Сорок мучеников Севастийских. Почему же так любят этот праздник?

В 313 году святой император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай. И вот зимой 320 года он повелел всем своим воинам совершить жертвоприношения идолам. Сорок человек отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Богу истинному, а не истуканам.

Сорок мучеников Севастийских. Фреска XII века в церкви Панагии Форвьетисы в Осину. Кипр. Фото Игоря Самoлыго

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+видео, аудио)

Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.

Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников. Тела святых были сожжены на костре, а кости брошены в реку. Спустя три дня мученики явились во сне епископу Севастии Петру и повелели ему взять кости из реки. Епископ с несколькими священниками ночью тайно пришли к реке. О чудо: кости мучеников сияли в воде как звезды! Христиане собрали останки святых и с честью похоронили их.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки?

Фото: tatmitropolia.ru

Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

Источник

Сорок мучеников Севастийских — непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день — 22 марта (новый стиль). Если день праздника Сорока мучеников Севастийских совпадает со средой Крестопоклонной, его могут перенести, как это случилось в 2017 году. Раньше, в дохристианской Руси, этот день считался окончательной датой начала весны. Тогда тоже пекли жаворонки, но вкладывали в выпечку совсем другой смысл, существовали разные традиции и «заклички» весны, когда ее призывали в надежде, что тепло наступит как можно скорее. Церковь не отмечает день весеннего равноденствия, но у этого дня появился новый христианский смысл. И жаворонок стал символизировать душу, которая стремится к Богу и преклоняется перед величием Творца. Поэтому в народе так любят праздник Сорока Севастийских мучеников, до конца выдержавших все мучения и принявших смерть, чтобы не предать Христа. В день Сорока Севастийских мучеников совершается Литургия преждеосвященных Даров.

Сорок мучеников Севастийских, память которых Церковь празднует 22 марта, — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой.

Информационно-просветительский отдел УПЦ в рамках совместного проекта публикует материал, подготовленный редакцией сайта «Фома в Украине”.

В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей — обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сияющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул «И я — христианин», сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

Когда празднуется память сорока Севастийских мучеников

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, празднуется в Православной Церкви 22 марта по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.

Молитвы святым сорока мученикам Севастийским

Молитва первая

О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике.

Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, Который благословляющим жестом осеняет святых.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простых людей знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близилась весна, и в разгаре был пост — «весна души».

Просмотров: 1372

40 святых 2020

Православные 22 марта отмечают праздник 40 святых в честь памяти Сорока Севастийских мучеников, принявших жестокую смерть во имя христианской веры. Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В этот день ослабляется Великий пост.

40 святых — история праздника

По церковному календарю 22 марта праздник Сорока мучеников Севастийских, пострадавших за веру во время гонения на христиан.

История праздника отсылает в 320 год, когда 40 воинов римского легиона — лучшие воины древнеримского императора Ликиния, который был язычником и жестоким гонителем христианства, близ города Севастия (ныне — турецкий г. Сивас) отказались отречься от христианства и погибли мученической смертью на Севастийском озере.

Обычаи и традиции в праздник 40 святых

Некоторые традиции имеют языческие корни. 22 марта девушкам нужно сломать сорок деревянных плашек, разорвать сорок веревочек – это прогонит злых духов, которые сковали морозом нашу землю. Если этот ритуал соблюсти, то зима непременно убежит, и мир наполнится светлыми духами, которые обязательно проложат весне дорогу, чтобы она спокойно могла вступить в свои законные права.

В некоторых деревнях сохранилась традиция 22 марта качаться на качелях – чем сильнее раскачаться и выше взлететь, тем урожайнее будет год, а люди станут счастливее.

Хорошая традиция в праздник весны – наряжать дерево бумажными, или тряпочными цветами, яркими ленточками, колокольчиками. Весна непременно увидит такое чудо и обязательно прилетит к нам, прогонит надоевшую зиму и вступит в свои права. Дерево проносят по деревне и устанавливают в том месте, где решили накликать весну. Вокруг дерева водят хороводы, поют песни о весне.

Приметы на праздник 40 святых

В народе существует и множество примет о погоде.

  • Если на 22 марта зима не поспешит убраться подальше и выпадет снег, то и святая Пасхальная неделя ожидается холодной, не весенней, но если погода порадует теплом, то можно считать, что Весна победила, и прогнала стужу, ветры, и снегопады.
  • Если прилетевшие птахи начнут вить гнезда на солнечной стороне, то это предсказывает очень холодное лето.
  • Если посчастливится увидеть 22 марта скворца, то можно успокоиться – лето будет теплым, а урожай хорошим.

40 святых приметы

Ну и конечно, нужно подгадать к прилету этих милых птах – смастерить заранее симпатичные скворечники, чтобы скворцы именно к нашему дому прилетели первыми и порадовали нас своим волшебным пением.

40 святых погода

Считается – если погода на 22 марта порадовала, то еще сорок дней мы можем не переживать о том, что нас ждет. А вот если в день «Сороки» погодка подвела, то и в последующие сорок дней весна с зимушкой будут бороться – то тепло, то снег и слякоть.

Праздник весеннего равноденствия помогает нам справиться с зимней хандрой, и если верить в хорошее, то оно обязательно произойдет, а 22 марта мы просто поможем Весне быстрее до нас добраться – с помощью веры, добрых традиций и отличного, теплого настроения!

Читайте новости шоу-бизнеса, гороскопы на канале УНИАН Lite в Telegram

Сорок мучеников Севастийских

Икона «Сорок мучеников Севастийских»

Умер

320 г. н.э. , Себасте

Замучен

Император Лициний

Средства мученичества

Контакт

Почитается в

Восточно-католические церкви
Римско-католическая церковь
Восточная православная церковь
Восточная православная церковь

Канонизированный

неизвестно

Праздник

9
марта 10 марта ( Общий римский календарь до 1970 г. )

Атрибуты

Христианское мученичество

Церковь Святых сорока мучеников, Велико Тырново , 13 век

На Сорок мучеников Севастийских или Святой Сорок ( Ancient / Кафаревуса греческий Ἅγιοι Τεσσεράκοντα ; Demotic : Άγιοι Σαράντα ) была группа римских солдат в Legio XII Молниеносного (Armed с Lightning) , чья мученическая смерть в 320 для христианской веры пересчитывается в традиционном мартирологи.

Они были убиты недалеко от города Себасте в Малой Армении (современный Сивас в Турции ), жертвы гонений Лициния , который после 316 года преследовал христиан Востока. Самое раннее повествование об их существовании и мученической смерти дается епископом Василием Кесарийским (370–379) в проповеди, которую он произнес в их праздник. Таким образом, праздник сорока мучеников старше самого Василия, который восхвалял их только через пятьдесят или шестьдесят лет после их смерти.

Сорок Севастийских мучеников пострадали на территории современной Турции.
Познакомимся с городом в котором пострадали Севастийские мученики.

Сивас – район и город в Турции, центр одноименной провинции. Он располагается в центральной Анатолии. Население города превышает 290.000 человек.

Город основали еще в первом веке до н.э. Он был включен в Понтийское царство и царство Малой Армении. После поражения Митрида, понтийского царя, город превратился в римский форпост. Издавна город называли Кабира, после Диоснолисом. В римский период он назывался Мегаполис, а затем Себастеа. Последнее путем искажений и дало современное название города.

Турция славится своими мечетями. В Сивасе их неимоверно много. Большинство медресе и мечетей сосредоточено в городском парке, что находится в южной стороне от площади Конак. Начать осмотр достопримечательностей в Сивасе стоит с медресе Бюрюджие, которое основал монгольский эмир.

Строительство этого медресе велось в соответствии со строгим планом. Все комнаты одинаковые по площади, квадратной формы. Они окружают внутренний двор. По левой стороне от входа расположилась гробница эмира и его потомков. Также на территории есть кафе, небольшой книжный киоск и целая вереница палаток торговцев коврами, которые зачастую вывешивают свой товар прямо на стены медресе.

На юге парка сохранились руины медресе с двумя минаретами – медресе Чифте Минаре. Построено оно было в 1271 году. От него сохранились два минарета из кирпича с голубыми плитками и фасад, украшенный причудливыми рельефами. Также тут можно увидеть фундаменты, оставшиеся от лекционной аудитории и комнат студентов.Неподалеку стоит мечеть Кале, сооруженная в 1580 году по приказу главного визиря Мурата III Махмут Паши.

Чуть южнее парка стоит наистарейшая мечеть Сиваса – мечеть Улу, построенная в 1197 году.

Медресе Шифайе было построено в 1217 году по приказу Кейкавуса I, сельджукского султана, который тут же и похоронен. В былые времена здесь располагалась медицинская школа и психиатрический госпиталь. Сегодня тут на полную работает базар, где продаются местные килимы и ковры.

Голубое медресе, или Гёк медресе, соорудили в 1271 году по приказу великого сельджукского визиря Сахип Ата Фахреттин Али. Минареты медресе украшены голубой плиткой. По велению этого визиря была сооружена не одна мечеть в Конье и Кайсери.

Отправившись в Сивас, вы не только посмотрите множество прекрасных исторических достопримечательностей, но и отдохнете на знаменитых горячих источниках Балыклы капыджа. По преданиям очень давно тут было озеро в котором и пострадали 40 севастийских мучеников, но потом из-за сдвига плит озеро пропало, а из-под земли по сей день начала пробиваться горячая вода. Воды источников содержат огромное количество магния, соды и кальция.

История о 40 святых Севастийских мучеников рассказывает, что 40 мучеников за веру Христовы приняли смерть в ледяном озере около 230 года от Рождества Христова. При этом, любой отрёушийся от веры во Христа мог спастись в тёплой бани на берегу. Не выдержал только один человек из 40 и тут же как переступил порог бани, упал замертво. Видя это чудо и золотые венцы над головами мучеников в озеро вместо вышедшего из него вошёл один из стражей сторожащий мучеников и объявил себя христианином. Он разделил участь христиан замёрзнув в озере и озеро стало ему купелью крещения.
Известны имена всех 40 мучеников: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Домн, Евник, Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирий, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илья, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гай, Георгон, Евтихий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктим, Севериан и Худий.

Вот еще одно свидетельство о месте мучения Сорока мучеников Севастийских. ПАВЕЛ АЛЕППСКИЙ, «ПУТЕШЕСТВИЕ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХА МАКАРИЯ В РОССИЮ» в половине ХVІІ века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. КНИГА XV. ЧЕРНОЕ МОРЕ, МАЛАЯ АЗИЯ, СИРИЯ» ГЛАВА 6 .
» ….В пятницу, приближаясь к Сивасу, мы страдали от холода, пронзительного ветра и мороза, превосходящего всякое описание; ибо это место известно своим холодным климатом и летом и зимою. Как холоден воздух здесь, так же холодны земля и вода, и во всей стране не видно ни зеленой травы, ни какой-либо другой зелени, за исключением вечнозеленых высокоствольных деревьев. Здесь не растет виноград, нет плодовых деревьев; а дынь, огурцов и других овощей не бывает до самого Троицына дня.
Прибыв в город, мы сложили нашу кладь в хане, а сами поместились в одном из домов, принадлежащих христианам, которых было сорок – пятьдесят. У этих христиан есть каменная церковь с высоким куполом, во имя св. Георгия, которую они выстроили совсем заново, в царствование покойного султана Мурада. Площадка ее и просторный двор окружены обширной кирпичной стеной, и вокруг нее находятся их могилы вместе с могилами армян. Нас принудили отслужить для них обедню в этой церкви, в пятое воскресенье поста; и наш владыка патриарх рукоположил им диакона. Они истинно набожные христиане. Этот город — тот самый, который по-гречески называется Севастия; а от этого имени назвали его по-арабски Сивас. В этом именно городе пострадали сорок мучеников. Место, где было озеро, ныне представляет высохшее дно. Причина та, что место это, как мы заметили на пути к нему, расположено в низкой впадине, значительно ниже города, который расположен на высоком возвышении, и воды последнего и его отбросы обыкновенно стекали в нее и, не имея оттуда выхода, образовали обширное озеро; ибо эта местность обилует водами. По-видимому, впоследствии, когда Тамерлан разрушил этот город и его стены, оставив ему теперь только следы былого величия, вода из озера вытекла, и оно превратилось в высохшее дно, каковым является ныне. Что касается места, где были помещены мученики, то это полукруглый свод, заметный издали, наполненный внутри водою, так как вблизи него находятся несколько источников воды, вытекающих из двух различных мест. Эту воду до сих пор называют агиасмой, и мы пили ее, дивясь своему счастию, что удостоились такой благодати. Нам рассказывали, что ежегодно, утром в день праздника мучеников, из нее появляются две рыбы, как чудесное знамение. Потом провели нас к месту, где были сожжены их святые кости: оно находится за стенами, и на этом месте была большая церковь, от которой еще видны обломки колонн и краеугольных камней».

Архидиакон Павел не дает нам четкого указания на расположение места казни 40 мучеников, но указывает, что это полукруглый свод, видный издалека. Вероятно каменная арочная купальня с полукруглым сводом над прудиком, наполняемым водой из двух родников. Так же Павел говорит об исчезновении большого озера около Сиваса и делает предположение, что это связано с разрушениями вследствие нашествия Тамерлана. Это альтернативная версия исчезновения большого озера. Первая версия — сдвиг тектонических плит
По древним рукописям известно, что озеро в этом месте было очень большое, его длина составляла 24 км. Ежегодно, пока озеро существовало, христиане в день памяти святых мучеников в марте месяце освещали воду этого озера и вода считалась святая.

Сивас — это бывшая Армения. А потому не удивительно, что в этом городе кроме 40 мучеников ещё родилось, жило, пострадало много христианских святых.

Список христианских святых г.Сиваса:

Сегодня от христианского величия Севастии остались в основном руины.

Последние христианские святыни, Армянский монастырь был разрушен совсем сравнительно недавно в 1980 году. На его месте сейчас расположена Турецкая военная база.

Турки уничтожили даже огромное кладбище на котором были погребены армяне, жертвы геноцида.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *