Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Проблема сиротства в нашей стране приобретает в современных условиях качественно иное содержание. Теперь все чаще сиротой становится ребенок при живых родителях — это дети, от которых отказываются сразу после их рождения, или дети из социально неблагополучных семей. Количество таких детей-сирот ежегодно возрастает.

Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов А. Маслоу, М. Мид, Й. Лангмейера, 3. Матейчек, отражающие процессы социальной адаптации личности социальных сирот

Специалисты из нашей страны Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, И. Ф. Дементьева, Чепляев В. Л. особое место в своих исследованиях уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей социальных сирот и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота — это ребенок, который остался без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. (то есть родители живы, но не выполняют своих родительских функций).

По определению исследователей Л. Я. Олиференко, Шульги Т. И. и д. р., социальные сироты — это дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Сироты социальные — особая социально- демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившиеся попечения родителей по социально- экономическим, нравственным, психологическим и медицинским причинам (сироты при живых родителях) .

По мнению Л. В. Мардахаева, определение «социальные», указывает на то, что, в конечном счете, именно в отсутствии достаточных материальных, социальных условий для выполнения каждой семьей, родителем своего долга, в дефиците у них (родителей- чувства ответственности, любви, сострадания и милосердия.

Социальный сирота, как указывает, Е. М. Рыбинский, есть «устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения)».

Наряду с ростом числа детей, оставшихся без родительского попечения, распространенным явлением в последние годы стало увеличение размеров социального сиротства и появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.

Среди неблагоприятных факторов социального сиротства Л. М. Шипицына отмечает, во-первых, рост числа разводов. Из-за разводов огромное количество детей остается без одного из родителей, как правило без отца. Во-вторых, увеличение числа неполных семей, образующийся при этом суженный круг внутрисемейного общения, трудности в общении со сверстниками приводят к невротическим симптомам, и чаще это происходит у мальчиков (данные статистики свидетельствуют, что более 50 % несовершеннолетних нарушителей выросли в неполных семьях, а более 30 % девочек, имеющих психологические отклонения, росли без отца). В-третьих, это материальные трудности семьи, безработица родителей. По данным государственной статистики, более половины неполных семей живут ниже уровня бедности .

Многочисленными исследованиями доказано, что лишение детей родительской заботы (особенно материнской) с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях катастрофически сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье.

Разлука с матерью начиная со второго года жизни также ведет к необратимым последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя интеллектуальное развитие ребенка может нормализоваться.

По мнению В. С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения — войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. К числу непосредственных причин социального сиротства, по ее мнению, относятся следующие:

— добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом .

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие:

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги ;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей ;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие — разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав .

Галагузова М.А отмечает, что пишет, что распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (ᴨȇрвая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями ᴨȇрестройки конца 80-х — начала 90-х годов

По мнению Васильковой Ю. В., происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков

Дементьева И. Ф. по характеру проявления негативных качеств семей социального риска подразделяет на безусловно асоциальные и семьи с латентными признаками неблагополучия. К числу первых следует отнести алкогольные, наркозависимые и криминальные семьи. Вторая группа включает менее выраженные факторы неблагополучия: педагогически несостоятельные, дезорганизованные, неполные, семьи с внебрачным ребёнком, многодетные, повторный брак, семьи безработных, инвалидов .

За последние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезную проблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащей критике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей и не взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 % детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, на государственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить в социуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например, зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90 % бывших детдомовцев живут за чертой бедности, 40 % детей, вышедших из интернатных учреждений становятся преступниками, 40 % — наркоманами, 10 % — заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10 % — способны к полноценной самостоятельной жизни.

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане

Таким образом, Социальное сиротство — это устранение или неучастие большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты — это особая социально-демографическая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, а также морально-нравственным причинам.

Литература:

5. Беспалов, Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка

и предотвращение жестокого обращения с детьми

Что такое социальное сиротство?

Что же такое социальное сиротство? В настоящее время в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). С детьми-сиротами, кажется, все понятно. Это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. А вот социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но те по каким-то причинам не занимаются его воспитанием, не заботятся о нем. В таких случаях заботу о детях берут на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав. Таким образом, социальное сиротство — это социальное явление, обусловленное наличием детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их возможности удовлетворять насущные потребности. Это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей. Таким образом, наличествует неблагополучная семья — семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы.

  • Первая группа — семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. Это конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи, а также семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
  • Вторая группа — семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Это внешне респектабельные семьи, однако, в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается и на воспитании детей.

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Один специалист, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.

Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.

Консультация для родителей

Вы хотите сделать своего ребенка счастливым, но в то же время образованным и воспитанным, тогда ознакомьтесь со следующими полезными советами и рекомендациями.

Полезные советы родителям о воспитании детей
Памятка родителям по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях
Памятка для родителей «Гражданин воспитывается с детства»
Понятие и формы жестокого обращения с детьми,их влияние на ребёнка.Признаки. Ответственность.
Листовка «Мы за счастливое детство»
Памятка для родителей «Воспитание детей без обид и унижений»

Информационный материал по профилактике жестокого обращения с детьми:

Дети, оставшиеся без родителей, в Московской области имеют право на получение преференций от государства. Какими льготами обеспечивают детей-сирот в Подмосковье и как их получить, читайте в материале портал mosreg.ru.

Как оформить отцовство в Подмосковье>>

Кто считается сиротой

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Денис Трудников

В российском законодательстве есть два термина, определяющие положение ребенка, оставшегося без родительской опеки.

1. Сирота — это ребенок, у которого умерли родители.

2. Ребенок, который остался без попечения родителей, — это маленький гражданин, попавший в одну из следующих ситуаций:

• его родителей лишили права заботиться о своем чаде в установленном законом порядке;

• родители считаются без вести пропавшими;

• родители утратили дееспособность;

• родители отбывают срок за преступление в тюрьме, либо в отношении этих людей ведутся розыскные мероприятия;

• родители неизлечимо больны и не способны заботиться о ребенке.

Судьбу таких детей определяет государство. Ребенка могут: поместить в интернат, где он окажется на полном государственном содержании; назначить ему опекуна (если ребенку менее 14 лет) или попечителя (если ребенок старше 14 лет).

Какой бы ни была причина отсутствия биологических родителей, все эти дети имеют право на получение преференций от государства.

Как в Подмосковье оформить единовременное пособие усыновителю ребенка>>

Виды льгот

Источник: Фотобанк Московской области Ребенок-сирота в Московской области может рассчитывать на несколько видов льгот. Они распространяются на сирот младше 18 лет, но, если сирота проходит обучение, то действие льгот продлевается до 23 лет.

Права на преференции установлены Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения» и Законом Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

Как взять в семью ребенка-сироту в Подмосковье>>

Денежные выплаты

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

В первую очередь детям-сиротам устанавливаются денежные выплаты (пенсии), они бывают двух видов (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):

• трудовая пенсия — назначается с учетом стажа одного из родителей. Как правило, выбирают того, у кого стаж больше;

• социальная пенсия — выплачивается ребенку, чьи мама и папа официально нигде не трудились. Размер ее устанавливается региональным правительством.

Если размер пенсии ребенка ниже величины прожиточного минимума, установленного в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии (на 2018 год – 9527 руб.), то назначается и выплачивается региональная социальная доплата к пенсии.

Если родитель лишен родительских прав, он не освобождается от необходимости содержать своего ребенка. Решение о выплате алиментов принимается судом. На его основании из заработной платы человека вычитается установленная сумма и отправляется на счет ребенка. Если этот родитель официально не работает, то алименты выплачивает бюджет.

Кроме того, региональный бюджет выделяет деньги на обеспечение сирот одеждой, обувью, предметами быта. В случае необходимости эту преференцию можно получить наличными.

Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья смогут получить вторую профессию в Подмосковье>>

Льготы на образование

Источник: Истринское информагентство, Роман Машинин

При выпуске из учебно-воспитательного учреждения, образовательного учреждения, детского дома сироты могут рассчитывать на получение сезонной одежды и обуви, а также материальную помощь.

Детям-сиротам дается преимущество при поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Причем они имеют право только на однократное обучение при поступлении на первый курс бакалавриата. На поступление в магистратуру преимущества не распространяются.С таких молодых людей не взимается плата за прохождение подготовительных курсов в вузе.

Обучение сиротам предоставляется за счет федерального или регионального бюджета, в зависимости от того, в какой вуз они поступили. Будучи студентами, дети-сироты получают государственную социальную стипендию. Также ученики и студенты из числа сирот ежегодно получают деньги на приобретение книг и пособий.

Какие дети могут стать воспитанниками воинских частей — разъяснения прокуратуры Подмосковья>>

Обеспечение жильем

Источник: Министерство физической культуры и спорта Московской области

Государство берет на себя ответственность за обеспечение жильем своих маленьких граждан, оставшихся без родительской опеки. Существует два способа реализации такой гарантии в 2017 году:

1. Если родители имели собственный дом или квартиру, то она сохраняется за малолетним наследником. Проживать сирота может на жилплощади опекуна или собственной вместе с человеком, который о нем заботится. При этом законный представитель не имеет права делать что-либо с квадратными метрами без разрешения органов опеки и попечительства.

2. В случае отсутствия наследства молодого человека обеспечивают жильем по достижении 18-летнего возраста. Эта обязанность возлагается на региональное правительство и местные администрации. Квартира предоставляется на основании письменного заявления законного представителя ребенка-сироты. К заявлению прилагаются следующие документы:

• копия свидетельства о рождении ребенка;

• копия паспорта ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, или лица из их числа;

• документы, подтверждающие факт отсутствия родительского попечения;

• документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением.

Заявление и документы подаются по достижении ребенком-сиротой 14-летнего возраста. Жилье предоставляется согласно очередности. Если квартира нуждается в ремонте, то работы проводятся за счет местного бюджета.

Устройство детей-сирот в семьи: как решаются проблемы ребенка в Подмосковье>>

Льготы на медицинское обслуживание

Источник: Министерство здравоохранения Московской области

Дети, лишенные родительской заботы, получают медицинские услуги бесплатно.

Также подростки-сироты по показаниям врача получают на льготной основе путевки в санаторий и в лагерь для отдыха и оздоровления.

Льготы на проезд

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области

Дети данной категории имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Эта преференция распространяется на все виды транспорта, кроме такси и частных маршрутов.

Они также могут бесплатно один раз в год ездить в поездах — от места учебы до дома (туда и обратно).

Проект «Стань мамой в Подмосковье»: сервисы и бонусы для родителей>>

Как получить льготы

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Оформлением денежных выплат занимаются органы социальной защиты. Законному представителю необходимо обратиться в местное управление, имея при себе следующие документы:

• заявление о предоставлении льгот;

• паспорт опекуна;

• свидетельство о рождении сироты, его СНИЛС;

• сведения о банковском счете для выплат;

• документ, подтверждающий льготную категорию.

В зависимости от вида льготы могут понадобится дополнительные документы. Преференции в области образования и медицины предоставляются соответствующим заведением. Для их получения следует предъявить документ, удостоверяющий право на льготы.

Как возникает обязанность по выплате алиментов у детей, родителей и супругов в Подмосковье>>

Понятие сиротства и социального сиротства

Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных» Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

— умерли;

  • лишены родительских прав;

  • ограничены в родительских правах;

  • признаны безвестно отсутствующими;

  • недееспособны (ограниченно дееспособны);

  • отбывают наказание в исправительных колониях;

  • обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

  • уклоняются от воспитания детей;

  • отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.

Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.

Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.

Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.

Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.

Социальное сиротство — обусловлено недостаточными усилиями общества по преодолению и профилакгике негативных явлений в социуме, мшросоциуме, оказанию своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.

Первая группа причин связана с нарушением прав ребенка. Наиболее типичные из них нужда, голод, отказничество, заброшенность детей, беженство, отчуждение, жестокость и насилие, инвалидность и миграция.

Когда социальное сиротство связано с невыполнением семьей (ближайшим окружением) функций по воспитанию и образованию ребенка, тогда у него возникают проблемы в реализации его гражданских прав на жизнеобеспечение.

Вторая группа причин связана с отсутствием ясного видения социальных групп детей и проблем их социальной жизни.

Выделяются дети, имеющие проблемы медико-психологической, социально-педагогической и психолого-педагогической дезадаптации.

Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация.

Ярким проявлением данного феномена является миграция населения как следствие разрушения СССР и последовавших за ним вооруженных конфликтов.

Так, на 1 января 1997 года в Российской Федерации официально было зарегистрировано свыше 1,1 млн. вынужденных беженцев переселенцев и беженцев, из них в возрасте от 6 до 15 лет 233,0 тыс. человек. Из общего числа вынужденных переселенцев (данные за 1996 год) около 13 % составили многодетные и неполные семьи.

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 исков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегистрированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от общего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система социальной и психологической поддержки семьи.

Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ощутить масштабы сиротства, сопоставим их со статистикой начала XX века (1922) — 540,0 тыс. осиротевших детей — и послевоенных лет (1945) — 678,0 тыс. сирот. В настоящее время (на 1 января 2006 г.) в России насчитывается 685,1 тыс. таких детей. При этом более 80% из них — социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент детских домов.

Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).

Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.

Принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).

В настоящее время создана сеть специализированных учреждений: детские дома, социальные приюты, центры психолого-педагогической службы, центры социальной реабилитации, которые призваны устранять различные причины социального сиротства: несоблюдение на местном и региональном уровне нормативных актов государства, направленных на помощь детству; отсутствие достаточной финансово-экономической базы социальной защиты и поддержки детства; отсутствие должной помощи семье.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *