Эта статья о библейских городах. Для использования в других целях, см Содом и Гоморра (значения) . Содом и Гоморра в огне , Иаков де Вет II , 1680 г.

Содом и Гоморра ( / s ɒ d ə м  … ɡ ə м ɒr ə /  ) были два города , упомянутые в Книге Бытия и во всей еврейской Библии , в Новом Завете , и в второканонические книг , а также в Коране и хадисах .

Согласно Торе , царства Содома и Гоморры были в союзе с городами Адма , Цебоим и Бела . Эти пять городов, также известные как «города равнины» (из Бытия в версии короля Якова ), были расположены на равнине реки Иордан в южной части земли Ханаанской . Равнину сравнивали с Эдемским садом как хорошо политую и зеленую, пригодную для выпаса скота. Над ними был вынесен божественный суд, и четверо из них были сожжены огнем и серой . Соседний Сигор (Бела) был единственным городом, которого нужно было пощадить. В авраамических религиях Содом и Гоморра стали синонимами нераскаявшегося греха, а их падение — пресловутым проявлением божественного возмездия . В Библии упоминается, что города были разрушены за их грехи, попытку изнасилования , высокомерие и эгоизм .

Содом и Гоморра были использованы исторически и в современном дискурсе метафор для гомосексуализма , и происхождение английских слов, педераст , уничижительный термин для мужчин — гомосексуалистов, и содомия , который используется в правовом контексте под ярлыком » преступление против природа «для описания анального или орального секса (особенно гомосексуального) и зоофилии . Это основано на толковании библейского текста, интерпретирующего божественный суд над Содомом и Гоморрой как наказание за грех гомосексуального секса, хотя некоторые современные ученые оспаривают эту интерпретацию. Некоторые исламские общества включают наказания, связанные с Содомом и Гоморрой, в шариат .

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали ему: пойди сюда. И сказали: вот пришелец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.

Согласно Ветхому Завету, Содом вместе с Гоморрой, Адмой, Севоимом и Сигором входил в так называемое «Содомское пятиградие» и находился в долине реки Иордан неподалеку от Мертвого моря. Точное место расположения Содома неизвестно, и человечество пыталось найти ответ на этот вопрос на протяжении многих веков. Еще древнегреческий философ Страбон (ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.) высказывал предположение, что «город греха» находится в районе населенного пункта Moasada к юго-западу от Мертвого моря. В пользу этой идеи говорило наличие там неких руин. С тех пор звучало множество самых разнообразных версий, а пик археологических экспедиций пришелся на середину прошлого века. Но несмотря на кропотливую работу групп экспертов со всего мира, Содом так и не был найден. В 2006 году ученые из Университета Нью-Мексико приступили к раскопкам в местечке Телль-эль-Хаммам, лежащем в южной оконечности Иорданской долины в 14 километрах к северо-востоку от Мертвого моря, на 400 м ниже его уровня. В результате работ под руководством декана кафедры археологии и библейской истории Стивена Коллинза было найдено крупное древнее поселение, окруженное мощным крепостным валом. Год за годом археологи откапывали руины домов с толстыми кирпичными стенами; были найдены даже печи для хлеба. По данным исследователей, люди здесь жили в период между 3500 и 1540 годами до н.э. «Мы очень мало знаем о жизни людей бронзового века в южной части долины реки Иордан. Большинство археологических карт этой местности пусты, и до начала наших работ никто не догадывался о наличии столь гигантского населенного пункта в этой области»,- говорит Коллинз. Сравнивая поселение с городом-государством, он соотносит его с библейским пятиградием вообще, и Содомом в частности. Ничем иным, по его мнению, город быть и не может: в противном случае история сохранила бы о нем те или иные письменные свидетельства.

С Коллинзом согласны далеко не все археологи. Многие полагают, что за его открытием скрывается, скорее, желание доказать, что Библия права, чем научный интерес. Ученые напоминают, что у профессора Коллинза есть четкая религиозная задача – университет, который он представляет, имеет богословскую направленность. Так или иначе, работы в Телль-эль-Хаммаме продолжаются, за их ходом можно следить на официальном сайте.

Примеры употребления слова содом в литературе.

Теперь — не то: запреты на инцесте, Все прокляты, чья родина — Содом, А кто алчбою гнусною ведом — О бегстве мыслить должен, об аресте.

Пастору Беме совсем не нравились его планы, достойные погрязших в разврате старцев Содома или Рима времен Империи.

Когда же он услыхал, что все места богослужения в Чарлстоне переполнились бездельниками и глупцами, собравшимися на бунтовщическую молитву, когда собственными глазами увидал членов Провинциального конгресса во главе со спикером Палаты общин Лаундсом в пурпурной мантии, алонжевом парике и с серебряным жезлом, которые торжественной процессией шли к церкви святого Филиппа, негодование сэра Эндрю не позволило ему оставаться более в городе, который, как он ожидал, могла в любую минуту постичь та же кара, что обрушилась на Содом и Гоморру.

Будто в одной игрище дело, — перебил возражатель, — насмердело ваше место перед господом, аки Содома!

И весь этот содом, весь этот хаос ютился на очень небольшом пространстве обыкновенного лавочного помещения с полками по стенам, с страшно грязным полом, с обитым рваною клеенкою прилавком и с небольшими окнами, защищенными с улицы решетками, как в тюрьме.

От Светлого будущего, а заодно и от Неба враз отреклись, как увидали наши наживки — баксы, тряпки, Маргошек всех мастей, разные там остренькие блюда, клубничку, за которые Господь еще Содом и Гоморру дотла спалил.

Содом и Гоморру, как бы низвержение Богом гордыни, с другой стороны — Пятидесятницу.

Я оставался под столом, когда со свечами вернулась бабушка, подобно гневному архангелу узрела в пламени свечи Содом, признала в пламени свечи Гоморру и с задрожавшими в ее руках свечами подняла крик, устроила скандал и, назвав все это свинством, положила конец идиллии о том, как прогуливается Рюбецаль по Исполиновым горам, потом, расставив свечи по блюдечкам, достала карты из буфета, кинула их на стол и, попутно утешая все еще хнычущего Стефана, провозгласила вторую часть праздника.

Целый день во флигельке стоял содом, а потом Агния вырвалась и убежала к матери Анфусе, но ее туда не пустили: там сидели Рябинины и Огибенины, приехавшие тоже проведать Густомесова.

Сам Иерихон расположен в долине, над которой возвышаются обнаженные от всякой растительности горные кряжи, тянущиеся на значительную длину: к северу до окрестностей Скифополиса, а к югу до того места, где в древности стоял Содом, и до берега Асфальтового озера.

Михайлов Содом и Гоморра Часть первая У женщин будет Гоморра, а у мужчин — Содом.

Замечу в скобках, что именно с помощью такого рода материализации, как бы неопределенны они ни были, благодаря этим астральным знакам, озарявшим целый участок атмосферы, рассеянная Гоморра стремится в каждом городе, в каждом селении воссоединить свои распавшиеся звенья, восстановить библейский город, между тем как те же самые усилия предпринимаются — хотя бы ради временного возрождения — изгнанными из Содома и тоскующими по утраченной родине, предпринимаются иногда людьми двуличными, а кое-когда и смельчаками.

Содом и Гоморра являлись высокоорганизованными городами-государствами аккумулирующими грандиозные богатства.

Содом, Гоморра, Вавилон, Ниневия, Карфаген, Итиль, —каждый желающий может составить свой список.

Содом, Гоморра, Сихем, Мегиддон, Газа и — предположительно — Иерусалим.

Источник: библиотека Максима Мошкова

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *