Общественным транспортом

Из Москвы

От г. Москвы до г. Сергиева Посада: электричкой с Ярославского вокзала (метро Комсомольская) или автобусом № 388 от ВВЦ (метро ВДНХ).

От г. Сергиева Посада до села Нагорье автобусом № 116 с автовокзала (находится рядом с ж/д вокзалом) согласно расписанию:

  • зимнее время с 1 октября по 30 апреля – в 9:00 и в 16:00.
  • летнее время с 1 мая по 30 сентября – с понедельника по четверг в 9:00 и в 16:00, с пятницы по воскресение в 8:30 и в 14:30.

Расписание можно уточнить по телефонам автовокзала: +7 496 540‑62-90, +7 496 540‑98-10

Автобус идет 1,5 часа. Нагорье – конечная остановка.

От с. Нагорье до монастыря 16 км. Монастырская машина встретит Вас, если Вы накануне позвоните в монастырь и предупредите о времени приезда.

Из Ярославля

От г. Ярославля до г. Переславля-Залесского автобусом.

От г. Переславля-Залесского до местечка Сольба автобусом № 106 или 110. Можно ехать любым автобусом до с. Нагорье, но в этом случае нужно договориться с монастырем, чтобы монастырская машина встретила Вас в Нагорье и довезла до Сольбы.

Расписание автобусов № 110, 106 Переславль – Нагорье – Сольба – Дмитриевское

Из Переславля на Сольбу:

Из Сольбы в Переславль:

Автомобилем

Координаты для автомобильных навигаторов GPS: 56°59′54″ с. ш. 38°24′53″ в. д.

Из Москвы

Через г. Сергиев Посад: при выезде из Сергиева Посада на развилке Ярославль – Углич повернуть на Углич, проехать около 35 км до развилки Калязин – Нагорье и повернуть на Нагорье, проехать еще 37 км до с. Нагорье, далее по направлению на Углич проехать ок. 9 км до развилки Углич – Дмитриевское, далее прямо, на с. Дмитриевское. Проехав ок. 7 км Вы будете на Сольбе, монастырь находится прямо у дороги. На всех поворотах имеются указатели «Николо-Сольбинский женский монастырь».

Через г. Переславль-Залесский: в г. Переславле повернуть у «Ботика Петра I» на Нагорье, от с. Нагорье по направлению на Углич проехать ок. 9 км до развилки Углич – Дмитриевское и повернуть на с. Дмитриевское. Через 7 км Вы в монастыре. На всех поворотах есть указатели на Николо-Сольбинский женский монастырь.

Из Ярославля

Не доезжая 11 км до г. Переславля-Залесского у памятника «Танк Кошкина» поворот направо на с. Лыченцы, ехать далее не сворачивая по главной дороге ок. 51 км (есть указатель), на главной дороге стоит монастырь.

Игумения Еротиида (Гажу Елена Михайловна)

Родилась 18 октября 1965 года в г. Кишиневе.
Получила высшее образование.
В 1988 году поступила в Толгский женский монастырь, пострижена в иночество в 1989 году, в монашество – в 1994 г.
В 1999 году назначена настоятельницей Николо-Сольбинского женского монастыря.

Награды:

  • Орден Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени, 18.10.2005 г.
  • Патриаршая награда «Право ношения креста с украшениями», 08.04.2014 г.
  • Орден Святого Страстотерпца Царя Николая за заслуги в развитии Российской Государственности и многолетние труды во славу Русской Православной Церкви, вручен 01.11.2011 г. Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Восточно-Американским Иларионом.
  • Орден «Честь и Слава Великой России» за выдающийся вклад в дело духовного возрождения монашеской жизни монастырей; за участие в общественных проектах, направленных на духовно-нравственное становление нации, 2016 г.
  • Орден «За веру и верность», 21.09.2016 г.
  • Юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира», 02.09.2015 г.
  • Юбилейная медаль «700-летие явления Толгской иконы Божией Матери» за возрождение Свято-Введенского Толгского монастыря, 21.08. 2014 г.
  • Медаль «Святая Императрица Александра Федоровна» за полезные труды I степени, в благодарность за многолетнее служение на благо Русской Православной Церкви, за большой вклад в дело просвещения и социального служения, за безграничную любовь к Богу и людям, 18.10.2015 г. Международный фонд «Царский».
  • Медаль «Русская Земля» Общероссийского общественного движения «Россия Православная», 13.07.2009 г.
  • Медаль «За верность долгу и Отечеству», вручена 12.08.2008 г. маршалом Советского Союза В.Г. Куликовым.
  • Памятная медаль благотворительного фонда «Энциклопедия Серафима Саровского».
  • Юбилейный знак почета Международного фонда «Царский», 23.09.2010 г.
  • Почетная грамота Губернатора Ярославской области за укрепление духовных традиций и нравственных основ, большую просветительскую деятельность и в связи с 1015-летием основания Ростово-Ярославской епархии, октябрь 2006 г.
  • Грамота Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла в память 20-летия возрождения Свято-Введенского Толгского женского монастыря за труды, положенные на восстановление древней и святой обители, 2008 г.
  • Архиерейская грамота в благодарность за труды во славу Матери-Церкви на Ярославской земле, 18.05.2013 г.
  • Архиерейская грамота в благословение и благодарность за понесенные труды во славу Святой Матери-Церкви в Переславской епархии, 23.06.2016 г.
  • Архиерейская грамота в благословение и благодарность за понесенные труды во славу Святой Матери-Церкви в Переславской епархии, 26.06.2017 г.
  • Архиерейская грамота в благословение и благодарность за понесенные труды во славу Святой Матери-Церкви в Переславской епархии, 08.01.2017 г.
  • Почетная грамота Российского Красного Креста за добросовестную активную работу во имя служения идеям милосердия и гуманизма, 11.04.2017 г.
  • Благодарственное письмо епископа Переславского и Угличского Феоктиста директору ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» игумении Еротииде (Гажу) за жертвенное служение делу образования и духовно-нравственного воспитания воспитанниц ЧОУ «Добрая школа на Сольбе», 22.06.2019 г.
  • Благодарственное письмо Департамента образования Ярославской области.
  • Благодарственное письмо Главы Переславского муниципального района В.М. Денисюка директору ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» игумении Еротииде (Гажу) за успехи, достигнутые выпускниками в обучении, 2016 г.
  • Благодарственное письмо Главы Переславского муниципального района В.М. Денисюка директору ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» игумении Еротииде (Гажу) за организацию учебно-воспитательного процесса и достижение высоких результатов воспитанницами школы, 2017 г.
  • Благодарственное письмо Уральского гуманитарного института за успешную учебу и приверженность идеям просвещения 04.07.2013 г.

ИСТОРИЯ СЕМЬИ

Семья у нас большая, дружная: 5 сестер и брат. Нас с малолетства воспитывали в православной вере, соблюдали все правила и традиции православной церкви: молились, постились, причащались, ездили по святым местам, каждое воскресенье ходили в храм вместе с родителями. Нас всех приучали к труду, уважению старших. Родители были люди простые, рабочие. В праздники дома бывало особенно торжественно, приезжало много гостей, среди которых были священники. Вся моя семья, кроме старшей сестры, выбрала путь служения Богу в монашеском чине, это благодаря родителям, которые сами в свое время очень хотели посвятить свою жизнь Богу.

Мой дедушка Александр был глубоко верующим, добрым человеком, все время молился. У них с бабушкой было десять детей. Папа был самым старшим. Когда ему было 18 лет, он с бабушкой поехал в Кицканский монастырь (пригород г. Бендеры в Молдавии), в котором очень хотел остаться. В этот день после службы объявили о закрытии монастыря. Всех стали выгонять из храма, насильно вытаскивали. Папа взялся за амвонную оградку и сказал, что никуда не уйдет. Бабушка его уговаривала, она говорила: «Пойдем, Миша, времена меняются, правители меняются, ты еще молодой, еще успеешь, все впереди». Они ушли домой. Когда вернулись, дедушки дома уже не было: его забрали и отправили в ссылку. Дедушку потом вернули, а после забрали уже навсегда. В наше время нашли сведения, что его расстреляли в России, в Сибири. Бабушку со всеми детьми тоже сослали в Сибирь. Самый младший братик был тогда младенчиком. Десять лет были в ссылке. Папа работал в шахтах на золотодобыче, заботился о всей семье. Потом все вернулись на родину. Бабушке нужна была помощница по хозяйству, для этого она благословила папу жениться на маме. Бабушки родителей были знакомы еще до ссылки. По благословению родители поженились, хотя ранее не знали друг друга.

У папы всю жизнь было желание служить Богу. Когда он вышел на пенсию, то поступил в монастырь, тот самый, в котором когда-то в юности хотел остаться. Этот монастырь открылся после лихолетья. Туда, по промыслу Божию, был назначен на кафедру архиереем владыка Викентий, ныне Митрополит Ташкенсткий и Узбекистанский, родители которого были близки с моими родителями. В этом монастыре мои родители приняли монашеский постриг. Владыка благословил маму в женский монастырь. А папа до последних дней служил все в том же монастыре, выполняя разные послушания. Несмотря на преклонный возраст, он поступил в семинарию, учился, очень старался, был рукоположен в диаконы, потом в священники. Скончался в 1995 году, похоронен на монастырском кладбище. Папа знал, когда умрет; он сказал келейнику, что через несколько дней приедет женщина, у которой много дочерей по монастырям, ей нужно отдать посылку. Нам папа оставил посылку и письмо.

После смерти папы владыка Викентий благословил маму в Дивеевский монастырь, где она подвизалась 10 лет. Я забрала ее на Сольбу, когда мама очень сильно заболела, постаралась сделать для нее все возможное, чтобы обеспечить спокойную старость. Сейчас мама несет послушение молиться за монастырь, за всех, просящих молитвенной помощи, особенно за благодетелей.

ИСТОРИЯ МОНАХИНИ

Мама в детстве имела большую любовь к монашествующим, мечтала о такой жизни, особенно уважала священнослужителей. И детей воспитывала почитать и уважать их. До рождения каждого из нас молилась о будущем ребенке. Всех нас вручила Богу еще до рождения.

Я получила образование в миру технолога общественного питания, но никогда не работала по специальности, сразу призвана была Господом на служение Церкви. Пока была школьницей, ездила по монастырям. 7 ноября 1984 года по благословению своих родителей и духовного отца приехала в г. Сергиев Посад, где три года трудилась по послушанию в Московской Духовной Академии: вела учет продуктов на продовольственном складе.

12 марта 1988 года приехала в только что открывшийся Толгский монастырь, где осталась. Это первый в России монастырь, открывшийся после гонений. Был один в Молдавии, в Эстонии, несколько на Украине. Поступить было трудно, особенно молодому человеку. Все молодые люди должны были числиться на мирской работе, иметь прописку по месту жительства.

Моя старшая сестра, монахиня Филофея, уже жила в Покровском монастыре в г. Киеве. Мы ее навещали. Сестры Покровского монастыря обязательно работали в городе на разных работах: санитарками, медсестрами, уборщицами. Когда власти приезжали с проверками в монастыри, сестры прятались на чердаках. Государство следило за тем, чтобы молодежь не поступала в монастыри. Кроме работы в миру, сестры выполняли все монастырские послушания. Так жили в то время.

Я оказалась одной из первых послушниц Толгского монастыря. Была свидетельницей возрождения из руин этой славной обители. Через 11 месяцев была пострижена в инокини, через несколько лет – в монахини. Несла различные послушания 11 лет.

Самое первое послушание было на кухне. Правящий тогда владыка Платон назначил меня «заведующей столовой». Приходилось заниматься и снабжением, и складами, и приготовлением пищи. В то время уже в монастыре работало более 70 человек: реставраторы, охранники, водители, электрик, сантехник. По выходным приезжало очень много паломников. Их тоже приходилось кормить, обслуживать. За продуктами ездила в Ярославль, просила милостыню по предприятиям. Нужно было вернуться с продуктами, успеть приготовить и накормить, и это все без денег. Было такое чудо: всем всегда хватало еды и не оставалось лишнего, за что я очень переживала, так как не было холодильников, чтобы хранить продукты.

Трудилась на различных послушаниях: на просфорне, в прачечной, в газовой котельной, на цветах, в кедровой роще на пчельнике ухаживала за пчелами, пела на клиросе, шила, вышивала, участвовала в общих послушаниях. Была помощницей благочинной. Впоследствии сама несла послушание благочинной. По благословению владыки Михея пришлось организовать швейную мастерскую в г. Ярославле для пошива священнических и монашеских облачений.

Последние годы моей жизни на Толге были особенно тяжелыми: я очень болела, долго лежала в больнице, получила группу инвалидности. Не было надежды на жизнь. Первая ночь, проведенная на Сольбе явила настоящее чудо: на утро я оказалась совершенно здоровой, как будто оковы спали с меня, ощутила легкость, прилив сил, бодрое настроение. С тех пор не перестаю трудиться и благодарить Господа за Его всеблагой промысел о мне и о всех людях Божиих, за все те чудеса, которые постоянно происходят на глазах в нашей обители.

ИСТОРИЯ НАСТОЯТЕЛЬНИЦЫ

В 1999 году Указом владыки Михея меня назначили настоятельницей Николо-Сольбинского монастыря. Сначала со мной были три сестры из швейной мастерской. Когда я уезжала, они очень просили взять их с собой.

На Сольбе поменялось много настоятельниц в течение года. Когда меня назначили, никакой надежды не было, что можно здесь что-то сделать, до того запущено было.

Когда сюда приехали, я думала: хоть был бы какой уголочек, чтобы Литургию служить, чтобы печка была для тепла. Кто мог тогда представить, что такое чудо будет, монастырь возродится.

Первое лето на Сольбе я почти не спала – столько энергии было. Перед тем, как меня сюда направили, писала письма о. Иоанну (Крестьянкину), о. Кириллу (Павлову): я же такая больная, как меня могут назначить? И не получала ответов, пока не оказалась на Сольбе.

Сначала все время приходилось думать, как с голоду не умереть, места незнакомые, машины нет. Думала, чем буду кормить девочек здесь. Пришла такая мысль, что кабачки растут везде и без особого ухода, большими и их много. Готовить можно и сразу, и на зиму. Кабачки уродились! Мы и икру делали, и тушили, и жарили, и солили, и сушили, даже варенье варили.

На праздник преподобного Сергия владыка Михей пожертвовал нам первую машину. Стали грузить кабачки. Машина села до упора, я спрашиваю водителя: можно ли еще грузить? Можно, говорит, – мотор закипел. Поехали в Москву продавать, но не знали кому. Ходили по магазинам. Нашли одну женщину, у нее был овощной магазин. Она взяла все, дала 3 000 рублей – первый наш заработок.

С нами вместе в сестринском корпусе жили бомжи. А двери никакие не запирались. На Пасху они устроили себе праздник, выпили, конечно, на колокольню залезли, звонили, драться начали. И так целую неделю. Было страшно. Наконец, однажды утром я пошла к ним. Сама перекрестилась, их перекрестила и сонным скомандовала: «А ну собирайтесь и идите отсюда!». Удивительно, но послушались. Подошли к трансформатору, на прощанье хотели нам свет отключить. Я боялась, ведь ничего не закрывалось тогда. В конце концов, послушались меня эти бомжи и ушли от нас. Но долго еще эта история продолжалась, потому что они нам своих друзей, других бомжей, присылали.

Первые шесть лет возрождать обитель особенно помогал мой родной брат, владыка Феодосий, в то время иеромонах, насельник Троице-Сергиевой Лавры. У него тогда было послушание на просфорне в Лавре. И вот он выпечет просфоры — и к нам добирается. И каждый раз, когда сюда ехал, то все время думал, найдет ли нас живых и не случилось ли чего с нами. Он обязательно что-нибудь привезет покушать – и обратно на просфорню. Кого-нибудь из батюшек привезет, устроит службу поторжественнее, потому что он очень любит служить и сам хорошо службу ведет. Первое время у нас была большая проблема со священниками. Даже на одну службу было трудно выпросить кого-то, никто не хотел ехать, потому что останавливаться было негде.

Я ездила в Лавру и просила у благочинного (сейчас он – Архангельский владыка Даниил). Вот я стою целый день на проходной и жду, пока мне дадут батюшку. И всегда давали кого-нибудь. Однажды я поехала к владыке Феогносту и попросила моего брата, и владыка мне не отказал, он его благословил и с тех пор отец Феодосий служил у нас.

Он помогал и по стройке, и в хозяйственных делах, много жертвовал собой ради монастыря, а главное, его молитва на богослужениях вдохновляла и духовно поддерживала в самые тяжелые моменты. В 2005 году он был назначен Наместником монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме в Екатеринбурге, а в 2011 г. хиротонисан во епископа. Сейчас он возглавляет Исилькульскую епархию.

Теперь, конечно, монастырь преобразился.

Благодарю всех благодетелей, которые оказали посильную помощь в восстановлении обители. Их имена поминаются за каждым богослужением в особой молитве. Также они записаны в личных синодиках сестер. Если кто из благодетелей нуждается в молитвенной помощи, мы всегда откликаемся. Они становятся нашими близкими, к которым мы относимся с особой теплотой.

По милости Божией, я имела редкостную возможность руководствоваться в духовной жизни советами духовных людей, старцев и набираться опыта. Первые годы монашеской жизни встречалась и переписывалась с о. Иоанном (Крестьянкиным), а впоследствии с о. Кириллом (Павловым). Многим обязана владыке Викентию, которого приходилось мне часто беспокоить еще до поступления в монастырь; и даже сейчас, несмотря на свою немыслимую занятость, владыка всегда оказывает помощь и поддержку. С благодарностью вспоминаю игумена Бориса (Долженко), который оказался неравнодушен к моим трудностям, когда я болела, будучи насельницей Толгского монастыря. Батюшка был у нас в монастыре на Толге духовником. Особенно благодарю мою матушку, игумению Варвару, настоятельницу Толгского монастыря, за те уроки, свидетельствующие о подлинной любви, которые я получила под ее руководством. Сейчас у меня есть возможность осуществить то, чему я была научена, и, благодаря приобретенному опыту, помочь сестрам вверенной мне обители. Как меня учили и воспитывали, так и я стараюсь привить сестрам любовь к Господу и преданность служению Ему – это самое главное.

Поделитесь с друзьями:

Николо-Сольбинский женский монастырь

Как создать жизнь на острове? Как построить монастырь среди глухого леса, вдалеке от населенных пунктов – с нуля, на болоте и свалке? Более того, провести в лес коммуникации, построить 10 храмов, устроить детский приют и среднюю школу. Приезжайте в Николо-Сольбинский женский монастырь в местечке Сольба Ярославской области, чтобы убедиться воочию – у Господа все возможно.

Мы приехали на Сольбу в праздник Вознесения Господня и рассчитывали пробыть в обители около одного-двух дней. Но оказалось, в Николо-Сольбинском монастыре столько всего нужно было увидеть, сфотографировать, прочувствовать, что нам не хватило и четырех. А уж рассказать обо всех чудесах, связанных с возведением храмов, о масштабных мероприятиях, которые собирают в гостеприимной обители сотни человек, о просветительских проектах монастыря и многом другом в одном репортаже и вовсе не представляется возможным. О Сольбе можно говорить долго. Наше интервью с настоятельницей игуменией Еротиидой растянулось на три часа, и даже этого было недостаточно.

Между страхом и надеждой

Каждый из монастырей России имеет свою историю возрождения из руин после безбожных лет советской власти. Истории эти во многом схожие: разруха, осквернение, трудности восстановления, кушать нечего, средств нет, иной раз мирские люди живут на монастырской территории и прочее. Но история возрождения монастыря на Сольбе имеет свои особенности, которые в будущем предопределили миссию обители и ее проекты.

Николо-Сольбинский женский монастырь открылся одним из последних в Ярославской области. Место это очень отдаленное, глухое, вокруг на многие километры лес, до ближайшего города – Переславля-Залесского – 70 км, на большие расстоянии от обители разбросаны крошечные деревушки, в которых почти не осталось жителей.

После психиатрической больницы, размещавшейся здесь в советские годы, территория эта в сознании людей стала чем-то страшным. Санэпидемстанция боялась распространения заразы отсюда – такая была антисанитария. Поэтому в 1994 году монастырь (точнее то, что от него осталось) передали Церкви.

Матушка Еротиида приехала на Сольбу с тремя молоденькими сестрами (16, 17 и 18 лет) зимой 1999 года. Чуть позже прибыли еще две сестры.

На территории монастыря сохранился только разрушенный и обезображенный Успенский храм и полуразрушенное двухэтажное здание, где жили бомжи. Там же пришлось поселиться и первым сестрам.

– Перекрытия были страшные, валились. Крыша – небо видно, – рассказывает игумения Еротиида. – Крысы бегали, тараканы как цепи свисали с потолка и падали под собственной тяжестью. Окон не было. В феврале еще лютая зима, рамы из окон вообще выпали, в помещение валил снег.

В одном здании с нами жили бомжи, брали все, что хотели, заглядывали в кастрюли, вели себя как хозяева. Двери никакие не закрывались.

У бомжей были металлические кровати, по краям которых они делали бортики из досок, сверху натягивали простыни и спали в этих похожих на гробы конструкциях. Я спрашивала: «Зачем вы так делаете?» Они объясняли: «Так теплее, не поддувает».

Мы с ними подружились, у нас была одна участь. А вот местное население – лишившийся заработка персонал психбольницы – было настроено к нам враждебно.

– Матушка, что было самым сложным на первых порах?

– Пришлось самим создавать инфраструктуру. Не было никаких коммуникаций: ни водопровода, ни канализации, ни телефона. Провода под напряжением валялись на земле, столбы сгнили. Мы тянули сюда электричество из Переславля, меняли сечение проводов на всем пути, ставили новые столбы.

Увеличение мощности заняло несколько этапов, и за каждый из них я билась, всякий раз мы проходили невероятные теснины и сложности. Мне говорили, что все это нереально, надо забыть об этом; чтобы получить достаточную мощность, нужно в Переславле менять подстанцию! И пришлось менять.

Провели оптоволокно, интернет, сделали дороги, которых не было, пробурили скважины. В 2013 году путем неимоверных трудностей ради монастыря и его проектов на Сольбу был проведен газ из Переславля-Залесского. Попутно были газифицированы все деревни.

С людьми и для людей

Постепенно матушка Еротиида знакомилась с округой.

– Такая тоска была везде, куда ни посмотришь, любая деревня – уныние и упадок. Беднота, беда страшная. Старенькие люди умирали как нелюди – в унынии, в грязи, в болезни, не нужные, неизвестные.

В школе учителя обзывали детей, унижали. Один учитель на четыре класса, все дети занимались вместе. Какое тут можно получить образование?

В больнице не было даже одноразовых шприцов, оборудование советских времен.

А что творилось в колхозе! За бутылку водки резали коров каждый день, ругались матом, кидали окурки в молоко. Это было настоящее беснование, затмение умов. Позднее мы оформили документы, сделали реорганизацию колхоза. Пять лет поднимали эту ферму, для того чтобы люди работали, получали зарплату и были примером для своих детей.

Я не знала, что делать, когда меня поглотила эта общая человеческая скорбь, не видела выхода. Пыталась понять волю Божию, что хочет от меня Бог. И тогда пришла мысль, что надо помогать людям. Идея возрождения монастыря была связана именно с печалью о людях. Я поняла, что им нужен источник для утоления духовной жажды.

Начали с молитвы. С первых дней игумения Еротиида установила распорядок дня, ежедневно совершались богослужения, исполнялось монашеское правило, каждый день сестры крестным ходом обходили обитель, призывая милость Божию на это место. Именно молитвенное делание явилось той основой, благодаря которой и монастырь восстанавливается, и возрождается округа.

Наряду с монашеской жизнью сестры кормили людей, делились с ними тем, что имели, хотя обитель сама терпела нужду. В монастыре стали устраивать праздники. Это очень объединяет людей и смягчает души. Монастырская машина до сих пор каждое воскресенье привозит жителей из окрестных деревень на службы, потому что транспорт не ходит.

Монахини занимались с детьми. Когда при монастыре открылся детский приют и школа, некоторые деревенские дети поступили сюда на учебу. Вместе с девочками из приюта местные ребятишки имеют возможность ездить в поездки, на концерты, даже на море. На Рождество, Пасху, 9 мая воспитанницы приюта вместе с сестрами ходят по деревням с подарками, поют песни.

Монастырская служба милосердия оказывает помощь старикам, инвалидам, многодетным и бедным семьям в окрестных селениях, помогает одеждой, обувью, продуктами питания, по хозяйству. Обитель предоставляет возможность трудоустройства для местного населения.

– Современный монастырь должен развивать социальное направление, – считает игумения Еротиида, – потому что современные люди, поступающие в обитель, за редким исключением не готовы к монашеской жизни. Они созревают к служению Богу, приходят к понятию о монашестве, уже находясь в монастыре. И социальное служение помогает в этом. Тогда, конечно, польза миру от такого монашества будет очень большая.

В наше время монастырь должен быть таким, чтобы любому человеку было комфортно в нем находиться, чтобы человек не смущался, не боялся что-то спросить, чтобы он мог воспользоваться предлагаемыми обителью проектами. Люди ищут место, где бы их услышали и поняли, поэтому мы стараемся очень внимательно относиться к нуждам людей.

Необходимо собственным примером, жертвенным служением и любовью помогать людям приблизиться к Богу, утешать их. От себя отказаться в пользу ближнего. А если этого нет, у современного монаха начинаются уныние, скорби, болезни.

Человек должен раскрыться в Церкви. Я поняла, что надо создать в обители близкую к современному обществу среду. Это, конечно, не относится к сестрам, у них своя аскетическая жизнь.

«Добрая школа на Сольбе»

С 2007 года при монастыре открыт приют для девочек-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию. Тогда же начала свою работу средняя общеобразовательная школа «Добрая школа на Сольбе» с углубленным изучением музыки. Это единственная в России школа при монастыре, которая имеет лицензию и государственную аккредитацию, выпускницы получают аттестаты государственного образца.

В 2015 году открылся профессиональный колледж под тем же названием «Добрая школа на Сольбе». Это второй этап образовательно-воспитательной деятельности обители. Сейчас в колледже учатся студентки по дирижерско-хоровому направлению (регенты). Планируется открыть еще 6 специальностей: декоративно-прикладное искусство (керамика), моделирование и пошив одежды, вышивка, поварское и медицинское дело, живопись (иконопись), монументальное декоративное искусство (мозаика). В настоящее время колледж проходит лицензирование и государственную аккредитацию.

– В результате мы надеемся получить образованных людей, духовно и физически здоровых, патриотов своей страны, верных чад Русской Православной Церкви, которые вливаясь в современное общество, будут оздоравливать его, – поясняет матушка. – В связи с этим также развиваем направление сельского хозяйства, чтобы кормить учащихся натуральными продуктами и привлекать их к естественному труду, прививать семейные ценности, учить домоводству, гостеприимству, учить любить людей, уважать старших. Чтобы воспитать совокупность этих добродетелей в наших детях, прежде всего, надо работать над собой.

– В «Доброй школе на Сольбе» преподают монахини?

– Не только, есть и миряне. Сестры, которые имеют соответствующее образование, ведут занятия и в школе, и в колледже.

– Вы принимаете всех детей на обучение?

– Изначально брали всех, но поскольку сейчас очень много желающих, приоритет отдается тем, у кого развит музыкальный слух. У нас серьезная музыкальная подготовка, наши дети выходят из школы уже профессионалами. Детский хор «Сольба» поет на богослужениях, ездит по всей стране, часто выступает в Кремле. Они самостоятельно поют архиерейские службы и серьезные нотные произведения, которые исполняют опытные коллективы. Музыка – это ведь тоже проповедь. Много людей обратилось к Богу через детский хор.

Слава Богу, что сейчас открываются монастыри и на деле исполняется благословение Святейшего Патриарха Кирилла распространять в обителях богословские знания, организовывать курсы, открывать воскресные школы, воспитывать детей в духовно-нравственном ключе. В каждой епархии есть отдел образования и катехизации, социальный отдел. Это мощный рывок в сторону духовного просвещения, милость Божия, за которую нужно постоянно благодарить Господа.

– Матушка, социальные проекты и строительство требуют больших материальных затрат. Кто вам помогает?

– Благодетели, друзья монастыря, прихожане, паломники – Сольбинская обитель строится всем миром, каждый может внести свою лепту. Главный благодетель нашего монастыря, наш покровитель – святитель Николай. Мы молимся ему, просим помощи и разрешения всех проблем, и он, скорый помощник и чудотворец, посылает нам добрых людей, вразумляет, помогает. Мы не богаты, у нас просто ухоженно и со вкусом. Этим мы хотим Господу угодить.

Сольбинская весточка

Восемь раз в году на Сольбе проходят большие праздники, на которые собирается до 500 человек: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Пятидесятница, память апостолов Петра и Павла, Успение Богородицы, праздники святителя Николая.

В эти дни бывают выступления различных коллективов, театральные представления воспитанниц приюта, выставки, мастер-классы и многое другое. На Рождество устраиваются детские праздники. Приезжают не только дети из окрестных деревень и ближайших городов: Переславля-Залесского, Сергиева Посада, но также из Москвы, Ярославля и других мест.

По выходным проводятся лекции, беседы, показ и обсуждение фильмов. Раз в неделю в обитель приезжают преподаватели Московской духовной академии. В течение целого дня они читают богословские лекции.

На территории монастыря действуют выставки: как постоянные, так и временные, приуроченные к большим праздникам или событиям. Мы с интересом осмотрели экспозицию поразительных в своей глубине мозаичных картин, выполненных детьми.

Николо-Сольбинский монастырь включен в маршруты Золотого Кольца России, что является идеальным для экскурсий и паломнических поездок. Разработана программа индивидуального посещения: можно не только побывать на богослужении, но и пообщаться с сестрами, которые расскажут о Таинствах Церкви, о монашестве, ответят на вопросы.

Духовно-просветительская функция также развивается через сайт монастыря, социальные сети, еженедельную электронную газету «Сольбинская весточка», которая рассылается подписчикам по электронной почте.

Таким образом, сестры несут свет миру, просвещение и осуществляют миссионерскую деятельность, не выходя за стены обители.

Помимо многочисленных проектов, на Сольбе ведется научная работа по изучению истории монастыря в архивах страны, в планах – создание музея истории монашества.

– Паломники часто проявляют интерес к тому, как сестры попадают в монастырь, что заставляет их, отказавшись от мира, идти служить Богу, в чем смысл монашеской жизни, – отмечает игумения Еротиида. – Осознание того, что людям необходимо объяснять непонятные моменты, отвечать на волнующие их вопросы побудило нас к созданию музея, где можно будет узнать об истории монашества в России, познакомиться с подлинными документами, раскрывающими сущность монашества, увидеть уникальные рукодельные работы монашествующих, а также узнать о научных достижениях и открытиях, сделанных монахами, о вкладе монастырей в науку, искусство, просвещение.

Экспозиция планирует охватить разные стороны жизнедеятельности монастырей: сельское хозяйство, ремесла, образование, науку, богословие, литургику, миссионерство, благотворительность.

Один из новейших проектов обители – «Сольбинский сад». На обширной территории у речки Сольбы раскинется парковый комплекс с прудами, мостиком, дорожками, лавочками, беседками. По сути, экотуризм с разными элементами: от ландшафтной терапии и созерцания до активных видов досуга и монастырских послушаний в виде сбора трав, ягод, грибов.

Монастырь приглашает волонтеров и всех желающих поучаствовать в создании и благоустройстве заповедника, творчески потрудиться во славу Божию.

Живая вода

Интересуюсь у матушки Еротииды, не мешает ли калейдоскоп проектов и начинаний самим сестрам.

– Конечно, главное дело монаха – это молитва, изучение творений святых отцов, Священного Писания. Это подвиги, борьба со страстями, работа над собой и над тем, чтобы любить ближнего, чтобы приблизиться к Богу. Это отсечение своей воли, чтобы полностью придаться воли Божией. Поэтому с самых первых дней главной моей заботой было установление ежедневных богослужений и сестринского правила.

Моя душа была переполнена скорбью, что мир небрежно относится к Богу, к Церкви, что люди недостаточно уважительно относятся к священникам, и что у них неверное восприятие монашествующих.

В основном монахи для мирского человека – это люди, по крайней мере, ничего плохого не делающие. По их мнению, высшая цель в жизни человека – дети, а для чего существуют монастыри и монашество для многих непостижимо. А ведь если не будет монастырей, не будет молитвы, то не будет у нас ни семьи, ни здорового общества и вообще, – будущего. Монастыри стоят на страже спасения всего человечества, в монашеских обителях совершается ежедневная молитва за весь мир.

Очень печально и прискорбно, что люди не отдают первое место Богу в своей жизни, не ставят Его в приоритет, не видят в Нем Создателя, Отца, Питателя, да и просто не знают, Кто такой Бог. К сожалению, и среди тех, кто ходит в храм, не многие осознают, зачем они туда ходят. И даже в монастыре не все понимают глубокий смысл монашеской жизни, хотя приходят с полным желанием посвятить себя Богу.

Очень важно, что Святейший Патриарх Кирилл благословил социальное служение в монастырях. Современный человек зачастую настолько далек от духовных понятий, что именно социальная работа помогает ему приблизиться к истине, совлечься собственного эгоизма, человек мало-помалу научается добродетели, учится радоваться ей, начинает ощущать, что такое благодать.

Со временем благодать становится человеку дороже всего, дороже любых материальных ценностей. И тогда люди начинают понимать, для чего нужны монастыри. Таким образом, социальное служение помогает решать, в том числе, и проблему стереотипов о монашестве.

В будущем хотелось бы всю социальную службу перевести за пределы обители на прилегающую к монастырю территорию. Тогда сестры смогут больше углубляться в молитву, в духовное делание, заниматься рукоделиями, которыми издревле славились монастыри. Сейчас идет разработка проекта.

– Матушка, направления деятельности вашей обители очень обширны: и строительство, и социальные проекты, и образование, и сельское хозяйство. Все это требует специальных знаний.

– Меня часто спрашивают: «Кто Вы по профессии?» Я отвечаю: «Моя профессия – это служение Богу. Не зря святые отцы говорят, что монашество – наука из наук».

Когда-то на месте, где сейчас стоит монастырь, по берегам речки Сольбы жили угро-финские племена и «сольба» на их языке означало «живая вода». Теперь здесь бьет духовный родник, целебная вода которого питает не только окрестное население, но распространяется далеко за пределы обители.

Сегодня у посещающих монастырь гостей и паломников вызывает изумление этот монашеский остров среди бескрайних лесов. Трудно представить, что крепостные стены и белоснежные храмы со сверкающими куполами построены всего лишь 10-15 лет назад, что не так давно здесь царила мерзость запустения.

Встречаясь с приветливыми сестрами, которые готовы всегда прийти на помощь, подсказать, объяснить; знакомясь с веселыми и открытыми девочками из приюта, люди начинают согреваться, оттаивать. Становится легко и уютно, и понимаешь, что благодать Божия касается сердца…

Про гостеприимную обитель на Сольбе с ее удивительной историей, интересным настоящим и перспективным будущем мы будем рассказывать нашим читателям, думается, еще не раз – благо, поводов тому в ближайшее время ожидается не мало. Но лучше, как говорится, все увидеть своими глазами. Приезжайте на Сольбу! Здесь рады каждому.

Краткая справка

Настоятельница: игумения Еротиида (Гажу)

Храмы: Успения Пресвятой Богородицы; святителя Николая; святителя Спиридона Тримифунтского; преподобного Сергия Радонежского; преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских; великомученицы Варвары, мученицы Валентины, блаженной Ксении Петербургской; первоверховных апостолов Петра и Павла; Пресвятой Троицы

Часовни: Божией Матери «Спорительница хлебов»; святого благоверного князя Александра Невского; святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова); преподобных Максима Грека и Паисия Величковского

Святыни: старинная икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей; крест-мощевик и три ковчега с частицами мощей преподобных Глинских старцев, святителей Луки Крымского, Иннокентия и Филарета Московских, Игнатия Ростовского, Тихона, Патриарха Московского, Игнатия (Брянчанинова), Амвросия Медиоланского, Феодосия Черниговского, Митрофана Воронежского, Феофана Затворника, благоверной княгини Анны Новгородской, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобномученицы Елисаветы Московской, праведных Петра Великодвинского и Иоанна Русского, блаженных Матроны Московской и Феофила Киевского, мучеников Тараха и Андроника, священномучеников Ермолая Никомидийского и Антипы Пергамского, мучениц Агафоники и Евфрасии, преподобномученицы Евгении, преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских, 40 мучеников Севастийских, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, преподобных Герасима Иорданского и Моисея Угрина Печерского

Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *