Всего 64 фото
Многие, кто не сильно углубляется в историю Старой Москвы могут даже и не знать, что за этой стройной изящной колокольней на Софийской набережной (на фото ниже слева), что мимолетно бросается в глаза при привычном «открыточном виде» на Храм Христа Спасителя с Большого Москворецкого моста, скрывается одна из скромных древнейших и примечательных церквей столицы так милых моему сердцу. Колокольня возведена в конце XIX века, а сам старый храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках появился в этом месте еще в пятнадцатом. Очень люблю такие церкви. Они как будто позволяют заглянуть в глаза Старой Москве, ощутить ее живое дыхание, добрую тихую улыбку и истовую, но смиренную молитву. В общем, сегодня рассказ о Софии Премудрости Божией… Будет много фото)

В Старой Москве были только два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный «замосквореченский» храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему и было суждено сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы — Третьего Рима.
Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса (Праистока) и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Божьией Матерью. Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы. Москва, осмыслявшая себя Домом Богородицы, не могла не иметь своего Софийского храма.


Икона София Премудрость. Благовещенский собор Московского Кремля, 1-я четверть XV века
В московских Софийских храмах престольный праздник отмечали по новгородскому изводу, 28 августа, поскольку оба эти храма были связаны с новгородскими походами Ивана III. Однако если храм на Пушечной был обыкновенным приходским храмом для новгородцев, переселенных в Москву, которые построили его в память родного своего города, то на судьбу «замосквореченской» Софийской церкви повлияла местность, в которой она была основана. О ее связи с новгородскими походами московского князя указывает само посвящение: храм Святой Софии был главным собором Великого Новгорода, который при Иване III был покорен Москве. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, — ближе к «Дому на Набережной». Впервые она упоминается в летописи в 1493 году.


Петров план Москвы. 1597 год. Красным контуром выделено примерное место нахождения Софийского храма в Зареченских Садовниках.
На самом плане церковь точно никак не обозначена.
Тот год был поистине роковой и судьбоносный для Москвы. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Здесь разливы реки затопляли прибрежную местность, оттого селились тут поначалу лишь бедные крестьяне да ремесленники, а переправа была только на лодках, да по наплавному мосту, лежавшему прямо на воде. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Тогда-то у Кремля на выгоревшем месте образовалась площадь, которую так и назвали Пожаром, а позднее — Красной. Отныне запрещалось селиться на ней, посад отодвинулся восточнее от Кремля, и там возник Китай-город.
А в Заречье тоже запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома, дабы их более не тронул огонь, и пламя не перекинулось бы на Кремль. На освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, который был разбит уже в 1495 году (Государевы Сады к тому времени существовали в районе Старосадского переулка близ Покровки, где была загородная резиденция великого князя). Итак, на левом берегу Москвы-реки после пожара появилась Красная площадь, на правом — Большой Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники. Около него возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности.


Москва XVI столетия, Зареченские Садовники, Кремль. М.А. Васнецов.1891 год.
Зареченские Садовники стали одной из первых местных дворцовых слобод. Этот район вообще был плотно заселен государевыми слободами, особенно после правления Ивана Грозного, поселившего здесь стрельцов. Тут жили и кадаши, царские ткачи, и монетчики, и переводчики-толмачи, и кожевники, и кузнецы, и все они возводили приходские церкви — как и садовники, которые имели своим слободским храмом церковь Святой Софии. Однако поначалу государевы садовники жили не на территории сада, а ближе к Устьинскому мосту, где в память о них осталась Садовническая улица. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и «прихожан учением своим отлучил многих». Вследствие этого «запустошения церквей» его сослали из Москвы.06.

Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого. XVII век. Михаил Петрович Кудрявцев. Бумага, акварель.
Как уже говорилась, эта Софийская церковь отнюдь не была всего лишь приходским храмом, а имела особенную, исключительную роль в градостроительной концепции Москвы как Третьего Рима, став определенным символическим центром Замоскворечья. Царицын Луг — Большой Государев сад с церковью Софии Премудрости Божией, являлся символом Гефсиманского сада и собирательным образом Рая. Отсюда явилось другое название — Царицын Луг, символизировавшее посвящение сада с Софийской церковью Пресвятой Богородице — Царице Небесной. Это было и воплощением идеи Москвы как Дома Богородицы: посвящения Ей русской столицы и молитвенного вверения Москвы под сень Царицы Небесной.


Вид из Замоскворечья в начале XVIII столетия. Гравюра. Питер Пикарт. 1886 год.
На левом берегу Москвы-реки разворачивалась основная градостроительная композиция Третьего Рима. Богохранимая Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия — Небесного Иерусалима. Осмысление Москвы как Третьего Рима, хранительницы православия и наследницы двух великих мировых держав, вело, во-первых к устроению города во образ Небесного Града и, во-вторых, к воспроизведению в его градостроительной модели главных символов не только двух священных городов, Рима и Константинополя, но и Иерусалима, столицы Святой Земли и его памятников, связанных с Земной Жизнью Иисуса Христа.


Вид на Москву. 1900 год.
В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река — образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов».

Москва. Общий вид на Замоскворечье.
Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь — образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней — и Русской земли.

Замоскворечье. Вид с колокольни Храма Воскресения Христова в Кадашах. На дальнем плане Воспитательный дом.
В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь — сад сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик; первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды.

Прихожанами Софийской церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.

Церковь Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 1882 год. Вид с востока.
В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. XIX век словно вдохнул в эту «замосквореченскую» местность новую жизнь. В 1836-1840-х годах появилась первая каменная набережная, причем строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов. В 1860-х годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Подворье устроил известный московский делец Василий Кокорев для купцов, которые размещали в складах свои товары, сами селились в «нумерах», где обычно заключали сделки, а в Софийский храм ходили молиться об удаче в делах. Рядом стоял бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток.
Преобразилась, приукрасилась, обновилась и Софийская церковь. В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С.Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха. Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. Колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 году.

Колокольня при Церкви Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. 1882 год.
Эта шатровая колокольня в русско-византийском стиле была построена архитектором Н.И.Козловским — автором Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) и стала архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, теперь уже загороженной домами. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших».
Тогда сахарозаводчик Харитоненко выделил на нее средства, поскольку от чудотворного образа Богородицы чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, откуда, по легенде, были видны все купола кремлевских церквей. Сам Анри Матисс рисовал из его окна панораму Кремля. После революции этот дом передали как раз английскому посольству.

Софийская набережная
Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

Церковь Софии Премудрости Божией — вид из проездной арки колокольни
Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представлялось как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало «с направлением на Черное море».

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам земельного участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10 000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.

Софийская набережная. Вид из Кремля — наводнение 1908 года
В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около одного метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами. На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.18.
Софийская церковь после революции
О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно немного. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27 000 рублей. В 1922 году была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.19.
По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления,тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».20.
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами. Изъято: Из церкви «Взыскания Погибших» (колокольня) ценностей весом 12 фунтов 74 золотника, из «Святой Софии» — 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.21.
Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский). В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».23.
Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне. В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

Апсиды Софийского храма
12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации. Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.25.
В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве. Этот совсем молодой священник был причислен позже на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года к лику святых Новомучеников Российских.

Софийский храм — вид с запада

Прежде Александр Андреев служил в соседней Воскресенской церкви, что в Кадашах, где воспринял опыт сестричества и перенес его в Софийскую церковь. Сестры, которыми стали около 30 глубоко верующих прихожанок без принятия монашества, занимались благотворительностью, помощью нищим, работами по благоустроению храма, и организацией бесплатных обедов для бедных и сирот. На эти обеды, устраиваемые по воскресеньям и большим церковным праздникам на средства прихожан и сестер, собиралось до 80 человек.

Он же начал и ремонт храма силами прихода, привез великолепный позолоченный иконостас из закрытого Симонова монастыря и приобрел у какого-то торговца ценную библиотеку из Оптиной пустыни, чем спас ее — торговец вырывал из книг листы для обертки своих товаров.

Иконостас Софийской церкви. Настоящее состояние. Стороннее фото.
Все это, особенно сестричество, обеды и проповеди, власти сочли за антисоветскую агитацию. В 1929 году настоятель был арестован и осужден за организацию и поддержку «нелегального сестричества», за то, что открыто молился за убиенных и находящихся в темницах и говорил проповеди «религиозного содержания», а также за сбор пожертвований для помощи священникам, находившихся в ссылках и в заключении.

Александр Андреев был приговорен к ссылке в Казахстан. После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Владимирскую икону Богоматери как упоминалось, передали в Третьяковскую галерею, а другие образы, по всей вероятности — в Ризположенскую церковь на Донской улице. Библиотека же пропала бесследно. Отец Александр, вернувшись из ссылки, служил в Рязани, поскольку ему было запрещено проживать в Москве. После второго ареста за «участие в контрреволюционной группе» он был расстрелян в лагере 4 ноября 1937 года.

Храм же был отдан под жилые помещения, в алтаре пробили дверь, а вместо крестов установили телевизионные антенны.
Колокольню, выходящую на парадную линию набережной, отреставрировали в 1960-е годы. А сам храм начали реставрировать только в 1976 году, восстановили кокошники и пятиглавие, хотя внутренние помещения еще долго были заняты учреждениями.

Дом причта Софийской церкви. Софийская набережная, дом № 32, стр. 1 (во дворе), памятник архитектуры (региональный) (1868, архитектор Н.И. Козловский).
Только в 1994 году был возвращен Церкви надвратный храм в колокольне, во имя иконы «Взыскание погибших». А в Софийскую церковь жизнь вернулась лишь через 10 лет. На Пасху 11 апреля 2004 года в ее стенах прошла Литургия — первая с тех мрачных времен запустения. А в октябре того же года в ней отпевали писателя Виктора Розова, прославленного драматурга, — по его самому известному произведению был поставлен фильм «Летят журавли».

Второй Софийский храм на Пушечной улице тоже вернули Церкви. После революции он был передан для нужд НКВД-КГБ, ибо храм вплотную примыкает к ведомственному зданию, и использовался как складское помещение. Только в августе 2001 года он был отреставрирован при содействии ФСБ и на пожертвования многих его сотрудников. В марте 2002 года Святейший Патриарх Алексий II освятил его в присутствии директора ФСБ Николая Патрушева. В нем находится икона блаженной Матроны и редкий образ св. адмирала Федора Ушакова, недавно причисленного к лику святых.

Софийская набережная, дом № 30, стр. 2 (во дворе церкви); это ЦГФО — складские корпуса московского отделения Акционерного строительного общества «Стандарт» — учебный корпус «Курсов для безработных» (1850-е-1870-е, 1925, гражданский инженер А.А. Андреевский).

Северный фасад Софийского храма

Здание во дворе Софийской церкви на первом плане — Софийская набережная, дом № 34, стр. 1 — «Гостиница В.А. Кокорева» (1860-1867, 1880-е, архитектор И.Д. Черник; надстроена в советские годы). Здесь останавливались П.И. Чайковский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие.

В 2012 году приступили к реставрации колокольни…

Софийская набережная, дом № 30, стр. 1 (во дворе) — жилой дом — складской корпус (1830-е — 1852, 2-я половина XIX в., 1990-е).
Современная безликая реставрация.
Летом 2013 года, под руководством звонарей Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, были отлиты и установлены новые колокола: гармонически единый подбор во главе с благовестником весом семь тонн. В настоящее время это самый мощный приходской звон центра Москвы.

С 2012 года благотворительным Фондом возрождения культуры и традиций малых городов Руси в храме ежегодно организуются концерты духовной, народной и классической музыки, посвященные празднику Крещения Руси и Дню равноапостольного великого князя Владимира.

Теперь, давайте, рассмотрим пристально примечательные архитектурные детали этой церкви

Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери «взыскание погибших». Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году Храмом Христа Спасителя.

С 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года – это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время – федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ «союзподводгазстрой». В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших» освятили в 1995 году.

Как уже упоминалось, колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, заслуженный художник российской Федерации, художник-реставратор первой категории Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни.

Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ в то время определенно не хватало.
Только в 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания.

Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен.

Теперь в финале нашего исследования выйдем на Софийскую набережную и рассмотрим архитектурные детали этого примечательного здания уже со стороны Москва-реки

Своды проездной арки колокольни
В 2013 году колокольня стала лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация 2013» в номинации: «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Что интересно, в этом здании я бывал-таки где-то в середине 80-х. В одном из устроенных там помещений на втором уровне (это окна ниже) была мастерская одного молодого художника. Интересный контекст, полная неформальности обстановка, вид на Кремль и Москва-реку; было любопытно вспомнить это время)

Адрес: Харьков район, ул. Золочевская, 20-А.

Телефон: (+38 057) 755-69-90

E-mail: xramzalutino@narod.ru

Страничка храма: www.sofia.kharkov.ua

Община образована 02 февраля 2007

Регистрационный номер 52

Престольные праздники:Память Великомученика Артемия
Иконы Софии, Премудрости Божией (21 сентября)

Священнослужители:

Протоиерей Андрей Александрович Павлюк (пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ) Протоиерей Андрей Юрьевич Несвитайло Иерей Сергей Александрович Даниелов Диакон Роман Николаевич Полтавский

Переведенные на другой приход священнослужители: 2016 Протоиерей Андрей Юрьевич Несвитайло

О храме09 Сентября 2003 года на территории Ленинского района г. Харькова состоялось освящение места для строительства Свято-Софиевского храма.
По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима чин освящения совершил клирик Свято-Благовещенского собора прот.Андрей Павлюк в сослужении секретаря Харьковской Епархии прот. Тарасия Войтенко и ключаря Свято-Благовещенского Кафедрального Собора Иосифа Деньковича.
На освящении присутствовали глава Ленинского районного совета Борис Обозный, представители городских властей, горожане.
После освящения протоиерей Андрей Павлюк поблагодарил представителей местных властей и жертводателей за оказанное содействие и призвал их в дальнейшем оказывать помощь в Богом благословлённом делании, дабы на этом месте храм был воздвигнут как можно быстрее.

Как добраться до церкви святой Софии Премудрости Божией в Садовниках: ст. метро Боровицкая, Кропоткинская.

В Москве существуют две Софийские церкви: одна на Пушечной улице, а вторая – в Замоскворечье, на Софийской набережной напротив Кремля. Оба храма связаны с историей покорения Великого Новгорода. Церковь на Пушечной построили сами новгородцы, а ту, что расположена на набережной – москвичи, в честь победы над Новгородом. В переводе с древнегреческого София означает мудрость, а день святой Софии, Премудрости Божией считается праздником Пресвятой Богородицы.

В обеих московских Софиевских церквях престольный праздник отмечали 28 августа, как и в Новгороде, но если храм на Пушечной был обычной приходской церковью для переселенных новгородцев, то Софийская церковь в Замоскворечье играла более важную роль. В Великом Новгороде, который был завоеван Москвой при Иване III, храм святой Софии был главным собором города. Самая первая деревянная Софийская церковь в Замоскворечье появилась в конце 15 века, и располагалась она предположительно несколько ближе к Дому на Набережной. Первые упоминания о ней содержатся в летописи 1493 года.

В то время Замоскворечье называли Заречьем, и через него лежала дорога в Золотую Орду. Речные разливы регулярно затопляли прибрежную территорию, поэтому здесь селились лишь самые бедные люди. Переправа через реку осуществлялась по наплавному мосту либо на лодках. В 1493 году очередной сильнейший пожар уничтожил весь посад (место у восточной стены Кремля). На выгоревшем месте образовалась площадь, в наши дни известная как Красная, а поначалу она так и называлась: Пожар. Селиться на ней запрещалось во избежание пожаров. Запрет на строительство распространялся и на территорию Заречья, находившуюся напротив Кремля.

На расчищенной территории в 1495 году был разбит новый Государев сад, который называли Царицыным Лугом. Позднее эту местность стали называть Садовниками – по слободе садовников, поселившихся вблизи. В 17 веке садовники стали селиться на территории самого сада, и в 1682 году они построили новую каменную Софийскую церковь.

В 1701 году Государев сад сгорел, а Софийская церковь уцелела. В 1722 году у Софийской церкви появился придел во имя апостола Андрея Первозванного, а в 1757 году – во имя святого Дмитрия Ростовского ( позднее упразднен). Еще раз церковь перестроили в 1784 году, а в конце 19 века при новой трапезной появился придел святого Николая Чудотворца.

Во время пожара 1812 года все деревянные здания, расположенные на Софийской набережной, сгорели, и их постепенно заменяли каменными. В 1836-1840 годах в Замоскворечье появилась каменная набережная и знаменитое Кокоревское подворье. Подворье представляло собой здание, в котором размещалась большая гостиница и склады. Купцы, останавливавшиеся здесь, часто посещали Софийскую церковь, где молились об удаче в делах. Рядом находился благотворительный бахрушинский дом, в котором бесплатно сдавались квартиры для курсисток и бедных вдов с детьми.

В 1862-1868 годах архитектор Н.И. Козлосвкий выстроил в русско-византйском стиле по красной линии набережной новую шатровую колокольню, которая стала настоящим украшением и гордостью Софийской церкви. Само здание храма было закрыто домами, а колокольня была видна даже с противоположного берега реки. Колокольня была стилизована под 17 век, в ней была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Средства на эту церковь пожертвовал сахарозаводчик Харитоненко. А второй Харитоненко – Павел Иванович, в конце 19 века построил рядом с церковью прекрасный особняк с видом на Кремль. Из окна этого дома панораму Кремля рисовал известный французский художник Анри Матисс. После Октябрьской революции в здании разместилось английское посольство.

После революции деятельность Софийского храма постепенно прекращалась. Незадолго до своей смерти в 1925 году здесь отслужил литургию святейший патриарх Тихон. В 1924 году настоятелем этой церкви был назначен молодой протоиерей Александр Андреев (в 2000 году причислен к лику святых Новомучеников Российских). Во время его нахождения на посту, при церкви начали благотворительную деятельность 30 сестер. Это были верующие прихожанки, которые без принятия монашества занимались благоустройством храма, помогали бедным и больным, организовывали бесплатные обеды для сирот и неимущих. Настоятель силами прихода начал ремонт церкви, из закрывшегося Симонова монастыря перевез уникальный позолоченный иконостас. Он также выкупил у какого-то торговца библиотеку из Оптиной пустыни, которая могла погибнуть – торговец использовал книжные листы в качестве обертки для товара.

Такая активная деятельность была расценена новыми властями как антисоветская агитация. Настоятеля в 1929 году арестовали и сослали в Казахстан. Софийскую церковь закрыли, и здесь разместился Союз безбожников. Ценную Владимирскую икону передали Третьяковской галерее, судьба остальных точно не известна, возможно, они поступили в Ризположенскую церковь на Донской. Редкая библиотека исчезла бесследно. После возвращения из ссылки отец Александр проживал в Рязани – возвращаться в Москву ему было запрещено. Второй раз отца Александра арестовали «за участие в контрреволюционной группе», и в 1937 году расстреляли в лагере.

Здание церкви к тому времени передали для использования в качестве жилья. В алтаре проломили дверь, вместо крестов установили антенны. В 1960 году колокольню отреставрировали, а саму церковь приводить в порядок начали в 1976 году. В 1994 году церкви передали надвратный храм, а в 2004 году – Софийскую церковь. Первое богослужение – Литургию, отслужили здесь на праздник Пасхи в апреле 2004 года, а в октябре в церкви отпевали писателя Виктора Розова, драматурга, по пьесе которого был снят фильм «Летят журавли». И в наши дни издалека обращает на себя внимание стройное, будто кружевное здание Софийской колокольни нежно-розового цвета.

Историческая справка:

1493 г. – в летописи впервые упоминается деревянная Софийская церковь в Заречье
1682 г. — была построена новая каменная Софийская церковь
В 1722 г. — у Софийской церкви появился придел во имя апостола Андрея Первозванного 1757 г. – был устроен придел во имя святого Дмитрия Ростовского ( позднее упразднен)
1784 г. – церковь св. Софии в Садовниках вновь перестроили
19 в. — при новой трапезной появился придел святого Николая Чудотворца
1862-1868 г.г. — архитектор Н.И. Козловский выстроил в русско-византйском по красной линии набережной новую шатровую колокольню
1924 г. — настоятелем этой церкви был назначен молодой протоиерей Александр Андреев
1925 г. – в Софийском храме отслужил литургию святейший патриарх Тихон
1929 г. – настоятеля храма арестовали и сослали в Казахстан, а Софийскую церковь закрыли
1960 г. – отреставрировали колокольню
1976 г. – началась реставрация здания Софийской церкви
1994 г. — церкви передали надвратный храм
2004 г. – церкви передали Софийский храм в Садовниках, и здесь состоялось первое богослужение после длительного перерыва

Эта церковь – все, что осталось от некогда существовавшего на Лубянке поселения выходцев из Великого Новгорода. Переселялись они во многом не по своей воле, а под давлением великого князя московского, и хотели на новом месте создать своеобразное напоминание о родном городе.

До 1922 года Пушечная улица носила название Софийка – по храму Софии Премудрости Божией. Такое название для церкви было выбрано не случайно: после присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане, а их место в Великом Новгороде заняли верные новой власти люди. Создавая свое компактное поселение на территории, данной им московским князем, новгородцы назвали соседнюю улицу в честь исторического района своего города – Лубяниц – а также поставили храм, напоминающий им о знаменитом Софийском соборе. Впервые деревянная церковь святой Софии на этом месте упоминается в 1480 году. Новгородский характер храма подчеркивало и существование при ней придела во имя святого Никиты Новгородского. В дальнейшем здание церкви несколько раз обновлялось, в 1650 году оно построено заново, а в 1685 году сгорело в пожаре. На средства стольника Моисея Овцына в 1691 году начинается строительство каменной церкви с приделом святого Николая Чудотворца, завершенное через год.

Основная часть храма сохранилась с конца XVII века до наших дней, однако со временем она оказалась обстроена новыми объемами трапезной и колокольни, а также лишилась своего изначального фасада. Вместо пятиглавия во второй половине XVIII века появился купол с одной главой, окна растесаны, а наличники утрачены. Колокольня построена в 1816 году в стиле ампир, с тосканскими портиками с трех сторон на нижнем ярусе и рустовой обработкой, ярус звона был сделан восьмигранным со шпилем. Трапезная заново сооружена в 1842 году, тогда же с юга создан второй придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Так как здание церкви стоит под углом по отношению к Пушечной, то его структура получилась несимметричной, Казанский придел сделан усеченным, чтобы соблюсти красную линию улицы.

К 1932 году церковь была закрыта и передана органам госбезопасности. Вскоре храм лишился главы и завершения колокольни, уничтожены портики, а сам он превратился в Экспериментальную фабрику спортивных изделий общества «Динамо». Историческое окружение храма к 1980-м годам было полностью снесено, но само здание все же сохранилось. Территория церковного двора полностью застроена новыми корпусами органов госбезопасности. С 2001 года богослужения в храме возобновлены, он получил статус приходской церкви при ФСБ.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *