Один старец сказал: «Хороших и благочестивых священников много, но правильно руководить духовной жизнью человека может один из тысячи — это особый дар Божий».
Автор советов и наставлений, собранных в нашем издании, отец Валентин (Мордасов) (1998 г.) был именно таким духовником. Все свое свободное от Богослужения время он посвящал пастве. Как к неиссякаемому источнику к нему тянулись страждущие, ищущие духовного вразумления или просто жизненного совета, люди.
Наряду со сложными сугубо личными вопросами, у прихожан и паломников часто возникали вопросы, которые условно можно было бы озаглавить: «Как жить по-христиански?», «Как спастись» или «Что хорошо знать верующему» и т. п. Таковых вопросов было великое множество, и отец Валентин благословил записывать ответы на некоторые наиболее интересные и нужные из них. Батюшка редко говорил что-либо от себя, все его советы основывались на святоотеческом учении. Только те вопросы, которые не имели разъяснения в церковных книгах с величайшей осторожностью он решал, опираясь на свой огромный духовный опыт и молитву.
Отличаясь большим человеколюбием, отец Валентин не стремился, однако, угодить никому, кроме Бога. Он считал, что угождение человеку часто заставляет погрешать против Истины. Поэтому не надо смущаться, если некоторые из его советов покажутся трудновыполнимыми или неправильными. Наша гордость побуждает нас совопросничать, то есть отвечать на предельно ясный ответ новым вопросом. Если идти этим путем, то даже самый полезный совет станет безполезен.
Лучше вспомним, что правда Божия часто неудобна для человеческой немощи и что надо суметь принять горькое лекарство, увидеть свою греховность и подвигнуть свое испорченное существо к покаянию и смирению. Незнание греха не освобождает от ответственности за него, знание — побуждает к борьбе с ним.
Многолетний пастырский опыт отца Валентина, осознание им огромной ответственности за данные советы перед Богом, постоянное молитвенное возношение к Богу о ниспослании духовной рассудительности дают нам возможность надеяться, что его советы, наиболее полно представленные в этой книге, будут весьма полезны для многих и многих верующих.

Профессий в мире множество. Хочешь быть военным – пожалуйста. Желаешь попробовать себя в туристическом бизнесе? Милости просим! Даже о космонавтике и астрономии сейчас немногие мечтают — все знают, куда нужно поступать и сколько нужно для этого учиться. Казалось бы, все барьеры сняты. Но у православных христиан есть свои, моральные, ограничения. Какие профессии «православные», а какие — не подходят для верующего человека? Чем руководствоваться при выборе жизненного пути? Как не разочароваться в своей профессии? Об этом нам рассказал настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла игумен Нектарий (Морозов):

Врач

— Начнем с главного вопроса, который интересует многих наших читателей. Какие профессии принято считать православными, а какие — нет?

— Я поставил бы вопрос иначе: какие профессии приносят душе человека пользу, а какие вред? Какая работа приемлема для православного человека, а какая нет? Святые отцы говорили, что по отношению к спасению души все дела и вещи можно поделить на три категории: душеполезные, душевредные и средние. Понятно, что душеполезные приносят пользу, душевредные — вред. Между этими категориями есть достаточно много средних дел, которые сами по себе ни полезны, ни вредны, но при определенных обстоятельствах могут принести пользу или вред душе. Не будем здесь приводить полный список профессий полезных, средних и безусловно вредных. Но определенные примеры для тех, кто выбирает жизненную дорогу — впервые или в очередной раз — конечно, дадим. С моей точки зрения, как священника, полезными являются профессии, сегодня не самые популярные и не самые высокооплачиваемые. Учитель, преподаватель вуза — они много могут дать молодежи, только начинающей свой жизненный путь, дать правильные ориентиры. Врач — понятно почему, это профессия, смысл которой заключается в службе другим людям. Ведь и медицинскую помощь можно оказать по-разному. Даже дефицит медикаментов — что при нынешней ситуации в здравоохранении, к сожалению, не исключение — можно восполнить человеческим участием и вниманием. Для больного это порой не менее значимо, чем своевременно введенное дорогое лекарство.

— Знакомые многим примеры. Врач, спасатель МЧС всегда на передовой — на поле битвы за человеческие жизни. А как же другие сферы деятельности, отвечающие высоким моральным запросам?

— Есть масса других профессий, которые для верующего человека превращаются в поприще ежедневного, неприметного подвига. К примеру, дворник — казалось бы, работа не очень заметная и не особенно важная. Идут по улице прохожие, скользят по льду зимой, вязнут в грязи осенью. Настроение, понятно, плохое, люди злые, раздраженные. А убрано на улице, чисто — и душа прохожего радуется. Вот вам и «высокая миссия» дворника. На любом месте можно Богу угодить.

А есть, к примеру, такая популярная сегодня профессия, как «специалист в области шоу-бизнеса». Можно ли, занимаясь этим делом, угождать Богу? Очень в этом сомневаюсь. Шоу-бизнес построен на потакании самым низменным страстям, на их взращивании в человеке. По сути, это бесовская деятельность. Я не говорю, что все люди, которые этим заняты, это бесы в человеческом обличье — нельзя всех стричь под одну гребенку. Но, тем не менее, эта профессия разрушает душу человека.

Есть профессии третьей категории. Возьмем работу продавца или кассира — среднюю, без уклона в ту или другую сторону. Сколько людей через них проходит за день! Вот здесь важно улыбнуться покупателю, помочь выбрать товар, не обвесить. И уставший за день на своей работе человек уходит в приподнятом настроении. И, наоборот, продавец не должен выплескивать накопившуюся агрессию на покупателя, который в его бедах не виноват, быть вежливым. И таких примеров — масса.

— Чем руководствоваться человеку при выборе профессии?

Учитель

— Я убежден, что при выборе профессии основной фактор — вопрос призвания. Потому что, когда человек занимается тем, что ему не интересно, более того — скучно, он устает. В его трудовой деятельности нет никакого движения вперед, никакого прогресса. Наоборот, имеет место деградация. Жить ему становится все скучнее, все нестерпимее…

С другой стороны, будем объективны, человеку не всегда удается реализоваться в жизни, найти, что называется, свое призвание. Для этого могут быть совершенно разные препятствия — социальное окружение, элементарная невозможность получить специальное образование. В конце концов, необходимость кормить семью. Как поступить в такой ситуации человеку верующему? Принять это со смирением, как волю Божию и научиться любить ту работу, которую Господь послал. Потому что любая работа, в идеале, должна приносить пользу людям, пусть и небольшую, и быть некоей школой христианской жизни. Почему? Потому, что где бы человек ни работал, он рано или поздно сталкивается с определенными ситуациями, которые становятся для него испытанием — на верность Богу, на мужество, на твердость в вере. Таким образом, с точки зрения христианина, любая работа является своего рода путем духовного роста. Хотя есть такие профессии, и мы об этом говорили, занимаясь которыми о духовном возрастании говорить очень сложно.

— Есть ли универсальная формула, которая безошибочно поможет молодым людям при выборе профессии? Как разобраться в себе, чтобы не ошибиться при выборе жизненного пути?

— Выбор профессии не может происходить как-то одномоментно. Все важное в жизни человека совершается с определенной, хотя и не всегда заметной, постепенностью. Как человек становился мучеником или, наоборот, отступником от Христа? — Была жизнь, которая предшествовала моменту испытания. И в самый этот момент как бы подводился итог всему, что было прежде, все суммировалось в одно мгновение, и человек совершал свой выбор. Примерно то же и с выбором жизненного пути. Если человек живет осознанно и ответственно, то и к вопросу о профессии он подходит так же, и потом уже не испытывает сомнений в правильности избранной дороги.

— То есть все спонтанные решения — в данном случае — решения, как минимум, безответственные?

— Нет, не всегда. Спонтанность бывает двух родов. Спонтанность, порожденная безответственностью, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

Другое дело — некая кажущаяся легкость принятия решений. На самом деле, это решение давным-давно было «принято», оставалось только, что называется, взять его с полки и пустить в дело.

Продавец

— Есть два вида людей. Одни с легкостью меняют сферы деятельности, переходя из водителей в осветители, из осветителей в продавцы, из продавцов в писатели. Другие же мучительно долго принимают решение, опасаясь сорваться с насиженного места. Есть ли этому объяснение?

— Здесь нужно смотреть на душевное устроение конкретного человека и на те жизненные обстоятельства, в которых он находится. Есть люди, которые живут подобно бабочкам, порхающим с цветка на цветок. Они и профессии меняют с соответствующей легкостью.

Но бывает и так, что в один прекрасный день человек понимает, что на этом поприще он себя исчерпал, дальше расти просто некуда. И не то чтобы он лихорадочно ищет, куда бы себя деть. Нет — Господь ему что-то предлагает, а человек принимает с благодарностью. И, действительно, может порой перейти из сварщиков в осветители, а потом, к примеру, стать и писателем! Но не потому, что он просто решил попытать счастья, а потому, что почувствовал вдруг, что ему есть чем поделиться с другими людьми.

Тут можно привести интересную аналогию с монашеской жизнью. Считается, что нехорошо для монаха переходить из монастыря в монастырь — в идеале он должен умереть в той обители, в которую пришел в начале иноческого пути. Вместе с тем есть немало примеров, когда святые переходили из монастыря в монастырь. Но каждый раз это было обусловлено промыслом Божиим. Они не искали, где легче жить и меньше работы, а искали большей духовной пользы. И это искание, опять-таки, не было каким-то поверхностным, легкомысленным, оно было глубоко обдуманным, выстраданным. А бывает, когда человек бегает из монастыря в монастырь потому, что тут что-то нехорошо, там что-то не устраивает. То же самое в отношении работы — один человек уходит на другое место потому, что это оправдано и правильно, другой мечется потому, что ему все везде не так.

Нельзя упускать из виду и реалии нашего времени. К примеру, НИИ, в котором работает сотрудник, пришел в запустение. Раньше здесь двигали науку, а теперь платят гроши, работы серьезной нет. Какой смысл там оставаться, если есть только минимальная ставка и иллюзия работы? Конечно, оттуда надо уходить и искать что-то другое. Однако если есть что сохранять и сберегать, есть высшая цель — надо оставаться. Весь вопрос не в том, какие решения человек принимает, а что в основе этих решений лежит.

— А как же категория «трудных на подъем»?

— Вернемся к людям из второй категории — к тем, кто с большим трудом меняет работу. Это происходит еще и потому, что человек любит свою работу, предан своему делу. Сейчас это встречается реже, чем, скажем, в девяностые годы прошлого века. Возьмем, к примеру, правоохранительные органы и судебную систему. Немало было в «органах» людей, которые честно работали, не брали взяток, не выбивали пытками признательные показания, чтобы выполнить план по задержаниям и раскрытию уголовных дел. Они держались, несмотря на свое бессилие в борьбе с порочной системой. Такие люди были во многих профессиях, они иногда и сейчас встречаются. И порой такие люди приходили и говорили: «Я не могу противостоять творящемуся беззаконию, от меня очень мало пользы. Уходить мне или оставаться?» Я, как священник, всегда советовал — если есть силы, то оставайтесь. Но не берите на себя сверх меры. Кстати, в таких ситуациях огромную роль играет поддержка семьи, понимание супруги или супруга.

Бывает и так, что человек не уходит потому, что боится что-то изменить в своей жизни. И пользы от его деятельности никакой нет, и семью он прокормить не может. Но… годы идут, а в его жизни ничего не меняется. Это, конечно, не похвально.

— Многие ли признаются, что недовольны своей работой и хотели бы поменять ее?

— Очень многие.

— Получается так, что изначально выбор большинства неверен?

Работа

— Далеко не всегда причиной жизненной неустроенности оказывается именно неправильно выбранная работа. Здесь снова будет уместен еще один пример из монашеской жизни. Приходит человек в монастырь, движимый желанием послужить Богу, стать ближе к Нему. И вдруг оказывается, что в монастыре приходится выполнять разную работу, на монашеском языке — послушания, которые на самом деле ему совершенно не интересны! Мести двор, мыть посуду, красить, сбивать штукатурку, опять красить, учиться класть кирпич, когда в жизни своей руками ничего не делал…

Я бы не сказал, что для каждого это очень интересный труд. Но если человек пришел для того чтобы служить Богу, то в какой-то момент вера наполняет его сердце огромным утешением, потому что он реально понимает — каждая куча мусора, вынесенная с монастырского двора, каждый отбитый пласт штукатурки, каждый положенный кирпич, это то, что он делает ради Бога. Даже самая простая работа соединяет его с Богом. И тогда он становится счастливым человеком.

А можно на эту работу роптать, и нет веры, нет радости.

И в светской, обычной работе — то же самое. Если человек понимает, для чего он работает, понимает, что есть польза от его дела, тогда все в радость. Если же нет этого понимания, то работать трудно — работа просто смысла лишается. Но люди, к сожалению, многого не понимают, не понимают зачастую и того, для чего они живут. Вроде бы все хорошо, есть и машина, и квартира, у некоторых — даже яхта есть, и не одна. А радости, счастья — нет… Бывает и так, что человек — иногда ради выживания, а иногда ради достатка, ради карьерного роста — работает, как каторжный, так, что день сливается с ночью и наоборот. И тоже нет радости, есть лишь все более усиливающееся чувство усталости.

— Так как же быть?

— Есть такое понятие, без которого нельзя обойтись при нашем разговоре. Это понятие мотивации, хоть мне и не очень нравится это слово. Мотивация — это не деньги, а именно обретение смысла жизни, деятельности, работы в том числе.

Собственно, для верующего человека этот вопрос и вовсе не должен стоять: вера наполняет его жизнь смыслом. Но если человек еще не пришел к Богу, для него этот вопрос остается актуальным. Зачем? И мне кажется, что неверующий так и не даст себе полного, ясного ответа на это вопрос. Потому что он делает, а кто-то разрушает плоды его труда. Потому что силы уходят, как вода в песок. Меняются жизненные обстоятельства, и часто не в его пользу. И только то, что делается для Бога и во имя Божие — только это вечно, только это неразрушимо. На каждом месте, как мы говорили, будь то работа дворника, врача, учителя, водителя, есть масса возможностей служить людям и в лице людей служить Богу. Но даже если такой прямой возможности и нет, то одна смиренная мысль, одно убеждение в том, что Господь тебя на это место поставил, ты здесь по Его воле и эту волю исполняешь — это уже и есть служение.

«Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути… Без скорбей не спасешься… Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в глазах Господа».
Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

«В повседневной жизни важно не давать угнетать себя помыслам о материальных вещах, не дрожать над ними, а соблюдать по отношению к ним определенное безразличие. Обладая этим качеством, мы сможем не только быть более свободными духовно, но и легче вести все свои дела…»
Архимандрит Сергий (Шевич)

Афонский старец Тихон, прежде чем давать советы — молился, призывал Духа Святого, чтобы Тот пришёл и просветил его, чтобы его совет был полезен тому, кто вопрошает. Он говорил: «Господь оставил нам Святого Духа, чтобы мы просвещались. Он и есть наш единственный руководитель. Посему и Церковь наша начинает всегда службу свою с призывания Духа Святого: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины».

Преподобный Силуан Афонский: «О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы…
Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь».

Афонский старец Порфирий: «Нет трудностей, которые не имеют решения во Христе. Предайся Христу, и Он найдёт тебе решение.
Не бойся трудностей. Возлюби их, благодари Бога за них. Они имеют какую-то цель для твоей души.
Предоставь нежно и ненасильственно самого себя в руки Божии, и Он придёт и одарит благодатью твою душу».

Афонский старец Кирик: «Не начинай прежде никакого дела, по-видимому, самого малого и ничтожного, пока не призовешь ты Бога, чтобы Он помог тебе произвести оное в действо. Рече бо Господь: «Без Мене не можете творити ничесоже», т.е. ниже сказать, ниже помыслить. Другими словами: без Мене не имеете права сделать никакого доброго дела! А по сему надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: «Господи благослови, Господи помоги!» при уверении, что без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного…»

Афонский старец Иосиф Исихаст: «…Во всем имей меру и рассуждение».

Cтарец Иероним Эгинский: «Не ищи утешения от людей. И когда получишь от кого-нибудь небольшое утешение, ожидай двойной скорби. У одного лишь Бога ищи утешения и помощи».

Святитель Николай Японский: «Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей, чувств, желаний; все это – как малые капли, сливаясь, образуют ручей, реки, море – составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны от того, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь – радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и безконечная будущность будет, – счастливая или мучительная, славная или позорная – каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения».

Священномученик Серафим (Звездинский): «Болящие, не унывайте, ибо болезнями спасаетесь, бедные, не ропщите, ибо нищетою богатство нетленное приобретаете, плачущие, не отчаивайтесь, ибо утешение ожидает Духа Утешителя вас.
Не гневайтесь, не сетуйте друг на друга, не злобьтесь, не бранитесь, не гневайтесь, а злобьтесь только на грехи, на беса, к греху влекущего: гневайтесь на еретиков, с ними не мирствуйте, а между собой, верные в мире, в любви, в согласии живите. Имущие, помогайте неимущим, богатый, больше давай, убогий, по силе своей милосердствуй…»

Преподобноисповедник Георгий, Даниловский чудотворец: «Жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А свет и теплота – это любовь к Богу и ближним…
Смолоду надо прокладывать жизнь правильно, а к старости уже не вернёшь времени. Одного мудреца спросили: «Что дороже всего?» – «Время, — ответветствовал мудрец, – потому что по времени можно приобрести всё, а самого времени купить ни за что…
Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир».

Преподобный Лаврентий Черниговский: «Нужно, чтобы в душе был мир. Спасение тяжёлое, но мудрое. При этом времени нужно быть мудрым, и спасёшься… Счастливы те, которые записаны в «Книге Жизни».
Для того чтобы быть записанным в «Книгу Жизни», нужно читать молитву Иоанна Златоуста «Господи, не лиши мя небесных Твоих благ»…, умом беседовать с Господом. У кого есть влечение к церкви, тот и записан в «Книге Жизни».
Если нужно тебе уйти с Литургии, то уходи после «Отче наш… А если уже вышли с Причастием Тела и Крови, то стой со страхом и молись на месте, потому что здесь присутствует сам Господь со Архангелами и Ангелами. И если можешь, пролей хоть малую слезу о своём недостоинстве».

Старец Захария: «Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос Ангела Хранителя. Как надо беречь свою совесть учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.
Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрёно, там ни одного». Достигайте простоты, которую даёт только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех…
Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен.
Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Словом этого не объяснишь, только опытом познается. А в Боге и для Бога можно жить только в смирении и простоте. Достигайте в смирении любви простой, святой, совершенной, обнимающей молитвой всех. А милосердием к немощным, больным, непонятным, несчастным, в грехах погрязшим подражайте своим небесным покровителям — святым. Радость небесную постарайтесь стяжать, чтобы с ангелом радоваться покаянию всякого заблудшего человека».

Преподобный Симеон (Желнин): «Все науки и знания суть ничто без науки спасения… Надо знать, что путь спасения – путь Креста… В деле спасения важнейшую роль играет Священное Писание и писания святых Отцов – это лучшее руководство к спасению… После чтения священных книг немалую также роль для спасения души играет покаяние. Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению. Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления… Покаяние есть лестница, вводящая в рай… Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью.
Спасение еще заключается в борьбе с нашими страстями… Кто занят познанием самого себя, своими недостатками, грехами, страстями, тому некогда замечать за другими. Помня собственные грехи, о чужих мы никогда не подумаем… Осуждающий вредит, троим: себе самому, слушающему его и тому о ком говорит… Будем лучше замечать в других добродетели, а в себе находить грехи…
Узнать самого себя – самое трудное и самое полезное знание… Познание себя, своей греховности и есть начало спасения… Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо воздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем воздохнуть и о себе. Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно. Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих. Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чем кого осудишь – в том и сам побудешь»; «Знай себя – и будет с тебя». Краткий путь ко спасению – не осуждать. Вот путь – без поста, без бдения и труда.
Не всякое дело угодно Богу, а только сделанное правильно с рассуждением… Например, можно поститься, но с ропотом на пост, или на пищу, или на приготовителя пищи; можно поститься, но осуждать не постящихся, поститься и тщеславиться постом, языком обежать ближнего. Можно терпеть болезнь или скорбь, но роптать на Бога или людей, жаловаться на свою участь… Такие «добрые дела» бывают неугодны Господу, так как делаются без рассудительности…»

Архимандрит Афиноген (Агапов): «Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее, забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи, Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием…
Без Бога – ни до порога. Если все твои дела идут хорошо, гладко, значит, Господь их благословил, и любое задуманное дело делается, а если какие препятствия будут в чем, значит, верно, это против Божией воли; лучше и не крутись — все равно ничего не получится, а подчинись воле Божией…
Кто даст тебе по шапке, а ты поблагодари его – вот тебе и милостыня…
Живи, не тужи, никого не бойся. Если кто поругает – смолчи; а если мимо идешь, когда кто кого ругает или осуждает – ты не слушай».

Преподобный Севастиан Карагандинский: «Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно – главное, а не спешка, не чрезмерность… Тише едешь – дальше будешь».

Схиигумен Савва (Остапенко): «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога».
Схиигумен Савва советовал верующим ежедневно дома читать следующую молитву: «Именем Господа Иисуса Христа и Его страданий за род человеческий, изыди, враг рода человеческого, из сего дома на 24 часа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Старец схиархимандрит Феофил (Россоха): «Чтобы жить по-христиански, держитесь Православной Церкви. Живите христианской жизнью. Раз в месяц причащаться надо, дома употреблять крещенскую воду и часть святой просфоры по утрам.
В Евангелии говорится: «Вера твоя спасла тебя», то есть первые христиане обладали великой верой. Господь напоминал им, чтобы они имели живую веру и высокое христианское благочестие. Вот они и старались жить по-настоящему. Господь их благословлял на труды, на подвиги. Они крепко исповедовали Христа, веровали Ему и часто отдавали свою жизнь – как святой целитель Пантелеймон, Георгий Победоносец (первый министр Диоклетиана), великомученица Варвара, великомученица Параскева, великомученица Екатерина и другие… Вот светочи первых христианских людей! Им подражайте, их читайте, следуйте им.
Мы должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, долготерпения и умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность ко грехам, в особенности — свои великие немощи и грехи, а также, безконечное, к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие за покаяние и умоление наше.
Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Он, многомилостивый, хочет и от нас милости, милосердия, незлобия и терпения относительно ближних наших. Он же готов всегда помогать нам во всяком добром деле. Если у тебя злое сердце, проси в покаянии, чтобы Он смягчил твое сердце, сделал кротким и долготерпеливым, и будет оно таково».

Преподобный Алексий (Соловьев): «Никогда не давай никаких обещаний. Как дашь, то тотчас враг и начнет мешать. Например, относительно употребления мяса. Не давай обета, а так – хоть всю жизнь не ешь.
Милостыню можно подавать не только за упокой, но и за здравие, ибо это приносит великую пользу душе».

Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш): «Ничего не делать по своей воле, на всяком месте ощущать присутствие Божие, потому и делать все как перед Богом, а не перед людьми.
Злоба злобы не уничтожает, но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.
Если желаешь получить Царство Небесное, возненавидь все земные имения… Злое похотение извращает сердце и изменяет ум. Удаляй его от себя, чтобы не огорчился в тебе Дух Святой».

Игумен Никон (Воробьев): «Надо все делать по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: Ищите прежде царствия Божия… и прочее. Эта заповедь, как «не убий», «не блуди» и пр. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти… Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга. Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать; еще лучше несколько раз в день. Это заповедь Божия и Св. Отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей. Все проходит, смерть за плечами, а мы совсем не думаем, с чем предстанем на суд и что о нас изречет Праведный Судия, знающий и помнящий всякое наше движение — самое тонкое — души и тела от юности до смерти. Что мы будем отвечать?
Св. Отцы потому здесь и плакали и умоляли Господа о прощении, чтобы не плакать на Суде и в вечности. Если они нуждались в плаче, то мы, окаянные, почему считаем себя хорошими и так безпечно живем и думаем только о житейском. Простите меня, учащего и ничего не делающего…
«Любящему Господа все поспешествует во спасение», и от Господа стопы человеку исправляются. Никто сам не спасся, а Спаситель у нас у всех один. Человек может только желать спасения, а сам спасти себя не может. Надо желать спасения, сознав себя погибающим, негодным для царствия Божия, и это желание спасения надо показать Господу мольбой к Нему и посильным исполнением воли Его, и постоянным покаянием…»

Архиепископ Гавриил (Огородников): «Всегда надо благодарить Бога. Что имеем, то не ценим, а потерявши плачем. Не забывайте благодарить Господа за всё: за то, что проснулись, за то, что Он посылает пищу, за то, что видите красоту земную, за то, что день прожили, за всё доброе, за его долготерпение, за посылаемые испытания…»

Архимандрит Таврион (Батозский): «Каждый служи Богу на том месте, на котором ты призван. Если ты священник – паси стадо усердно, как пастырь добрый, душу полагая за овцы; если монах — будь образец всех моральных качеств, земной ангел – небесный человек, а если ты семейный … – дорогие семейства, вы – основа жизни, вы – малая церковь».

Иеромонах Даниил (Фомин): «Молитесь тогда, когда у вас есть чувства и здоровье, до последней минуты жизни не откладывайте молитву до последнего часа. Хорошо молиться днём, но ночная молитва несравненнее…»

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов): «Борись с грехом – знай свое дело… Унижение – это хорошо…
Всегда себя нужно обвинять… Ни к кому и ни к чему не должно быть привязанности, только к Богу… Надо к Богу стремиться, Божественного искать, что к человеку привязываться… Всегда надо помнить цель — спасение. Это дело всей жизни… Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел — и снова с радостью вперед. Палка для нас — молитва… Ничто скоро не дается. И при жизни может, и в конце не дастся, а после смерти добродетели окружат тебя и вознесут».

Старец Феодор (Соколов): «Как пчела собирает мед с цветов, так и человек должен учиться доброму от всякого человека… Каждому человеку Господь дал добрые таланты, вот из этих Господних талантов и надо взять сколько можешь, сколько обстоятельства позволяют. А худое – отбросить, и свое, и чужое: свое зловредное стараться искоренить, а чужое худое сразу отбросить. И никогда не надо злорадствовать. От нас Господом многое закрыто; многое и свое закрыто. Многие великие грешники стали великими праведниками, когда осознали свои грехи и покаялись. А многие бывшие праведники из-за гордости и самомнения погибли. Каждый должен веровать и твердо знать, что никто своими силами и разумом и добрыми делами не может спастись без Бога. А все мы спасаемся великою жертвою. Жертва эта – Сын Божий, пострадавший за нас и проливший кровь Свою пречистую за нас».

Преподобный Варнава (Радонежский старец): «Сознание, что духовно не продвигаешься вперёд, послужит для самоукорения… Чтобы ни случилось с тобой, никогда никого не вини, кроме себя самого. За все неприятности и невзгоды благодари Бога. Если будешь верить в промысел Божий, поручишься Ему, то обретёшь великий мир».

Архимандрит Сергий (Шевич): «…В повседневной жизни важно не давать угнетать себя помыслам о материальных вещах, не дрожать над ними, а соблюдать по отношению к ним определенное безразличие. Обладая этим качеством, мы сможем не только быть более свободными духовно, но и легче вести все свои дела…
Лучший способ готовить будущее — это как можно лучше проживать настоящее… Нужно жить в настоящем… Нас должно в первую очередь волновать то, каковы мы в настоящем, то состояние, в котором мы в настоящее время можем предстать перед Христом».

Старец Николай (Гурьянов): «Что ниспослано, – все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощение. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают…»

Старец Стефан (Игнатенко): «Надо повести борьбу с самолюбием. Молитесь Богу, прося Его помощи, и Бог поможет вам избавится от всяких страстей… Не падайте духом и не унывайте. Молитесь Богу с верой и полным упованием на Его милость. Для Бога всё возможно, только мы со своей стороны не должны думать, что мы достойны особого попечения о нас от Бога. В этом заключается гордость. А Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Будьте внимательны к себе. Все испытания, постигающие нас болезни и скорби, не без причины. Но если потерпите все безропотно, то Господь не оставит вас без наград. Если не здесь, на земле, то всячески на небе.
Смиримся под крепкою рукой Божией и совершенно предадим себя в волю Божию и найдем успокоение душевное».

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе): «Если не упадешь – покаянья не познаешь. Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи в сердце зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу… Кто умалит себя, тот возвысится… Осознай свою немощь… Совесть – частица Бога в твоем сердце.
Не безпокойтесь о плоти, думайте о спасении души. Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути… Без скорбей не спасешься… Дерзок тот человек, который не видит своих грехов и много мнит о себе. Все гордые и тщеславные сердцем мерзки в глазах Господа.
Чужие грехи – не твое дело. Ты сиди и плачь о своих грехах… Нарушить обещание – большой грех… Надо иметь один страх – страх совершить грех.
Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его».

Схиигумен Иероним (Верендякин): «Встающие (на молитву) в три часа утра получают золото, те, кто встает в пять – серебро, а кто в шесть часов – бронзу.
Если замужем, то, что самое главное в замужестве? Соблюдать посты. А если нет, то жить в чистоте и никаких блудных помыслов. Не осуждать. Молиться много. Любить Бога… Любовь покрывает множество грехов».
На вопрос духовной дочери: «Выходить замуж или нет?» Схиигумен Иероним ответил так: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя – спасение, то женись и не сомневайся. А если это каюта на тонущем корабле, то это гибель. Ищи спасения, а там Господь все управит».
Старец архимандрит Ипполит (Халин) в затруднительных ситуациях часто советовал духовным чадам: «Молитесь святителю Николаю, и всё управится».
Когда к старцу Леонтию обращались люди с жалобами на житейские ссоры, он говорил: «Не принимайте всего близко к сердцу, смотрите сквозь пальцы».

Балабановский старец Амвросий: «Не забывайте Бога, и Бог вас не забудет».

Игумения Арсения (Себрякова): «Ближнего надо поставить на то место, где сам стоишь, значит прежде надо сойти с того места, где стоишь… Везде самость захватила все себе, ничего не хочет уступить ближнему, и как же может любить душа ближнего, когда чувствует, что он у нее все отнимает, имея на все такие же права, как и она… Надо все у себя отнять, чтобы уступить все ближнему, и тогда-то, вместе с ближним, душа обретет и Господа…
Нужно приносить плоды, достойные покаяния, нужно трудиться там, где грешил, вставать там, где падал, поправлять то, что сгубил, спасать то, что утратил собственным небрежением, собственными страстями. Спасение возможно на всяком месте и во всяком деле…»

Матушка Арсения говорила, что по советам святых отцов не следует принимать никакого решения во время душевного смущения.

Блаженная Матрона Московская: «Силою Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь. Враг наступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если без молитвы. Враг на левом плече, а на правом – Ангел. Чаще креститесь: крест – такой же замок, как на двери… Если вам что-нибудь будут обидное говорить, старые, больные, не слушайте их, а помогите им…».

Схимонахиня Гавриила: «…Остерегайтесь искать благодарности. Не ищите ни¬когда благодарности, но вы будьте благодарными, сколько бы кто ни получил. Если осознаете это, тогда будете иметь великое благословение от Бога… Потому что когда Бог намерен помочь человеку, например тебе, то Он пошлет кого-нибудь. Этот кто-нибудь – случайный. Т.е. его по случаю послал Бог… Кто я, этот случайный… Опыт моей жизни научил меня, что никто не может помочь кому-либо в его проблемах, пока не придет время Божие. Тогда дастся решение. Не как мы хотим, но как хочет Он. Решение это часто нас ранит, но по прошествии лет мы поймем мудрость Его».

Схимонахиня Антония: «Надо только с крестом вкушать пищу. Вот придут времена, будет все отравлено. Но если вы с верой перекрестите, то живы будете. А другой выпьет или съест то же самое, не перекрестив, – умрет.
Закрой свой рот получше, на семь замков, как говорят святые отцы, знай свое дело: твори Иисусову молитву, сколько она добра приносит в жизни. Молчание – это ангельская молитва. Она не сравнится с нашей человеческой молитвой… Если мы осуждаем ближнего за какой-то грех, значит, он в нас еще живет… Когда душа чистая, она никогда не станет осуждать. Потому что «не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1)».

Московская старица Ольга: «Пища – дар Любви Божией, жертва природы, и все должны с великим благоговением, с молитвой вкушать ее».

Пюхтицкая блаженная старица Екатерина советовала жить просто, не осуждать других. Говорила, что гордость – поглотитель всех добродетелей, а причина осуждения – невнимательная духовная жизнь. Блаженная старица всех призывала бороться с гордыней, смиряться.

Блаженная старица схимонахиня Макария (Артемьева): «Поститесь, молитесь, в этом спасение…»

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.Звёзды безмятежно сияли на тёмно-голубом своде (1) и (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди, думавшие (4) будто светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (5) мне стало смешно.
2.Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) а (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу признаешь превосходство парохода над парусником.
3.Мы не знали (1) что в этих грубых сердцах довольно места (2) чтобы служить полем битвы между Богом и дьяволом (3) и (4) что идея слияния с народом или оторванности от него важна лишь для нас (5) а не для общественного сознания.
4.Егорушка оглядывался (1) и не понимал (2) откуда эта странная песня (3) но (4) когда он прислушался (5) то ему стало казаться (6) что это, жалуясь на зной и засуху, поёт трава.
5.Надобно посмотреть (1) в каком духе пишут сами приверженцы чистого искусства (2) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (3) и (4) когда мы разглядим это (5) то увидим (6) что они заботятся не о чистом искусстве, а хотят подчинить литературу служению одной тенденции, имеющей чисто житейское значение.
6.Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.

Вы когда-нибудь покидали конфессионал с вопросом: «Всё ли я сделал правильно?» Сестра Тереза Алетейя Нобл FSP попросила у 10 священников совета, как сделалать исповедь плодотворнее.

1) Делая испытание совести, мы сталкиваемся с нашими грехами, но когда мы идем к исповеди, мы сталкиваемся с Божьей любовью, милосердием и прощением. о. Брайан Брукс

2) Рассказывая о том, сколько времени прошло с вашей последней исповеди, кратко расскажите священнику о себе (вы одиноки, встречаетесь, женаты/замужем, монахиня или священник?) Если мы знаем вашу ситуацию, это помогает нам дать вам совет. о. Шон Донован

3) Грехи — это плохие решения, а не неприятные эмоции; так, исповедуйте свои грехи, а не ваши эмоциональные состояния. о. Габриэль Мошер OP

4) Совершенный грех — преступление перед Богом, но исповедуемый грех — это Песнь Богу. Итак, когда вы исповедуете свои грехи священнику в Таинстве Примирения, знайте, что вы также поете хвалу Богу за Его великую милость. о. Дамиан Ференц

5) Частая исповедь — назидание для священника и добро для вашей души. Грехи, особенно глубоко укорененные и привычные, требуют терпения и настойчивости. Никогда не сдавайтесь, независимо от того, сколько раз вы совершили один и тот же грех. Исповедь — это Таинство Исцеления; как и физические раны, духовные раны требуют времени для полного исцеления. о. Мэтью Госсетт

6) Исповедь — не столько о том, как плохи вы, сколько о том, как хорош Господь. о. Джеймс Мартин SJ

7) Священник похож на врача: когда вы идете к врачу, вы рассказываете ему о том, что вас тревожит, более или менее подробно, чтобы он знал, как лучше лечить вас. И помните: он видел много пациентов с такими же симптомами. Поверьте ему, послушайте его совета, и вы скоро поправитесь! о. Энтони Гербер

8) Бог предпочитает простое, смиренное исповедание грехов. Ему не нужен художественный роман. Он уже знаком с ним. Гордость и недостаток раскаяния иногда скрываются за нашей многословностью. Когда мы говорим просто и ясно, называя наши грехи — это смерть для греха и воскресение в прощении. о. Джошуа Уитфилд

9) Просто идите, несмотря ни на что. Божья любовь сильнее наших грехов. бр. Джеффри Миклер SSP

10) Для многих людей лучшим советом для более плодотворной исповеди было бы изменение взгляда на неё с абстрактного перечисления грехов на обновление отношений с Богом. о. Мэттью Шнайдер

И бонус!

Исповедь — это не просто устранение греха. Это встреча со Христом. бр. Марк Менегатти OSA

Источник (англ.): Aleteia

Фото: credo.pro

  • Редакция Рускатолик.рф

    Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *