Сегодня появилось большое количество иконописных школ и художников, которые профессионально занимаются иконописью. Этот вид искусства – один из самых активно развивающихся. Однако многие ценители церковной эстетики отмечают, что среди создаваемых молитвенных образов очень мало икон, которые по своему художественному уровню можно было бы сопоставить с образами времен Древней Руси и Византии. В чем же причина этого явления?

Проблемы богословского характера

Иконы в Древней Руси занимали центральное место в храмовом искусстве. В них отражалась Божественная Красота – запечатлевался Образ Бога, а все мирское и земное оставалось за пределами образа.

Искусство иконописи в древности подчинялось четким и ясным критериям, которые были выработаны святыми отцами Церкви. Именно канон позволяет запечатлеть Образ Бога, не давая превратить икону в картину или портрет. И дает возможность донести Образ Божий до каждого верующего в неискаженном виде.

А что происходит сегодня? Чаще всего произведения современных иконописцев оценивают по критериям живописи на религиозную тему, рассуждая о композиции, колорите и индивидуальном видении живописца. И художнику, чей профессионализм формировался в условиях расцерковленной живописи, крайне сложно отказаться от творческой индивидуальности и творить в соответствии с каноническими требованиями православной живописи.

Но допустимо ли, чтобы в иконе отражалось личное видение художника? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный, поскольку верующий хочет видеть в иконописном изображении именно подлинный Образ Божий. И поэтому для иконописца важно не добиваться самовыражения, а создать Святой Лик в строгом соответствии со святоотеческими канонами, без примеси личного видения. И это еще одна причина, почему на древних иконах вы не найдете имени живописца. Там, где властвует Дух, не место личному «я» художника.

Сегодня практически отсутствуют школы русского канонического церковного искусства. И это является одной из главных проблем современности. Фактически, художникам негде изучать значение канонов, а это приводит к невозможности осмыслить старинные иконографии и постичь художественные приемы. А в результате иконопись во многих случаях сводится к банальному «срисовыванию» древних образов. Причем зачастую копирование ведется без коррекции композиции, не говоря уже о внутреннем смысле.

Проблемы технического мастерства

Еще одна проблема современной иконописи состоит в том, что сегодня в храмах часто встречаются иконы, написанные мастерами-самоучками. Отсутствие понимания сложной системы религиозной живописи нередко приводит к тому, что созданные образы больше похожи на плакаты.

Главная идея иконописи состоит в явлении Образа Бога через материальные предметы, в данном случае иконы. Для этого используется специальная «санкирная» техника. От обычной светской живописи она отличается тем, что раскрытие образа начинается с самых темных оттенков, на которые постепенно накладывается белый цвет.

Если обычные картины пишутся быстро и обобщенно, то иконы создаются долго и с особой тщательностью. Огромное значение имеет прорисовка изображений в соответствии с канонами, поскольку на них ложится основная художественная нагрузка. И любой промах в линейном рисунке будет виден сразу же, поэтому иконописцу нельзя торопиться.

Краски промышленного производства, сделанные на основе химических компонентов, не слишком подходят для создания Образа Божьего. Они не позволяют получить нужную глубину и прозрачность оттенков, которые и придают иконописным образам особое сияние. И поэтому настоящие иконописцы и в наши дни растирают для получения красок природные минералы, смешивая их с яичной эмульсией, как это делалось столетия назад.

Невысокий художественный уровень

Отсутствие художественного мастерства и знаний канонов – бич современной иконописи. Самодеятельные иконописцы зачастую руководствуются религиозным тщеславием и крайне нетерпимо относятся к критике. Не владея искусством канонической живописи, они даже пробуют «улучшать» древние иконографии и вносить в них новые, ненужные детали, что является грубыми каноническими нарушениями.

Ирина Языкова: Понимают ли современные иконописцы смысл иконы?

Без сомнения, сегодня есть и настоящие мастера иконописи, которые создают иконы, сравнимые с древними образами. Их творческий уровень и является той планкой, к которой должны стремиться все иконописные школы.

Назад в список

И трепет в ней, и сила вдохновенья!
Пред ликом сердце в сладостном огне…
Икона – человечьих рук творенье –
Запечатлела дух на полотне

Л. Голубицкая-Басс

Феофан Грек (около 1340 — около 1410)

Родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет расписывал храмы Константинополя, Халкидона, Галаты, Кафы, Смирны.

Но всемирную славу Феофану принесли иконы, фрески и росписи, сделанные именно на Руси.
Первая и единственная полностью сохранившаяся его работа – это роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде.

Преподобный Макарий Великий, фреска из храма Спаса Преображения на Ильине улице, г.Великий Новгород

Даниил Черный (около 1350 — около 1428)

Учитель и наставник Андрея Рублева. Оставил после себя богатое наследие фресок, мозаик, икон, наиболее известными из которых являются «Лоно Авраамово» и «Иоанн Предтеча» (Успенский собор г.Владимира), а также «Богоматерь» и «Апостол Павел» (Троице-Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад Московская обл.).

Кстати, то что Даниил работал всегда в соавторстве с Андреем Рублевым, создает проблему разделения творчества двух художников.

 

Фреска "Лоно Авраамово". Успенский собор, г.

Выставка современных иконописцев открылась в Москве

Владимир

Андрей Рублев (около 1360 — около 1428)

Известный на весь мир русский иконописец, монах-художник, причисленный к лику святых. На протяжении сотен лет является символом подлинного величия русского иконописного искусства.

Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году.

Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века.

Фреска "Спас нерукотворный", Спасский собор Андроникова монастыря, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Дионисий (около 1440 — 1502)

Московский иконописец и изограф конца 15 — начала 16 веков.

Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (15 век).

Отдельного упоминания заслуживает работа Дионисия на севере России: около 1481 года им были написаны иконы для Спасо-каменного и Павлово-Обнорского монастырей под Вологдой, а в 1502 году — совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием — фрески для Ферапонтова монастыря на Белоозере.

Икона Преподобного Димитрия Прилуцкого, Ферапонтов монастырь, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Архангельская область.

Гурий Никитин (1620 — 1691)

Костромской мастер русской стенописи 17 века.

Под его руководством был выполнен самый значительный ансамбль русской фресковой живописи того столетия — росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Гурий Никитин принимает участие в работах по росписи Архангельского собора Московского Кремля – кисти Никитина принадлежат изображения воинов-мучеников на столбах, а также отдельные части монументальной композиции «Страшный суд». Спустя 2 года Никитин пишет 4 иконы для московской церкви Григория Неокессарийского.

"Песнь песней" Царя Соломона. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в г.Кострома

Симон Ушаков (1626 — 1686)

Фаворит царя Алексея Михайловича, любимый и единственный иконописец первых лиц государства.

Симон Ушаков в определенном смысле обозначил своим творчеством начало процесса “обмирщения” церковного искусства. Выполняя заказы царя и патриарха, царских детей, бояр и других важных персон, Ушаков написал более 50 икон, ознаменовав начало нового, «ушаковского» периода русской иконописи.

Икона "Тайная вечеря" Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, Московская область

Феодор Зубов (около 1647 — 1689)

Зубов старался объединить лучшие достижения иконописи XVII века с достижениями более древних традиций.

Как и Симон Ушаков, он работал при царском дворе и был одним из пяти «жалованных иконописцев». Проработав в столице больше 40 лет, Федор Зубов написал огромное количество икон, среди которых были изображения Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, пророка Илии, святителя Николая и многих других святых.

Икона "Богоматерь всех скорбящих радость". Иконописная мастерская Оружейной палаты, г.Москва.

Современная иконопись

Техника иконописи со времен Андрея Рублева практически не изменилась. Как и в древности, деревянную доску сейчас покрывают особым составом, приготовленным на рыбьем клею, краски также делают из природных материалов. Красная краска – это растертая киноварь, золотая – сусальное золото, для зеленой используют минерал малахит. Современные художники сами готовят краску: растирают минерал в порошок и добавляют в него яичный желток, чтобы получилась темпера.

Нынешним изографам иногда приходится пользоваться материалами и средствами, о которых в старинных руководствах ничего не сказано. Однако это отступление от традиций простительно, главное, чтобы иконописец не отступал от установленной структуры иконы, не нарушал последовательности построения священного образа, ведь своеобразие иконописного изображения и приемы его выражения не являются случайными, они следуют из внутренней сущности иконы.

После 1917 года многовековая иконописная традиция в России была прервана. До революции самые известные живописцы почитали за честь, когда их приглашали стать дизайнерами храмовых интерьеров. Например, В. М. Васнецов, автор знаменитых «Богатырей» и «Аленушки», в 1885–1896 годах создавал росписи Владимирского собора в Киеве. В советские времена подобная деятельность живописцев стала противозаконной. Церквей осталось мало, и художникам было позволено лишь реставрировать старые иконы или монументальные росписи, но не создавать новые произведения религиозного искусства.

В настоящее время Церкви возвращают закрытые в советский период храмы, строятся новые. Для них нужны иконы, выполненные в церковных традициях. Появилось немало художников-иконописцев, открываются иконописные школы самого разного профессионального уровня. Растет количество написанных современными художниками икон и росписей. И все же исследователи, занимающиеся иконами, утверждают, что, хотя икона «возвращается», говорить о возрождении иконописи в России пока еще преждевременно.

Несмотря на то что большинство современных художников в своей работе ориентируются на сложившуюся в течение многих столетий каноническую традицию, их произведения далеки от икон, созданных древними мастерами. И дело не в том, что эти иконы «намоленные», и не в том, что они старинные, а значит, очень ценные. Да, их почитали и любили многие поколения русских людей, и это придало им качества, которых нет у творений, написанных даже самыми талантливыми нынешними иконописцами. Старые и новые иконы различаются не только техникой исполнения. В наше время издано немало научных трудов о технологии старинной религиозной живописи, и с ней хорошо знакомы современные живописцы. Они знают все технические приемы и «хитрости» древних мастеров, они способны в точности скопировать древний образ – и только. Следует сказать, что средневековые иконописцы, даже создавая списки с самых почитаемых святынь, редко копировали их так точно, как это делают наши современники. При всем своем техническом мастерстве, знаниях, профессионализме, опыте и таланте нынешние живописцы, обращающиеся к иконе, так и не создали ничего, что можно было бы поставить рядом с работами Андрея Рублева или Дионисия. По мнению исследователей, проблема кроется в разном отношении к иконе наших современников и средневековых людей. По-разному понимается содержание иконного образа, его цели и задачи.

Современная иконопись так и застынет на стадии копирования или стилизации, если художники не попытаются перенять древнюю традицию, углубившись в ее богословские и мировоззренческие основы. Внешние проявления иконы (изобразительные средства, технические приемы, стиль, манера письма и т. д.) необходимо изучать, исходя из внутреннего содержания иконописной традиции.

Средневековый человек, соприкасаясь с иконописным изображением, испытывал мистическое чувство соединения земного и небесного, которое воспринималось им как объективная реальность. Главной предпосылкой работы иконописца в прошлом было реальное присутствие первообраза в создаваемом им иконном образе. Художественные методы и богословские задачи для средневекового живописца были неразрывно связаны.

Современные иконы

Конечно же, личный духовный опыт художника отображался в иконе, однако он преломляется в опыте Церкви. Ни Феофан Грек, ни Андрей Рублев, которые были людьми глубокой духовной жизни, не писали «от себя», именно поэтому их иконы укоренены в Церковном Предании, куда включен весь долгий опыт Православной церкви.

Великие иконописцы прошлого были созерцателями и мистиками. Иосиф Волоцкий писал о Данииле Черном и Андрее Рублеве, что «пресловущии иконописцы Даниил и ученик его Андрей… толику добродетель имуще, и толико потщание о постничестве и о иноческом жительстве, якоже им божественныя благодати сподобитися и толико в божественную любовь предуспети, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль взносити к невещественному и божественному свету… на самый праздник светлого Воскресения на седалищах седяща и пред собою имуща всечестныя и божественные иконы, и на тех неуклонно зряща, божественныя радости и светлости исполняхуся, и не точию на той день тако творяху, но и в прочая дни, егда живописательству не прилежаху».

В наше время мистическое чувство, интуиция и созерцательность уступили место рациональному, эстетическому отношению к иконе. Современный изограф не способен созерцать Божественный свет, присутствие первообраза в иконном образе для него есть понятие отвлеченное, никак не сказывающееся на его работе. Именно поэтому иконы, выходящие из рук многих нынешних живописцев, несмотря на отличную технику исполнения, кажутся холодными, безжизненными, схематичными. Художники просто не понимают, что они делают и зачем. В результате о появлении в иконописном искусстве нового Рублева не приходится даже мечтать, зато в нашу жизнь вошли образа, которые некоторые искусствоведы называют «гламурными иконами», «иконами с Рублевки».

И богословы, и искусствоведы едины во мнении: истинное возрождение иконописных традиций в наше время невозможно без серьезного образования художников. Чтобы избежать бездушного копирования и стилизации, иконописец должен получить не только художественные, но и богословские и историко-искусствоведческие знания.

Значительную роль в настоящем возрождении иконы могли бы сыграть и иерархи Церкви, которые пока этой проблемой почему-то мало интересуются. Священники во многих новых храмах стараются поместить в них как можно больше икон, а верующие – обойти как можно больше образов и поставить свечку перед каждым, что вовсе не приводит к настоящему молитвенному общению.

Технический прогресс не обходит стороной и искусство, и это характерно не только для нашего времени. В XIX столетии полиграфические методы создания иконописных изображений стали вытеснять живописные, так как оказались дешевле последних. В открывшихся в городах типографиях начали выпускать иконы на бумаге и даже на металле, и стоили они дешевле, чем те, над которыми трудились художники. Подобная продукция стала заполнять иконные лавки, и целые села, традиционно занимавшиеся иконописью, начали нищать. И все же живописная икона продолжает жить, потому что никакие машины и роботы не способны вытеснить из нашей жизни живое человеческое творчество.

И конечно же, для того чтобы иконопись стала подлинной, очень важно возрождение полноты церковной жизни. До тех пор пока это не произойдет, вместо настоящих иконных образов люди будут даже в храмах видеть произведения, имитирующие иконы, или выполненные художниками репродукции с наиболее известных и чтимых святынь.

Вы прочитали ознакомительный фрагмент! Если книга Вас заинтересовала, вы можете купить полную версию книгу и продолжить увлекательное чтение.

Полный текст книги купить и скачать за 45.00 руб.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *