Как же я люблю старейшину Джозефа Б. Виртлина! В 1897 году поэт Редьярд Киплинг обратился к Британской империи с такими словами, предостерегающими от гордыни:

Вражде и смуте есть конец;

вожди уходят и князья.

Лишь сокрушение сердец

– вот жертва вечная твоя.

Hymns,

Говоря о сокрушенном сердце как о «вечнойжертве”, Киплинг, очевидно, имел в виду слова царя Давида в 50-м псалме: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердц сокрушенно и смиренно” (стих 19). Слова Давида свидетельствуют о том, что даже в эпоху Ветхого Завета народ Господа понимал: Богу нужно отдавать свои сердца, поэтому одних лишь всесожжений недостаточно.

Жертвы, приносимые в устроение Моисея, символически указывали на искупительную жертву Мессии, Который один мог примирить грешного человека с Богом. Амулек учил: «И вот, это и есть полный смысл закона, который вполне указывает на ту великую и последнюю жертву… Сын Божий” (Алма 34:14).

Иисус Христос после Своего Воскресения возвестил народу Нового Света:

«Ваши жертвы и всесожжения должны прекратиться, ибо Я больше не приму …

И в жертву Мне вам надо приносить сокрушенное сердце и кающийся дух. И всякого, приходящего ко Мне с сокрушенным сердцем… Я буду крестить огнем и Духом Святым” (3 Нефий 9:19–20).

Что же такое сокрушенное сердце и кающийся дух? И почему это считается жертвой?

Как и во всем остальном, жизнь Спасителя стала для нас совершенным примером: несмотря на то, что Иисус из Назарета был совершенно безгрешен, Он всю жизнь прожил с сокрушенным сердцем и кающимся духом, что проявилось в Его подчинении воле Отца. «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (от Иоанна 6:38). Он сказал Своим ученикам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (от Матфея 11:29). А когда пришло время заплатить высшую жертву, связанную с Искуплением, Христос не уклонился от горькой чаши, но полностью предал Себя воле Отца.

Полное и совершенное подчинение Спасителя Вечному Отцу – вот сама суть сокрушенного сердца и кающегося духа. Пример Христа показывает, что сокрушенное сердце есть вечное свойство Божественности. Когда наши сердца сокрушены, мы полностью открыты для Духа Божьего, осознаем свою зависимость от Него во всем, что у нас есть, и во всем, кто мы есть сами. Следовательно, нам нужно принести в жертву свою гордыню во всех ее проявлениях. Подобно мягкой глине в руках опытного гончара, сокрушенные сердцем могут стать податливым материалом в руках Учителя.

Кроме того, сокрушенное сердце и кающийся дух – это непременное условие покаяния. Легий учил:

«Ибо искупление – в Святом Мессии и через Него достигается…

Вот, во исполнение требований закона, Он предает Себя в жертву за грехи всех тех, которые сокрушенные сердцем и кающиеся духом, и ни для кого другого не исполняется сей закон” (2 Нефий 2:6–7).

Когда мы грешим и хотим получить прощение, сокрушенное сердце и кающийся дух помогают нам испытать то, что называется «печаль ради Бога”, которая «производит покаяние” (2-е Коринфянам 7:10). Она приходит, когда наше желание очиститься от греха становится столь всепоглощающим, что сердце переполняют горе и печаль, и мы жаждем обрести мир с нашим Небесным Отцом. Сокрушенные сердцем и исполненные кающегося духа с готовностью делают все, о чем просит Бог, не противясь и не испытывая чувства обиды. Мы перестаем делать все по-своему и учимся поступать по воле Божьей. Лишь при таком полном подчинении Искупление обретает силу, и может произойти истинное покаяние. Тогда кающийся испытывает освящающую силу Святого Духа, которая наполняет его душу миром и радостью от примирения с Богом. В чудесном слиянии Божественных качеств Тот же Бог, Который заповедал нам иметь сокрушенное сердце, призывает нас радоваться и не унывать.

Когда мы получаем прощение грехов, сокрушенное сердце служит Божественным щитом, защищающим от искушений. Нефий молился: «Да будут навсегда закрыты врата ада предо мною, ибо сокрушено сердце мое и смирен дух мой!” (2 Нефий 4:32). Царь Вениамин учил свой народ: если у них будет глубокое смирение, они всегда смогут радоваться, «будут преисполнены любовью Божией и всегда хранить отпущение… грехов” (Мосия 4:12). Если мы отдаем свои сердца Господу, мирские соблазны просто лишаются своей притягательной силы.

Есть еще одно измерение сокрушенного сердца, а именно – наша глубокая благодарность за страдания Христа, которые Он претерпел ради нас. В Гефсимании Спаситель «низошел ниже всего” (У. и З. 88:6), взяв на себя бремя грехов каждого человеческого существа. На Голгофе Он «предал душу Свою на смерть” (Исаия 53:12), и Его великое сердце буквально разрывалось от всепоглощающей любви к детям Божьим. Когда мы помним о Спасителе и Его страданиях, наши сердца тоже сокрушаются от благодарности за Помазанника.

Если мы будем приносить Ему в жертву все, что у нас есть, и даже самих себя, Господь наполнит наши сердца покоем. Он «исцел сокрушенных сердцем” (Исаия 61:1) и наградит нас любовью Божьей, «самой сладкой и самой чистой на свете” (Алма 32:42). Об этом я свидетельствую во имя Иисуса Христа, аминь.

Здравствуйте Нина.

Спасибо за хороший вопрос. Эти слова описывают образ нашего Господа Иисуса Христа. Сын Бога в полном подчинении Отцу оставляет Небеса и всю славу, чтобы исполнить волю Отца, принимает образ раба — это полное смирение. Он имеет сокрушённое сердце — это сердце полное любви и способное сострадать погибающим людям. Апостолы, называя себя рабами Иисуса Христа, шли, чтобы исполнить Его волю. Они несли Благую весть погибающим людям. Будучи гонимы и побиваемы, они не заботились о себе, но несли спасение другим.

В Библии под смиренным сердцем также понимается отсутствие гордости, стремления возвыситься над другими людьми. Человек со смиренным и сокрушенным сердцем понимает, что он сам по себе ничего не значит, что нет в нем ничего хорошего. И поэтому такой человек сознательно ставит себя в зависмость от Бога — Создателя Вселенной, признавая Его авторитет и мудрость, стараясь быть послушным Ему, Его заповедям. Человек со смиренным и сокрушенным сердцем «сокрушается» (кается), если совершает грех, искренно желая измениться и жить в соответствии со Словом Божьим.

В НЗ две заповеди даны христианам: Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего, как самого себя. Эти заповеди можно исполнить только имея смирённое и сокрушённое сердце. На такое сердце призрит Господь

Линия жизни.

Вы знаете, где живет Бог? Наверное, многие скажут, что в небесах. Христиане же знают — в сердце человека, после по­каяния. А те, кто изучают Библию, справедливо заметят, что Бог живет не просто в сердце, но в сокрушен­ном и смиренном сердце: «Ибо так говорит Высокий и Прево­знесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на вы­соте небес и во святилище, и также с сокрушенными и сми­ренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15). Если Бог живет только в сокрушенном сердце, и после тщательного самоанализа выяснится, что у нс нет сокрушенного сердца, тогда возникает вопрос, — живет ли Бг в нашем, не сокрушенном сердце? Известно, — Божья цель спасти человечество, чтобы мы были с Ним вечно. Поверхностно читающие Библию возразят: но ведь был тот, кого Бог простил сразу же, разбойник на кресте… Да, они правы, он был спасен сразу, в одно мгновение, но, заметьте, преступник ви­сел на кресте и находился перед лицом смерти. Иная ситуа­ция с нами, христианами и не христианами, которые пришли в церковь и соприкасаются с Библией. Нам заповедан духов­ный рост. Придя к Богу, мы — духовные младен­цы: «…как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2). А далее нам следует духовно возрастать, чтобы достигнуть спасения. Как духовно возрастать, как приобрести сокрушенное сердце и что этому мешает, мы как раз и поговорим в сегодняшней теме.

ГЛАВА 1. РАЗБИТО ДЛЯ БОГА

Почему сердце человека нуждается в сокрушении? Когда Бог желает проникнуть внутрь человека, Он проникает имен­но в сердце: «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Дух Святой излит в сердце, потому что сердце есть центр человеческой жизни. Как через физическое сердце человека перекачивается кровь, так через духовное сердце перекачиваются все мысли и чувства. Все самые главные события во вселенной проходят через сердце человека. За него идет постоянно битва. Конечно же, Бог пре­тендует на наше сердце для того, чтобы не просто однаждывойти в него, а постоянно жить в человеке: «…сказал Бог: все­люсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Бог вселяется именно в сердце человека. Какой мы Ему предлагаем дом? Вспомните, насколько тщательно все было устроено, спланировано в Иерусалимском храме, потому что там пребывал Бог. Но дьявол тоже не спит, пытаясь из этого же сердца постоянно похитить Слово Божье, разрушить место пребывания Бога, сделать все, чтобы Бог оставил сердце человека и там не ходил, не жил: «…ко всякому, слу­шающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Матф. 13:19). А затем дьявол вкладывает уже в опустевшее сердце то, что хочет: «И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его…» (Иоан.13:2). Бог желает, чтобы любовь к Нему была от всего сердца и никак не меньше, а значит — от всего центра, от всей сути человека: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф.22:37). Оказывается, грехом является не просто отсут­ствие веры, а отсутствие приложенного к вере сердца: «при­ближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня язы­ком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф. 15:8).

ГЛАВА 2. БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

Проблема в том, что духовное состояние сердца может меняться, сердце может духовно болеть. Оказывается Библия дает перечень духовных заболеваний сердца:

1) Сердце может стать каменным: «…ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено» (Мар.6:52).

2) Сердце может отдаляться от Бога: «приближают­ся ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сер­дце же их далеко отстоит от Меня» (Матф. 15:8).

3) Сердце может упорствовать: «Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен» (Иер.13:9:10). 4) Сердце может черстветь, грубеть: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян.28:27).

5) Ожесточаться: «будучи помрачены в ра­зуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф.4:18).

Если человек не сокрушается сердцем, тогда сокрушается своей жизнью. Следует заметить, что слово «сокрушить» означает разбить. Но если по поводу вазы мы не скажем – сокрушено, то по поводу сердца можно сказать и сокрушено и разбито. Христианский парадокс в том, что если сердце не разбито, то разби­вается жизнь человека. Приведем цитату из Библии хорошо поясняющую этот принцип: «Человек, который, будучи обличаем, ожес­точает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исце­ления» (Прит.29:1). Именно такое сокрушение произошло сИудой, Саулом, Самсоном, с Гедеоном и многими другими библейскими героями. Повторим, — либо сокрушается сер­дце человека, и тогда он живет с Богом прекрасной жизнью, либо остается не сокрушенным, но тогда сокрушает­ся сам человек. Это как с камнем, который есть Христос и об который разбивается несокрушенное сердце: «тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того разда­вит» (Матф.21:44).

Я все думал, какой же образ сокрушения можно найти в окружающем нас мире? Сокрушение напоминает работу хи­рурга. Когда пациент приходит к нему за помощью, то врач делает ему еще больнее. Со временем больной забывает о своей болезни, потому что рана зажила. Боль для того, чтобы изба­вить от худшей боли и смерти, — вот сравнение, которое как нельзя лучше подходит к теме сокрушенного сердца. В древ­ности все, что приносили в жертву, ломали, жгли, резали — животных, трофеи… Царь Давид точно заметил, что единственная угодная Богу жертва — сердце человека, и не просто сердце (конечно же, не физическое), но «сокрушенное» — израненное, сломанное, не могущее послужить злу, смирен­ное и укрощенное для служения Богу: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не пре­зришь, Боже» (Пс.50:19).

СОКРУШЕНИЕ НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ОТКРЫ­ТОЕ СЕРДЦЕ ТЕКЛА БОЖЕСТВЕННАЯ ЭНЕРГИЯ, СИЛА ДУХА СВЯТОГО. Ап. Павел знал этот закон, когда служил Богу, бу­дучи больным: «Но Господь сказал мне: «…довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9).

ГЛАВА 3. ПРИЗНАКИ НЕСОКРУШЕННОГО СЕРДЦА

Чтобы врачевать центр духовной жизни человека, вначале нужно понять, как ведет себя духовно больное сердце. Яркий пример несокрушенного сердца описан в истории о двух мо­лящихся (Лк. 18:9-14). Самодовольный фарисей молился, рас­сказывая Богу о своих заслугах: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лук.18:11,12). Мытарь молился, даже не смея поднять глаза к небу, и просил только Божьей милости. Вот и определите у кого из них сокрушенное сердце?

1) Самодовольство. Самоуверенность. Гордость. Первая про­блема фарисея в том, что совсем не заглядывает в себя, то есть в свое сердце. В психологии есть такой термин «нарциссизм». Происходит он от имени героя античного мифа Нарцисса,которой отверг любовь девушки, и за это был покаран любовью к самому себе и так он сам себя полюбил, что умер от этой самовлюбленности. Применяя современную психологическую терминологию, у нашего фарисея – нарциссизм, что, в принципе характерно для несокрушенного сердца. Кто – то спросит, разве это означает, что себя нужно ненавидеть? Вовсе нет. Речь идет о греховной самовлюбленности, которая мешает любить других. Фарисейсамодоволен, упивается собственной святостью. Он нравит­ся сам себе, а значит, не нуждается в Боге. Вернее Бог ему нужен только затем, чтобы кому-то высказать свое самоудо­влетворение. Когда вам кажется, что вы лучше кого-то, умнее и духовней, — ваше сердце заболело. Вы восстали на Божью заповедь: «…ничего не делайте по любопрению или по тще­славию, но по смиренномудрию почитайте один другого выс­шим себя» (Фил.2:3).

Известна история о том, как сокрушилось сердце Симона, буду­щего апостола Петра, сказавшего Христу: «если и все собла­знятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Матф.26:33). Мы помним, как Петр предал Христа, а затем, посмотрев в глаза Спасителю, горько зарыдал. Сердце Петра сокрушалось. Бог так характеризует надменных сердцем, обращаясь к Лаодикийской церкви: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.З:17). А это, в свою очередь, производит отсутствие покаяния. Так и фарисей. Он не кается, потому что вполне удовлетворен собой.

2) Критика и унижение других. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лук. 18:11). Как видим, несмиренное сердце, полно надменно­сти и самодовольства. Несокрушенное сердце глухо к своим грехам, обостренно видит чужие. В действительности, мы можем быть в чем – то лучше ближнего. Возможно, умнее, талантливее или, более духовными, но… Давайте посмотрим с точки зрении суда перед Богом. Надеюсь, мы достаточно мудрые люди, чтобы понять на суда первые могут быть последними и последние первыми, о чем Христос достаточно прямо говорит: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Матф.19:30). И эта мысль помогает одинаково, с любовью и снисхождением, относится ко всем.

3) Неподчинение. Подавляющее большинство Божьих запове­дей говорят о важности подчинения в духовном мире. Горде­цы любят говорить о прямом подчинении Богу без людей. Но Библия говорит обратное: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1Фесс.4:8). Что нужно делать, чтобы формировать в себе сокрушенное сердце? Повиноваться мужьям, родителям, начальникам на работе (Еф.5:22; 6:1-5). В этом акте послуша­ния людям проявляется ваше доверие Богу. Наша воля всяче­ски сопротивляется смирению в любой форме, потому что гре­ховное существо склонно к независимости и неподчинению. Непослушание детей родителям, жены мужу, мужа Христу и не умение прислушаться к мнению жены. И так далее. Это далеко не полный перечень сердца, которое не желает сокрушения.

4) Непринятие критики. Я давно подметил , нередко, когда звучит обличающая, указывающая на грехи проповедь, люди начинают толкать друг друга в бок, дес­кать, это все о твоих грехах. Боюсь, что иногда мы похожи на израильского царя Ахава, который не принимал волю Божью, потому что про­рок говорил не то, что ему хотелось бы услышать о себе: «И сказал царь Изра­ильский (Ахав) Иосафату: есть еще один человек, чрез кото­рого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, — это Михей» (ЗЦар.22:8). Между прочим, Ахав гибнет в сражении, пото­му что так и не воспринял волю Бога, так и не сокрушил свое сердце перед Творцом.

5) Замкнутость, скрытность. Мне очень понравилась мысль одного христианина о важности общения: «Общение есть топ­ливо жизни». Библия говорит, что первые христиане постоян­но находились в общении: «И они постоянно пребывали в уче­нии Апостолов, в общении …» (Деян.2:42). И еще Бог учит нас: «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7). Получается, что для моего очищения и духовного роста нужно иметь об­щение с братьями и сестрами. Вот величайшая ценность до­машних групп, христианских общений. Верующий, который скрывает свой внутренний мир, поступает против возможно­сти духовного развития и уклоняется от духовной процедуры сокрушения сердца.

6) Нет или крайне редко покаяние. Заметьте, фарисей никак не собирается каяться. Он лишь благодарит Бога за то, что Творец его создал таким прекрасным. А вот покаяния нет, совсем нет. Посмотрите на покаяние Давида, как он сокрушал и это при том, что вставал рано утром на молитву, от ранней зари. Искал Бога в любой ситуации в любой момент: «… От тайных моих очисти меня» (Пс.18:13); «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс.50:4).

ГЛАВА 4. КАК ПРОИСХОДИТ СОКРУШЕНИЕ?

Что же делать Богу с этим непокорным, несмиренным сердцем?

1) Сначала Бог стучит в сердце (предупреждает): «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (0ткр.3:20). Бог стучит, и в этом Его любовь, чтобы нас из­бавить от сокрушения через беду. Бог стучит так же и через обстоятельства. Например, нас критикуют и мы принимаем – сердце сокрушается, но благодать, сила Божья к нам прибывает. Нам угрожают, а мы желаем людям доброго и молимся за врагов.

2) Бог сокрушает сердце.

Если человек сам не сокрушает свое сердце тогда за сокрушение берется Бог.

Сопро­тивляющийся человек или получает со­крушение, или погибает. Бывало, что такое сокрушение получали целые на­роды: «…так говорит Господь: так сок­рушу Я гордость Иуды и великую гор­дость Иерусалима. Этот негодный на­род, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца свое­го и ходит вослед иных богов…» (Иер. 13:9-10). Можно сказать, что в свете украинских событий Бог сокрушает сердце народа. Вот, чт говорит Библия о сокрушении сердца, если мы его сами не сокрушаем: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31,32).

  1. Предупреждением об опасности. Об этом способе повест­вуется в истории о пророке Ионе, который попадает внутрь кита и там взывает к Богу, уже будучи сокрушенным и устав­шим убегать от послушания Богу. Ниневитяне слышат о том, что город будет уничтожен за грехи, и также сокрушаются в покаянии, что спасает их от верной гибели.
  2. Через трудные обстоятельства. «И помни весь путь, ко­торым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, кото­рой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходя­щим из уст Господа, живет человек; одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет. И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего» (Втор.8:2-5). Так Бог учит, смиряя и сокру­шая наше сердце. Зачем сорок лет проходить тот путь, кото­рый можно пройти за сорок дней? А все по причине несокру­шенного сердца.

3. После сокрушения — покаяние. Все мы с вами знаем: «Жер­тва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — слова из покаянного псалма царя Давида. Они стали для нас образом покаяния. Написал их Давид, когда тя­жко согрешил, осознав всем сердцем глубину своего падения. Он увидел, как низко пал, став преступником, сделав безза­коние, которое не достойно даже обычного человека, не гово­ря уже о царе и псалмопевце. Тогда Давид стал молиться Богу от всего сердца, взывая: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже,и дух правый обнови внутри меня». (Пс.50:12). И тут же, в этой молитве, звучит еще одна важная мысль: «сердце сокрушен­но и смиренно Бог не уничижит», у него есть такой опыт, опыт получения Божьего прощения. Он знает, что если у человека есть сокрушение о содеянном, то Бог Милостивый не унизит кающегося отказом в Своей милости, не откажет в помилова­нии. Но это еще не все.

4. После покаяния Бог исцеляет сердце. Продолжая ответ на воп­рос, почему эта тема может быть интересна и важна для лю­бого человека, заметим: если вы не сокрушаетесь сердцем, Бог не сможет вас исцелять. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исце­лять сокрушенных сердцем» (Лук.4:18); «Он исцеляет сокру­шенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3); «Близок Го­сподь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19). Сокрушение настолько вычищает сердце от гре­хов, что только в сокрушенном сердце Бог может обитать: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живу­щий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святили­ще, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы .оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15). Как только с нами приключается болезнь, мы сра­зу же обращаемся к врачам, чтобы избавиться от боли. Но вот когда болит душа, когда есть чувство вины, разве не ну­жно лечиться, разве не нужно обращаться к Богу, чтобы исце­лить свое духовное сердце? Если от физического сердца зави­сит только физическая жизнь, то от состояния духовного сер­дца зависит жизнь вечная.

ГЛАВА 5. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК САМ СОКРУШИТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ?

Царь Давид исповедально рассказывал о своих отношени­ях с Богом: «Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс.37:19). Похоже, что мы сами в состоянии смирить и сокрушить свое сердце, как это делал Давид. Читатель навер­няка удивленно спросит: «Разве зависит сокрушение от само­го человека, ведь сокрушает только Бог?» Когда мне было 20 лет я думал о себе, как о самом умном, сре­ди окружающих меня людей. Но вскоре я встретил тех, кто был явно умнее меня, и я начал просить у Бога мудрости. Когда мне было 23 года я думал, что смогу все, но вскоре вэтом разочаровался и начал просить у Бога помощи. В 30 лет думал о себе, как о самом лучшем проповеднике, но оказа­лось, что есть куда лучше и духовно сильнее проповедники. И тогда я начал вымаливать у Бога мудрость и силу на каждую проповедь. Когда мне было 35, то думал, что меня, как пасто­ра, будут все любить, но оказалось, что это далеко не так, и я начал просить, чтобы люди учились снисходить ко мне. Я думал, что хорошо понимаю людей, но нередко ошибался и начал про­сить Божьего водительства. А еще думал, что способен лю­бить и что гнев и обида ушли из моего сердца. И опять это оказалось не так, и я начал просить Божьей любви. Простите, что пришлось так часто использовать букву «Я», но, может, это покажет, как происходит процесс сокрушения. Именно так происходило сокрушение моего гордого сердца. Только не очень умный или очень молодой человек может думать о себе, что именно он самый умный, правильный и духовный. У та­кого человека сердце еще не сокрушено. А теперь ближе к прак­тике. Как же произвести самосокрушение?

1) Покаяние как сокрушение сердца. Прекрасный пример самосокрушения — мытарь, который бил себя в грудь, прося Бо­жьей милости. В отличии от фарисея, который сравнивает себя с мытарем и видит себя в превосходном свете, мытарь срав­нивает себя с высоким Божьим стандартом святости, поэто­му видит себя таким грешником. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, гово­рил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук. 18:13). Для современных христиан этот стандарт — Иисус Христос. Срав­нивайте себя не с человеком, а с жизнью, словами, характе­ром Самого Иисуса и тогда, уверяю вас, трудно будет гор­диться собой. По сравнению со святой жизнью Господа мы выглядим, мягко говоря, весьма убого.

2) Молитва и особенно молитва с постом. Мы узнали о Данииле, как о муже Божьем, потому что был он человеком сокрушенного серд­ца: «И обратил я лице мое к Гос­поду Богу с молитвою и молени­ем, в посте и вретище и пепле» (Дан.9:3). Даниил постился по- настоящему: «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои…» (Дан.10:3). А в духе напря­женно молился, страдая за свой народ. И вот за такое смирение приходит ответ. Ангел гово­рит: «…не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Дан. 10:12). Вообще нужно заметить, что любая молит­ва и тем более с постом — это смирение перед Богом. Важно понять, что молитва – это всегда акт смирения. Когда сердце не хочет молиться, мы его понуждаем, азатем почти всегда, радость от духовной победы, от соприкосновения с Богом. Суть, позитив от разбитого сердца в том, что только сокрушенное сердце способно сказать: «Да будет воля Твоя, но не моя». Так молился наш Учитель и господь Иисус Христос: «… Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42).

3) Открытость. Нужно, преодолевая гордыню, прямо говорить о своих проблемах и это поможет сокрушать собственное сер­дце. Скрытность — часто признак гордыни и недоверия лю­дям. Скрытный, скорее всего, думает о себе так: «Меня не поймут или меня осудят». А может быть, такой человек счи­тает всех менее духовными, чем он сам.

4) В любом конфликте надо обвинить, прежде всего, себя. По­нимаете ли, что каждый раз вам при конфликте нужно пер­вым делом задавать вопрос: «В чем виноват прежде всего Я в этом конфликте?» Повторяйте это упражнение постоянно.

ГЛАВА 6. БЛАГОСЛОВЕНИЕ СОКРУШЕННОГО СЕРДЦА

Это странно, на первый взгляд, но это правда. Великая ра­дость, мир и покой, охватывает человека, когда он наполняе­тся Божьей благодатью через сокрушенное сердце: «… на кого Я призрю (обращу внимание): на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред- словом Моим» (Ис.66:2); «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопи­ющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6). Важно помнить, что когда мы смиряемся, самосокрушаемся или, когда благодарим Бога за сокрушение нашего сердца, становимся подобными Христу, потому что Он сказал: «возьмите иго Мое на себя и научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете по­кой душам вашим» (Матф.11:29). Смиренное сердце приносит нам мир и покой и является хорошим средством от ожесточения сердца, отдаления от Бога, от стремящейся победить нас силы греха.

ГЛАВА 7. С СОКРУШЕННОГО СЕРДЦА ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Вы спросите, почему нет этой главы? 7-я глава — это Ваша новая жизнь, жизнь с сокрушенным сердцем. Эта глава лучшей вашей жизни пишет­ся только Вами…

ВОПРОСЫ: 1) Почему Бог живет именно в сокрушенном сердце? 2) Объясните, что значит сокрушенное сердце? Приведите цитаты о сокрушении сердца из Библии? 3) Что общего между сокрушением и смирением, кротостью? 4) Сокрушает сердце Бог или человек? 5) Как определить человека с сокрушенным сердцем? 6) Соответственно, как определить того у кого сердце не сокрушено? 7) Именно с какими пунктами проявления не сокрушенного сердца у вас проблемы? 8) Что вы собираетесь предпринять, чтобы ваше сердце было сокрушено? (Чтобы не доводить себя до Божьего сокрушения). Хотя, в любом случае, Бог работает, чтобы сокрушить наше сердце.

СЛОМЛЕННЫЙ

«Жертва Богу дух сокрушенный ; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

Слово «сломленный» на языке оригинала имеет значение «потрясенный». Некоторые верующие, согрешив, остаются невозмутимыми, будто ничего не произошло. Но здоровый дух, после того как был совершен грех, без всякого сомнения, будет сломлен так же, как дух Давида. Человека со сломленным духом легко повернуть обратно к Богу.

ТРЕПЕЩУЩИЙ

«А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2).

Слово «сокрушенный» на языке оригинала имеет значение «побитый». Богу нравится, когда дух верующего очень осторожен, словно его постоянно упрекают и побивают, когда он боится Бога и Его слова. Дух верующего должен достичь такой стадии, на которой он постоянно боится Бога. Самонадеянное и самодовольное сердце необходимо сломить, чтобы слово Божье получило возможность руководить всем. У верующего должно быть такое святое уважение без какого бы то ни было доверия к самому себе. Поскольку его дух был побит, он не смеет поднимать голову; вместо этого он всегда повинуется Божьим повелениям. Ожесточенный дух представляет собой препятствие для воли Божьей. Лишь после того как крест проделает доскональную работу и поможет верующему осознать всю ненадежность его идей, ощущений и желаний, верующий не осмелится вести себя самонадеянно. Он станет чрезвычайно осторожным во всем, зная, что без вмешательства и поддержки Божьей силы ему не обойтись. Нельзя становиться независимыми от Бога. Когда наш дух прекращает трепетать, у него появляется независимое (самонадеянное) отношение ко всему. Мы полагаемся на Бога только понимая, что мы совершенно безнадежны. Благодаря трепещущему духу мы избегаем многих ошибок и действительно узнаем Бога.

СМИРЕННЫЙ

«Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Прит. 16:19).

«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Прит. 29:23).

«Я живу… с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных» (Ис. 57:15).

Смиренный — это не тот, кто презирает себя, это тот, кто не смотрит на себя. Самомнение в духе верующего — признак его падения. Смирение должно быть не только перед Богом, но и перед людьми. Смиренный дух проявляется в том, что мы общаемся со смиренными. Только смиренный дух может не презирать людей, сотворенных Богом. Божьи присутствие и слава проявляются в человеке со смиренным духом.

Смиренный дух — это такой дух, который можно учить, увещевать и который способен принимать объяснения. Многие верующие слишком надменны в духе, поэтому они могут только учить, но не могут учиться. Многие верующие столь бесповоротно упрямы в своем духе, что им трудно чему-то научиться. Даже понимая, что они не правы, они держатся своих взглядов. Многие верующие слишком черствые в духе, чтобы выслушивать объяснения о том, в чем они не правы. Только смиренный дух способен принимать. Богу требуется смиренный дух, чтобы проявить Свои добродетели. Как может гордый дух слушать голос Святого Духа и сотрудничать с Ним? Дух должен быть лишен каких бы то ни было следов гордости, ему следует быть мягким, нежным и гибким. Если в нем есть какая-то жесткость, он не похож на Духа Господа, поэтому он не может с Ним общаться. Дух должен быть смиренным, постоянно ожидающим Господа и не противостоящим Ему. Только тогда он сможет ходить с Ним.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *