Одна из самых известных духовных святынь Киева – Софийский собор. Согласно летописям, он был построен в 1037 году князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенежским войском. Первоначально имел немного другой вид, чем тот, что мы видим сейчас. Если хотите больше узнать о Софийском соборе – приходите на нашу экскурсию по Киеву «Софийский и Михайловский соборы».

В древних летописях сохранились свидетельства возведения Софии Киевской, а также ряда других объектов Ярославом. Это Ирининская церковь, древние фундаменты которой сейчас раскапывают на территории Софийского заповедника, Церковь Святого Георгия, Золотые ворота. Некоторые историки склонны считать датой основания Святой Софии 1017 год – древние летописи гласят, что в это время на ее территории уже функционировала резиденция Киевского митрополита. К слову, Дом митрополита на территории Софии Киевской можно посетить и сегодня.

Интерьер Софийского собора

В 1240 году, во время татаро-монгольской навалы, Софию разграбило войско князя Батыя. В 1242-1280 годах, при митрополите Кирилле ІІ, его отремонтировали и привели в порядок. В 1596 году собор перешел к Украинской греко-католической церкви – униатам. Позже, в 1633 митрополит Петро Могила забрал его, отреставрировал, открыл на территории мужской монастырь.

При гетмане Иване Мазепе, на рубеже XVII-XVIII векав, когда действовал митрополит Варлаам Ясинский, Софию полностью перестроили. Она восстала в новом виде – в стиле украинского барокко.

В 1699-1702 годах построили колокольню, тогда же отлили колокола. Один из них, сделанный в 1705 году, до сих пор хранится на втором этаже колокольни. Он именуется «Мазепой».

В 1934 году Софию назвали Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей». В него, кроме самого собора, позже вошла также колокольня, въездные ворота, кельи и другие объекты, которые вместе образуют уникальный исторический архитектурный ансамбль древнего Киева.

При реставрации Софии миру открылись древнейшие фрески ХІ века. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Здесь – сцены из жизни святых, лики известных великих Святителей и лица ангелов, Апостолы и иллюстрации к главным церковным праздникам и дням. Самая главная фреска – Богоматерь Оранта, «Нерушимая стена». Софийский собор получил Европейскую золотую медаль, ведь сохранил артефакты мирового значения. Кроме фресок, можно посмотреть и фрагменты древней кладки. Среди выбеленных стен собора в некоторых местах проглядываются старые коричневые кирпичи.

В 1990 году Софийский собор в Киеве внесли в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Богатый и пышный, сверкающий золотыми куполами на солнце, выбивающийся среди буйной столичной зелени – воистину уникальный собор и сегодня остается таким, которому нет аналогов в мире.

София – это не только архитектура, легенды и фрески, это еще и древний некрополь. Именно здесь был похоронен Ярослав Мудрый, его сын Всеволод и его семья. Мраморный саркофаг, где лежали останки Ярослава, сохранился до сих пор. А вот мощи киевского князя куда-то исчезли. Это заметили, когда вскрывали усыпальницу в 2009 году. До этого ее открывали еще трижды. Есть также еще одна гробница, которая уцелела до наших дней. Она пуста, но ее связывают с Владимиром Мономахом. Также здесь похоронены митрополиты.

Кроме того, Софийский собор, древнейшая памятка, изображен на купюре номиналом в 2 гривны. Памятник Ярославу, который держит макет собора на своих ладонях, можно увидеть возле Золотых ворот в Киеве. Еще один, поменьше и малоизвестный – в закоулках Андреевского спуска, у подножия Андреевской церкви. В 1965 году «Нерушимую Софию» изобразили на почтовой марке. В 2011 году Нацбанк выпустил серебряную монету номиналом в 50 гривен в честь 1000-летия основания Софийского собора.

Александра Горчинская
Фото: Виталий Стельмах

Собор Святой Софии (Софийский собор) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1036 году над печенегами. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков.

В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем — Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ века, Кирилловскую церковь ХІІ века и Андреевскую церковь XVIII века в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

К ансамблю Софийского собора относятся включённые вместе с ним в список ЮНЕСКО монастырские сооружения XVIII века: колокольня, южная въездная башня, трапезная, хлебня, бурса, дом митрополита и ворота Заборовского.

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, «Повесть временных лет» повествует о закладке в 1037 году сразу нескольких крупных построек — укреплений с Золотыми воротами, Софийского собора, надвратной Благовещенской церкви, монастырей Святого Георгия и Святой Ирины. По убеждению академика Дмитрия Лихачёва, эта «хрестоматийная» запись — вовсе не фиксация факта, а «Похвала» Ярославу, подытоживающая его строительную деятельность за все годы правления и составленная после 1051 года. Более раннее известие, сохранившееся в Новгородской первой летописи, возникшей, по мнению академика Алексея Шахматова, в 1017 году, указывает этот год как дату закладки Софии Киевской. В то же время митрополит Иларион Киевский — современник появления Софии — свидетельствует, что в деле её создания Ярослав завершил начинание Владимира Святославича, а немецкий хронист Титмар Мерзебургский упоминает под 1017/1018 годами уже действующий Софийский монастырь в Киеве как резиденцию Киевского митрополита. Такое разноречие источников породило 200-летнюю дискуссию о времени постройки Софии Киевской: одни исследователи принимают дату 1017 год за время основания собора, другие, считающие начало правления Ярослава неблагоприятным для его строительства, — 1037 год. По версии историков Надежды Никитенко и В. В. Корниенко, выдвинутой на основании комплексного изучения письменных источников, архитектуры, монументальной живописи и древнейших надписей-граффити собора, он был возведён в 1011—1018 годах, на рубеже правлений Владимира и Ярослава: первый начал, а второй завершил создание Софии. Эта новая датировка, обострившая дискуссию получила значительный общественный резонанс и стала основанием для празднования 1000-летия Софии. В сентябре 2011 года по решению 35-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (октябрь 2009) и по указу Президента Украины от 11 июня 2010 года на международном и общегосударственном уровнях отмечено 1000-летие основания Софийского собора.

В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После чего оставался митрополичьей резиденцией до конца XIII века, когда кафедра киевских митрополитов была перенесена во Владимирское княжество. При митрополите Кирилле II (1242—1280) собор отремонтирован и упорядочен. В 1385—1390 годах митрополит Киприан вновь восстановил его, после чего он более трёх с половиной веков находился в запустении. В конце XVI века собор Святой Софии, по свидетельству Рейнгольда Гейденштейна, пребывал в таком «жалком виде», что богослужения в нём не совершались.

В 1596 году Софийский собор перешёл к Русской униатской церкви.

В 1633 году Софийский собор отобран у Русской униатской церкви Киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор, расширил и основал при нём мужской монастырь.

Современный вид

На рубеже XVII—XVIII веков собор был полностью восстановлен и перестроен извне в стиле украинского барокко. Работы по обновлению храма продолжались до 1740-х годов, когда при митрополите Рафаиле (Заборовском) он окончательно приобрёл нынешний облик.

Современная колокольня Софийского собора была построена в 1699—1706 годах по заказу гетмана Ивана Мазепы и его сподвижника Варлаама (Ясинского). До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже — остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722—1730 годах трапезная, хлебня (пекарня, позже — консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731—1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763—1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 году международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центральному куполу. Большой центральный купол на высоком барабане с двенадцатью оконными проемами был окружён четырьмя меньшими, более низкими, ниже которых располагались остальные восемь куполов. Купола имели окна и были покрыты листами свинца. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый балкон-«гульбище». По углам с западной стороны возвышались две лестничные башни, ведущие на хоры — «полати». Длина и ширина собора без галерей 29 м, с галереями — 42 и 55 м. Архитектура интерьера сохранилась с древности почти без изменений. Прямоугольное в плане здание делится крестчатыми столбами на пять продольных коридоров-нефов, которые пересекаются поперечными коридорами — трансептами. Пересечение центрального нефа и трансепта, которые вдвое шире боковых нефов, образует в интерьере собора пространственный крест, над центром которого возвышается купол. Высота от уровня древнего пола до зенита главного купола 29 м, диаметр купола — 7,7 м. Центр храма с северной, западной и южной стороны окружают обширные П-образные княжеские хоры. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Собор сложен в византийской технике смешанной кладки (opus mixtum) из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), уложенных на розовом известково-цемяночном растворе. Фасады храма не штукатурились, кладка оставалась открытой. Для того, чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены зондажи — участки раскрытой древней кладки.

Собор строился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что местной властью перед византийцами была поставлена задача создания великолепного собора для торжественных церемоний, главного, наибольшего храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления световых (прорезанных окнами) барабанов глав для их освещения. Роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился князь и его окружение, — тоже результат заказа киевского правителя.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был оштукатурен и побелен, укреплен по периметру опорными столбами-контрфорсами. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, северная и южная — двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана в конце XVII в. при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии.

Интерьер

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. В древности мозаикой были выделены центральные купол и алтарь, где шло богослужение, все остальные участки храма украшала фреска. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них в мозаике сохранился лишь один — в голубых одеждах, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры двенадцати апостолов (с XI века сохранилась только верхняя часть фигуры апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников: уцелело 10 мозаичных медальонов на южной арке и 5 — на северной.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.

Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники (христологический цикл), соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых тройных аркадах и западных стенах трансепта) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (Протоевангелие Иакова), деяния апостола Петра, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящениями алтарей этих приделов.

На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей). Своды и малые купола украшены изображениями сил небесных, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. На трех стенах центрального нефа, то есть в западной части подкупольного креста, находился огромный княжеский групповой портрет, изображавший парадный выход в храм семьи киевского князя. От этой наибольшей фресковой композиции храма частично сохранились лишь боковые части — 4 фигуры на южной стене и 2 на северной, представляющие княжичей и княжон. Центральная часть фрески, где были изображены князь с моделью храма и княгиня, утрачена, поскольку она находилась на западной тройной аркаде, разобранной в конце XVII века. Композиция гипотетически реконструируется с помощью рисунка голландского художника Абрагама ван Вестерфельда (1651 год). Персонажей этой фрески определяют по-разному, но портрет традиционно определяют как изображение семьи Ярослава, хотя никаких данных для этого не сохранилось. В современной науке существует точка зрения (профессора Надежды Никитенко), что на фреске представлена семья Владимира как крестителя Руси и основателя Софийского собора.

Наиболее необычны изображения в лестничных башнях. Здесь представлены сцены византийской придворной жизни, состязания на константинопольском ипподроме, музыканты, охота. С. А. Высоцкий определяет эти фрески как изображение приема княгини Ольги императором Константином Багрянородным. Н. Н. Никитенко — как триумфальный цикл, иллюстрирующий заключение на рубеже 987—988 гг. династического брака заказчиков фресок — княжеской четы Владимира и Анны. Этот брак положил начало крещению Руси, храмом-мемориалом которого является София Киевская.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков. Граффити Софии Киевской представляют собой ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник. На сегодняшний день в Софии обнаружено свыше 7000 граффити, начиная со второго десятилетия XI — до начала XVIII вв., среди них — 11 древнейших, которые содержат даты с 1018 по 1036 год.

Софийский собор, Киев

Собор святої Софії

50 ° 27’10 «N 30 ° 30’52» E  /  50,45278 ° N 30,51444 ° E Координаты: 50 ° 27’10 «N 30 ° 30’52» E  /  50,45278 ° N 30,51444 ° в.д.

Расположение

Национальный заповедник «София Киевская»
Комплекс Свято-Софийского собора
Шевченковский район , г. Киев

Страна

Украина

Интернет сайт

Официальный сайт

История

Посвящение

Собор Святой Софии

Архитектура

Обозначение наследия

Семь чудес Украины

Стиль

Византийская архитектура ,
украинское барокко

Годы построены

11 век

Характеристики

Длина

29,5 м (97 футов)

Ширина

29,3 м (96 футов)

Высота купола (внешняя)

28,6 м (94 футов)

Официальное название

Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские постройки, Киево-Печерская Лавра

Расположение

Европа

Критерии

я, II, III, IV

Ссылка

Надпись

1990 (14-я сессия )

Софийский собор в Киеве является выдающимся архитектурным памятником в Киевской Руси . Собор — одна из самых известных достопримечательностей города и первый объект культурного наследия в Украине, внесенный в Список всемирного наследия наряду с комплексом Киево-пещерного монастыря . Помимо главного здания, собор включает в себя ансамбль несущих конструкций, таких как колокольня и Дом митрополита. В 2011 году историческое место было передано из ведения Министерства регионального развития Украины в ведение Министерства культуры Украины. Одной из причин переезда было то, что и Софийский собор, и Киево-Печерская лавра признаны Программой всемирного наследия ЮНЕСКО как один комплекс, а в Украине ими управляли разные государственные структуры.

На украинском языке собор известен как Собор Святой Софии ( Собор Святої Софії ) или Софийский собор ( Софійський собор ).

Комплекс собора является основным компонентом и музеем Национального святилища «София Киевская», государственного учреждения, ответственного за сохранение соборного комплекса, а также четырех других исторических достопримечательностей по всей стране.



Софиевский собор величиственное сооружение времен Киевской Руси, памятник, который напоминает потомкам о духовности, величии христианского духа . Посетив Софиевский собор, человек может прикоснуться к истории наших предков.
Когда мы говорим про Киев, то среди всех памятников архитектуры и достопримечательностей Киева Софиевский собор в Киеве занимает ведущее место.
Киевский Софийский собор имеет несколько названий. Кроме Софийского собора его ещё называют как «Святая София Киевская», «Собор святой Софии», «Национальный заповедник София Киевская» и просто как «Софийский музей». Как бы мы ни называли Софиевский собор, он был и остаётся величайшим памятником древнерусской и византийской архитектуры. Сегодня София Киевская знаменита своим интерьером, особенно уникальными по красоте мозаиками и многочисленными фресками 11-го века. В настоящее время Софиевский собор хранит 260 квадратных метров мозаики и более 3000 квадратных метров фрески.
Софиевский собор сразу замышлялся как главный храм Киевской Руси. Своему рождению София Киевская обязана Ярославу Мудрому. Храм был построен в центре Древнего Киева в первой половине 11-го века и его первоначальный вид значительно отличался от современного. Софиевский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 13 куполов. Считается, что один главный купол и 12 куполов поменьше, расположенных вокруг главного купола, символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов.
Так как Киевская Русь в 12 — 13 веках была сначала втянута в междоусобные войны, а потом подверглась нашествию орды, Софийский собор много раз был разграблен, но разрушен не был. Усугубили положение вещей униаты, которые даже продавали каменные украшения Софийского собора. София Киевская стала возрождаться с приходом митрополита Петра Могилы.
Реконструкция Софии Киевской началась в 1633, но в полной мере завершена не была. В 1688 реконструкция храма была продолжена благодаря гетману Ивану Мазепе. Вместо византийского стиля София Киевская преобразилась в стиль барокко, она была практически современный вид Софии за некоторыми небольшими исключениями.
Реконструкция Софийского собора
Современный Софийский собор представляет собой национальный музей и внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1992 года регулярно предлагалось сделать Софийский собор не заповедником, а действующей церковью. Но из-за разногласий в украинской церкви София Киевская осталась музеем.
Современная территория Софийского заповедника включает: 1. Софийский собор (11 век) 2. Колокольня (1699 — 1706 года) 3. Дом митрополита (1722 — 1730 года) 4. Трапезная (1722 — 1730 года) 5. Братский корпус (50-е года 18 века) 6. Бурса (Семинария) (1763 — 1767 года) 7. Хлебопекарня (1722 — 1730 года) 8. Южная въездная башня (начало 18 века) 9. Врата Заборовского (1746 год)
Наибольший интерес представляют Софийский собор и колокольня, на которую можно поштукатурена и побелена и вместо 13-ти куполов приобрела 17. Получился подняться.
Вы можете, как самостоятельно побродить по Софийскому собору (вход всего-навсего 2 гривны), так и заказать индивидуальную экскурсию (стоимость 60 — 80 гривен в зависимости от маршрута). Кроме этого за 20 гривен Вы можете посетить сам Софийский собор — в стоимость билета включена экскурсия, которая начинается в начало каждого часа. За 5 гривен можно подняться на колокольню (все расценки приведены на момент октября 2008 года). Во время экскурсии фото- видеосъёмка запрещена.

В самой ранней летописи Киевской Руси «Повесть временных лет» сказано, что строительство Софийского собора в Киеве началось по приказу великого князя Ярослава Мудрого в 1037 году. Неудивительно, что эта дата считалась хрестоматийной многими поколениями историков. Представляете, какой шквал критики пришлось выдержать профессору из Киева Надежде Никитенко, которая в результате изучения живописи и архитектуры Софийского собора, а также свидетельств, оставленных современниками князя Ярослава, пришла к заключению: в летописи таится неточность. «Строить Софийский собор начал великий князь Владимир, крестивший Русь, а его сын князь Ярослав завершил дело отца, — заявила «ФАКТАМ» доктор исторических наук Надежда Никитенко. — Мне удалось вычислить, что собор был заложен четвертого (по новому стилю 17) ноября 1011 года, а первое богослужение (освящение уже построенного и расписанного храма) прошло 11 (по новому стилю 24) мая 1018 года. То есть намного раньше, чем сказано в «Повести временных лет». Теперь уже эти выводы признали многие ученые в Украине и за рубежом, а также, что очень важно, — ЮНЕСКО. 24 мая по решению Верховной Рады Украины празднуется 1000-летие первого богослужения в Софийском соборе.

— Какие факты подтолкнули вас к мысли о том, что в «Повести временных лет» слава строителя Софийского собора незаслуженно приписана Ярославу Мудрому? — спрашиваю у заведующей научно-исследовательским отделом «Институт «Святая София» Национального заповедника «София Киевская», профессора Надежды Никитенко.

— В процессе изучения живописи собора я обратила внимание на то, что она прославляет не Ярослава, а его отца князя Владимира. В средневековье существовала традиция: в росписи церквей мастера отдавали должное тем, кто инициировал и оплачивал их строительство. Поэтому у меня и возникли сомнения насчет того, что в «Повести временных лет» все изложено так, как было в действительности. Чтобы проверить это, я подняла другие исторические источники времен жизни князей Владимира и Ярослава, в которых есть сведения о Софийском соборе. Оказалось, что современник обоих этих князей митрополит Киевский Иларион (он стал первым митрополитом из числа русичей) в своей знаменитой проповеди «Слово о законе и благодати» (ее текст сохранился) сказал, что как царь Соломон завершил дело своего отца Давида, закончив строительство Иерусалимского храма, так князь Ярослав завершил дело своего отца Владимира — создал Софийский собор.

— Митрополит как бы утверждал, что князь Владимир распорядился возвести Софию Киевскую, но не дожил до окончания строительства?

— Да, Владимир неожиданно заболел и скончался в июле 1015 года. После этого началась кровопролитная четырехлетняя война между сыновьями за киевский престол. В 1018 году его захватил (правда, на короткое время) князь Святополк при поддержке своего тестя польского короля Болеслава Храброго (их полкам тогда удалось разбить дружину князя Ярослава в сражении на речке Буг). В войске польского короля были немецкие рыцари. Вернувшись через некоторое время в Германию, они рассказали епископу и хронисту Титмару Мерзебургскому о том, в чем участвовали и чему стали свидетелями во время службы у короля Польши. Титмар все это записал в своей хронике. В ней содержится и свидетельство о Софийском соборе, в котором сказано, что в Киеве в Софийском монастыре Святополка и Болеслава встречал митрополит Киевский с мощами святых и прочими реликвиями. Раз в этом монастыре находилась резиденция митрополита и хранились христианские святыни, значит, вероятней всего, там уже стоял каменный Софийский собор.

* Надежда Никитенко: «Информация в летописи о том, по чьей инициативе был построен Софийский собор, оказалась неверной. В росписях храма содержатся красноречивые свидетельства о том, кто в действительности распорядился его построить»

— Какие конкретно фрески, мозаики на стенах собора свидетельствуют о том, что он строился по распоряжению князя Владимира?

— Прежде всего, фреска «Княжеский портрет», на которой изображено, как великий князь Киевский с семьей входит в освящаемый храм. Эта композиция, размещенная в центре храма, символизирует то, что Владимир привел Русь в лоно православной церкви.

До наших дней эта фреска сохранилась лишь частично, однако мы можем увидеть ее полностью — на рисунке голландского живописца XVII века Абрахама ван Вестерфельда. Он был придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, с войском которого в 1651 году побывал в Киеве. Вестерфельд сделал тогда целую серию рисунков: руин Десятинной церкви, Золотых ворот, Киево-Печерской лавры, Софийского собора… Среди этих работ есть срисованная голландцем фреска «Княжеский портрет», которая тогда еще была почти полностью цела. Она в соборе являлась самой большой по размерам (длина 15 метров) и размещалась на трех стенах.

Если бы заказчиком Софии Киевской был Ярослав Мудрый, то на «Княжеском портрете» была бы изображена его семья, но на ней нарисована семья князя Владимира. Ярослав показан как старший из сыновей. Очень важный момент: Владимир, его жена — византийская царевна Анна — и их общие дети Борис, Глеб и дочь Феофана одеты в особые плащи — корзна, которые являлись символом великокняжеской власти. Плащ на Борисе отмечен изображениями царских орлов. На старшем сыне Владимира Ярославе, матерью которого была полоцкая княжна Рогнеда, такого плаща нет.

* Фреска «Княжий портрет» (реконструкция)

— Что это значит?

— То, что Владимир хотел, чтобы велико-княжеский престол унаследовал Борис. Если тот не смог бы этого сделать (например, погиб), то властителем страны должен был стать Глеб. Это решение Владимира объясняется просто: Борис и Глеб родились в его христианском браке с византийской принцессой. Византия была тогда самым развитым, сильным и богатым государством в мире. Понятно, что Владимир хотел оставить Русь сыновьям, которые были племянниками византийского императора.

Ярослава отец отправил править Новгородом. Но тот стал предъявлять претензии на великокняжеский престол — решил обособиться, не отправлял дань в Киев и готовился пойти войной на отца. Владимиру ничего не оставалось делать, кроме как готовить свое войско выйти навстречу Ярославу. Однако великий князь неожиданно заболел и умер. Затем разгорелась кровопролитная война за киевский престол, победу в которой одержал Ярослав.

* Изображение князя Владимира на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)

— Борис и Глеб принимали в ней участие?

— Глеб был еще слишком мал, а Борис, которому отец завещал свою власть, стал главным соперником Ярослава. Заручившись поддержкой печенегов, Борис пошел на Киев. Чтобы его остановить, Ярослав подослал к нему убийц-варягов. Об этом рассказано в древнем скандинавском сказании — «Эймундовой саге». Когда дружинники Бориса перепились, варягам удалось проникнуть в его лагерь и убить князя. Они принесли отрубленную голову своей жертвы Ярославу. Тот покраснел и со свойственным ему двуличием, как бы укоряя наемников, сказал: «Ну и быстро же вы управились». Вскоре был убит и Глеб.

В древнерусских летописях вина за гибель обоих братьев возложена на Святополка (ему даже дали прозвище Окаянный). Однако как он мог погубить Бориса и Глеба, если во время их гибели находился в Польше у своего тестя — князя Болеслава Храброго? Тут нужно учитывать, что летопись составлялась после того, как Ярослав окончательно утвердился на великокняжеском престоле. Летописец был вынужден освещать события в угоду правящему князю. А автору «Эймундовой саги» никто не диктовал свою волю, поэтому в ней обстоятельства убийства Бориса описаны с предельной откровенностью и ясностью.

— Давайте вернемся к Софийскому собору. Как вам удалось вычислить даты начала и завершения его строительства?

— Помогли Святцы (церковный календарь). В них нет информации, когда строительство началось и когда завершилось. Но в этом календаре указаны дни, в которые освящали собор — 4 (по новому стилю 17) ноября и 11 (по новому стилю 24) мая. Следует понимать, что первое освящение было проведено в связи с закладкой первого камня в основание храма, второе — после того, как собор был построен и расписан. Еще один важный момент — освящение обязательно должно было приходиться на воскресенье — день Господень. Я исходила из того, что собор создавался во втором десятилетии ХI века. В этот промежуток времени 4 (17) ноября и 11 (24) мая приходятся на воскресенье в 1011 и 1018 годах. Получается, собор был заложен 4 (17) ноября 1011 года, а первая служба в нем состоялась 11 (24) мая 1018-го. Судя по росписи, большую роль в создании Софии сыграла княгиня Анна, которая, согласно свидетельству арабского автора Яхьи Антиохийского, жившего в ХІ веке, «построила многие церкви в стране русов».

* Фреска княгини Анны на «Княжеском портрете» (зарисовка Абрахама ван Вестерфельда)

— Именно с Владимиром и Анной связаны и знаменитые светские фрески двух лестничных башен Софии, которые ведут на княжеские хоры, — продолжает Надежда Никитенко. — Фрески рассказывают о заключении их династического брака в конце 987-го — начале 988 года, положившего начало Крещению Руси. В южной (мужской) башне изображен прием послов Владимира на константинопольском ипподроме — форуме византийцев, а в северной (женской) показано брачное венчание принцессы Анны царским венцом. Вот почему в источниках она называется царицей. Ее короновали как невесту царя (кесаря), поскольку Владимир был удостоен этого титула в качестве зятя императора. Владимир и представлен на своих монетах в царском облачении, с короной на голове.

И вот еще о чем я хотела сказать: изучение архитектурных особенностей Софийского собора показало, что Ярослав внес некоторые изменения в его первоначальный проект, уже осуществленный при Владимире. В частности, когда в 1019 году Ярослав сел на киевский престол, то встроил в уже возведенную и расписанную фресками северную открытую галерею собора усыпальницу с мраморным саркофагом для себя. В древности правители создавали свои усыпальницы сразу же после занятия престола. Ведь никто не знает, когда его призовет Бог… С Ярославом это случилось через 35 лет. Он скончался в 1054 году и был погребен в этом саркофаге. Останки князя исчезли из Софии в ХХ веке во время Второй мировой войны. Скорее всего, они сейчас находятся в США. Но это уже другая история…

— Чем-либо еще подтверждается дата основания Софии в 1011 году?

— Да. В XVII веке митрополит Киевский Петр Могила провел масштабную реставрацию Софийского собора, капитально отремонтировал его и частично восстановил росписи. Он, в частности, распорядился сделать под центральным куполом большую надпись: «Нача здатися (строиться) сей Премудрости Божией храм в лето 1011». То есть он точно указал год начала строительства собора.

* Фреска на стене Софийского собора, на которой изображена коронация Анны в Константинополе — перед тем, как Анна вышла замуж за князя Владимира, ее короновали и она получила статус царицы

— Откуда он мог его знать, если в «Повести временных лет» указана другая дата — 1037 год?

— В его распоряжении был архив Софийского монастыря, в котором хранилось большое количество старинных документов. К сожалению, в конце XVII века архив сгорел. В нем были ценные материалы, которые современным ученым неизвестны. До наших дней не сохранилась и надпись, сделанная под центральным куполом по распоряжению Петра Могилы. Как это ни странно звучит, ее уничтожили… реставраторы. Это произошло в прошлом веке — в 1950-е годы. В те времена считалось, что в соборе ценность имеют только мозаики и фрески XI века. Поэтому значительную часть масляной живописи XVII—ХVIII столетий реставраторы либо записали однотонным слоем краски, либо вообще уничтожили. Хорошо хоть, что они сфотографировали эти изображения. Снимки и негативы сохранились в архиве заповедника. Так что негативы и фотографии надписи, сделанной по приказу Петра Могилы, у нас есть.

Еще одним доводом в пользу начала строительства в 1011 году и его завершения в 1018-м является то, что их отделяет семь лет. Дело в том, что именно за такой срок был возведен Иерусалимский храм, который является священным прообразом всех христианских храмов. Поэтому Десятинную церковь в Киеве князь Владимир построил за семь лет. Как видим, в этот срок удалось уложиться и при создании Софийского собора. Кстати, София Киевская — это образ Небесного Иерусалима (Царства Небесного), как он описан в Апокалипсисе: в ней 12 столбов, 12 арок-врат, посередине над княжеским портретом в парапет хор был вмонтирован большой камень зеленого цвета (яшма — светило Небесного Иерусалима).

Научным руководителем кандидатской диссертации, которую я защитила в начале 1990-х по результатам своих исследований Софийского собора, был академик из Москвы Геннадий Григорьевич Литаврин (крупнейший в мире специалист по истории Византии, к сожалению, уже покойный). Он сказал мне: «Ваша диссертация будоражит умы. Я бы ее никогда не поддержал, если бы вы меня не убедили в правоте своих выводов». Кандидатскую я защитила в Москве, а докторскую — в Киеве. Обе эти работы легли в основу моих монографий.

В 2012 году мы вместе с коллегой, исследователем граффити Вячеславом Корниенко, опубликовали в совместной работе 11 уникальных надписей с датами их написания — 1018, 1019, 1022, 1023, 1028, 1033 годы… Они обнаружены и прочитаны на стенах Софийского собора в последние годы. Я была потрясена этими находками, ведь они являются неопровержимыми доказательствами того, что в 1018 году храм уже был действующим.

* Специалисты утверждают, что чем дольше стоит Софийский собор, тем прочнее становятся его стены — секрет этого феномена в технологии кладки, которую применили византийские мастера

— Как получилось, что до этого никто не обнаружил столь важные для науки надписи?

— Граффити на стенах Софии более семи тысяч. Им посвящены целые книги. Но прежде исследователи обращали внимание на самые заметные, легко прочитываемые надписи. Сейчас стены собора исследуют очень тщательно, не пропуская ни одного граффити.

P. S. Софийский собор стал музеем в 1934 году, службы в нем, кроме особых случаев, не проводятся. В день юбилея, 24 мая, в нем планируется провести торжественный молебен с участием высшего руководства Украины.

* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *