Первый православный приход на восточном побережье Северной Америки возник в Нью-Йорке в 1870 году. Храм, устроенный в частном доме на Второй авеню, посещали и греки, и сербы, и сирийцы, но главным образом служащие консульства России. Храм даже назывался «консульским». В 1894 году епископ Алеутский и Аляскинский Николай основал в Нью Йорке новый домовый храм, освященный в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца.
В конце XIX века, когда поток переселенцев из России ощутимо усилился, и скромная по размерам домашняя церковь была уже не в состоянии вместить всех желающих придти помолиться, ее настоятель, будущий священномученик протоиерей Александр Хотовицкий, поставил вопрос о строительстве в Нью-Йорке большого собора. С благословения вновь назначенного епископа Алеутского и Аляскинского Тихона, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси, в сентябре 1899 года специально учрежденный комитет приобрел участок земли в 150 сажен на Ист 97-й улице, между Мэдисон и Пятой авеню, стоимостью в 72 тысячи рублей. На этом участке предполагалось возвести храм, который мог бы вместить 900 человек, построить помещение для воскресной школы, зал для праздничных собраний, квартиры священнослужителей. Стоимость строительства оценивалась в 114 тысяч рублей или 57 тысяч американских долларов.
Уже через два месяца Святейший Синод получил Высочайшее разрешение Государя императора Николая Александровича на сбор необходимых денежных средств. Для осуществления этого в феврале 1900 года отец Александр Хотовицкий в качестве председателя строительного комитета направился в Россию.
Первый взнос на строительство — 5 тысяч золотых рублей — поступил от самого Императора Николая Второго.
Неоценимую молитвенную и нравственную поддержку оказал глубоко всеми чтимый отец Иоанн Кронштадтский — на первой странице специально заведенной книги для записи пожертвований он, внеся 200 рублей, написал: «Благослови, Господь, эту книгу и труд, на который эти пожертвования испрашиваются…»
Примеру Царской Семьи и иерархов Церкви последовали многие православные. В России, нередко после звучавших с амвонов храмов обращений отца Александра Хотовицкого прихожане жертвовали снятые с себя серьги, кольца, ожерелья, браслеты. И, тем не менее, собранных средств не хватало. Тогда, специальным постановлением Святейшего Синода, в день празднования Крещения Господня в 1901 году по всем церквам России был объявлен сбор пожертвований в пользу строительства православного храма в Нью-Йорке.
Краеугольный камень в основание собора был заложен в день Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая (22 мая по новому стилю) 1901 года. На всем протяжении следования крестного хода из церкви на Второй авеню к 97-ой улице дома были украшены российскими и американскими флагами. В присутствии тысячей верующих, прибывших из Вашингтона представителей русского посольства во главе с графом Кассини, генерального консула в Нью-Йорке Теплова, офицеров и матросов строящегося в Филадельфии броненосца «Ретвизан», а также мэра Нью-Йорка Сета Лоу епископ Тихон освятил краеугольный камень.
Через полтора года, лучшая американская строительная фирма того времени «Джон Доуни и сын» под наблюдением архитектора Бергессена возвела здание Свято-Николаевского собора. Первое богослужение во вновь построенном храме состоялось 10 (23 ст.ст.) ноября 1902 года. По свидетельству очевидцев, на нем присутствовало не менее двух тысяч верующих (в два раза больше проектированной вместимости), и не менее тысячи молящихся стояло на улице. В своей проповеди, обращаясь ко всем собравшимся, епископ Тихон сказал: «… В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию Православной веры».
Приветственная телеграмма по случаю освящения первого русского православного собора в Нью-Йорке была получена из Ливадии от Государя Императора Николая Александровича.
В 1905 году возведенный в сан архиепископа владыка Тихон перенес свою резиденцию и управление епархии из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Свято-Николаевский собор отныне становится кафедральным, приняв на себя миссию духовного центра русского Православия в Северной Америке.
За почти сто лет своего существования в Нью-Йорке Свято-Николаевский собор стал намоленным храмом, в котором хранятся многие святыни:
1. Мощевик, который в 1901 году был прислан в собор как благословение со святой горы Афон — в прилагаемом списке перечислены имена святых угодников Божиих чьи мощи хранятся в нем;
2. Подаренная собору Святейшим Патриархом Алексием II ко дню 90-летнего юбилея икона Святителя Тихона с частицей его святых мощей;
3. Запрестольный образ Воскресения Господня (цветное стекло) подаренный собору в память труженицы церковной Варвары Николаевны Мак Гахан (урожденной Елагиной) в 1907 году;
4. Запрестольный крест, с броненосца «Ретвизан» — команды «Варяга» и «Ретвизана» были первыми прихожанами и первыми жертвователями в фонд постройки собора; оба броненосца были потоплены под Порт Артуром в 1904 году;
5. «Голгофа», работы А.А.Нератова, дар эмиграции в 1950 годы.
К 1973 году относится событие, отразившее культурное значение собора: он стал памятником архитектуры Нью-Йорка, и Архитектурное общество города прикрепило к стене бронзовую мемориальную доску с текстом об уникальности здания.
В 2000 году состояние храма оказалось близким к аварийному и было принято решение о проведении капитального ремонта и реставрационных работ, которые были завершены в 2002 году к празднованию столетнего юбилея собора.

Подозвав Двенадцать…

Художник Роберт Раевский (Храм Христа Спасителя, Нью-Йорк, середина 1980-х годов)
«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Мк.10:32-34)

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ является приходом Православной Церкви в Америке, епархии Нью-Йорка. Он был основан в 1924 году русскими эмигрантами (История прихода)

Цель нашей страницы – это свидетельство о Благой Вести через церковную жизнь нашей общины. Здесь вы найдёте историю нашего прихода и информацию о событиях в его жизни, краткий обзор истории Православной Церкви в Америке, что-то новое узнаете о православии.

В жизни Православной Церкви в Америке — и наш приход не является исключением — огромную роль играют не только духовенство и иерархия, но и верующие. Мы знаем, что православная Церковь живет через приобщение своему Господу и Главе Иисусу Христу, Который сказал Своим ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин.15: 4-5). Так и мы, причащающиеся Ему, составляем одно тело, по слову апостола, а «тело же не из одного члена, но из многих» (1 Кор.12: 14). Поэтому наша Интернет-страница рассказывает не только о событиях собственно церковной жизни, но и о том, чем живут прихожане, знакомит с их творчеством.

Нью-Йорк это несомненно современный Вавилон. Я не знаю есть ли еще на земле город, где бок о бок соседствуют представители стольких народов, культур и религий. И все это накапливалось, перемешивалось и видоизменялось на протяжении нескольких столетий. Что-то растеклось по другим штатам, а что-то застыло и так и осталось в истории. При этом город продолжает жить и дальше перемалывать все, что попадает в него, как гигантский никогда не останавливающийся миксер. Взять хотя бы такую часть человеческой жизни, как религия. Кажется, что когда какая-нибудь конфессия возводит свой очередной храм, то это на века, и все, что его ждет в будущем, так это только стать памятником архитектуры. Так наверное везде, но только не в Нью-Йорке. Здесь у храмов и церквей своя жизнь, и что их ждет в следующие 50 лет не знает никто. Как вы уже наверное поняли, сегодня у меня будет пост про церкви. Но не про религию, а про архитектуру и немного истории.
Вот, например, православная церковь в Нью-Йорке совершенно не значит принадлежащая РПЦ. Точнее, в большинстве случаев, знакомый всем крест не имеет к ней никакого отношения. Есть приходы РПЦ, есть РПЦЗ, есть ПЦА, а есть еще куча разных православных церквей о существований которых я даже не подозревал.

2. Как, например, эта церковь святого Николая Мирликийского в Ист-Вилладж.
3. Принадлежит Американской карпаторусской православной епархии, созданной в 1938 году выходцами из Карпато-русинского региона современной Словакии, Польши и Западной Украины.
4. Церковь была построена на деньги одного из потомков последнего губернатора Нью-Амстердам Питера Стёйвесанта, в память его (потомка) безвременно ушедшей жены, и была частью прихода Епископальной церкви Св.Марка в Бауэри. Здание построено в 1883 году в стиле неоготика архитектором Джеймсом Ренвиком, автором собора Святого Патрика на 5-й авеню.

5. Позже перешло в собственность Словацкой лютеранской церкви Святой Троицы, которая сдала его в 1925 году в аренду Американской карпаторусской православной епархии. В 1937 году те полностью выкупили здание, и теперь мы можем наслаждаться невероятным смешением готики с православными мотивами.
6. Здание на самом деле красивое, и я рад, что карпаторуссы не перестроили его под себя, украсив маковками, а сохранили почти в первозданном виде.
7. Буквально за углом находится польский костел св. Станислауса, принадлежащий римско-католической архиепархии Нью-Йорка. Он, в свою очередь, располагается в здании бывшей Датской реформаторской церкви 1845 года постройки, которая после реформаторов использовалась какое-то время как синагога.
8. За другим углом можно найти церковь св. Марии принадлежащую Американской православной греко-католической церкви. Здание построено в 1904 году для Венгерской реформаторской церкви. Потом перешло греко-католической церкви воскрешения (1916), потом Западной православной церкви св. Петра и Павла (1935), и, наконец, в 1961 году здание обрело нынешних владельцев.
9. Может показаться, что в Нью-Йорке полный компот, но нет, есть место и классическому стилю. Вот, например, русский православный собор Преображения Господня в бруклинском районе Гринпоинт. Редкий для Америки пример стиля византийское возрождение. Построен в 1922 году. Принадлежит ПЦА — автокефальной Православной Церкви в Америке.
10. Самый русский храм в Нью-Йорке — Николаевский кафедральный собор на Ист 97-й улице Манхеттена. Про него у меня был отдельный пост.
11. Русская греко-католическая греко-каволическая церковь св. Николая в Куинсе. Принадлецит ПЦА.
12. Собор св. Троицы Украинской православной церкви. Находится в бывшем здании банка, построеном в 1906 году в стиле Бозар.
13. В отделке до сих пор сохранились банковские мотивы.
14. Свято-Отеческая церковь на Вест 153-й улице Манхеттена. Принадлежит РПЦЗ — Русской православной церкви заграницей.
15. Собор св. Троицы Украинской православной церкви, расположенный в бывшем здании собора Сан Сальвадора, принадлежавшего Епископальной церкви.
16. Кафедральный собор св. Кирилла Туровского Белорусской автокефальной православной церкви.
17. Украинский католический собор св. Юра в Маленькой Украине на манхеттене. Построен в 1978 году.
18. Мозаика на фасаде.
19. Лютеранская церковь Троицы.
20. Франко-говорящая баптистская церковь.
21. Витраж.
22. Лютеранская церковь в Бруклине.
23. Церковь с серьезным замесом в символе.
24. Японо-американская объединенная церковь.
25. Церковь Христа.
26. Что-то на китайском.
27. Красивый собор в Бруклине.

29. Церковь на перекрестке дорог.
30. «Универсальная». В комментах подсказывают, что правильно она называется Всемирная церковь «Царство Божие».
31. Здесь мне дверь понравилась.
32. Венгерская баптистская церковь.
33. Польский костел в Бруклине.
34. Первая пресвитерианская церковь в Куинсе.
35. Римско-католические соборы всегда отличаются особой массивностью

38. Здание ищет арендаторов. Не желаете что-нибудь открыть?
39. А это очень необычная церковь.

40. Точнее только ее фасад, который сохранили при строительстве нового здания для университета.
41. Это вид изнутри.
Еще про церкви:
Нью-Йоркский след Титаника часть 2 — витраж в Кафедральном соборе св. Иоанна Богослова, самом
необычном соборе города. Рассказ об истории его строительства.
Ничего святого — бутик в здании старой церкви

Свято-Николаевский патриарший собор Нью-Йорка – это центральный и первенствующий собор Патриарших приходов в США.
Построенный больше 100 лет назад нью-йоркский храм, не зря получил себе в небесные покровители именно святого Николу. К нему молились и обращались за помощью прибывающие на американский континент православные, искавшие прибежища и заработка. Ведь Николай Чудотворец — один самых почитаемых святых в нашем народе. Пожалуй, у нас нет ни одного дома, в котором бы не было образа Мирликийского Угодника. Русский человек обычно брал с собой его иконочку, когда отправлялся в паломничество, путешествие или плавание.

История Нью-Йоркской церкви переносит нас к концу XIX века, когда в 1905 г. была образована новая община. Она разместилась на одном из нижних этажей корпуса на 2nd Avenue, 323.

Со временем приход стал расти, и все богомольцы не вмещались. Был основан Строительный комитет, который решил возвести отдельное строение. В 1899 г. церковная община купила 700 квадратных метров земли на 97th Street. По задумке, здесь предполагалось построить Божий дом вместительностью до 1000 чел., классы для проведения воскресных занятий, зал для разного рода собраний и комнаты клириков. Над реализацией задуманного проекта работал И. Бергессен.

В 1900 г. стартовала программа по сбору денежных сумм. К слову, император Николай II пожертвовал на это богоугодное дело 5000 рублей, а отец Иоанн Кронштадский – 200.

В день Перенесения мощей Николая Чудотворца 22 мая 1901 г. храм был заложен. Торжественное освящение построенной церкви состоялось 23 мая 1903 г.

В 1905 г. из Сан-Франциско была перенесена епископская резиденция, а Никольский храм стал кафедральным, и при этом — духовным центром русского Православия в Северной Америке.

В 1954 г. проводилась реставрация крыши, куполов и крестов.

В 1970 г. митрополия Северной Америки получила статус Автокефалии от Московской Патриархии. Некоторые общины не захотели присоединиться к юрисдикции новообразованной Церкви и сформировали Патриаршие приходы.

В 1973 г. Николаевскому храму присвоен статус городского памятника архитектуры.

В 2000 г. началась очередная реставрация. В частности, интерьер по-новому расписали. Освящение обновлённой церкви совершилось в ноябре 2003 г.

Храм сооружен в стилистике московского барокко. Его верх венчают пять маковок, а площадь основания составляет 15 х 26 м. Стены украшены фресками.

Помимо основного придела, Никольского, есть боковой — в честь Рождества Божией Матери.

В центре установлен золоченный дубовый иконостас, иконы для которого выполнил А. Славцев. Роспись произведена итальянским мастером Сантино и российским — Соколовым.

Более, чем за столетие своего существования собор намоленным местом. Большое количество верующих приходят поклониться святыням. Это привезенный в 1901 г. с Афонской горы ковчежец с частичками мощей нескольких преподобных; икона свт. Тихона Московского с частицей мощей, подаренная патриархом Алексием II.

К мощам святителя Николы также можно приложиться в Иоанно-Предтеченском соборе Бруклина.

Свято-Николаевский патриарший собор Нью-Йорка обновлено: Февраль 15, 2016 автором: maximus[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *