Мiръ Россия Санкт-Петербург Пушкин Софийский Вознесенский собор (Пушкин)

Идёт загрузка карты…

Софийский Вознесенский собор построен в 1782-1788 годах, памятник архитектуры федерального значения. Храм на Софийской площади Пушкина относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, является центром Царскосельского благочиннического округа.

История

С основанием в январе 1779 года уездного города София Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах. По замыслу времён «греческого проекта», храм должен был напоминать Софийский собор в Константинополе. Но экономические трудности не позволили воплотить его.

30 июля (10 августа) 1782 года в софийской деревянной церкви святых Константина и Елены в присутствии императорской фамилии была отслужена литургия по случаю закладки Софийского собора. Проектными и строительными работами руководил шотландский архитектор Ч. Камерон. Совместно с ним работал И. Е. Старов. Освящение храма состоялось 20 (31) мая 1788 года в присутствии Екатерины II, наследника и придворных. Богослужение возглавил Гавриил (Петров), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Настоятелем нового собора был назначен духовник Александра и Константина Павловичей протоиерей А. А. Самборский.

С самого освящения и до 1845 года собор был капитульным (орденским) храмом ордена святого Владимира.

9 (22) сентября 1817 года «состоящий в городе Софии собор» был передан расквартированному с 1815 года поблизости лейб-Гусарскому полку (впоследствии лейб-гвардии Гусарский его величества полк). Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. В северном приделе в 1832-1899 годах находилась церковь лейб-гвардии Кирасирского его величества полка, в южном в разное время с 1850 года размещались храмы Образцового пехотного полка, лейб-гвардии 1-го и 2-го стрелковых батальонов.

Офицеры лейб-Гусарского полка в 1836 году преподнесли собору икону покровителя полка — святого Павла Исповедника — в серебряном вызолоченном окладе. Он был установлен в киоте-поставце у левого клироса центрального придела.

В 1833 году в память даты переформирования, был перенесён полковой праздник лейб-гвардии Кирасирского его величества полка со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе, который хранился в соборе до 1899 года.

В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.

Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903—1904 годах на Софийской площади по проекту архитектора Л. Н. Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II. В её нижнем этаже устроена часовня преподобного Серафима Саровского.

В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию полученной храмом в дар от Екатерины II ко дню освящения. Первая утварь (богослужебные сосуды, Евангелия, подсвечники, водосвятная чаша и брачные венцы) в 1812 году в связи с опасностью похода Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенскую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор.

С 1918 года Софийский собор стал приходским храмом.

6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного райисполкома о закрытии собора. Подобное постановление Леноблисполкома было подписано только 10 октября 1934 года.

Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.

После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства.

Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.

Современное состояние

Церковная община была образована в 1988 году. После чего митрополит Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.

8 июня 1989 года, в престольный праздник Вознесения Господня, протоиереем Геннадием Зверевым была отслужена первая литургия. Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 года.

20 марта 1995 года Софийский собор был включён в список памятников архитектуры федерального значения.

В мае 1998 года были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, являющиеся копией дореволюционных. После выдержки иконостасов в храме, все резные детали были позолочены.

17 мая 1999 года состоялось полное освящение храма.

12 сентября 1990 года был освящён установленный к северу от собора памятник святому Александру Невскому работы скульптора В. Г. Козенюка. Памятник установлен к 750-летию Невской битвы 1240 года, по инициативе и при участии Колпинского художественно-проектного кооператива «Зодчий».

Памятник представляет собой часть проекта конной статуи, представленного скульптором на конкурс памятника великому князю в 1990 году и получившего вторую премию. Это бронзовый бюст на гранитном постаменте, над которым воздвигнута металлическая арка-сень. На кольце в арке литыми знаками написано «1240—1990»; на бюсте — «Александр Невский». Высота бюста — 0,8 м, высота постамента — 3,8 м.

В 2003 году с юга был установлен и 10 июня освящён памятный знак о лейб-гвардии Гусарском его величества полке. Установлен в соответствии с программой Министерства обороны РФ «Санкт-Петербург — военно-научный и военно-промышленный центр страны» при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

Проект знака был разработан архитекторами архитектурной мастерской «Дарси» совместно с военными специалистами архитектуры из Санкт-Петербургского военного инженерно-технического университета (В. Н. Филиппов, В. В. Смолин, В. Н. Головкин, Е. Е. Лаврушин, В. И. Мухин). Изготовлен «Балтийской строительной компанией».

29 сентября 2015 года был торжественно открыт и освящён памятник погибшему в 1914 году князю императорской крови Олегу Константиновичу, служившему в рядах лейб-гвардии Гусарского его величества полка. Установка памятника состоялась по инициативе Фонда Людвига Нобеля. Памятник был изготовлен под руководством члена Московского Союза художников Ярослава Бородин по модели, созданной в 1915 году скульптором, академиком В.В. Лишевым.

Святыни

  • икона сщмч. Иоанна Царскосельского
  • cписок иконы Божией Матери «Троеручица»
  • cписок иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной сщмч. Вениамином, митрополитом Петроградским
  • икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей
  • общая икона святых: прпп. Марии, Кирилла и Антония Радонежских, свт. Димитрия Ростовского, блгв. кн. Владимира Новгородского, свт. Феофана Затворника, прпп. Саввы Стромынского, Феодора Санаксарского, равноап. Марии Магдалины с частицами их мощей
  • икона блж. Любови Рязанской с частицей мощей
  • икона прп. Арсения Коневского с частицей мощей
  • икона сщмч. Петра (Зверева) с частицей мощей
  • икона вмц. Ирины с частицей мощей
  • икона вмч. Пантелеймона Целителя с частицей мощей
  • икона вмч. Георгия Победоносца с частицей мощей
  • икона свт. Никиты Новгородского с частицей мощей
  • икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей

Престольные праздники

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

Видео

Как добраться

Адрес: г. Санкт-Петербург, Пушкин (Царское Село), Софийская площадь, 1

Тел.: +7 (812) 451-53-49, 465-30-19

E-mail: sophia-sobor@mail.ru

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно.

По будним дням Литургия в 9:00, исповедь в 8:30; по воскресным, выходным и праздничным дням Литургия в 10:00, исповедь накануне во время всенощного бдения и в 9:30.

Ссылки

  • Санкт-Петербург. Собор Вознесения Господня, Софийский Лейб-гвардии гусарского полка. Фотографии
  • Софийский собор в Царском Селе. Группа ВКонтакте
  • Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе. Общие сведения
  • Храм Вознесения Господня в Царском Селе (Софийский собор). Страница прихода

Как часто люди сетуют, мол, куда ни обрати взор – повсюду одна лишь монотонная унылость: типовые улочки, типовые постройки, однотипная жизнь. А душа так стремится освободиться от всего этого: ей хочется благости, хочется «Неба на земле». Тем временем особенную душевную радость научились возводить еще наши предки, и название ей – храмы. Об одном из таких целебных источников – Софийском соборе (так традиционно именуют Вознесенский собор) – и пойдет речь.

Уединение и близость с Богом ездили искать в Софию бессмертные Пушкин и Лермонтов, здесь возносили свои молитвы Суворов и Кутузов, город этот часто посещали величайшие мастера пера и кисти, светила науки, знаменитости из других держав. И причиной их пристального внимания к Софии, ставшей впоследствии частью современного города Пушкина, выступил он – белоснежный, с пятью куполами, «классический» красавец Софийский собор.

История

Родительницей этого храма есть никто иная как сама Екатерина Великая: таким образом она решила увенчать славные победы русских над турками. Воплощать в жизнь Высочайший Указ было поручено зодчему-иноземцу Камерону (позже к нему присоединился россиянин Старов).

На возведение собора у них уйдет около шести лет. Задумывая проект в 1872-м, архитекторы не стремились подарить миру очередной образец строгой классики. Византийское было тогда еще не в моде – ориентировались большей частью на итальянцев. Памятуя о принадлежности храма к православию, в его облике было решено органично соединить классицизм и каноны исконно русские. В мае 1788-го после освящения, на котором присутствовала и Екатерина II, собор стал полноценной Божьей обителью на земле.

Спустя 29 лет свое служение людям и Господу он продолжил в статусе полковой церкви. Постоянными прихожанами стали лейб-гвардии гусары. Имелся в соборе и дар воистину царский – крест и церковная утварь от Николая II. В 1903-м Его Величество распорядился изготовить точные копии презентов, которые Екатерина Великая преподнесла храму в день его освящения (в 1812-м дары Екатерины перенесли в другой собор, опасаясь прихода в Петербург французских полчищ). На заре ХХ века собор обзавелся колокольней, в нижнем ярусе которой расположилась церквушка во имя преподобного Серафима Саровского.

Разграбленное убранство, разбитый уникальный иконостас, сорванные и уничтоженные мемориальные доски… В 1934 году Софийский собор (к тому времени – приходской храм) закрыли. А, снявши замки, устроили в нем склад одной из механизированных бригад. Потом пришла война: она окончательно уничтожила храмовый интерьер.

Творение талантливых зодчих Великой Екатерины вновь станет собором лишь в 1989-м. Софийский собор войдет в список федеральных архитектурных памятников, а в 1999-м будет полностью освящен. За первой литургией последует реставрация колокольни, далее вятские мастера изготовят копии дореволюционных иконостасов.

Достопримечательности

В северной части собора посетителей встретит бронзово-гранитный Александр Невский. Инициаторами появления памятника святому выступили колпинские архитекторы: они восславили победу русских в Невской битве в аккурат к ее 750-летию. Во исполнение одной из программ Министерства обороны Российской Федерации на территории Софийского собора установили и освятили памятный знак, напоминающий о том, что храм был местом богослужений для лейб-гвардии гусаров полка Его Величества. Одной из соборных достопримечательностей является церковно-приходская школа, а также церковный и малый церковный дома (в последнем расположилась приемная настоятеля собора). Неподалеку от приемной возвели павильон: в его здании часто проводятся лекции, благотворительные акции, концерты. С 1996 года в Софийском соборе служил протоиерей Алексий Махонин. После смерти местом его последнего пристанища стала могила в восточной части территории храма.

Интересные факты

В стенах Софийского собора гусары Лейб-гвардии не только молились, но и сберегали штандарты, а также множественные награды за боевые подвиги. Имена геройски погибших в боях офицеров были высечены там же – на мраморных досках.

Однажды в храме была обнаружена интереснейшая находка: во время обустройства там подвалов (в них хотели разместить печи) копатели нашли серебряные с позолотой лопатку и молоточек. На тех красовались вензель Императрицы Екатерины и надпись «Чарльз Камерон – архитектор».

В советское время Софийскому собору судилось побывать не только в роли склада: служил он и местом для утилизации отходов производства, и гаражным кооперативом, и даже заболоченной помойкой.

Софийский собор: жизнь в ХХI веке

Сегодня, когда стало модным создавать всякого рода рейтинги, Софийский собор по праву входит в «топ» красивейших православных святынь Петербурга. При этом в нем не забывают про «полковое» происхождение: храм в Пушкине известен своей дружбой с местными учебными заведениями, готовящими военных. Потому часто под сводами Софийских куполов слышны слова присяги и молебнов для тех, кто свою жизнь связал с армией. А на Христово Рождество можно даже запахи аппетитные учуять: то развертывает свою «вкусную» деятельность полевая кухня.

Имеет Софийский собор и свою воскресную школу, и собственную газету «Ковчег», и благотворительную столовую. Ежедневно в ней питаются около двухсот малоимущих. Откуда в столовой продукты? Прямиком из собственного подсобного хозяйства. А еще в соборе пытаются возродить исконно русскую деревню и не давать детворе бить баклуши. Для этого слуги Божьи позаботились о создании детского православного лагеря.

… И удосужились не забыть о стариках: в соборе задумали обеспечить 25 людей преклонного возраста отдельными комнатами со всеми удобствами. Дому престарелых суждено выступить одним из крупнейших социальных проектов местного благочиния.

Мир Софийского собора – мир Бога, то место, куда так часто стремится душа человека. А храм для души – это родное и по-настоящему нужное.

Софийский собор. Церковь Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Памятник архитектуры федерального значения

Золотой век Царского Села неразрывно связан с временем правления императрицы Екатерины Великой. В годы её царствования русские войска одержали ряд блестящих побед над Турцией. Россия мечтала о возрождении православной «Греческой империи» со столицей в Константинополе… Памятники в честь русских побед, установленные в царскосельском парке на протяжении войны с Турцией, уже не устраивали императрицу. Новым памятником мыслился грандиозный собор в уездном городе София. Центром Софии, строящегося Ч. Камероном, стала обширная площадь с Софийским собором, проект которого Камерон разработал еще в 1780 г. Одновременно была изготовлена деревянная модель Софийского собора.

Грандиозный собор по своему облику должен был напоминать константинопольскую Софию. Таково было условие: шесть лет назад закончилась русско-турецкая война, в царскосельском парке начали устанавливать памятник прославлявшие победы русской армии и флота, русских полководцев и флотоводцев: Кагульский обелиск, Чесменскую и Морейскую колонны. Рядом с парком был созда целый ансамбль, посвященный присоединению Крыма к России, — Запасной двор. Здания, формирующие эту площадь, напоминали турецкие сооружения, на самой площади установили Крымскую колонну.

Таким же своеобразным памятником победы над турками должны были стать новый город София и Софийский собор. Этим объясняются их названия: София, Софийский. Не случайно модели Софийского собора, Чесменской колонны, Кагульского обелиска были выставлены вместе в Петербурге «подле Исаакиевской церкви в небольшом каменном здании, состоящем из одного зала». Неожиданно для автора проект огромной «Софийской церкви» не получил «высочайшего утверждения» и строительство было «по великости отменено». После показа моделей публике Камерон обратился в совет Академии художеств с просьбой о присвоении ему звания академика за проект и модель Софийского собора.

По настоянию Ю. М. Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено». Кроме того, была и другая причина — уже давно осложнились личные отношения между Камероном и Фельтеном. С приездом Камерона Фельтену не поручали больше работ в Царском Селе. 28 августа 1781 г. было принято постановление совета Академии художеств: «По прошению г. архитектора Шарль Камерона о принятии ево в общество Академическое по представленной от него работе, представляющей модель церкви святыя Софии… Прежде усмотрения практики к докладу в общем собрании не допускать; о чем ему и объявить, если пришлют или сам явится». Модель собора оставили в Академии художеств, проект вернули в Царское Село. Камерон никогда более в Академию художеств не обращался и никакого академического звания не имел.

Грандиозность первоначального проекта собора, очевидно, и стала причиной ошибки, которая многократно повторялась в различных изданиях. Историки Царского Села ныне существующий собор называли повторением Софии Константинопольской. «Повторение» здесь проявилось только в одном — в композиционном значении здания. София Константинопольская расположена на главной площади столицы, доминирует в ансамбле площади, возвышаясь над дворцом византийских императоров. Юстиниан, строя Софию, стремился в облике грандиозного храма воплотить силу и могущество своей империи, а также подчеркнуть торжество христианства. Такими же идеями руководствовались, создавая новый город. Софийский собор Камерона должен был господствовать над окружающей застройкой площади, над городскими кварталами одноэтажных домов и скромными присутственными местами в маленьком городе София.

В 1782 г. Камерон разработал второй проект Софийского собора, осуществленный. Во втором проекте 1782 г. архитектору удалось передать сходство со знаменитым архитектурным прототипом без однозначного копирования при помощи «говорящих деталей». Так, вполне традиционный храм эпохи строгого классицизма тяжеловатых, но благородных пропорций, квадратный в плане, с одинаковыми четырехколонными портиками дорического ордера под треугольными фронтонами, Камерон увенчал пятью пологими куполами. Центральный плоский купол с множеством больших арочных окон, прорезающих высокий барабан, стал той главной деталью, которая роднила две Софии.

Соборная церковь Софии — Премудрости Божией была заложена 30 июля 1782 г. архиепископом Новгородским и Санкт-Петербурским Гавриилом (Кременецким) в присутствии Императрицы Екатерины II, в 21 лето царствования. Камерон также присутствовал на торжественной закладке собора. В Константино-Еленинской церкви в присутствии императорской фамилии была отслужена Божественная литургия по случаю закладки.

Чертежи Камерона пока обнаружить не удалось. Некоторые исследователи его творчества высказывали даже сомнение по поводу его авторства и считали, что собор возводился по проекту И. Е. Старова. Между тем архивные документы неопровержимо свидетельствуют о том, что автор собора — Камерон. Но он не мог наблюдать за производством работ и просил поручить это опытному архитектору, так как «Софийская церковь состоит из многих арков, которых конструкция весьма мудра». Этот контроль и поручили И. Е. Старову. О Софийском соборе есть важное свидетельство И. Г. Георги. В своей книге о Петербурге он упомянул модель церкви Софии, сделанную «по чертежу… Камерона», а перечисляя звания архитектора Старова, добавил: «Под его ведением построена Софийская церковь в Софии».

Главный престол — во имя Вознесения Господня — был освящён 20 мая 1788 г. митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в присутствии Императрицы Екатерины II, Цесаревича Павла Петровича, Великих Князей Александра Павловича и Константина Павловича. При входе в собор ещё недавно сохранялась мраморная доска с этими датами.

Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма. Рассчитанный на восприятие с разных точек обзора, в том числе и со стороны императорского парка, на картине П. Мартынова 1815 г. «Царскосельский парк. Вид на Большое озеро» купол Софийского собора прекрасно виден за парадным фасадом Софии — цепью высоких трехэтажных домов вдоль будущей Парковой улицы. Точка обзора выбрана художником не случайно. Именно здесь, на месте выстроенной при Александре I Гранитной террасы, находилась в 90-е гг. XVIII в. одна из «смотровых площадок», возведенных Ч. Камероном для лицезрения ансамбля главной площади города Софии, так называемая «Вторая каменная галерея».

Сходство с византийским храмом прослеживается и в интерьере Софийского собора: в «невесомости» центрального купола, зрительно «отрезающего» потоками света центральную часть от остального объема, в умелом сочетании разных типов сводов, рождающих впечатление постепенного нарастания пространства, в необычном насыщенном цвете восьми колонн из красно-черного гранита, напоминающих древние колонны из красного порфира в константинопольском храме. Собор, квадратный в плане, увенчан пятью плоскими куполами на невысоких барабанах, которые под малыми куполами прорезаны круглыми окнами, а под центральным куполом — большими арочными. Его фасады акцентированы четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Цоколь собора облицован огромными гранитными плитами. Гладь стен в глубине портиков прорезана небольшими нишами, в которых предполагалось установить скульптуры, три круглых медальона должна была украсить лепка. Фундамент и пол собора сложены из пудостской плиты.

Собор трехнефный, центральный неф перекрыт большим куполом, который покоится на четырех больших арках, опирающихся на пилоны. Их украшают темно-коричневые гранитные колонны и пилястры ионического ордера с позолоченными базами и капителями. Неожиданно применение гранита в интерьере Камерона. Гранита он больше нигде не использовал. Монументальная «стройность» колонн, вытесанных из цельных блоков красно-черного гранита, подчеркивает величавую простоту храма и гармоничность его пропорций. Своим насыщенным и необычным цветом они создают благородный контраст со светлым тоном стен. Колонны Софийского собора — еще одна «говорящая деталь», указывающая на архитектурный прототип. Их количество, гамма и местоположение соответствует самым древним колоннам из красного порфира храма Св. Софии в Константинополе.

Екатерина II, давая высокую оценку новой постройке в письме к М. Гримму, писала: «… Эта церковь очень красива внутри и снаружи: в интерьере 8 колонн… каждая из гранита красно-черного цвета, добытого в карьерах острова на Ладоге, колонны превосходные». П.П.Свиньин в 1817 г. обратил к ним полные восторга слова: «… Со времён египтян во внутренности ея в первый раз явились сии колоссальные гранитные столбы, коих только Казанские могли превзойти!». Софийский собор, возводившийся как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии, стал одним из первых монументальных культовых сооружений русского зрелого классицизма.

Сходство с византийским храмом прослеживается и в интерьере Софийского собора: в «невесомости» центрального купола, зрительно «отрезающего» потоками света центральную часть от остального объема, в умелом сочетании разных типов сводов, рождающих впечатление постепенного нарастания пространства, в необычном насыщенном цвете восьми колонн из красно-черного гранита. Красота и необычность колонн собора, построенного по проекту Ч. Камерона, отмечалась и современниками, и потомками. Софийский собор, возводившийся как самый большой храм Санкт-Петербургской губернии, стал одним из первых монументальных культовых сооружений русского зрелого классицизма.

При постройке храма было приказано, для доставления во все места воды, провести подземные трубы из Боуеровского канала: в том числе одна труба проведена под собором и сделаны были, как вне, так и снаружи церкви, два колодца, покрытые решетками. При возобновлении собора в 1849 г. эти колодцы уничтожены.

С окончанием возведения в 1788 г. Софийского собора город обрёл, наконец, свой символический смысл. Парящего над деревьями Царскосельского сада купола, столь сходного с главой византийской Софии и стоящей посреди Большого пруда Чесменской колонны — символа морских побед России над Турцией, представлялось достаточным для понятной современникам аллегорической картины освобождения Константинополя.

Софийский собор еще до освящения в 1788 г. попал на страницы «Нового и полного географического словаря Российского государства». Описывая Софию, авторы справочника отмечали: «… Знатное пособие от щедрот Ея Императорского Величества на него иное, в короткое время украсило его многими каменными строениями изящной архитектуры, меж коими примечания заслуживает Соборная церковь, приведенная в 1787 году почти к окончанию… Прекрасная большая церковь, построенная «… по подобию Софийской церкви в Константинополе» — так писал о нем по прошествии нескольких лет И. Г. Георги.

В 1788 г. настоятелем нового собора был назначен духовник Их Императорских Высочеств протоиерей Андрей Самборский. 1788-1845 гг. Софийский собор — капитульная церковь ордена святого равноапостольного князя Владимира. В 1804 г. был устроен и 6 ноября того же года освящён левый придел — во имя св. великомученицы Екатерины.

В храме Софии к тому времени примечательны:

  • гранитный ковчег, бывший под главным престолом и вынутый при возобновлении собора в 1849 году; в нем хранится другой ковчег из белого мрамора, в котором в серебряном ящике часть св. мощей. Там лежит 6 серебряных монет с изображением Екатерины II. На ковчеге серебряная вызолоченная доска с надписью: «Сия соборная церковь», в имя Софии Премудрости Божией, заложена Петербургской губернии, в городе Софии, июля 30-го, в лето от создания мира 7990, от Рождества Христова 1782, царствования же благочестивейшей императрицы Екатерины II двадцать первое, при наследнике цесаревиче Павле Петровиче, супруги его Марии Федоровне и благоверных государях великих князьях: Александре Павловиче и Константине Павловиче».
  • Затем в этом храме множество икон художественной работы, из числа которых наиболее прекрасны: запрестольный образ «Введения во храм Богородицы» работы Соколова, в 1788 году; Воскресения Христова и Вознесения работы Бельскаго, в 1791 году, — этого художника есть в одной из зал Царскосельского большого дворца экран, который по сюжету и манере письма ничем не отличается от работы известного Робера. Затем Преображения (1792 г.) работы Евставия меньшого, Сошествия Св. духа и Сретения Господня, 1796 г., работы Георгия Скливоса, Благовещение, 1792 г. — Михаила Воинова, Рождества Христова, 1791 г. — Петра Дрождина, Крещение Господня, 1793 г. — Ивана Бельского, Явление Иисуса Христа апостолам в воскресение, 1795 г. — Угрюмова; Рождество Богородицы, 1793 г. — Пустынина; Успение Божьей Матери 1792 г. — Дрожина.
  • В этом храме есть несколько серебряных церковных вещей, пожертвованных офицерами лейб-гвардии Гусарского полка и такие же исторические, принесенные в дар императрицею Екатериною II. Из последних серебряное паникадило весом 5 пуд. 13 фунт. Наверху на яблоке, литера Е, под яблоком на ободке надпись; потом два больших серебряных подсвечника в виде цветка: оба весом 2 пуда 38 фунтов, четыре серебряных лампады, две из них весом в 22 фун. 22 зол. и две 18 фун. 72 зол.; серебрянные молоток и лопатка, с ручками слоновьей кости, употребленные при закладке храма.
  • До 1812 г. здесь было много драгоценных предметов церковной утвари. Все это в тяжкие годины отечественной войны передано на хранение в дворцовое ведомство. В описи церковного имущества Софийскаго собора 1788 г. под означенными вещами сказано: «По сей описи золотая утварь в царскосельскую придворную церковь мною вся отдана на сбережение, по Высочайшему повелению. Софийского собора ключарь протоиерей Григорий Гомзин. Оную золотую утварь по описи принял в целости протоиерей Павел Сергеев. Сентября 16-го 1812 года». После 1812 г. вещи не были возвращены.

До 1817 г. Софийский собор состоял в Епархиальном ведомстве. 9 сентября 1817 г. Государь Император Александр I высочайше повелел: «состоящий в городе Софии собор обратить в полковую церковь лейб-гвардии гусарского полка». Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. Софийский собор был передан из Санкт-Петербургской епархии в ведение Военного духовенства. В соборе был только один престол — Софии Премудрости Божией, а храмовым праздником был день Вознесения Господня.

27 февраля 1832 г. Кирасирский полк прибыл в Царское Село из города Вендена (Лифляндской губернии). На благодарственном молебне присутствовал Николай I, который затем наблюдал занятие полком новых казарм.Так как в казармах не нашлось места для полковой церкви, то для служб был назначен северный придел Софийского собора.

После прибытия в Царское Село Кирасирского и Образцового пехотного полков священникам этих полков дозволено было служить в соборе по очереди. Позднее, в 1849 г. в храме были устроены еще 2 придела: южный — св. А. Невского и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный кирасирскому полку вплоть до постройки его полкового храма. Впоследствии к собору приписывались все воинские формирования царскосельской Софии, не имевшие собственных церквей. Чин освящения этих приделов совершил настоятель Спасо-Преображеского Всей гвардии собора в С.-Петербурге протоиерей Василий Сицилийский.

В 1849 г. во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской. В главном приделе собора находился большой запрестольный образ Введения во Храм Пресвятой Богородицы, написанный в 1788 г. художником Соколовым, в алтаре левого придела, за престолом, помещался образ Явления Бога Моисею на горе Синае. В 1898 г. в правом приделе был установлен запрестольный образ Воскресения Христова, пожертвованный вахмистром полка.

В 1900 г. на заводе Усачёва в Валдае для Софийского собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти медных колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 т). Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора.

В 1903-1904 гг. к северу от собора была выстроена отдельно стоящая соборная колокольня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуау. Купольное завершение колокольни было близко по форме куполам самого собора. В её нижнем этаже и по сей день находится небольшая часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. В 1905 г., после капитального ремонта, левый придел Софийского собора был вновь переосвящён во имя св. великомученицы Екатерины.

В изданном в 1911 г. к 200-летию Царского Села путеводителю по Царскому Селу её автор, С. Н. Вильчковский, писал: «Соборъ внутри отличается весьма простой отделкой. Стены его выкрашены въ светлый тот и только у окон идетъ весьма небольшой, слегка золоченый, орнаментъ. Восемь колоннъ и столько же пилястръ изъ цельных кусковь полированнаго гранита украшаютъ среднюю часть храма. Иконостасы всехъ трехь приделовъ… белые с позолотой. Надъ солеёй средняго придела съ потолка спускается стильная серебряная люстра екатерининского времени. У клиросовь средняго придела стоятъ два массивныхъ серебряныхъ подсвечника той же эпохи. Тутъ же, предъ алтаремъ, около старыхъ полковыхъ штандартовъ, въ большой серебрянной витрине, за стекломъ сохраняется серебряная вызолоченная закладная доска 1782 года, молотокъ и лопаточка, на которой имъется вензель Императрицы Екатерины и надпись на Английскомь языке: «Чарлзь Камеронъ, архитекторъ».

Пилоны и стены собора были украшены огромными картинами, написанными на Евангельские сюжеты известными живописцами того времени. В средней части собора среди прочих особо выделялся образ Свт. Павла Исповедника, устроенный в 1836 г. офицерами Гусарского полка и украшенный серебряной золочёной ризой. Другой образ — св. благ. Князя Александра Невского, устроенный офицерами в память своего Шефа — Императора Александра II, помещался в киоте из белого мрамора. В западной части собора, у пилонов, находились знамена и знаки, отбитые у кокандцев генералом Черняевым 22 сентября 1864 г. при городе Чимкенте. Здесь же находилась мраморная доска с именами чинов Лейб-гвардии Гусарского полка, павших во время первой Русско-Турецкой войны.

Софийский собор после большевистского переворота стал приходским. 6 ноября 1933 г. вышло постановление Ленинградского пригородного райсполкома о закрытии собора. Официальное постановление Леноблисполкома о его ликвидации было подписано лишь спустя год, 10 октября 1934 г. Находившиеся в храме картины были передны в Русский музей, откудa, кaк выяснилось, исчезли без следa. Храм был закрыт, службы в нём прекращены, однако само здание не было уничтожено полностью, хотя и подвергалось долгие десятилетия разграблению и забвению. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада всякого хлама. Территория площади была превращена в учебный полигон. Во время Великой Отечественной войны собор получил некоторые повреждения и после войны был превращен в место свалки, в центральной части которой сооружался гигантский костёр, где утилизировались отходы производства. Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 г. была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности. Лишь в 1988 г. образовалась церковная община, которая взялась за восстановление Софийского собора. После чего, будучи митрополитом Ленингрaдским и Новгородским, Алексий II (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора. 13 марта 1988 г. решение о передаче храма было принято.

Восстановление собора было начато с его колокольни, которую отреставрировали к апрелю 1991 г. В июле 1990 г. был освящён правый придел — во имя св. благоверного Князя Александра Невского, а несколько позднее и левый — во имя св. равноапостольных Царей Константина и Елены.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 1995 г. Софийский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. В 1998 г. завершилась частичная замена старого пола новыми лещедными плитами. Часть старых плит оставлена как память о прошлом собора, о тех великих гражданах России, которые ступали на эти плиты и преклоняли на них колена, молясь о нашем Отечестве. К празднику Вознесения Господня и к двухсотдесятилетнему юбилею храма в мае 1998 г. были «Вятскими кустарными мастерскими» изготовлены и установлены новые иконостасы, идентичные между собой, являющиеся копией дореволюционных. Подлинные иконы и прекрасные настенные картины на библейские сюжеты, украшавшие прежде Софийский собор, вернуть не удалось. Их судьба неизвестна по сей день. Завершена иконопись для иконостаса, написаны образы евангелистов для подкупольных парусов и иконы особо почитаемых в соборе святых — священномученика Иоанна Царскосельского, великомученика Пантелеймона Целителя и святителя Иоасафа Белгородского. 20 декабря 1998 г. торжественно включили архитектурную подсветку Софийского собора и колокольни.

20 мая 1999 г. главный престол Софийского собора был освящён по полному чину митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении большого числа петербургского духовенства и местных священнослужителей.

Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе, 2002 год. Фото Анны Рымаревой с сайта Соборы.Ru

Софийский собор в честь Вознесения Господня, лейб гвардии Гусарского Его Величества полка в Царском селе (Пушкинское благочиние Санкт-Петербургской епархии)

С основанием в январе 1779 года уездного города София (ныне часть города Пушкина в составе Санкт-Петербурга) императрица Екатерина II предполагала построить храм-памятник в честь русских побед в русско-турецких войнах.

В 1780 году архитектор Чарлз Камерон разработал проект Софийского собора на центральной площади Софии, и одновременно была изготовлена его деревянная модель. По настоянию Юрия Матвеевича Фельтена, тогда профессора архитектурного класса, адъюнкт-ректора, а потом и директора Академии художеств, последовал отказ, который был обусловлен тем, что проект еще не был утвержден, строить собор «по великости отменено».

В 1782 году Камерон разработал второй проект Софийского собора, который и построили в последствии.

Соборная церковь Софии — Премудрости Божией была заложена 30 июля 1782 года архиепископом Новгородским и Санкт-Петербурским Гавриилом (Кременецким) в присутствии императрицы Екатерины II.

Трехпрестольный храм строился в течении шести лет архитектором Иваном Егоровичем Старовым по переработанному проекту Чарлза Камерона.

Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе

20 мая 1788 года был освящён главный престол собора во имя Вознесения Господня митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II, цесаревича Павла Петровича, великих князей Александра Павловича и Константина Павловича.

В 1788 году Софийский собор по распоряжению Екатерины II был сделан капитульной церковью вновь учрежденного ордена святого равноапостольного князя Владимира.

В 1804 году был устроен и 6 ноября этого же года освящён левый придел Софийского собора, во имя святой великомученицы Екатерины.

9 сентября 1817 года император Александр I повелел: «состоящий в городе Софии собор обратить в полковую церковь лейб-гвардии гусарского полка». Походная полковая церковь была установлена в центральном приделе. Софийский собор был передан из Санкт-Петербургской епархии в ведение военного духовенства. В соборе был только один престол — Софии премудрости Божией, а храмовым праздником был день Вознесения Господня.

В 1848-1850 годах в Софийском соборе был проведён капитальный ремонт и устроены еще два придела: южный придел благоверного князя Александра Невского, переданный Образцовому пехотному полку, и северный — равноапостольных царей Константина и Елены, отданный кирасирскому полку. Для главного придела собора по проекту архитектора Военного министерства Ивана Денисовича Черника был изготовлен новый иконостас, а проект иконостаса для боковых приделов разработал архитектор П. Егоров. Чин освящения этих приделов совершил настоятель Спасо-Преображеского всей гвардии собора в Санкт-Петербурге протоиерей Василий Сицилийский.

В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской.

В 1900 году на заводе Усачёва в Валдае для собора на пожертвования офицеров был отлит звон из десяти медных колоколов, самый большой из которых весил 347 пудов 2 фунта (5,6 тонны). Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора.

Софийский собор в честь Вознесения Господня, в Царском селе, 2003 год. Фото Александра Разумова с сайта Соборы.Ru

В 1903-1904 годах к северу от собора была выстроена отдельно стоящая соборная колокольня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуау. Купольное завершение колокольни было близко по форме куполам самого собора. В её нижнем этаже и по сей день находится небольшая часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.

В 1905 году, после капитального ремонта, левый придел Софийского собора был вновь переос­вящён во имя святой великомученицы Екатерины.

После революции в 1917 году Софийский собор стал приходским.

6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного районного исполкома о закрытии собора. Официальное постановление Леноблисполкома о его ликвидации было подписано 10 октября 1934 года. Находившиеся в храме картины были переданы в Русский музей, откуда, кaк выяснилось, исчезли без следa.

Храм был закрыт, службы в нём прекращены, однако само здание не было уничтожено полностью. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.

Во время Великой Отечественной войны собор получил некоторые повреждения и после войны был превращен в место свалки, в центральной части которой сооружался гигантский костёр, где утилизировались отходы производства.

Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.

Лишь в 1988 году образовалась церковная община, которая взялась за восстановление Софийского собора. После чего, митрополит Ленингрaдский и Новгородский Алексий (Ридигер) обратился в Пушкинский районный исполком с просьбой о регистрации общины и передаче ей собора.

13 марта 1988 года решение о передаче храма было принято.

Восстановление собора было начато с его колокольни. 5 августа 1990 года был отслужен молебен в честь святого Серафима Саровского по случаю начала реставрации колокольни. В апреле 1991 года реставрация колокольни была завершена.

В июле 1990 года был освящён правый придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а несколько позднее и левый — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены.

В 1992 году к Софийскому собору была приписана церковь мученика Иулиана Тарсийского.

20 марта 1995 года указом президента Российской Федерации Софийский собор был включён в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

В 1998 году завершилась частичная замена старого пола новыми лещедными плитами. Часть старых плит оставлена, как память о прошлом собора. В этом же году были отлиты базы для гранитных колонн собора. Большая работа была проведена силами Балтийской строительной компании.

В мае 1998 года «Вятскими кустарными мастерскими» были изготовлены и установлены новые иконостасы, идентичные между собой, являющиеся копией дореволюционных. Подлинные иконы и настенные картины на библейские сюжеты, украшавшие прежде Софийский собор, вернуть не удалось.

20 декабря 1998 года была включена архитектурная подсветка Софийского собора и колокольни.

20 мая 1999 года главный престол Софийского собора был освящён по полному чину митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым) в сослужении большого числа петербургского духовенства и местных священнослужителей.

Архитектура

Софийский собор — одно из первых сооружений в стиле русского классицизма.

Собор, квадратный в плане, увенчан пятью плоскими куполами на невысоких барабанах, которые под малыми: куполами прорезаны круглыми окнами, а под центральным куполом — большими арочными. Его фасады акцентированы четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Цоколь собора облицован огромными гранитными плитами. Гладь стен в глубине портиков прорезана небольшими нишами, в которых предполагалось установить скульптуры, три круглых медальона должна была украсить лепка. Фундамент и пол собора сложены из пудостской плиты.

Собор трехнефный, центральный неф перекрыт большим куполом, который покоится на четырех больших арках, опирающихся на пилоны. Их украшают темно-коричневые гранитные колонны и пилястры ионического ордера с позолоченными базами и капителями. Монументальная «стройность» колонн, вытесанных из цельных блоков красно-черного гранита, подчеркивает величавую простоту храма и гармоничность его пропорций. Своим насыщенным и необычным цветом они создают благородный контраст со светлым тоном стен. Колонны Софийского собора указывают на архитектурный прототип. Их количество, гамма и местоположение соответствует самым древним колоннам из красного порфира храма святой Софии в Константинополе.

Настоятели

  • Андрей Самборский (1788 — 1815)
  • Иоанн Сперанский (1891 — октябрь 1913)
  • Митрофан Блажевич (октябрь 1913 — август 1919)
  • Сергий Сырнёв (август 1919 — 10 октября 1934)
  • С октября 1934 по 13 марта 1988 года собор был закрыт

  • Геннадий Зверев (с 8 мая 1989)

Использованные материалы

  • «Софийская площадь. Софийский Вознесенский собор», сайт Энциклопедия Царского Села :
  • «Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе», официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии Глобус митрополии:
  • «Санкт-Петербург. Собор Вознесения Господня, Софийский Лейб-гвардии гусарского полка», народный каталог православной архитектуры Соборы.Ру:

Особое значение для русской военной истории имеет заложенный 30 июля 1782 г. в присутствии Екатерины II Софийский Вознесенский собор (архитектор Ч.Камерон, при участии И.Старова). Он стал главным храмом также созданного по проекту императрицы города София, территория которого ныне является частью Пушкина. По желанию императрицы храм должен был напоминать собор Святой Софии в Константинополе и прославлять победы Российской Империи в многочисленных войнах с Турцией.

Строительство пятикупольного каменного собора было завершено в 1789 г. Проект являл собой синтез традиционных для классики форм и пропорций с русскими канонами. Внутри стены собора украшал простой орнамент, оконные проемы бывли обрамлены позолоченными орнаментами. Значительную художественную ценность представляли запрестольный образ Введения во храм Пресвятой Богородицы и картина «Явление Иисуса Христа Апостолу Фоме».

В 1817 году Софийский собор стал церковью лейб-гвардии Гусарского полка, и до революции оставался воинским храмом. В нем хранились георгиевские штандарты и награды, которых гусары были удостоены за боевые заслуги. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров полка.

В 1934 г. собор был закрыт, его богатейшее внутреннее убранство расхищено, уникальный иконостас уничтожен, мемориальные доски сорваны и разбиты. Серьезный ущерб причинила зданию война. В 1990 году здание было возвращено Православной Церкви. К 750-летию Невской битвы, 12 сентября 1990 года у стен собора установили памятник Александру Невскому. В 1999 году собор был полностью освящён, и с тех пор открыт для прихожан.

В 2003 году настоятелем собора был освящен памятник Лейб-гвардии Гусарскому полку, выполненный из темно-красного гранита и находящийся к югу от собора.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *