшей аристократии. Петр решал все дела с узким кругом приближённых – в большинстве­ незнатных выходцев и даже иностранцев. Рухнула и система прежних многочисленных, малоупорядоченных приказов. Перестало существовать губное самоуправление городов и волостей.

Одной из важнейших административных реформ Петра I было учреждение в 1711 нового высшего государственного органа – Правительствующего Сената. Члены Сената назначались государём, а не получали право заседать там благодаря родовитости своих фамилий. Сенат поначалу считался чисто распорядительным учреждением, без законодательной функции. Назначаемый царём же генерал-прокурор вёл надзор за его работой. Множество прокуроров и фискалов при Петре I ревизовало административные органы на всех уровнях.

Бывшие московские приказы реформой 1718 г. были заменены 12-ю коллегиями по шведскому образцу. Каждая из них ведала свой круг дел: военная, морская, иностранных дел, доходов, расходов, финансового контроля, торговли, добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, юстиции плюс городская коллегия (Главный Магистрат) и церковная (Святейший Синод). Отличие созданных реформой Петра I коллегий от позднейших министерств состояло в том, что в первых практиковалось коллегиальное обсуждение дел их членами, а не единоличное руководство министром.

Ещё одна административная реформа Петра I разделила Россию на губернии (вначале восемь), которые в свою очередь дробились на провинции, а те – на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, провинции и уезды – воеводы (или коменданты). При воеводах во времена Петра I состояли выборные органы от дворян – ландраты и земские комиссары.

Важной государственной реформой стал и закон Петра I о престолонаследии (1722). Им была отменена привычная очерёдность замещения трона внутри династии. Действующий государь отныне мог сам избрать себе преемником кого угодно.

Подробнее – см. в статьях Реформы управления при Петре I, Административная реформа Петра I, Сенат Петра I, Коллегии при Петре I, Местное управление при Петре I, Администрация Петра I – система и иерархия

Финансовые реформы Петра I – кратко

Во время Северной войны Петром I постоянно поднимались косвенные налоги, вводилось множество новых (на бороды, бани, дубовые гробы, гербовую бумагу и т. п.), чеканилась «облегчённая» монета. В результате всех этих мер доходы казны значительно выросли. Была введена и особая финансовая должность прибыльщиков, которые указывали Петру I на новые возможные источники обложения.

В конце царствования Петра I была кардинально преобразована и система прямых налогов: прежнюю подворную подать заменили подушной. Эта финансовая реформа имела и широкие социальные последствия – см. об этом выше.

Подробнее – см. в статьях Податные реформы Петра I, Финансовые и экономические реформы Петра I

Экономические реформы Петра I – кратко

Подобно большинству европейских деятелей второй половины XVII – начала XVIII века Петр I следовал в экономической политике принципам меркантилизма. Применяя их к жизни, он всячески старался развивать промышленность, строил заводы на государственные средства, путём широких льгот поощрял такое строительство частными предпринимателями, приписывал к фабрикам и мануфактурам крепостных крестьян. К концу царствования Петра I в России было уже 233 завода.

Во внешней торговле меркантилистская политика Петра I привела к строгому протекционизму (вводились высокие пошлины на ввозные изделия, чтобы помешать им конкурировать с российскими продуктами). Широко применялось государственное регулирование экономики. Петр I способствовал прокладке каналов, дорог и других путей сообщения, разведке полезных ископаемых. Мощный толчок российской экономике дала разработка минеральных богатств Урала.

Подробнее – см. в статьях Финансовые и экономические реформы Петра I, Промышленность и торговля при Петре I

Церковная реформа Петра I – кратко

В результате церковной реформы Петра I русская церковь, прежде довольно самостоятельная, стала в полную зависимость от государства. После смерти патриарха Адриана (1700) царь предписал не избирать нового патриарха, и российское духовенство потом не имело его до собора 1917. Вместо этого царём был назначен «местоблюститель патриаршего престола» – украинец Стефан Яворский.

Такое «неопределённое» положение дел сохранялось, пока в 1721 не была проведена окончательная реформа церковного управления, разработанная при деятельном участии Феофана Прокоповича. По этой церковной реформе Петра I патриаршество было окончательно упразднено и заменено «духовной коллегией» – Святейшим Синодом. Её членов не избирало духовенство, а назначал царь – церковь теперь уже и законодательно стала в полную зависимость от светской власти.

В 1701 земельные владения церкви были переданы в управление светского Монастырского приказа. После синодальной реформы 1721 их формально возвратили клиру, но так как последний теперь всецело подчинился государству, этот возврат не имел большого значения. Под строгий государственный контроль Петр I поставил и монастыри.

Подробнее – см. в статьях Церковная реформа Петра I, Петр I и церковь.

Реформы Петра I в области культуры, науки и просвещения – кратко

Сразу по возвращении из заграничного путешествия (1698) Петр I стал резать бороды боярам и дворянам и вводить для них западную одежду, чтобы придать высшему сословию России европейский облик.

Петр I стремился распространить в России полезные познания – преимущественно технические и практические, а не гуманитарные. Его культурные реформы выразились в основании ряда школ для преподавания иностранных языков, математики, морского и инженерного дела. На русский язык переводилась западная научная литература.

Старое усложнённое церковнославянское письмо было заменено (1708) более простой «гражданской азбукой». При Петре I стала издаваться первая общедоступная русская газета – «Московские ведомости» (с 1703). В конце своего правления Петр I сделал попытку (1724) учредить в России Академию наук, которая, однако, вскоре закрылась.

Петр I внедрял в России и бытовые европейские обычаи. В среде дворян распространились «ассамблеи» (светские приёмы) чисто светского характера. Проводились шумные публичные празднества на западный манер. Пропагандировалось более свободное, чем в Московской Руси, положение женщины.

Подробнее – см. в статьях Культура и просвещение при Петре I, Влияние реформ Петра I на развитие русской культуры и просвещения.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *