Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.

Ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Монастырь был основан в 1229 – 1436 годах. Основателями были Зосима, Савватий и Герман Соловецкие.

Наместником монастыря ныне является архимандрит Порфирий (Шутов).

На данный момент памятники Соловецкого музея-заповедника находятся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соловецкий монастырь и Соловецкий архипелаг являются одним из наиболее известных паломнических и туристических мест на Севере России.

Первыми монахами, прибывшими на Большой Соловецкий остров в 1429 году, были собеседник Кирилла Белозерского Савватий и тотемский монах Герман. В 1435 году Савватий скончался, а в 1436 году на остров прибывает Зосима, которого Герман встретил в устье реки Сума, во время своей поездки за припасами. С 1436 года на остров постепенно начинают приходить люди, стремящиеся найти спасение вместе со старцами. Вскоре возводится Преображенский храм, а за ним и Успенский с трапезной. В монастыре принимается Иерусалимский устав. С поставлением в игумены Зосимы начинается рост монастыря. Новгородские бояре отписывают в его пользование часть Поморского берега, острова Анзер и Муксалма.

Следующим важным этапом в развитии монастыря стала середина XVI века – время игуменства Филиппа (Колычева), с 1566 года митрополита Московского. В 1548 году братия избирает Филиппа в качестве своего пастыря, руководителя. Новый игумен начинает активное каменное строительство, Преображенский собор, Успенский храм с трапезной возводятся в камне, для этих целей приглашаются мастера из Москвы и Новгорода.  В Преображенский собор переносятся мощи святых Зосимы и Савватия. Соловецкие озера соединяются сетью каналов, количество промысловых построек увеличивается в несколько раз. Осуществлять подобные финансово емкие проекты позволяла поддержка государства, а точнее вклады царя Иоанна IV Васильевича в монастырь. Известно, что сам Филипп, будучи отпрыском известного, богатого рода, во время строительства Преображенского собора прибег к финансовой помощи Колычевых. И, конечно же, Новгородская епархия оказывала посильную помощь монастырю, так как он входил в ее ведение.

            Во второй половине XVI века отношения России с северными соседями обостряются. В 1554—1557 годах происходит русско-шведская война, именуемая Шведским походом, в 1563 году начинается Ливонская война. В этих условиях каменный монастырь на дальнем Севере оказывается основным русским опорным пунктом, силой в регионе. Поэтому в 1578 году на архипелаг отправляется воевода Михаил Озеров, который начинает возводить деревянный острог. Первые стены были окончены уже через год, однако сам воевода погибает в ходе стычки со шведами. В течении последующих десяти лет монастырь обзаводится каменными крепостными стенами, на принадлежащих ему землях возводятся Сумской и Кемский остроги.

СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Таким образом Белое море оказывается под контролем сразу трех крепостей, что позволяет уверенно контролировать регион.

Стоит отметить, что остроги возводились и содержались Соловецким монастырем, однако в качестве компенсации ему было дано множество льгот, в частности, беспошлинное право торговли солью.

Также, с середины XVI века по 1883 год монастырь выполнял функцию пенитенциарного учреждения, что не являлось редкостью для отдаленных крупных северных монастырей, достаточно вспомнить тот же Кирилло-Белозерскую обитель, в которой тюрьма существовала с XVI по XVIII век.

Следующим важным этапом в истории Соловецкого монастыря стал период второй половины XVII века – время патриаршества постриженика Свято-Троицкого Анзерского скита, – Никона. Известно, что у Никона возникли разногласия с Елеазаром Анзерским, прославленным в Русской православной церкви в лике преподобных в 50-х годах XVIII века. В результате прений с начальным старцем Анзерского скита Никон убежал с архипелага, попав по пути в сильнейший шторм, спасение от которого будущий патриарх обнаружил на острове Кий недалеко от устья реки Онеги. В честь этого события Никон установил на острове поклонный крест, а впоследствии и воздвиг храмовый комплекс. В 1653 году патриарх Никон начал проводить ряд церковных реформ, связанных с унификацией церковных обрядов и приближения оных ко греческим образцам. Однако далеко не все церковные иерархи восприняли это начинание доброжелательно. Соловецкий монастырь отказался вести богослужение по новым книгам. Все это в итоге вылилось в событие, называющееся Соловецким восстанием или Соловецким сидением. В период с 1668-го по 1676 год царские войска осаждали монастырь и 18 января 1676 года захватили крепость.

            В дальнейшем монастырь достаточно быстро оправился от последствий осады и вновь стал духовным и экономическим центром всего русского Севера.

В 1765 году он перешел в подчинение Синоду, получив, таким образом, статус ставропигиального.

Известным эпизодом, произошедшим во время Крымской войны (1853 – 1856) стал обстрел стен обители двумя пароходами английской эскадры, не приведший практически ни к каким повреждениям крепости. На штурм англичане не пошли, не подозревая, что монастырь уже давно не является военным объектом.

В 1920 году монастырь был ликвидирован, тогда же на его территории расположился лагерь принудительных работ. В 1923 году был создан СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), базировавшийся не только на архипелаге, но и на материковой части. Основное число заключенных относилось к так называемым «политическим». В 1937 году СЛОН был преобразован в СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения). Последняя была расформирована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны, точнее с 1942 по 1945 год, на территории монастыря и островах архипелага находилась Соловецкая школа юнг. В 1967 году создается Соловецкий музей-заповедник.

В 1988 году появляется первый церковный приход, а в 1990 году Священный Синод благословил открытие Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.

Соловецкий монастырь в культуре

На купюре достоинством в 500 рублей 2004 года и 2010 года находится изображение Соловецкого монастыря.

Литература

  • Архим. Досифей (Немчинов). Летописец Соловецкий на четыре столетия, от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1833. —М., 1833.
  • Архим. Мелетий (Шергин). — Историческое описание Соловецкого монастыря. Историческое описание ставропигиального Соловецкого монастыря. — М.: Типография М. Н. Лаврова и К., 1881.
  • Жития Зосимы и Савватия Соловецких // Повести и сказания древней Руси. Под ред. Д.С. Лихачёв. М.: Диля, 2001. С. 503 – 1015.
  • Латкин Н. В. Соловецкий ставропигиальный монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках: история, архитектура, оформление храмовых интерьеров. — Ярославль, 2000.
  • Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI—XIX вв. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1975.

Приблизительно в 12 веке Соловки стали известны среди охотников и рыбаков как временное прибежище в морских походах.

Археологи утверждают, что люди здесь были и раньше. Истории важны реальные свидетельства.

К 15 веку Соловецкие острова уже были частью промысловых угодий одного древнего карельского рода.

Мы бы об этом не узнали, если бы сюда не пришли первые монахи-отшельники. По преданию, это были преподобные Савватий и Герман.

Молодой инок Герман, когда скончался преподобный Савватий, привел на острова преподобного Зосиму, считающегося основателем Соловецкого монастыря.

Первые деревянные церкви — Успенская, Никольская и Преображенская, были построены уже к 1460-му году. Тогда же возвели и трапезную.

Из Великого Новгорода пришла жалованная грамота Ивана Третьего, и соловки стали центром православия Поморья.

Главной целью было насаждение христианства среди местного языческого населения.

К началу 16 века имелось уже несколько грамот, дарующих монахам множество привилегий.

На каком море находится Соловецкий монастырь: что нужно знать перед посещением обители

Но дело продвигалось туго, и на Белое море был послан святой Филипп.

Он вошел в историю, как человек, способствовавший экономическому процветанию, и сделавший очень многое для укрепления ее авторитета.

Во времена Филиппа братия начала заниматься традиционными для монахов ремеслами – иконописью, книгоизданием. Были построены дороги, а между озерами – прорыты каналы.

При Филиппе появились первые каменные постройки и гавань для прибывающих судов.

Филипп за заслуги был назначен митрополитом Московским. Но это стало для него роковым. Осудивший Ивана Грозного, он провел остаток жизни в суровой опале.

Впервые, Соловецкий монастырь был использован как место ссылки в 1554 году. Бывший настоятель Троице-Сергиева монастыря, игумен Артемий вошел в истрию, как первый соловецкий узник.

Спустя четверть века, на островах построили и первый острог.

16-17 века стали временем бесконечных набегов шведских войск. Тогда на территории монастыря были выстроены военные укрепления

 

В 1637 году царь Михаил Федорович решил, что братия поднаторела в военном искусстве, воеводу отозвали, а его функции передали настоятелю монастыря.

В 1653 году патриарх Никон провел церковную реформу, но Соловки оказались в числе несогласных. С того момента началось двадцатилетнее противостояние.

В 1668 году Белое море прибыли стрельцы, в чьи обязанности входило изгнать ослушников. Получившие хорошую боевую закалку «братья» легко выпроводили стрельцов с территории монастыря.

Однако Москва умела настаивать на своем. Решили взять крепость штурмом.

Первая попытка провалилась, но в январе 1676 года стены не выдержал осаду.

Руководители мятежа, вошедшего в историю как «соловецкое восстание», были казнены.

 

В 18 веке частым гостем на Соловках был Петр Первый. Именно здесь подготовили знаменитую переброску кораблей по суше в Ладожское озеро.

Это стало частью успешной войны со Швецией, а на Неве появился город Санкт-Петербург.

Петр считал, что заслуга в последнюю очередь принадлежала братии и может даже более. Ведь в «благодарность» монастырь был лишен земель находящихся на материке.

Окончательное разоружение Соловецких островов произошло в 1814 году. Тогда обитель сложила свои военные полномочия.

И все же он еще раз подвергся нападению. Произошло это в 1854 году. К его стенам подошла английская эскадра. Дальше выстрелов дело не пошло. Увидев внушительные стены, «джентльмены» сбежали.

В 1918 году сюда прибыли красноармейцы, первым делом конфисковавшие часть продовольственного запаса.

Два года спустя появилась комиссия во главе с Кедровым, который ликвидировал обитель.

Последнего настоятеля, Архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора заживо сожгли в 1928 году, на пасху, в лесной избе около реки Лодьма (сколько в этих словах правды, а сколько лжи демократического угара, уже не скажет никто).

С 1922 по 1939 год, Соловки использовались исключительно как место ссылки. За это время, в лагерях отбыли срок несколько тысяч заключенных.

В 1939 году лагерь перевели, теперь здесь разместился учебный отряд Северного флота. Во время войны здесь работала школа юнг.

В 90-е годы памятники начали восстанавливать. Тогда же на острове открыли музей. Вернулась православная церковь.

 

Сейчас Соловки имеют статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ.

Карта Соловков

Где находятся и как добраться на Соловки

Интересные факты о Соловецком монастыре

Соловки, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Соловки — архипелаг в Белом море, который прославился Соловецким монастырем и историко-архитектурным природным комплексом. Данный архипелаг насчитывает более 100 различных островов, но крупнейшим из них является Соловецкий остров площадью в 246 км². Вместе со своими достопримечательностями, он вошел в 1000 популярных мест мира по версии нашего сайта.

Территориально Соловки расположены в Архангельской области, Россия, в Онежской губе. Добраться туда можно двумя способами: самолетом из Архангельска, что занимает примерно 50 минут, либо на теплоходе из прибрежных городов Карелии, что занимает от 2 до 4 часов. Для туристов Соловки — это, прежде всего, уникальная природа, памятники истории и архитектуры. Пятикилометровая акватория вокруг архипелага считается особо охраняемой территорией государственного значения.

Одним из наиболее почитаемых духовных объектов архипелага является мужской ставропигиальный монастырь. Иногда его называют Спасо-Преображенским монастырем. Он был возведен из камня в XV веке, не раз осаждался, но выстоял до наших дней. В советское время в нем был организован первый лагерь особого назначения.

Другое важное сооружение на острове — это Государственный этнографический музей-заповедник. Он был создан в 1967 году и вскоре стал одним из крупнейших музеев страны. Уникальность этого музея заключается в наличии громадного языческого святилища с культовыми и погребальными сооружениями.

В парниках местного Ботанического сада растут самые северные в мире арбузы и персики. Большой Заячий остров встречает гостей часовней Андрея Первозванного, построенной во время правления Петра I. Рукотворная дамба от Соловецкого кремля ведет к другому острову.

Почти невозможно осмотреть все Соловки разом, но если поставить цель увидеть какие-то определенные природные или архитектурные достопримечательности архипелага, то можно управиться и за одну поездку. В июне-июле на островах можно застать самые настоящие белые ночи. В середине лета здесь почти не темнеет.

Фото достопримечательности: Соловки

 

Соловки на карте:

На каком море находится Соловецкий монастырь?

Крепость воздвигнута на узком перешейке между бухтой Благополучия Белого моря и оз. Святое. В плане крепость имеет форму вытянутого в направлении север-юг пятиугольника (площадь около 3 гектар), она фланкирована по углам круглыми башнями — Никольской, Корожной (Сторожевой), Прядильной (Стратилатовской), Белой (Головленковой) и Архангельской.(фото 1-3) 

рис.1рис.2рис.3рис.4

Толщина стен у основания достигает 7 м, на уровне боевых галерей — до 4,5 м, высота — до 8-11 м, башен – 30-34 м; длина стен по внешнему периметру- 1084 . Массив стен сложен из валунов с применением известкового раствора и кирпича (бойницы, столбы ограждения, парапеты прясел, своды ворот и печур). Башни имеют по 4 боевых яруса; увенчаны высокими деревянными шатрами со смотровыми площадками наверху.(4-12)

рис.5рис.6рис.7

рис.8рис.9рис.10рис.11рис.12

 При строительстве в систему крепости были включены Сушило и Поварня с квасоварней, укрепленные (1621) Пристенком с двумя воротами и башнями в углах. В крепостной стене устроены 8 ворот, из которых трое — башенные, имеющие снаружи выступы-захабы. (13,14) Необходимость строительства крепости была вызвана неспокойным временем последней четверти 16 в., когда Россия в ходе Ливонских войн, неуспешных для нее, утратила свои балтийские владения, северо-запад русского государства был постоянно подвержен набегам шведов и финнов. Летом 1571 года неподалеку от Соловков появились шведские корабли. Не имевший ни крепостных стен, ни воинского отряда, ни оружия, ни боезапаса беззащитный монастырь мог при случае стать лёгкой добычей для неприятеля. Это побудило игумена Варлаама обратиться к царю с просьбой учинить на острове крепость с надлежащим гарнизоном. В 1578 г. на острова прибыл воевода Михаил Озеров, под руководством которого монастырские плотники выстроили прямоугольный в плане деревянный острог с угловыми башнями. Воеводой были также привезены вооружение и боеприпас. Был набран из крестьян первый военный гарнизон.(фото 15)

рис.13рис.14рис.15

Однако из-за частых набегов западных соседей на поморов, было решено построить каменную крепость "вкруг" главных храмов и келий Соловецкого монастыря. Крепость возведена в 1582-1594 (1596) гг. по указу Ивана IV, подтвержденному грамотой Федора Иоанновича, для защиты Беломорья от шведской экспансии. Московский воевода Михаил Озеров построил сначала деревянный острог (1578); деревянные остроги были выстроены в Ринозере, Суме, Керети, Коле, Сороке. Уже в 1582 году летописец сообщает: "Того же году на Соловки приехал игумен Иаков с Москвы от государю и начат делати на Соловках город каменной". Почти четырнадцать лет немалыми усилиями монахов и множества работников продолжалось его строительство. Только в 1596 году последний раз были "наняты наймиты к городовому делу каменному" и крепость вошла в строй действующих. Строительство возглавили вологодский "городовой мастер" Иван Михайлов и Соловецкий монах Трифон.(фото 16-18)

рис.16рис.17рис.18

Ярко выраженные индивидуальные черты присущи многим сооружениям монастыря, но даже среди них своей незаурядностью выделяется Крепость.

Самое интересное в нем — необычный строительный материал — природный валун, из которого выложены ее стены, сообщая Крепости неповторимый художественный облик. (фото 19-23). 

рис.19рис.20рис.21рис.22

Как и многие оборонные сооружения своего времени, она отвечала последним достижениям фортификационного искусства. Ее стены были рассчитаны на круговую оборону, имели прямую трассировку и два яруса боя. Сильно выдвинутые вперед башни позволяли успешно вести как фронтальный, так и фланговый огонь. При разработке плана учитывались особенности ландшафта для усиления обороноспособности крепости. Из-за узкого участка между бухтой и Святым озером крепость получила форму сильно вытянутого с севера на юг пятиугольника. Восточные и западные крепостные стены, огражденные водой, не нуждались в усиленной обороне и потому не отличались ни высотой (шесть-семь метров), ни отвесностью, ни частотой башен. Напротив, открытые в поле северная и южная стены при толщине до шести метров достигают одиннадцатиметровой высоты и снабжены близко стоящими друг к другу башнями. На высоких шатрах башен для наблюдения за приближающимся противником устроены смотровые вышки. С севера вход в монастырь организован через большие ворота у Никольской башни. Они были прорублены только в начале XIX века из старой бойницы. (фото 24,25).

рис.23рис.24рис.25

рис.26рис.27рис.28

 Древние проездные ворота — а их было шесть — невелики по размерам и выходят на защищенные морем и озером стороны (фото 26-31). 

рис.29рис.30рис.31

Главные ворота — Святые ворота выделены по западному фронту парадной пристройкой. (фото 32-35).

рис.32рис.33рис.34рис.35

 Меньшего размера проходные ворота находились в Никольской, Корожной и Белой башнях. С появлением Пристенка в крепости прибавилось еще двое ворот. Изнутри массив валунной кладки через определенные интервалы прерывается глубокими боевыми камерами бойниц подошвенного боя. (фото 36,37) Более облегченно решена верхняя часть стен, где площадка боевого хода ограничена кирпичным парапетом с поддерживающими кровлю прямоугольными столбами. Входы на обходную галерею устроены обычно недалеко от башен. Рядом с ними в толще стен располагаются небольшие камеры для хранения боеприпасов. Сама галерея — широкая и светлая — позволяла быстро передвигаться и вести огонь из многочисленных амбразур верхнего боя. (фото 38.39)

рис.36рис.37рис.38рис.39рис.40рис.41

В начале XVII столетия дополнительно укрепляются, казалось бы неприступные, северная и южная стороны крепости, где в нескольких метрах от стен устраиваются уникальные для оборонно-строительной практики того времени широкие, обложенные массивным валуном рвы.

С северной стороны их верх (вал) был усилен "обвостроенным тыном" — стоящими вплотную друг к другу заостренными бревнами. Через южный ров из Святого озера в море была пропущена вода. В настоящее время сохранились лишь остатки северного рва.(фото 40) Свою боеспособность крепость вполне испытала в 1668-1676 гг., выдержав восьмилетнюю осаду. Обороняться пришлось не от иноземных врагов, а от своих же русских войск, направленных в Соловки по распоряжению царя Алексея Михайловича. Соловецкий монастырь стал в эти годы центром старообрядческого сопротивления церковным реформам, проводимым Патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем. Крепость была взята только благодаря предателю, указавшему осаждавшим монастырь войскам тайный ход в Крепость.(фото 41-42) Еще одно испытание пришлось пережить Крепости уже в середине 19 в., когда в годы Крымской войны монастырь подвергся бомбардировке двумя английскими кораблями. По свидетельству очевидцев, обстрел длился свыше 8 часов, по монастырю было выпущено около 2000 снарядов, впрочем, не причинившим древним стенам никакого серьезного ущерба. (фото 43-46) Созданная для участия в крупных боевых операциях, обладавшая лучшими свойствами фортификационных сооружений к. 16-перв.пол. 17 в., Соловецкая крепость практически в боевых действиях не участвовала. Очевидно, одного грозного вида, славы о неприступности обители было достаточно для того, чтобы возможные враги не предпринимали нападений.

рис.42рис.43рис.44

рис.45рис.46

Аннотация к фото.

1. Аэрофотосъемка 2002 г. 2. Схема крепости. 3. Изображение крепости (18 в.) 4-7. Фото с юго-востока, юго-запада, северо-запада. 8-12. Виды боевого хода крепости. 13 Сушило 14. Пристенок. 15. Могила воеводы Михаила Озерова у стен Спасо-Преображенского собора. Озеров погиб в 1579 году во время защиты Кеми при нападении скандинавов. 16-18.

На каком море стоит Соловецкий монастырь: православная обитель на Соловецких островах

Изображения крепости инженер- подпоручика Васильева. Кон. 18 в. 19-22. Фрагменты валунной кладки крепости. 23. «Красный тес» кровель крепости. 24. Никольские ворота у Никольской башни. 25. Никольские ворота изнутри на фото 19 в. 26-28. Рыбные (Сельдяные) ворота. 29-30. Святоозерские ворота. Виды снаружи и изнутри крепости. 31. Архангельские ворота. 32. Святые ворота на фото нач. 20 в. 33-35. Комплекс святых ворот с проездной аркой под Благовещенской церковью. 36-37. «Печуры» бойниц подошвенного боя. 38. Лестница на боевой ход стены у Прядильной башни. 40. Северный крепостной ров. 41-42. Страницы рукописи 18 века «Описание лицевое осады и разорения монастыря Соловецкого». 43. Гравюра 19 в., изображающая бомбардировку Соловецкого монастыря англичанами в 1854 году. 44. Закладная доска 19 в. на прясле крепости, описывающая события бомбардировки 1854 г. 45. Фото нач. 20 в. Монах у пушки. 46. Фото нач. 20 в. «Арсенал». Старинное военное оружие и боеприпасы были собраны в Успенской башне.

В лето 1731 он же келарь иеромонах Геннадий на берегу у анбаров сделал рож подымать из ладей лошадьми гафилем; а прежде того носили братия и трудники, и выгружали одну ладью дни по три и больше. А как стали лошадьми машиною выгружать — то и одним днем выгружают.

Того ж года он же келарь сделал против солянаго анбара на берегу пристань каменную. …

Келарь иеромонах Геннадий сделал в квасоварне кожух; а прежде не было, и весьма было чадно, а ныне не чадно; и квас носили в погреб люди, а ныне потоком льют, подымают из чанов насосом.

В лето 1733 им же келарем Геннадием архива разобрана и написаны две книги переписныя; ящики новые с надписанием, какия где грамоты и крепости, и у окна затвор сделал железной и двери железныя, а прежде были деревянныя.

В лето 1734 он же келарь канаты спущать устроил в монастыре; а прежде того не спущали, а покупали их у города Архангельскаго. 

Того ж года он же келарь за губою сделал чан, и опущен в яму, в которой ныне смолу льют; над тою ямою анбар сделан, а прежде того стояла в бочках и в чанах, и много было утраты, и опасность была не малая. …

В лето 1743 переделаны пристани против святых ворот да у гостиной. 

Того ж года в августе месяце святыя вороты поправлены. …

В лето 1745 в трапезе сделано четыре окна больших и окончины стекольчатыя; а прежде того были окна малыя. …

Того ж года в июле месяце под святыми воротами мост каменной новой сделан и ступени новыя деревянныя.

Того ж года к соборной церкви Преображения Господня крыльцо сделано новое и ворота.

В лето 1748 соборная церковь по вонную сторону выбелена.

Того ж года на берегу на пристани анбар двужильной сделан.

Да в том же году в Сумском остроге церковь Успения Пресвятыя Богородицы поправлена и освящена им же архимандритом Геннадием ноября 20 дня.

В лето 1749 месяца майя в Сумском остроге перенесен крест господень на каменной фундамент с горы погребательныя, разстоянием 5 сажен, за ветхостию и осыпкою горы, где изначала был поставлен от градских врат 6 сажен, коштом архимандрита Геннадия.

Того ж года в Сумском остроге градския выходныя ворота поправлены.

Того ж года Чудотворцовой церкви колокольня вновь поправлена, и круг часовой со словами переделан новой; слова со стрелою позолочены вновь, а стрелка сделана новая: чтоб обращалась по словам, а круг недвижим был; а прежде сего круг ходил, а стрелка неподвижима была на верьху.

Того ж года у новаго анбара, на пристани, каменная пристань сделана, и для выгрузки хлеба из ладей гафиль новой сделан.

В лето 1750 в апреле месяце в Сумском остроге поставлен на берегу подле города анбар двужильной о четырех апартаментах. …

Того ж года на берегу у мужской гостиной сделана пристань каменная.

В лето 1752 в Сумском остроге сделан новой конской двор с конюшнею и при нем в той же связи коровий двор с хлевами, крыт на два ската в два теса.

Того ж года построены переходы каменные от соборной церкви к Чудотворцовой вместо прежних деревянных, а пол настлан кирпичем.

В лето 1753 в июле месяце сделаны к Успенской церкви у трапезы в паперти своды каменные; под ними два чулана, и мост белым камением плитным намощен в паперти и по переходам до ризной, от ризной до соборной паперти ж кирпичем намощено.

Того ж года построена часовня каменная четыреугольная с осмериком вместо прежней деревянной, где погребен был преподобный Савватий и где преподобный Герман почивает, и архиепископ Вологодский Маркел.

Соловецкий монастырь – мощная крепость на Соловецких островах России

От северной стены сделаны надписи две на каменных плитах с надписанием.

Другая часовня подле церкви Чудотворцовой от севера во имя преподобнаго Иринарха, игумена Соловецкаго, каменная, со сводом, где он и погребен. От северной же стены вделана надпись на белой каменной плите. У онаго дела мастер был холмогорец Михайло Авксентьев с товарищи. За работу им дано 125 рублев. При той же работе было черноработцев тритцать человек; найма ряжено во все лето по 8 рублев человеку, итого 240 рублев. К оным часовням на связи пошло железа заводскаго полосоваго 50 пуд 24 фунта, по 64 3/4 пуд, итого 32 рубли 76 копеек с половиною; прутоваго один пуд тритцать один фунт, по 88 3/4 копеек пуд, итого 1 рубль 40 копеек с половиною. …

В лето 1755 в соборной Преображенской церкви под папертью от церковных дверей до книгохранительной сделаны своды каменные". ( Бороздин А.К. Летописец Соловецкого монастыря, в коем повествуется о начале построения его… по 1760 год. М., 1790.)

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *