"Под кровом Всевышнего" — автобиографическая книга. Автор воспоминаний — Наталия Николаевна Соколова, дочь известного духовного писателя, доктора химических наук, профессора Николая Евграфовича Пестова.

Рожденная и воспитанная в православной московской семье, с детства окруженная людьми глубоко верующими, девочка очень рано начинает понимать, что в жизни не бывает ничего случайного. В цепи всех описываемых в воспоминаниях событий, встреч с удивительными людьми автор неизменно видит Божий Промысел. Ярко, образно повествуя о своем нелегком жизненном пути, испытаниях, выпавших на долю жены священника, матери пятерых детей, Наталия Николаевна старается убедить читателя в истинности слов Спасителя: Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Я с вами во все дни до скончания века. "Буду рада, — пишет она в заключение, — если прочитавшие мой труд поймут, что Господь близко, что Он всегда нас слышит и не оставит без Своей помощи".

Автор рассказывает о жизни православной семьи с ее радостями и горестями, уделяя большое внимание вопросам христианского воспитания детей. Не случайно свои воспоминания Наталия Николаевна посвящает всем православным женщинам.

ПОД КРОВОМ ВСЕВЫШНЕГО

Н.Н. Соколова

По благословению Сергия — епископа Новосибирского и Бердского Н. Н. Соколова. Под кровом Всевышнего. М., 2005.

Православным женщинам посвящается

Аннотация

К читателю

Часть I — В РОДИТЕЛЬСКОМ ДОМЕ

Папа

Загорянка

Мама в тюрьме

Чудо преподобного Серафима

Валентиновка. Отец Исайя

Школа

Отношения в семье между детьми и родителями

Начало молитвы и борьбы

Начало Второй мировой войны

Трудфронт

Окончание школы

Мои студенческие годы. Полиграфический институт

Пророчество отца Исайи

Первые чувства юности

В Гребневе. Знакомство с Володей

Рай на душе

Зимняя тоска

Друг в утешение

Весна

Гребневское общество

Последняя зима в Строгановке

За благословением к старцу

Пророчества отца Митрофана

Моя судьба решается

Общая радость

Сговор

Прощай, институт!

Перед свадьбой

День свадьбы

После свадьбы

Первая весна в Гребневе

Первая моя Пасха в Гребневе

Часть II — ИСПЫТАНИЕ ПРОВИНЦИЕЙ

Нелады на приходе

Отец Василий

Паломничество в Стромынь

"Там убоятся они страха, где нет его…"

Начало моих болезней

Мечта отделиться от родных по плоти

Промысел Божий

На волосок от смерти

После родов

Снова дома

Пожар на колокольне

Болезнь первенца

Чудо святого великомученика Пантелеймона

Помощь святителя Николая

Рождение Серафимчика

"Помолись, отец Серафим!"

Мечта сбывается

Мои мытарства

Откуда пришли к нам святыни

Сон ребёнка

Чудотворная икона Богоматери

Началась самостоятельная жизнь

Сила благодати преподобного Сергия

Отец Владимир расстаётся с Гребневом

Любочка

Вторичная постройка дома

Часть III — ДЕТСТВО БУДУЩИХ ПАСТЫРЕЙ

Мальчики начинают служить

Среди покойников

За грибами

Проблема с няней

Школа — горе!

"Если по плоти живёте, то умрёте…" Мы решаемся на пятое дитя

"Буду терпеть!"

Племянники

Ветрянка, скарлатина

Рождественский Божий дар

Силою Иисуса Христа

"Только с чистою совестью…"

Воспоминания из 40-х годов

Наталия Ивановна

Детство Федюши

Владыка Стефан

Музыкальная школа

Симочка и музыка

Перегрузка Симы

Школа учила обманывать

Борьба за чистоту детской нравственности

Переходный возраст

Отец Владимир и дети

Отец Димитрий и отец Василий

За ёлкой

Дед Мороз

Дедушка Николай Евграфович

Пюхтицы

Продолжение рассказов матушки Ангелины

Сенокос

Псково-Печерский монастырь

Часть IV — СНОВА В СТОЛИЦЕ

Последние годы в Гребневе

Хлопоты о квартире

Кооперативная квартира

Владыка Пимен

Фиброма

Семья Гриши Копейко

В больнице

Хирург Иван Петрович

Беседы с евангелистами

Перед операцией

Операция

После операции

Снова в родном доме

Снова в Гребневе

Опять болезни

Проверка на атеизм

Золотая свадьба родителей

Кончина моей мамы

Переживания за взрослых детей

Суета земная

Предчувствие

Кража

Следствие по делу о краже

Промысел Божий

Обыск и чудо

Дело затянулось на три года

Суд

Тяжёлая обстановка в Гребневе

Пожар внутри храма

Отец Димитрий Дудко в Гребневе

Последние дни земной жизни моего отца

Кончина Николая Евграфовича

Возвращение к живописи

Художники

И для меня воскресли вновь…

Священники отец Иван Зайцев, отец Аркадий

"Бунт" в храме

Молитва о Феде

Гриша

Новые староста и казначей

Мы печём просфоры

Донос и желанная свобода

Начало разлуки

Прозорливость юродивой

Инсульт

Мои проповеди

Ампутация ноги батюшки

Молодые друзья

Последнее Рождество отца Владимира

Наши беседы по вечерам

Последняя Пасха батюшки

Кончина отца Владимира

Как Господь открыл глаза девушке

"Истинные браки совершаются на Небесах"

Послесловие

Отец Павел Груздев

Избранник Божий

Кто же служит в храме?

Материнское благословение на поступление в семинарию

Под стенами Лавры

Ночные молитвы у отца Арсения

Послушание у отца Серапиона

Первый приход

"Не даёт храмы закрывать, упрямый, не подчиняется!"

ПОСЛЕСЛОВИЕ

К читателю

Прежде чем сделать краткое вступление к данной книге, хотелось бы привести небольшую аналогию.

Большинство людей, впервые берущих в руки Священное Писание, исполнены какого-то предвзятого чувства, что речь в нем идёт о высоком, величественном и недосягаемом для понимания простого человека. И вдруг… оказывается, что Священное Писание — истина, максимально приближённая к современной жизни, где через описание событий и людей для многих открываются свои собственные черты характера, слабости и грехи. Очень близкими кажутся скорби и страдания древних людей, и совсем современными предстают борьба с врагом рода человеческого диаволом и упование в этой борьбе на помощь Божию.

Приблизительно так же для многих людей представляется и жизнь священника, его семьи, детей, родных и близких. Видя на богослужениях батюшку, одухотворённого, в красивом облачении, думается, что и вне стен церкви он имеет особую благодать. Жизнь проходит торжественно, безоблачно и лишена многих трудностей. Но это совершенно не так.

Оказывается, жизнь священника напряжённа, сложна и во многих случаях более ответственна, чем у простых мирян. Священник имеет особую ответственность перед Богом за своё служение. Кому много дано — с того много и спросится. Велика и моральная ответственность перед обществом, так как он всегда на виду, на виду его семья и дети. Место работы — храм, где каждая вещь — святыня. И прихожане, и духовные чада жаждут любви и мудрого совета своего пастыря.

Книга Наталии Николаевны Соколовой — это автобиографическое повествование, которое приоткрывает семейно-бытовую сторону жизни семьи священнослужителя и как бы приземляет взоры простых мирян, показывая, что не все так просто и гладко на жизненном пути служителей Церкви.

8 сентября 1925 года в благочестивой семье учёного-химика родилась девочка, которой дали имя Наталия.

Соколова Наталия — Под кровом Всевышнего

Сколько событий и испытаний ожидало её впереди?..

Первые годы советской власти, чуждая русскому духу идеология, репрессии, гонения на Церковь, война, послевоенная церковная жизнь "под колпаком" спецслужб и т. д. Невыносимо трудно, особенно православному человеку, но Бог все может… "Просите, и дано будет вам" (Мф. 7, 7).

Через описываемые в книге события прослеживается одна очень важная мысль: ничто не бывает в жизни просто так, случайно, по стечению обстоятельств. Во всем виден Промысел Божий. Многое совершается по молитвам, невидимая рука Господа направляет и ограждает Своё чадо.

Основная часть жизни Наталии Николаевны проходит в семье: ребёнок, ученица школы, студентка вуза, жена священника — матушка, мать пятерых детей и бабушка четырнадцати внуков. В книге описывается семейная обстановка, в которой выросли дети, с малолетства хранившие верность Богу и избравшие жизненный путь служения Господу. Все сыновья стали священнослужителями: один в сане епископа, двое других в сане протоиерея, две дочери руководят церковными хорами.

Архипастырь Сибири

Часть II

ГОСПОДЬ ПРИЗЫВАЕТ К СЕБЕ

Глава IV

"ОН ОСТАЛСЯ С НАМИ"

МАТЬ И СЫН

 

  В октябре минул год со дня кончины Преосвященнейшего епископа Сергия. Поклониться бердской могиле тогда приезжал человек, чье сердце нерасторжимыми узами привязано ныне к нашей сибирской земле — мать Владыки, Наталья Николаевна Соколова. Пробыла она в Новосибирске лишь неделю, но многих любивших и чтивших Владыку смогла принять, утешить и обогреть. Посчастливилось беседовать с матушкой Натальей и мне.

"Как сыночек мой здесь косточками своими лег, все вы, новосибирцы, мне родными стали"

(Из письма Н. Н. Соколовой)

Знакомство с Натальей Николаевной началось у меня заочно. Прочитав ее книгу "Под кровом Всевышнего", все хотела я написать автору письмо со словами благодарности, — так правдиво и трогательно описала матушка Наталья жизнь своей семьи. Но духу вступить в личный диалог у меня не хватало. Пока однажды моя знакомая раба Божия Галина не протянула мне после службы на родительскую субботу стопку писем, в основном, прихожанам Вознесенского кафедрального собора. Я было стала отнекиваться — мол, не мне адресованы, но Галина меня убедила прочесть эту корреспонденцию. Оказывается, Наталья Николаевна после кончины Владыки ведет оживленную переписку с Новосибирском. Письма ее, содержащие бездну доброжелательности, мудрости, ксерокопируются, переписываются не один раз и находят читателей во многих уголках нашей епархии. Часто Наталья Николаевна начинает со слов: "Родная моя!.." Сколь великое нужно иметь сердце, чтобы, отвечая на множество писем, так тепло, ласково писать вновь и вновь, зачастую незнакомым людям, отвечать на бесконечные вопросы и всем без исключения дарить любовь.

"Прежде всего хотела бы в Новосибирске с мамочками встретиться: крест многочадия — самый тяжкий"

(Из личной беседы)

О воспитании чад Наталья Николаевна может говорить бесконечно, помнит каждую мелочь о своих детях. Называет их только любовно — Симочка, Феденька, Катенька… Сколько скорбей пришлось претерпеть матушке, пока она вырастила их! И потому как осмыслить, понять Промысл Божий об этой женщине? Самое страшное — хоронить своих детей, да еще таких любящих, горячо любимых, Господу благоугодивших. Но в душе Натальи Николаевны нет места ропоту, безысходной тоске. Она говорит, что ей нельзя умирать: столько нужно собрать, обобщить и издать — писем, проповедей, мыслей из духовного наследия ее покойных сыновей. Воистину, величие горя не в слезах, не в печали, не в мрачной тоске. Нужно достойно христианина нести и дальше свой крест. В дни скорбей Наталье Николаевне удалось наполнить свою жизнь еще большим духовным смыслом. Теперь, как никогда, она чувствует близость своих безвременно ушедших родных, у Господа черпает утешение, непрестанно молясь и смиренно за все благодаря. Хочется привести строки из письма матушки:

"Дорогая моя, мне смешно, когда ты меня "сильной" называешь в письме. Духом и телом я слаба совсем. Расстраиваюсь от искушений, которые кругом, на каждом шагу… Не у меня, так у тех, за кого я переживаю, молюсь… Их горе — мое горе. А телом я слаба: только два килограмма нести могу, а тяжесть подниму — качаюсь, падаю… Вот и езжу с каталочкой на колесиках, правда, по лестнице на станции трудно ее поднимать, в автобус тоже. Ну, кругом люди добрые, попросишь — всегда помогут. А просить машину у знакомых и родных — стесняюсь и боюсь. И время у всех дорого, и бензин… А сколько расшибаются! Так вот сама и ползу тихонько, все меня обгоняют. И на душе часто тоска, часто слезы душат… Только молитвой и утешаюсь, читаю псалмы. И как Господь утешает! Вот приехала из Новосибирска монахиня Мария. Так за мной ухаживала, как никто в жизни моей! Или кто из чад духовных Владыченьки моего приедут и обогреют меня, и чувство — словно сам сыночек в гостях был… А о переживаниях за детей скажу: вручи их, как и всю жизнь свою, Господу Богу. Он их вам дал и еще даст, и властен во всякий час взять их. Принимай дитя и расти для Царствия Божиего. Оно должно начаться в их душеньках здесь, на этой земле. Они будут отцу и маме подражать: так же проявлять настойчивость, так же огорчаться, так же шуметь, так же смиряться, так же молиться… Будь, родная, им примером всегда и во всем… Ты живешь для них, а они тоже будут стараться вас радовать. Любовь жертвенная, доверие, воздержание от излишеств — вот на этом и стройте с батюшкой свое счастье. Оно — в Боге. Когда благодать касается сердца и чувствуешь руку Всевышнего над собой, то радость на душе и ничто не тяжело. Но благодать испрашивать надо постоянной молитвой, иначе она от суеты и греха мира быстро уходит… Тогда — тоска и страх".

"В детстве Владыченька часто говорил: я монах…"

(Из бесед с Н. Н. Соколовой)

По словам матушки, наш покойный Владыка любил повторять: "Я — не милиционер, за руки людей хватать". Он никогда не стремился к наказанию, а "брал" искушения и скорби ближних на свое сердце и молился о вразумлении заблудших. Если человек каялся, его прощал, но если на других вину перекладывать пытался, то тогда тщательное выяснение следовало обязательно. И всегда Господь все Сам, Своей рукой, по своим местам расставлял. Владыка Сергий говорил, что человека нужно не обличать, а "нравственно подымать", а как осознает и заплачет, пусть идет себе с Богом. Подчиненные и духовные чада епископа Сергия рассказывали, что когда он был инспектором Московской Духовной академии в течение многих лет, никто не слышал, чтобы Владыка повысил голос или обидел кого-нибудь.

Пришлось нашему покойному епископу узнать не понаслышке и тяготы многодетности. Один из своих отпусков Владыка провел в Гребневе, в Подмосковье, вместе со своими маленькими племянниками. По своему человеколюбию епископ Сергий отпустил старшего брата — отца Николая — уехать с беременной матушкой на Кавказ, так как по необъяснимым причинам у нее на фоне беременности разыгралась страшная аллергия. Матушку нужно было временно увозить из Москвы, где над ней, пока буйно цвели травы, висела угроза удушья. Потому-то Владыка Сергий и Наталья Николаевна целый месяц пестовали двух малышей пяти и двух лет, борясь с детскими недомоганиями и простудами, сталкиваясь ежечасно с реалиями сельского быта, так как все время приходилось ликвидировать последствия близости скотного двора, куда малышей тянуло просто неодолимо. Владыка ни разу не посетовал, не высказал усталости. Однако после признался, что ожидал приезда брата с нетерпением, так как семейная жизнь казалась ему тяжелей архиерейского креста.

Владыка со всеми простился

В последний свой визит домой, за полтора месяца до кончины, епископ Сергий видел маму совсем мало: так насыщен был его график.

И в эти дни он благословил брак старшей дочери своего покойного брата отца Феодора с семинаристом (ныне отцом Михаилом), а когда уже на улице прощался с осиротевшими малышами отца Феодора, выстроившимися перед окнами, все дети, попечение о которых Владыка в последнее время взял на себя, расплакались со словами: "Владыка больше не придет!.."

В Донском монастыре, во время перенесения мощей Патриарха Тихона из летнего храма в зимний, Владыка встретился со многими своими друзьями и духовными чадами. Самым близким епископ прямо говорил: "Мы видимся в этой жизни с Вами в последний раз".

Наталья Николаевна призналась, что с тех самых пор как сын уехал на Новосибирскую кафедру, она прощалась с ним всегда, как в последний раз. И вот в последний его приезд матушка спросила своего Владыченьку, даст ли Господь им вновь свидеться.

"Я ведь всякий раз возвращаюсь и теперь вернусь, мама, ведь ты знаешь, нет расставаний слишком длинных: ведь жизнь — вечная!" — ответил Владыка. Конечно, любящему сыну было невозможно открыть матери, что она видится с ним в последний раз.

Мать так уговаривала Владыку остаться до 15 октября, на Лизочкину с Мишенькой свадьбу, но он отказался: "Я — монах, веселье и свадебный пир — не для меня".

Так свадьба и похороны оказались в семье Соколовых совсем рядом.

"Жизнь ведь слишком коротка, чтобы проводить ее праздно"

(Из писем Н. Н. Соколовой)

У Натальи Николаевны пятнадцать внуков. Правнуку Феденьке пошел второй год. Кроме того что матушка дарит всем им свою любовь и заботу, два раза в неделю она ведет уроки Закона Божиего в общеобразовательной школе, где учатся более тысячи детей: "Слушают, ловят каждое слово, хватают меня в коридорах, ждут и обижаются, если не могу с ними беседовать".

Можно понять этих деток. Общение с Натальей Николаевной — переживание незабываемое!

Читать онлайн «Под кровом Всевышнего»

Помнятся ее удивительной доброты глаза, полные силы и оптимизма глаза матери, энергичной женщины, и горячее рукопожатие, и ласковое обращение: "Родная моя".

Спасибо Наталье Николаевне за щедрость душевную, спасибо за Владыку Сергия и дай Бог ей еще многая и благая лета!

Анна Ромашка

 

ОТ АВТОРА

Сборник «Ребенок за роялем» предназначен в первую очередь для самых маленьких начинающих музыкантов (от 3 до 5—6 лет). При некоторых изменениях, предусмотренных автором, возможно использование сборника в младших и средних классах музыкальной школы для чтения нот с листа, транспонирования и ряда других самостоятельных работ.
Перед началом обучения игре на фортепиано желательно заинтересовать ребенка предстоящей работой, начав знакомство со сборником с прослушивания стихов и пьес в исполнении педагога. Через некоторое время у ребенка разовьется слуховое внимание, окрепнет музыкальная память, и он сможет легко узнавать пьесы уже без слов, только по интонации. Затем можно приступить к обучению «с рук», предварительно ознакомив ребенка с расположением нот на клавиатуре, их названиями и последовательностью. Окончательно эти знания могут быть закреплены с помощью сольфеджирования тех же пьес, которые ребенок сначала поет с текстом. (В дальнейшем пьесы исполняются без пения.)
Следующим этапом явится знакомство с нотной записью. Осуществлять этот переход следует на базе пройденного материала, связывая звучание уже знакомых пьес с их графическим изображением. Наметив путь от образа к звуку н от звука к нотной записи, можно переходить к решению чисто пианистических задач, постоянно связывая их с задачами образными.

Предельная простота пьес, расположенных в начале сборника, обеспечивает удобство и естественность первого прикосновения ученика к инструменту. Распределение мелодии между двумя руками, из которых каждая берет только одни звук, снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиваться опертостн и глубины звучания. При таком звуковедении штрих «легато» не только не исключается, а, напротив, во многих пьесах является необходимым, хотя из-за неудобства записи на двух строчках он не всегда может быть обозначен лигой. Во всех случаях, когда возникает неясность по поводу применения штрихов или цезур, следует руководствоваться содержанием н строением стиха. Никакие указания не смогут точнее и тоньше передать все нюансы артикуляции, чем живая речь н конкретный образ. Роль текста в этот период обучения трудно переоценить. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии. Осмысленность речевой интонации переносится л интонацию музыкальную, помогая найти нужную окраску звука и отсюда — сам способ звукоизвлечения. Мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его Ь. становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования.

Почти все пьесы дополняются сопровождающей партией. Вторая партия (II) может быть расположена выше или ниже первой (I). Ребенку, выучившему основную (I) партию, через некоторое время будет интересно включить в свой репертуар и II партию этой же пьесы. Затем место учитель может занять другой ученик. Таким образом, некоторые пьесы, по выбору педагога, могут быть использованы как ансамбли.
Сборник служит развитию творческой инициативы маленьких музыкантов. Первая и самая простая форма ее проявления — поиски новых вариантов распределения звуков между руками. У не одни, а два-три звука, взятые «легато» («Осел» «Подсолнух») или скачком («Пирожки», «С коза»), будут сыграны одной рукой. В дальнейшем можно практиковать и более сложные задания: поиски ребенком собственного варианта второй партии, сочинение им вариаций на наиболее простые и удобные темы и т. п. Возвращаясь к пьесам, пройденным ранее в четыре руки, можно объединять обе партии в одну, что особенно удобно в пьесах «Осень», «Утро», «Перехитрил». Пьесы, имеющие дополнительную — пунктирную акколаду, ученики постарше смогут играть двумя руками по 3—4 строчкам, приобретая элементарные навыки чтения партитур. На материале сборника можно осуществлять игры, кукольные инсценировки, создание учениками собственных иллюстраций к пьесам с последующим проведением конкурса на лучший рисунок и т. д.
Допуская и поощряя творческую инициативу учеников, педагог должен, однако, следить, чтобы результаты ее проявления не вступали в противоречие с художественным образом. Нужно учесть, что исполнение некоторых пьес требует своего, точно найденного прикосновения к инструменту. А это окажется возможным только при наличии культуры звука и развитого воображения. Например, в пьесе «Туман» зловеще-приглушенный аккомпанемент и повисшие над ним разорванные реплики мелодии должны рождаться где-то под ладонью исполнителя и ощущаться в прикосновении как что-то холодное и призрачное. Клавиатура словно бы превращается в заболоченное озеро, придавленное мрачным серым небом и опутанное сеткой мелкого моросящего дождя. Только при подобном образном представлении здесь может найден нужный звук.
В других пьесах возникают другие звуковые задачи. И нужно помочь ученику найти как бы летящее касание пальцами клавиш в «Летний дождь» и таинственно-нежное — в « из сказки», научить его прислушиваться к ворчанию недовольного парохода («Пароход») н к шороху веток, по которым скачут белки («Волшебный сад»). А «Лесной ландыш» нужно сыграть так, чтобы нежность не переходила в сентиментальность и трехдольность не приводила к вальсовости.
Решение этих, казалось бы, трудных задач, без сомнения, доступно детям, чутким ко всему, живому в природе, и вполне может быть реализовано под руководством опытного близкого к творческому поиску педагога.

I. Баю-бай
2. Колокольчик
3. Кукушка
4. Баба-Яга
5. Осень
6. Рано утром выпал снег.
7. Снеговик
8. Новый день
9. Шишки на ёлке ,
10. Нарисую кошкин дом
11. В облачные перышки
12. Самый интересный сон.
13..Утро
14. Пирожки
15. Серая коза
16. Очень скучно
17. Воробей.
18. Ручей
19. Бедный зайка
20. Подсолнух
21. Кубик на кубик
22. Меховые сапоги
23. Кукла
24. Жёлтые береты
25. Дождливый день
26. Снежная тропинка
27. Первый снег
28. Холодно сегодня в лесу.
29. Затопила мама печку
30. Вечер
31. Ходит сои.
32. Сказка
33. Весна
34. Земляника и лягушки
35. Праздник.
36. Все уснули.
37. Отражение.
38. В день рождения
39. Волшебный сад
40. Перехитрил
41. Азбука
42. Короткое лето
43.

Под кровом Всевышнего — Соколова Н.Н.

Ромашки.
44. Поезд..
45. Ласточки.
46. Опять Баба-Яга
47. Песня Бабы-Яги
48. Елка
49. Пароход.
50. Белые утки
51. Весёлая луна
52. Летний дождь
53. Фея из сказки
54. Туман
55. Часы…
56. Тополя
57. Ландыш лесной
58. Качели.

 

Скачать пособие

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *